Политическая культура молодежи: гражданственность в политическом сознании и поведении
В данной статье представлены результаты научного исследования по изучению политической культуры молодежи в современной России на примере города-миллионника Красноярска. Политическая культура опреДеляется как категория, включающая в себя ориентации и повеДение. Гражданственность рассматривается как элемент политической культуры, которая, в свою очередь, является ключевым моментом в постижении политической жизни общества.
Political Culture of Youth: Civic Consciousness in Political Consciousness and Behavior.pdf Введение Исследование политической культуры современной молодежи с точки зрения сформированности гражданского (сознательного и активистского) поведения обусловлено прямой взаимосвязью проблем ее социализации с гармоничным развитием общества, с его дальнейшими социально-экономическими и политическими перспективами. В общественно-политической сфере России сегодня одновременно сосуществуют две тенденции - с одной стороны, снижение у молодежи интереса к институционализированным формам активности, популяризация в ее среде on-line политической деятельности, поиск ее новых форм, с другой - появление контингента молодых людей, устойчиво демонстрирующих протестное политическое поведение. При этом одним из условий успешного развития общества является наличие в нем людей, обладающих развитым гражданским сознанием, под которым понимается способность личности преследовать, наряду со своими интересами, интересы социума, активная жизненная позиция, желание и умение отстаивать принципы правового государства. В представленном исследовании мы определяем гражданственность как компонент политической культуры, которая, в свою очередь, является ключевым моментом в постижении политической жизни общества. Наличие профессиональных знаний об особенностях политической культуры современной молодежи с точки зрения сформированности гражданского сознания необходимо для понимания дальнейших общественно-политических и социально-экономических перспектив российского общества. В научный оборот категория «политическая культура» была введена американскими исследователями Г. Алмондом и С. Вербой в 1950-е гг. Это был период поиска средств эффективной модернизации общества, ученые пытались понять, почему одни и те же политические институты в разных системах работают по-разному. Научный дискурс на эту тему дал жизнь многим важным для политической науки исследованиям, таким как «Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах» (Г. Алмонд, С. Верба) [1], «Чтобы демократия сработала: гражданские традиции в современной Италии» (Р. Патнэм) [2]. Общество в России после серьезного всплеска активности в 80-х - начала 90-х гг. в целом отстраняется от политики, и все исследования показывают снижающийся уровень политической активности граждан. Самым распространенным, и для многих единственным, способом проявления своей политической позиции стали выборы [3]. Однако эта форма политического участия имеет свои возрастные характеристики - молодежью выборы воспринимаются как формальность и чаще игнорируются, как и многие другие традиционные формы политического участия, но подобный факт не означает отсутствие у нее интереса к политике. За последние несколько лет молодежь в России прошла путь от деполитизированной социальной группы к формированию своей особой политической субъектности. Изучение политической культуры и политического поведения молодежи в отечественной социологической и политической науках характеризуется наличием множества подходов, широтой и дифференцированностью анализа общих и частных проблем поведения молодежи как особой социальнодемографической группы. Отечественные ученые проводят многочисленные исследования политической культуры [4, 5], политического сознания и поведения [6-8], гражданственности молодежи [9-11]. По мнению ученых, социально-политическое сознание сибирской молодежи формировалось под воздействием многих факторов, среди которых присутствовали, во-первых, социокультурные и идеологические нормы, а также исторически обусловленные ценностные установки, усваиваемые в процессе социализации; а во-вторых, условия, характерные для самого процесса социализации, отражающие особенности регионального социума [12]. Эмпирическая база исследования Исследователи методом