Динамика бюджетов времени российских студентов в условиях аудиторной, дистантной и «гибридной» форм обучения | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2022. № 69. DOI: 10.17223/1998863X/69/18

Динамика бюджетов времени российских студентов в условиях аудиторной, дистантной и «гибридной» форм обучения

На основе сравнительного анализа студенческих хронокарт выявлены изменения в использовании времени в условиях дистанционной и «гибридной» форм обучения, введенных в период борьбы с пандемией COVID-19 (2020/21 уч. г.), по сравнению с аудиторным обучением в «доковидный» период. Зафиксировано несколько противоречивых тенденций в организации времени студентов в период пандемии. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Dynamics of Russian students’ time budgets in the conditions of classroom-based, remote and “hybrid” forms of learning.pdf Введение В современном урбанизированном мире темпоральные характеристики образа жизни и структура бюджетов времени населения претерпевают существенные изменения: возросла степень свободы в распоряжении собственным временем, изменились способы проведения досуга, все более разнообразными становятся темпоральные структуры городов и т.д. Интенсификация общения, ускорение ритма жизни и субъективное ощущение нехватки времени (Т.Х. Эриксен назвал это «усиливающимся ощущением загнанности» [1. С. 7]) вызывают потребность в пересмотре и перераспределении человеком своих временных ресурсов. Ситуация вынужденной самоизоляции, связанной с пандемией COVID-19, в которую попало огромное количество людей по всему земному шару, в том числе и российское студенчество, привели к существенным изменениям в распределении личностного времени, которые сами по себе выступают индикаторами изменений в жизненных устремлениях молодежи, с одной стороны, а с другой - свидетельствуют о новых тенденциях в отношениях с собственным временем. Данные обстоятельства обусловли-178 Социология / Sociology вают актуальность выявления изменений в отношении ко времени студенческой молодежи в условиях вынужденной самоизоляции, вызванной пандемией COVID-19, и переходом на дистанционное обучение и работу, а также дальнейших изменений, связанных с переходом на «гибридные», смешанные формы обучения, сочетающие дистанционный и аудиторный форматы. Анализ современного состояния исследований бюджетов времени студентов В нашей стране исследования бюджетов времени различных групп населения имеют солидную историю, начавшуюся с 20-х гг. ХХ в. и прошедшую несколько этапов. Анализ развертывания этих исследований позволил В.Д. Патрушеву выдвинуть предположение о появлении «исследований бюджетов времени в сочетании с другими методиками на базе иных теоретико-методологических предпосылок - ...особенно в концептуальных рамках деятельностного подхода. Последний акцентирует внимание на активности субъекта в создании форм организации своего бытия» [2. С. 465]. Именно такая активность по новой организации своего времени в условиях пандемии понадобилась всем нам, когда противоковидные ограничения сузили возможности для непосредственных контактов не только в свободное, но и в рабочее время, поскольку сама работа и учеба для многих были переведены в дистанционный формат. Влияние COVID-19 на использование времени уже изучается за рубежом: на 43-й конференции Международной ассоциации по исследованию использования времени (IATUR - International Association for Time Use Research) этот вопрос был поставлен на первое место [3]. Важным источником информации о бюджете времени студентов и о содержательном его наполнении представляют конкретные эмпирические исследования последних лет: исследование 2015 г. среди студентов МГУ им. Н.П. Огарева (М.Е. Малькина [4]); прослеживание темпоральных стратегий поведения студентов 11 государственных вузов г. Екатеринбурга, проведенное в 2012-2015 гг. методом анкетного опроса (П.А. Амбарова) [5]; анализ бюджетов времени студентов пяти вузов Москвы, а также Воронежского и Новосибирского государственных университетов (О.А. Большакова [6]) и студентов-спортсменов и студентов художественных вузов (Н.И. Медведкова, В.