В статье рассматриваются содержание и структура геоконфессиологии как структурного элемента современной геополитики. Сформулированы понятия объекта и предмета геополитики в широком и узком смысле, определяется предмет геоконфессиологии. Рассмотрена структура геоконфессиологии, включая научно-проблемную и научно-дисциплинарную части. Исследуется географическая часть геоконфессиологии. Оценивается влияние географического фактора на развитие религий, подчеркивается роль географической науки для геополитических выводов.
The Content and Structure of Geoconfessiology. Part 1. Scientific- Problem and Scientific-Disciplinary Structure of Geoc.pdf 1. Предмет, объект и структура геополитики и геоконфессиологии Объектом современной геополитики в широком смысле является все природное и искусственное, созданное трудом человечества, пространство нашей планеты. Объектом в узком смысле, на который непосредственно направлены усилия геополитиков-исследователей и геостратегов-преобразователей геополитических пространств, выступают различные структурные элементы современного мира: среды природы (суша, ее рельеф, почва и недра, морская поверхность и линии ее соприкосновения с сушей, морские глубины и дно морей, воздушная и космическая среда), сферы общества и человеческой деятельности (политическая, экономическая, социальная, культурная, военная, религиозная и др.), субсферы (например, в экономической сфере явно выделяются финансовая, производственная, торговая субсферы) [1. С. 73-86; 2. С. 307-315], субсубсферы (например, в производственной субсфере можно выделить субсубсферы по производству самых разных товаров) [3. С. 75-99], потоки продуктов человеческой деятельности (данных науки, информации, рекламы, товаров) и самих людей (рабочей силы, мигрантов, туристов, ученых и студентов, деятелей искусства, спортсменов и др.), а также зоны влияния государств в этих средах, сферах, субсферах, субсубсферах и потоках. Исходя из вышесказанного, предметом современной геополитики в широком смысле следует считать борьбу государств за влияние в этих средах, сферах и потоках, конфликты между странами, нормы и правила, формирующиеся в ходе этой борьбы, т.е. мировой порядок и расстановку геополитических сил, образующуюся в результате этой борьбы, т.е. мировую геополитическую систему. Смысл геополитической борьбы состоит в том, чтобы не только определять силу и мощь, т.е. геополитический статус каждого государства, не толь- Содержание и структура геоконфессиологии. Часть 1 203 ко в том, чтобы сформировать мировой порядок и мировую геополитическую систему, но и в том, чтобы изменять их в соответствии с национальными интересами борющихся государств. Тогда предметом современной геополитики в узком смысле следует признать борьбу наиболее влиятельных и мощных государств - великих держав за раздел и передел мира. Современную геополитику большинство политологов понимают как научную дисциплину или часть политологии, занимающуюся исследованиями взаимоотношений между великими державами, соотношений их сил и влияний на мировые политические, экономические, культурные процессы. С этой точки зрения геополитика предстает перед нами как наука о разделе и переделе мира, построении и перестроении мировой политической системы и мирового порядка. С противоположной точки зрения, объективно протекающие мировые экономические, политические и социально-культурные процессы сами оказывают влияние на изменение соотношения сил между великими державами, эволюцию мировой системы и мирового порядка. Чтобы исследовать этот суперпроцесс изменения соотношения сил и влияния ведущих акторов на структуру мира, понимаемую как соотношение сил великих держав, геополитика разбивает его (суперпроцесс) на несколько специальных процессов (или субпроцессов), которые исследуются разделами или составными частями геополитики. Складывающаяся таким образом процессная структура геополитики, как мы выяснили, состоит из: - геоистории, изучающей геоисторический процесс, т.е. геополитические построения ученых и действия государств в далеком или не слишком отдаленном прошлом; - геоэкономики, изучающей геоэкономический процесс или геополитические доктрины и действия государств под экономическим углом зрения, ставящей в основу разделения (объединения) мира экономические отношения держав (экономических союзов, ТНК и других акторов геоэкономического процесса); - геоэтнополитики, исследующей геоэтнополитический процесс или геополитику как взаимодействие различных этносов; - геоконфессиологии, исследующей геоконфессиологический процесс, т.е. разделение мира на географические регионы, в которых доминирует та или иная религиозная доктрина; всегда определяющей во всех видах взаимодействия между государствами (союзы, конфликты, войны и т.д.) степень воздействия конфессионального фактора; - геоконфликтологии, исследующей конфликтологический процесс в мире, определяющей конфликтологическую составляющую в политике государств; - геофутурологии, исследующей тенденции в геополитическом процессе и занимающейся предсказанием будущих конфигураций мировой геополитической системы и изменений в ней, составлением тех или иных футурологических сценариев, ситуаций, теоретически обоснованных гипотез по будущей реструктуризации мира [4. С. 66-74]. Исходя из такого понимания глобального геополитического процесса и специальных геополитических процессов (или субпроцессов), геополитической структуры мира, геоконфессиология представляется нам как часть геополитики, которая обеспечивает исследование и понимание возникновения и Б.