Зарождение низовых инноваций в школе: как их инициируют и поддерживают сотрудники российских школ
Рассматривается вклад учителей, заместителей директоров и директоров в зарождение низовых инноваций в школах через призму концепта «роли». На основе кодирования интервью (N = 88) раскрыты роли: инициатор, консультант, мотиватор, коммуникатор с партнерами. Продемонстрировано, что позиция в организационной иерархии определяет форматы осуществления роли. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
школьные инновации,
инновационный климат,
директор школы,
заместитель директора,
учительАвторы
| Андреева Анастасия Александровна | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | и.о. заведующей Лаборатории инноваций в образовании Института образования | aaandreeva@hse.ru |
| Гурин Максим Юрьевич | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | аспирант, стажёр-исследователь Международной лаборатории исследований социальной интеграции | mgurin@hse.ru |
| Мирошникова Дарья Игоревна | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | стажёр-исследователь Лаборатории инноваций в образовании Института образования | dimiroshnikova@edu.hse.ru |
| Короткова Мария Дмитриевна | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | стажёр-исследователь Лаборатории инноваций в образовании | korotkova_2013@mail.ru |
Всего: 4
Ссылки
Canzittu D. A framework to think of school and career guidance in a VUCA world // British Journal of Guidance & Counselling. 2022. Vol. 50, № 2. P. 248-259.
Novoa A., Alvim Y. Nothing is new, but everything has changed: A viewpoint on the future school // PROSPECTS. 2020. Vol. 49, № 1. P. 35-41.
Vincent-Lancrin S. et al. Measuring Innovation in Education 2019: What Has Changed in the Classroom? OECD, 2019.
Moolenaar N.M. et al. Linked to innovation: Shaping an innovative climate through network intentionality and educators’ social network position // Journal of Educational Change. 2014. Vol. 15, № 2. P. 99-123.
Hofman R.H., Jansen E., Spijkerboer A. Innovations: Perceptions of teachers and school leaders on bottlenecks and outcomes // Education as Change. 2011. Vol. 15, № 1. P. 149-160.
Reilly R.C. et al. A synthesis of research concerning creative teachers in a Canadian context // Teaching and Teacher Education. 2011. Vol. 27, № 3. P. 533-542.
Konings K.D., Brand-Gruwel S., van Merriёnboer J.J.G. Teachers’ perspectives on innovations: Implications for educational design // Teaching and Teacher Education. 2007. Vol. 23, № 6. P. 985-997.
Milhano S., Reis S., Mangas C. Inclusion and innovation in schools: contributions of an intermunicipal project to promote the successful learning // Millenium - Journal of Education Technologies and Health. 2021. Vol. 9, № 2. P. 261-269.
Weshah H., Al-Faori O., Sakal R. Child-Friendly School Initiative in Jordan a Sharing Experience // College Student Journal. 2012. Vol. 46, № 4. P. 699-715.
Chesbrough H.W. Open Innovation: The New Imperative for Creating and Profiting from Technology. Harvard Business Press, 2003. 270 p.
Королева Д. и др. Низовые инновации в современном российском образовании: определение поля исследования // Практики развития: индивидуальная инициатива в новом образовательном пространстве. 2018. P. 141-146.
Seyfang G., Smith A. Grassroots innovations for sustainable development: Towards a new research and policy agenda // Environmental Politics. 2007. Vol. 16, № 4. P. 584-603.
Gupta S. Understanding the feasibility and value of grassroots innovation // Journal of the Academy of Marketing Science. 2020. Vol. 48, № 5. P. 941-965.
Koroleva D.O., Khavenson T.E. The Portrait of a Twenty-First Century Innovator in Education // Russian Education & Society. 2015. Vol. 57, № 5. P. 338-357.
Isnaini et al. Principal’s efforts to change in schools: A case study in Indonesia // Journal of Social, Humanity, and Education. 2021. Vol. 1, № 4. P. 241-251.
