Study of the phenomenon of plant blindness using an online survey of residents in St. Petersburg
В рамках исследования был проведен онлайн опрос 253 респондентов в Санкт-Петербурге, чтобы выявить уровень знаний и отношение к растениям. В целом мы зафиксировали, что люди действительно замечают растения меньше чем животных, а также отмечают и различают более яркие растения, что соответствует результатам международных исследований. Ключевые результаты показали, что значительная часть респондентов посещает только городские парки, избегая охраняемых природных территорий, что ограничивает контакт с редкими и эндемичными растениями и снижает вероятность различать растения в природе. Авторы предлагают комплексный подход, включающий популяризацию знаний через медиа, структурированные программы просвещения и активное вовлечение общественности в сохранение биоразнообразия. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
экологические знания,
когнитивные ошибки,
экологическая социология,
устойчивое развитиеАвторы
Ермолаева Юлия Вячеславовна | Институт социологии, Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук | научный сотрудник | mistelfrayard@mail.ru |
Золина Анастасия Андреевна | Ботанический институт им. В.Л. Комарова Российской академии наук | кандидат биологических наук, научный сотрудник отдела Ботанический музей | azolina@binran.ru |
Варганова Ирина Викторовна | Федеральный исследовательский центр "Всероссийский научно-исследовательский институт генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова" | младший научный сотрудник отдела агроботаники и in situ сохранения генетических ресурсов растений | i.varganova@vir.nw.ru |
Всего: 3
Ссылки
The IUCN Red List of Threatened Species. [Online] Available from: https://www.iucnredlist.org/en (Accessed: 3rd October 2024).
Allen, W. (2003) Plant Blindness. BioScience. 53(10). pp. 926-926. [0926:PB]2.0.CO;2.
Stagg, B.C., Hetherington, L. & Dillon, J. (2024) Towards a model of plant awareness in education: a literature review and framework proposal.International Journal of Science Education. 47(4). pp. 539-559.
Blue, S., Hargiss, C.L.M., Norland, J.E., DeKeyser, E.S. & Comeau, P. (2023) Plant blindness represents the loss of generational knowledge and cultural identity. Natural Sciences Education. 51(1). e20106.
Bobo-Pinilla, J., Marcos-Walias, J., Iglesias, J.D. & Tapia, R.R. (2023) Overcoming plant blindness: are the future teachers ready? Journal of Biological Education. 58(11). pp. 1-15.
Norretranders, T. (1998) The User Illusion: Cutting Consciousness Down to Size. Viking.
Thomas, H., Ougham, H. & Sanders, D.L. (2021) Plant blindness and sustainability.International Journal of Sustainability in Higher Education. 23(1). pp. 41-57.
Parsley, K.M. (2020) Plant awareness disparity: A case for renaming plant blindness. PLANTS, PEOPLE, PLANET. 2(6). pp. 598-601.
Kubiatko, M., Fancovicova, J. & Prokop, P. (2021) Factual knowledge of students about plants is associated with attitudes and interest in botany.International Journal of Science Education. 43(9). pp. 1426-1440.
Wandersee, J.H. & Schussler, E.E. (1999) Preventing Plant Blindness. The American Biology Teacher. 61(2). pp. 82-86.
Achurra, A. (2022) Plant blindness: A focus on its biological basis. Frontiers in Education. 7. 963448.
Margulies, J.D., Bullough, L.-A., Hinsley, A., Ingram, D.J., Cowell, C.R., Goettsch, B., Klitgard, B.B., Lavorgna, A., Sinovas, P. & Phelps, J. (2019) Illegal wildlife trade and the persistence of "plant blindness". Plants, People, Planet. 1(3). pp. 173-182.
Zani, G. & Low, J. (2022) Botanical priming helps overcome plant blindness on a memory task. Journal of Environmental Psychology. 81. 101808.
Zhang, H., Zhang, Y., Song, Z. & Lew, A.A. (2019) Assessment bias of environmental quality (AEQ), consideration of future consequences (CFC), and environmentally responsible behavior (ERB) in tourismю Journal of Sustainable Tourism. 27. pp. 609-628.
