Протестные настроения студенческой молодежи: причины возникновения и готовность к действиям | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2022. № 70. DOI: 10.17223/1998863X/70/24

Протестные настроения студенческой молодежи: причины возникновения и готовность к действиям

Рассматривается специфика протестных настроений студенческой молодежи. Проанализированы субъективные оценки студентов, в результате чего определены показатели удовлетворенности жизнью и образовательным процессом, отношение к дистанционному обучению, а также проблемы, способные спровоцировать протестное поведение. Также проведен анализ вероятности участия студенческой молодежи в акциях протеста и их отношение к мирным и радикальным способам выражения протестных настроений.

Students’ protest mood: Causes of emergence and readiness to act.pdf Введение В динамично развивающемся обществе социальные изменения - закономерное явление. Нововведения, возникающие в экономической, политической, социальной, культурной сферах, вносят вклад в изменение восприятия индивидами как общественной, так и частной жизни. Реакцией на происходящие события становятся протестные настроения населения. Наличие их является нормой, так как нет человека, который был бы полностью доволен своим образом жизни. Но общность проблем способна привести к идентичности протестных настроений среди населения локального социума, что будет стимулировать возникновение протестных поведений. Особое внимание стоит уделять молодежи, так как данная социальная группа чаще всего является основным участников протестных действий в силу своего более острого восприятия несовершенств общества и завышенных ожиданий от самих себя и окружающих [1-3]. Поэтому есть необходимость выяснить специфику протестных настроений в студенческой среде и определить их основные причины. Изучение протестных настроений в отечественной науке начиналось с определения самого термина. Феномен протестного настроения изначально рассматривался Ж.Т. Тощенко через призму социального настроения, которое представляло собой «не только самое массовидное явление, но и одну из наиболее значительных сил, побуждающих людей к деятельности, накладывающей отпечаток на поведение различных коллективов, групп, слоев общества, а также классов, наций и даже народов» [4. С. 25]. В настоящее время в социологическом ракурсе авторы дают собственные определения данному феномену. Например, И.А. Савченко с коллегами в работе «Социологическое исследование протестных настроений современной молодежи» определяет данное понятие как «отклоняющееся от нормы поведение определенных групп молодого поколения по отношению к существующим политическим, социальным, культурным положениям и традициям» [5. С. 119]. В работе С.Р. Хайкина и Н.П. Попова «Протестные настроения на Северном Кавказе: общее и особенное» термин определяется как «состояние общественного сознания, недовольство, которое возникает в ситуации реальной или мнимой невозможности удовлетворения доминирующих потребностей и интересов социальных общностей» [6. С. 14]. Актуален анализ протестных настроений молодежи в контексте «социального запроса на перемены», когда различные 270 Социология / Sociology группы и слои общества выражают не только свою неудовлетворенность нынешними условиями жизнедеятельности, но и ожидают коренных перемен в общественной системе [7, 8]. Также распространена методология исследования протестных настроений через протестный потенциал, т.е. намерение участвовать в различных формах протеста, протестных мероприятиях, проводимых в регионе [9-11]. В ряде научных работ можно встретить исследование предпосылок возникновения протестных настроений в молодежной среде посредством анализа молодежной субкультуры, формирующей протестные настроения и протестную активность [12-14]. Изучение протестной готовности связано с замерами актуального состояния социальной напряженности, а также одобрения и выбором возможных протестных форм. Данные исследования особенно актуальны в региональном значении, так как направлены на выявление конкретных региональных факторов, способствующих возникновению социальной напряженности [15-17]. В Алтайском крае исследования протестных настроений реализуются в рамках мониторинга социальной напряженности и конфликтности локального социума. В.В. Нагайцев и Е.