SYNERGETIC ANTHROPOLOGY. TOMSK LECTIONS. .pdf 27 сентября 2007Я благодарен руководству философского факультета за приглашение. Мы, когда планировали мой приезд, надеялись, что, возможно, он станет началом более устойчивого сотрудничества. Я прочту небольшой курс, который создаст некоторое знакомство с синергийной антропологией, а в более широком плане - будет способствовать общему развороту проблематики философского факультета в сторону современных антропологических проблем и современных направлений в антропологии. Имея в виду такую перспективу, - а именно, что моим кратким курсом мы не ограничимся, а будет какая-то наша дальнейшая совместная работа, - и притом, зная, что я еду на юбилей, я постарался сформировать некие малые подношения философскому факультету в качестве рабочей библиотечки по синергийной антропологии. Её я для начала и представлю.Прежде всего, вот два недавних издания, в которых мы (то есть Институт синергийной антропологии, который я организовал два года назад) опубликовали по большому разделу, представляющему проблематику синергийной антропологии и работу нашего института. Этот том только что вышел, не думаю, чтобы он успел дойти до Томска. Издание отличнейшее. Это, конечно, не целиком работа моего Института. Это был сложный проект, который мы делали совместно с издательством «Прогресс-Традиция» и совместно с ещё одним заведением, очень активным в области новых педагогических технологий. Есть такой учёный - Юрий Вячеславович Громыко, работающий в области педагогики и новых педагогических методов. Он руководит Московской академией культуры и развития образования (МАКРО). И вот совместно с МАКРО мы сделали большой антропологический проект, который здесь и представлен. Здесь рассказывается о тех педагогических направлениях, которые развивает Юрий Вячеславович. Он происходит из недр методологического движения, которое хорошо, конечно, известно в Томске. Соответственно, здесь есть и секция, в которой представлено это направление, восходящее к Георгию Петровичу Щедровицкому. Нами же подготовлена часть, посвящённая синергийной антропологии. Здесь я сформировал малую хрестоматию текстов по синергийной антропологии, где даны краткие выдержки из разнообразных текстов, в основном моих, конечно, представляющих основные идеи в их развитии. Я очень рад, что этот том здесь у вас останется.По соседству с вами, в Новосибирске, есть очень активный человек, Сергей Алевтинович Смирнов, который подвижнически, уже несколько лет, выпускает альманах «Человек.ги» - ежегодник, главная задача которого - собирание антропологического сообщества. Здесь освещаются актуальные антропологические направления, активно развивающиеся сегодня на отечественной сцене. Вот этот новый выпуск открывается большим разделом, по-свящённым нашему институту и нашему направлению. Здесь я постарался очень панорамно представить синергийную антропологию. Самым активным образом в развитии синергийной антропологии, в работе института участвует Олег Игоревич Генисаретский, тоже достаточно известный специалист по антропологии и деятель методологического движения. В организации нашего института мы с ним участвовали вместе, и ежегодник открывается нашей совместной декларацией «Слово синантропологов». Мы в московском фольклоре иногда именуемся синантропами. Здесь же мы выбрали вариант несколько солиднее, назвавшись синантропологами. В этом выпуске с очень разных сторон представлено развитие нашего направления, его предыстория.Мне очень хотелось бы сказать и подчеркнуть, что к первым шагам этого направления был тесно причастен ближайший мой друг и философский собеседник Владимир Вениаминович Бибихин, наш очень известный философ, безвременно скончавшийся два года назад. Главные идеи мы продумывали с ним вместе, и он внёс очень существенный вклад в развитие направления на начальном этапе. Этот вклад отражён здесь в моём рассказе об истории нашего направления. Кроме того, здесь систематически представлены все сегодняшние программы нашего института, отражающие то, что мы сегодня делаем.Для института характерен очень активный выход в педагогическую среду. Одна из главных причин перехода к институциональным формам деятельности состояла в необходимости подключать к нашей работе студенческую и педагогическую среду. Раньше всё это было замкнуто в среде академической, а в советские времена было и вообще ограничено андеграундной интеллектуальной активностью. Всё это я описываю в историческом очерке, который здесь есть. Постепенно, когда мы получили возможность нормального научного развития, достаточно быстро стало ясно, что здесь широкая проблематика, очень широкий спектр задач; причём широкий и в отношении тематических областей, и в отношении масштаба проблем, их трудности и объёмности.