Логика действий как инструмент для анализа и решения философских проблем
Статья посвящена вопросу о том, допустимо ли сегодня современную логику рассматривать как инструмент, которым может эффективно пользоваться специалист в области философии. Мы исследуем методы, которые предлагает одна из современных логик - логика действия, и показываем, как ее арсенал может быть использован в области философии. В заключение мы высказываем мысль о том, что логика действий прочно войдет в набор исследовательских приемов специалиста-философа.
The Logic of Action as a Tool for Analyzing and Solving Philosophical Problems.pdf Логика - это инструмент философского знания Заявления специалистов в области философии о том, что логика является инструментом, позволяющим формулировать новые вопросы относительно того или иного предмета, вносить ясность в обсуждаемые проблемы и даже решать их, являются общим местом как вводных курсов по логике и философии и энциклопедических статей, так и специальных работ. Инструментальный характер логики в самом деле не вызывает сомнений, если речь идет, например, о традиционной логике как дисциплине и такой сфере профессиональной деятельности, как, например, юриспруденция. Однако в том случае, когда речь заходит об использовании специалистами-философами классических и неклассических логических теорий, например модальной логики, то их инструментальный, прикладной и эвристический характер уже не так очевиден. В качестве примера, демонстрирующего саму возможность и удобство такого использования логических теорий, мы сошлемся на знаменитый онтологический аргумент Алвина Плантинга, в основе которого лежат аксиомы модальной логики S5 [1]. Широкая дискуссия, которая развернулась в среде специалистов, занятых философией религии, в связи с результатом Плантин-га, говорит о том, что если подобное применение одной из логических теорий и не решает существующие философские проблемы, то, по крайней мере, рождает новые, что в данном случае не следует расценивать с практической точки зрения, т.е. в отрицательном ключе. Что же касается не столь провокационных примеров использования логических теорий, то здесь сами философы не столько демонстрируют весь потенциал названного инструмента, сколько, напротив, прячутся за общими фразами или, под видом дискуссий об использовании логического знания в области философии, говорят о дру- Логика действий как инструмент для анализа и решения философских проблем 17 гом. Так, например, Rod Girle в книге «Modal Logics and Philosophy.» [2], вопреки обещающему названию, во второй части, которая посвящена приложениям логики к областям философии, дает обзор современных логик (классической, модальной, темпоральной, динамической, эпистемической, деонтической) точно так же, как это делают большинство стандартных логических учебников, где ни о каком специальном применении рассматриваемых логических теорий речи не идет. Подобным образом действует автор книги ««Modal Logic for Philosophers» [3], которая также содержит лишь описание нескольких нормальных систем модальной логики и никаких инструкций о том, как работать с этими системами, т.е. как их применять. Это замечание справедливо и в отношении логики действия - направления, нацеленного, как об этом говорит Стэнфордская философская энциклопедия, на изучение философских аспектов действий формальными средствами [4]. Кроме того, если взглянуть на любую из логических статей последних лет (и статьи по логике действий здесь не являются исключением, см., например: [5, 6]) то можно обнаружить, что почти все эти тексты на три четверти состоят из описания теорий и на одну четверть из выяснения того, что можно созданными средствами утверждать содержательного о том или ином предмете. Все это вызывает рост разобщения специалистов в области логики и философии, отечественные философские журналы, публикующие статьи по логике и философии, все чаще принимают лишь те работы, где не допускается сколь бы то ни было громоздких формальных построений, а сами логики замыкаются в своих «чистых» логических исследованиях, считая, что все существенное о философских вопросах скажут в других, не сугубо логических журналах и без их участия. Этим текстом мы хотим показать, что если не вся логика, то, по крайней мере, ее часть, а именно, - логика действий, была и остается отраслью философского знания, что она обладает потенциалом, который позволяет ей формулировать нетривиальные утверждения, имеющие отношение к исконным философским вопросам, и что перечень этих утверждений можно множить, если научиться правильно использовать те инструменты, которые она предлагает. Мы также надеемся, что эта статья послужит толчком для специали-стов-логиков выступить в печати с аналогичными утверждениями об эффективности и удобстве использования их логик в области философии. Тем самым тезис о логике как инструменте философского знания получит как бы