Д. Медведков, К.Б. Илькевич [7]), изучение изменений в бюджетах времени и перемен в жизнедеятельности городских жителей (Г.П. Бессо-кирная, О.А. Большакова, Т.М. Караханова [8,9]), а также рассмотрение темпорального измерения жизненных и поведенческих стратегий молодежи (К.А. Абульханова, Т.Н. Березина [10], Н.И. Легостаева [11], Л.А. Паутова [12] и др.). Однако в большинстве случаев основным методом в этих исследованиях выступал анкетный опрос, а не метод самофотографирования. Тогда как именно последний, на наш взгляд, дает более объективную и детальную картину содержательного наполнения времени и отношений между разными видами деятельности (в том числе между учебным, рабочим и свободным временем), что позволяет зафиксировать действительное осуществление поворотов в отношениях со временем. Поставленная проблема изменений в распоряжении собственным временем студентами в связи с условиями вынужденной самоизоляции и введения 179 Штомпель Л.А., Штемпель О.М., Тихомирова Е.Г., Костромицкая А.В. Динамика бюджетов времени дистанционной и «гибридной» форм обучения вызывает необходимость, во-первых, в конкретизации изменений в бюджетах времени студентов в условиях дистанционного обучения и, во-вторых, в теоретическом анализе полученных результатов. Сравнительного анализа «допандемийного», «панде-мийного» и «постпандемийного» опыта темпоральной организации жизни студенческой молодежи до сих пор не предпринималось. Задача данной статьи - представить результаты проведенного исследования распоряжения временем студентами и на основе сравнительного анализа студенческих хронокарт зафиксировать сдвиги в использовании времени в условиях дистанционной и «гибридной» форм обучения, введенных в период борьбы с пандемией COVID-19 (2020/21 уч. г.), по сравнению с аудиторным обучением в «доковидный» период. Методы исследования и источники данных В качестве основного метода исследования был выбран метод самофотографирования с помощью хронокарт (точность измерений составляла 15 мин, срок заполнения одной хронокарты - 1 нед), использовались также эссе о наиболее запомнившемся дне и письменный анализ субъективной оценки студентами удовлетворенности распоряжением своим временем. Метод самофотографирования с помощью хронокарт позволяет зафиксировать не только продолжительность конкретных видов занятий, ритм и последовательность повседневных действий, факты осуществления нескольких одновременных действий, но и выявить оценки и степень удовлетворенности студентов фактическим распределением времени. Было собрано 205 хронокарт студентов трех вузов (Южного федерального университета, Донского государственного технического университета (г. Ростов-на-Дону), Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь) в период с ноября 2019 по март 2021 г.) и их записи о наиболее запомнившихся событиях недели, вызвавших положительные или отрицательные эмоции: 42 хронокарты и эссе были написаны студентами Южного федерального университета в «допандемийный» период (ноябрь-декабрь 2019 г.: бакалавры-культурологи 4-го курса - 15 человек (что составляет 88,2% от списочного состава группы); магистранты-культурологи 2-го курса - 8 человек (88,8%), магистранты-дизайнеры 2-го курса - 19 человек (76% от списочного состава группы)) и в «пандемийный» период (весной 2021 г.: бакалавры-культурологи ЮФУ 4-го курса - 10 человек, бакалавры-архитекторы ЮФУ 2-го курса - 70 человек; 62 бакалавра-архитектора 1, 3 и 4-го курсов Донского государственного технического университета (г. Ростов-на-Дону), 14 бакалавров-культурологов 3-го курса и 7 магистран-тов-психологов 1-го курса магистратуры Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь)). Хронокарты заполнялись студентами в течение одной недели, причем занятия, совершаемые одновременно, фиксировались отдельно. Полученные результаты Прежде всего, обращает на себя внимание дифференциация объемов учебных нагрузок студентов различных направлений подготовки и различных вузов (на это обратила внимание и О.