Сотрудничество Ирана и ЕАЭС: проблемы и перспективы
Выявляются особенности сотрудничества Ирана и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Определены основные этапы и направления взаимодействия Ирана и ЕАЭС. Акцентируется внимание на проблемах, которые могут негативно повлиять на углубление сотрудничества. Полноценная интеграция между ЕАЭС и Ираном станет возможна после заключения полноформатного соглашения о зоне свободной торговли. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Cooperation between Iran and the EAEU: Opportunities and constraints.pdf Изменения во внешней политике Ирана наметились в 2018 г., этому способствовали следующие обстоятельства: выход США из соглашения по иранской ядерной программе в 2018 г. - Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), возобновление санкционного режима, замедление уровня экономического роста. Руководство Ирана приняло решение о реализации политики «Взгляд на Восток» и развитии политических и экономических отношений со странами Евразийского региона. Впервые политика «Взгляд на Восток» была провозглашена президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом (2008-2013 гг.). Цель данной политики - укрепление связей с незападными странами, чтобы избежать изоляции, в том числе экономической, вызванной постепенно ухудшающимися отношениями с европейскими странами. Экономическое сотрудничество со странами Азии, особенно в энергетическом и логистическом секторах, считалось важной областью регионального сотрудничества Ирана в Азии, в том числе расширение транзитных маршрутов для увеличения торговли было отмечено в качестве основного направления деятельности. В феврале 2018 г. верховный лидер Ирана Али Хаменеи заявил о том, что главные приоритеты во внешней политике заключаются в «предпочтении Востока Западу и соседних стран отдаленным местам» [1]. В национальной концепции Ирана отмечается, что к 2025 г. Исламская Республика должна занять первое место в области экономики, науки и технологий в регионе Западной и Южной Азии, включая Центральную Азию, Ближний Восток и соседние страны, делая акцент на разработку и производство высоких технологий, непрерывный экономический рост, рост уровня доходов на душу населения и достижения полной занятости. Взаимоотношения со странами региона должны строиться на основе принципов взаимного уважения, мудрости и доброй воли, обладать эффективным взаимодействием [2]. Внешнеполитическая стратегия Ирана нацелена на развитие интеграционных отношений между странами Евразийского региона. Установление диалога с соседними странами, создание собственной системы безопасности будут способствовать противостоянию региональным вызовам и угрозам. Центральное место в евразийской интеграции отводится региональной экономической организации - Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), целью которого является интеграция государств-членов в торгово-эконо-141 Зеленева И.В. Сотрудничество Ирана и ЕАЭС: проблемы и перспективы мической, транспортной, энергетической и других сферах, а также создание сети зон свободной торговли с заинтересованными в евразийской интеграции государствами. Одним из таких государств выступил Иран, который в течение долгого времени не проявлял особого внимания к установлению отношений с другими странами в рамках интеграционных объединений. Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Ираном, было заключено 17 мая 2018 г. [3]. Основное отличие Временного соглашения с Ираном от соглашений о создании зон свободной торговли заключается в том, что ввозные таможенные пошлины в торговле между ЕАЭС и Ираном снижаются или устраняются только по ограниченному охвату товаров, а не практически по всей товарной номенклатуре. Цель Временного соглашения - сформировать полноценную ЗСТ между государствами -членами ЕАЭС и Ираном. Кроме данного соглашения 25 сентября 2019 г. стороны также подписали Меморандум о сотрудничестве между Деловым советом Евразийского экономического союза и Иранской палатой по торговле, промышленности, горному делу и сельскому хозяйству, в котором учреждается Бизнесдиалог ЕАЭС-Иран. Его основная цель, заявленная в Меморандуме, - выработка скоординированной позиции деловых сообществ государств-членов ЕАЭС и Исламской Республикой Иран, а также содействие развитию торговоэкономических отношений [4]. В сентябре 2021 г. страны ЕАЭС и Иран начались переговоры по заключению