А. Исаев, И.Ф. Игнатьева 204 распространения религий по земной поверхности, их борьбу за влияние на государственную политику, за то, чтобы стать доминирующей религией в наибольшем числе стран и в мире в целом. Геоконфессиология как часть геополитики представляет собой политологическую, географическую, социологическую и религиоведческую дисциплину, имеющую свой объект и предмет исследования. Исходя из соотношения геополитики и геоконфессиологии, согласно которому последняя есть часть первой, объектом геоконфессиологии в широком смысле является все пространство сакрального, а в узком - процесс формирования религиозного пространства, т.е. процесс зарождения и распространения религий. Тогда предметом геоконфессиологии в широком смысле будет процесс взаимоотношений религии с государствами и обществами, а в узком - влияние церкви на геополитику и геостратегию на национальном уровне, борьбу религий за влияние и доминирование как на национальном уровне, так и на мировой арене. Предмет геоконфессиологии в узком смысле на самом деле не так уж узок. Он представляет собой процессы зарождения и распространения религий, взаимоотношений религий и государств, борьбу религий за влияние и доминирование. Поскольку научная дисциплина геоконфессиология является частью геополитики, предмет геоконфессиологии составляет часть предмета геополитики. Если геополитика - это наука о структуре мировой политической системы и соотношении сил между главными соперниками, то геоконфессиология -это научная дисциплина о структуре, если так можно выразиться, международной системы конфессий и соотношении сил между мировыми и национальными религиями на мировой и национальной конфессиональной арене. С точки зрения научно-проблемной структуры геоконфессиология состоит из следующих проблемных направлений, которые она призвана развивать: - соотношение сил или структура мировой конфессионально-политической системы; - изменение соотношения сил ведущих религий и церквей на мировой конфессионально-политической арене; - борьба между национальными религиями за доминирование в общественном сознании верующих в каждой стране; - влияние национальной церкви и религии вообще на политику национальных государств; - борьба между национальными церквями за влияние в мировом масштабе; - борьба между мировыми религиями за доминирование в общественном сознании верующих в мировом масштабе; - борьба между национальными и мировыми религиями за доминирование в мировых державах, определяющих мировой порядок; - борьба религий и церквей за доминирование в глобальном конфессионально-геополитическом пространстве. Перечисленные нами проблемы на первый взгляд кажутся менее значительными для геополитики, чем, скажем, проблемы «чисто» политические, такие как взаимоотношения великих держав, геополитические конфликты, попытки перестроить мировой порядок. Действительно, «чисто» политические проблемы всегда выдвинуты на первый план и приковывают внимание Содержание и структура геоконфессиологии. Часть 1 205 не только политического руководства, но и многих рядовых избирателей. Однако меньшая значимость геоконфессиональных проблем - явление скорее кажущееся, чем реальное. Как только подобная проблема приобретает остроконфликтный характер, она также выдвигается в центр общественного внимания. Например, проблема отделения Украинской православной церкви (УПЦ) от Русской православной церкви (РПЦ) весь 2019 г. находилась в центре мировой политики. Ее решением занимались и патриархи, и рядовые прихожане, и политики первой величины, и рядовые избиратели. Научно-дисциплинарная структура геоконфессиологии должна состоять из географической, социологической, психологической и политической части. В географическую часть этой научной дисциплины, очевидно, следует поместить: - географические условия и факторы зарождения и распространения религий в различных географических регионах; - дифференциацию религий на мировые, региональные и национальные; - современное географическое положение мировых, региональных и национальных религий или конфессиональную карту мира; - влияние религий в современном мире: количество стран, где данная религия выступает как национальная, площадь земной поверхности, занимаемая этими странами, количество и качество их населения, геополитическое влияние самих стран в современном мире; - перспективы дальнейшего распространения религий в различных географических регионах мира. В социологическую часть геоконфессиологии следует включить постановку и решение следующих проблем: - социальные условия мест зарождения религий; - социологические характеристики обществ, в которых зародились значимые религии; - черты национального характера, социальные характеристики людей -носителей религий; - социальные условия других стран и территорий, способствовавшие распространению религиозных учений; - влияние социальных условий и социально-демографических характеристик на трансформацию и эволюцию религий. Психологическая часть геоконфессиологии определяет влияние религий на конкретных людей в зависимости от состояния и типа их психики. Она подразделяет верующих на различные типы в зависимости от степени их веры, определяет силу и влияние религии не только ее географической распространенностью и количеством верующих, но и качеством их веры. Она объясняет психологические особенности верующих людей и поведение различных типов верующих. Она может быть расписана по следующим параметрам: - условия зарождения каждой значимой религии с точки зрения ее влияния на психику людей; - психологические факторы развития, распространения и роста влияния религий; - психологические причины секуляризации религий в современном мире; - психологический аспект конкурентной борьбы между религиями за влияние на верующих; Б.