Kooli C., Jamrah A., Al-Abri N. Learning from Quality Audit in Higher Education Institutions: A Tool for Community Engagement Enhancement // FIIB Business Review. 2019. Vol. 8, № 3. P. 218-228.
Захаров А., Вергелес К., Маркина В. Роли директоров // (Не)обычные школы: разнообразие и неравенство / под ред. М. Карноя, Г. Лариной, В. Маркиной. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. P. 104-138.
Werang B.R., Loupatty M., Tambajong H. The effect of principals’ transformational leadership on schools’ life in Indonesia: An empirical study in elementary schools of Merauke district, Papua, Indonesia // International Journal of Research in Social Sciences. 2016. Vol. 6, № 10. P. 256273.
Koch A.R., Binnewies C., Dormann C. Motivating innovation in schools: School principals’ work engagement as a motivator for schools’ innovation // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2015. Vol. 24, № 4. P. 505-517.
Halasz G. Measuring innovation in education: The outcomes of a national education sector innovation survey // European Journal of Education. Wiley, 2018. Vol. 53, № 4. P. 557-573.
Damanpour F. Organizational Innovation: A Meta-Analysis of Effects of Determinants and Moderators // The Academy of Management Journal. Academy of Management, 1991. Vol. 34, № 3. P. 555-590.
Turner R.H. Role Theory // Handbook of Sociological Theory / ed. Turner J.H. New York : Springer Science & Business Media, 2006. P. 233-254.
Battistella C., Nonino F. Exploring the Impact of Motivations on the Attraction of Innovation Roles in Open Innovation Web-Based Platforms // Production Planning and Control. 2013. Vol. 24, № 2-3. P. 226-245.
Story V., O’Malley L., Hart S. Roles, role performance, and radical innovation competences // Industrial Marketing Management. 2011. Vol. 40, № 6. P. 952-966.
Dedehayir O., Makinen S.J., Roland Ortt J. Roles during innovation ecosystem genesis: A literature review // Technological Forecasting and Social Change. 2018. Vol. 136. P. 18-29.
Maier M.A., Brem A. What innovation managers really do: a multiple-case investigation into the informal role profiles of innovation managers // Review of Managerial Science. 2018. Vol. 12, № 4. P. 1055-1080.
Klerkx L., Aarts N. The interaction of multiple champions in orchestrating innovation networks: Conflicts and complementarities // Technovation. 2013. Vol. 33, № 6. P. 193-210.
Oberg C. Customer roles in innovations // International Journal of Innovation Management. 2010. Vol. 14, № 06. P. 989-1011.
Королева Д., Андреева А., Хавенсон Т. Шоковая инновация: концептуализация процесса цифровой трансформации образования в период пандемии // Образование и Саморазвитие. 2023. № 2. P. 100-117.
Пишняк А., Халина Н. Восприятие новых технологий населением как показатель открытости к инновациям // Форсайт. 2021. Vol. 15, № 1. P. 39-54.
Fuller C. Education Innovation Clusters: Supporting transformative teaching and learning // Childhood Education. 2020. Vol. 96, № 1. P. 34-47.
Harris A. et al. Managing to Lead? Contemporary Perspectives on Principals’ Practices in Russia // The Wiley International Handbook of Educational Leadership / ed. D. Waite, I. Bogotch. Hoboken, NJ, USA : Wiley Blackwell, 2017. P. 397-413.
Каспржак А., Бысик Н. Как директора российских школ принимают решения // Вопросы образования. 2014. № 4. P. 3-23.
Каспржак А., Кобцева А., Цатрян М. Директора школ в мегаполисах. Как они управляют образовательным процессом? // Образовательная политика. 2020. Vol. 82, № 2. P. 72-87.
Charteris J., Smardon D., Nelson E. Innovative learning environments and discourses of leadership: Is physical change out of step with pedagogical development? // Journal of Educational Leadership, Policy and Practice. 2016. Vol. 31, № 1. P. 33-47.