В нашей работе вполне найдутся и такие простые вопросы, которые под силу разрешать на уровне студенческих курсовых, дипломных, магистерских работ. Можно выстроить такую непрерывную лесенку трудностей, вплоть до самых основных проблем, которые находятся на переднем крае сегодняшней мысли о человеке и которые теснейше связаны с тем, что делается на сцене мировой антропологии, где мы достаточно близко пересекаемся с американскими коллегами. Прежде пересекались и с французскими, но, к сожалению, творческое состояние французской антропологической науки в последние годы уже заметно на спаде. Франция сейчас гораздо меньше заметна в работе открытия новых горизонтов; а американские учёные, наоборот, в ней играют ведущую роль. Мне приходится и лекции там читать, и в мой институт приезжают и читают лекции американские коллеги. Но, наряду с прокладыванием новых путей, немало есть и не столь сложных задач, которые вполне подошли бы аспирантской и даже студенческой молодёжи.Всё это здесь описано, даже приведены программы тех курсов, которые разработаны и прочитаны. Уже имеется с десяток авторских курсов, связанных с синергийной антропологией, которые разработаны и читаются в стенах, прежде всего, Высшей школы экономики в Москве. Это известный московский университет, в котором недавно организован философский факультет, и мы к этому философскому факультету Высшей школы экономики подключились с первых его шагов; он ровно в десять раз моложе вашего факультета, юбилей которого мы отмечали. Его декан - Алексей Михайлович Руткевич, известный философ, занимающийся, прежде всего, современной западной философией. Сегодня самые старшие наши студенты - это третьекурсники. Прежде всего, курсы читаются там, но поскольку там ещё такие вот малыши, то мы выходим и на другую аудиторию. В Высшей же школе экономики читаем более давним факультетам, в рамках системы так называемых межфакультетских курсов. Тесное сотрудничество у нас и с Новгородским университетом, где тоже читаются курсы, и я очень рассчитываю, что, возможно, если предварительный информативный курс по синергийной антропологии здесь вызовет некоторый интерес, какая-то более солидная педагогическая работа будет возможна и на вашей почве. Итак, вот два материала, которые суммарно описывают состояние синергийной антропологии на сегодня.Кроме того, как сегодня я расскажу, отдельным тематическим блоком в синергийную антропологию входит исследование так называемой исихаст-ской традиции. Это духовная традиция православия, я её более подробно опишу. Её систематическое изучение современными научными методами послужило первоначальным этапом, с которого начиналась синергийная антропология. Однако и на дальнейших этапах работы исследования исихазма продолжают оставаться в спектре нашей проблематики. Мы постоянно занимаемся разнообразными проектами, связанными с изучением исихастской традиции, и я захватил с собой основные наши публикации в этой области. Вот книга, которая относится к базовым текстам по синергийной антропологии, закладывая основы её концептуального и методологического аппарата. Книга вышла ещё в 1998 году, она называется «К феноменологии аскезы».Хотя непосредственный материал здесь - по исихазму, но она может играть роль начального учебника по синергийной антропологии.И ещё я захватил (надеюсь, это для университетской библиотеки будет полезно) вот эту книгу. Это - итог большого международного проекта, начатого по моей инициативе и посвящённого исихазму. Исихастская традиция -достаточно своеобразное духовное явление. Это аскетическая, мистическая традиция, которая развивалась отнюдь не в университетских центрах, а в монастырях и скитах. Она создала свой корпус источников, корпус памятников; и по сей день многие её существенные источники ещё не опубликованы. Поэтому, когда было осознано, что её исследование на современном уровне абсолютно необходимо для развития намечавшегося антропологического направления, пришлось самым пристальным образом заняться этим исихаст-ским фундаментом, в том числе - и на уровне источниковедения. И необходимым этапом этой работы стал данный библиографический проект (в действительности, значительно более широкий, чем библиографический). Мы создали полный свод исихастской