Анализируются специфика и основные проблемные аспекты конструирования национально-гражданской идентичности молодежи в условиях новой - цифровой - эпохи. В числе основных факторов, определяющих развитие процесса идентификационной трансформации массового сознания молодых россиян, выделены изменение коммуникативного ландшафта, слабость когнитивного и символического фундамента гражданской самоидентификации, расплывчатость темпоральных границ «образа нас», аморфность наполнения «образа коллективного будущего».
On the Creation of the National Identity of Russian Youth in the Digital Age.pdf Постановка проблемы Одной из важных проблем социально-политического и культурного развития российской государственности в начале XXI в. является формирование национально-гражданского самосознания молодежи в условиях кристаллизации новых вызовов современности. Указанная проблема носит многомерный характер и содержит в себе целый ряд взаимосвязанных социокультурных, гуманитарных и политических аспектов - от фактора возрастной психологической динамики до политического климата, в котором происходит социализация молодого поколения [1. С. 62]. Одной из таких проблемных ниш, оказывающих влияние на становление и трансформацию национально-гражданской идентичности молодых россиян, является «цифровой фактор» -радикальная трансформация коммуникативного ландшафта современности. В рамках данной статьи акцент сделан на эффектах и следствиях трансформации информационно-психологического пространства современной России, воздействии цифровых технологий не только на «социальную повседневность», но и на установки национально-гражданской идентичности молодых россиян. Предваряя анализ обозначенной проблематики, необходимо сделать две оговорки, которые представляются существенными. Во-первых, говоря о цифровых технологиях, их воздействии на социальное (и более узко - на политическое) сознание российской молодежи, следует все же акцентировать внимание не на самом общеизвестном факте трансформации коммуникативного пространства российского социума («интернетизации» общественно-политических отношений и процессов), а на культурно-психологических и отчасти макрополитических эффектах, порождаемых новой информационной реальностью. Во-вторых, важным моментом в понимании особенностей макрополитического сознания российской молодежи, ее политической самоидентификации является учет сегментарных и субпоколенческих размежеваний. Очевидно, что «российская молодежь» сегодня - это сложный социально-возрастной конгломерат, бинарным ядром которого выступают, с одной стороны, старшая и средняя возрастные группы, принадлежащие по большинству параметров к поколению «Y», а с другой - поколение 20-летних «цифровых аборигенов» - так называемое поколение «Z», все более выразительно проявляющее собственную социальную субъектность и отчетливо заметное на политическом ландшафте России [2. С. 195; 3. С. 294]. Таким образом, цель исследования состоит в выявлении специфики конструирования национально-государственной идентичности российской молодежи с учетом радикальных цифровых трансформаций, которые переживает современное российское общество. Степень научной разработанности проблемы Указанная проблема является многовекторной и занимает значительное место в системе приоритетов российской политической науки. Поэтому имеет смысл обозначить основные направления ее осмысления на современном этапе. Так, влияние полифонии цифровых факторов на гражданскую социализацию и самоидентификацию российской молодежи, различных ее возрастных групп отражено в исследованиях Е.В. Бродовской, А.Ю. Домбровской, А.В. Синякова, Р.В. Пырмы, Н.Л. Смакотиной и др. В фокусе внимания А.И. Щербинина находится проблема политической социализации молодежи в крупном (университетском) городе. Е.Б. Шестопал и А.В. Селезнёва рассматривают ценностные и поведенческие аспекты политической самоидентификации молодых россиян в условиях трансформаций политической системы современной России. В центре внимания Т.Н. Сам-соновой - вопрос конструирования гражданского самосознания молодых россиян, прежде всего в контексте структурно-функционального подхода. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров, опираясь на традицию отечественной социологии, уделяют особое внимание «повседневности» и стилю жизни различных возрастных групп российской молодежи. В работах И.В. Самаркиной и А.Л. Зверева поставлен вопрос о специфике и формах участия молодых россиян в политическом процессе. Методология и методика исследования Анализируя современные политические исследования в области национально-гражданской идентичности российской молодежи, наиболее важные с теоретико-методологической точки зрения, можно выделить три основных направления научного поиска. Первое может быть определено как социализационное. Оно акцентирует внимание на институциональных и психологических особенностях политической социализации молодых россиян. Так, особого внимания заслуживают работы Т.