ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ: ТЕОРИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2008. № 2 (3).

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ: ТЕОРИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Идентифицируются различные оценки транснациональной демократии, коренящиеся в различных традициях демократической мысли. Критическая рефлексия над четырьмя современными представлениями о демократии (демократическая межгосударственность, радикальный демократический республиканизм, космополитизм и совещательная демократия) поднимает фундаментальные вопросы: желательна или возможна транснациональная демократия?

TRANSNATIONAL DEMOCRACY: THEORIES AND PROSPECTS .pdf Введение1 Основное содержание статьи «Transnational Democracy: Theories and Prospects» было представлено на международном семинаре «Democracy and Globalization», который проходил в Gl. Vrä Castle (Дания) 4-5 мая 2003 г. Пер. В.В. Оглезнева; под ред. В.А. Суровцева.Демократическая теория (и практика), отмечает И. Шапиро, всегда оказывается важной, «... когда сталкивается с вопросами собственной области» [72. P. 1]. Бинарные оппозиции между публичным и приватным, местечковым и международным занимали центральное место в спорах о надлежащих пределах демократического проекта. Критики, занимающие радикальные позиции относительно современной либеральной демократии, например, защищали и расширение, и углубление демократического порядка, охватывающего приватные сферы частной жизни (household) и занятости (workplace) (Held). Все же до сравнительно недавнего времени теоретики редко осмеливались рассматривать демократию вне государства, поскольку преобладающая ортодоксия предполагала категориальное различие между моральной областью суверенного политического сообщества и аморальной сферой общества анархии, между местечковыми и международными областями деятельности, соответственно [14, 78]. Как результат, теоретики современной демократии имеют тенденцию заключать в скобки общество анархии, тогда как теоретики международных отношений имеют тенденцию заключать в скобки демократию. Конечно, были исключения. Интернационализм классического либерализма, выраженный в идеях Дж. Бентама, В. Вильсона, и сторонников функционализма, таких как Д. Митрени, защищал более демократический международный порядок [59, 60]. Но, главным образом, только после окончания «холодной» войны в исторически разобщенной литературе по теории международных отношений и теории демократии все очаровываются идеей демократии без границ, в форме транснациональной (или глобальной) демократии [12, 38]. Этот «транснациональный поворот», как его можно описать, ясно выражает глубоко значимый сдвиг в мышлении о современном демократическом проекте, который заслуживает серьезного критического исследования.Делая вклад в данное критическое исследование, эта статья начинается с дискуссии о факторах, которые ускорили «транснациональный поворот». Устанавливается контекст для серьезного исследования литературы по проблемам транснациональной демократии. Во второй части данной работы идентифицируются различные оценки транснациональной демократии, коренящиеся в различных традициях демократической мысли. Критическая рефлексия над этими четырьмя современными представлениями о демократии - демократическая межгосударственность (democratic intergovernmentalism), радикальный демократический республиканизм, космополитизм и совещательная демократия - задает фундаментальные вопросы: желательна или возможна транснациональная демократия? Эти проблемы исследуются в третьей части. Реакцией на эти скептические аргументы является часть четвертая, предлагающая уверенную защиту идеи транснациональной демократии. Наконец, в пятой части мы рассматриваем перспективы проекта транснациональной демократии и размышляем над вероятностью четырех совершенно различных представлений о демократии, детально разработанных во второй части.Глобализация и транснациональная демократияБыстро растущее количество литературы по проблемам транснациональной демократии должно быть установлено в контексте определенных современных событий: интенсификация глобализации, «третья волна» глобальной демократизации и повышение активности межнациональных социальных движений. Эти взаимосвязанные события, значение которых сегодня оспаривается, отразились на условиях и возможностях эффективной демократии. Экономическая глобализация, утверждают многие, обострила напряженность между демократией как территориально укорененной системой правления и действием глобальных рынков и транснациональных сетей корпоративной власти. В мире, в котором даже самые мощные правительства кажутся бессильными, когда противостоят циркуляционным силам глобальных рынков или действиям транснациональных корпораций, эффективность национальной демократии ставится под вопрос. Поскольку, как замечает М. Сандел, правительства потеряли способность управлять транснациональными силами в соответствии с выраженным предпочтением их граждан, то сама сущность демократии, а именно, самоуправление, решительно скомпрометирована [67]. Кроме того, в поисках продвижения или регулирования сил глобализации, по средствам механизмов глобального и регионального управления, государства создали новые слои политической власти, которые имеют слабые демократические мандаты (credentials) и однозначное сопротивление по отношению к существующим системам национальной ответственности. При этих условиях неясно, как использовать классическую формулу Р. Даля «кто управляет?» Например, во время всеобщих выборов в Южной Корее в 1997 г., сразу после Восточноазиатского кризиса, Международный валютный фонд потребовал от обоих кандидатов на должность президента подписать конфиденциальную декларацию по соблюдению условий предложенного им спасательного финансового соглашения, независимо от результатов выборов. В эру, в которой публичная и приватная власть проявляется и осуществляется в транснациональном или даже глобальном масштабе, серьёзная оценка перспектив демократии запоздала.