Россия, США, Китай: образ будущего на основе экономической дипломатии и миропорядка | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. № 64. DOI: 10.17223/1998863X/64/21

Россия, США, Китай: образ будущего на основе экономической дипломатии и миропорядка

Статья содержит исследовательский вопрос о том, каким Россия, США и Китай видят развитие международной жизни на современном этапе. Научная гипотеза отражает расширение области экономической дипломатии даже при кризисном и санкционном режиме между РФ и США, а также при стабильном экономическом партнерстве и дружеских российско-китайских отношениях. 2023 г. является верхним цикличным пределом уходящего («железного», воинствующего) века цивилизации и продолжением постепенной смены мировой политической элиты. До 2029 г. экономическое развитие России эволюционно находится на траектории роста. Решающим фактором при создании нового миропорядка и наиболее приемлемой системы международных отношений (возможно, вначале на пространстве Большой Евразии) станет позиция России.

Russia, USA, China: Image of the Future Based on Economic Diplomacy and World Order.pdf Концепция современной теории экономической дипломатии Концепт «экономическая дипломатия» входит в систему общественных и политических наук, а именно: политология - геополитика - теория международных отношений - теория мировой политики - теория внешней политики -дипломатия - современная теория экономической дипломатии (о средствах внешней политики государств методами традиционной дипломатии, механизмах эффективности международных организаций и гармонизации миропорядка). При этом не следует путать экономическую дипломатию с политической экономикой (политизация международных экономических отношений) и с экономической политикой (влияние отечественного и мирового бизнеса на политику страны и ее государственный курс). Современная Россия (в теории и на практике) больше находится в зоне экономической политики и политической экономики, чем в области экономической дипломатии. Информационный сайт «МИД Российской Федерации. Внешняя политика. Экономическая дипломатия» содержит четко определенные установки на: «Международные отраслевые и межведомственные связи», «Инвестиционное сотрудничество», «Торгово-экономическую политику России», «Международные экономические форумы», «Внешнеэкономические связи субъектов РФ», включая дипломатическое содействие российскому бизнесу в стране и за рубежом, а также материалы по вопросам экономического развития России [1]. Торговая и инвестиционная политика, содействие отечественному бизнесу в стране и за рубежом, международное сотрудничество, проведение международных экономических форумов как инструментов продвижения товаров и услуг (или лоббирование экономических интересов) свидетельствуют о весьма не- Россия, США, Китай: образ будущего на основе экономической дипломатии и миропорядка 225 значительном уровне развития экономической дипломатии в России. Явно не хватает программного и стратегического проектирования, описания институциональных структур экономической дипломатии и центров принятия решения, материалов об эффективности экономической дипломатии и ее наиболее востребованных видах. Экономическая дипломатия (как и традиционная) тоже обслуживает интересы политики (в том числе экономической), но только на основе таких классических ценностей международной жизни, как взаимовыгодное сотрудничество, гуманитарная помощь, доступное кредитование, инвестирование, миролюбие, честная конкуренция, этика международных взаимоотношений; а в теории - представляет собой междисциплинарное направление общей и прикладной политологии, анализа политических проблем международных отношений, глобального и регионального развития с использованием математических методов для прогнозирования и моделирования на основе системного подхода. Эволюция экономической дипломатии также входит в сферу прикладного анализа политических проблем и приложения кибернетики по прогнозированию и моделированию средств внешней политики в двусторонних и более сложных международных системах глобальной трансформации. Суть современной теории экономической дипломатии заключается в ее универсальности, системности, прикладном и цикличном характере, широкой разновидности экономической дипломатии в теории и на практике. В наши дни классифицировано более 20 специализированных ее видов, где торговая или коммерческая дипломатия является лишь одной из многих [2. С. 46-57]. Теория и практика