Измерение социального запроса на креативное образование | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. DOI: 10.17223/1998863X/58/24

Измерение социального запроса на креативное образование

Определены ключевые качественные составляющие социального запроса на креативное образование: креативность как специфическая характеристика субъекта образовательного процесса и источники данного запроса. Представлена характеристика естественной деятельной способности мышления субъекта образовательного процесса, реализация которой направлена на решение задач. Автор выделяет ключевые характеристики современного субъекта - носителя креативности. В качестве источников социального запроса на креативное образование определены государственные структуры и частный сектор.

Measuring Social Demand for Creative Education.pdf Устремленность сообщества к информатизации, коммуникации вызывает изменения и в формах и в содержании высшего образования, что напрямую влияет на формирование и развитие нынешнего образа студента в процессе социализации. Внедрение информационных технологий увеличивает спрос на специальности, требующие определенной квалификации, соответствующего образования, основанного на способности мыслить так, чтобы в результате и потенциально и конкретно рождался креативный продукт. Зависимость от креативного потенциала, который стал крайне необходим как для развития самого процесса производства, так и для положительного усвоения его результатов, явственно обнаруживается в современном хозяйстве. Предпосылкой же экспансии подобной направленности является обеспечение и создание условий, способствующих удовлетворению возникающего на нее спроса. И главная роль здесь отводится специалисту с развитым мышлением; это и есть результат образовательного процесса. Креативность выступает инструментом прогресса общества, гарантом его благополучия и безопасности. А современная цивилизация, между тем, порой балансирует на грани самоуничтожения - экономического, экологического, политического. И грамотное использование результатов креативного мышления как удачной комбинации знаний в различных сферах жизнедеятельности способствует решению абсолютно всего спектра стоящих перед обществом проблем. Креативность безальтернативно включает способность к синтезу осуществляемого в процессе мыслительных операций; она - это наша нацеленность на решение многочисленных проблем, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. «Создание новых и полезных идей воз- Измерение социального запроса на креативное образование 265 можно в результате анализа проблем и определения ограничений уже существующих решений, что, в свою очередь, обусловливает влияние критического мышления на развитие креативности» [12. P. 216]. И далее, ориентируясь на утверждение, что «креативность есть способность, развиваемая в образовательных процессах» [6. С. 182], в качестве вспомогательного инструментария сформулируем конкретный вопрос о стадиальном изменении социального заказа на креативность, на смену субъектов креативности. При учете экономических и культурных оснований проблемы креативного, в том числе в системе образования [2], базисный тезис будет заключаться в следующем: какая креативность, в каком субъекте-носителе и в каком количестве требуется современному сообществу? Прежде чем ответить на вопросы, детализируем следующее. Во-первых, несмотря на достаточно широкое представление самых различных теоретических и эмпирических схем и трактовок термина «креативность», уточним его границы и будем использовать в конкретном значении - как естественную деятельную способность мышления субъекта образовательного процесса, реализация которой направлена на преодоление «ситуаций разрыва», на решение задач, для которых не срабатывают традиционные способы и средства. Это мышление человека как социального индивида, его деятельная способность, реализуемая посредством языка и экстралингвистических средств коммуникации, направленная на получение результатов в социально-значимой форме, заданная рамками проблемной ситуации и нацеленная на формирование нового содержания субъективной реальности. Это мышление человека, производящего свою материальную и духовную жизнь с общественноисторическим коллективом. Во-вторых, целью нашего исследования является не выявление количественных показателей по теме, т.е. получение чисел, характеризующих заявленный социальный процесс, а, скорее, определение ключевых качественных составляющих: креативности как специфической характеристики субъекта образовательного процесса и источника социального запроса на креативное образование. Ибо детальная квантификация требует проведения иного комплексного социологического подхода. В-третьих, принимая во внимание, что креативное образование реализуется не только государственными структурами (исследовательская среда: университеты, лаборатории, технопарки, инкубаторы, мелкие и крупные производственные и исследовательские компании и т.п.), но и частным сектором (предпринимательская среда), основной акцент в данной работе, скорее, направлен на опыт государственных учреждений высшего образования, ориентированных на формирование и развитие широкого спектра компетенций. Итак, какая же креативность требуется современному обществу? Отдельный интерес здесь вызывает зарубежный опыт, реализуемый на факультетах и отделениях креативных (культурных) индустрий. При детальном и внимательном его рассмотрении мы находим объяснения столь многотрудного процесса, нетривиально формирующего подходящие и адаптированные под общественные запросы установки. Так, в зарубежной практике содержание креативного образования часто сопряжено с политикой. Д.