литературы. Это была достаточно сложная деятельность, потому что исихастская литература была не только не собранной, но и глубоко специфической. Специфической во всём, начиная с языков; она создавалась отнюдь не на основных европейских языках. В этом томе литература на двадцати языках, из которых приблизительно одна треть - это древние и исчезнувшие языки, причём не только греческий и латынь, но и несколько видов древнекоптского языка, несколько видов древнесирий-ского, а древнесирийский - это отнюдь не арабский, это совсем иной язык. Свод древних памятников традиции собирался нами, потому что эти памятники реально нужны для современного её понимания, а отнюдь не только ради исторического и источниковедческого интереса.Это был широкомасштабный проект, мне пришлось организовать научные рабочие группы во многих странах. Можно назвать этот проект панпра-вославным. Исихастская традиция развивалась во всех странах православия, и до сих пор её ветви остаются там. И вот мне в Сербии, Болгарии, Румынии, Греции необходимо было создать рабочие группы, в рамках которых нужная работа и делалась. Около десяти лет всё это заняло, но, слава Богу, мы сумели всё это довести до конца. Итоги собраны в этом томе. Его значение существенно шире, чем просто библиографическое, потому что здесь, во-первых, задано структурирование всего этого предмета. Некогда было сказано о Данте, что уже один план «Божественной комедии» есть дело гения. В данном случае структурировать весь этот материал в современной научной парадигме - уже это было, ну, разумеется, не делом гения, но очень существенной интеллектуальной работой. Разумеется, когда традиция жила как живой духовный организм, она совсем не думала, сквозь какую призму нам понадобится на неё смотреть. Структурирование сегодня понадобилось абсолютно другое. Вот эту структуру для начала и нужно было разработать. Далее, мы снабдили всё это комплексом статей. Издание разбито на четырнадцать больших разделов, каждый из которых наделён систематической научной статьей. Так что здесь есть современный научный взгляд на традицию, выраженный в комплексе текстов, которые сопровождают каждый библиографический раздел. Я очень рад, что этот солидный источник тоже здесь будет.Вот это исихастская, так сказать, часть. К сожалению, я не имел возможности представить вам ещё один совсем новый большой проект, связанный тоже с исихазмом. При ближайшей же оказии мы тоже доведём его до Томска. Только что мы его выпустили, просто не было нужного числа экземпляров, все были розданы. В Италии была презентация, и все появившиеся экземпляры я туда захватил, а для отечества ничего не осталось; но они ещё будут. Это опять большой международный проект, на сей раз - по современному состоянию исихастских исследований. Их сегодняшние направления достаточно интересны, там затрагиваются весьма принципиальные вопросы духовного развития, в частности, и России. Придали мы всему этому современному компендиуму исихастских исследований форму специального выпуска журнала «Символ». Есть такой, возможно, известный, уже тридцать лет выходящий международный журнал, который издавался в Париже, сейчас последние номера выходят в Москве. Я вхожу в редколлегию этого журнала, и мы сделали специальный выпуск, посвящённый исихазму, где очень систематично собраны сегодняшние актуальные работы, вся панорама сегодняшних исследований. Соответственно, этот выпуск тоже дополняет общую картину, является последним словом исихастских исследований, и мы его не преминем доставить вам.Конечно, вслед за исихастскими штудиями шло уже развитие синергий-ной антропологии как научного направления, где изучается уже не только и не столько исихастский человек - человек, который занимается исихастской практикой, - а человек вообще, современный человек во всех его сегодняшних проявлениях, многие из которых, как мы знаем, имеют достаточно кризисный характер. Вот всем этим мы самым активным образом занимаемся. Этому посвящены уже дальнейшие публикации. Я захватил последние свои книги, в которых отражены исследования уже собственно по синергийной антропологии. К сожалению, и здесь есть некая лакуна - опять ко времени моей поездки не было экземпляров последней моей книги, которая называется «Очерки синергийной антропологии» (вот исчёрканный мною рабочий экземпляр, к которому мне, наверное, и сегодня придётся обращаться). Если книга «К феноменологии аскезы» - это учебник начального этапа синергий-ной антропологии, то это - книга по её современной проблематике, которая может использоваться для систематического вхождения в сегодняшний её день. Все нити, к которым это направление выводит и которые сегодня уже исследуются, - они здесь, или, по крайней мере, подходы и подступы к ним всем. К сожалению, в эту поездку я не мог захватить экземпляров для Томска, надеюсь, мы это восполним. А вот эта коллекция здесь останется.