экономической дипломатии применимы ко всем государствам с опорой на мирную, несиловую и невоенную политику, на переговорные и иные приемы и механизмы, на организационные и практические методы традиционной дипломатии в достижении одновременно экономических и политических целей. Прикладной характер современной теории экономической дипломатии свидетельствует о тесных связях данной теории с другими науками и даже техническими дисциплинами (когда речь идет о применении технологий в исследовании эволюции и моделировании); о ее непрерывном развитии с появлением в будущем новых научных дисциплин (космобиополитическая математика [3], космобиополитика и др.). Современная экономическая дипломатия - это приоритетный вид дипломатии и важнейшее средство внешней политики (теоретическая и правовая база, профильные структуры государства, его политический курс и внешнеэкономическая деятельность; действующие механизмы реализации, корректировки и контроля; обновляемые кадры и позитивный результат); участие страны в эффективной работе международных организаций и защита отечественного бизнеса за рубежом; инструмент гармонизации системы международных отношений и миропорядка. Таков образ экономической дипломатии ближайшего будущего в эпоху «Золотого века» с VI экономическим укладом, уже начавшимся на планете с конца 2-го десятилетия текущего столетия. Моделирование образа будущего глазами Запада О политическом конструировании как предвидении перспектив (на основе смыслов, коммуникации, ментальности и деятельности) подробно изложили свои взгляды отечественные исследователи А.И. Щербинин и Н.Г. Щер- А.Г. Савойский 226 бинина. Они основательно систематизировали новые знания в данной сфере. По их мнению, будущим можно «управлять, но управление осуществляется, по сути, виртуально... В данном случае сама модель становится символом репрезентации или образа... При этом „альфой и омегой ‘ моделирования... выступает „теоретическая база“, само наличие теоретического компонента. И образ будущего отображает не столько „факты“ настоящего, сколько абстрактную схему, вписанную в ментальный контекст исторической эпохи» [4. С. 295-296]. Для этого довольно часто используется не только текст, но и математические приемы, символы и формы. В 1-й половине XIX в. французский философ и государственный деятель Алексис де Токвиль в своей книге «О демократии в Америке» предсказывал, что и Соединенные Штаты, и Россия призваны «держать однажды в своих руках судьбы половины мира» [5]. Китая как державы на горизонте мировой политики тогда еще не существовало. Это государство ограничивалось лишь ассоциацией с древней цивилизацией. На международной арене XX столетия такая тенденция продолжалась вплоть до завершения Второй мировой войны и создания вскоре Китайской Народной Республики. С 1970-х гг. американцы весьма активно перетягивали Китай на свою сторону против СССР. С начала 1990-х геополитическая ситуация сменилась однополярным миром с Беловежско-Маастрихтской подсистемой послевоенного миропорядка. Китай продолжал целенаправленно заниматься своим экономическим развитием. В 2001 г. КНР приняли в ВТО. В условиях иной реальности XXI в. баланс сил значительно изменился. Мировое сообщество заговорило о новых основных игроках на мировой арене. Еще в 2004 г. один из ведущих исследовательских центров мира и Канады - Университет Квебека в Монреале - публично заявил об уверенно идущем вперед Китае, который вскоре займет свое место рядом с США и Россией. Ассоциирование миропорядка с «Великой шахматной доской» Зб. Бжезинского [6] становилось неактуальным. Эксперты и аналитики понимали, что в шахматы играет профессионально только Россия, Соединенные Штаты предпочитают карточный покер, а Китай - распространенную на Востоке игру «сумо» с открытой борьбой тяжеловесов. После терактов 11 сентября 2001 г. внешнеполитический курс США незначительно изменился с установки мирового господства на политику глобального лидерства (где термин «лидерство» подразумевал не феодальные отношения, а наличие приблизительно равных партнеров или союзников. Однако отношения США и Евросоюза до сих пор носят средневековый характер зависимости европейцев и воспринимаются экспертным сообществом как «суверен и вассалы»). Поэтому для трех военно-космических и торговых держав - России, США, Китая, у каждой из которых свои внутренние проблемы, мечты и иллюзии, западными политологами были подобраны иные термины для их объединения, а именно: «треугольник» и «кровать». Три полюса глобального треугольника, по их мнению, находились в одной и той же позиции, что и мировые державы XIX столетия перед подъемом освободительных революций и началом мировой войны. И хотя канадские исследователи не конкретизировали страну, в которой может начаться освободительная революция, а также не назвали регион планеты для возможной мировой войны в XXI в., тем не менее спустя 17 лет книга авторского коллектива - Россия, США, Китай: образ будущего на основе экономической дипломатии и миропорядка 227 А. Леголь, А. Лалиберте и Ф. Бастьен «Треугольник: Россия-США-Китай. Одна кровать на троих?» - остается весьма интересной, оригинальной и полезной, не переведенной до сих пор на русский язык. Главной проблемой трех мировых держав, резюмировали авторы книги, станет то, что они не разделяют единого видения на развитие международной жизни [7. Р. 142143]. С этим утверждением нельзя не согласиться. Время показало его истинность. Относительно освободительной революции в одной из стран: Россия-США-Китай - следует заметить, что ярко выраженная революционная ситуация складывается теперь именно в США. Другая научная книга западного политолога Николь Башаран 2019 г. (ее перевод на русский язык пока тоже отсутствует) очерчивает мир, созданный президентом США Дональдом Трампом до пандемии. Через анализ его многочисленных выступлений, интервью, заявлений, международных встреч и посланий по Твиттеру (твитты) автору книги удалось разглядеть совершенно иной ореол политики США, которого не было ранее, и вникнуть в стратегический характер идеологем. По ее мнению, это его взгляд как шоумена будто охватывал всю планету, включая свою страну и Европу, все общества и народы Земли. Президентство Трампа принесло с собой в мировую политику протекционизм, фэйк-ньюс или ложные (открыто лживые) новости, еще большее искажение фактов мировой истории, торговые войны с Китаем, приумножение санкций против России, неистовое желание спецслужб дестабилизировать миропорядок любой ценой и обвинить в этом Россию или Китай. «Провокация стала его стратегией, ложь - его оружием, цинизм - его силой», -пришла к выводу исследователь американской политики Николь Башаран [8. Р. 416]. К этому можно лишь добавить: сделав ставку в своей политике на защиту бизнеса, транснациональные медийные компании и ведущие печатные СМИ, на внутреннее и глобальное управление посредством информационных потоков, президент Дональд Трамп сам оказался жертвой информационного режима и был отключен от своих аккаунтов на завершающем этапе президентских выборов - 2020, а фальсификация результатов демократами стоила ему победы. Сначала США и их сторонники подменили очередную промышленную революцию на информационно-коммуникативную, биоинженерную и генно-модифицированную с развитием интернета, нано- и военно-стратегических технологий, робототехники (производство военных роботов, беспилотных летательных аппаратов - дронов, кибернетического оружия), искусственного интеллекта (не отличающего добро и зло) и искусственного генома (генетически модифицированные продукты питания; коммерциализация суррогатного материнства; микробиологические вирусы и вакцины). Теперь предпринимаются попытки совершить публичную революцию методом цифровой трансформации госуправления с удалением государственных структур от общества; методом внедрения новых прав человека в демократию и мировой спорт, установления на планете медико-вакцинного миропорядка, управления внутренним передвижением и миграций населения со множеством ограничений; методом постоянно стагнирующей экономики и внедрения виртуальной криптофинансовой системы. А.Г. Савойский 228 XXI в. отчетливо обозначил точку перехода всемирной цивилизации на качественно иной уровень развития, особенно после начала глобального экономического кризиса в Нью-Йорке в 2008 г. Во 2-м его десятилетии мир существенно изменился от появления сразу нескольких центров силы и влияния. России и США по-прежнему было отведено в нем особое место среди основных субъектов и акторов (или участников), а с 2014 г., по официальным данным, Китай стал первой экономикой на планете, опередив США [9]. На этом однополярный американский мир, начавшийся в 1992 г., прекратил свое существование. По мнению исследователей отечественного Института РУССТРАТ, Китай уже невозможно сдержать, хотя бы в силу его технологической и экономической мощи [10]. Немаловажную роль при этом играют фактор наказуемости коррупции, а также высокая