А. Большакова [6. C. 7]): так, раз-180 Социология / Sociology личие в количестве времени, отводимого студентами на учебу в допандемий-ный период, между магистрантами-культурологами и магистрантами-дизайнерами составляет почти 5 ч (таблица). Нами зафиксирован также разрыв между регламентированной расписанием учебной нагрузкой студентов и фактическим ее осуществлением как в допандемийный, так и в пандемийный периоды. Распределение времени студентов на основные виды занятий (недельные значения) Вид занятий До пандемии Во время пандемии JL я й С Ь О ей о ^ Э- е-е £ £2 ей 5 S & Магистрантыдизайнеры _ЮФУ_ Бакалавры-культурологи 4-го курса ЮФУ Jq о £4 Ѳ g. £2 § § о чоо. I Бакалавры-архитекторы 2-го курса ЮФУ Бакалаврыархитекторы ДГТУ Бакалаврыкультурологи КФУ 3 £ Я fe F 8 Ѳ % й* 1- о І а Очные занятия в университете 15:25 10:18 14:06 Нет 13:58 18: 54 14:08 6:38 Онлайн (дистанционные) занятия в университете Нет Нет Нет 12:40 9:02 4: 36 6:15 2:22 Подготовка к семин. занятиям, выполнение заданий, в том числе написание ВКР или выполнение проекта 18:12 4:32 5:48 8:02 21:56 13: 24 7:42 6:12 Участие в вебинарах, вебсеминарах 2:15 1:55 - 11:08 5:31 5: 42 2:25 0:46 Занятия ин. языком (дополнительно) 2:00 - 3:40 5:0 2:23 3: 24 - - Обучение на очных доп. курсах - - 5:56 - - - - - Научная работа / Чтение научной или доп. учебной литературы 3:33 2:11 3:02 3:19 3:01 - 2:10 - Работа / подработка 12:15 30:05 24:41 23:31 16:25 29: 06 10:12 14:57 Пребывание в соцсетях 6:08 6:02 4:37 10:51 8:51 11: 54 5:57 7:54 Компьютерные игры / игры на телефоне 10:35 - 3:22 5:33 7:50 8: 42 3:36 3:33 Просмотр фильмов и сериалов (развлек.) +видео на YouTube + ТВ 3:39 4:12 8:12 7:43 11:28 11: 12 8:03 6:23 Сон 56:37 55:05 54:56 60:52 52:49 55: 46 60:07 65:14 Прием пищи 7:03 7:54 7:30 7:47 7:45 9:34 5:13 5:33 Приготовление пищи 3:42 5:01 4:13 3:34 2:58 4: 54 2:40 2:35 Г игиенические процедуры (принятие душа, умывание, принятие ванны) 6:16 5:29 6:04 5:01 4:07 5: 08 4:13 5:32 Сборы куда-либо (одевание, макияж и пр.) 3:11 2:04 4:14 1:48 2:50 3:37 3:45 4:22 Мытье посуды 3:00 - 0:54 0:58 0:55 1:17 0:44 0:43 Уборка / бытовые дела 3:22 4:23 2:20 5:12 3:18 3:44 2:04 1:43 Совершение покупок в магазинах и ТЦ 2:39 3:48 2:14 1:41 2:05 3:16 1:52 2:34 Время в дороге пешком 2:19 4:15 4:16 3:05 3:22 6:36 2:51 3:17 Поездки на транспорте 3:56 9:26 7:59 8:01 5:03 10:24 4:37 3:56 Общение с членами семьи 4:38 14:45 4:56 6:39 3:54 7: 30 4:12 3:0 Непосредств. общение с друзьями 3:22 7:07 5:26 13:06 8:48 13:48 4:53 2:31 Разговоры по телефону 1:15 4:44 2:46 3:42 3:38 - 0:57 0:55 Посещение выставок, музеев, концертов 4:20 2:02 2:38 0 1:46 - - - Занятия рисованием / фото / хореографией / музыкой 5:30 12:35 3:50 4:53 5:49 4:48 4:37 3:34 Чтение худ. литературы 2:18 3:46 3:59 5:34 4:43 5:12 4:38 5:48 Посещение кинотеатров - - 2:39 - - - - - 181 Штомпель Л.А., Штемпель О.М., Тихомирова Е.Г., Костромицкая А.В. Динамика бюджетов времени Окончание таблицы Вид занятий До пандемии Во время пандемии JL я й С Ь О ей о ^ & £Ѳ £ £2 ей 5 S & -Q _ Н Л Я О. ^ ей « к І £ 1 Ь s Бакалавры-культурологи 4-го курса ЮФУ Jb о ^ S4 Ѳ g.E2 § § g чоо, I Бакалавры-архитекторы 2-го курса ЮФУ Бакалаврыархитекторы ДГТУ Бакалаврыкультурологи КФУ 3 £ Я fe g. § > Р О ѳ £ 1 * 1 с Религиозная деятельность (молитвы, посещение храмов) 14:0 - 5:15 0 3:45 0:10 - - Общественная деятельность - - 2:10 12:22 8:26 5:18 - 7:53 «Потерянное», неучтенное время / перерывы / ожидания 0:25 0:42 1:02 1:14 2:38 - 0:41 0:23 Пребывание в клубах, кафе и антикафе 6:15 2:05 2:53 6:0 - 5:42 - - Настольные игры, сюжетноролевые игры 5:15 2:0 2:29 0 6:33 - 1:44 0 Прием у врача / сессия с психотерапевтом / массаж / уколы 2:0 1:0 0:25 1:14 1:27 2:30 1:13 0:05 Зарядка / пробежка / тренировка в спорт. зале / лечебная гимнастика / йога 1:10 1:55 4:40 2:22 4:07 4:42 3:10 1:20 Прогулка 3:03 4:08 3:01 4:21 4:01 6:36 2:59 4:07 В период введения противоковидных ограничений (если сложить время аудиторных и дистантных занятий) существенная разница обнаруживается между бакалаврами-культурологами ЮФУ и КФУ (на 7 ч 43 мин бакалавры-культурологи КФУ занимаются больше), причем это не компенсируется временем, отводимым на подготовку к занятиям (разница здесь составляет лишь 20 мин). Если сравнить допандемийный