индуктивное обоснование, в то время как эта статья сегодня даст ему обоснование через пример. Какие инструменты предлагает логика действий? Логика действий существует сразу в нескольких вариантах: как формализованная теория с креном в сторону семантических и собственно философских исследований [7-10]; как формальная теория с приоритетом логикоматематических штудий, в которых философские задачи, например в области приложения логики действий к вопросам этики, отходят на второй план [1114]. На сегодняшний день логика действий располагает несколькими семантиками: классической и упрощенной семантиками ветвящегося времени, разработанными пионерами этого направления - Дж. Хорти и Н. Белнапом, -семантикой, основанной на модельных структурах Крипке, и семантикой для последующих состояний (так называемой NEXT-семантикой). Классическая Г.В. Карпов 18 семантика является самой старой и самой мощной из всех: ее выразительных средств достаточно для того, чтобы интерпретировать описательные предложения, выражающие самые разнообразные смысловые оттенки совершаемых агентами действий. Упрощенная семантика используется преимущественно тогда, когда не возникает необходимости в интерпретации предложений, описывающих стратегические действия, когда решение о действии и последствие действия отставали бы друг от друга во времени. Семантика, в основе которой лежат структуры Крипке, служит средством теоретико-игровой интерпретации логики действия, что, в свою очередь, составляет часть программы по поиску оснований, которые бы позволили объединить ее с другими логиками, где задаются и решаются сходные вопросы - прежде всего с пропозициональной динамической логикой (см.: [15]). Семантика для последующих состояний используется специально для удобства интерпретации предложений, описывающих различные по своему виду стратегические действия агентов (см.: [16]). BT + AC + I1 - классическая семантика логики действий. В ее основе лежит древовидная структура2, объединяющая множество моментов T = {m1, m2, ..., mn}, которые находятся в отношении частичного порядка
Ключевые слова
логика действий,
философская проблема,
агент,
логическая семантика,
уклонениеАвторы
Карпов Глеб Викторович | Санкт-Петербургский государственный университет | кандидат философских наук, ассистент кафедры логики | glebsight@gmail.com |
Всего: 1
Ссылки
Plantinga A. The Nature of Necessity. Oxford : Oxford University Press, 1974. 255 p.
Girle R. Modal Logics and Philosophy, 2009. 240 p.
Garson J. Modal Logic for Philosophers. Cambridge University Press, 2006. 506 p.
Segerberg K., Meyer J.-J., Kracht M. The Logic of Action // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / ed. by E.N. Zalta. URL: https://plato.stanford.edu/archives/sum2020/entries/logic-action (accessed: 15.05.2020).
Lorini E., Sartor G. A STIT Logic for Reasoning About Social Influence // Studia Logica. 2016. 104. P. 773-812.
Broersen J. Deontic epistemic stit logic distinguishing modes of mens rea // Journal of Applied Logic. 2011. Vol. 9. P. 137-152.
Belnap N. Backwards and forwards in the modal logic of agency // Philosophy and Phenomenological Research. 1991. Vol. 51, № 4. P. 777-807.
Chellas B.F. Time and Modality in the Logic of Agency // Studia Logica: An International Journal for Symbolic Logic. 1992. Vol. 51, № 3/4, Logic of Action. P. 485-517.
Horty J.F., Belnap N. The Deliberative Stit: A Study of Action, Omission, Ability, and Obligation // Journal of Philosophical Logic. Dec., 1995. Vol. 24, № 6. P. 583-644.
Ciuni R., Lorini E.Comparing Semantics for Temporal Stit Logic // Logique Et Analyse. 2018. Issue 243. P. 299-339.
Xu M. Axioms for Deliberative “Stit” // Journal of Philosophical Logic. Oct., 1998. Vol. 27, № 5. P. 505-552.
Payette G. Decidability of an Xstit Logic // Studia Logica. 2014. 102. P. 577-607.
Xu M. Decidability of Stit Theory with a Single Agent and Refref Equivalence // Studia Logica. 1994. 53. P. 259-298.
Balbiani P., Herzig A., Troquard N. Alternative Axiomatics And Complexity Of Deliberative Stit Theories // Journal Of Philosophical Logic. August 2008. Vol. 37, № 4. P. 387-406.
Benthem J. van, Pacuit E. Connecting Logics of Choice and Change // Nuel Belnap on Indeterminism and Free Action / ed. by T. Muller. Springer, 2014. P. 291-314.
Broersen J. A complete STIT logic for knowledge and action, and some of its applications / eds. M. Baldoni, T.C. Son, M.B. van Riemsdijk, M. Winikoff // Declarative Agent Languages and Technologies VI. DALT 2008. Lecture Notes in Computer Science, vol 5397. Springer, Berlin, Heidelberg. P. 47-59.
Блинов А.Л., Петров В.В. Элементы логики действий. М. : Наука, 1991. 232 с.
Logie R.D. A Study of Agent Influence in Nested Agent Interactions. PhD thesis. The Open University, 2010. 270 p. URL: http://oro.open.ac.uk/62023/ (accessed: 20.06.2020).
Dennett D. Higher-order truths about chmess. Topoi, 2006. P. 39-41.