работоспособность и дисциплинированность китайского народа, относительно дешевая рабочая сила. Однако США вместе с Западом продолжают игнорировать новую реальность, наполненную лидерством Китая. На протяжении последних лет ожидание глобальных трансформаций в международной жизни натолкнулось на нежелание мировых держав (США, Китай, Россия) начинать их первыми. Трансформация системы международных отношений сдерживается целенаправленно [11] структурными кризисами, санкционными режимами, рецессией мировой экономики, вирусной пандемией, торговой войной США против КНР и региональными военными конфликтами. Это, в свою очередь, привело к сбою в традиционной дипломатии. Попытки США и коллективного Запада изолировать Россию и Китай, создать без них альтернативный миропорядок в условиях новой реальности не имели и никогда не будут иметь успех. Наглядный пример - распавшаяся Лига Наций (1918-1946), не сумевшая остановить фашизм без помощи СССР, Китая и других союзных государств. Выдвижение Западом вперед лишь собственных интересов и правил в международных отношениях привело к двойным стандартам и хаосу на мировой арене как показателю наличия глубокого структурного кризиса, после которого начинаются только распад и трансформация в иное состояние, поскольку хаос (по своей природе) не способен превратиться в расцвет или стабильное состояние. Несомненный интерес представляет монография российского академика Сергея Глазьева «Битва за лидерство в XXI в. Россия-США-Китай...» об основных центрах силы и влияния на планете [12]. Из его 7 сценариев обозримого будущего при мировых державах - Россия, Китай, США - один вариант наблюдается на современном этапе в битве за признание: относительная изоляция (вследствие пандемии) и внутренняя мобилизация сил. Это характеризует не только Россию, но и Китай и США тоже. Данная книга заслуживает отдельной экспертно-аналитической статьи. Линия на игнорирование международного права была вновь открыто продемонстрирована в июне 2021 г. на саммитах «Группы семи» в британском городке Корнуолл и Североатлантического альянса (НАТО) в Брюсселе. Итог встреч на высшем уровне правдиво охарактеризовал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров: «Запад хотел, чтобы всем было ясно: он как никогда един и будет делать на международной арене только то, что считает правильным, а других - прежде всего Россию и Китай - заставлять следовать Россия, США, Китай: образ будущего на основе экономической дипломатии и миропорядка 229 заданному им курсу. В документах Корнуолла и Брюсселя закреплено продвижение концепции „миропорядка, основанного на правилах“ в противовес универсальным принципам международного права, закрепленным прежде всего в Уставе ООН» [13]. Не следует забывать, что Уставу ООН уже 75 лет и все на Земле имеет свой срок. В Стратегиях национальной безопасности США 2017 и 2021 г. Россия и Китай называются противниками (т.е. врагами). Россия и Китай не входят в число партнеров и союзников Америки, на кого направляется основная доля взаимной торговли, инвестиций и обмен технологиями [14]. В июле 2021 г., после саммита с Президентом РФ Путиным в Женеве, американский президент Джозеф Байден попытался смягчить риторику Белого дома, назвав Россию и Китай лишь соперниками США [15]. Однако официальный Вашингтон по-прежнему считает Россию главной угрозой своей национальной безопасности. Американцев не устраивает помощь России их противникам, соперникам и даже партнерам США (поставки комплекса С-400 в Турцию и Китай, а также С-300 Ирану и Сирии, содействие развитию мобильной системы противовоздушной и противоракетной обороны Северной Кореи и т.д.). Рассматривая в наши дни Россию, США и Китай среди прочих мировых держав, следует указать на взаимную зависимость экономик РФ и Китая от США. Исчисление экономических показателей в РФ и КНР до сих пор осуществляется в долларах США: абсолютной дедолларизации пока не произошло, но движение в этом направлении наблюдается. Только отношения России и Китая остаются пока независимыми, дружественными и стратегически партнерскими в обозримом будущем. Посол КНР в Москве Чжан Хань-хуэй заявил недавно о том, что Администрация Байдена «относится к Китаю как к главному сопернику. По-прежнему продолжается грубое вмешательство во внутренние дела» страны [16]. Китай официально заявил в 2021 г. о том, что поборол у себя крайнюю бедность и продвигает геополитическую инициативу экономического развития «Один пояс - один