Наконец, наш институт выпускает ещё и малые публикации. Научные институты делают так называемые препринты. Есть такая вот серия и у нас. Я решил, что к этой коллекции стоит присоединить хотя бы два выпущенных подобных препринта. Один - это обширная беседа, которая была у меня с художественным сообществом как раз на тему о сегодняшних актуальных приложениях синергийной антропологии. Сегодняшние авангардистские художники какими-то путями прослышали про синергийную антропологию и решили, что это им интересно. Был очень большой проект на второй московской биеннале, которая в конце зимы этого года была в Москве. Он проходил со специальной подготовкой в виде серии теоретических семинаров, обсуждений. В этих семинарах я активно участвовал, и материалы их сюда вошли. Это, так сказать, синергийная антропология во встрече с представителями современных художественных практик. Получилось довольно живо, возможно, это тоже будет интересно.В другом из препринтов я систематически разбираю связь синергийной антропологии с традицией русской религиозной мысли. Собственно, как раз с этого и начнётся моя сегодняшняя лекция, с предыстории, потому что, если просто излагать, во что это сегодня выросло, то связь с русской религиозной философией особенно заметна не будет. Но генетически вырастало всё из первого этапа, на котором были размышления о судьбах традиции русского философствования. Эту нить я постарался проследить в данном тексте, который, соответственно, мы тоже к коллекции присоединяем. Вот такой малый рабочий набор по синергийной антропологии, который здесь останется; а засим, представив его, я перейду, с вашего позволения, к лекции.***Предмет сегодняшней лекции - это систематический рассказ о синер-гийной антропологии, который, как мы с Сергеем Сергеевичем [Аванесо-вым] планировали, должен охватить два довольно разных аспекта. Во-первых, нужно представить основания данной науки, её концептуальный аппарат, методологию, очертить её предметную область. Хотя до части аудитории такие сведения, видимо, доходили, но пока нельзя, увы, считать, что какие-то познания о синергийной антропологии вошли в общий фундамент гуманитарного знания. Поэтому самые общие сведения изложить тоже нужно. С них я и начну. А затем постепенно надо будет дойти и до актуальной проблематики, описать, какие задачи сегодня решает эта наука и куда она движется в перспективе.Итак, начнём с обрисовки оснований синергийной антропологии. Как и при описании любого развивающегося предмета, здесь встает выбор стратегии описания. Всякий феномен, как мы знаем, можно описывать в синхронии, а можно - в диахронии. В первом случае мы выбираем прямое описание понятий, структур, методов. А во втором прослеживаем генезис всех этих содержаний, логику их появления, ход формирования. Итог и в том и в другом случае должен получиться один и тот же. По фундаментальному тезису Гегеля, логическое тождественно историческому. Мы придём к той же самой синергийной антропологии, но описывать её можно, стало быть, или в таком плане, или в таком. Я решил, что для нашей встречи полезнее будет, если мы выберем второй - диахронический подход, а именно - прослеживание предмета в развитии.Дело в том, что идеи и аппарат синергийной антропологии довольно-таки отличаются от прежних антропологических теорий. Они не только неклассические. Слово «неклассический» сегодня стало расхожим. Все новейшие направления себя первым делом обозначают как неклассические, а иные предпочитают обозначать себя и как постнеклассические. Так что этим никого не удивишь. Но дело не только в этой неклассичности. Для гуманитарного дискурса эти идеи и аппарат достаточно необычны, поэтому в прямолинейном, лобовом изложении этот материал синергийной антропологии вполне может показаться и не особенно понятным, и не особенно естественным. В моей лекторской практике, увы, и такие случаи были. Напротив, если увидеть истоки, проследить возникновение всего этого, то эти идеи покажутся абсолютно естественными, даже, пожалуй, и неизбежными. Именно поэтому мне показался предпочтительнее диахронический способ изложения. Ему мы и будем следовать.