А. Исаев, И.Ф. Игнатьева 206 - современное положение и влияние религий в мире: число сторонников, их приверженность вере, религиозным традициям, ценностям и нормам, ее преобладание над другими религиями на человеческом (психологическом) уровне. Политическая часть геоконфессиологии состоит из: - политических условий и факторов зарождения и распространения религий в различных странах; - взаимоотношений государств и национальных церквей внутри каждой страны, особенно внутри каждой из великих держав; - влияний национальных и мировых религий на политику отдельных государств, особенно великих держав; - влияний национальных и мировых религий на политику международных организаций; - влияний национальных и мировых религий на международные отношения и формирование мирового порядка; - политического значения в мире и политического статуса региональных и мировых религий. Г еографической, социологической, психологической и политической частями не ограничивается научно-дисциплинарная структура геоконфессиологии. Можно, например, сюда добавить философско-мировоззренческую часть, ибо от видения мира конкретных людей и обществ зависит генезис религий, военно-стратегическую часть, поскольку религии связаны с завоеванием и удержанием завоеванных территорий, и т.д. 2. Географическая часть геоконфессиологии Географическая часть геоконфессиологии, или географическая конфес-сиология, должна исследовать географию мест зарождения мировых, региональных и национальных религий, географические (в том числе и климатические, ландшафтные, почвенные) условия и факторы распространения религиозных учений. Эта часть геоконфессиологии необходима для того, чтобы учитывать влияние географического положения общества, в котором зарождается религия, географические условия обществ, на которые она распространяется, географические факторы развития религиозного учения. Географическое положение создает благоприятные или неблагоприятные условия для генезиса религий. Например, тот факт, что все три мировые религии зародились в Азии, которая не отделена от основного обитаемого пространства суши Земли (Евразии) непроходимой преградой в виде океана, говорит о ее удобном для религиозного генезиса местоположении. На юге Азии благоприятный климат для проживания человека и как следствие этого достаточно большая концентрация людей, что необходимо для зарождения и успешного распространения религиозных идей. Как и все географы, мы признаем, климат существенно влияет на род занятий и систему верований проживающих в его условиях людей. Почвы как одна из характеристик географического положения также оказывают влияние на род занятий проживающих на них людей, стимулируют развитие производства товаров и торговли, развитие коммуникаций и обмен идеями, в том числе религиозными. Содержание и структура геоконфессиологии. Часть 1 207 Рельеф местности может быть благоприятным или не благоприятным для деятельности людей. Он, например, может создавать естественную оборонительную систему, что избавляет население от непродуктивной траты ресурсов, или не создавать таковой системы, что несет угрозу внезапного быстрого завоевания и уничтожения культуры и религии данной страны. Недра территории (точнее, находящиеся в них природные богатства), на которой поселился данный народ, также могут способствовать быстрому развитию или торможению развития общества, развитию его культурных и религиозных идей. Положение страны по отношению к морю играет важную развивающую роль для общества, которое может строить корабли не только для целей торговли и завоеваний, но и для миссионерской деятельности. Недаром рядом с конкистадорами, отвоевывавшими американские территории у индейцев, всегда шли миссионеры, обращавшие покоренные народы в христианство. Если говорить о мировых религиях, которыми считаются, как известно, буддизм, христианство и ислам, то география их зарождения хорошо известна. Буддизм зародился в северо-восточной части Индии, в середине I тысячелетия до н. э. Климат, почвы, недра, другие характеристики этой географической зоны были вполне благоприятны для развития общества, генерирования религии, а пограничное положение и доминирование государства Магадха в этой геополитической системе (Магадха, Кошала и Личчхави) способствовало быстрому распространению религиозного учения на другие страны. Христианство зародилось в I в. в провинции Иудея Римской империи -территории с мягким морским климатом, весьма благоприятным для жизни и деятельности (в том числе религиозной) людей, обмена информацией, в