соглашения о зоне свободной торговли. Cсотрудничество между Ираном и ЕАЭС развивается по трем основным направлениям: торговля, транспорт и энергетика. Основное место в отношениях между ЕАЭС и Ираном занимает торгово-экономическое сотрудничество. С момента подписания Временного соглашения товарооборот между странами союза и Ираном в 2018 г. увеличился по сравнению с 2017 г., но в 2019 г. уровень товарооборота резко снизился, что могло быть вызвано непростым периодом, связанным с действием санкций США в отношении Тегерана. А вот в 2020 г. наблюдалась положительная динамика товарооборота, что превысило аналогичный показатель 2019 г. на 18%. Несмотря на некоторые успехи в торговом сотрудничестве между двумя сторонами, доля оборота Ирана с ЕАЭС в торговом балансе в 2019 г. оставалась относительно незначительной и составляла 0,47% (для сравнения: доля Китая - 20%) [5]. Однако внешнеторговый оборот Ирана со странами ЕАЭС за пять месяцев с конца марта по август 2021 г. превысил 1,975 млрд долл., что существенно больше, чем за этот же период 2020 г. Распределение товарооборота между странами ЕАЭС и Ираном очень неравномерное, значительную долю в нем занимает Россия, а самую меньшую - Белоруссия и Киргизия. Согласно отчету, за период с конца марта по август 2021 г. Иран экспортировал товаров на сумму в Россию (222 743 000 долл.), Армению (99 683 000 долл.), Казахстан (63 677 000 долл.), Кыргызстан (26 981 000 долл.) и Беларусь (7 738 000 долл.) [6]. Вектором развития интеграционных процессов между Ираном и ЕАЭС могут стать транспортные проекты и энергоресурсные контракты. Особое значение имеет проект международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», который значительно сокращает маршрут и, соответственно, транспортные расходы. МТК «Север-Юг» - трансъевразийский транспортный коридор, призванный соединить Индию, Иран с Северной и Центральной Европой наиболее коротким маршрутом, обеспечит условия для расши-142 Политология /Political science рения товарооборота стран-членов и партнеров ЕАЭС [7]. Развитие международных транспортных коридоров на территории Ирана предполагает создание новой или модернизацию старой транспортной инфраструктуры. Развитие отношений Ирана с ЕАЭС и Китаем открывает возможности для сопряжения транспортных коридоров ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс и один путь» в южном направлении. Данное сопряжение представляется возможным, так как транспортный стержень проекта «Один пояс и один путь» - Евроазиатская транспортная магистраль (ЕТМ) и ее северный, морской и южный маршруты - совпадают с евразийскими МТК «Восток-Запад» и «Север-Юг». По территории Ирана может пройти южный маршрут ЕТМ, что обеспечит выход для Китая к иранским портам Бендер-Аббас в Персидском заливе и Чабахар в Оманском заливе. Развитие железнодорожной транспортной сети с Арменией также находится на повестке дня Ирана. Наличие общей границы между Ираном и Арменией предоставляет возможность для сотрудничества не только в транспортной сфере, но и в области электроэнергетики. Армения располагает большими ресурсами по развитию экспорта электроэнергии за пределы ЕАЭС, в частности в Иран. Развитие электроэнергетического потенциала между Ираном и Арменией связано с реализацией программы «Армения-Иран: газ в обмен на электроэнергию». Взаимодействие Ирана с ЕАЭС в энергетической сфере создало условия для активизации деятельности ПАО «Г азпром» в направлении Ирана. Наиболее перспективными проектами в газовой отрасли видится строительство завода по производству СПГ и строительство газопровода Иран-Индия (через Пакистан). Данный проект предусматривает реализацию на территории Ирана интегрированных проектов в области добычи, транспортировки и переработки углеводородов. Однако в настоящее время реализация данного проекта временно остановлена по причине того, что Индия не готова подписать меморандум о сотрудничестве из-за участия в проекте Пакистана [8]. Потенциал для сотрудничества между Ираном и ЕАЭС в энергетических проектах значителен, а упрощение условий участия российских нефтегазовых компаний в проектах на территории Ирана позволит иранской стороне успешно реализовать нефтегазовый потенциал страны. Процесс экономического сближения ЕАЭС и Ирана представляется возможным разделить на три этапа. Первый этап взаимодействия характеризуется исследованием возможности создания ЗСТ и выявлению преимуществ, которые