и пандемийный периоды, то вновь фиксируется различие: на 2 мин у бакалавров-культурологов КФУ возросло время аудиторных занятий, но 6 ч 15 мин стали занимать еще и дистанционные занятия. Такое же возрастание учебной нагрузки в период пандемии мы видим, сравнивая учебное время дизайнеров ЮФУ (до пандемии -10 ч 18 мин) и учебное время студентов-архитекторов ЮФУ и ДГТУ в период введения противоковидных ограничений (суммарно аудиторные и дистанционные занятия в ЮФУ составили 23 ч, в ДГТУ - 23 ч 30 мин, что может быть объяснено также различием учебных программ магистратуры и бакалавриата (см. таблицу). Значительно больше всех других направлений тратят времени на подготовку к занятиям бакалавры-архитекторы ЮФУ (21 ч 56 мин). Это связано не только с их общей загруженностью для выполнения заданий по конкретным дисциплинам, но и с тем, что студенты готовились к сдаче курсового проекта. Резко возросло в период противопандемийных ограничений участие в вебинарах и веб-семинарах: наибольший показатель зафиксирован у бакалав-ров-культурологов ЮФУ (11 ч 8 мин), тогда как до пандемии студенты-культурологи вообще не посещали веб-семинары (см. таблицу). До пандемии студенты совмещали оплачиваемую работу с учебой в вузе. Здесь лидируют магистранты-дизайнеры (30 ч 5 мин) и бакалавры-культурологи (24 ч 41 мин в неделю). В период противоковидных ограничений время оплачиваемого труда бакалавров-культурологов уменьшилось всего на 1 ч 10 мин, много работают также бакалавры-архитекторы (16 ч 25 мин). Факт активного вовлечения студентов-бакалавров (т.е. еще не профессионалов) в дистанционную работу представляет исследовательский интерес. 182 Социология / Sociology То, на что раньше бакалавры просто не решились бы в силу занятости на очных занятиях, стало возможным в период «локдауна» и после него. Среди работодателей явно возник запрос на дистанционное выполнение различных проектов. Не все люди более зрелого возраста смогли справиться с техническими особенностями «дистанционки», поэтому взоры заказчиков обратились к студенческой молодежи. Начинающие дизайнеры, архитекторы, реставраторы, инженеры в градостроительной сфере получили возможность попробовать себя в профессии и составили конкуренцию дипломированным специалистам. Так, в студенческих эссе появились упоминания о дистанционной оплачиваемой занятости по специальности, а расход времени бакалавров ДГТУ именно на дистанционную работу составил около 12 ч в неделю (из 29 ч 6 мин на работу всего). Данный факт свидетельствует не только о возросших возможностях студентов, но и о тенденции привлечения еще неквалифицированных специалистов к профессии, о риске потери рабочих мест немобильными в цифровом формате специалистами. Пандемия оказала влияние и на студенческие темпоральные стратегии по обеспечению быта. В анализируемых данных можно увидеть следующее: молодежь стала больше заниматься хозяйственной деятельностью - убирать, мыть посуду, готовить еду. Конечно, цифры для студенческой аудитории невелики. Ведь уже семейные люди (например, достигшие тридцати лет) тратят гораздо больше времени на обустройство быта, домашние обязанности в силу объективных обстоятельств: семья - это уже не один человек, а несколько, поэтому временные затраты увеличиваются. Но даже для несемейных студентов стратегии изменились. Так, до пандемии время на уборку у маги-странтов-культурологов ЮФУ составляло около 3 ч 22 мин в неделю, а в период частичного «локдауна» уже 5 ч 12 мин (бакалавры-культурологи ЮФУ). Бакалавры ДГТУ уделяли уборке во время распространения COVID также значительное количество времени - 3 ч 44 мин в неделю. Затраты времени студентов Крымского полуострова оказались незначительными - сравнимыми с затратами бакалавров-культурологов ЮФУ в допандемийный период. Увеличение продолжительности нахождения в домашнем пространстве повлияло и на такую важную потребность, как прием пищи. Молодые люди действительно стали больше (по крайней мере, чаще) есть, чем до прихода коронавирусной инфекции. В хронокартах зафиксированы 4-5 приемов пищи в день: кроме обеда / ужина испытуемые упоминают «перекусы», «чай с печеньками», «отвлекся