Этот пересмотр демократии был также поддержан глобальным распространением либеральной демократии как системы политического правления. По сравнению с началом двадцатого столетия демократия - и либеральная представительная демократия в том числе - возникла как доминирующий признак системы национального правления по всему земному шару, по крайней мере в формальном смысле [65]. Помимо неверно понятого триумфа Ф. Фукуямы, безотносительно причин «третьей волны», демократия стала почти универсальным политическим стандартом. Конечно, для многих новых демократических государств стремление и политическая риторика далеко превосходят реализацию эффективной демократии. Общественное разочарование в избранных политических деятелях и в способности демократических правительств разбираться со многими из текущих проблем - от неравенства до экологического загрязнения - предполагает, что не все так хорошо со старыми демократиями. Несмотря на подобные недостатки, и старые, и новые демократические государства стали все более и более чувствительными к слабому демократическому мандату существующих структур глобального и регионального управления, непосредственно посягающих на интересы их граждан. Поскольку демократические государства составляли большинство в глобальных учреждениях давления, то необходимо было сделать, чтобы в таких институтах увеличились прозрачность и ответственность [35]. Несколько иронично и то, что много новых демократических государств, которые были подвергнуты резкой критике со стороны Международного валютного фонда и Международного банка касательно требований хорошего управления, теперь проводят кампании за подобные принципы и практики, применяемые в этих цитаделях глобальной власти. Вопрос о том, как эффективно объединить международные учреждения с демократическими методами, согласно Р. Кохану, остается самым тяжелым из всех современных международных политических проблем [48].1 Конечно, идея глобального или транснационального гражданского общества остается оспариваемой. Хотя здесь предпринята попытка отнести к транснациональной сфере добровольных ассоциаций различия между государственным и негосударственным, так как некоммерческие и корпоративные сектора чрезвычайно расплывчаты. Кроме того, любая из сфер экономических отношений, исключенная из концепций гражданского общества, остается существенным пунктом разногласий между марксистскими и либеральными концепциями. (См. работы Дж. Кейна, который исключает экономическую сферу.)Единственный убедительный ответ на эту проблему был представлен учреждениями гражданского общества. Глобальная общественная революция, выраженная в значительном расширении деятельности неправительственных организаций и транснациональных правозащитных групп, профсоюзных и религиозных ассоциаций и многих других, создала инфраструктуру транснационального гражданского общества [4, 53, 66]1. Несмотря на то, что современный мир существенно нерепрезентативен, учреждения транснационального гражданского общества стали инструментом в артикуляции интересов граждан и общностей на международных форумах [3]. Но демократический мандат транснационального гражданского общества остается серьезно неопределенным. Является ли транснациональное гражданское общество существенной силой для демократизации мирового порядка или просто другой ареной, через которую привилегированные и сильные поддерживают свою глобальную гегемонию, остается спорным вопросом [4, 5, 81].Поэтому научные размышления о нормативных принципах и потенциальных институциональных формах транснациональной демократии выражаются в делах и интересах многих разнообразных сил, заинтересованных в демократическом мандате существующих систем глобального управления. Прозрачность, ответственность и представительство - это условия, которые стали новыми просьбами (мольбами) тех, кто требуют реформы глобальных учреждений: от Организации Объединенных Наций до Международного валютного фонда и Международного банка [31, 74]. Такая политическая и дипломатическая риторика похвальна, но тем не менее ощущается отсутствие большего количества специфики. В научной литературе по вопросам глобализации и демократии произошло относительное соединение нормативных и институциональных оснований демократии вне государства. Как результат - начало теоретических обсуждений того, что могла бы подразумевать транснациональная демократия.Теоретизирующая транснациональная демократияВ рамках увеличивающейся литературы по вопросам транснациональной демократии можно выделить четыре различные нормативные теории, а именно: демократическая межгосударственность (democratic intergovernmentalism), радикальный демократический плюрализм, космополитическая демократия и совещательная демократия. Хотя данная типология несколько условна, так как она открыта изменениям на разных основаниях, тем не менее она обеспечивает простое изображение сложного поля настолько, насколько группирует аргументы. Типологии всегда преследует опасность превратиться в карикатуру, так как очевидно, что отдельные теоретики имеют тенденцию сужать диапазон демократических традиций. Поэтому в действительности эти четыре кластера могут быть рассмотрены в качестве идеальных типов - общих синтезов нормативных аргументов и теорий, которые отражают общую концепцию фундаментальных принципов, которыми определяется транснациональная демократия. Также эта типология обеспечивает базис систематического анализа того, что поставлено на карту в дебатах о транснациональной демократии.1 Радикальный демократический республиканизм и совещательная демократия имеют тенденцию отклонять моральный космополитизм настолько, насколько обсуждается существова-Общей для всех этих течений является попытка определить значение идеи транснациональной демократии и разъяснять ее нормативные принципы, этические идеалы и институциональные условия, являющиеся необходимыми для ее эффективной реализации. Каждое высказывание коренится в политическом космополитизме, который стремится прописать основные принципы, структуры и практики, необходимые для построения более гуманного мирового порядка, в котором потребности наций будут превалировать над интересами государств и их геополитическими интригами [45. P. 35, 153]1. Поэтому космополитизм политического или морального вида должен отличаться от интернационализма, который, зарождаясь в условиях государства-коммуны, представляет собой базовые моральные и политические основы мирового порядка и стремится прежде всего к совместному сообществу государств, а не наций. Наконец, эти четыре течения разделяют убеждение в том, что в условиях современной глобализации транснациональная демократия - это необходимый, желаемый и политически выполнимый проект. Другими словами, демократия должна оцениваться вне альтернативных систем авторитарного правила. Если игнорировать эту презумпцию хоть на мгновение, то что тогда позволит различить эти несхожие концепции демократии вне границ?