В. Пустовалова обращают внимание на противоречие между интересами, социальными ожиданиями всей или части социальной общности и мерой их фактического удовлетворения как на главную предпосылку социальной напряженности [18]. При разработке комплекса мер социального характера по снижению социальной напряженности и конфликтности населения в Алтайском крае использовались эмпирические данные мониторинговых исследований протестных настроений жителей региона, разработанных на основе междисциплинарного анализа основных причин социальной напряженности [19, 20]. В представленном социологическом исследовании протестные настроения студенческой молодежи - это отражение в ее сознании недовольства определенными аспектами в социальноэкономической, политической, духовно-нравственной, экологической сферах жизни. Интерпретируя сущность и содержание данного феномена как реакцию молодежи на происходящие события, можно прогнозировать, предотвращать и профилактировать протестное поведение. Методы исследования Для определения основных причин протестных настроений, а также готовности студенческой молодежи к протестным действиям была разработана методика эмпирического социологического исследования на основе сочетания количественных и качественных методов. Полевая часть исследования проходила в три этапа. На первом этапе реализовано массовое анкетирование студентов учебных заведений высшего и среднего профессионального образования (по четыре учреждения соответственно). Г енеральную совокупность исследования составила студенческая молодежь г. Барнаула Алтайского края. Исследование носило выборочный характер, объем выборочной совокупности составил 608 респондентов (п = 608). Для построения выборочной совокупности были использованы принципы невероятностной, целенаправленной выборки. Методом отбора единиц стала квотная выборка. Квотами выступили уровень получаемого образования и пол респондента. Распределение респондентов равнозначное, в выборку вошли 304 респондента, получающие высшее образование (ВО), и 304 - получающие среднее профессиональное образование (СПО), по 154 респондента женского и мужского пола. На втором этапе реали-271 Шрайбер А.Н., Артюхина ВА. Протестные настроения студенческой молодежи зованы глубинные интервью (п = 12). Вопросы для глубинного интервью строились на основе первичных данных массового опроса, что позволило получить развернутые комментарии по уже выявленным закономерностям. На третьем этапе было проведено фокус-групповое исследование (п = 10). Принципы квотной выборки распространялись на все методы сбора информации. Причины протестных настроений студенческой молодежи определялись с помощью анализа субъективных оценок удовлетворенности жизнью и образовательным процессом, отношения к дистанционному образованию, а также актуальных проблем, способных спровоцировать социальную напряженность и конфликтность. Составляющими аспектами готовности студенческой молодежи к протестным действиям выступали такие показатели, как отношение к людям, выходящим на акции протеста; оценка эффективности мирных и радикальных способов проявления протестного поведения; намеренность студентов участвовать в митингах. Результаты исследования Удовлетворенность уровнем своей жизни - важный показатель в выявлении основных причин протестных настроений. Принятие или непринятие тех условий жизнедеятельности, в которых существует человек, оказывают огромное влияние на его психологическое состояние. Полностью и скорее удовлетворены жизнью в Алтайском крае чуть более 50% студентов, принявших участие в опросе, при этом больше удовлетворены студенты средних профессиональных учреждений. Соответственно, респонденты, обучающиеся в вузах, чаще выбирали ответы «совершенно не удовлетворен» и «скорее не удовлетворен» (табл. 1). Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос об удовлетворенности качеством жизни в регионе, % Ответ Всего Уровень образования ВО СПО Полностью удовлетворен 16,8 13,2 20,4 Скорее удовлетворен 35,2 34,2 36,2 Скорее не удовлетворен 28,6 30,9 26,3 Совершенно не удовлетворен 14,1 15,1 13,2 Затрудняюсь ответить 5,3 6,6 3,9 Всего 100,0 100,0 100,0 Качество жизни студенческая молодежь оценивала через такие показатели, как удовлетворенность своим материальным положением, условиями проживания, уровнем достатка семьи. Полностью удовлетворенных своим материальным положением оказалось 20,4% респондентов, скорее удовлетворенных - 39,5% (в сумме 59,9%), полностью и скорее не удовлетворенных -36,5%. Прослеживается тенденция, что студенты средних профессиональных учреждений более удовлетворены своим материальным положением, чем студенты вузов (68,4 и 51,3% соответственно). Данная закономерность распространяется на показатель «условия вашего проживания». Удовлетворены своими условиями проживания 74,3% респондентов, обучающиеся в вузе, и 82,2% студентов колледжей. При этом совершенно неудовлетворенных в этом вопросе насчитывается 4,6 и 2% студентов вузов и колледжей соответственно. Показатели удовлетворенности материальным достатком семьи рас-272 Социология / Sociology пределились относительно равномерно как по полу, так и по уровню получаемого образования. Наблюдается довольно высокий процент