Рецензия на монографию «Гендерная ментальность российской молодежи: психологический портрет» (под науч. ред. О.И. Ключко. СПб.: НИЦ АРТ, 2020)
Автор рецензии формулирует вывод о том, что осуществленный коллективом авторов монографии проект изучения гендерной ментальности современной российской молодежи в полной мере соответствует мировым стандартам теории и методологии гендерных исследований и вносит значимый вклад в общую картину сложных и противоречивых гендерных трансформаций в современном обществе.
Book Review: Klyuchko, O.I. (Ed.) (2020) Gender Mentality of Russian Youth: A Psychological Portrait. St. Petersburg: NI.pdf В 2020 г. в издательстве НИЦ АРТ вышла в свет коллективная монография «Гендерная ментальность российской молодежи: психологический портрет». Авторский коллектив представлен следующими исследователями: д-р филос. наук Ольга Ивановна Ключко, д-р пед. наук Мария Александровна Ерофеева, канд. психол. наук Елена Викторовна Иоффе, канд. психол. наук Диана Викторовна Наумова, Елена Владимировна Самосадова, канд. психол. наук Надежда Федоровна Сухарева, канд. психол. наук Ангелина Анатольевна Чекалина, канд. пед. наук Любовь Васильевна Штылева. Монография посвящена исследованию гендерной ментальности в среде современной российской молодежи. Авторы работы трактуют гендерную ментальность как «разновидность ментальностей социальных групп, специфику группового сознания, обусловленную содержанием концептов „маску-линность“ и „фемининность“ в конкретном социокультурном и пространственно-временном контексте, и включающую когнитивные, эмоциональносмысловые и поведенческие паттерны» [1. С. 4]. По мысли авторского коллектива, необходимость изучения гендерной ментальности в молодежной среде (в частности, в среде учащейся молодежи) обусловлена тем обстоятельством, что при всей сложности, вариативности и изменчивости представлений молодых людей о гендерных ролях их восприятие норм мужского и женского поведения является чрезвычайно важным в перспективе будущего развития российского общества. То, что сегодня является содержанием представлений учащейся молодежи, завтра станет «доминантой, определяющей гендерный уклад и порядок российского общества» [Там же. С. 5]. В первой части работы представлен детальный анализ концепта ментальности в российской и зарубежной научной литературе. Авторы рассматривают ментальность, с одной стороны, как специфику группового сознания, выражающуюся в когнитивных, эмоционально-смысловых и поведенческих проявлениях, а с другой стороны, как зависящие от группового сознания индивидуальные практики, ценности и нормы. В этой связи гендерная ментальность выступает в качестве конкретного выражения группового сознания и индивидуальных установок относительно понимания мужественности и женственности, норм поведения мужчин и женщин в обществе, представлений о семейных взаимоотношениях. Авторы подчеркивают, что сам термин «гендерная ментальность», опираясь на концепт «гендера» как социального конструкта, выявляет не столько природную обусловленность ментальных установок, сколько их социальные корни. Поэтому именно социальное измерение гендерной ментальности должно стать предметом серьезного научного анализа. Как подчеркивают авторы, «для понимания гендерной ментальности необходимо обратиться к ее реализации в рамках конкретного общества, исторического времени и географического пространства» [1. С. 15]. В этом пункте направление мысли авторов анализируемой монографии созвучно идеям знаменитого австралийского социолога Рэйвин Коннелл. Р. Коннелл в своих работах настаивает на том, что анализ гендерной проблематики должен проводиться с учетом конкретных условий формирования наличного социального порядка, в том числе и географического фактора (взаимодействия практик воспроизводства гендера на локальном, региональном и глобальном уровнях) [2. Р. 849]. Авторы выделяют три основных уровня анализа гендерной ментальности - макроуровень (менталитет российской нации: анализ экономических, социальных и культурных факторов формирования ментальности), мезоуровень (гендерная ментальность больших социальных групп: территориальные, профессиональные, образовательные факторы) и микроуровень (гендерная ментальность субъекта: глубинные ценностные установки, навыки, привычки, стереотипы) [1. С. 16]. Актуальность исследования гендерной ментальности в современном обществе исследователи связывают с фундаментальными трансформациями в области гендерных отношений. Данные трансформации способствуют формированию нового образа общества, ключевыми ценностями которого становятся эгалитаризм, демократизация общественных отношений, признание многообразия идентичностей и стилей поведения. Вопреки распространенному представлению о кризисе семейных ценностей в современном обществе, авторы монографии утверждают, что семейные ценности продолжают быть чрезвычайно значимыми в современной российской ситуации, однако кризис и «слом» переживают традиционные представления о семье. Это обстоятельство закономерно и тесно связано с переходом к новому типу общественных отношений. «В целом, - замечают авторы, - эволюция семейных и личностных ценностей отражает ключевые направления модернизации всего мира - рационализация и секуляризация, переход от единообразия - к многообразию, от жестких правил и ограничений - к свободе индивидуального выбора жизненных стилей и самовыражения, от ценностей выживания к ценностям благополучия» [Там же. С. 27]. Исследование трансформаций гендерной ментальности в молодежной среде значимо, с одной стороны, потому, что указанные изменения представлены здесь наиболее явно. Но, с другой стороны, обращение к анализу гендерной ментальности в среде учащейся молодежи обусловлено целым рядом острых социальных проблем, возникающих на пути модернизации российского общества в целом и молодежи в частности. Авторы монографии емко формулируют данные проблемы, указывая на открытый доступ к товарам сексиндустрии (порнография, проституция и т.