на бутерброд», «угощались пирожками». Средние цифры составили 9 ч 34 мин в неделю (бакалавры-архитекторы ДГТУ), 7 ч 47 мин и 7 ч 45 мин (бакалавры-культурологи и бакалавры-архитекторы ЮФУ). Студенты и магистры КФУ тратили на прием пищи не более 5 с половиной часов. Стоит отметить и то, что увеличение временных затрат на приемы пищи не сказалось на увеличении периодов ее приготовления: 3 ч 42 мин в допан-демийный период против 3 ч 3 мин во время частичных ограничений (ЮФУ). Многие обучающиеся заказывали еду или посещали пункты общественного питания во время частичного снятия ограничений (кофейни - самое часто упоминаемое в эссе, а также столовые, буфеты и кафе). Межличностное общение в досуговой деятельности тоже претерпело изменения: пандемия поспособствовала расцвету сериальной культуры. До локдаунов и частичных ограничений студенческая молодежь в равной мере 183 Штомпель Л.А., Штемпель О.М., Тихомирова Е.Г., Костромицкая А.В. Динамика бюджетов времени обращалась к сетевому кинематографическому контенту и к «большому» кино с просмотром офф-лайн. С приходом новой короновирусной инфекции кинотеатры были сначала закрыты, а затем открыты с ограничением на число зрителей. Индустрия по производству сериалов заработала в полную силу именно в эти два пандемийных года - запрос общества получил маркетинговый отклик. Подтверждением стали данные, предоставленные нашими испытуемыми. Так, средние затраты времени на просмотр подобного контента составили 3 ч 39 мин у магистрантов ЮФУ до пандемии и 6 ч 23 мин у магистрантов КФУ в период частичных ограничений; также выросли затраты времени на он-лайн просмотр фильмов и сериалов у бакалавров ЮФУ -11 ч 28 мин и у бакалавров ДГТУ - 11 ч 12 мин. Частичное снятие ограничений для многих респондентов стало поводом переосмыслить бюджет времени, затрачиваемый на прогулки. В сравнении с допандемийными данными (прогулки занимали 3 ч 3 мин в неделю у бакалавров ЮФУ) заметен значительный рост - 4 ч 21 мин у бакалавров ЮФУ, 6 ч 36 мин - ДГТУ и 4 ч 7 мин - КФУ. Ограничение в передвижениях в период полной изоляции, очевидно, повлияло на данную темпоральную стратегию. В период частичного ограничения противоковидных ограничений отдельные студенты стали активно заниматься общественной работой, что отразилось на средних цифрах в таблице. Выводы Сравнительный анализ хронокарт позволил зафиксировать сдвиги в использовании времени студентами в условиях дистанционной и «гибридной» форм обучения, введенных в ходе борьбы с пандемией COVID-19, по сравнению с «доковидным» периодом. Эти сдвиги не касаются времени, отведенного на учебные занятия, так как все три обследуемых вуза (в рамках исследуемых направлений подготовки) оказались готовы к переводу в дистанционный формат, а разница объясняется различием учебных программ магистратуры и бакалавриата. В пандемийный период наметилась противоречивая тенденция дальнейшей индивидуализации и, в определенной степени, «капсулирования», изолированности индивидуального времени и одновременно расширения, увеличения, «рубрикации» времени в виртуальном пространстве интернета. Установлено разрушение границы между учебой, работой, самообразованием, досугом и повседневными текущими бытовыми практиками в период пандемии вследствие одновременности осуществления различных видов деятельности и более широкого использования дистанционных способов учебы, работы, общения. В период противоковидных ограничений возросло время, которое студенты затрачивают на самообразование, хотя в основном в дистанционном режиме. Тенденция к совмещению студентами оплачиваемой работы с учебой в вузе сохранилась. Повседневные текущие бытовые практики трансформировались в гигиену домашнего пространства и стали занимать больше времени в связи с более длительным нахождением дома во время частичной изоляции. 184 Социология / Sociology Сами студенты выразили удовлетворение от участия в нашем проекте, но большинство из них, увидев объективную картину, были огорчены и наметили пути изменения бюджетов своего времени, продемонстрировав тем самым возрастание стремления к рационализации своей собственной жизни.

