Наблюдение за выборами в условиях пандемии: новая реальность | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2022. № 67. DOI: 10.17223/1998863X/67/14

Наблюдение за выборами в условиях пандемии: новая реальность

Пандемия COVID-19 оказала беспрецедентное воздействие на процесс организации и проведения выборов во всем мире. Трансформации подверглось и наблюдение за выборами. Наблюдение за выборами, осуществляемое ранее силами внутренних наблюдателей и международных мониторинговых миссий, начиная с весны 2020 г. претерпевает существенные изменения. Актуализируется дискуссия о необходимости и целесообразности наблюдения за выборами. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Election observation in a pandemic: A new reality.pdf Актуальность исследования и определение проблемы Постановка вопросов, связанных с организацией и проведением выборов, актуальна все то время, что существует этот демократический институт [1. C. 151]. В современной реальности пандемия COVID-19 радикальным образом повлияла на все сферы общественной жизни, в том числе и на избирательные технологии и процессы. Как никогда ранее новации в сфере выборов не разрабатывались в таком спешном порядке и не внедрялись настолько быстро и массово, как в 2020-2021 гг. Угроза здоровью и жизни населения создала беспрецедентные требования к организации масштабных кампаний, в том числе и политических, к которым относятся, прежде всего, выборы. Пандемия обозначила наиболее проблемные аспекты в подготовке и проведении голосования в условиях реальной угрозы здоровью населения [2. C. 119]. Также стала актуальной необходимость пересмотра значимости тех или иных избирательных институтов и процессов, которые к настоящему времени воспринимались уже как неотъемлемые, а их существование считалось незыблемым. Речь идет, прежде всего, о наблюдении за выборами. Южная Корея, организовав проведение голосования в разгар эпидемиологической неопределенности в апреле 2020 г. и полностью отказавшись от всех традиционных форм наблюдения за выборами, как со стороны международных мониторинговых миссий, так и силами внутригосударственных наблюдателей, и предложив отслеживать всем желающим онлайн-трансляции голосования на платформе YouTube, положила тем самым начало дискуссии о том, а так ли действительно необходимо присутствие наблюдателей на избирательных участках в день выборов [3. C. 352]. Анализ избирательных кампаний, проводившихся с марта 2020 г. по ноябрь 2021 г., дает представление о том, как складывалась практика участия наблюдателей за выборами в тех странах, которые либо в установленные сроки, либо с переносом, но все же провели выборы. Методологически исследование основано на неоинституциональном подходе. Задачи изучения избирательных институтов в их комплексном взаимодействии, а также понимания трансформации этих институтов являются значимыми для выявления 150 Политология /Political science особенностей современного избирательного процесса и возможных трендов в его развитии. Наблюдение за выборами: исследовательский анализ Наблюдение за выборами имеет относительно недолгую историю. С начала 1990-х гг., когда распался Советский Союз и «третья волна» демократии прокатилась по всему миру, эта практика превратилась в «глобальную норму» [4]. Благодаря относительно низким затратам и вновь проявившему интересу западных правительств к «продвижению демократии», она быстро набрала популярность. С середины 2000-х гг. от 70 до 80% всех национальных выборов принимали миссии международных наблюдателей [5]. Наблюдение, по оценке Дж. Келли, превратилось в «индустрию мониторинга» [6. P. 9]. Когда в 1990-е гг. международное наблюдение за выборами стало стандартной процедурой, о его последствиях практически ничего не было известно. Это вызвало первую волну критики в научной среде, ознаменовавшуюся тем, что Т. Карозес в 1997 г. назвал наблюдателей за выборами «прославленными туристами», стремящимися «вернуться домой и рассказать коллегам о своих экзотических впечатлениях из чужих миров авторитаризма». Однако его главная мысль заключалась в том, что наблюдение за выборами было скорее показным, чем содержательным [7]. К концу 1990-х гг. крупные исследования по наблюдению за выборами все еще отсутствовали, за исключением статей, которые в значительной степени предполагали, а не проверяли его эффективность [8-10], и некоторых тематических исследований на уровне отдельных стран [11]. В начале 2000-х гг. изучение наблюдения за выборами стало вестись более активно. Так, Э. Бьорклунд подробно рассмотрел этот вопрос в формате книги «За пределами свободы и справедливости: наблюдение за выборами», хотя его анализ опирался на ограниченный набор тематических исследований [12]. Некоторые специалисты по-прежнему ставили под сомнение значимость миссий по наблюдению, часто основанных на единичном опыте [13], в то время как другие авторы продолжали указывать на наблюдение как «на силу добра» - в основном без предоставления каких-либо доказательств этого (например, C. Левицкий, Л. Уэй, Д. Кэлингерт) [14, 15]. В исследованиях 1990-х - начала 2000-х гг. утверждалось, что если наблюдатели за выборами выступают с позитивными заявлениями о голосовании, избиратели часто испытывают больше доверия к избирательным процедурам (см. уже упомянутую работу Э. Бьорклунда). Однако когда наблюдатели за выборами выкладывают негативные заявления о прошедшем голосовании, было показано, что они прямо коррелируют с протестами и насилием после выборов [16, 17]. С 2010 г. в некоторых исследованиях оценивались последствия мониторинга выборов. В частности, хотя и с различными оговорками, был сделан вывод о том, что международные наблюдатели могут, по крайней мере в некоторой степени, выявлять, а также и предотвращать нарушения на выборах (об этом писали С. Хайд и Дж. Келли); поощрять участие оппозиционных партий (Дж. Келли); в ряде случаев повысить качество будущих выборов (Д. Донно) [18]. 151 Морозова О.С. Наблюдение за выборами в условиях пандемии: новая реальность Исследования С. Хайд и Дж. Келли были одной из первых попыток систематически и количественно оценить влияние международных наблюдателей на качество выборов. Сравнивая наблюдаемые и ненаблюдаемые выборы, Дж. Келли подчеркнула, что «наблюдаемые выборы с меньшей вероятностью будут сопровождаться фальсификациями по сравнению с ненаблюдаемыми» [19]. Таким образом, она обнаружила значительную взаимосвязь между присутствием международных наблюдателей и качеством выборов. С. Хайд подкрепила этот аргумент дополнительной аргументацией, показав, что действующая власть с большей вероятностью проиграет выборы, если осуществляется наблюдение за выборами. В свою очередь, Э. Бьорклунд утверждает, что «наблюдатели за выборами часто опасно поверхностны». Э. Болье и С. Хайд нашли доказательства того, что присутствие наблюдателей увеличивает вероятность бойкотов со стороны оппозиции [20]. Что касается долгосрочных последствий наблюдения за выборами, то исследований, посвященных этому, гораздо меньше. Согласно данным Дж. Келли, полученным в результате изучения избирательной практики, только в одной четверти наблюдаются признаки долгосрочных улучшений и, кроме того, их трудно отнести исключительно к деятельности международных наблюдателей. Половина стран с течением времени практически не улучшили качество выборов или вообще не улучшили его, и большинство, похоже, игнорировало рекомендации наблюдателей [19]. Д. Донно в своем исследовании обнаружила, что наблюдатели за выборами могут оказывать долгосрочное влияние на качество выборов, но только в том случае, если они выдвигают какие-либо условия [18. P. 104]. Таким образом, представляется, что присутствие международных наблюдателей может снизить количество нарушений избирательного законодательства, хотя и только в день выборов и не во всех случаях одинаково. Имеет ли их присутствие какие-либо долгосрочные последствия, до сих пор однозначно не определено. Международные наблюдатели за выборами не влияют на концептуальный аспект выборов, касающийся распределения власти, но они влияют на ее легитимность. Можно согласиться с позицией Л. Даймонда, который рассматривает «мониторинг выборов как усилие, которое может либо подтвердить, либо опровергнуть легитимность результатов выборов». Таким образом, «в то время как роль выборов состоит в том, чтобы распределить власть, задача наблюдателей за выборами состоит в том, чтобы вмешиваться в этот процесс, добиваясь легитимности избранной власти» [21. P. 10]. Критика наблюдения за выборами Отправной точкой для усиления критики в отношении роли международного наблюдения стали выборы в Кении в 2017 г. (известный случай, когда миссии наблюдателей не обнаружили серьезных нарушений, а Верховный суд признал итоги выборов недействительными). В одной из работ, посвященных анализу этой избирательной кампании, автор приходит к выводу, «что многовекторная дипломатия эффективна в мониторинге президентских выборов в Кении, но неэффективна в предотвращении и сдерживании фальсификаций результатов выборов» [22. P. 90]. Сам факт того, что решение судебной власти вступило в противоречие с ре-152 Политология /Political science золюцией международных наблюдателей, подорвало доверие международному наблюдению за выборами. Это пример того, когда международные наблюдатели