Молодежь в поисках своей партии
Статья написана по материалам качественного социологического исследования, проводившегося с августа по ноябрь 2021 г. в 13 регионах РФ и включавшего 31 фокус-группу. Было установлено, что подавляющее большинство молодых людей не видят сегодня политических партий, способных выражать их интересы. Более того, они проявляют политический нигилизм, ставя под сомнение сам институт представительной демократии и идею парламентаризма.
Youth in search of their political party.pdf В России в 2010-2020-х гг. можно было наблюдать противоречие: с одной стороны, социологические исследования фиксировали деполитизацию молодежи, утрату ею интереса к политике [1]. С другой стороны, были заметны и обратные явления: субъектами политического андеграунда становились чаще всего молодые люди, студенчество, которые активно выражали свои критические взгляды, искали способы канализации своей активности, но, не находя их, переходили в политическую тень. Многие российские исследователи полагают, что молодежь не видит себя в российской политике, так как не заинтересована в участии в ней [2, 3]. Социологи из Левада-центра1 установили, что более 80% российской молодежи вовсе не интересуются политикой. Л. Гудков и Д. Волков уверены, что молодым людям присуща общая неуверенность, ощущение выключенности из политики, обвинение власти в полном безразличии к проблемам 20-30-летних [4, 5]. В то же время исследователи, занимающиеся изучением уличной активности, фиксировали, что ядро протеста составляют молодые люди до 35 лет, чаще всего студенты. Об этом писал В.В. Петухов, подчеркивая, что в отсутствии шансов проявить себя в политике молодежь радикализируется [6. С. 62]. А.С. Архипова фиксировала, что протест 2020-х гг. молодеет, в него вовлекаются даже школьники [7. С. 307]. А.А. Комарова в своем исследовании молодежи 15-19 лет обнаружила большую роль социальных сетей в этом процессе [8]. Наличие двух таких разных трендов говорит об одном: налицо феномен, который в научной литературе принято называть отчуждением. Эта тревожная тенденция - следствие недостаточности диалога между молодежью и партиями, итогом чего становится социальный разрыв, нехватка новых лиц в политике, а также фрустрация молодых людей. Остановимся подробно на этих вопросах. Методы исследования Качественное социологическое исследование было проведено в августе-ноябре 2021 гг. и охватило 300 человек в возрасте 18-25 лет. Была проведена 1 5 сентября 2016 г. Минюст РФ внес Левада-центр в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. 243 Крыштановская О.В., Лавров И.А. Молодежь в поисках своей партии 31 фокус-группа в 13 субъектах РФ (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Свердловская, Смоленская, Воронежская, Иркутская, Челябинская, Тульская, Рязанская области, Республика Чувашия, Карелия и Татарстан). Аполитичные зумеры? Наше исследование продемонстрировало следующее: на вопрос «Интересуетесь ли вы политикой?» треть опрошенных ответили отрицательно. Однако групповая динамика дала уточнения: молодые люди признавались, что следят за потоком политических новостей, правда их источник - не традиционные СМИ, а цифровые площадки, среди которых лидируют сеть ВКонтакте, YouTube и Telegram. Самыми популярными сайтами у молодежной аудитории с целью получения политических новостей, являются «Медуза»1, РИА-новости и РБК. Среди медиа-персон вне конкуренции те, кто критикует власть. Эти данные заставляют усомниться в аполитичности молодежи нулевых и приводят к выводу, что зумеры регулярно следят за новостным потоком, что проявляется в их высокой осведомленности о политической повестке. Идеологические пристрастия молодых В нашем опросе мы использовали такую тактику: сначала задавался прямой вопрос о политических взглядах, а затем обсуждались суждения, связанные с различными острыми политическими темами. Тест-вопросы касались четырех обширных тем: отношения к поправке в Конституцию РФ о том, что брак - это союз между мужчиной и женщиной; отношение к мигрантам, привлечение которых в страну могло бы способствовать решению демографической проблемы; отношение