Демократическая межгосударственностьНа самых ранних проявлениях демократическая межгосударственность представила радикальные изменения превалирующих воззрений реальной политики на мировой порядок. От Дж. Локка, через Дж. Бентама и Дж. Ст. Милля, к В. Вильсону сущность либерально-интернационалистического проекта была сконструирована на основах международного порядка, базирующегося на правовых нормах и сотрудничестве между государствами [21]. Другие сторонники либерализма, в виде коммерческого пацифизма, Т. Пейн, Р. Кобден и Дж. Брайт считают, что торговая и международная экономическая взаимозависимость в конечном счете создали бы мир, в котором государства исчезнут навсегда [9, 42]. Однако, как доказывается, современные варианты демократической межгосударственности потеряли эту радикальную сторону, предлагающую вместо реформы трансформацию мирового порядка [52]. Но отдельные виды либерального радикализма продолжают существовать в форме ортодоксального экономического неолиберализма, и это не удивительно, ибо глубокий антагонизм к идеям глобального управления и транснациональной демократии защищает вместо этого мир освобожденных глобальных рынков.ние универсальных моральных принципов действия, которые применяются независимо от культурных или социальных различий. Таким образом, К. Хатчингс делает важное различение между моралью и политическим космополитизмом, мною также разделяемое. (См. также по этим проблемам работы М. Кохрана.)Учитывая преобладание (в рамках теории международных отношений) либерального институционализма, вопрос о транснациональной демократии принципиально сводится к рассмотрению в терминах процедур: создание более представительных, прозрачных и ответственных международных учреждений [30, 35]. Р. Кохан, например, представляет демократию на международном уровне как форму «добровольного плюрализма при условии максимальной прозрачности» [48]. Более плюралистический мировой порядок, в соответствии с этим представлением, является также и более демократическим мировым порядком. Основа данной философии заключается в приверженности некоторым из центральных принципов классического плюрализма: акцент на политических и гражданских правах, представительство через организованное выражение интересов, распространение власти, ограничение публичной власти и господство согласия. В действительности защищается реконструкция аспектов либерально-плюралистической демократии на международном уровне, лишенной требований электоральной политики. Вместо партий, борющихся за голоса, резонирующее транснациональное гражданское общество через свои каналы предъявляет требования к тем, кто, в свою очередь, принимает решение, также делая их ответственными за свои действия. И «ответственность будет увеличена не только цепями официальной ответственности, но и требованием прозрачности. Официальные действия, о которых в международных организациях договариваются государственные представители, будут под наблюдением транснациональных сетей» [Там же]. Международные учреждения, таким образом, становятся аренами, в которых интересы и государств, и учреждений гражданского общества ясно сформулированы. Кроме того, они функционируют как ключ к политической структуре, в которой законными способами достигается согласие и принимаются коллективные решения. Это являет собой, в значительной степени, процедурное представление о демократии в качестве механизма законного принятия общественных решений.Хотя существуют и другие значимые артикуляции положений либерального институционализма, среди которых самое известное место занимает сообщение Комиссии по Глобальному управлению, разделяющее вышесказанную общую приверженность к более представительному, отзывчивому и ответственному международному управлению [35, 66]. Такие идеи также преобладают и в современной мысли, касающейся реформы глобальных учреждений, от Международного валютного фонда до Всемирной торговой организации. Это не удивительно, так как демократическая межгосударственность (democratic intergovernmentalism) отражает стремления и ценности западных государств и их элиты, которые доминируют в учреждениях глобального управления. Но, как аргументирует Р. Фолк, это философия, которая предлагает ограниченное и несколько технократичное представление о транснациональной демократии [30]. Как и в случае с либеральным плюрализмом, но в более широком смысле, она терпит неудачу относительно проблемы неравенства в распределении власти, делая тем самым демократию пленником могущественных имущественных интересов. Критики классического плюрализма осознавали, что корпоративная власть искажает демократический процесс [57]. Но понимание неоплюрализма незначительно выражено в литературе по проблемам либерального интернационализма, в которой упускаются структурные неравенства в распределении власти в глобальной системе и, в частности, дисбаланс власти между учреждениями транснационального гражданского общества и глобального капитала. Защита прозрачности и ответственности недостаточна сама по себе, чтобы бороться с существующими неравенствами в доступе и влиянии. В то время как принципы прозрачности и ответственности являются необходимыми для достижения транснациональной демократии, но без механизмов обеспечения более эффективного представительства всемирных народов в политическом процессе, они остаются решительно недостаточными для ее полной реализации. В этом отношении установленное институциональное мышление вряд ли способно решить дефицит демократии, сокрушающийся глобальным управлением. Несмотря на подтверждение значения транснационального гражданского общества, либеральный интернационализм остается преимущественно западным и государствоцентричным (state-centric), так как транснациональная демократия была задумана как эффективное условие усиления прозрачности и ответственности международных учреждений перед национальными правительствами.