респондентов, неудовлетворенных материальным положением своей семьи полностью или частично (25,4%). Данные распределения свидетельствуют о прямой зависимости оценок качества жизни респондента в регионе от материального положения его семьи. Важный фактор протестных настроений студенческой молодежи - уровень комфортности образовательной среды, так как учеба является их основной сферой деятельности. В результате исследования определились наиболее популярные аспекты комфортной учебной среды (табл. 2). Таблица 2. Распределение ответов респондентов на вопрос о составляющих комфортной учебной среды, % Ответ Всего* Пол Уровень образования муж. жен. ВО СПО Комфортные аудитории (доступность компьютерного класса, хорошо оснащенные библиотеки) 78,3 75,7 80,9 77,6 78,9 Интересные практики и стажировки 62,2 57,9 66,4 58,6 65,8 Невысокая стоимость обучения 56,6 51,3 61,8 53,9 59,2 Благоприятные отношения с одногруппниками и преподавателями 56,6 52,6 60,5 55,3 57,9 Хорошая столовая 53,9 51,3 56,6 58,6 49,3 Материальная поддержка от учебного заведения (повышенные стипендии, поощрения и помощь) 48 47,4 48,7 59,2 36,8 Компетентная и готовая помочь администрация учебного заведения 47,4 46,1 48,7 50,7 44,1 Возможность дистанционного обучения 39,5 32,2 46,7 44,7 34,2 Внеучебная студенческая активность (научные, спортивные, творческие секции) 36,2 32,9 39,5 38,8 33,6 Другое 4,9 2,6 7,2 6,6 3,3 * Здесь и в табл. 3: сумма процентов в таблице превышает 100%, так как респонденты могли указывать несколько вариантов ответа. Ответы респондентов свидетельствуют о важности создания целостной картины комфортного обучения в финансовом, образовательном, материально-техническом и культурном плане. Если сравнивать приоритеты в вопросе комфортного обучения среди студентов высших и средних учебных заведений, то видно, что стоимость обучения и наличие интересных практик и стажировок предпочтительнее для студентов колледжей, а возможность получение материальной помощи и дополнительной поддержки от учебного заведения больше интересна студентам вузов, тем более практика материального стимулирования студентов распространена во многих университетах Алтайского края. Учащиеся СПО так объясняют свой выбор: «обучение в колледже не должно дорого стоить, это не высшее образование, мой диплом не будет так цениться работодателем», «мне важно, чтобы в моем колледже были практики с первых дней обучения, так как срок обучения всего 2 года, без практики я не освою профессию». При этом студенты вузов чаще отмечали, что для комфортного обучения необходим дистанционный формат. Дистанционный формат обучения стал нововведением начиная с 2020 г., и на начальных этапах внедрения данного процесса возникали проблемы как 273 Шрайбер А.Н., Артюхина ВА. Протестные настроения студенческой молодежи в адаптации к нему, так и в тонкостях обучения в таких условиях. Большинство студентов как высших, так и средних учебных заведений относятся положительно к дистанционному обучению (69,1 и 58,5% соответственно). Однако немалая часть опрошенных отрицательно отзываются о дистанционном обучении, этим отличаются учащиеся колледжей (28,9%). В рамках фокусгруппы и глубинного интервью респонденты положительно отзывались о дистанционном обучении: «отнеслась положительно, хотелось отдохнуть на тот момент, а с вводом дистанта появились поблажки в обучении, меньше контроля и больше свободного времени»; «это была отличная возможность успешно сдать экзамены». Однако на вопрос «Изменилось ли у вас отношение к нему спустя 2 года?» некоторые информанты указывали на негативные тенденции в связи с проблемами, усложняющими учебу: «многие испытывают проблемы с наличием техники, а также подключением к электронным платформам, были случаи, когда на платформу невозможно зайти из-за переизбытка пользователей». Основными причинами отрицательных оценок дистанционного обучения стали проблемы, связанные со сложностью организации учебного дня (43,3%), ленью (42,7%), нестабильностью интернет-соединения (41%). Такого же мнения придерживаются информанты фокус-группы: «моя продуктивность и дисциплинированность снижается, я начинаю больше лениться, и при этом, даже выполняя задания, ничего не остается в голове». Немаловажной проблемой является неудовлетворенность усвоенным материалом (38%), нехватка обратной связи от преподавателей (23,7%), особенно в ситуациях проверки практических заданий. Не получая желаемое или ожидаемое, студенты начинают протестовать, принципиально не выполняя задания на образовательных платформах. Протестные настроения зависят также от удовлетворенности студентов целым рядом показателей: выбранным учебным заведением и специальностью, своей успеваемостью, взаимоотношениями с окружающими. Ситуация со степенью удовлетворенности выбранной