Проблема нации в философии С.И. Гессена | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2022. № 70. DOI: 10.17223/1998863X/70/8

Проблема нации в философии С.И. Гессена

Сергей Иосифович Гессен на основе аксиологии Генриха Риккерта предложил трактовку нации как коллективного социального субъекта, воплощающего культурные ценности в форме определенной национальной культуры. Все национальные культуры являются уникальными, но равнозначными вариантами воплощения культурных ценностей. Человечество существует и развивается в форме плюрализма национальных культур. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The problem of the nation in the philosophy of Sergei Hessen.pdf Введение Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) - известный философ русского зарубежья, ученик Риккерта, на основе его аксиологии сформировавший собственные взгляды. Понятие нации он представил также в рамках аксиологического толкования исторического процесса, непосредственно связав ее формирование с развитием культуры. Нация для Г ессена - форма существования коллективного социального субъекта, объектом активности которого является культура, понятая в широком смысле - в качестве всего созданного человеком. Начиная с вводной статьи первого номера «Логоса» Г ессен рассматривает нацию как исторический феномен, представляющий стадию развития общества. Выявить гессеновские особенности понимания нации можно, проанализировав ее черты как стадии развития социума. Забегая вперед, скажу, что Гессен рассматривает нацию с точки зрения аксиологической трактовки исторического процесса - в качестве социального субъекта, создающего культуру. В этой работе я хотел бы проанализировать важнейшие аспекты понятия нации Гессена и определить специфику толкования этого феномена. Принципы трактовки социума Г ессен рассматривает нацию как феномен, возникающий в процессе развития культуры и представляющий собой состояние социума. Следует рассмотреть гессеновские принципы трактовки общества - установить, каким образом Гессен трактует свободу индивида и общество. Для определения социума Гессен использует неокантианскую транскрипцию кантовского антинатуралистического обоснования социума, происходящего из его этики долга. Кант противопоставляет естественный детерминизм (Царство природы) находящемуся в процессе становления свободному социуму, идеалом разви-92 История философии /History of philosophy тия которого является Царство целей [1. С. 185]. На основе этого противопоставления Кант прочно связывает возможность свободы с долгом, преодолением приоритета природных потребностей в действиях человека [2. С. 21]. Как представитель баденского неокантианства и опосредованно - последователь философии Канта Г ессен формирует представление о развитии социума, отмечая конститутивную роль долга в возникновении и развитии социума [3. С. 70-71]. Но каким образом множество людей могут создать общество, которое качественно превосходит простую сумму составляющих его индивидов? Г ес-сен формирует свою точку зрения на общество на основе теории ценности Риккерта1. Риккерт обосновал историю культуры как процесс воплощения вневременных содержательно бесконечных ценностей в исторической действительности в виде благ, материальных временных осуществлений ценностей [7. С. 21-23]. По справедливому замечанию Л.Ю. Корнилаева, Риккерт обосновал точку зрения, согласно которой «науки о культуре не должны заниматься поиском абсолютной значимости, анализируя значения культуры, а должны анализировать проявления значений культуры в эмпирической и временной фактичности» [8. С. 99]. В процессе развития культуры каждый человек может оценивать блага - и видеть в них воплощение ценностей, и таким образом понимать культуру как историю их реализации, и осознавать себя элементом общества, реализующего ценности. Гессен существенно переосмыслил риккертовские понятия ценности, блага и акта оценки, представив свои понятия цели-задания, предания, связанные друг с другом творчеством индивида. Вневременные неисчерпаемые содержательно цели-задания - это цели развития культуры, которые осуществляются в виде предания (совокупности благ, если использовать терминологию Риккерта) посредством творчества индивидов. Каждый индивид имеет возможность стать личностью - актуализировать свою свободу и стать участником формирования предания. Для этого необходимо осознать долг - цели, выходящие за рамки индивидуальных потребностей и интересов. Воплощение этих целей происходило до появления на свет этого индивида и продолжится после его смерти. Благодаря сверхиндивидуальным целям человек получает возможность выйти за пределы индивидуальных, ограниченных интересов и стать элементом свободного социокультурного процесса. Долг выражается в творчестве, которое возможно только при осмыслении целей-заданий. В понятии сверхиндивидуальности Гессен выражает корреляцию свободы индивида с его социальностью: индивид может стать личностью только в рамках общества. Занимаясь творчеством, каждый индивид осознает свою причастность к культуре, идентифицирует себя наряду с другими индивидами в качестве участника формирования предания [3. С. 73-74]. Формирование и развитие всех социальных образований связано с воплощением целей-заданий в предании - созидании содержания культуры как таковой. Социокультурный процесс, по Гессену, -это процесс постепенного развития социума к свободному состоянию. Нация 1 Г енрих Риккерт для Г ессена не только учитель, под руководством которого и на основе идей которого он написал диссертацию «Индивидуальная причинность», но и важнейший в его жизни философ, о чем Гессен сообщает в своей автобиографии [4. С. 783]. Уже в ранних произведениях С.