Радикальный демократический республиканизмС точки зрения политического космополитизма, К. Хатчингс идентифицирует радикальный демократический республиканизм как проект, отказывающийся от реформизма демократической межгосударственности (democratic intergovernmentalism) в пользу прямых форм демократии и самоуправления, при условии создания альтернатив структурам управления от глобального до локального уровней [45. P. 166ff]. К. Хатчингс решительно отвергает либерально-реформистскую позицию, потому что существующие структуры глобальных управлений включают структурную привилегированность интересов богатой и мощной космократии, одновременно исключая потребности и интересы большей части человечества. Защитники радикального демократического плюрализма, включая среди прочих Дж. Бёрнгейма, У. Конноли, Г. Патомаки и Р. Уокера, поэтому заинтересованы в нормативных основаниях «новой политики», которая включает полномочие людей и сообществ в контекст глобализирующихся структур власти [6-8, 14, 63, 78, 79]. Это обстоятельство указывает на независимость представления о демократии, поскольку ее защитники обеспокоены созданием «хороших сообществ», основанных на нормативных принципах равенства, активного гражданства, развития общего блага, гуманного управления и гармонии с естественной окружающей средой. Это - нормативное видение, которое «представляет собой нечто вроде коктейля из элементов постмодернизма, марксизма и гражданской республиканской демократической теории» [45. P. 166-7] и стремится адаптировать понятия прямой демократии и самоуправления в соответствии с требованиями современной эпохи, в которой транснациональные и глобальные структуры власти регулируют условия повседневного сосуществования обществ и частной жизни людей во всем мире.Радикальный демократический республиканизм - это, по существу, «перевернутая вверх дном» теория демократизации мирового порядка. Новые идеи демократической политической жизни, в противоположность старым идеям политики эмансипации, прежде всего, ясно выражены через многообразие критических социальных движений, таких, как энвайронментализм, феминизм, движение за мир, бросающих вызов власти государств и международных структур, а также гегемонии партикуляристских (либеральных) концепций «политического». В существующих глобальных учреждениях и практиках, «занимающихся политикой», не говоря уже об оспаривании традиционных границ политического (дихотомическое деление на внешнее/внутреннее, публичное/приватное, общественное/естественное), критические социальные движения понимаются как учреждения «новой прогрессивной политики». Такая политика основывается на опытах критических социальных движений, которые демонстрируют, что одна из «. многочисленных ошибок политической теории заключается в предположении, что централизованное управление властью. необходимо для гарантии политического порядка» [7]. Нет никакой причины предполагать, что демократия и демократическая законность должны быть основаны на территориально разграниченных единицах типа этнических государств. По-настоящему «реальная» демократия должна быть выражена в сопоставлении многообразия самоуправляющихся и самоорганизовывающихся общностей, составленных из различных 1тространственных уровней: от локального до глобального [14]. Пространственная досягаемость этих самоуправляющихся сообществ определяется географическими границами коллективных проблем или действий, которыми они стремятся управлять, хотя есть сильное предпочтение в пользу субсидиарного принципа. Транснациональная демократия в этом смысле определяется существованием множества разнообразных, совмещенных и пространственно дифференцированных самоуправляющихся «сообществ с пересекающейся судьбой» и множественных полномочий власти без потребности в «суверенности» или в централизованных структурах управления. В политических практиках критических социальных движений она фиксирует имманентный выход за пределы суверенного территориального государства как фундаментальной единицы демократии.Радикальный демократический республиканизм выражает сильную приверженность к теориям прямой и представительной демократии, к тому же ограничивая неомарксистскую критику либеральной демократии (Held). Ибо демократия рассматривается как неотделимая от создания условий для эффективного участия и самоуправления, включая среди всего прочего достижение социального и экономического равенства. Кроме того, это объединение с гражданской республиканской традицией, до настоящего времени, считает, что реализация индивидуальной свободы должна быть «... встроена в пределы и поддержана (сильным) значением политического сообщества и общественной пользы» (Barns).Защитники радикального демократического плюрализма утверждают, что эффективные условия реализации транснациональной демократии требуют создания альтернативных форм глобального управления, отсутствие которых является нарушением существующих принципов мирового порядка. Критики точно указывают на отклонения в конституировании мирового порядка [38, 45. P. 178]. В случае оспаривания принципа господства правовых норм в глобальной политике и отклонения принципа суверенности политического сообщества сами условия демократии решительно поставлены под угрозу. Например, без концепции суверенитета трудно предусмотреть, как конкурирующие требования множества сообществ, даже в пределах тех же самых границ, могли бы обходиться без применения силы. Кроме того, при отсутствии существующего довольно несовершенного либерального мирового порядка, воплощающего (в различной степени) принципы правовых норм и нормативных ограничений на осуществление организованного насилия, можно было бы утверждать, что нет никакого безопасного основания для того, чтобы создать и развивать транснациональную демократию. Территориальная демократия, как указывает история, процветала только в условиях, где существовали правовые нормы и отсутствовало политическое насилие. Неопровержимая критика представленных аргументов радикального демократического плюрализма поэтому могла бы быть найдена в двойственном отношении к самим условиям (правовые нормы и суверенитет), которые делают демократию (на любом уровне) возможной.