Как видно в ретроспективе (и что я как раз в этом препринте и прослеживаю), существует прямая идейная линия, которая связывает синергийную антропологию с русской философской традицией, прежде всего - с мыслями знаменитого русского Религиозно-философского возрождения, того энергичного философского движения, которое существовало в России на переломе XIX и XX столетий и в первую четверть XX столетия. Идеи, из которых выросла синергийная антропология, ведут начало от наших размышлений над этим феноменом в целом, над его исторической судьбой. Эти размышления начинались мною ещё в семидесятые годы двадцатого века, в собеседованиях с Владимиром Вениаминовичем Бибихиным и с ещё одним моим другом и философским собеседником (у нас было такое тройственное философское сообщество). Третьим был Анатолий Валерианович Ахутин, тоже достаточно известный наш философ, который, слава Богу, живёт, здравствует, является членом учёного совета Института синергийной антропологии и продолжает участвовать в развитии антропологических идей, хотя основная линия его исследований - это античная философия и классическая европейская традиция. Я не захватил его книг - непосредственно в подборку по синергийной антропологии это не входит, но как смежное идейное поле я бы очень рекомендовал: Анатолий Валерианович недавно выпустил два фундаментальных тома; оба они вышли в Санкт-Петербурге в петербургском отделении издательства «Наука», - «Поворотные времена» и, если не ошибаюсь, «Античные начала философии». Там говорится об античных истоках философии и о том, как, в понимании Анатолия Валериановича, античная мысль остаётся общим основанием и общим фондом философской мысли как таковой, независимо от времени и эпохи. Это очень основательная точка зрения, которая в классической философии в общем и была принята. Но очень нелегко провести, защитить такую точку зрения применительно к сегодняшней философской ситуации, которая характеризуется глубоко, абсолютно неклассическими параметрами. Тем не менее Анатолий Валерианович доказывает, что и в сегодняшнем состоянии философии эта роль античной мысли по-прежнему сохраняется. Таково это тесно соседствующее с синер-гийной антропологией проблемное поле.Стало быть, в семидесятые годы мы вместе начинали размышлять, что есть великая русская философия, о которой тогда были очень романтизированные представления - уже потому, что она была запрещена. Книги авторов религиозно-философского возрождения были изъяты из библиотек, не допускались к продаже в магазинах. Но будь они изъяты совсем строго и категорически, о них бы практически и не знали. Они были изъяты полустрого -так, что в какой-то небольшой мере они доступны были, как раз в такой, чтобы быть предельно заманчивыми. По тем небольшим зёрнам, которые были доступны, создавалось представление, что здесь содержатся ответы на все жгучие вопросы позднесоветского сознания. И сознание позднесоветской интеллигенции в весьма большой степени было обращено именно к этому феномену, к религиозно-философскому возрождению. Оно было известно в обрывках, знали, что были такие, прежде всего, авторы, как Владимир Соловьёв, Николай Бердяев. Несколько в меньшей степени был известен Флоренский - и, пожалуй, не более того. О всех них были несколько мифологизированные представления, как о таких легендарных русских гениях, у которых можно найти на всё ответы.Нам не хотелось, однако, ограничиваться такой мифологизированной рецепцией, хотелось взглянуть пристальнее и строже. Было всё-таки ясно уже и тогда, уже и нам, что историческое существование этого феномена завершилось, и необходимо произвести смысловую оценку его в целом, извлечь из него уроки, вдуматься в то, какие им оставлены философские задания. Продумывание этих вопросов и стало предысторией направления. Для начала нужно было понять, какие же задания философия Серебряного века не оставила нам, а исполняла сама. Но на это ответы были достаточно очевидны, они подсказывались общими историософскими позициями. Ясно было, что духовная и культурная работа русской мысли должна была и стремилась дать выражение, осмысление, рефлексию опыта российского сознания и российского исторического бытия. Это был опыт особенностей нашего менталитета, устоев религиозности и так далее. Требовалось дать осмысленное выражение некоторого довольно сложного фонда, который сегодня я выражаю понятиями «русская духовная традиция» и «восточнохристианский дискурс». Об этих понятиях я подробнее буду говорить в завтрашней лекции, которая посвящена будет духовной и культурной традиции России. Сегодня же мы будем этими понятиями пользоваться как данностями, полагая, что в них и были те содержания, которые русская философия стремилась выразить, претворить в современные (тогда, на тот период) философские знания.