Конструирование теоретических образов феномена образования: сценарный подход | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2022. № 67. DOI: 10.17223/1998863X/67/6

Конструирование теоретических образов феномена образования: сценарный подход

Применен сценарный подход к конструированию теоретических образов будущего современного образования, исследуемого нами в виде полидисциплинарных интерпретаций. Обращение к сценарному подходу диктуется, с одной стороны, сложностью осмысления перспектив развития и трансформации образования как объекта познания, с другой - реальным эвристическим потенциалом данного подхода, нацеленного на построение будущих сценариев изучаемого объекта; возможностью формирования теоретических образов грядущего образования в условиях Индустрии 4.0. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Constructing theoretical images of the phenomenon of education: A scenario approach.pdf Введение Осмысление теоретических интерпретаций образования в контексте его настоящего, прошлого и будущего - «священный Грааль» современной философии образования. Однако если прошлое теоретизаций образования мы постигаем в процессе их теоретической реконструкции, то для осмысления теоретических образов его грядущего, на наш взгляд, наиболее оптимален сценарный подход. Ключевая идея сценарного подхода - это осуществление такого исследования, при котором выстраиваются и впоследствии анализируются различные вариации сценариев, т.е. картин потребного будущего исследуемого объекта. В литературе представлен самый широкий и многообразный спектр различных, нередко противоречивых его определений и характеристик, что, в свою очередь, привело к методологическому хаосу [1], фактически до сих пор «не существует единого подхода к разработке сценария» [2. С. 217]. Но, несмотря на данный факт, исследователи продолжают активно адаптировать методологию сценарного подхода под собственные задачи, нагружая ее каждый своими приемами, техниками и характеристиками. К числу ведущих разработчиков и активных популяризаторов данного подхода относят Х. Кана и А.Дж. Винера (H. Kahn & A.J. Wiener), которые под сценарием понимали «потенциальные последовательности событий, подготовленные для выявления случайных процессов и связанных с ними проблем принятия решений» и вполне справедливо полагали, что «сценарии демонстрируют, как определенные гипотетические ситуации будут развиваться шаг за шагом и каковы возможности в отношении остановки, изменения направления или поддержки хода этой ситуации» [3. C. 138]. В дальнейшем возникли и другие экспликации понятия «сценарий»: «сценарий это проекция потенциального будущего» Л. Фейи и Р.М. Рэндалл (L. Fahey & R.M. Randall) [4. C. 7], «сценарий представляет собой внутренне непротиворечивую картину того, как может выглядеть будущее» М. Портер (M. Porter) [5. С. 37] и др. В теоретическом плане, по М. Г оде (М. Godet), к исследованию сценариев в числе первых проявил интерес французский философ Дж. Бергер (G. Berger), который в последствии выступил одним из основателей школы 60 Социальная философия и философская антропология / Social philosophy and philosophy of humanity сценариев «La Prospective»1. Задача же последней состояла не столько в более критичном оценивании будущих перспектив, сколько в том, чтобы иметь открытый и смелый взгляд на них, подготавливать долгосрочные планы на основе многовариантных видений этого будущего и его сценариев2. В свою очередь, практически концепция сценариев реализовалась в большей мере в промышленности на фоне складывающейся глобальной экономической ситуации и кризиса, а также постоянной необходимости проведения систематических исследований реальных экономических перспектив и возможного будущего различных бизнес-организаций (например, компаниями General Electric, Shell Nederland) [6]. Фактически сгенерированные сценарии, по Дж. Дукоту и Дж.Дж. Лю-бену (G. Ducot & G.J. Lubben), представляют собой систему событий, объединенную в логическую, обычно хронологическую последовательность, которая должна: быть значимой для явления с составленным сценарием; относится к конкретному времени и быть связанной с другими явлениями посредством различных типов отношений [7]. Кроме того, как отмечала Э. Белиньска-Душа (Е. Bielinska-Dusza), «сценарные методы используются для создания долгосрочных прогнозов в ситуациях, когда: явление не является непрерывным, а именно существует скачок между прошлым и настоящим, настоящим и будущим; у нас нет достаточных знаний о закономерностях анализируемых явлений; деятельность носит непредсказуемый и нестандартный характер; явления носят описательный характер...» [3. С. 139]. И здесь, пожалуй, согласимся с П.Дж.