путь», поставив цель стать супердержавой к 2050 г. Вести за собой страны мира не входит в планы китайского руководства. Образ будущего для США в отношении РФ, КНР и всего мира В последнее время к мировому сообществу за пределами Америки пришло понимание того, что демократия перестала быть движущей силой Соединенных Штатов в глобальном лидерстве. Образ будущего для них скрывается, по-видимому, в иллюзиях и нереализованных намерениях, натолкнувшихся на сопротивление внутри и за рубежом. США торопятся. У них мало времени (всего 7-8 лет) и серьезные проблемы: слом политической системы, включая ее воспроизводство; несостоятельность демократии и мечты по-американски (хотя мигранты прибывают ежедневно из тех стран, где живется еще хуже); мания величия и преследования; полный провал военных операций (Куба, Вьетнам, Ближний Восток, Афганистан) и падение международного престижа США; миграционные, социальные и расовые неурядицы; кризис доллара и непомерные долги федерального бюджета, а также резкое падение внутреннего и внешнего инвестирования в собственную экономику. Наблюдаются и проблемы у США с А.Г. Савойский 230 финансированием ООН, ЮНЕСКО, НАТО и ЕС, но желание везде присутствовать и руководить. Дипломатия доллара дала сбой мировой экономики и проблемность с запуском ее электронного аналога. Неразумная политика США негативно влияла на процесс объединения стран мира в коллективный Запад (особенно на восточном направлении); на глобальное лидерство и авторитет в международных организациях в качестве гаранта мира и экономической стабильности. У США наблюдаются сложности с заменой государственного управления на цифровое и информационное; с реальным распространением своей внутренней политики на внешнюю, т.е. на все страны мира, и с заменой международного права на сиюминутные правила исключительно в своих интересах. США по-прежнему хотели бы оставаться первыми среди мировых держав и вести за собой весь мир, включая Россию и Китай. Однако серьезнейшие проблемы, перечисленные выше, не позволяют Соединенным Штатам создать новый миропорядок в их собственном представлении и понимании. Мало того, после стремительного вывода войск НАТО из Афганистана в конце августа 2021 г. европейские страны, «возлагавшие большие надежды на перезагрузку Трансатлантического альянса» [17], были открыто разочарованы действиями США. Заявление Джозефа Байдена при его вхождении в Белый дом, что «Америка вернулась», воспринято союзниками как явное противоречие и решение президента США, наоборот, увести Америку с мировой арены. Образ будущего России в геополитике и мировой экономике Современная Россия - это особая территория Земли, ее «сердце», расположенное одновременно и на Западе, и на Востоке (в плане пространства, времени, природных богатств, уникальной цивилизации и классических, традиционных ценностей). По сравнению с США, у Российской Федерации вообще больше нет в запасе времени на стабильное развитие. Страна попала в цейтнот. Результаты научных исследований автора свидетельствуют о нахождении экономики России на траектории роста до 2029 г. России, как всегда, предстоит активно мобилизоваться и действовать в ближайший период на пределе собственных сил и возможностей: - стать экономически самодостаточной и независимой державой социально-промышленной направленности; принять новые Поправки к Конституции РФ о переподчинении своего Центробанка Правительству России, о внедрении институтов планирования во внутреннюю и внешнюю государственно-частную экономику, о контроле и об ответственности властных структур; о предоставлении доступных кредитов предприятиям и населению, об исключении спекуляции в реализации производимых товаров, а также посреднических услуг в государственных заказах; - лучше использовать отечественные и зарубежные рынки; направить усилия крупного бизнеса исключительно на внутреннее развитие страны, а государственные корпорации - на внешнеэкономическую деятельность с возвратом прибыли в госбюджет; - заключить новые дипломатические договоры XXI в. со странами мира [18. С. 283-286]; создать комфортный миропорядок в Евразии - Большое Россия, США, Китай: образ будущего на основе экономической дипломатии и миропорядка 231 Евразийское партнерство - на основе международного права и экономической дипломатии; - выйти из западной системы международных отношений (с ее структурными кризисами, продолжительными санкциями и хаосом в управлении); сделать рубль мировой электронной и наличной валютой (природные ресурсы России это позволяют); прекратить оплачивать взносы в международные организации, относящиеся к России без должного уважения; - создать на своей территории новую архитектуру международных отношений: основные международные организации в Санкт-Петербурге, Калининграде или Ялте [19. С. 68-77]. Новая система международных отношений станет именоваться по названию города, где состоится подписание мирового договора (Петербургская, Калининградская или Ялтинская); - основать и регулярно проводить на своей территории (Москва, Казань, Сочи) Олимпиаду по интеллектуально-спортивным играм (шахматы, фатум, таврели, сянци, вэйци, пачиси, шашки и др.); - запустить отечественные социальные сети; предотвратить гибридную войну и победить в кратчайшие сроки коронавирус (так, никому не известную и коварную «испанку» после Первой мировой войны преодолели за два года (1918-1920); не допустить, чтобы массово производимые вакцины складировались на российских складах так же, как двигатели для космических ракет в СССР в 1980-х гг.; - не позволить Соединенным Штатам и блоку НАТО измотать себя очередным витком «гонки вооружений», «звездными войнами» или военными конфликтами вблизи российских границ, в том числе на Донбассе, в Закавказье и Средней Азии; - успеть завершить в Российской Федерации эволюционный экономический подъем до 2029 г. и значительно поднять жизненный уровень населения; - вернуть величие русскому языку как международному в общении народов мира, а русской цивилизации - ее справедливый, патриотичный и благородный облик. Ориентиром страны в ближайшей перспективе вполне могло бы стать «экономическое чудо» социально-капиталистического Китая с однопартийной системой и отсутствием оппозиции. Такой подход к конструктивному развитию стал бы весьма логичным и целесообразным, учитывая планы отечественной политики в создании Большого Евразийского партнерства. Россия нуждается в мощном цивилизационном рывке 7-летнего мирного, социально-экономического развития на период 2022-2029 гг. Иначе существует серьезный риск очередного распада страны, отбрасывания экономики и социально-культурного развития Отечества далеко назад. Если главной движущей силой для американцев всегда были свобода и демократия, что почти закончилось для граждан США в 2020 г., то для русского человека основным и неизменным в веках остается «служение, обязательство, долг перед Родиной, а вовсе не рабство», как пытаются представить прозападные русофобы. Два слова «Служу Отечеству!» давно стали атрибутом русской цивилизации» [20]. И только истинному патриотизму в России необходимо перерасти в объединяющую национальную идею, начиная с олигархов и властвующей политической элиты финансово-экономического блока, чтобы достигнуть более высокого уровня развития страны. А.Г. Савойский 232 Заключение Имперский принцип Средневековья «разделяй и властвуй», как и силовой подход к цивилизационному развитию, всегда заканчивался в истории крушением. То же самое ожидает и союзнические отношения коллективного Запада против России и Китая, способных составить конкуренцию мировым державам и воспринимаемых блоком НАТО как угрозу стратегической безопасности. На самом деле Россия и КНР лишь защищают свои национальные интересы, благодаря обладанию мощными Вооруженными Силами, экономикой и финансовыми запасами, внушительной территорией, богатыми природными и человеческими ресурсами, согласно западному подходу к определению могущества и противопоставлению своей воли другим странам в международных отношениях [21. Р. 162]. Наиболее приемлемым для России мог бы оказаться образ будущего, направленный на ее развитие по «китайскому сценарию» как успешной модели социалистического капитализма в Китае: социально-капиталистический общественный строй; плановая экономика; национальный Центробанк подчинен Госсовету страны; государственные наличные и электронные деньги являются мировой валютой; дешевые кредиты для предприятий и населения; инвестиционное проектное кредитование банками исключительно значимых для развития экономики проектов, содержащих персональную ответственность, описание технологий, механизмов и сроков их реализации; широкое внедрение национальной платежной и информационной систем; крупный бизнес обеспечивает внутреннее развитие страны, а государственные корпорации - внешнеэкономическую деятельность с возвратом финансовых средств в федеральный бюджет; развитие малого и среднего бизнеса; полное искоренение бедности до 2029 