том числе религиозными идеями. Развитая инфраструктура, в том числе сеть хороших дорог, способствовала распространению христианства не только на население империи, но и на население соседних стран. Дальнейшая история христианских стран, их колониальные завоевания привели к широкому распространению христианства практически на всех континентах Земли. Мусульманская религия зародилась в VII в. на Аравийском полуострове, где климат континентальный, более жаркий и засушливый, чем средиземноморский климат Палестины, но вполне пригодный для проживания и развития общества, генерирования религиозных идей. Ускоренное государственное строительство и арабские завоевания, мореплавание и торговля способствовали развитию и распространению мусульманства на обширные территории Азии и Африки. Г еографическая часть геоконфессиологии, как мы отметили выше, должна дать ответ на вопрос: «В каких географических условиях, в каких регионах Земли зародились различные верования? Под действием каких географических факторов религии распространялись по территориям Земли? Все географические условия зарождения и факторы распространения религий можно свести к следующим: - географическое положение страны или территории, где зарождается религия; - климатические условия. Для зарождения и укоренения религии в умах людей необходим достаточно мягкий, теплый климат, позволяющий собираться на открытом пространстве большим группам людей для общения со Б.А. Исаев, И.Ф. Игнатьева 208 своим Учителем. Теплый климат позволил Пророкам всех мировых религий Будде, Христу и Магомету путешествовать в одиночестве, свободно общаться с разными людьми, набираясь знаний и опыта, формулируя свое учение. Видимо поэтому все мировые религии зародились в южных широтах. Да и другие региональные и национальные религии зарождались в странах с достаточно теплым климатом; - различие природных условий влияет на эволюцию религиозной жизни, обрядовых установлений. Например, известное положение Корана о посте в священный месяц рамадан (нельзя есть до захода солнца) требует корректив для мусульман, живущих за полярным кругом, где в летний период, на который иногда выпадает рамадан, солнце практически не заходит; - богатство природы, все природные ресурсы (в том числе полезные ископаемые, гидроресурсы, лес, почвы, количество солнечных дней в году и т.д.) способствуют распространению религии среди народов, обладающих достаточной территорией, одаренной природными богатствами; - ландшафт. Ландшафтная доступность южных стран, наличие троп и дорог для перемещения людей-носителей новой религии, нарождающейся религиозной школы или целого племени со своим пантеоном также содействовала распространению религий; - природные явления. Во многих религиях выбор почитаемых мест часто определяется их природной необычностью. Сакрализуются особенные, вызывающие страх, непонимание, почитание природные явления (например, гром и молния) или космические феномены (например, камень Кааба у мусульман), орографические (горы, хребты, долины, впадины и другие особенности рельефа) или гидрографические (реки, озера, водопады и др.) объекты; - красоты природы. Важной составляющей религиозного восприятия мира является эстетика. Умение вписывать храмы, монастыри и религиозные символы в природный ландшафт дает дополнительный эстетический эффект для почитания и создания привлекательности религии; - взаиморасположение ареалов распространения религий. Фактор взаиморасположения ареалов распространения различных религий создает возможности их влияния друг на друга, появление новых религиозных течений в зонах соприкосновения различных религий (например, возникновение в Северной Индии сикхизма, несущего в себе черты ислама и индуизма, появление на Ближнем Востоке учения алавитов, имеющего черты ислама и христианства). Чтобы наглядно оценить влияние географического фактора на темпы формирования и распространения мировых религий достаточно взглянуть на карту (рис. 1), на которой видно, что все мировые религии зародились в благоприятных географических условиях Азии, что вышеперечисленные географические условия и факторы способствовали распространению религиозных учений и превращению их в мировые религии. Географические факторы, влияющие на зарождение и распространение религий, оказывают неизбежное влияние и на религиозную жизнь. Наиболее распространенные религии, как правило, обладают и большим разнообразием форм религиозной жизни. Например, православие в России и православие в Африке при сходстве вероучения серьезно отличаются по приемам традиционного благочестия и обрядовой практики [6]. Ниже мы приводим результат действия указанных факторов (рис. 2). 