Н. Самсоновой, Ю.А. Зубок, И.В. Самаркиной, А.Л. Зверева, А.И. Щербинина и др. [4-8]. Второе направление - широкий спектр политико-психологических трудов, в которых описываются основные содержательные компоненты национально-гражданского самосознания молодежи: символические репрезентации, темпоральные представления, политические ценности и стереотипы (работы И.В. Самаркиной, А.В. Селезнёвой, Н.Л. Смакотиной, и др.) [6-10]. Третье направление связано с осмыслением политического поведения и реализацией жизненных стратегий молодых россиян в условиях формирования контуров информационного общества, все более заметной «виртуализации» политических практик и отношений [11]. Таким образом, методологической основой данной работы выступает синтез исследований в области политической социализации и становления гражданского сознания молодежи, политико-психологических теорий национальной идентичности и современных концепций «цифрового общества», его влияния на паттерны политического поведения российской молодежи. Представляется, что указанные методологические основания открывают возможности для рассмотрения национально-гражданской идентичности как динамического макрополитического конструкта, тесно взаимосвязанного с информационно-психологическими изменениями, происходящими в российском обществе в начале третьего тысячелетия. Эмпирическая база исследования В основание данной статьи положены результаты прикладного политико-психологического исследования, проведенного в 2017-2018 гг. под руководством автора в Московском педагогическом государственном университете и Финансовом университете при Правительстве РФ. В рамках данного исследования методом фокусированного интервью были опрошены 214 молодых респондентов (возраст 16-29 лет) из 13 субъектов Российской Федерации. Указанное исследование, безусловно, не претендует на всеобъемлющий характер и социологическую репрезентативность в общероссийском масштабе, но позволяет диагностировать «болевые точки» формирования национально-гражданского самосознания молодых россиян [12]. Результаты исследования Важно отметить, что проблемы конструирования национально-гражданской идентичности российской молодежи в цифровую эпоху во многом характеризуются синтезной природой, являют собой сочетание проблем традиционных, наследуемых из 1990-2000-х гг., институциональных, связанных с функционированием институтов политической социализации сегодня, и новых, связанных с цифровизацией политической реальности. Первая проблема, которая четко прослеживается в ходе проведенных исследований, - слабость когнитивного и символического фундамента гражданской самоидентификации молодых россиян. История России в сознании молодых россиян в целом персонализирована и предстает как совокупность символов-персон и в меньшей степени символов-событий. Из символов-персон следует отметить сохраняющееся на протяжении последних 10 лет (начиная с исследований, проведенных кафедрой социологии и психологии политики МГУ им. М.В. Ломоносова в 2008-2010 гг.) «первенство» таких фигур, как Петр I и В.В. Путин, которые воспринимаются молодыми респондентами, скорее, позитивно. К «традиционным» символам-персонам российской истории, наиболее часто упоминаемым респондентами, относятся такие правители, как Иван Грозный, Екатерина Великая, И.В. Сталин, Александр Невский, Дмитрий Донской. При этом по-прежнему актуальной является проблема «привязанности» указанного символического пантеона преимущественно к политической сфере. Можно предположить, что фигуры российской истории, относящиеся к иным областям деятельности - науке, искусству, спорту, - занимают менее значимое место в политическом сознании молодых россиян. Симптоматично, что и исследование «Национально-государственная идентичность в современной России» (2017-2018), и более ранние исследования показывают факт «выпадения» из социальной памяти молодежи целых исторических эпох. Например, ХУ11 в. ассоциируется исключительно с событиями Смуты, ХУ1 в. воспринимается сквозь призму фигуры Ивана Грозного, а ХУ в. в представлении респондентов является символической и когнитивной лакуной. Очевидно, что восприятие истории в событийной и персона-листской оптике - ситуация, типичная для «остаточных знаний» в рамках официального исторического нарратива. Но вместе с тем можно предположить, что перед российской системой гуманитарного образования и культурной политики вырисовывается важная задача формирования целостного и сбалансированного образа прошлого, лишенного темпоральных «провалов», когда прерывается «нить времен». Вторая проблема конструирования национально-гражданской