Н. Боровинская 266 Дж. Хартли и С. Каннингэм, академические ученые, отмечают, что правительства должны смотреть дальше научных и технологических концепций инноваций. По их мнению, политика обязана сочетать поддержку этого растущего сектора местной экономики с созданием креативных городских пространств. Образование тоже должно измениться - гуманитарные факультеты и факультеты искусств перестроятся и будут обучать студентов производить контент [11]. Отчасти связано это с тем, что резко возросла значимость коммуникаций. В результате усложнения общественного поведения возрастают информационные потребности людей. Информация превращается в массовый продукт. При этом личное доверие к человеку определяет степень доверия и к информации. Аудитория нуждается не в объектах, а в коммуникациях -например, с любимыми брендами. Пользователю не интересно новое рекламное сообщение. Ему интересен опыт, который обогатит его жизнь. В связи с этим именно креатив в коммуникациях позволяет достичь желаемых результатов с учетом современных трансформаций общества. Креатив, меняя отношение к брендам, представляет собой своего рода инструмент эффективности. Если раньше было достаточно рассказать идею бренда, или, как говорили раньше, «Донести сообщение» (обычно в виде изображения и текста) креативно, то сейчас необходимо конкурировать за внимание со всем контентом в мире. Выиграть можно только одним способом - давать ценность (интеллектуальную, эмоциональную, сервисную, и т.д.) от самой коммуникации, в актуальном контексте. Так, в качестве специфической функции культурных индустрий британский исследователь Д. Хезмондалш выделяет производство социального смысла. Он активно использует понятие «символическая креативность» взамен понятия «искусство». Все культурные артефакты в очень широком смысле являются текстами, поскольку открыты для интерпретации. И выделяя ключевые культурные индустрии, которые имеют собственную динамику, автор основывается на их взаимосвязи с промышленным производством и распространением текстов. «Для текстов (песни, рассказы, представления) очень важно значение, менее важна функциональность, и создаются они прежде всего в целях коммуникации» [8. С. 28]. Характеризуя креативность сегодня, отметим, что акцент смещен в пользу проблем текстуальности, субъективности, идентичности, дискурса (циркуляции смыслов и текстов в обществе). И процесс создания, распространения культурных товаров, которые идентичны нашим потребностям, чаще всего предполагает манипулирование именно символами. А что являет собой креативность как специфическая характеристика самого субъекта образовательного процесса? Чаще всего это вопросы, тесно связанные с его мышлением, ориентированным на формирование контента. И здесь, в свою очередь, следует выделить онтологические и гносеологические основания такого мышления. Онтология креативного высвечивается и в контексте деятельности - через решение задач и проблем, и в контексте коммуникации - через создание и отклонение от идеальных сущностей посредством языка и символов. Углубляясь в структуру мыслительных операций, категория креативного реализуется на всех уровнях проявления деятельной способности социальных инди- Измерение социального запроса на креативное образование 267 видов (интенция опредмечивания, интенция распредмечивания и интенция самодвижения «содержания» в сфере субъективной реальности, фиксируемых категорией идеального [3]). При этом деятельность и коммуникация, взаимодополняя друг друга, позволяют глубже раскрыть возможности креативного. В гносеологическом аспекте креативное как деятельная способность решения задач проявляется сначала через отражение существующих, а затем -посредством проектирования новых многообразных свойств, отношений предмета. И здесь природа креативности тесным образом связана со спецификой механизмов рефлексии. Далее согласно актуальным характеристикам креативности, представленным выше, определим сущность субъекта-носителя. Исходя из ценностных ориентиров, отечественные авторы исследуют несколько типов образовательной среды, определяющие современного субъекта-носителя креативности. Присущие ему этические принципы - наслаждения, пользы, личного совершенствования и агапизма, раскрываются в модели Р.Г. Апресяна [1]. Характеристика «безмятежной», «догматической», «карьерной» и «творческой» образовательных сред изложена в работах В.А. Ясвина [9], И.В. Мелик-Г айказян и Е.Н. Роготнёвой [7] и др. В методологическом плане и в современной трактовке такая классификация представляется чрезвычайно перспективной. Все четыре типа образовательной среды в той или иной мере ориентируют на осмысление и развитие отдельно взятого компонента компетенции, имеющего непосредственное отношение к креативности. Безмятежная образовательная среда способствует тому, что личность способна последовательно меняться вслед за обстоятельствами жизни. Догматическая образовательная среда формирует упорство, тогда как в случае выбора карьерной образовательной среды предполагается наличие у обучающегося умения комбинировать правильные решения поставленных задач, которые еще не имеют традиционных решений. Творческая образовательная среда способствует проявлению активности, свободы и высокой требовательности к себе [6]. В свою очередь, используя понятие среды, мы в своем исследовании не ограничиваемся такими терминами, как «условия», «влияние», «факторы», а расширяем названные понятийные рамки и включаем в содержательную часть активное начало субъекта, осваивающего жизненную среду посредством таких свойств, как инициативность, стремление к чему-либо прогрессивному, упорство, чувствительность к проблемам, гибкость, новизна, способность к преобразованиям и разработкам. На этих основаниях, собственно, и должна выстраиваться современная образовательная среда. В дополнение же к обозначенным характеристикам субъекта образовательного процесса приведем такие, как скорость актуализации информации, быстрая переключаемость внимания, умственная работоспособность, развитое чувство проницательности (интуиции), рискованность (готовность пойти на риск), высокий уровень толерантности к неопределенному или неясному, пытливость ума, высокая степень устойчивости к изменениям, интерес к новизне реализуемых проектов - все это необходимо, когда мы трактуем и раскрываем креативность как понятие. И обучение этому есть безусловная компетенция и прерогатива образовательных институтов. Д.