209 Содержание и структура геоконфессиологии. Часть 1 Рис. 1. География возникновения и распространения религий [5] Рис. 2. Г еография основных религий современного мира [5] Кроме географической науки, основой для геополитических выводов применительно к развитию религии является такая дисциплина, как география религии, которая также исследует связи и взаимовлияния религии и географического положения территории ее распространения. В современной русскоязычной литературе география религии рассматривается как раздел религиоведения. Иногда для обозначения географии религии используют термин «сакральная география». Как отдельное направление исследований география религии возникла в конце XVIII - начале XIX в., хотя очевидно, что сакрально-географические знания можно найти в трудах ученых разных эпох. Уже классики геополитики применяли географическо-религиозные знания для своих исследований. Фридрих Ратцель в фундаментальном труде «География человека» (1882-1891), подробно рассмотрел влияние географической среды на культуру и религию многих народов, наглядно и аргументированно показал взаимодействие географии и религии. В этот период в географии религии преобладал методологический принцип географического детерминизма - объяснения всех фактов религиозной истории человечества Б.А. Исаев, И.Ф. Игнатьева 210 географическими условиями той территории, где они происходили [7]. Сегодня большинство исследований сочетает в себе лучшие традиции классической географии религии и идеи постмодернистских подходов [8]. В наши дни отечественные и зарубежные ученые (А.Б. Зубов [9], И.Н. Яблоков [10], Ким Кнотт [11], Томас Твид [12], Мануэль Васкес [13]), изучающие практику распространения религий и транснациональные миграции, оперируют термином «пространственность религии», который во многом перекликается с терминологией современных геоконфессиологов. Пространственные подходы в религиоведческих исследованиях позволяют осуществлять проекты по созданию сакральных пространств, в том числе и геополитической значимости. Формы религиозной пространственности имеют отличительные особенности, имманентные религиозному миру, не сводимые к географии и политике данной местности. Религия владеет не только локативными и транслокативными, но и супралокативным способами выражать трансцендентность, соединяя абсолютное пространство и пространство повседневной жизни, связанное с «геометрией» власти и преодолением границ. В этом смысле религия пространственна, а ее подходы позволяют влиять на экономические, социальные и политические процессы в широком геополитическом масштабе. Такой подход позволяет анализировать конфликты, порождаемые взаимодействием религии с экономическими, политическими и социальными процессами. Мануэль Васкес и Ким Кнотт [14] иллюстрируют, в каких случаях и как религия может стать важным фактором функционирования разных политических режимов или даже бросать им вызов. Анализируя географический аспект положения мигрантских меньшинств, Васкес и Кнотт показывают, как религия предоставляет ресурсы, с помощью которых люди, стремящиеся к построению различных утопий, создают аффективно заряженные геополитические пространства. Еще в начале 1990-х гг. тема религии вызывала мало интереса в географии, и было мало ученых, которые сосредоточивались бы на такой работе. Но в настоящее время эта область географической науки получила широкое распространение и признана важной подотраслью, субдисциплиной социальной и культурной географии. Большое количество работ географов в последнее время посвящается исследованию политики мусульманских геополитических пространств и символов, в том числе и на территории России [15]. Однако эта тенденция начинает меняться по мере того, как все больше географов интересуются различными формами религии и системами верований, а также связанными с ними проблемами социального и политического неравенства [16]. В наше время во многих странах мира издаются сборники, специально посвященные различным аспектам географии религии и убеждений в разных странах мира. Геополитические аспекты в исследованиях зарубежных представителей географии религии зачастую связаны с их практическими выводами. Эндрю Макгрегор, в частности, утверждает, что для получения более эффективной помощи в различных развивающихся странах и слаборазвитых регионах необходимо учитывать местные религиозные проблемы и религиозные приоритеты. По его мнению, транснациональные сети и потоки должны признавать значение религиозного пространства для развития общества и подклю- Содержание и структура геоконфессиологии. Часть 1 211 чать в этот процесс религиозные институты, а не пропагандировать культуру секуляризма. Он убежден, что западные подходы к разделению церкви и государства в области развития религии устарели [17]. Другой представитель западной географии религии Юстин Тсе утверждает, что секуляризация сама по себе может быть понята как теологический процесс. Он критикует дихотомию религия / секуляризация, выступая за «обоснованные теологии», с помощью которых можно исследовать географию религии в секулярную эпоху. Следует заметить, это и подобные исследования опираются на социокультурный и географический подход к исследованию религиозных взаимосвязей и критическую геополитику [18]. Наряду с научным арсеналом географии религии в геоконфессиологии также возможно применение научных наработок теографии [19]. Эта наука также занимает близкую позицию и тесно взаимодействует с географией религии, стремясь к более тонкому пониманию именно религиозного предмета. Обосновывая предмет теографии, Сатерленд Г аллум исследует религиозную рефлексивность, которая направляет преимущественное внимание на теологические аспекты. Теография, по его мнению, продвигает пространственное воображение религиозного мыслителя, нацеливает его на экзистенцию с позиции постструктурального мышления и понимания трансцендентности.