интервью и опроса изучили особенности политического сознания и поведения у молодых людей Красноярска в возрастной категории от 14 до 30 лет. В опросе приняли участие 1 000 респондентов в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих в г. Красноярске. Для получения наиболее точных результатов была использована квотная выборка по полу, возрасту и району проживания. Опрос был проведен в феврале-мае 2019 г. Несмотря на ограничение возможности участия несовершеннолетних в некоторых видах политической деятельности (например, запрет на участие в выборах), необходимо учитывать данную возрастную группу (14-17 лет) как участника общественно-политической жизни в связи с ростом ее активности в определенных формах политической деятельности, таких как протестные митинги. В отдельную категорию была выделена группа молодых общественных и политических активистов - представителей (руководителей) общественно-политических организаций с целью выявления мотивов их участия в политике, а также определения влияния опыта общественной активности на их политическую деятельность. Интервью было проведено в феврале 2020 г. Политическое сознание и поведение молодежи Для понимания сущности политической культуры, ее основных структурных элементов в политической науке сложилось несколько подходов. Один из них - ориентационный, который рассматривает культуру как систему ориентаций (установок, склонностей). С его позиции содержание политической культуры определяется как совокупность политических ориентаций по отношению к политической системе и ее элементам, а также к определению своей роли в политике. Политические ориентации в содержании политической культуры являются субъективно-психическими образованиями и выступают в виде знаний и убеждений, чувств и ощущений, суждений и мнений относительно политической системы. Политолог Уолтер Розенбаум предлагает при изучении политической культуры определять ориентации, во-первых, относительно институтов государственного управления, во-вторых, относительно «других» в политической системе (готовность сотрудничать с другими) и, в-третьих, относительно своей собственной политической деятельности [13]. Последний компонент подразумевал изучение того, как субъект определяет необходимость гражданской активности в обществе, имеет ли опыт общественно-политической деятельности. Тем самым ориентационный подход, с помощью которого исследовался феномен политической культуры, в данном случае дополнен важным поведенческим компонентом - исследованием политического поведения. Политическая культура стала определяться как категория, включающая в себя как ориентации (чувства, ощущения, знания, мнения, установки), так и поведение (действие или бездействие). В настоящей статье мы также, при определении гражданственности в политической культуре молодежи, сосредоточимся на изучении двух ее компонентов - сознании и поведении. При проведении опроса, исследуя особенности политического сознания респондентов, мы попросили отметить важные именно для них общественнополитические ценности (вопрос предполагал возможность выбора до 3 таких ценностей). Анализируя полученный результат с точки зрения понятия гражданственности, мы выявили, что на первом месте стоит ценность социальной справедливости (58,4%). Ее важность опрашиваемые осознают по мере взросления - 54,9% (14-17), 62,1% (18-24) и 56% (25-29). Интересно, что социальная справедливость чуть более важна для женщин (60%), чем для мужчин (56,6%) (табл. 1). Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Отметьте важные для Вас общественно-политические ценности?», % Ответ Мужчины Женщины Всего Индивидуальная свобода 62,1 54,8 58,3 Социальная справедливость 56,6 60,0 58,4 Традиции, преемственность (в социальной и политической сферах) 17,4 17,5 17,5 Гласность 28,1 26,7 27,4 Многопартийность 16,1 16,3 16,2 Общественная солидарность 11,5 13,3 12,4 Законность 35,8 40,8 38,4 Демократия 23,3 26,9 25,2 Отмечая важность существования в обществе социальной справедливости, молодые люди могли руководствоваться своими индивидуалистическими потребностями, например, как «социальная справедливость в отношении именно меня». В определенной степени эту позицию демонстрирует результат ответа по ценности общественная солидарность (общность интересов, готовность поступиться своими потребностями ради потребностей социума). Эту