к ситуации во французских школах, где обсуждается справедливость запретов ношения хиджабов, крестиков и других религиозных проявлений; отношение к роли государства в экономике (в частности к национализации недр). Смысл такого двойного замера сводился к тому, чтобы узнать, насколько декларируемая позиция соответствует реальным предпочтениям молодых людей. На вопрос о собственных политических взглядах каждый пятый респондент сказал, что не симпатизируют никакой идеологии. Большинство же молодых людей признались в симпатиях к либерализму (почти 40%), левым идеям (около 20%), консерватизму и центризму (примерно 15%). Небольшая часть опрошенных утверждала, что склонна к анархизму, декларируя, что им нравится примыкать к оппозиции, какой бы идеологический характер она ни имела. Далее анализу подверглись три самые многочисленные группы, которые обозначили свои взгляды как либеральные (правые), социалистические (левые) и центристские, которые содержательно тяготели к консервативной позиции. Российская особенность состоит в том, что центристы и консерваторы воспринимаются политическим «центром» не с точки зрения набора взглядов, а как «физический» центр политической системы, который можно было бы обозначить как «Кремль». Таким образом, у молодых людей в сознании закрепилась такая расстановка сил: в центре находится президент и его коман- 1 23 апреля 2021 г. Минюст РФ внес интернет-издание «Медуза» в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента. 244 Социология / Sociology да, а справа и слева располагаются оппозиционные фланги, которые критикуют «центр» с позиций более рыночных и либеральных или с позиций социалистических. В группах и «либералов», и «социалистов» по самоидентификации превалировали толерантные позиции по всем острым политическим вопросам, что их сближало. Напротив, «патриархальные» консерваторы отвергали терпимость и ратовали за традиционные ценности, критикуя иные подходы за аморальность. Терпимость противостоит консерватизму именно по вопросу принятия другого. Молодые люди, занимающие консервативную позицию, жестче всех прочих оценивали недопустимость гомосексуальных браков, внедрение идей ислама в христианский мир, расширение миграции за счет выходцев из мусульманских стран и территорий. Социалисты и либералы проявили схожую позицию в отношении всех видов дискриминации, которую они расценивают как несправедливую и нечестную. Наиболее терпимую позицию в отношении к мигрантам занимают представители левых взглядов. Это отчасти связано с популярностью в этой среде советских клише о равенстве всех наций и народностей, проживающих в СССР. Здесь надо отметить, что советское прошлое воспринимается зуме-рами-социалистами как эталонная модель устройства общества. Молодежь и левых и правых взглядов сходилась в своем толерантном отношении к людям разных религий. Различия в позициях этих групп касались только экономических вопросов, хотя и здесь никто не требовал полного контроля государства над частным сектором. В той или иной степени и либералы, и социалисты ратовали за смешанную экономику с развитым рынком, различаясь лишь в деталях. Данные нашего исследования позволяют утверждать, что более релевантно разделять современных зумеров не та три, а на две идеологические группы, так как позиция социалистов и либералов в большинстве политических вопросов схожа. Обе эти группы противостоят молодым консерваторам, которые не согласны проявлять толерантность к инакости и аморальности, как они ее трактуют. Вместо континуума с правым и левым полюсами мы обнаружили группы, различающиеся жестким или мягким отношением к «другим». Одни принимают терпимое отношение к непривычному, чужому, другому. Другие отвергают все чужеродное, требуя соблюдение жестких норм и правил в нашем обществе. Именно отношение к разного рода меньшинствам становится сегодня превалирующим в молодежной среде, а старая идеологическая схема теряет свою актуальность. Молодежь и партии - в разных измерениях Теперь посмотрим, как политические взгляды молодых согласуются с реальными выборами в России. Находят ли молодые люди возможность голосовать за те партии, которые выражают их интересы? И если да, то какие это партии? Логично было бы предположить, что молодые либералы выразили симпатии либерально-демократической партии. Социалисты и коммунисты считали бы «своей» КПРФ или «Справедливую Россию». А вот консерваторы должны были бы примкнуть к «Единой России». Но происходит ли это на самом деле? Совсем нет! 90% опрошенных молодых людей уверены, что партий, выражающих их интересы сегодня в России нет. 245 Крыштановская О.