Х. Шумейкером (P.J.H. Schoemaker) в том, что невозможно решать устоявшимися и традиционными способами задачи, возникающие в условиях флуктуаций и высокой внешней неопределенности: для этого класса задач нужен специальный исследовательский подход [8]. Именно поэтому сценарный подход, нацеленный на нивелирование подобных обстоятельств и оценку возможного развития объекта исследования, занял лидирующую позицию среди других вероятностно-статистических подходов. Анализируя в свете сказанного наш исследовательский объект - образование, заметим, что исследование последнего осуществляется исключительно в ситуации неопределенности как экзо-, так и эндогенных факторов его будущего развития. С нашей точки зрения, обращение к сценарному подходу в контексте конструирования теоретических образов будущего образования релевантно генезису исследуемого нами социального феномена, погруженному в «ускользающую социальную реальность», и позволяет сконструировать вероятностно-статистические версии образов (сценариев) потребного будущего современного образования, а также обеспечивает целокупное восприятие (осмысление) образования в контексте реконструкции его прошлого 1 «Основные характеристики „Ла Перспектива" - отмечает Мишель Годе, - заключаются в том, что она смотрит на будущее не как на продолжение прошлого, а как результат желаний различных субъектов и ограничений, налагаемых на них окружающей средой. Ее (школы. - В.В., М.В.) цель - помочь в создании альтернативных вариантов будущего, а затем выбрать какую-то альтернативу, обеспечивающую максимальную свободу действий». Godet M. From forecasting to ‘la prospective’ a new way of looking at futures // J. Forecast. 1982. 1: 293. https://doi.org/10.1002/for.3980010308 2 См. подр.: Godet M. Integration of scenarios and strategic management: using relevant, consistent and likely scenarios // Futures. 1990. 22(7). Р. 730. http://dx.doi.org/10.1016/0016-3287(90)90029-H 61 Вихман В.В., Ромм М.В. Конструирование теоретических образов феномена образования и реализации сценариев его потребного будущего с помощью обсуждаемого подхода [9]. Методология и методика исследования Довольно затруднительно мыслить категориями будущего без учета специфики и сущности объекта исследования. Образование, будучи стохастическим, вероятностно-статистическим исследовательским объектом, определяет необходимость обращения к методу сценариев, что связано с возможностью последнего выстраивать разнообразные вероятностно-гипотетические картины будущего постигаемого объекта. Фактически перед нами стоит задача конструирования перспективных теоретических образов образования, на решение которой направлена авторская идея соединения методологических основ конструктивизма и метода сценариев. Интеграция последних заключается в объединении спекулятивных конструктивистских способов теоретизаций с практико-ориентированными сценариями, нацеленными на воплощение реального контекста того, что «может произойти, а не то, что произойдет»1. При такой постановке вопроса конструктивистские умозаключения получают возможность воплотиться в действенные рекомендации/прогнозы, в которых остро нуждается модернизируемое отечественное образование. Сценарии для нас - «проводники» социально-философских абстракций в контекст реальных управленческих решений. Формат объединения этих двух подходов видится нам как сценарное конструирование, служащее умозрительным способом формирования многообразия перспективных теоретических образов феномена образования, раскрывающих/рисующих с той или иной степенью вероятности возможные теоретические картины будущего современного образования. А сценарий в нашем случае - инструментарий теоретизирования, выстраивания и уточнения знаний, который позволяет описать возможные и неопределенные состояния будущего изучаемого объекта с целью принятия возможных решений на практике. Основная часть В центре актуального внимания - образование как социальный феномен. В предыдущих публикациях были зафиксированы следующие базовые умозаключения и выводы: а) образование постигается не как реальный объект, а умозрительная идеализация: с опорой на доступный компендиум его теоретических интерпретаций, накопленных в полидисциплинарном пространстве образовательно-ориентированных научных дисциплин [10]; б) образование, являясь частью ускользающей социальной реальности, на пути своего развития постоянно находится в состоянии неопределенности, а также внешних и внутренних флуктуаций, т.е. носит исключительно стохастический характер [11]. Изложенные обстоятельства существенно осложняют решение задач по выстраиванию многообразных гипотетических картин будущего социального феномена образования. В сложившейся ситуации дополнение исследовательского инструментария методом сценариев позволяет сконструировать воз- 1 Реймонд М. Исследование трендов. Практическое руководство / пер. с англ. Н. Константиновой; [науч. ред. О. Шаева]. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2020. С. 166. 62 Социальная философия и философская антропология / Social philosophy and philosophy of humanity можные варианты теоретических картин будущего образования в условиях высокой неопределенности. С учетом вышеназванных обстоятельств предлагается осуществить сценарное конструирование альтернативных теоретических образов исследуемого объекта по выделенным этапам конструирования, основываясь при этом на предлагаемой универсальной структурной единице-конструкте перспективный теоретический образ социального феномена. Выстраиваемые сценарии образов будущего образования относятся к одному из распространенных и зарекомендовавших типов - трендовому, которые по сути «строятся из предположения, что существующие в момент проведения исследования тренды будут сохраняться в будущем» [12. С. 137]. В нашем исследовании ключевым трендом для сценирования выступают сквозные цифровые технологии, которые трансформируют образы будущего образования. Конструирование теоретических образов будущего исследуемого социального феномена предлагается осуществлять путем формирования трех ключевых вариантов сценариев: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный. Определение и описание ключевых переменных в нашем случае осуществляется исследователем (экспертом) оценочно, а их описание формируется путем обращения к теоретическим рефлексиям исследуемого объекта, зафиксированным в источниках. Безусловно, выстраиваемые три варианта сценариев представляют собой лишь основные грани возможного изображения и/или описания будущего социального феномена, при необходимости и потребности можно выстроить множество промежуточных вариаций. Здесь необходимо выделить основные этапы сценарного конструирования теоретических образов будущего постигаемого социального феномена. Этап 1. Определяются ключевые параметры сценирования: а) объект, для которого выстраиваются гипотетические картины будущего; б) фокус (тренд) сценирования; в) горизонт (период) прогнозирования; г) количество формируемых сценариев; д) входные данные сценирования; е) вероятность наступления сценария (%); ж) ключевые переменные внешнего и внутреннего фона (влияющие и зависимые), экзо- и эндогенные факторы воздействия. Этап 2. Конструируются три основных варианта теоретических образов будущего объекта постижения, зафиксированного на Этапе 1; в основе трех вариантов лежат следующие сценарии: а) пессимистичный; б) реалистичный; в) оптимистичный. Этап 3. Анализируются сформированные теоретические картины будущего исследуемого объекта с целью выявления возможных рисков, лакун и формирования рекомендаций в формате «что необходимо сделать сейчас, чтобы степень реализации того или иного сценария была высока». В качестве примера предлагаем результат разработанного алгоритма сценарного конструирования, реализованный на основе пессимистического сценария, с опорой на структурную единицу-конструкт - перспективный теоретический образ социального феномена1, оставляя за рамками настоящей публикации два оставшихся сценария - реалистичный и оптимистичный. Пессимистический сценарий возможной теоретической картины будущего образования назовем «Консервация» или «Цифровой нигилизм», в свете 1 Единица-конструкт перспективный теоретический образ социального феномена - это общий шаблон, применяемый для построения любых вариантов сценариев будущего исследуемого объекта. 63 Вихман В.В., Ромм М.В. Конструирование теоретических образов феномена образования того, что ключевой тренд нашего конструирования - это цифровые технологии, а также весь комплекс их воздействия и влияния на образовательную отрасль вкупе. Сконструированный сценарий описывает возможную картину развития образования по пессимистичному сценарию в свете интеграции в него цифровых и технологических решений, т.е. отвечает на вопрос: каким будет образование, если станет оказывать сопротивление процессу внедрения цифровых технологий в свои бизнес-процессы? ПЕССИМИСТИЧНЫМ СЦЕНАРИИ «КОНСЕРВАЦИЯ», или «ЦИФРОВОМНИГИЛИЗМ» Объект сценирования Тип научной рациональности Тип общества Научная парадигма Уровень конструирования социальной реальности Фокус (тренд) сценирования Вероятность наступления сценария, % Входные данные для сценирования Образование как социальный феномен. Постнеклассическая рациональность. Информационное (сетевое) общество. Нормативно-интерпретативная. Мезоуровень. Цифровая трансформация образования как социального феномена в свете активного внедрения и применения цифровых технологий. 