специальностью, успеваемостью и качеством образованием довольно благоприятна. Но есть доля опрошенных, которые совершенно не удовлетворены выбранной профессией (8,2%), успеваемостью (10,9%), качеством получаемого образования (2,6%), престижностью учебного заведения (2,3%) и платным образованием (12,2%). Абсолютное большинство опрошенных студентов полностью или скорее удовлетворены взаимоотношениями с людьми как в учебной деятельности, так и в личной жизни. Однако около 5% опрошенных указывают на проблемы коммуникации со сверстниками, преподавателями и членами семьи. Причиной этого могут быть случаи дискриминации в учебной и внеучебной детальности. Почти половина опрошенных (48,7%) хоть раз испытывали предвзятое или несправедливое отношение со стороны преподавателей или сверстников. Из них под постоянным давлением находятся 2,3% студентов, довольно часто такое отношение испытывают 6,6% опрошенных, а иногда 39,8%. Последнее в большей степени характерно для студентов университетов, тогда как студенты колледжей меньше пострадали от предвзятого отношения со стороны преподавателей и других студентов. Таким образом, в образовательной среде студентов высших и средних учебных заведений в целом все удовлетворяет. Однако не стоит исключать пусть и незначительный, но имеющий место процент студентов, которые не удовлетворены своей 274 Социология / Sociology учебной деятельностью, что может привести к конфликтам, а также проявлению протестных настроений в открытой форме. Обратимся к общим проблемам, волнующим студенческую молодежь. Наиболее актуальными проблемами для студентов являются внешне- и внутриполитические, экономические и в сфере образования. Не менее важными выступают проблемы в сфере здравоохранения, экологии и связанные с пандемией. Также респонденты отметили актуальность духовных и межэтнических вопросов. Отвечая на вопрос о факторах, которые могут спровоцировать протестное поведение людей в открытой форме, прослеживается аналогичная вариативность (табл. 3). Таблица 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие из нижеперечисленных проблем для вас наиболее актуальны?», % Ответ Всего Уровень образования ВО СПО Внешнеполитические 57,3 60,9 53,6 Экономические 57 57 57 Внутриполитические 52,3 51,7 53 В сфере образования 40,7 44,4 37,1 В сфере здравоохранения 38,4 38,4 38,4 Экологические 33,1 35,8 30,5 Проблемы, связанные с пандемией 32,8 31,8 33,8 В сфере межэтнических отношений 21,9 24,5 19,2 В духовной сфере 16,2 15,9 16,6 Затрудняюсь ответить 12,6 9,9 15,2 При этом на вопрос «Сталкивались ли вы с проблемными ситуациями, которые вызвали у вас желание принять участие в акциях протеста?» большинство опрошенных отвечали «нет» (52,3%), утвердительно ответили 11,2% респондентов. Участники фокус-группы выразили общее мнение, что никакие события не могут сподвигнуть их на радикальные действия, способные угрожать общественной безопасности. Но, говоря о случаях проявления экстремизма, участники фокус-группы предполагали, что «люди совершают подобные поступки по причинам как психологического, так и социального характера, например нахождения в глубокой депрессии, психического нездоровья, специфического воспитания». Отношение респондентов к людям, участвующим в акциях протеста, неоднозначное (табл. 4). Таблица 4. Распределение ответов на вопрос «Как вы относитесь к людям, выходящим на акции протеста?», % Ответ Всего Уровень образования ВО СПО Полностью поддерживаю их и готов выйти вместе с ними 7,6 7,2 7,9 Частично поддерживаю их доводы, но они действуют неосмотрительно 37,5 45,4 29,6 Они слишком радикальны 25 21,7 28,3 Затрудняюсь ответить 29 25,7 34,2 Итого 100 100 100 Более того, 28% опрошенных имеют в своем окружении людей, поддерживающих протесты, а 9,5% допускают совершение протестных действий «за компанию». При этом на вопрос «если в ближайшее воскресенье состоится митинг, вы присоединитесь к нему?» 7,5% опрошенных дали утвердительный 275 Шрайбер А.Н., Артюхина ВА. Протестные настроения студенческой молодежи ответ, и в нем участвовали бы больше мужчины (12,5%) и студенты университетов (8,5%). Большинство респондентов не пошли бы на митинг (82,9%), в основном такое поведение характерно для женщин (87,5%). Но есть и затруднившиеся ответить на поставленный вопрос, которые потенциально могут быть протестно активными (9,2%). Немаловажным является отношение к методам, с помощью которых люди проявляют свое протестное поведение. В рамках данного исследования респондентам был задан вопрос об эффективности ряда способов достижения человеком или группой своих целей, включая как мирные, так и радикальные. Большая часть респондентов указала на неэффективность мирных методов в достижении целей: флешмобы (66,8%), демонстрации, митинги и шествия (51,7%), протестное голосование (56,6%). Примечательно, что также есть студенты, которые считают эффективными такие радикальные методы, как вандализм (8,2%), захват заложников (14,4 %), применение огнестрельного оружия (11,5%) и террористические акты (10,5%). По мнению информантов фокусгруппы, такое распределение может зависеть от понимая того, «что мирные методы невидимы для государственной власти, а использование радикальных методов заставляет через страх и угрозу решить существующие проблемы быстро». Стоит учитывать, что применение любого метода говорит о наличии протестных настроений в студенческой среде, однако особую опасность представляют люди, которые склонны к применению радикальных методов. Выводы В результате интерпретации эмпирических данных определено несколько тенденций. 1. Удовлетворенность уровнем своей жизни - основополагающий показатель в выявлении основных причин протестных настроений студенческой молодежи. Значительная часть опрошенных не довольны качеством жизни в регионе. Такое отношение является совокупностью субъективных оценок материального положения и условий проживания студента и его семьи. 2. Неудовлетворенность условиями учебной деятельности оказывает влияние на формирование протестных настроений среди студенческой молодежи. В результате исследования определились аспекты, провоцирующие рост протестных настроений. Это недостаточная материально-техническая база учебного заведения, высокая стоимость образовательных услуг, избыток дистанционного формата обучения, неудовлетворенность выбранной специальностью и престижностью университета или колледжа, проблемы с успеваемостью и коммуникацией в учебной и внеучебной деятельности. 3. Наиболее актуальной проблемой для молодежи является положение дел в экономической и политической сферах. В связи с этим возникает обеспокоенность финансовым положением как самих студентов, так и их семей. Данные проблемы могут способствовать возникновению протестного поведения. Также на протестное поведение влияют психологические, религиозные и этнические аспекты. 4. В молодежной среде остро стоит проблема дискриминации. Многие студенты испытывали предвзятое и несправедливое отношение со стороны преподавателей или сверстников. Подобного рода случаи могут стать толчком к протестным действиям молодежи за отстаивание своих прав, так как в 276 Социология / Sociology современной культуре распространяется тренд - демонстративная борьба за справедливость. 5. Отношение молодежи к людям, участвующим в акциях протеста, неоднозначное: около половины респондентов поддерживают подобную деятельность, хотя основная часть не готова принимать в них активное участие. При этом треть участников исследования имеют в своем окружении людей, поддерживающих протесты, и допускают возможность совершения протестных действий «за компанию». 6. Среди студенческой молодежи крайне редко встречаются люди, поддерживающие протестное поведение радикальной направленности. Отношение к экстремизму и терроризму крайне негативное в связи с ощущением угрозы для себя и своих близких. Оценка способов проявления протестных настроений в основном отрицательная: как мирные, так и радикальные способы достижения целей студентами оценены как неэффективные. Но стоит учитывать, что представленные в исследовании оценки и мнения субъективны, поэтому говорить о том, что неудовлетворенные качеством жизни студенты обязательно станут выражать свои протестные настроения нецелесообразно, однако в совокупности с другими аспектами социальной среды они могут усилить протестные настроения. Полученные результаты указывают на важность проведения дополнительных исследований по выявлению иных факторов протестных настроений среди молодежи с целью прогнозирования и предотвращения протестной активности молодежи и обеспечения безопасности социальной среды.

Ключевые слова

протестные настроения, студенческая молодежь, протестное поведение

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шрайбер Ангелина НиколаевнаАлтайский государственный университеткандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и конфликтологии Института гуманитарных наукka-lina2007@mail.ru
Артюхина Валентина АндреевнаАлтайский государственный университеткандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и конфликтологии Института гуманитарных наукa-walentina@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

 Протестные настроения студенческой молодежи: причины возникновения и готовность к действиям | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2022. № 70. DOI: 10.17223/1998863X/70/24

Протестные настроения студенческой молодежи: причины возникновения и готовность к действиям | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2022. № 70. DOI: 10.17223/1998863X/70/24