В период религиозно-философского возрождения эта работа шла с небывалой интенсивностью и плодотворностью. Отчего так было? В предметном, идейном плане причина была в том, что основателем всего этого направления, Владимиром Сергеевичем Соловьёвым, была найдена исключительно эффективная стратегия философского развития. Эта стратегия дала сильнейший импульс развития, на котором и вырос философский Серебряный век. Соловьёв нашёл базовые концепты, такие как «всеединство», «София» и другие, нашёл формы философского дискурса, в которых могло развиваться умозрение синтетического характера, которое и исполняло те задания, которые я назвал, - задания выражения опыта русского сознания, опыта русского исторического бытия. Выражало же оно этот опыт в наличествовавших философских формах того времени, то есть в дискурсе классической западной метафизики. И в этом синтетическом способе, который нашёл Соловьёв, за очень краткое время была создана богатая, обширная философия, которую сейчас и изучают, в частности, во всех курсах отечественной философии всех российских университетов.Но судьба этой философии была сложной и драматичной. Прежде всего, жизнь её оказалась достаточно краткой. Философский процесс в России был оборван переворотом 1917 года. Но в то же время творчество ведущих мыслителей и философов продолжалось в эмиграции или, как тогда говорили, -в русском рассеянии. По существу, данный философский период сумел-таки реализовать свой творческий потенциал и завершился не по внешним причинам, а по внутренним, придя к своему естественному концу. Однако в условиях эмиграции не могло быть нормального философского процесса и не было адекватной историко-философской рефлексии. За счёт этого суммарные, итоговые заключения не были сделаны. Серебряный век, заканчивавшийся в эмиграции, не подвёл сам себе итога. Поэтому могли оставаться иллюзии, что на самом деле он не закончился, что во всём виноваты большевики и они одни. Большевики, конечно, внесли крупнейший вклад в русское философское развитие, ничего не скажем, но тем не менее, как я уже сказал, завершился этот период более по внутренним причинам, чем по внешним. Творческий его потенциал, тот философский способ, который счастливо изобрёл Соловьёв, был не слишком долго живущим, и он был исчерпан. Хотя иллюзии, что философский процесс может быть ещё продолжен или возобновлён на тех же началах, в том же философском способе, с тем же идейным капиталом, - такие иллюзии бытуют и до сих пор. Именно на таких иллюзиях в основном и начиналась работа над отечественной философией в постсоветское время. И, к моему искреннему сожалению, в значительной мере на этих иллюзиях она до сих пор и продолжается. На многочисленных кафедрах русской философии по всей России ещё вполне бытует отношение к периоду Серебряного века как к периоду с серьёзным сегодняшним потенциалом. Берут построения Флоренского, или Бердяева, или отца Сергия Булгакова и пытаются их непосредственно продолжать. Ничего особенно хорошего не выходит. Сегодня это уже архаическая работа, скорее иллюзия философского творчества, чем действительное творчество.Я в своих текстах, посвящаемых традиции русской мысли, пытаюсь это доказывать. Отчасти мне это удаётся, отчасти нет, поскольку инерция продолжает ещё иметь место. В действительности, чтобы двигаться дальше, необходимо гораздо точнее, отчётливее рассмотреть сам завершающий период. Чем, собственно, заканчивалось активное интеллектуальное творчество, каковы были последние творческие шаги русской мысли? И вот когда мы пристальнее посмотрим на ту сцену, на которой творческое развитие ещё могло продолжаться, то есть на сцену русской мысли в эмиграции, то мы увидим, почему и как мысль Серебряного века действительно исчерпала свои возможности.