получат обе стороны от подписания данного соглашения. На втором этапе потребуется нормативно-правовое закрепление норм и принципов торгово-экономического сотрудничества и подписание сторонами Временного соглашения о создании ЗСТ. Третий этап включает выработку дальнейшего плана действий и проведение переговоров по заключению полноформатного соглашения о создании ЗСТ. Интенсивность сотрудничества зависит от внешних и внутренних факторов, что может привести к проблемам, усложняющим взаимодействие Ирана с ЕАЭС. Сначала рассмотрим внешние факторы. • Восстановление санкций США в 2018 г., особенно в отношении энергетического, судоходного и финансового секторов, привело к сокращению иностранных инвестиций и удару по экспорту нефти. Санкции запрещают аме-143 Зеленева И.В. Сотрудничество Ирана и ЕАЭС: проблемы и перспективы риканским компаниям торговать с Ираном, а также с иностранными фирмами или странами, которые имеют дело с Ираном. • Одновременно с введением санкций против Центрального банка Ирана произошло отключение иранских банковских структур от глобальной платежной системы SWIFT [9]. В результате этого Ирану пришлось искать альтернативные способы расчетов с иностранными партнерами. И хотя сейчас Иран больше склоняется к расчетам в национальных валютах, отсутствие действенного механизма финансового обеспечения внешнеэкономической деятельности негативно сказывается на экономических отношениях с другими странами. • В качестве внешних факторов, которые могут негативно повлиять на дальнейшую интеграцию Ирана в ЕАЭС, можно назвать напряженные отношения Ирана с арабскими странами и Израилем. Как известно, в ЕАЭС рассматривают Израиль в качестве потенциального участника торгово-экономических отношений в рамках организации [10]. Углубление интеграционных отношений с Ираном, с одной стороны и с Израилем - с другой, может вызвать противоречия и, соответственно, сказаться негативным образом на отношениях ЕАЭС с одной из стран. • Региональные конфликты также представляют угрозу для торговоэкономических отношений Ирана. Транспортные проекты, реализуемые в регионе, проходят по территории Ирана, Армении, Азербайджана. Проектируемый железнодорожный коридор должен связать Иран и Россию через Армению и Азербайджан. Так, возобновление Нагорно-Карабахского конфликта может привести к срыву транспортных проектов. • Выделяется проблема экономической несовместимости, которая выражается в том, что экспорт энергоносителей Ирана в страны - члены ЕАЭС имеет мало значения, так как в этом секторе доминирует исключительно Россия, и до тех пор, пока это будет наблюдаться, Иран не сможет занять свою нишу в ЕАЭС [11]. • Возможность прекращения или приостановления иностранного инвестирования транспортных проектов может существенно повлиять на сотрудничество Ирана и ЕАЭС. В реализации транспортного коридора «Север-Юг» на территории Ирана может возникнуть проблема. Индия финансирует строительство иранского глубоководного порта Чабахар на юго-востоке страны [12]. Санкции США в отношении Ирана замедлили строительства порта. Индия надеется, что при новой администрации США улучшатся отношения между Вашингтоном и Тегераном. В противном случае возникнет риск задержки инвестирования и, соответственно, заморозки проекта [13]. Существуют и внутренние факторы, которые исходят от действий руководства Ирана и могут повлиять на взаимодействие Ирана и ЕАЭС в рамках сотрудничества по Временному соглашению. • Основой экономик Ирана, России и Казахстана остается нефтяной сектор, вследствие чего Китай может рассматриваться Ираном как более перспективное направление для экспорта нефтепродуктов. • Возможность прекращения или приостановления иностранного инвестирования транспортных проектов может существенно повлиять на сотрудничество Ирана и ЕАЭС. • Иран сохраняет высокие таможенные пошлины на некоторые виды товаров для защиты внутреннего рынка. 