потворствовали «мирократии» в ущерб демократии, поскольку Содружество и Африканский Соз (АС) опасались ввергнуть Кению в политическую бездну жестокого конфликта. Но здесь проявляется еще одна проблема. Несмотря на официальные требования к миссиям, наблюдатели не только учитывают качество выборов; их оценки также отражают интересы государств или доноров, их направивших, а также другие косвенные организационные нормы. В одном из последних исследований на эту тему ставится задача выявления различий в работе межправительственных и неправительственных организаций в сфере выборов [23. P. 768]. Искусственное разделение между международными наблюдателями и местными группами гражданских наблюдателей является еще одним элементом, который характеризует кризис наблюдения за выборами в настоящее время. Внутренний мониторинг часто включает создание и развитие значимых местных организаций, которые остаются на своих местах после завершения выборов, используя свои навыки для гражданского просвещения и других продемократических начинаний, что резко контрастирует с характером «сегодня здесь, завтра уже нет» иностранных наблюдателей. А наблюдатели из числа активистов неправительственных организаций (НПО) могут дать гораздо больше «окупаемости», чем иностранные группы, учитывая, что их расходы на проезд, проживание и прочие траты намного ниже (см. вышеуказанную работу Т. Карозерса). Еще одним направлением критики в адрес международного наблюдения за выборами является то, что с момента своего создания и по настоящее время миссии наблюдателей не адаптировались к высокотехнологичным новациям. Международные наблюдатели за выборами еще не разработали инструменты и методологию для мониторинга информационных и коммуникационных технологий, включая социальные сети и оценку их влияния на выборы [24]. Усилившаяся критика опирается также и на аргументы, связанные с тем, что ряд стран вообще игнорирует международное наблюдение на выборах. Так, Малайзия не приглашала международные организации по наблюдению за выборами ни на какие из своих всеобщих выборов с 1990 г. и поэтому причисляется к числу тех государств, которые бросают вызов этой международной норме. По мнению М. Исмаила и Н. Нура, благодаря отсутствию зависимости от иностранной помощи и полуавторитарному режиму властям удается успешно противостоять требованиям присутствия международных наблюдателей. Перспективы их появления были еще более сокращены, начиная с принятия национальной Избирательной комиссией в 2013 г. «программы избирательных визитов», предложенной для компенсации отсутствия международных миссий [25]. Влияние пандемии COVID-19 на наблюдение за выборами Начало пандемии COVID-19 усугубило кризис международного наблюдения за выборами. Реакция стран в отношении запланированных на 2020 г. выборов была отмечена двумя тенденциями: проведение голосования в за-153 Морозова О.С. Наблюдение за выборами в условиях пандемии: новая реальность планированные сроки или его перенос. И в тех и других случаях перед организациями, традиционно осуществляющими наблюдение за выборами, пандемия обозначила шесть вызовов. Во-первых, организациям оказалось сложно мобилизовать наблюдателей для развертывания во время выборов в других странах из-за опасений заразиться COVID-19. Международные организации намеренно решили приостановить развертывание мониторинговых миссий, опасаясь возможного заражения COVID-19 или возможного распространения вируса через наблюдателей, которые могут быть инфицированы, но течение их болезни бессимптомно. Так было в первой половине 2020 г. Лишь во второй половине года некоторые международные организации, в частности АС и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, начали направлять наблюдателей на выборы. Во-вторых, в некоторых случаях международные организации не могли разместить наблюдателей из-за мер изоляции, связанных с COVID-19, в странах, где проводились выборы. Учитывая строгие меры безопасности, большинство стран, планировавших проведение выборов, определили, что все наблюдатели будут помещены в карантин на 14 дней по прибытии. Это было одной из причин отсутствия международных наблюдателей на выборах в Бурунди, Малави и Сейшельских островах. К этой проблеме добавилось требование, чтобы наблюдатели проходили тесты на COVID-19. В-третьих, опыт выборов, проведенных в последнем квартале 2020 г. -начале 2021 г., указывает на возможность того, что традиция развертывания многочисленных по составу мониторинговых миссий может уйти в прошлое. Так, если оценить выборы в Африке, то большинство из них в этот период прошли в Западной Африке, и АС, и Экономическое сообщество западноафриканских государств