Ключевые слова

бюджет времени, дистанционная форма обучения, самофотографирование, хронокарта, пандемия COVID-19

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Штомпель Людмила АлександровнаЮжный федеральный университетдоктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наукlashtompel@gmail.com
Штомпель Олег МихайловичЮжный федеральный университетдоктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наукomshtompel@sfedu.ru
Тихомирова Екатерина ГригорьевнаДонской государственный технический университетдоктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории и культурологииkatiaphilos@mail.ru
Костромицкая Анна ВадимовнаКрымский федеральный университет имени В.И. Вернадскогокандидат культурологии, доцент, доцент кафедры культурологии и социокультурного проектирования Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайнаanna-01.kostromitskaya@mail.ru
Всего: 4

Ссылки

Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации : пер. с норв. М. : Весь Мир, 2003. 208 с.
Патрушев В.Д. Бюджеты времени различных социальных групп и территориальных общностей // Социология в России. М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. С. 452-471.
43-rd International Association for Time Use Research Conference // URL: https://www.iatur.org/events/page/caU-for-abstracts-2 (accessed: 14.08.2021).
Малькина М.Е. Бюджет времени студенческой молодежи // Огарёв-Online. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhet-vremeni-studencheskoy-molodezhi/viewer (дата обращения: 12.08.2021).
Амбарова П.А. Темпоральные стратегии поведения социальных общностей в условиях перехода к нелинейному социальному времени: управленческий подход : автореф. дис.. д-ра социол. наук. Н. Новгород, 2016. 40 с.
Большакова О.А. Современные проблемы повседневной деятельности и использования бюджета времени студенческой молодежи : автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2006. 32 с.
Медведкова Н.И., Медведков В.Д., Илькевич К.Б. Бюджет времени студентов художественных и спортивных вузов // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2014. № 4 (110). С. 83-88.
Бессокирная Г.П., Большакова О.А., Караханова Т.М. Повседневная деятельность городских жителей в годы реформ: бюджет времени, ценности, тенденции (1986-2008) / под общ. ред. Т.М. Карахановой. М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 2010. 344 с.
Караханова Т.М. Российская повседневность в показателях использования времени (1965-2014 гг.) // Россия реформирующаяся: Ежегодник [сборник научных статей] / отв. ред. М.К. Горшков ; Институт социологии РАН. М. : Новый хронограф, 2016. Вып. 14. С. 172-200.
Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алтейя, 2001. 304 с.
Легостаева Н.И. Структура жизненных стратегий современного российского студенчества : автореф. дис.. канд. социол. наук. СПб., 2012. 14 с.
Паутова Л.А. Молодые «Люди XXI»: общие черты локомотивной группы и региональная специфика. URL: http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/molodye-ljudi-i.html (дата обращения: 12.08.2021).
 Динамика бюджетов времени российских студентов в условиях аудиторной, дистантной и «гибридной» форм обучения | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2022. № 69. DOI: 10.17223/1998863X/69/18

Динамика бюджетов времени российских студентов в условиях аудиторной, дистантной и «гибридной» форм обучения | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2022. № 69. DOI: 10.17223/1998863X/69/18