п.), отчужденные отношения со взрослыми (прежде всего, родителями и другими старшими членами семьи), трудности нахождения баланса между ориентацией на семью и ориентацией на карьеру в условиях давления идеологии успешности, десоциализацию юношей и мужчин вследствие размывания представлений о мужественности (увлечение деструктивными практиками). В монографии представлены результаты эмпирического исследования восприятия современных гендерных трансформаций в среде учащейся молодежи российских мегаполисов и регионов. На основе интервьюирования студентов городов Коломна (Московская область), Саранск (Республика Мордовия), Балашов (Саратовская область), Москва и Санкт-Петербург авторы монографии сформулировали две значимые особенности восприятия молодыми людьми норм мужественности и женственности в современном российском обществе. Во-первых, представители российской студенческой молодежи фиксируют определенные трансформации в понимании социальных ролей мужчины и женщины, преодоление традиционных стереотипных ограничений, расширение спектра типичного поведения. Во-вторых, признавая «движение российского общества в направлении равных прав мужчин и женщин» [1. С. 39], юноши и девушки не испытывают иллюзий относительно простоты достижения и реализации декларируемых ценностей равенства. Сами авторы характеризуют результаты своего исследования как демонстрацию противоречивости и неоднозначности восприятия современной учащейся молодежью гендерных трансформаций. Равенство и партнерство в отношениях воспринимаются молодыми людьми скорее как недостижимый идеал, в то время как реальность, с их точки зрения, свидетельствует о неравенстве и антагонизме полов, противоречивости и неудовлетворенности мужчин и женщин друг другом. Авторы отмечают, что «в высказываниях студентов отчетливо прозвучали ориентация на сепарацию и противопоставление мужчин и женщин, категоричные оценочные суждения, превалирование негативных оценок для поведения другого пола» [Там же. С. 40]. Один из самых значимых элементов гендерной ментальности молодежи -представления о нормах сексуальности. Исследованию этого вопроса в монографии уделено особое внимание. Авторы, базируя свои выводы на собственных эмпирических исследованиях, утверждают, что в представлениях учащейся молодежи о нормах сексуальных отношений преобладает диспозиция двойного стандарта (в большей степени у студентов, чем у студенток). Согласно данной установке, существуют противоположные подходы к оценке мужской и женской сексуальности. Мужчина воспринимается как опытный «эксперт» в сексе, инициатор и главный интересант сексуального взаимодействия, в то время как женщине отводится пассивная роль, сопряженная при этом с большей эмоциональной вовлеченностью. Эгалитарные установки также присутствуют в представлениях учащейся молодежи, однако транслируются они, прежде всего, женщинами. Авторы приходят к выводу о том, что в современных условиях можно говорить о смешанном типе «гендерных норм в сфере сексуальных отношений: в одних ситуациях взаимодействия студенты придерживаются по-прежнему традиционных взглядов и установок, в других - эгалитарных» [Там же. С. 124]. В монографии сформулирован тезис, согласно которому существует некая устойчивая тенденция в гендерной ментальности современной молодежи, направленная на преодоление традиционных гендерных норм и принятие смешанных или определенно эгалитарных представлений о мужественности и женственности. «Эгалитарный тип ментальности, - утверждают авторы, -демонстрируют студенты и старшеклассники российских мегаполисов, а смешанный и традиционный типы более характерны для молодежи, проживающей в провинциальных городах» [1. С. 218]. Осуществленный коллективом авторов монографии проект изучения гендерной ментальности современной российской молодежи в полной мере соответствует мировым стандартам теории и методологии гендерных исследований и вносит значимый вклад в общую картину сложных и противоречивых гендерных трансформаций в современном обществе. Опираясь на опубликованные в монографии выводы эмпирических исследований, можно с уверенностью утверждать, что российское общество не является изолированным. В нем точно так же, как и вообще в современном человечестве, происходит постепенная «плавка твердых тел» (по выражению известного британского социолога Зигмунта Баумана). Выстроенная в течение тысячелетий система традиционных представлений о поле, семье и сексуальных отношениях «расплавляется» под воздействием невиданных ранее «импульсов освобождения». «Современная ситуация, - утверждает З. Бауман, - появилась из радикального таяния пут и кандалов» [3. С. 11]. Это «таяние» традиционных установок, выражающееся, в том числе, в сложных и противоречивых трансформациях в гендерной ментальности современной учащейся молодежи, оказывает неоднозначное воздействие на общество. С одной стороны, определенность устоявшихся представлений сменяется тревогой, неопределенностью и противоречивым сочетанием взаимоисключающих тенденций. Однако, с другой стороны, происходящие изменения связаны с необходимостью более серьезного изучения сложившейся ситуации и требуют осознания ответственности человечества за выбор дальнейшего сценария развития общества. Современное общество, по замечанию классика гендерных исследований Рэйвин Коннелл, подошло к чрезвычайно значимой точке выбора - поддержание или свержение традиционного гендерного порядка [4. С. 386]. Возможно, главное решение в выборе дальнейшего сценария развития человечества будет принимать то поколение людей, которое сейчас является молодежью. Их гендерная ментальность сегодня настолько сложна и противоречива, что направление выбора невозможно предугадать. Тем не менее серьезное и вдумчивое изучение гендерных трансформаций, оказывающих влияние на формирование их сознания и становление их личности, является благородной общечеловеческой и фундаментальной с научной точки зрения задачей.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 32
Ключевые слова
Авторы
Список пуст
Ссылки

Рецензия на монографию «Гендерная ментальность российской молодежи: психологический портрет» (под науч. ред. О.И. Ключко. СПб.: НИЦ АРТ, 2020) | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. № 63. DOI: 10.17223/1998863X/63/22
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 247