144 Политология /Political science • Сохраняется низкий уровень инвестиционной привлекательности. • Отсутствие знаний об особенностях рынков стран ЕАЭС, культурные и языковые барьеры могут отрицательно сказаться на сотрудничестве Ирана и ЕАЭС [14]. Соглашение о ЗСТ между ЕАЭС и Ираном предоставляют ряд возможностей помимо прямого снижения импортных пошлин. Иран не является членом Всемирной торговой организации (ВТО), однако, всем товарам ЕАЭС предоставляются базовые условия, основанные на правилах ВТО, особенно в отношении применения защитных мер, разрешительных споров и правил происхождения. Прозрачные и преференциальные условия торговли способствуют обеспечению стабильности на рынках, что естественным образом повышает доверие предпринимателей и, следовательно, создает благоприятные условия для инвестиций. Еще одной возможностью для развития экономического сотрудничества между Ираном и Россией в рамках ЕАЭС является создание финансового и торгового хаба, который способствовал бы развитию торгово-экономических связей, облегчению финансового взаиморасчета и ведения бизнеса для предпринимателей [15. С. 189]. Одним из направлений торговой политики ЕАЭС является постепенный отказ от расчетов в долларах и переход на взаиморасчеты в национальной валюте. Несмотря на существующее экономическое давление и ограничительные меры, направленные в сторону Исламской Республики, мы можем наблюдать позитивные сдвиги в реализации важных энергетических проектов, в том числе строительство АЭС «Бушер», объединение и расширение пропускной способности линий электропередачи (ЛЭП), а также разработку иранских нефтяных и газовых месторождений [16]. Продолжая тему транзитного потенциала Ирана, предполагается, что реализация МТК «Север-Юг» принесет Ирану ежегодный доход от 1 до 2 млрд долл. Усиление экономического участия Китая в Иране через инициативу «Один пояс и один путь» означает инвестирование со стороны Китая в те проекты, в которых западные инвесторы не хотят участвовать из-за страха попасть под санкции США [17. С. 33]. В то же время реализация транзитного потенциала Ирана через такие проекты, как коридор «Север-Юг», коридор «Персидский залив - Черное море», коридор Ашхабадского соглашения, позволит получить экономические выгоды за счет денежных сборов за транзит через свою страну [18]. Развивая транспортную инфраструктуру, Иран может стать идеальным партнером в создании новых транспортных и энергетических коридоров на Южном Кавказе. После окончания карабахской войны между Арменией и Азербайджаном Иран позитивно рассматривает предстоящее открытие транспортных и энергетических маршрутов в Россию через Нахичеванский регион Азербайджана, части Армении и Грузию. Сопряжение ЕАЭС с китайской проектом «Один пояс и один путь» предполагает создание транспортной сети и сокращение барьеров для торговли и инвестиций, что подразумевает заключение соглашений о ЗСТ между странами Евразийского региона. Создание нормативной базы для общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов необходимо для экономик стран ЕАЭС, это поможет решить проблему «экономической несовместимости». 145 Зеленева И.В. Сотрудничество Ирана и ЕАЭС: проблемы и перспективы Заключение В развитии отношений с ЕАЭС Иран проявляет осторожность и не стремится полностью открывать свои рынки для стран - членов данной организации. Оценивая перспективы интеграции Ирана в ЕАЭС в качестве полноправного члена, можно сказать, что сначала необходимо прийти к договоренностям о заключении полноформатного соглашения о ЗСТ, а затем уже принимать меры по адаптации части иранского законодательства к нормам ЕАЭС. Создавая и улучшая транспортно-логистическую инфраструктуру, Иран станет связующим звеном в построении международно-транспортных коридоров. Во взаимодействии ЕАЭС и Ирана будет присутствовать китайский фактор, который заключается в расширении инициативы «Один пояс и один путь» в сторону Ирана и углублении экономического сотрудничества между Ираном и Китаем. Однако данное обстоятельство выгодно обеим сторонам. Дальнейшее углубление отношений между Ираном и ЕАЭС в целом соответствует его внешнеполитическим интересам: противостоять региональным вызовам и угрозам, создавая собственную систему безопасности в данном регионе путем установления диалога с соседними странами.
Ключевые слова
региональная интеграция,
сотрудничество,
ЕАЭС,
Иран,
Россия,
зона свободной торговлиАвторы
Зеленева Ирина Владимировна | Санкт-Петербургский государственный университет | доктор исторических наук, кандидат политических наук, профессор кафедры мировой политики | irina_zeleneva@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Saraswat D. Iran's Look to the East Policy 2.0: Reconciling Foreign Policy Independence and Economic Integration // Indian Council of World Affairs. 30 October 2018. URL: https://www.icwa.in/show_content.php?lang=1&level=3&ls_id=4823&lid=2826 (accessed: 18.10.2021).