Космополитическая демократияВ отличие от радикально-плюралистического направления, космополитическая демократия обращает особое внимание на институциональные и политические условия, которые являются необходимыми для проведения эффективного демократического управления в пределах, между и помимо государств. Д. Хелд предлагает самую изощренную формулировку развития космополитической демократии, которая, полагаясь на существующие принципы либерального международного порядка (например, на принцип господства права и права человека), включает в себя создание нового глобального конституционного регулирования, в котором твердо установлены демократические принципы [38]. Защищая «двойную демократизацию» политической жизни, сторонники космополитической демократии стремятся вывести демократию за пределы государства, расширяя распространение демократии на публичную сферу между и помимо государств. В этом отношении транснациональная демократия и территориальная демократия рассматриваются как взаимно усиливающие, а не конфликтующие принципы политического правила. Космополитическая демократия в действительности требует «политического порядка в демократических объединениях, городах и нациях так же, как и в региональных и глобальных сетях» [38. P. 234].В центре этой модели находится принцип демократической автономии, а именно, «право на автономию в пределах ограничений, установленных обществом» [38. P. 156]. Это должно быть гарантировано требованиями космополитического демократического права, то есть закона, устанавливающего «. полномочия и ограничения, права и обязанности, которые превышают требования национального государства» [40. P. 70]. Соответственно, принцип демократической автономии зависит от «. истэблишмента международного сообщества демократических государств, который обязан поддерживать демократическое публичное право в пределах и помимо их собственных границ и создать космополитическое демократическое общество» [38. P. 229]. Это не предполагает требовательности ни в отношении мирового правительства, ни федеральной сверхдержавы, но скорее для учреждений «...глобальной и разделенной системы власти - системы разнообразных и совмещенных центров власти, сформированных и разграниченных согласно демократическому закону» [38. P. 234]. Космополитическая демократия включает в себя гетерархический консенсус, а не иерархию политической власти, как локальной, так и глобальной. Концептуально она находится между понятием «федерализм» и намного более свободным устройством, подразумеваемым понятием «конфедерализм» - что некоторые назвали бы Филадельфийской системой [18]. Ибо она требует «. подчинения региональных, национальных и местных «суверенитетов» всеохватывающей правовой структуре, но в пределах этой системы могут существовать самоуправляющиеся ассоциации на разнообразных уровнях» [38. P. 234]. Поэтому укрепление космополитической демократии влечет за собой процесс реконструкции существующей структуры глобального управления.Транснациональная демократия: теории и перспективы183Сущностью реализации данной демократической реконструкции, как утверждается, является требование, что демократические методы должны быть более всесторонне встроены «. в сообщества и гражданские ассоциации посредством разработки и укрепления демократии «извне» через сеть региональных и международных агентств и собраний» [38. P. 237]. Только через такие механизмы глобальные участки и транснациональные сети власти, которые теперь избегают эффективного национального демократического контроля, будут привлечены к ответу, устанавливая политические условия, реализующие демократическую автономию должным образом.Космополитическая демократия предъявляет огромные амбиции для реконфигурации структуры глобального управления и мирового порядка. Ее генеалогия эклектична, поскольку требует важной непрерывности в разнообразии традиций демократической мысли. Воодушевившись значительным влиянием современных теорий либеральной демократии, она также испытала влияние критической теории, теории демократии участия и гражданского республиканизма. Отличие от демократической межгосударственности (democratic intergovernmentalism) заключается в радикальной программе и скептицизме к примату государствоцентричных и процедурных понятий демократии. Принятие важной роли прогрессивных транснациональных социальных сил отличается от радикальной плюралистической демократии ее отношением к централизованности правовых норм и конституционализму как необходимых условий для учреждения более демократического мирового порядка. Но идея космополитической демократии не остается без критики.М. Сандел акцентирует внимание на этической сфере, указывающей понятиям космополитической демократии, что «. в наше время они недостаточны для самоуправления и как моральные идеалы, и как общественная философия» [67. P. 342]. Он оспаривает то, что в основе космополитизма лежит либеральная концепция прав человека, которая пренебрежительно относится к путям, благодаря которым люди, их интересы и ценности «встроены» в сообщества, членами которых они являются. Соответственно, демократия может процветать только при создании демократического сообщества с общей гражданской идентичностью. По мнению Л. Брауна, глобализация пока не создает ощущения универсальной связности, а порождает эквивалентное чувство, что сообщества основаны на разделенных ценностях и верованиях (Brown). И не может быть доказано, утверждают теоретики космополитической демократии, представляя убедительные доводы, что должны быть произведены этические и культурные ресурсы, необходимые для ее эффективной реализации. Также подвергается критике своего рода возвышение идущей на