Игнатьева И.Ф. Философия техники. Новгород : Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2003. 113 с.
Игнатьева И.Ф. Многомерность туризма: философский, экономический, политический аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2017. Т. 33, № 3. С. 307-315.
Исаев Б.А. Философия геополитики // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2018. № 3 (21). С. 75-99.
Исаев Б.А., Игнатьева И. Ф. Структура геополитики // Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 59. С. 66-74.
Карты религий мира. URL: https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B%20%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0&ncmd=1586874848631-5833758485195624 (дата обращения: 12.04.2020).
Географические и демографические факторы формирования религиозной сферы. URL: http://moyuniver.net/geograficheskie-i-demograficheskie-faktory-formirovaniya-religioznoj-sfery/ (дата обращения: 11.04.2020).
География религии. https://studbooks.net/19544/religiovedenie/religiovedenie
Stump R.W. The Geography of Religion: Faith, Place, and Space. URL: https://www.amazon.com/Geography-Religion-Faith-Place-Space/dp/0742510808 (accessed: 18.04.2020).
Зубов А.Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. Доисторические и внеисторические религии. М. : МГИМО-Университет, 2006. 433 с.
История религии : в 2 т. / под общ. ред. И.Н. Яблокова. М. : Высшая школа, 2004. Т. 1. 464 с.
Knott K. The Location of Religion: A Spatial Analysis. London : Routledge, 2015. 288 р. URL: https://books.google.ru/books?id=V75cCgAAQBAJ&pg=PR3&hl=ru&source=gbs_selected_pages&cad=2#v=onepage&q&f=false (accessed: 18.04.2020).
Tweed T. Crossing and dwelling: A theory of religion.- Cambridge, MA: Harvard University Press, 2006. 278 p. URL: https://www.academia.edu/3598965/Crossing_and_dwelling_A_theory_of_religion (accessed: 17.04.2020).
Vasquez M.A. More than Belief: A Materialist Theory of Religion. New York: Oxford University Press, 2011, 392 p. URL: https://academic.oup.com/socrel/article-abstract/72/4/485/1615296 (accessed: 18.04.2020).
Knott K., Vasquez M.A. Three Dimensions of Religious Place Making in Diaspora, Global Networks, 2014, 14(3): 326-347. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Three-dimensions-of-religious-place-making-in-V%C3%A1squez-Knott/64b3ab29a01f12e7c40882936d35bb1e198e72e6 (accessed: 18.04.2020).
Todd M.L. Political Geographies of Religions in Russia: Mosques, Churches, the State, and Social Movements in Moscow. Geography Graduate Theses & Dissertations. 2017.109. https://scholar.colorado.edu/geog_gradetds/109 (accessed: 14.04.2020).
Hopkins P. Geographies of Religion. URL: https://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo-9780199874002/obo-9780199874002-0106.xml (accessed: 18.04.2020).
McGregor A. Geographies of Religion and Development: Rebuilding Sacred Spaces in Aceh, Indonesia, after the Tsunami / Environment and Planning A: Economy and Space. First Published March 1, 2010 Research Article. URL: https://doi.org/10.1068/a4273. (accessed: 19.04.2020).
Justin K.H. Tse. Grounded theologies: ‘Religion’ and the ‘secular’ in human geography. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0309132512475105 (accessed: 16.04.2020).
Sutherland C. Theography: Subject, theology, and praxis in geographies of religion. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0309132516644513 (accessed: 19.04.2020).