The 20-Year National Vision of the Islamic Republic of Iran for the dawn of the Solar Calendar Year 1404 [2025 C.E.] // Iran Data Portal. URL: https://irandataportal.syr.edu/20-year-national-vision (accessed: 30.03.21).
Interim Agreement leading to formation of a free trade area between the Eurasian Economic Union and its Member States, of the one part, and the Islamic Republic of Iran, of the other part. May 17, 2018. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/Interim%20Agreement%20EAEU-Iran_final.pdf (accessed: 22.02.2021).
Memorandum between Business Council of the Eurasian Economic Union and the Iran Chamber of URL:Commerce, Industries, Mines and Agriculture. September 25, 2019. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/%d0%98%d1%80%d0%b0%d0%bd/%d0%9c%d0%b5%d0%bc%d0%be%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%83%d0%bc%20%d0%b0%d0%bd%d0%b3.pdf (accessed: 22.02.2021).
Внешняя торговля ЕАЭС по странам за 2019-2020 гг. // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/extra/Documents/2020/12/E202012_2_1.pdf (дата обращения: 05.04.2021).
Товарооборот Ирана и ЕАЭС достиг двух миллиардов долларов // URL: https://www.iran.ru/news/economics/118855/Tovarooborot_Irana_i_EAES_dostig_dvuh_milliardov_dollarov?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 22.02.2021)
Smagin Л/EAEU - Iran Trade and Its Prospects. April 6, 2021. URL: https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/eaeu-iran-trade-and-its-prospects/(accessed: 24.10.21).
Евразийские транспортные коридоры: текущий статус и перспективы // Всероссийская академия внешней торговли. 2019. URL: https://www.vavt-imef.ru/wp-content/uploads/2019/11/% D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4-%D0%92%D0%90%D0%92%D0% A2-% D0%A6% D0%AD%D0%98.pdf (дата обращения: 05.04.2021).
Индия не готова подписать меморандум по газопроводу из-за Пакистана // РИА Новости. 15.01.2020. URL: https://ria.ru/20200115/1563432843.html (дата обращения: 05.04.2021).
COUNCIL REGULATION (EU) No 267/2012 of 23 March 2012 concerning restrictive measures against Iran and repealing Regulation (EU) No 961/2010 // Official Journal of the European Union. URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=0J:L:2012:088:0001:0112:EN:PDF (accessed: 13.04.2021).
Micovic N. Iran wants to join the Eurasian Economic Union - but will Russia allow it? // ArabNews. February 26, 2021. URL: https://www.arabnews.com/node/1816451 (accessed: 10.04.2021).
Lim K. Iran’s Eurasia Wager // The Washington Institute for Near East Policy. April 20, 2020. URL: https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/irans-eurasian-wager (accessed: 10.04.2021).
Vatanka A.Russia, Iran and economic integration on the Caspian // Middle East Institute. August 17, 2020. URL: https://www.mei.edu/publications/russia-iran-and-economic-integrationcaspian (accessed: 11.04.2021).
Kumar M., Verma N. India likely to start full operations at Iran's Chabahar port by May end // Reuters. March, 2021. URL: https://www.reuters.com/article/india-iran-ports-int-idUSKBN2AX1DK (accessed: 11.04.2021).
Расулинежад Э., Орлова О.Г. Торгово-экономическая интеграция Евразийского экономического союза и Исламской Республики Иран как направление международной деятельности ЕАЭС // Московский экономический журнал. 2020. № 10. С. 189. doi 10.24411/2413-046Х-2020-10699
Иран рассчитывает на продолжение регионального сотрудничества с Россией // ТАСС. 9 февраля 2021. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10660745 (дата обращения: 12.04.2021).
Барари Х., Зеленева И.В. Возможности российско-иранского сотрудничества в энергетической сфере // Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. № 10. С. 2835. doi: 10.21209/2227-9245-2020-26-10-28-35
Azizi H. Iran and the Eurasian Transport Initiatives: Short-term Challenges, Long-term Opportunities // The Institute for Iran-Eurasia Studies. February 21, 2019. URL: http://iraneurasia.ir/en/doc/article/ 3812/ iran-and-the-eurasian-transport-initiatives-short-term-challen-ges-long-opportunities (accessed: 18.10.2021).