И. Гессен указывает, что использует идеи аксиологии Риккерта [5. С. 51]. Трактовку истории и в частности - эволюцию социально-политических учений, Г ессен сформировал на основе аксиологии Риккерта (см. об этом подробнее в [6. С. 70-73]). 93 ЗагирнякМ.Ю. Проблема нации в философии С.И. Гессена в этом процессе является формой социума, благодаря которой и возможно дальнейшее продвижение к социальной свободе. Специфика генезиса нации Проблемой нации Гессен заинтересовался в конце первого десятилетия прошлого века. Еще в 1910 г. во вступительной статье «От редакции» первого выпуска «Логос» он рассматривает становление отечественной национальной философской традиции как задачу приобщения к мировой философской мысли [9. С. 711], создание наряду с другими одного из путей осмысления универсальных задач формирования культуры [9. С. 718]. Философия, с точки зрения Гессена, - одно из направлений развития культуры, которое подчиняется универсальным принципам социокультурного развития: является одним из продуктов общества, достигшего высокой стадии разви-тия1. Русская философия предлагает уникальный вариант ответов на универсальные философские вопросы, но при этом возможна только с сохранением связи с мировой философией. Гессен однозначно утверждает, что мировая философия, понимаемая как множество национальных традиций, «...сверхнационализм, требующий многообразия национального творчества, одинаково отличается как от космополитизма, уничтожающего индивидуальные особенности развития наций, так и от узкого национализма, игнорирующего превышающее значение единого и цельного культурного человечества» [9. С. 718]. Гессен использует противопоставление всеобщего и особенного для трактовки национальной философской традиции: он противополагает универсальные проблемы философии и особенный исторический вариант поиска ответов на них, сформированный в рамках национальной культуры. Это противопоставление становится важнейшим инструментом для обоснования социального развития, в том числе формирования нации. Гессен впервые намечает соотношение народа и нации как качественно отличных состояний социума: рассматривает национальное в качестве потенциала развития народа [9. С. 717]. Нация выступает в роли индикатора общественного развития: ее состояние показывает, насколько эффективно народ, воплощая цели-задания, формирует уникальное предание. В статье «Идея нации» (1915) [11]2 Гессен усложнил трактовку соотношения народ-нация. Гессен специально оговаривает, что развитие культуры всегда связано с синтезом уникального социально-природного образования (народа) с универсальными идеями развития культуры (целями-заданиями). Эффективность реализации целей-заданий в виде предания зависит от соблюдения принципа соотнесения естественно сформированных особенностей народности с универсальными целями-заданиями. Нация - это форма существования коллек- 1 О специфике трактовки статуса и назначения философии см. подробнее [10. С. 139-142]. 2 Гессен представил свою трактовку нации в докладе 5 февраля 1915 г. в Санкт-Петербургском философском обществе. Доклад был раскритикован за чрезмерный схематизм и рационализм, но существенных возражений никто не представил (см. об этом подробнее: [12. P. 13-14]) В дальнейшем творчестве Гессен углубляет понятие нации, но не в критике большевистской России. А. Валицкий справедливо отметил, что «он не позволял себе быть настолько подавленным трагедией России, чтобы оказаться равнодушным к проблемам всего остального мира» [13. С. 10]. Хотя Гессен отмечал тупиковость большевизма как этапа эволюции политических учений [14. С. 295-297, 309-312], тем не менее критика большевизма не стала важнейшим, системообразующим мотивом его творчества. В дальнейшем повествовании я буду ссылаться на современное переиздание статьи С.И. Гессена «Идея нации» [15]. 94 История философии /History of philosophy тивного социального субъекта, создающего предание. Статья «Идея нации» примечательна также тем, что Г ессен наряду с понятиями «народ» и «нация» использует термин «народность», обозначая с помощью него общность в качестве коллективного субъекта [15. С. 84]1. Попытки отказаться от гармонии этой формулы и акцентировать значение либо целей-заданий, либо предания приводят к двум негативным последствиям: космополитизму и национализму. Космополитизм произрастает из отрицания необходимости народа и нации для формирования культуры и предполагает установление прямой связи целей-заданий с индивидами без посредства народа [15. С. 81]. Но нивелирование значения народа приводит к уничтожению коллективного социального субъекта, а значит и его продукта - предания. Утрачивая связь с народом, человек лишается идентификации в качестве участника социокультурного процесса. Национализм - это идеализация и догматизация предания, предполагающая отказ от целей-заданий, т.