В., Лавров И.А. Молодежь в поисках своей партии Обнаружилась и еще одна особенность: подавляющее большинство зуме-ров не считают ЛДПР партией, выражающей либерально-демократическую позицию. Другие партии также воспринимаются молодыми людьми не так, как маркировано в названии. По данным наших фокус-групп, значительная часть молодых тяготеет к идеологии «мягкого социализма» или социал-демократии, однако они не воспринимают «Справедливую Россию» как «свою» партию. Исключение составляет КПРФ, в коммунистических идеалах которой никто не сомневается. Получается, что молодые либералы не видят в российском ландшафте либеральной партии, социалисты - социалистической. И только консерваторы прочно стоят на ногах, видя опору в «Единой России». Эта странная «слепота» молодых отчасти есть следствие их незрелости и неспособности различать персонажей политического театра, но также указывает на то, что действующие лица надели чужие маски. Образуется нестыковка между предъявленным спектром структур российского политикума и запросом поколения двадцатилетних. Еще одна причина «слепоты» зумеров не столько в идеологии, сколько в стилистике. Один из респондентов Даниил (25 лет) высказал распространенное мнение: «Все эти ЛДПРы, эсеры, коммунисты просто старые, их лидеры одеты как столетние деды, они говорят как деды. Это скучно и совсем не прикольно. Я вообще не понимаю, что они говорят - бубнят что-то бессмысленное». Восприятию 20-летних мешают седые головы, партикулярные костюмы, речи на «канцелярите». Они нуждаются в переводчиках, чтобы понять «взрослых» политиков. В этой ситуации удивительна история успеха партии «Новые люди» в 2021 г., которая сумела преодолеть пятипроцентный барьер и войти в Госдуму в значительной степени из-за своих молодых сторонников. 20-летние не могли объяснить, в чем суть идеологии «Новых людей», но чувствуют свежесть подхода, видят блогерскую активность ее лидеров. Немалую роль сыграла и личность якутского политика Сарданы Авксентьевой, которая получила всероссийскую известность как популярный блогер. Эта партия привлекла к избирательной кампании студентов, которые стали ее волонтерами. Лидерам удалось создать ощущение веселого комьюнити, объединившего энергичных и креативных ребят. «Новые люди» выиграли в значительной степени благодаря своей активности в социальных сетях, которая превосходила все другие политические партии, боровшиеся за места в парламенте. Идеальная партия для двадцатилетних? Мы установили, что молодежь сегодня не видит ни одной партии, которая бы выражала ее интересы. Но интересно узнать, о какой партии мечтают молодые? Какой должна была бы быть партия, чтобы зумеры решились примкнуть к ней? Этот вопрос заставил наших респондентов задуматься. Они стали называть не имена или идеологические маркеры, а те действия, которые они ожидали бы. Самым важным для молодых стал социальный блок: преодоление бедности, уменьшение разрыва между богатыми и бедными, преодоление инфляции, улучшение медицины. Многие молодые видят причинно-следственную связь между расходами государства на геополитику и благосостоянием народа, полагая, что надо меньше тратить на международные проекты, а больше - на помощь старикам, малообеспеченным и многодетным семьям. Важное место молодые люди придают доступности образования, сетуя на высокие цены и недостаточность бюджетных мест в вузах. 