30% (если принять во внимание, что три ключевых сценария составляют 100%, то, на наш экспертный взгляд, пессимистичный сценарий составляет - 30%, реалистичный - 50%, оптимистичный - 20%). Научные труды, зафиксированные в виде научных статей, монографий, диссертационных исследований, отчеты грантов и т.д. (при условии того, что источниковая база исследования - теоретические интерпретации образования, а не реальное образование). Влияющие переменные сценирования (Внешний фон, влияющий на отрасль1) Государственнополитические векторы, определяемые НТР Рыночные ориентиры Виды цифровых технологий применяемые в отрасли / внедряемые в отрасль Национальные программы: Национальный проект «Цифровая экономика», Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг., созданные в контексте и согласовании с Индустрией 4.0, которые задают цифровую повестку для образовательной отрасли. Образование как одна из ключевых отраслей экономики должно подготавливать и выпускать на рынок труда исключительно конкурентоспособных специалистов, владеющих цифровыми и инновационными компетенциями в контексте Индустрии 4.0. Рынок труда ожидает от образования не конвейерного воспроизводства специалистов по исчезающим профессиям (в результате автоматизации и других технологических/социальных изменений), а нового образовательного продукта - выпускников новых профессий, например, проектировщик робототехники и цифровой лингвист, оператор медицинских роботов и консультант по здоровой старости, биоэтик и молекулярный диетолог и т.д. [13]. В свете доминирующей / находящейся в стадии доминирования Индустрии 4.0 целесообразно выделить: 1) активно внедряемые цифровые технологии в образовательную отрасль - виртуальная и дополненная реальность, большие данные, искусственный интеллект, компоненты робототехники и сенсорика; 2) слабо внедряемые - распределенный реестр, технологии беспроводной связи; к которым присматриваются - квантовые вычисления, новые производственные технологии, промышленный интернет. 1 Под «отраслью» здесь и далее понимается образование, постигаемое нами как социальный феномен, для которого собственно и выстраиваются сценарии будущего. 64 Социальная философия и философская антропология / Social philosophy and philosophy of humanity Зависимые переменные сценирования (внутренний фон изучаемой отрасли) Цифровая зрелость Уровень цифровой зрелости образовательной отрасли мож- Участники цифровой трансформации но определить ближе к среднему. На данном уровне отрасль способна к интеграции собственных устоявшихся методов обучения, технологий с цифровыми решениями, но не предполагает их активного продвижения. К ключевым препятствиям цифровизации основных бизнес-процессов в образовании можно отнести: недостаточно высокий уровень цифровой грамотности всех участников учебного процесса (для эффективного применения цифровых технологий недостаточно их технологически внедрить, нужно и грамотно их использовать), нигилизм, отторжение, порой агрессивность по отношению к внедрению любых цифровых решений, недостаточное финансирование в части закупки, внедрения высокотехнологических решений, а также обучения всех заинтересованных участников процесса цифровизации. Участники цифровизации - основные целевые группы, подвергающиеся цифровизации: профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный персонал, обучающиеся, административно-управленческий персонал. Общий уровень цифровой грамотности участников сферы - начальный, ближе к среднему, Целевая характеристика что позволяет участникам, с одной стороны, частично использовать цифровые решения в учебном процессе, не заменяя традиционные и устоявшиеся наработки, с другой - не все владеют навыками совершать даже частичную интеграцию цифровых технологий и учебного процесса. Формируется идеал образованного человека с опорой на устоявшиеся формы и методы организации образовательной деятельности и воспитательной работы, осуществляемой преимущественно в отрыве от реальных рыночных запросов и потребностей. Сохраняется нацеленность исключительно на конвейерный тип учебного процесса по достижению результатов, знаний, умений и навыков обучающихся, что серьезно осложняет и затрудняет индивидуализацию и кастомизацию образования, как стратегическую задачу Индустрии 4.0. Содержательно технологическая характеристика Образование как самодостаточная социальная система, институт отстаивает как консервативные модели в содержании, в технологиях, в методах, способах и средствах осуществления учебного процесса, так и традиционные коммуникации между участниками образовательного процесса. Цифровые технологии аккуратно внедряются в систему