Заир-Бек С., Анчиков К. Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям / ред. Я. Кузьминов, Л. Гохберг, Н. Шугаль. М. : НИУ «Высшая школа экономики», 2022.
Buske R. The principal as a key actor in promoting teachers’ innovativeness - analyzing the innovativeness of teaching staff with variance-based partial least square modeling // School Effectiveness and School Improvement. 2018. Vol. 29, № 2. P. 262-284.
Butterworth B., Weinstein R.S. Enhancing Motivational Opportunity in Elementary Schooling: A Case Study of the Ecology of Principal Leadership // The Elementary School Journal. The University of Chicago Press, 1996. Vol. 97, № 1. P. 57-80.
Aslan H., Kesik F., Elma C. The Opinions of Teachers About the Innovation Level of Their Schools: 6 // Journal of Education and Training Studies. 2018. Vol. 6, № 6. P. 134-146.
Palmer C. Innovation and the experienced teacher // ELT Journal. 1993. Vol. 47, № 2. P. 166-171.
Lambriex-Schmitz P. et al. When Innovation in Education Works: Stimulating Teachers’ Innovative Work Behaviour // International Journal of Training and Development. 2020. Vol. 24, № 2. P. 118-134.
Jansen C., Du Plessis A. The role of deputy principals: Perspectives of South African primary school principals and their deputies // Educational Management Administration & Leadership. 2023. Vol. 51, № 1. P. 157-175.
Jubilee S.K. The Middle Management Paradox of the Urban High School Assistant Principal: Making It Happen. Philadelphia: Temple University, 2013.
Cranston N., Tromans C., Reugebrink M. Forgotten leaders: what do we know about the deputy principalship in secondary schools? // International Journal of Leadership in Education. 2004. Vol. 7, № 3. P. 225-242.
Хавенсон Т., Котик Н., Королева Д. Пять профилей технологической готовности школьных учителей: от «скептиков» к «исследователям» // Факты образования. 2021. Vol. 35, № 1. P. 1-36.
Leaf A., Odhiambo G. The deputy principal instructional leadership role and professional learning: Perceptions of secondary principals, deputies and teachers // Journal of Educational Administration. 2017. Vol. 55, № 1. P. 33-48.
Goksoy S. The relationship between principals' cultural intelligence levels and their cultural leadership behaviors // Educational Research and Reviews. 2017. Vol. 12, № 20. P. 988-995.
Прокудин Ю., Милосердова Т. Критерии, показатели и уровни готовности заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы к инновационной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Vol. 147, № 7. P. 27-34.
Штейнберг И.Е. Логические схемы обоснования выборки для качественных интервью: «восьмиоконная» модель // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 38. P. 38-71.
Patton M.Q. Qualitative Research & Evaluation Methods. London: Sage Publications, 2002. 598 p.
Bryman A. Social Research Methods. 5th ed. Oxford: Oxford University Press, 2016. 785 p.
Атанасова А. Современные тренды в исследованиях цифровых инноваций в гражданской сфере // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 79. P. 199-206.
Томасова Д., Глухов А. Комплементарность как принцип развития партнерств в инновационной образовательной системе // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 79. P. 243-257.
Smith J. et al. Double Distress: Women Healthcare Providers and Moral Distress During COVID-19 // Nursing Ethics. SAGE Publications Ltd, 2023. Vol. 30, № 1. P. 46-57.
Loder T.L., Spillane J.P. Big Change Question: How Do Leaders’ Own Lives and their Educational Contexts, Influence their Responses to the Dilemmas and Tensions they Face in their Daily Work? // Journal of Educational Change. 2006. Vol. 7, № 1-2. P. 91-92.
Kida R. et al. The association between burnout and multiple roles at work and in the family among female Japanese nurses: a cross-sectional study // Industrial Health. 2023. Vol. 61, № 3. P. 195-202.