Н. Боровинская 268 При этом сложность и многоуровневость процесса создания культурных продуктов в сфере образования обусловлена спецификой мышления всех участников образовательного процесса, и в первую очередь - носителей знания и / или обладателей опыта, потребителей образовательных услуг. Учитывая всю полноту и многообразие форм креативности, к числу потребителей образовательных услуг, способных формировать и распространять креативные продукты, могут быть отнесены все основные типы личности, предложенные Г. Гарднером: люди, решающие проблемы, создатели теорий, артистичные натуры и изобретатели, работники-энтузиасты и общественные активисты [10]. Тогда как, если иметь в виду структуру проектных групп, предложенную Б. Райеном, в число создателей могут входить первичные креативные работники, технические работники, креативные менеджеры, маркетологи, собственники и руководство, неквалифицированные и полуквалифицированные рабочие [13]. А наличие важнейшего обстоятельства - возможности трансформации способности мышления, обладающей коммуникативными и деятельностными характеристиками, - может и должно способствовать конечному успеху. И, как правило, способствует. Например, процесс активного формирования универсальных учебных действий с позиций деятельностной научной школы в результате дает возможность студенту самому оценивать собственную деятельность с точки зрения соответствия ее целям. Изначально на основании ряда действий - определения, средством чего будет служить результат; какими свойствами оный результат будет обладать для реализации своего назначения; обоснования необходимости каждого требования, а также указание последствий в случае его невыполнения - у студента формируется образ результата. Затем - через определение показателей выполнения требований к результату, построение шкалы оценки уровня выполнения требований к результату, определение способов оценки достигнутых результатов действия - осуществляется оценка предполагаемого результата [4]. Все это способствует тому, чтобы научить студента учиться через осознание собственных действий. Ставить проблемы (практические, исследовательские), проектировать решения сложных проблем или разрабатывать гипотезы, ставить цели и планировать действия или осваивать способы проверки гипотезы [5]. И ключевым элементом, влияющим на успешность образовательного процесса, является креативность как естественная деятельная способность мышления субъекта данного процесса В свою очередь, несмотря на то что реализация компетентностного подхода осуществляется в некотором отрыве от субъекта познания, а именно слабо учитываются его возможности познания, структура познавательной деятельности, формы знания, критерии истинности и достоверности знания и происходит постоянная фокусировка внимания исключительно на функциональной трансформации предметности в содержании знания, количество необходимых современному обществу субъектов-носителей креативности отчасти может задаваться и действующей системой федеральных образовательных стандартов (на примере государственных образовательных учреждений), а также теми компетенциями, перечень которых формируется исходя из различных направлений подготовки. Ведь главная роль в формировании «нужных» черт социального характера делегируется системе образования. Измерение социального запроса на креативное образование 269 В высшей же его ступени сегодня наиболее актуальны подходы, связанные с развитием критического мышления и творческих способностей человека. Одним из основных направлений в работе высшей школы признается формирование профессиональных основ, сопряженное с привитием умения непрерывно учиться и развиваться самостоятельно - и в профессиональном, и в личностном плане. В результате освоения программ бакалавриата у выпускника должны быть сформированы конкретные универсальные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции. Образовательные программы по различным направлениям подготовки уровня бакалавриата в соответствии с федеральными образовательными стандартами высшего образования 3++ включают ряд категорий универсальных компетенций, к числу которых относятся системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие и др. Профессиональная успешность личности обеспечивается благодаря развитым умениям логически мыслить, устанавливать логические связи между фактами и явлениями, принимать решения в нестандартных, новых для себя ситуациях, формировать гипотезы, определять и использовать соответствующие ситуациям методы и способы решения задач. Между тем практико-ориентированное обучение предполагает создание разнообразных форм профессиональной занятости бакалавров, а также - с целью выполнения ими реальных задач практической деятельности по осваиваемому направлению подготовки - форм контроля. Формирование профессиональных навыков бакалавров осуществляется через решение различного рода конкретных практических задач, что, как правило, способствует развитию познавательных процессов. В ходе решения анализу подвергаются не только условия формирования и развития профессиональной сферы, но и способы ее эффективной организации. В завершение отметим, что происходящие в экономической и социальной сферах изменения способствуют развитию мышления, ориентированного на создание креативного результата, в том числе и в рамках современных подходов к системе высшего образования. Сегодня креативность актуальна именно как деятельная способность субъекта образовательного процесса, связанная с производством нового знания - контента. Социальный запрос на креативное образование, с одной стороны, формируется государственными образовательными учреждениями через ряд компетенций, которые определены в стандартах 3++. С другой - тотально задается бизнесом, где именно предприниматель, его деятельная способность, ориентированная на получение прибыли, является основой для успешного ведения бизнеса. Безусловно, в определенном теоретико-методологическом контексте измерение социального запроса на креативное образование требует детального и углубленного изучения, где важнейшими характеристиками собственно измерения как исследовательской процедуры должны стать объективность и точность. Это, в свою очередь, позволит качественно повысить результаты образовательного процесса, и не только в структуре университетского образования, но и с точки зрения представителей бизнеса, предпринимательской Д.Н. Боровинская 270 среды. При этом обращение к контексту данного измерения представляется одним из сложных, но возможных шагов, позволяющих выявить конкретные количественные и качественные показатели и наметить дальнейшие перспективные пути развития.