е. от взаимодействия индивидов с общечеловеческими ценностями [15. С. 86]. С точки зрения национализма незачем воплощать новые аспекты целей-заданий, если культура уже выражает идеал. Национализм позволяет укрепить единство коллективного социального субъекта, но ценой утраты перспектив развития культуры. Индивиды не занимаются свободным творчеством, осуществляя цели-задания в виде новых аспектов предания, но актуализируют и возвеличивают уже сформированное предание до такого его закостенения, которое лишает целесообразности саму возможность свободного действия - превращает индивидов в элементов коллективного субъекта. Гессен использует противоположность космополитизма и национализма, чтобы обосновать необходимость индивида, народа/нации и человечества в качестве взаимодействующих сторон в процессе формирования культуры. Каждый человек может участвовать в осуществлении целей-заданий только в качестве участника определенного народа и нации. Процесс формирования нации В «Основах педагогики» Гессен углубил противопоставление народа и нации. Народ - это естественное социальное образование, сформировавшееся для совместного выживания людей в определенных географических условиях [3. С. 77]. Естественная общность людей служит материальной основой для возникновения нации, представляя из себя только, по выражению Гессена, этнографический материал [15. С. 96]. У народа есть потенциал развития до уровня нации - формирования культурно-исторического коллективного субъекта [3. С. 346], объектом деятельности которого является культура. Нация - это свободное образование, формирующееся из естественной общности, народа [3. С. 346]. Подобно личности, формирующейся из индивида, нация, по мнению Гессена, создается народом, который осознает себя одним из направлений реализации целей-заданий: «.. .как личность созидается через 1 Контекст употребления этого понятия в «Основах педагогики» дает возможность однозначно признать его синонимичность понятию народа: Гессен считает, что народ/народность - это естественное социальное образование, представляющее собой ступень в иерархии человеческих взаимоотношений [3. С. 3]; у народа/народности есть шанс развития до уровня нации [3. С. 357]. О соотношении народа и нации см. далее по тексту статьи. 95 ЗагирнякМ.Ю. Проблема нации в философии С.И. Гессена работу над сверхличными целями, так и племя становится нацией лишь через работу над сверхнациональными заданиями» [3. С. 77]. Рассматривая народ как естественное образование, а нацию - как субъекта, создающего культуру, он не противопоставляет, соответственно, естественное и свободное, но, подобно Виндельбанду, считает, что сфера свободы формируется в условиях, заданных природой. Природные особенности, включая географическую и этническую специфику осуществления целей-заданий, задают уникальность культуры - формируют материальные условия осуществления целей-заданий. Нация - это коллективный субъект, воплощающий цели-задания и тем самым формирующий предание [3. C. 345-346]1. Однако главное достижение «Основ педагогики» в рамках проблемы нации заключается в том, что посредством нее Г ессен нашел способ корреляции развития личности и общества как устремленности к обретению свободы [3. С. 35]. Антинатуралистический подход, основанный на противопоставлении естественного и свободного, позволил Гессену противопоставить 1) индивида и личность в качестве стадий развития личной свободы и, соответственно, 2) народ и нацию - как естественную и свободную общность людей [3. С. 343-344]. Он замечает, что становление и развитие нации зависит от того, вырастают ли в обществе личности [3. С. 85, 353-354]. Именно индивид как участник нации воплощает цель-задания - вносит вклад в формирование предания (национальной культуры). Как замечает Ю.Б. Мелих, именно проблема индивида и общества является центральной для Гессена [17. С. 35]. Понятие нации позволяет ему обосновать их взаимообусловленность. Используя взаимосвязь трех понятий «индивид - нация - человечество», Гессен рассматривает социокультурный процесс как воплощение универсальных целей-заданий в виде преданий - национальных культур, сформированных благодаря усилиям каждого индивида, представителя нации. Нация, как и личность отдельного человека, не является константой, но, по мнению Гессена представляет собой задание - обретение свободы, для народа [3. С. 345]. Если индивид, чтобы стать личностью, должен устремиться к сверхиндивидуальному, то народ, чтоб стать нацией, должен устремиться к сверхнациональному [3. С. 77]. Нация, как и личность, занимается творчеством. Объектом творчества и нации и личности является культура. Гессен считает, что чтобы обеспечить формирование нации