ценность как значимую отметило наименьшее количество опрошенных (12,4%). Ценность индивидуальной свободы находится на втором месте по популярности, отставая от лидирующей всего на сотую долю процента (58,3%). Представленный результат говорит о том, что, несмотря на возраст, молодые люди достаточно серьезно и критично оценивают современную общественнополитическую обстановку, демонстрируют понимание социальных проблем в собственной стране и мире. Еще одной важной ценностью в понятии гражданственности выступает законность (уважение к закону, законопослушность, знание своих прав и обязанностей). В ходе опроса респонденты показали ее высокую значимость в их личной жизни (38,4%). Наибольшее уважение к закону продемонстрировала возрастная группа от 18 до 24 лет (46,7%), на втором месте группа от 14 до 17 лет (4,6%), и на последнем самая старшая группа молодежи - от 25 до 29 лет (32,1%). Можно предположить, что, с одной стороны, перед нами в определенной степени «новое» поколение, желающее знать и уважать закон. С другой - это может быть связано с периодом жизни большинства респондентов из двух лидирующих групп - это время их учебы, где изучению тем прав и свобод, законодательства уделяется достаточное количество времени как в школе, так и в средних и высших учебных заведениях. Молодежь, скорее, понимает важность принципа законности в теории, а не на практике. Распределение ответов респондентов в соответствии с видом деятельности продемонстрировало большую склонность учащейся молодежи к ценностям социальной справедливости и законности (61,9 и 43% соответственно). Солидарность в обществе больше ценят те, кто в данный момент не учится и не работает. Нас интересовал вопрос, побуждает ли общественный, гражданский долг современных молодых людей заниматься политикой? В итоге чувство гражданского долга как мотив участия в политике стал самым популярным ответом у опрошенных респондентов (32,6%). При гендерном сравнении чуть больше это чувство руководит в политике женщинами (34,2%), меньше -мужчинами (30,8%). Не менее значимым чувством при определении важности политического участия для молодых выступает заинтересованность в развитии ситуации в стране (этот ответ выбрали 27,4% респондентов). Оба представленных варианта ответа говорят о гражданской сознательности, демонстрируют общественные ориентиры в политической деятельности. Суммируя данные, для порядка 60% опрошенных ребят подобные ориентиры является доминирующими (рис. 1). В возрастном отношении чем старше респондент, тем чаще общественные ценности руководят им в политике - более 40% опрошенных в возрастной категории 25-29 лет ответили, что участвуют в политике, так как считают это своим гражданским долгом. Для сравнения, самая молодая возрастная категория опрошенных - 14-17 лет - участвует в политике потому, что им не безразлична ситуация в стране (21,9%), вторым по популярности ответом яв- Рис. 1. Распределение ответов респондентов разных возрастов на вопрос «Почему Вы принимаете участие в политической деятельности?» При изучении мотивов политического участия с точки зрения видов деятельности опрашиваемых выяснилось, что работающие молодые люди или ребята, которые успевают и учиться, и работать, занимаются политикой, руководствуясь гражданским долгом. На втором по популярности месте ответ «участвую, потому что небезразлична ситуация в стране». Но здесь уже пальму первенства взяла группа учащейся молодежи. С точки зрения молодых людей, наиболее эффективными способами влияния на власть являются обращение в СМИ (47,6%), участие в акциях протеста (43,1%) (как коллективных, так и одиночных) и политические выборы (39,0%) (в этот вариант входит как участие в голосовании, так и новые формы - протестное голосование и неявка на выборы как отражение своей политической позиции). При этом мужчины чаще, чем женщины, говорят об эффективности участия в акциях протеста (47,5% по сравнению с 39,2%) и политических выборах (41,3% против 36,8% у респондентов женского пола). Женщины наиболее часто выбирали вариант «обращение в СМИ» (51,5%), «обращение в прокуратуру», «участие в акциях протеста» и «участие в политических выборах» (табл. 2). Таблица 2. Распределение ответов респондентов разных возрастов на вопрос «На Ваш взгляд, какие из форм влияния на власть сегодня являются самыми эффективными?», % Ответ 