246 Социология / Sociology Другой важнейший для молодежи блок состоит из требований к политическим партиям «слышать народ», общаться с простыми людьми, заботиться о маленьком человеке, понимать его нужды и потребности. Зумеры возмущаются тем, что людей у власти занимают только собственные интересы, а «на народ им наплевать». Особенно остро они чувствуют безразличие политиков к интересам молодого поколения. Проблемная сфера, которая также волнует молодых, - несправедливое отношение к меньшинствам любого рода (включая ЛГБТ), вопросы семейного насилия, дискриминация женщин в некоторых сферах жизни, жестокое обращение с животными, глобальные и локальные проблемы экологии. Молодые считают важными также проблемы, связанные с неравенством перед законом, когда «одним все можно, а других сажают за лайк». Если не бороться с нарушениями в полиции и в целом в правоохранительной системе, то человек не сможет чувствовать себя в безопасности, говорили наши респонденты. Важными для молодых являются и вопросы внешнего позиционирования России. В фокус-группах высказывались пожелания, чтобы Россия стала более дружелюбной и открытой, чтобы расширялись контакты с другими странами, программы обмена и стажировок. Раздражение вызывает контроль над интернетом. Практически все молодые критикуют непрозрачность выборов и неэффективность судебной системы. Идеальную партию респонденты наделяют разными качествами, выдвигая на первый план честность, прозрачность и современность. Как правило, больше всего мы ценим то, что в дефиците. Этот выбор красноречиво говорит о том, что мораль на сегодняшний день - самая дефицитная вещь в политике. Не менее востребована и прозрачность, под которой молодые люди понимают возможность наблюдать за процессом принятия решений, а также контролировать работу «избранников народа», коммуницировать с ними в социальных сетях. Поколение двадцатилетних выдвигает «современность» в ряд самых важных ценностей. В фокус-группах наши респонденты говорили, что индифферентны к политике, так как она «скучная», «не модная», «занудная». Важно говорить с молодежью на живом языке, общаться в социальных сетях, понимать актуальные тренды. Мы обнаружили, что для зумеров не существует политика, который не представлен в социальных медиа, лишен чувства юмора, не креативен, «бубнит по бумажке», «говорит казенным языком». Действующие парламентские партии они называют «усталыми», «вялыми», лишенными связи с реальной жизнью, некоммуникабельными. Большое значение зумеры придают тому, чтобы в партии были представлены молодые лица. Заметим, что все сказанное выше относится к левому и правому молодежному направлениям. А вот молодые консерваторы, центристы ценят «современную патриархальность», ратуют за следование традициям, семейным ценностям, а реформаторскому, креативному, бунтарскому духу предпочитают мораль, патриотизм и скромность. Для них категория «современность» не имеет большого значения. Лидер молодежи - какой он? Большая часть наших респондентов утверждали, что сегодня не видят политиков, которые могли бы повести за собой молодежь. Но они легко называли те черты и характеристики, которыми должен обладать лидер иде-247 Крыштановская О.В., Лавров И.А. Молодежь в поисках своей партии альной партии. И здесь, так же как и с «идеальной партией», на первый план вышли нравственные категории «честность и «порядочность». На фокусгруппах звучали такие высказывания: «политик должен выполнять свои обещания», «он должен вызывать доверие», «слова и дела у него не должны расходиться», «работать на благо страны», «быть справедливым» и проч. Честность опередила даже профессионализм и компетентность, которые молодые люди уважают, но все-таки не выделяют как самую главную черту лидера. Молодежь ожидает, что лидер будет умным, интеллектуальным, должен много знать, иметь хорошее образование, «иметь гибкий ум и конструктивный подход, чтобы придумывать способы выхода из сложной ситуации», «иметь жизненный опыт и понимание других людей». Но несмотря на важность таких характеристик, они значительно уступают ценности нравственной позиции, что является симптомом нашего времени: быть честным сегодня важнее, чем умным. Поколение 20-летних и здесь выдвигает стилистические требования: у лидера должно «отсутствовать совковое мышление», он должен «понимать мейнстрим». Ценится его «активность в социальных сетях», «общение на живом языке» и открытость в