убыль попытки восстановления конституции глобального управления по более демократическим линиям, воспринимаемым как ключ к пониманию транснациональной демократии. Такая вера в новую конституцию глобального управления, однако, опускает врожденные напряженные отношения, которые существуют между демократическим импульсом и логикой конституционных ограничений того, что может сделать народ [68]. Дж. Томпсон указывает, что неясно, как в этой многослойной системе глобального управления, которой подведомствены конфликты между различными слоями политических полномочий, возможно урегулировать или защищаться демократическими средствами, не говоря уже о том, как ответственность в такой системе может быть более эффективной [75]. Это порождает важные проблемы согласия и законности. Поскольку Дж. Томпсон утверждает, что эта проблема является одной из «огромного множества» таких же проблем, то «никакое большинство не имеет исключительного и всеохватывающего права требовать демократической законности» [Там же]. Кроме того, он утверждает, что космополитическая демократия будет служить только усилению напряженности в отношениях между демократией и защитой индивидуальных прав, начиная с прав требования, и может преследоваться международными властями, стимулирующими легитимность, демократически санкционируемую местной политикой или решениями [Там же]. Наконец, Г. Пато-маки и К. Хатчингс предлагают, что в предположении общезначимости ценностей западных демократий проект космополитической демократии становится уязвимым перед обвинениями в легитимировании нового способа империализма [45. P. 177; 63].Совещательная (дискурсивная) демократия 1Единственная попытка, заслуживающая сочувствия, обращающаяся к части критики, присущей как космополитическому, так и радикальному демократическому проекту, может быть найдена в работах по вопросам совещательной демократии и в связанных с ней концепциях «стейкхолдинг» демократии [18, 23, 25, 75]. Вместо того чтобы предлагать новое конституционное урегулирование глобальной формы правления или создание альтернативных структур глобального управления, защитники совещательной демократии увлечены объяснением «возможностей демократизации управления действительно существующих в международной системе, а не в государственном управлении» [25. P. 120]. Сторонники концепции совещательной демократии интересуются дискурсивными источниками существующих систем глобального управления и ролью транснационального гражданского общества «в установлении совещательного демократического контроля над условиями политического дискурса и действиями управления в международной системе» [25. P. 138]. В действительности их интересуют принципы и необходимые условия создания подлинной транснациональной публичной сферы демократического дискурса. Эти принципы включают недоминирование, участие, общественное обсуждение, ответственное управление и право «участия всех» в публичных решениях, которые затрагивают их благосостояние или интересы [23, 64, 68. P. 64-65]. Дж. Драйзик утверждает, что реализация транснациональной демократии зависит от признания того, что «сущность демократической законности обнаруживается не в голосовании или представительстве... А скорее в обсуждении» [24].1 Дж. Драйзик различает совещательную и дискурсивную модели демократии. Последняя представляет собой более радикальную концепцию совещательной демократии, стремящуюся выйти за пределы своего происхождения в либеральной и критической теории. Однако для простоты понимания обе версии используются здесь взаимозаменяемо.Хотя защитники совещательной демократии не умаляют ценность либеральных достижений институциональной реформы глобального управления или космополитического требования демократической конституции для миро-Транснациональная демократия: теории и перспективы185вого порядка, оба эти видения рассматриваются сами по себе как недостаточные для основания транснациональной демократии. Вместо этого идеалы со-вещательства рассчитывают на создание «ассоциации, делами которой управляют члены общественного обсуждения» (цит. по: [68. P. 64]). Это влечет за собой, как утверждают ее защитники, культивирование транснациональных общественньгх сфер. Рациональное и информационное обсуждение среди всех затронутых, а не просто декларативных интересов в рассматриваемом вопросе, в конечном счете, связано с реализацией общественного блага. Этот вывод существенно отличается от того, что предлагает концепция либерально-плюралистической демократии, в которой достижение согласия среди выраженных интересов и предпочтений граждан или организованных интересов взято в качестве превалирующих в принятии общественных решений [23, 64, 68. P. 64]. Кроме того, общественные власти, как ожидается, объяснят свои поступки, то есть находящийся под влиянием должен иметь право оспорить такие действия, потому что управление расценивается как демократическое только «. до степени, когда люди индивидуально или все вместе наслаждаются постоянной возможностью оспорить то, что решит правительство» [64. P. 185]. Соответственно, совещательная демократия нуждается в информированных и активных гражданах, а также в энергичном поощрении тех прав и условий, которые необходимы для реализации их полномочий [64]. Если учесть значение принципа «участия всех», то критерии и процедуры включения в совещательный политический процесс становятся критическими.Центральным аргументом теории совещательной демократии является принцип «стейкхолдинг», означающий, что все находится под влиянием решений общественных властей, которые имеют право на голос в управлении делами [7, 19, 26, 69]. Поэтому в любом результате членство в релевантном совещательном обществе является зависящим от определенной конфигурации п

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Макгрю Энтони Университет Саутгемптона профессор Международных отношений tony@soton.ac.uk
Всего: 1

Ссылки

Zurn M. Democratic Governance beyond the Nation State? Bremen: Institute fur Interkulturelle und Internationale Studien: Universitat Bremen, 1998
Woods N. Good governance in International Organization // Global Governance. 1999. 5. P. 39-61.