развернули миссии меньшего размера, чем обычно, из-за опасений, что наблюдатели заразятся COVID-19. Также и в других регионах количество миссий наблюдателей было относительно небольшим, как, например, в Танзании (октябрь 2020 г.) и Центральноафриканской Республике (декабрь 2020 г.). В-четвертых, международным организациям, занимающимся наблюдением за выборами, пришлось в спешном порядке разрабатывать руководящие принципы, касающиеся проведения выборов в период пандемии COVID-19. Первой в выработке рекомендаций непосредственно для наблюдателей стала ANFREL (Азиатская сеть за свободные выборы). Руководящие принципы Организации Объединенных Наций в большей степени ориентированы на помощь в проведении выборов, в то время как рекомендации, к примеру Содружества Наций и АС, являются всеобъемлющими, включая элементы, касающиеся наблюдения за выборами. В-пятых, ограничения, вызванные распространением COVID-19, усложнили задачу проведения наблюдения за выборами. Международные организации, у которых есть подразделения, занимающиеся наблюдением за выборами, были вынуждены перевести многие из своих мероприятий в онлайн из-за пандемии [26]. В-шестых, пандемия привела к быстрому расширению применения либо внедрению в избирательную практику альтернативных видов голосования: по почте, дистанционно в электронном виде и пр. Соответственно, подобные новации требуют дополнительной подготовки членов мониторинговых миссий. 154 Политология /Political science Заключение Можно согласиться с И.Б. Борисовым и А.В. Игнатовым в том, что «институт международного наблюдения за выборами, являющийся в настоящее время неотъемлемым элементом демократических выборов, мог бы оказывать более эффективное содействие реализации избирательных прав граждан, имплементации международных обязательств государств и международных избирательных стандартов, в случае более полной реализации принципа верховенства права, открытости наблюдения и учета национальных особенностей развития народов и государств» [27. C. 12]. Остаются актуальными вопросы: если мониторинг выборов ограничивается краткосрочными эффектами, достаточно ли этого, чтобы оправдать затраты на эту практику? Куда должны направляться наблюдатели, поскольку сегодня не только развивающиеся демократии борются с неопределенностью в отношении качества выборов. Пандемия COVID-19 усугубила ранее появившиеся кризисные явления в международном наблюдении за выборами: изменение стандартов от продвижения демократии до «мирократии»; предвзятость международных организаций и различие их стратегических интересов; отставание от использования новых технологий, включая мониторинг социальных сетей; доминирование над местными наблюдателями; противоречие выводов отдельных миссий по наблюдению за выборами решениям судов. Международное наблюдение за выборами, помимо решения вышеозначенных проблем, должно адаптироваться к новым условиям, связанным с COVID-19. Эта адаптация должна включать разработку и активное внедрение руководств по наблюдению за выборами во время COVID-19. В долгосрочной перспективе устойчивость наблюдения за выборами зависит от институционального укрепления групп наблюдателей, сформированных НПО внутри стран. Международным миссиям необходимо постепенно прибегать к более широкому использованию онлайн-технологий при наблюдении за выборами. Для полноценного использования потенциала международных наблюдателей приоритет должен отдаваться направлению не краткосрочных, а долгосрочных мониторинговых миссий. Последующие миссии в период между выборами также имеют решающее значение для обеспечения выполнения рекомендаций наблюдателей за выборами.

Ключевые слова

выборы, наблюдение, пандемия COVID-19

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Морозова Оксана СергеевнаРязанский государственный университет имени С.А. Есенинакандидат политических наук, доцент, заведующая кафедрой политологии и обществознанияok.morozova@365.rsu.edu.ru
Всего: 1

Ссылки

Гришин Н.В. Политика государств в отношении международного наблюдения за выборами // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2021. Т. 17. № 2. С. 150-162. doi: 10.21638/spur23.2021.203
Морозова О.С. Международное наблюдение на выборах в условиях пандемии // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2020. № 3 (64). С. 118-124.
Морозова О.С. «Кодекс поведения при COVID-19 для наблюдателей на выборах»: рекомендации ANFREL в условиях пандемии // Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы : материалы ежегодной Всерос. науч. конф. с междунар. участием / под ред. О.В. Гаман-Голутвиной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. 2020. С. 352-353.