Amprazis, A. & Papadopoulou, P. (2020) Plant blindness: a faddish research interest or a substantive impediment to achieve sustainable development goals? Environmental Education Research. 26. pp. 1065-1087.
Pedrera, O., Ortega, U., Ruiz-Gonzalez, A., Diez, J.R. & Barrutia, O. (2021) Branches of plant blindness and their relationship with biodiversity conceptualisation among secondary students. Journal of Biological Education. 57. pp. 566-591.
Waylen, K.A. (2006) Botanic Gardens: Using Biodiversity to improve human well-being. Medicinal Plant Conservation. 12. 4-8. Ref. 25.
Lavrova, T.V. & Romanova, E.S. (2019) Possibilities of the Botanical Garden of Moscow State University in Support of Ecological and Botanical Education at Schools. Biology in School. 6. pp. 47-55.
Musinova, L.P., Kalugin, Yu.G. & Mitina, E.G. (2020) Excursion as an Organization Form of Educational Activities in Peter the Great Botanical Garden of Komarov Botanical Institute of Russian Academy of Sciences. Samara Journal of Science. 9(1(30). pp. 259-267.
Erhabor, N. (2018) Developing Leaders Through Mentoring in Environmental Education. Electronic Green Journal. 1(41).
Kahtz, A.W. (1995) Impact of Environmental Education Classes at Missouri Botanical Garden on Attitude and Knowledge Change of Elementary School Children. HortTechnology Horttech. 5(4). pp. 338-340.
Jose, S., Wu, C. & Kamoun, S. (2019) Overcoming plant blindness in science, education, and society. Plants, People, Planet. 1. pp. 169-172.
Balding, M. & William, K.J.H. (2016) Plant blindness and the implications for plant conservation. Conservation Biology. 30(6). pp. 1192-1199.
Barrable, A., Friedman, S. & Beloyianni, V. (2024) Nature connection in adulthood: The role of childhood nature experiences. People and Nature. 6(4). pp. 1571-1580. 10.1002/pan3. 10657.
Aota, Y. & Soga, M. (2024) Both frequency and diversity of childhood nature experiences are associated with self-reported pro-biodiversity behaviours in adulthood. People and Nature. 6(2). pp. 792-799.
Yanniris, C., Gavrilakis, C. & Hoover, M.L. (2023) Direct Experience of Nature as a Predictor of Environmentally Responsible Behaviors. Forests. 14(11), 2233.
Stehl, P., White, M. P., Vitale, V., Pahl, S., Elliott, L.R., Fian L. & Bosch M. van den (2024) From childhood blue space exposure to adult environmentalism: The role of nature connectedness and nature contact. Journal of Environmental Psychology. 93. 102225.
Adamo, M., Sousa, R., Wipf, S., Correia, R. A., Lumia, A., Mucciarelli, M. & Mammola, S. (2022) Dimension and impact of biases in funding for species and habitat conservation. Biological Conservation. 272. 109636.
Falk, D.A. (1992) From Conservation Biology to Conservation Practice: Strategies for Protecting Plant Diversity. In: Fiedler, P. L. & Jain, S. K. (eds) Conservation Biology. Boston. pp. 397-431.
Arendt, F. & Matthes, J. (2014) Nature Documentaries, Connectedness to Nature, and Pro-environmental Behavior. Environmental Communication. 10. pp. 1-20.
Doyle, G. (2022) In the garden: capacities that contribute to community groups establishing community gardens.International Journal of Urban Sustainable Development. 14(1). pp. 15-32.
Lindemann-Matthies, P., Junge, X. & Matthies, D. (2010) The influence of plant diversity on people's perception and aesthetic appreciation of grassland vegetation. Biological Conservation. 143(1). pp. 195-202.
Niigaaniin, M. & MacNeill, T. (2022) Indigenous culture and nature relatedness: Results from a collaborative study. Environmental Development. 44. 100753.