Во-первых, ей был присущ существенно синкретический характер -прежде всего, в аспекте философской методологии, а это очень важный аспект с точки зрения перспектив, возможностей творческого продолжения. Мысль Серебряного века постоянно лавировала между философией и богословием. Когда ей было удобно, она переходила на богословский язык, пользовалась богословским языком и терминами, а когда эти рамки для неё оказывались стеснительными, она говорила: да вообще-то мы занимаемся философией, нам вовсе не обязательно следить, строго ли мы следуем богослов-Синергийная антропология. Томские лекции 63ским догматам. Если взять такое специфическое отличие богословского дискурса, как догматическое мышление, присутствие особых положений, называемых догматами, то на примере отношения к нему ясно и выступит эта синкретичность мысли Серебряного века. В ней можно найти все и любые градусы отношения к догматическому мышлению, к феномену церковного догмата. Одни считали, что догматы - это незыблемые и очень важные положения религиозной мысли, которые она должна незыблемо соблюдать и от них отправляться, а другие считали, что, наоборот, догматы - это некий архаичный, отживший способ мышления, и в наше время в философском и научном мышлении они могут быть уже просто оставлены в стороне.В сегодняшних исследованиях даже специалисты по русской философии этого особенно не замечают. Есть в русской философии, к примеру, два очень близких, как считается, автора, из числа крупнейших философов Серебряного века - Семён Людвигович Франк и Лев Платонович Карсавин. Они очень близки потому, во-первых, что оба опираются на философию Николая Кузанского, очень существенно её используя; во-вторых, оба развивают метафизику всеединства. Такими близкими они и вошли в историю русской философии. Но если посмотреть на тот конкретный параметр, который я сейчас выделил, то Лев Платонович Карсавин специально прослеживал по решениям Вселенских соборов (толстые тома, написанные языком соответственных столетий, а последний из семи вселенских соборов был в восьмом веке) даже не терминологию, а букву, пунктуацию всех решений, в которых формулировались догматы, и считал, что это имеет критически важное значение для философии. И не просто считал: свою философию он так и строил, претворяя эти до тонкости понятые и прослеженные догматические решения в философствование. А тот философ, который к нему считается ближайшим, Семён Людвигович Франк, написал в одной из своих главных книг «Непостижимое» (цитирую по памяти): «В наше время догматы не имеют никакого значения и не играют роли в сознании людей». Вот вам ближайшие два философа.Таким образом, чтобы по-настоящему понять историю мысли, к ней надо относиться, как скажет физик, прецизионно. И тогда мы увидим, что, во-первых, в этом синтетическом способе Серебряного века, который сочетал выполнение идейных и духовных заданий русской духовной истории, русского самосознания с применением дискурса классической западной метафизики, в таком философском способе далеко продвинуться в выполнении этих заданий было принципиально невозможно. Целые существенные области той почвы, которую нужно было выразить, почвы духовной традиции и восточнохристианского мышления, принципиально не могли получить философского выражения в таком способе - поскольку понятийный строй, отвечающий западной метафизике, был принципиально чужд этому содержанию. В первую очередь, те области, которые оказывались ускользающими и невыразимыми, включали в себя антропологический и духовный опыт православия, представления о человеке в его связи с Богом - то есть нечто, явно принадлежащее самой сути стоявших заданий. Невыраженными оставались целые важные материки того опыта, который подлежал выражению.Но пристальное рассмотрение ситуации обнаруживало и ещё одно обстоятельство: меж тем как метафизика Серебряного века завершила свой путь, не исполнив этой важной части своих заданий, в той же эмигрантской мысли успело возникнуть иное течение, которое эти задания исполняло и даже в значительной мере сумело исполнить, хотя и в другой форме, в другом дискурсе. Сегодня это течение известно под именем богословского направления неопатристики и неопаламизма. Не очень адекватные названия, данные извне, из западного религиозного, богословского сообщества. Тем не менее они прижились, и мы тоже будем ими пользоваться. Итак, возникло такое направление в эмигрантской мысли. Создано оно было уже после Второй мировой войны и было, как я сказал, в первую очередь не философским, а богословским. По этой причине его, как правило, упускали из вида при обсуждении пути развития русской мысли; а между тем, оно-то и было последним и крайне важным этапом этого развития.