14-17 18-24 25-29 Политические выборы (участие в голосовании, протестное голосование, неявка на выборы) 34,9 36,2 42,6 Акции протеста (коллективные, одиночные) 46,5 47,4 38,3 Депутатские запросы 10,1 6,4 12,7 Обращение в прокуратуру, суд 29,5 37,7 33,3 Обращение в СМИ 42,6 49,0 47,8 Обращения / деятельность через политические партии 10,9 13,8 11,3 Обращение за помощью в общественные организации 14,7 22,3 17,0 В эффективность политических выборов больше всего верят респонденты возраста 25-29 лет по сравнению с более молодыми респондентами. Кроме того, респонденты именно этой возрастной категории реже других выбирали вариант «акции протеста». При этом все категории респондентов считают обращение в СМИ эффективной формой воздействия на власть. Кроме того, жителям г. Красноярска был задан вопрос о мотивах участия молодежи в протестной деятельности. Больше половины опрошенных ответили, что причиной такого участия является отсутствие другого способа защитить свои права, а 40,6% выбрали вариант «другие способы взаимодействия с властью неэффективны». На третьем месте по частоте упоминаний мнение о том, что молодежи просто нравится протестный формат (при этом респонденты женского пола чаще выбирали именно этот вариант по сравнению с мужчинами: 39,1% по сравнению с 33,7%). Так же этот вариант чаще выбирали жители г. Красноярска возраста 18-24, а реже всего - несовершеннолетние опрошенные. Стоит отметить, что категория респондентов до 18 лет меньше верит в возможность влияния оппозиционной пропаганды по сравнению с респондентами других возрастных категорий. Несмотря на то, что довольно большое количество респондентов в предыдущих вопросах отмечали, что готовы участвовать в политике и считают это своим гражданским долгом, при ответе на вопрос «Может ли Ваше участие в выборах что-либо изменить в России?» наиболее часто выбирали ответ «нет, не может» (38,5%), кроме того, зафиксировано большое количество затруднений при ответе на этот вопрос, а также отказов от ответа -20,7%. Для респондентов женского пола этот вопрос оказался более сложным, они чаще, чем мужчины, отказывались от ответа (24,8% по сравнению с 16,3%), а также выбирали вариант «лишь отчасти». Больше всего в возможность изменений путем участия в выборах верят респонденты более старшего возраста (21,9%), менее всего - респонденты возраста 18-24. Несовершеннолетние жители г. Красноярска чаще других затруднялись при ответе на этот вопрос, что может быть связано с отсутствием возможности участия в выборах в силу возраста. Разницу в ответе на данный вопрос можно проследить, проведя градацию по категории занятости. Респонденты, которые не учатся и не работают, меньше всего уверены, что их участие в выборах будет способствовать изменениям в стране (48,9 % против 40,3% учащихся и одновременно работающих). Резюмируя, отметим, что результаты показывают - опыт работы прямо пропорционален позитивной оценке собственной роли в политике посредством участия в выборах. Наиболее приемлемым для себя способом отстаивания собственных интересов молодые жители г. Красноярска называют обращение в суд / полицию (55,4%), использование личных связей и знакомств (39,2%) и обращение в СМИ (36,8%). Опрошенные женского пола чаще, чем мужчины, выбирают обращение в суд или полицию (60,1% по сравнению с 50,3%) а также использование личных связей (41,8% по сравнению с 36,4%). Стоит отметить, что мужчины чаще называли возможным участие в митингах и забастовках (26,5 и 14,6% соответственно), данный вариант находится на 4-м месте по частоте упоминаний. Реже всего в суд и полицию готовы обращаться несовершеннолетние жители краевого центра, при этом представители данного возраста чаще других выбирали возможность участия в митингах и забастовках (27,1%). Частота выбора ответа «использование личных связей» коррелирует с возрастом опрошенных: чем старше респондент, тем чаще он готов использовать свои знакомства для отстаивания интересов. Политическая культура активистов В ходе исследования в отдельную категорию респондентов мы выделили молодых людей, которых можно назвать политическими активистами, тех, кто имеет в своем возрасте устойчивый опыт работы в политике. Это респонденты, трудящиеся в партии, участвующие в деятельности общественных движений, имеющие опыт работы на выборах в качестве не только избирателей, но и