образования, частично подменяя процессы в нем, но любые технологические тренды воспринимаются негативно. Противостояние между традиционным способом обучения и компьютерными, цифровыми новшествами постоянное. Ценностно-функциональная Образование в целом все еще сохраняет свою ключевую социхарактеристика окультурную роль не только по созданию благоприятных условий для реализации молодежью ее творческой, научной и предпринимательской активности и получению необходимых, устойчивых и перспективных профессиональных компетенций, но и радикальному повышению качества человеческого капитала в обществе [14]. Вместе с тем, как отмечалось уже в профессиональном вузовском сообществе, в России - в отличие от зарубежных вузов -практически нет университетов, которые бы не только предлагали отечественному абитуриенту на выходе прозаический диплом или утилитарную профессию на каждый день, но и приобщали его к тому, что называется - «образом жизни» (Lifestyle) [15]. Заметим при этом, что именно приобщение молодежи к современному, активному образу жизни становится отличительной чертой и важнейшим конкурентным преимуществом чрезвычайно востребованного международного элитарного образования. 65 Вихман В.В., Ромм М.В. Конструирование теоретических образов феномена образования Анализ выстроенного теоретического образа образования, по пессимистическому сценарию его развития, в контексте внедрения в него цифровых технологий показал: а) несмотря на то, что современное образование служит одной из ключевых отраслей экономики, которая подвержена цифровым изменениям и втянута в национальную цифровую повестку, темпы этих изменений для образования низкие, порой угасающие; б) цифровые трансформации в образовании задаются исключительно национальными программами развития сверху, а не инициируются самой образовательной отраслью; в) в цифровизацию вовлекаются все участники образовательной деятельности, как непосредственно в ней присутствующие, так и организующие и сопровождающие ее, и они демонстрируют превалирующее негативное и/или нейтральное отношение к процессу внедрения цифровых технологий; г) на скорость цифровых преобразований в отрасли существенное влияние оказывают: низкий уровень цифровой зрелости, напрямую связанный с недостаточным уровнем цифровых компетенций участников процесса; устаревшая материально-техническая база используемого аппаратно-программного оборудования; д) фиксируется явная несогласованность между запросами рынка труда на выпускников нового типа и традиционными подходами к подготовке, содержанию, формату и нацеленностью воспроизводства давно бытующих профессий. В качестве рекомендаций зафиксируем: если допустить, что развитие образования пойдет по пессимистичному сценарию, представленному выше, то очевидно, что оно будет не просто находиться в явной рассогласованности и дисбалансе с происходящими социально-экономическими изменениями, но и перестанет выполнять свою ключевую профессиональную и культурообразующую ролевую функцию в государстве и обществе. Заключение Многоаспектный анализ литературы показал, что сценарный метод: а) относиться к междисциплинарному способу решения задач построения и анализа возможных событий будущего; б) обладает длительной и продуктивной историей применения различных уровней сценарных исследований; в) имеет в своем арсенале достаточно гибкий, адаптивный диапазон исследовательского инструментария (от качественного описания до строго количественных расчетов, от микро- до макроуровневых объектов применения и т.п.); г) способен порождать картины вероятностных событий будущего и путем их анализа пересматривать ситуацию сегодняшнего времени. При постижении социального феномена образования, который сам, по сути, является весьма неоднозначным в силу своего полидисциплинарного характера, а также находится в условиях высокой неопределенности социальноэкономической среды, частью которой он выступает, сценарный подход оказывается достаточно актуальным и вполне релевантным поставленным исследовательским задачам. Предлагаемая в работе концепция усиления теоретико-методологической базы традиционного конструктивизма инструментарием сценарного метода позволяет «заглянуть за горизонт» потребного будущего образования. Однако реализацию любых сценариев на практике трудно предопределить. И как именно нам удастся распорядиться вероятностным знанием об этих возможных сценариях, в полной мере зависит от 66 Социальная философия и философская антропология / Social philosophy and philosophy of humanity продуманных и целенаправленных действий теоретиков и практиков от образования в условиях активной подготовки отечественной высшей школы к запросам и задачам грядущей Индустрии 4.0.