и, следовательно, культуры, необходимо обеспечить формирование личностей. Эта задача возлагается на образование - инструмент корреляции целей развития личности с целями социума. Г ессен пишет по этому поводу: «Образовательный интерес отдельной личности совпадает, таким образом, с развитой и интенсивной общественностью. А это значит, что общественность не только не противоречит личной свободе, но служит ее необходимым условием и дополнением» [3. С. 230]. Благодаря образованию отдельный индивид не 1 В польский период творчества (с 1936 г.) Гессен вместо народа и нации использует понятия национальности и нации. Национальность (narodowosc) содержит в себе потенциал развития до состояния нации (narod), если участвует в осуществлении сверхнациональных культурных ценностей (ponarodowy wartosci kulturowe); в случае отказа от связи с ними нация не образуется, национальность идентифицируется в социуме потенциально как этнографический материал (masa etnograficzne) [16. S. 237-238]. 96 История философии /History of philosophy только учится осознавать долг и подчиняться ему, но и взаимодействовать с другими людьми, рассматривать себя в качестве участника социума. Национальное образование - это способ формирования личностей в качестве участников нации. Унифицированная система национального образования позволяет приобщить все слои народа к культуре [3. С. 359] и создать его коллективную личность - нацию [3. С. 198]. Гессен соблюдает баланс -не принимает точку зрения социологического номинализма и универсализма, утверждая значимость как индивида, так и общества в форме нации для развития культуры человечества. Образование открывает для индивида возможность обретения личности через актуализацию сверхиндивидуальных интересов и участия в созидании предания. Для народа же образование открывает возможность стать нацией посредством воплощения в предание целей-заданий - формирование национальной культуры как воплощения сверхнациональных ценностей. Указанное стремление народа к нации позволяет Гессену обосновать точку зрения на развитие нации, преодолев противопоставление национализма и космополитизма: «Но это и значит: нация, как наследие предков, возможна через человечество как объединяющее все нации культурное задание. Понятые как предметы нашего действия, как восставленный пред нами долг нашего существования, человечество и нация не только не исключают, но взаимно проникают друг друга. Истинный космополитизм и истинный национализм совпадают» [3. С. 344]. Личности в творчестве участвуют в качестве элементов нации в созидании предания, которое, таким образом, является одним из вариантов осуществления целей-заданий. Культура человечества представляет собой плюрализм национальных культур. Выводы Гессен предложил аксиологический подход к пониманию социокультурного процесса, в рамках которого рассмотрел нацию в качестве формы социума. Нация - это коллективный социальный субъект, который, воплощая цели-задания, формирует культуру. Гессену удалось связать в понятии нации свободу индивида с благом общества - предложить способ корреляции индивидуальных интересов с целями социокультурного процесса. Он уподобил нацию личности, рассмотрев как коллективного социального субъекта, но отметил, что ее формирование зависит от того, смогут ли индивиды стать личностями - актуализировать свою свободу как участие в формировании предания. Каждый индивид может стать личностью - осознать свою свободу в качестве участия в формировании культуры. Личности, формируемые из индивидов, обеспечивают возникновение и развитие нации из народа. Таким образом, Гессен избежал социологического номинализма и универсализма в трактовке нации. Развитие культуры человечества организовано в виде взаимодействия отдельного человека и универсальных целей-заданий через нацию. Гессен обосновал уникальность и незаменимость любой национальной культуры в качестве равноценных составляющих в жизни человечества: каждая нация наряду с другими участвует в осуществлении целей-заданий. Рассматривая все нации в качестве равноправных коллективных социальных 97 ЗагирнякМ.Ю. Проблема нации в философии С.И. Гессена субъектов, Гессен избежал выстраивания иерархий среди них. Аксиологическое толкование нации позволило Г ессену избежать взглядов о национальном превосходстве, дало возможность рассмотреть человеческую культуру как множество взаимодополняющих национальных культур, вносящих свой вклад в воплощение универсальных целей-заданий.

Ключевые слова

нация, народ, культура, неокантианство

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Загирняк Михаил ЮрьевичБалтийский федеральный университет имени Иммануила Кантакандидат философских наук, научный сотрудник Института гуманитарных наукmikhail.zagirnyak@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

 Проблема нации в философии С.И. Гессена | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2022. № 70. DOI: 10.17223/1998863X/70/8

Проблема нации в философии С.И. Гессена | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2022. № 70. DOI: 10.17223/1998863X/70/8