г.; воспроизводство однопартийной системы и отсутствие оппозиции. Россия, КНР и США по-прежнему, как и в начале XXI в., не разделяют единых взглядов на дальнейшее развитие международной жизни. Образ будущего миропорядка при смене экономических укладов ассоциируется теперь в отечественном научном сообществе с Востоком и Тихоокеанским регионом, с ведущей ролью Китая, Индии и России (КИР) на пространстве Большой Евразии. Новый центр развития международных отношений насчитывает население в несколько миллиардов человек, ориентированных на социально-экономическое развитие и имеющих свои законные права на мир, труд, образование, медицину, достаток и благополучие. Выбираться из политико-экономического хаоса американской (англосаксонской) системы и создавать для России комфортный миропорядок в ближайшие годы - дело чести политической элиты России. Альтернатива параллельного развития Западной и Восточной систем международных отношений в перспективе возможна. Потенциал России и США в различных видах экономической дипломатии (авиационная, арктическая, атомная, валютная, военная, инвестиционная, космическая, медицинская, продовольственная, промышленная, сельскохозяйственная, торговая или коммерческая, цифровая, экологическая, энергетическая и пр.) не использован обеими странами до конца и отрицательно сказывается на экономическом развитии России. Только отношения РФ и КНР остаются независимыми, дружественными Россия, США, Китай: образ будущего на основе экономической дипломатии и миропорядка 233 и стратегически партнерскими в обозримом будущем, а их экономики пока сильно зависят от США. Современные реалии международной жизни диктуют новые требования к позитивному выстраиванию официальных отношений России с США и другими государствами, включая Китай: исключение силовой (военной и санкционной) политики, развитие делового и конструктивного сотрудничества в самых различных сферах и направлениях; возврат к классической дипломатии, основанной на высоком дипломатическом профессионализме; неукоснительное соблюдение этики межгосударственных взаимоотношений, международного права и дипломатического иммунитета; честная конкурентная политика внешнеэкономической деятельности, взаимовыгодное сотрудничество и пр. Мирный, несиловой характер экономической дипломатии исключает любое проявление войны (ядерной и безъядерной, валютной, дипломатической, санкционной, торговой, энергоресурсной, вакцинной и т.д.), не приемлет длительные санкции и силовое политическое давление. Грань между экономической дипломатией и экономической политикой остается весьма тонкой, а соотношение между политикой и экономикой чаще бывает асимметричным, чем гармоничным. Однако роль экономической дипломатии в конструктивном подходе к международным отношениям и будущему миропорядку остается значительной. Все три мировые державы - Россия, Китай и США - призваны выполнять стабилизирующие функции миропорядка и своевременно совместными усилиями создавать наиболее приемлемую систему международных отношений, открыто транслировать во внешний мир привлекательный образ будущего как самостоятельную категорию геополитики и вариант возможной международной жизни. Между США и Китаем наблюдается борьба за союзников. Решающим фактором при создании нового миропорядка станет позиция России.

Ключевые слова

конец «железного века», международное сотрудничество, миропорядок, образ будущего, потенциал и траектория роста, Россия-Китай-США, система международных отношений, экономическая дипломатия

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Савойский Александр ГеннадьевичУфимский государственный авиационный технический университет ; Российская академия естественных наук; Институт экономических стратегий Российской академии науккандидат политических наук, доцент, почётный доктор; член-корреспондент ; эксперт правительственной делегации России на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке; директор Центра устойчивого развитияasavoysky@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

МИД Российской Федерации. Внешняя политика // Экономическая дипломатия. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/economic_diplomacy (дата обращения: 25.07.2021).
Савойский А. Современная теория экономической дипломатии // Дипломатическая служба. 2015. № 4. С. 46-57.
Савойский А. Экономическая дипломатия и кибернетическое управление обществом, космобиополитическая математика // Дипломатическая служба. 2015. № 3. С. 51-57.