Ключевые слова

метод сценариев, конструирование, образование, теоретические образы

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Вихман Виктория ВикторовнаНовосибирский государственный технический университеткандидат педагогических наук, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры философииvvv@smc.nstu.ru
Ромм Марк ВалериевичНовосибирский государственный технический университетдоктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философииmark.romm@gmail.com
Всего: 2

Ссылки

Bradfield R., Wright G., Burt G., Cairns G., Van Der Heijden K. The origins and evolution of scenario techniques in long range business planning // Futures. 2005. 37. Р. 795, 800, 812. http://dx.doi.org/10.1016/j.futures.2005.01.003
Jose Artur Vieira, Marcela do Carmo Silva, Carlos Francisco Simoes Gomes, Marcos dos Santos. Multicriteria Decision Integrated Prospective Theory Applied at Engineering Services' Company // Universal Journal of Management. 2018. Vol. 6 (6). Р. 213-234. doi: 10.13189/ujm.2018.060604
Bielihska-Dusza E. Concepts of scenario methods in improvement of an enterprise // Business, Management and Economics Engineering. 2013. Vol. 11, № 1. P. 137-152. https://doi.org/10.3846/bme.2013.08.
Fahey L., Randall R.M. Learning from the Future.Competitive Foresight Scenarios. New York : John Wiley & Sons, Inc., 1998.
Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов : пер. с англ. 3-е изд. М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. 453 с.
Millett S. The future of scenarios: challenges and opportunities // Strategy and Leadership. 2003. Vol. 31, № 2. Р. 16-24. http://dx.doi.org/10.1108/10878570310698089
Ducot G., Lubben G.J. A Typology for Scenarios // Futures. 1980. 1; 2000.
Schoemaker P.J.H. Scenario Planning // The Palgrave Encyclopedia of Strategic Management / eds. M. Augier, D. Teece. London : Palgrave Macmillan, 2016. https://doi.org/10.1057/978-1-349-94848-2_652-1
Вихман В.В. Концепция постижения социального феномена в его теоретических образах: от реконструирования к сценарному конструированию // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13, № 4, ч. 1. С. 154-167. doi: 10.17212/2075-0862-2021- 13.4.1-154-167
Вихман В.В. Трансдисциплинарное конструирование теоретических образов феномена образования // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 48-63. doi: 10.15372/PHE20200204
Вихман В.В., Ромм М.В. «Офлайн-теоретизирование» в постижении феномена образования в его теоретических образах // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12, № 2, ч. 1. С. 124-139. doi: 10.17212/2075-0862-2020-12.2.1-124-139
Переверза Е.В. Сценарный подход в задачах анализа сложных социальных систем // Системные достижения и информационные технологии. 2011. № 1. С. 133-143.
Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой и др. М. : Интеллектуальная Литература, 2020.
Robeyns I. Three models of education: Rights, capabilities and human capital // Theory and Research in Education. 2006. Vol. 4 (1). Р. 69-84. doi:10.1177/1477878506060683
Mirowsky J., Ross C.E. Education, Personal Control, Lifestyle and Health: A Human Capital Hypothesis // Research on Aging. 1998. Vol. 20 (4). P. 415-449. doi: 10.1177/0164027598204003
 Конструирование теоретических образов феномена образования: сценарный подход | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2022. № 67. DOI: 10.17223/1998863X/67/6

Конструирование теоретических образов феномена образования: сценарный подход | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2022. № 67. DOI: 10.17223/1998863X/67/6