Чтобы дать верную оценку всего пути и, соответственно, найти верную ориентацию на будущее, необходимо увидеть это новое богословие эмиграции в единстве с предшествовавшей ему философией. Нужно в них увидеть звенья единого процесса развития русской мысли. В известном смысле, это новое богословие даже необходимо включить в сам философский процесс, поскольку оно находится с ним в органической связи и преемственности. Оно-то и выполняет те задания, которые в собственно философском дискурсе не удавалось исполнить. Основатели этого направления - Владимир Николаевич Лосский, отец Георгий Флоровский, отец Иоанн Мейендорф (последние двое были священниками). Они продумали опыт религиозно-философского возрождения и сделали вывод о необходимости отойти от его философского языка - с тем, чтобы уже в рамках богословия получить возможность полнее и точнее выразить почву духовной традиции. Это был, если угодно, негативный тезис - необходимость дистанцироваться от Серебряного века и от философского способа выражения.Но наряду с этим был выдвинут и позитивный тезис, согласно которому ядром и стержнем духовной традиции (тем ядром, в которое нужно вглядываться, дабы его-то и выражать) служит непосредственный аутентичный опыт. О каком опыте здесь могла идти речь в качестве такого глубинного слоя, требующего выражения? Безусловно, об опыте устремления человека к Богу. В своем наиболее полном и чистом виде такой опыт культивировался, воспроизводился в особой сфере, которая в религиозной жизни именно для этого и была создана. Это сфера аскетики. В православии эта сфера создала свою традицию, которая и получила название «исихазм», от слова «исихия», что означает покой, уединенное безмолвие, духовный покой. И, соответственно, было увидено и закреплено, что исихазм - не что иное, как выверенная база данных, опытная основа и русской духовной традиции, и восточно-христианского дискурса. Итак, последним продвижением традиции русской мысли оказывалась не философия Серебряного века, а следующее, уже вслед за нею возникшее звено - богословие неопаламизма и неопатристики.Таким образом, дальнейшие задачи традиции следовало определять, отправляясь именно от этого последнего звена, а не от предпоследнего, которым оказывалась, в итоге, философия Серебряного века. Эта методологиче-Синергийная антропология. Томские лекции 65ская установка, представление о двух диалектически связанных этапах развития русской религиозной мысли в ХХ веке, очень существенна. Её, в частности, следует усвоить и в преподавании русской философии, где она пока, к сожалению, почти совершенно не усвоена. Продумывание последнего продвижения русской мысли указывает вполне определённое направление. Оно говорит, что очередное задание русской мысли - это всестороннее современное исследование того опыта, который духовная традиция считает базовым и первоисточным. С философской точки зрения это означает, что продолжение последнего этапа, этапа неопатристического и неопаламитского богословия, должно осуществить уже прямой поворот к самому опыту. За этим богословием лежит непосредственный опыт, и если мы хотим заниматься далее работой именно в философском дискурсе (совершенно законное желание), то такая работа должна заключаться, очевидно, в философском продумывании этого первичного опыта, что лежит в основе традиции, в основе заданий, которые русская мысль ставила с самого начала. На современном языке подобное обращение к опыту означает феноменологическую установку. Философия должна была совершить феноменологический поворот, а, кроме того, и антропологический поворот, поскольку речь идёт об антропологическом поле. Тот духовный опыт, о котором здесь речь, есть опыт человека, опыт личностный, и мы его также отнесём к разновидностям антропологического опыта.В итоге, суммарное рассмотрение пути, пройденного русской мыслью, говорило, что дальнейшая философская работа должна осуществить антропологический и феноменологический поворот. В историко-философском плане это слегка напоминало ситуацию классической европейской философии, которую застал Э. Гуссерль и в которой он производил свой феноменологический поворот, но уже по отношению не к русской философской традиции, а традиции европейской, западной. Он выразил необходимость такого поворота к опыту, феноменологического поворота, своим знаменитым девизом, который обычно по-немецки и приводят: «zur Sachen selbst!», «К самим вещам!». В нашем же случае «сами вещи», к которым необходим поворот, - это почва первичного аутентичного духовного опыта, который культивируется в аскетической традиции.Характерно, что, когда ещё в 1995 году я описывал так представляющуюся перспективу русского философского развития на философской конференции в Германии, то присутствовавший там Вильге