Трансформация представлений о цифровой грамотности и российская специфика | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2025. № 84. DOI: 10.17223/1998863X/84/12

Трансформация представлений о цифровой грамотности и российская специфика

Рассматривается эволюция подходов к определению понятия «цифровая грамотность». Цель работы - экспликация подходов к пониманию цифровой грамотности, которая позволяет выявить тенденции в трансформации представлений о данном виде грамотности в условиях дальнейшего развития информационнокоммуникационных технологий. Было выявлено несколько тенденций в исследованиях цифровой грамотности, проявляющих себя в дальнейшем развитии стандартизированных определений, в переосмыслении школьной грамотности в соответствии с меняющимися информационными технологиями и т.д. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

цифровая компетентность, цифровые технологии, цифровая грамотность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Чмыхало Александр ЮрьевичТомский политехнический университеткандидат философских наук, доцент Отделения социально-гуманитарных наукsanichtom@tpu.ru
Жаркова Марина АлексеевнаТомский политехнический университеткандидат философских наук, доцент Отделения социально-гуманитарных наукmma1252@tpu.ru
Всего: 2

Ссылки

Шариков А.В. Концепции цифровой грамотности: российский опыт // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3, № 3. C. 96-112.
Кузьмин Е.И., Жилаеская И.В., Игнатова Д.Д. Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее. М. : МЦБС, 2014.
Веселовский М.Я., Измайлова М.А., Абрашкин М.С. Приоритеты и главные инструменты развития цифровой экономики России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2018. Т. 9, № 2 (34). С. 192-199.
Kress G. Literacy in the new media age. Routledge, 2003.
Sheridan M.P., Rowsell J.M.K. Design literacies: Learning and innovation in the digital age. 2010.
Jenkins H. Confronting the challenges of participatory culture: Media education for the 21st century. The MIT press, 2009. 145 p.
Gauntlett D. Making is connecting. John Wiley & Sons, 2013.
Burnett C., Merchant G. Is There a Space for Critical Literacy in the Context of Social Media? // English Teaching: Practice and Critique. 2011. Vol. 10, № 1. P. 41-57.
Cazden C. et al. A pedagogy of multiliteracies: Designing social futures // Harvard educational review. 1996. Vol. 66, № 1. P. 60-92.
Alvermann D.E. Media, information communication technologies, and youth literacies: A cultural studies perspective // American behavioral scientist. 2004. Vol. 48, № 1. P. 78-83.
Buckingham D. Media education: Literacy, learning and contemporary culture. John Wiley & Sons, 2013.
Sefton-Green J. Chapter 8 Youth, Technology, and Media Cultures // Review of research in education. 2006. Vol. 30, № 1. P. 279-306.
Potter J. Digital media and learner identity: The new curatorship. New York : Palgrave Macmillan, 2012.
Critical digital literacies as social praxis: Intersections and challenges / ed. J.A. Ávila, J.Z. Pandya. New York : P. Lang, 2013.
Spante M. et al. Digital competence and digital literacy in higher education research: Systematic review of concept use // Cogent education. 2018. Vol. 5, № 1. P. 1519143.
Erstad O., Amdam S. From protection to public participation: A review of research literature on media literacy // Javnost-the public. 2013. Vol. 20, № 2. P. 83-98.
Säljö R. Literacy, digital literacy and epistemic practices: The co-evolution of hybrid minds and external memory systems // Nordic Journal of Digital Literacy. 2012. Vol. 7, № 1. P. 5-19.
Aviram A., Eshet-Alkalai Y. Towards a theory of digital literacy: Three scenarios for the next steps // European Journal of Open, Distance and E-Learning. 2006. Vol. 9, № 1.
Belshaw D. et al. What is' digital literacy'? A Pragmatic investigation. (Doctoral dissertation). Durham University, 2012.
Prensky M.H. Sapiens digital: From digital immigrants and digital natives to digital wisdom // Innovate: journal of online education. 2009. Т. 5, № 3.
Belisle C. Literacy and the digital knowledge revolution // Digital literacies for learning. 2006. P. 51-67.
Fernández-Otoya F. et al. Digital and Information Literacy in Basic-Education Teachers: A Systematic Literature Review // Education Sciences. 2024. Vol. 14, № 2. С. 127.
Gilster P., Glister P. Digital literacy. New York : Wiley Computer Pub., 1997.
Lankshear C., Knobel M. Digital literacy and Digital Literacies: - policy, pedagogy and research considerations for education // Nordic journal of digital literacy. 2015. Vol. 10, Jubileumsnummer. P. 8-20.
Lanham R.A. Digital literacy // Scientific american. 1995. Vol. 273, № 3. P. 198-199.
 Трансформация представлений о цифровой грамотности и российская специфика | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2025. № 84. DOI: 10.17223/1998863X/84/12

Трансформация представлений о цифровой грамотности и российская специфика | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2025. № 84. DOI: 10.17223/1998863X/84/12