Zolo D. Cosmopolis : Prospects for World Government. Cambridge: Polity Press, 1997.
Weiss T.G. and Gordenker L. Eds. NGO's. The UN, and Global Governance. London: Lynne Reiner, 1996.
Wolf K.D. The New Raison d'Etat as a Problem for Democracy in World Society // European Journal of International Relations. 1999. 5(3) P. 333-363.
Wapner P. Environmental Activism and World Civic Politics. New York: SUNY, 1996.
Walker R.B.J. International Relations and the Concept of the Political. International Relations Theory Today / K. Booth and S. Smith. Cambridge: Polity Press, 1995.
UNDP. Globalization with a Human Face - UN Human Development Report 1999. Oxford: UNDP/OUP, 1999.
Summers L. Statement to the International Monetary and Financial Committee // IMF. 2000.April 16
Thompson D. Democratic Theory and Global Society // The journal of Political Philosophy 1999. 7(2) P. 111-125.
UNCTAD, S.-G.o. The Least Developed Countries 1998 Report. Geneva, UN Conference on Trade and Development. 1998.
Walker R.B.J. On the Spatio-temporal Conditions of Democratic Practice // Alternatives. 1991. 16(2). P. 243-262.
Shell G.R. Trade Legalism and International Relations Theory: An Analysis of the WTO // Duke Law Journal. 1995. 44(5). P. 829-927.
Secretary General of the United Nations. Renewing the United Nations. New York: United Nations, 2000.
Shapiro I. Democracy's Edges: Introduction. Democracy's Edges / I. Shapiro. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
Saward M. The Terms of Democracy. Cambridge: Polity Press, 1998.
Saward M. A Crique of Held. Global Democracy: Key Debates / B. Holden. London: Routledge, 2000.
Scholte J.A. Globalization - a critical introduction. London: MacMillan, 2000.
Rosenau J. Along the Domestic-Foreign Frontier. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.
Sandel M. Democracy's Discontent. Harvard University Press, 1996.
O'Brien R. et al. Contesting Global Governance: Multilateral Economic Institutions and Global Social Movements. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
Potter D. et al. Eds. Democratization. Cambridge: Polity Press, 1997.
Petit P. Republicanism - A Theory of Freedom and Government. Oxford: Oxford University Press, 1997.
Patomaki H. Republican public sphere and the governance of globalizing political economy. Value Pluralism, Normative Theory and International Relations / M. Lensu and J.-S. Fritz. London: MacMillan, 2000. P. 160-195.
Mittleman J.H. The Globalization Syndrome. Princeton: Princeton University Press, 2000.
Mitrany D. A War-time Submission (1941). A Functional Theory of Politics. P. Taylor. London: LSE / Martin Robertson, 1975.
Mitrany D. A Working Peace System (1943). A functional Theory of Politics. P. Taylor. London: LSE / Martin Robertson, 1975.
Miliband R. The State in Capitalist Society. London: Routledge, 1973.
McGrew A. Sustainable globalization? Poverty and Development in the New Century / Еd. A. Thomas et al. Oxford: Oxford University Press, 2000.
McGrew A. The WTO :Technocracy or Banana Republic? Global Trade and Global Social Issues / Еd. A. Taylor and C. Thomas. London: Routledge, 1999.
McLennan G. Marxism, Pluralism and Beyond. Cambridge: Polity Press, 1989.
Long P. The Harvard School of Liberal International Theory: the Case for Closure // Millenium. 1995. 24(3). P. 489-505.
Mayall J. Democracy and International Society // International Affairs. 2000. 76(1). P. 61-75.
Matthews J.T. Power shift // Foreign Affairs. 1997. Jan. P. 50-66.
Laferriere E. and Stoett P.J. International Relations and Ecological Thought. London: Routledge, 1999.
Linklater A. The Transformation of Political Community. Cambridge: Polity Press, 1998.
Hutchings K. International Political Theory. London: Sage, 1999.
Jones R.J.B. The world turned upside down? Manchester: Manchester University Press, 2000.
Keane J. Civil Society: Old Images, New Visions. Cambridge: Polity Press, 1998.
Keohane R.O. International Institutions: Can Interdependence Work? // Foreign Policy. 1998. Spring. P. 82-96.
Kymlicka W. Citizenship in an era of globalization. Democracy's Edges / I. Shapiro and C. Hacker-Cordon. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
Hirst P. and Thompson G. Globalization in Question. Cambridge: Polity Press, 1999.
Hinsley F.H. Power and the Pursuit of Peace. Cambridge: Cambridge University Press, 1967.
Hirst P. Between the local and the global : Democracy in the Twenty First Century. Balancing Democracy / R. Axtmann. London: Routledge, 2000.
