Мысленный эксперимент на оси синтактики | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. № 62. DOI: 10.17223/1998863X/62/27

Мысленный эксперимент на оси синтактики

Мысленные эксперименты поняты как вариативные сочетания воображения и интуиции, гипотетического и верифицируемого, понимаемого лично и объясняемого другим. Акцентированы различия в трактовке процессуальности с позиции представлений об информационном процессе и о семиотической динамике.

Thought Experiment on the Axis of Syntactics.pdf Частым и частным выражением синтаксиса служат знаки препинания. Среди таких знаков есть кавычки, являющихся парным знаком препинания. Кавычками обозначают цитирование (некую отсылку к прецедентной фиксации в прошлом, т.е. - к памяти) или заменяют сленговый оборот «как бы», намекая на переносное или ироничное истолкование употребленных слов. Обе практики употребления применены в формулировке рубрики статьи [1. С. 202] - в поисках устройства «лаборатории разума». В заголовке рубрики присутствует цитирование метафорической квалификации мысленного эксперимента, принадлежащее Дж. Брауну. Любопытно, что в предисловии к журнальному номеру, посвященному обсуждению недискурсивных оснований мысленного эксперимента, без кавычек упомянута информационная парадигма в качестве доминирующего в современности образца для понимания дискурсивной сущности самой науки, ее практик и результатов [2. С. 9]. Соглашусь, что указать информационную парадигму в кавычках, цитируя изначальный источник употребления концепта, представляет собой большую сложность, поскольку коллективный автор этой парадигмы распределен по нескольким векам истории науки. Возражение вызывает отсутствие метафорической трактовки в имени парадигмы. При всей распространенности исследований феномена информации, развитости конкурирующих направлений теории информации, разнообразного и тотального присутствия соответствующих технологий - парадигма этого феномена отсутствует в качестве единого образца понимания. Есть лишь привычка сводить информацию к данным, применять для измерения одну характеристику (количество информации) и сменять веру в основания прогресса: с кибернетики на компьютеризацию и глобальные сети, затем на искусственный интеллект. Вместе с тем есть преимущество в исследовании недискурсивных оснований мысленного эксперимента с позиций корреспонденции стадий информационных процессов и семиотических форм, в которых фиксирует себя результат отдельных фаз генерации, трансляций и выбора оператора целенаправленных действий. Тогда эти недискурсивные основания позволят вобрать в себя звук [3], тон [4], цвет [5], геометрическую форму [6, 7], телесность [8] - т.е. всю распределенную образность [9, 10] устройства мысленного эксперимента. Для реализации отмеченной возможности необходимо с тщательностью разобрать сущность объектов, с которыми производят процедуры эпистемологии. В статье Т.А. Вархотова, представленной в этом номере журнала, мысленным экспериментам приписывается процессуальный характер. Необходимо напомнить, что в фундаментальной науке процессы отличают по математическим критериям. И еще необходимо напомнить, что неотъемлемым основанием постнеклассической науки стало принятие необратимости времени. С позиции постнеклассической рациональности феномен информации есть необратимый во времени процесс. А вот семиотическая динамика необратимостью не обладает. Иными словами, для описания процесса необходима ось времени, а для описания мысленного эксперимента в концептах семиотики необходима ось синтактики, поскольку в науке такие эксперименты всегда есть соотношения гипотетического и верифицируемого, понимаемого лично и объясняемого другим; всегда есть установление пределов применимости различных языков науки и допустимой меры их комбинирования. Мысленный эксперимент не равен себе в разных фазах приближения к цели науки: приращению достоверного знания. В фазе постановки новой задачи (или на стадии генерации информации) мысленный эксперимент служит разрешению парадокса [11], в фазе построения оператора мысленный эксперимент выбирает эффективный алгоритм реализации научной задачи, в фазе трансляции мысленный эксперимент нацелен на поиск оптимального объяснения сути новации [12]. Гениальные мысленные эксперименты, способствующие смене интерпретаций исследовательских результатов, остаются в неизменности на страницах учебников. Не столь успешные мысленные эксперименты остаются в неизменности в своих визуальных формах фиксации, хранимых в музеях науки [13, 14]. Успех мысленного эксперимента зависит от той меры, в которой завершение стадии становится триггером для старта следующей стадии. Стать триггером или не стать им - есть в принципиальной мере дело случая. Результат стадии визуализирует резонансы тезауруса, воображения и интуиции в недискурсивных формах, что в переводе в дискурсивную форму обозначают кавычки, в которых заключены концептуальные метафоры и / или отсылки к концептуальным контекстам. Итак, в чем выражают себя последствия мысленных экспериментов в науке? В расстановке кавычек. В смене отсылок к аксиоматике исследовательских программ, в замене метафор на термины и в замене терминов на метафоры.

Ключевые слова

метафора, необратимость информационного процесса, обратимость семиотической динамики

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мелик-Гайказян Ирина ВигеновнаТомский государственный педагогический университетдоктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой истории и философии наукиmelik-irina@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Вархотов Т.А. Воображение как граница понимания: о функции воображения в мысленных экспериментах // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 2. С. 199-224.
Вархотов Т.А. Предисловие редактора // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 2. С. 9-11.
Логутов А.В. Звуковой ландшафт знания: прислушиваясь к Википедии // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 2. С. 12-24.
Ханова П.А. Спектр философии: Деррида и Делез о тоне // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 2. С. 39-55.
Суровцев В.А., Родин К.А. «Заметки о цвете» Людвига Витгенштейна: от логики цвета -к социологии цвета // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 2. С. 25-38.
Гавриленко С.М. Картографический диспозитив (несколько замечаний о «глобусах» Питера Слотердайка) // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 2. С. 131-150.
Писарев А.А. Образность таксидермии в музее науки: от систематики видов к систематичности насилия и постгуманистической природе // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 2. С. 91-130.
Сироткина И.Е. «Умное умение»: в каком смысле можно говорить о «телесном знании»? // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 2. С. 225-250.
Князева Е.Н. Визуальные образы на службе когнитивной науки // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 1. С. 58-75.
Инишев И.Н. Распределенная образность: имагинативные практики современной культуры // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 1. С. 31-46.
Суровцев В.А., Гончаренко М.В. Парадоксальные понятия, конструктивизм У. Куайна и предложения наблюдения // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 4. С. 150159.
Martin P., Morrison M., Turkmendag I., Nerlich B., McMahon A., de Saille S., Bartlett A. Genome editing: the dynamics of continuity, convergence, and change in the engineering of life // New Genetics and Society. 2020. Vol. 39, №. 2. P. 219-242.
Гавриленко С.М. Ганс Гольбейн Младший, Ян Ванделаар и империя наблюдения // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4. С. 84-102.
Писарев А.А. К истории музеев науки: визуализацией чего являются экспонаты? (Случай Африканского зала Американского музея естественной истории) // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4. С. 202-221.
 Мысленный эксперимент на оси синтактики | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. № 62. DOI: 10.17223/1998863X/62/27

Мысленный эксперимент на оси синтактики | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. № 62. DOI: 10.17223/1998863X/62/27