Hyde S. Catch us if you can: Election monitoring and international norm diffusion // American Journal of Political Science. 2011. № 55 (2). P. 356-369.
Hyde S. The Pseudo-Democrat's Dilemma: Why Election Observation Became an International Norm // Cornell University Press. 2011. 248 p.
Kelley J. Monitoring Democracy: When International Election Observation Works, and Why It Often Fails. Princeton. 2012. 336 р.
Carothers T. The observers observed // Journal of Democracy. 1997. № 8 (3). P.17-31.
McCoy J., Garber L., Pastor R.A. Pollwatching and peacemaking // Journal of Democracy 2 (4). 1991. P. 102-114.
Franck T.M. The emerging right to democratic governance // The American Journal of International Law. 1992. Vol. 86 (1). P. 46-91.
Garber L., Cowan G. The virtues of parallel vote tabulations // Journal of Democracy. 1993. Vol. 4(2). P. 95-107.
Sives A. Free and fair? Monitoring elections in Jamaica // Representation. 1999. Vol. 36 (4). P. 315-324.
Bjorklund E. Beyond Free and Fair: Monitoring Elections and Building Democracy. Washington, D.C. 2004. 383 p.
Laakso L. The politics of international election observation: The case of Zimbabwe in 2000 // Journal of Modern African Studies. 2002. Vol. 40 (3). P. 437-464.
Levitsky S., Way L.International linkage and democratization // Journal of Democracy. 2005. Vol. 16 (3). P. 20-34.
Calingaert D. Election rigging and how to fight it // Journal of Democracy. 2006. Vol. 17 (3). P. 138-151.
Hyde S.D., Marinov N. Information and self-enforcing democracy: The role of international election observation // International Organization. 2014. Vol. 68 (2). P. 329-359.
Daxecker U.E., Schneider G. Electoral observers: The implications of multiple monitors for electoral integrity // eds. P. Norris, R.W. Frank, F. Martinez i Coma. Advancing Electoral Integrity. Chap. 5. 2014. P. 73-93.
Donno D. Defending Democratic Norms: International Actors and the Politics of Electoral Misconduct. Oxford: Oxford University Press Online. 2013. doi: 10.1093/acprof:oso/ 9780199991280.001.0001
Kelley J. Do international election monitors increase or decrease opposition boycotts? // Comparative Political Studies. 2011. Vol. 44 (11). P. 1527-1556.
Beaulieu E., Hyde S.D. In the shadow of democracy promotion: Strategic manipulation, international observers, and election boycotts // Comparative Political Studies. 2009. Vol. 42 (3). P. 392415.
Diamond L. Rethinking civil society: Toward democratic consolidation // Journal of Democracy. 1994. Vol. 5 (3). P. 4-17.
Odhiambo E.O.S., Sanmac D.O.O., Okoth P.G. Effectiveness of Multitrack Diplomacy Actors in Critical Assessment of Kenya’s Presidential Election Outcomes, 2007-2017 // Journal of Political Science and International Relations. 2021. Vol. 3. P. 83-95
Kelly J. D-minus elections: The politics and norms of international election observation // International Organizations. 2009. № 63. P.765-787.
Shayo D.P. Citizen Participation in Local Government Elections in the Age of Crowdsourcing: Explorations and Considerations in Tanzania // SSRN Electronic Journal. 2021.
Ismail M.T., Noor N.M. Resisting International Election Observation Through Election Visit Programmes: The Case of Malaysia // Journal of Current Southeast Asian Affairs. 2020. № 39 (1). doi: 10.1177/1868103420930022
COVID-19 travel restrictions are adding to the growing pressure on observer missions to prove their worth. URL: https://issafrica.org/iss-today/election-observation-in-africa-put-to-the-test (accessed: 20.11.2021).
Борисов И.Б., Игнатов А.В. Международное наблюдение на выборах: проблемы институализации // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2021. № 4 (187). С. 12-16.
 Наблюдение за выборами в условиях пандемии: новая реальность | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2022. № 67. DOI: 10.17223/1998863X/67/14

Наблюдение за выборами в условиях пандемии: новая реальность | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2022. № 67. DOI: 10.17223/1998863X/67/14