Ключевые слова

социальный запрос, мышление, креативность, коммуникация, деятельность, креативное образование

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Боровинская Дарья НиколаевнаСургутский государственный педагогический университеткандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образованияsweetharddk@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995. 353 с.
Боровинская Д.Н. Проблема креативности в образовательной перспективе. Томск : Изд. дом Том. гос. ун-та, 2019. 220 с.
Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М. : Канон+, 2002. 368 с.
Лазарев В.С. Концептуальная модель формирования профессиональных умений у студентов // Вестник СурГПУ. 2011. Т. 2 (13). С. 5-13.
Лазарев В. С. Рекомендации для учителей по формированию практических и познавательных умений учащихся в проектной деятельности. Сургут, 2014. 40 с.
Мелик-Гайказян И.В. Методология моделирования творческой образовательной системы // Эпистемология креативности / отв. ред. Е.Н. Князева. М., 2013. C. 181-204.
Мелик-Гайказян И.В., Роготнёва Е.Н. Две стороны эффективности образовательных систем // Образование в Сибири. 2005. № 1. С. 36-41.
Хезмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой; под науч. ред. А. Михалевой. М. : Высш. школа экономики, 2014. 456 с.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.
Gardner H. Creating minds. New York, 1994.
Hartley J., Cunningham S. Creative Industries: from Blue Poles to Fat Pipes // The National Humanities and Social Sciencts Summit: Position Papers / ed. M. Gullies. Canberra, 2001.
Lau Joe Y.F. An Introduction to Critical Thinking and Creativity: think more, think better. Hoboken, NJ, 2011. 262 p.
Ryan B. Making Capital from Culture: the Corporate Form of Capitalist Cultural Production. Berlin, 1992.
 Измерение социального запроса на креативное образование | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. DOI: 10.17223/1998863X/58/24

Измерение социального запроса на креативное образование | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. DOI: 10.17223/1998863X/58/24