идентичности российской молодежи связана с аморфностью темпоральных рамок образа «нас» в сознании молодых россиян. В частности, речь идет о расплывчатости коллективного образа будущего, которая проявляется не только в депрессивных социальных настроениях, утилитарных стратегиях социального и политического поведения (живу «одним днем», поэтому «политикой не интересуюсь»). Представляется, что указанная ситуация таит в себе потенциальную опасность по двум причинам. Во-первых, отсутствие образа общенационального будущего усиливает чувство социально-политической деприва-ции (и, как следствие, массовые протестные настроения в молодежной среде) и параллельно снижает мотивацию позитивного политического участия. Во-вторых, отказ от рассмотрения «нас» как некой целостности в исторической перспективе неизбежно приводит к выстраиванию конструктов конфликтной идентичности. Отказ от проектирования будущего, стремление жить «здесь и сейчас» во многих случаях прямо предполагает негативную самоидентификацию - поиск всевозможных «чужих», чтобы оправдать смысл существования «нас» как макрополитического сообщества. Представляется, что обозначенные выше проблемы во многом связаны не только с последствиями кризиса российской национально-гражданской идентичности, наиболее острая фаза которого пришлась на 1990-е - начало 2000-х гг., но и с интенсивными процессами формирования принципиально нового информационного ландшафта российского общества: технологической цифровизацией и психологической «виртуализацией» социальной (а вместе с ней и политической) повседневности. В этих условиях среднестатистический молодой россиянин оказывается погруженным в пространство симулятивной политической реальности, представляющей собой «ускользающий мир» политических симулякров, переполненный эмоциями в ущерб ценностно-смысловым конструктам и лишенный устойчивости. Динамизм «виртуальной политики» (а в случае поколения «Z» можно говорить и о «виртуальной социализации» в целом) приводит к девальвации исторических оснований национально-гражданского самосознания, которые «теряются» в пространстве всевозможных симулякров. Среди указанных симулякров особое место занимают «виртуальные» архаические идентичности, получившие особое распространение в социальных сетях Рунета («мещера», «ингерманландцы» и т.д.). Отличительная черта многих таких «виртуальных идентичностей» - обращение к негативной самоидентификации, стремление противопоставить себя и собственную культурно-историческую «уникальность» общероссийскому политическому сознанию. На сегодняшний день указанные идентификационные конструкты, имеющие симулятивную природу, безусловно, не способны полномасштабно конкурировать с российской национально-государственной идентичностью. Тем не менее сам факт их появления и распространения в социальных сетях свидетельствует о том, что традиционные механизмы гражданско-политической социализации молодежи (семья, школа и массмедиа, функционирующие в «вертикальном» формате) все более уступают позиции стихийным формам конструирования политического самосознания. Однако, несмотря на расплывчатость и локальный характер таких идентификационных симулятивных конструктов, нельзя не отметить утрату государством «проективной» функции, фактическое отсутствие стратегических приоритетов в сфере молодежной политики. Третья проблема, характеризующая процессы формирования национально-гражданской идентичности молодежи, обусловлена фундаментальной спецификой социализации поколения «Z». Избыток информации и превалирование эмоционально-негативного контента в Интернете приводит к кристаллизации таких ментальных схем, как «клиповое» и «сериальное» политическое сознание, в основе которого лежит неготовность воспринимать сложные в когнитивном плане конструкты, стремление «упростить» смыслы и образы в структуре собственной «Мы-концепции», осознавать «нас» через призму конфликта со всевозможными «врагами». Одновременно, опираясь на исследования Т.Н. Самсоновой и А.И. Щербинина, мы фиксируем деструктивное влияние синергии таких факторов, как неспособность или нежелание элит проектировать образ будущего для молодежи, продуцировать новые смыслы; деградация институтов, прежде активно участвовавших в политической социализации личности, и связанное с ней ослабление влияния национального государства на этот процесс; во многом стихийный характер формирования политической картины мира у молодежи; рост значимости элемента самоконструирования в рамках формирования идентичности молодежи, в первую очередь - поколения «Z». Результатом их сочетания становятся, с одной стороны, обесценивание долговременной групповой (или культурной) памяти, а с другой - возникновение «символического вакуума» на месте образа будущего и утрата олигополии государства, партий, церкви