Held D., McGrew A. et al. Global Transformations: Politics, Economics and Culture. Cambridge: Polity Press, 1999.
Held D., McGrew A. et al. Global Transformations: Politics, Economics and Culture. Cambridge: Polity Press, 1999.
Held D. The changing contours of political community. Global Democracy: Key Debates / B. Holden. London: Routledge, 2000.
Held D. Democracy and Global Order. Cambridge: Polity Press, 1995.
Held D. Democracy, the Nation-state, and the global system. Political Theory Today / Held. Cambridge: Polity Press, 1991.
Greven M.T. Can the European Union finally become a democracy? Democracy beyond the State ? The European Dilemma and the Emerging Global Order / M.T. Greven and L.W. Pauly. Boston: Rowman and Littlefield, 2000. P. 35-63.
Gill S. Globalization, Market Civilization, and Disciplinary Neoliberalism // Millenium. 1995. 24(3). P. 399-424.
Governance C.o.G. Our Global Neighbourhood. Oxford: Oxford University Press, 1995.
Gorg C. and Hirsch J. Is international democracy possible? // Review of International Political Economy. 1998.
Falk R. Liberalism at the Global Level: The Last of the Independent Commissions? // Millenium. 1995. 24(3). P. 563-578.
General S. Renewing the United Nations. New York: United Nations, 2000.
Gill S. Economic globalization and the Internationalization of Authority: Limits and Contradictions // GeoForum. 1992. 23(3). P. 269-283.
Elazar D.J. Constitutionalizing Globalization. Boston: Rowman and Littlefield, 1998.
Elkins D.J. Beyond Sovereignty - Territory and Political Economy in the Twenty First Century. Toronto: University of Toronto Press, 1995.
Elmandrjra M. The Need for the Deglobalization of Globalization. Politics at the Edge. Pierson and S. Tormey. London: MacMillan, 2000. P. 29-40.
Dryzek J.S. Discursive Democracy. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
Dryzek J.S. Transnational democracy // The Journal of Political Philosophy. 1999. 7(1): P. 30-51.
Dryzek J.S. Deliberative Democracy and Beyond. Oxford: Oxford University Press, 2000.
Eckersley R. Deliberative Democracy, Ecological Representation and Risk: Towards a democracy of the affected. Mimeo, 2000.
Dryzek J. The Politics of the Earth. Oxford: Oxford University Press, 1997.
Doyle M. A liberal view: preserving and expanding the liberal pacific union. International Order and the Future of World Politics / J.A. Hall and T.V. Paul. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 41-66.
Deudney D. Global village sovereignty. The Greening of Sovereignty / K.T. Litfin. Boston: MIT Press, 1998. P. 299-325.
Devetak R. Incomplete states: theories and practices of statecraft. Boundaries in Question / J. MacMillan and A. Linklater. London: Frances Pinter, 1995. P. 19-39.
Deudney D. Binding sovereigns: authorities, structures, and geo-politics in Philadelphian systems. State Sovereignty as Social Construct / T.J. Biersteker and C. Weber. Cambridge, Cambridge University Press, 1996. P. 190-239.
Dahl R.A. Can international organizations be democratic? Democracy's Edges / I. Shapiro and C. Hacker-Cordon. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 19-36.
Cox R. Globalization, Multilateralism and Democracy. Approaches to World Order. R. Cox. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. P. 524-537.
Crawford J. Democracy in International Law. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.
Clark I. Globalization and International Relations Theory. Oxford: Oxford University Press, 1999.
Cochran M. Normative Theory in International Relations. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
Connolly W.E. Democracy and Territoriality // Millenium. 1991. 20(3). P. 463-484.
Castells M. End of the Millenium. Oxford: Blackwells, 1998.
Cheru F. The silent revolution and the weapons of the weak : transformation and innovation from below. Innovation and Transformation in International Studies / S. Gill and J. Mittleman. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.
Carr E.H. The Twenty Years Crisis 1919-1939. London: Papermac, 1981.
Burnheim J. Democracy, nation-states, and the world system. New Forms of Democracy. D. Held and C. Pollitt. London: Sage, 1986. P. 218-239.
Burnheim J. Power-trading and the environment // Environmental Politics. 1995. 4(4). P. 49-65.
Burbach R., Nunez O. et al. Globalization and its Discontents. London: Pluto Press, 1997.
Burnheim J. Is Democracy Possible? Cambridge: Cambridge University Press, 1985.
Boli J. and Thomas G.M. INGOs and the Orgnization of World Culture. Constructing World Culture / J. Boli and G.M. Thomas. Stanford: Stanford University Press, 1999.
Beetham D. and Lord C. Legitimacy and the European Union. London: Longman, 1998.
Boli J., Loya T.A. et al. National participation in world-polity organization. Constructing World Cultures / J. Boli and G.M. Thomas. Stanford: Stanford University Press, 1999.
Albert M. Complex governance and morality in world society // Global Society. 1999. 13(1). P. 77-93.
 ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ: ТЕОРИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ             | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2008. № 2 (3).

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ: ТЕОРИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2008. № 2 (3).

Полнотекстовая версия