Щербинин А.И., Щербинина Н.Г. Политическое конструирование образа будущего // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 56. С. 285-299. DOI: 10.17223/1998863X/56/25
Токвиль Алексис де. Демократия в Америке: пер. с фр. / предисл. Гарольда Дж. Ласки. М. : Прогресс, 1992. 554 с.
Бжезинский Зб. Великая шахматная доска (Господство Америки и ее геостратегические императивы) / пер. с англ. О.Ю. Уральской. М. : Междунар. отношения, 1998. 256 с.
Legault A., Laliberte A., Bastien F. Le triangle Russie/Etats-Unis/Chine. Un seul lit pour trois? Sainte-Foy: Les Presses de l’Universite Laval, 2004. 160 p.
Bacharan N. Le monde selon Trump: tweets, mensonges, provocations, stratagemes. Pouquoi 9a marche? Paris : Editions Tallandier, 2019. 416 p.
Chronologie. Histoire politique et economique // Le Point References. Mai - Juin - Juillet 2019. P. 92. (In French).
Владимиров А. США пытаются развернуть историю вспять и не стать Вавилоном ХХІ века. URL: http://russtrat.ru (дата публикации: 13.08.2021).
Евстафьев Д. Мир предхаоса: что нас ждет в 2021 году // Актуальные комментарии. 14.12.2020. URL: https://actualcomment.ru/mir-predkhaosa-chto-nas-zhdet-v-2021-godu-2012141124. html (дата обращения: 11.08.2021).
Глазьев С.Ю. Битва за лидерство в XXI веке. Россия-США-Китай: Семь вариантов обозримого будущего. М. : Книжный мир, 2017. 341 с.
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ. О праве, правах и правилах // Газета «Коммерсантъ». № 109/П от 28.06.2021. C. 1. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4877702/(дата обращения: 22.07.2021).
Стратегии национальной безопасности США / сост. Д.В. Кузнецов (на англ. яз.). Б. м.: Б. изд., 2018. 680 с. URL: http://kuznetsov.ucoz.org/books/strategii_nacionalnoj_bezopasnosti_ssha.pdf/(дата публикации: 13.08.2021).
Байден назвал Россию и Китай соперниками США. URL: https://iz.ru/1199148/2021-07-28/baiden-nazval-rossiiu-i-kitai-sopemikami-ssha (дата публикации: 28.07.2021).
Иванов Г. «Не забывай, кто вырыл колодец». Что сегодня в Китае говорят о России? URL: https://aif.ru/politics/world/ne_zabyvay_kto_vyryl_kolodec_chto_segodnya_v_kitae_govoryat_o_rossii (дата публикации: 21.07.2021).
Необычная аналитика от CNN: Байден уводит Америку с мировой сцены. URL: https://zen.yandex.ru/media/karaulovlife/neobychnaia-analitika-ot-cnn-baiden-uvodit-ameriku-s-mirovoi-sceny-611fe16e4e9a2560322735fe (дата публикации: 21.08.2021).
Савойский А.Г. Навстречу новому договору о мире, дружбе и сотрудничестве между РФ и США. Итоги и моделирование российско-американских отношений как индикатора глобальной цивилизации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 60. С. 275-291. DOI: 10.17223/1998863Х/60/27
Савойский А.Г. Роль России и США в международном устройстве мира, или К новой Архитектуре мирового порядка // Человеческий капитал. 2013. № 10. С. 68-77.
Савойский А.Г. США и Россия: историческая несправедливость времен Токвиля // Полис. Политические исследования. 2015. № 1. С. 165-172. DOI: 10.17976/jpps/2015.01.14
Новое определение державности / Паскаль Бонифас. Геополитика (на фр.) // Boniface P. La Geopolitique: 50 fiches pour comprendre l’actualite. 6eme edition. Paris : Editions Eyrolles, 2019. 208 p.
 Россия, США, Китай: образ будущего на основе экономической дипломатии и миропорядка | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. № 64. DOI: 10.17223/1998863X/64/21

Россия, США, Китай: образ будущего на основе экономической дипломатии и миропорядка | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. № 64. DOI: 10.17223/1998863X/64/21