и иных традиционных институтов на формирование соответствующего комплекса смыслов. Роль катализатора данного процесса играет все большее вытеснение в молодежной среде институциональной коммуникации сетевыми ее формами [8. С. 205-206, 213]. Параллельное развитие «клипового» восприятия и «кликового» поведения (стремление подменить реальную деятельность «кликом мышки» и действиями в виртуальном пространстве Интернета) может рассматриваться как серьезный культурно-психологический вызов для современной системы российского социогуманитарного образования. Очевидно, что конструирование гражданского самосознания у представителей поколения «Z», которое в скором времени, по мере старения поколения «Y», станет доминирующим сегментом российской молодежи, требует поиска новых технологических и педагогических форматов политической социализации. Указанный поиск не может быть ограничен компьютеризацией средней школы со всеми вытекающими последствиями (такими как визуализация образовательного процесса, распространение игровых и проектно-поисковых форматов обучения). По существу, речь идет о выстраивании целостной, устойчивой национально-гражданской идентичности, предполагающей в том числе позитивный образ будущего и конвенциональные формы реального, а не только виртуального политического участия. Выработка новых технологий формирования гражданской идентичности российской молодежи неизбежно будет проходить в условиях ценностно-смысловой фрагментации и психоэмоциональной нега-тивизации политической реальности. Выводы Важно отметить, что проблема конструирования национально-гражданской идентичности российской молодежи в цифровую эпоху носит многогранный характер и обусловлена своеобразным межпоколенческим синтезом «издержек социализации». Так, старшая когорта российской молодежи - представители поколения «Y» - очевидно, менее подвержена влиянию симулятивной реальности. Ее взросление пришлось на 1990-е - начало 2000-х гг. - время доминирования «телевизионного» формата политической социализации и масштабного кризиса российской национально-государственной идентичности. В свою очередь, «цифровые аборигены» (представители поколения «Z») в силу более молодого возраста уже не ощутили на себе наиболее негативные эффекты кризиса российской идентичности и распада советской модели образования. Однако именно эта возрастная когорта оказалась в эпицентре процессов формирования неустойчивой по своей природе «виртуальной» политической реальности, в которой традиционные инструменты гражданской социализации теряют эффективность, уступая место стихийным формам политического самосознания и самоидентификации.
Шестопал Е.Б. Ценностные характеристики российского политического процесса и стратегия развития страны // Полис. Политические исследования. 2014. № 2. С. 61-71.
Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Азаров А.А. Гражданские и политические онлайн-практики в оценках российской молодежи (2018) // Политическая наука. 2019. № 2. С. 180-197.
Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Синяков А.В. Стратегии использования социальных сетей в современной России: результаты многомерного шкалирования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 1. С. 283-296.
Самсонова Т.Н., Титов В.В. К вопросу о становлении национально-гражданской идентичности российской молодежи в условиях глобальных социокультурных трансформаций начала XXI века // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2017. Т. 23, № 3. С. 156-173.
Зубок Ю.А., Чупров В.И. Культура в жизни молодежи: потребность, интерес, ценность // Вестник Института социологии. 2018. № 27. C. 170-191.
Самаркина И.В., Логунова В.П. Абсентеизм молодежи как форма политического участия // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 2. С. 14-15.
Зверев А.Л. Мотивационный профиль политического участия молодежи в российских политических партиях // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2018. № 2. С. 45-56.
Щербинин А.И. Особенности политической социализации молодежи в университетском городе // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 51. С. 205-214.
Селезнёва А.В. Ценностные основания российской национально-государственной идентичности // Вестник Российской нации. 2017. № 4. С. 82-94.
Смакотина Н.Л., Мельникова Н.В. Влияние цифровой рекламы на социальную идентификацию подростков // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» / под ред. С.В. Ивановой. М., 2018. С. 373-379.
Паутова Л.А. Новое поколение в обществе и в исследованиях. URL: https://wciom.ru/ fileadmin/file/marathon2017/02_pautova.pdf. (дата обращения: 08.12.2019).
Титов В.В. Политика памяти и формирование национально-государственной идентичности: российский опыт и новые тенденции. М. : Ваш формат, 2017. 184 с.