кандидатов. Нас интересовало, насколько полученный опыт влияет на позиционирование себя в общественно-политической сфере, можно ли предположить, что регулярная политическая практика формирует критически мыслящего, ответственного гражданина. Мы проинтервьюировали пять молодых активистов. Интервью получились биографические, в ходе беседы мы предлагали своим респондентам на выбор как готовые варианты ответов, так и просили их сформулировать свой ответ самостоятельно. Вопросы и варианты ответов соотносились с содержанием анкеты, которую мы предлагали молодым обывателям в политике. Большая часть молодых политических активистов к важной политической ценности относят свободу, и этим они отличаются от своих ровесников -молодых людей, занимающихся политикой по случаю. Свобода слова, выбора, сменяемость власти - вот главные ориентиры для ребят, уже попробовавших свои силы в политике. У всех респондентов существует опыт общественно-политической деятельности, в основном это волонтерство и участие в школьном самоуправлении. Для интервьюируемых был важен позитивный опыт в политической сфере своих близких, они отмечали, что увлеклись политикой благодаря родителям и друзьям. Мы спросили их о мотивах активной деятельности в политике. В отличие от участников опроса, имея опыт работы в политике, активисты говорили о желании изменить что-то на конкретной территории - в своем городе. Важной возможностью перемен молодые активисты считают выборы. Большинство из них уже использовали в своей жизни как активное, так и пассивное избирательное право. В целом их ответы далеки от абстракции, для них политический процесс -это конкуренция, соревнование, возможность конкретных изменений на конкретной территории. В отличие от молодых политических обывателей они прямо не упоминают в своих ответах о гражданском долге (подобный вариант был среди предложенных), но все, о чем они говорят, это и есть ответственное политическое поведение гражданина. Выводы Проведенное исследование позволило выявить тип политического сознания молодежи и модель ее поведения в политике. Молодые ребята сегодня предпочитают социальную справедливость, но не готовы поступиться своими интересами ради потребностей общества (солидаризоваться с обществом готовы лишь те, кто в данный момент не имеет работы и не учится). Можем предположить, что высокий запрос на справедливость в обществе - это результат уже имеющегося жизненного опыта, а также опыта родителей и близких. Используя классификацию Макса Вебера, в ходе исследования определилось отличие в ценностях наших «политиков по случаю» и «политиков по совместительству». Для первых важнее иметь справедливость, вторые, занимающиеся политикой более профессионально, на первое место ставят условия, позволяющие ее добиться, - свободу и сменяемость власти. Поддержка большинством респондентов ценности индивидуальной свободы демонстрирует, что в этом возрасте ожидаемо велики индивидуалистические интересы, желание быть независимым. Этот результат говорит и о том, что молодежь рефлексирует по поводу общественно-политической ситуации в России и мире. Важность участия в общественно-политической жизни респонденты сегодня связывают с существующим у них гражданским долгом. Учитывая, что самой распространенной формой участия в политике для молодежи являются выборы, можем предположить, что именно приход на выборы молодые люди считают выполнением гражданского долга. Подтверждением этому могут послужить данные экзитпола ВЦИОМ, согласно которым молодежь приняла активное участие в голосовании на выборах президента РФ [14]. Мы выявили также преобладание сознательного мотива в опыте политической деятельности у занятых работой или учебой молодых ребят, что, на наш взгляд, демонстрирует тенденцию, когда работа или учеба выступают институтом взросления, побуждающим вчерашних школьников видеть свое место в жизни, свою роль, оценивать качество жизни, знакомиться в теории или на практике с проблемой прав человека, в целом развивают критическое мышление.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 43
Ключевые слова
Авторы
Список пуст
Ссылки

Политическая культура молодежи: гражданственность в политическом сознании и поведении | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. № 63. DOI: 10.17223/1998863X/63/16
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 247