целом. Зумеры чувствительны именно к современности, деля политиков на архаичных, доцифровых и тех, кто принимает реалии цифрового мира, «находясь в тренде». Причем дело не в возрасте, как может показаться на первый взгляд. Современность является именно важной стилистической, а вовсе не демографической характеристикой. Ведь современные респонденты воспринимают таких персон, как президент Владимир Путин (69 лет), бывший лидер ЛДПР Владимир Жириновский (75 лет), журналист и блогер Александр Невзоров (63), философ Александр Дугин (60). Это опровергает предположение, что молодые пойдут только за лидером своего поколения. Партийный нигилизм и одиночество молодых До эпохи цифры, подавляющее большинство двадцатилетних оставалось равнодушным к политике, воспринимая ее как скучную демагогию. И только сегодня политика приобрела «фан», стала веселой, карнавально яркой. Интернет заговорил с молодыми людьми языком улицы, и был услышан. В субкультуре появились «герои», которые не боялись быть не такими, как все. Интернет и революционный дух оказались на одной волне: в их сплаве родился подлинный интерес молодых к государственным делам, к повестке дня, к правам человека и справедливости. Параллельно продолжал существовать мир старой доброй «молодежной политики», которую придумывали взрослые для молодых. Партии создавали «молодежные крылья», привлекали туда молодых карьеристов, которые трудились помощниками партийных иерархов, а затем перекочевывали в депутаты. Но этот накатанный процесс никак не задевал новую волну - сетевая молодежь равнодушно проходила мимо усилий официальных структур. Вадим Радаев отмечает: «Судя по всему, молодежь все больше оказывается вне зоны влияния политических партий» [9. С. 26]. Многим молодым присуще чувство неуверенности, страха, своей ненужности стране. Это отчуждение, изолированность от политической повестки проявились не только в том, что они не видят «своей» партии и «своего» ли-248 Социология / Sociology дера. Среди поколения зумеров чувствуется неверие в политическую систему старого типа в целом. Зачем нужны партии, которые направляют своих представителей в парламент? Зачем нужен сам парламент? Ведь он - пережиток прошлого, когда прямая демократия была невозможна. Зумеры подвергают сомнению принцип парламентаризма. Сегодня они видят, как эффективно работают социальные сети, в которых рождаются не лидеры старого типа, а инфлюенсеры, сообщества «новой власти». Каждый день в постах миллионы людей высказываются по актуальным вопросам, им больше не нужны «представители», чтобы быть услышанными. Молодые не против того, чтобы в России появилась партия, способная выражать их интересы, не против ярких современных лидеров, но в целом создание еще одной партии в рамках старой идеи представительной демократии не вызывает в них энтузиазма. Рождение еще одного института старой власти для двадцатилетних воспринимается как искусственная игра «взрослых» в «молодежную политику». Совсем другое дело - разговор о реальном влиянии сети, это занимает молодежь по-настоящему. Сегодня поколение зумеров концентрируется главным образом вокруг трех идеологических течений: либерализма, социал-демократии и консерватизма. Но старые партии не привлекают их. Они ищут иной возможности для проявления активной позиции, и пока не находят. И понять молодых - иногда самый короткий путь избежать проблем в будущем.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 47
Ключевые слова
молодежь, партии, поколения, парламент, лидерыАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Крыштановская Ольга Викторовна | Российский государственный гуманитарный университет | доктор социологических наук, директор Научного центра цифровой социологии «Ядов-центр» | olgakrysht@yandex.ru |
Лавров Иван Андреевич | Российский государственный гуманитарный университет | заместитель директора Научного центра цифровой социологии «Ядов-центр» | lavrov.sociology@gmail.com |
Ссылки

Молодежь в поисках своей партии | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2022. № 70. DOI: 10.17223/1998863X/70/22
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 233