МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: УЧЕБНЫЙ КУРС «ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2008. № 3 (4).

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: УЧЕБНЫЙ КУРС «ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Междисциплинарная стратегия и системный характер курса позволяют сформировать междисциплинарную оптику исследования и создать многоплановую картину гражданского общества и факторов его формирования.

INTERDISCIPLINARY IN POLITOLOGY EDUCATION: THE COURSE «PROBLEMS OF THE CIVIL SOCIETY IN MODERN RUSSIA» .pdf Учебный курс «Проблемы гражданского общества в современной России» [1] является инновационной дидактической единицей в качестве составной части дисциплинарного блока «Политические отношения и политические процессы в современной России», предусмотренного Госстандартом РФ по специальности «Политология». Предложенный курс носит междисциплинарный характер, который определяется, во-первых, сложностью самого объекта изучения, его многоаспектностью и противоречивостью, во-вторых, интегративностью знания, раскрывающего сущность данного объекта, в-третьих, комплексностью и многообразием используемых подходов и методов. Теоретических, методологических и эмпирических ресурсов какой-то одной дисциплины недостаточно для раскрытия сущности этого сложного явления и формирования о нем адекватных знаний у обучающихся. Таким образом междисциплинарный принцип, востребованный научным исследованием на всех его уровнях (методологическом, теоретическом, эмпирическом), с необходимостью интериоризируется в образовательную практику и приобретает характер сознательно избранной образовательной стратегии, проявляющейся в форме методологической установки. В данном случае политологическое образование не является исключением и отражает общую междисциплинарную стратегию открытой науки и образования [2].Ускорение динамики процессов интеграции и дифференциации научного знания в постнеклассическую эпоху, размывание предметных границ, вызванное усложнением объектов, приводит, с одной стороны, к мульти-дисциплинарности, а с другой - к междисциплинарному синтезу, который из локального превращается в глобальный, пронизывая все научное знание, определяя его природу и методологию исследования [3].В этом контексте возникают междисциплинарная онтология, гносеология и эпистемология. Междисциплинарность приобретает как вертикальный, так и горизонтальный характер, соединяя различные уровни и виды науки (фундаментальные и прикладные; естественные, социогуманитар-ные, технические). Она разрушает жесткую биполярную систему научного знания (науки о духе / науки о природе).Можно выделить первичные и вторичные, внешние и внутренние, устойчивые и ситуативные, структурные и тотальные, стихийные и целенаправленные формы междисциплинарности. Первичная форма связана с формированием новых устойчивых направлений и дисциплин, таких, например, как политическая психология, политическая история, политическая география и т.п., образующих веер политических наук, а вторичная - с возникновением уже на базе этой междисциплинарной онтологии междисциплинарных комплексов, которые в дальнейшем в свою очередь могут привести к появлению новых субдисциплин. В результате появляется иерархия междисциплинарных связей, состоящая из различных «поколений». Междисципли-нарность может проявляться на двух уровнях: внутри одного дисциплинарного блока, между смежными науками (например, внутри политических или социогуманитарных наук), или между отдельными дисциплинарными блоками (между политологией и географией, социологией и математикой). Кроме того, междисциплинарный синтез может осуществляться как на «ничейной» территории, когда все дисциплины принимают участие в нем на паритетных началах, объединившись вокруг решения проблемы, так и на базе какой-то одной дисциплины, осуществляющей селекцию категориально-понятийного аппарата, а также методов и подходов.Эффективность междисциплинарного подхода зависит от степени крити-ко-рефлексивной проработки данной методологической ситуации, выбора наиболее адекватных форм и способов междисциплинарного синтеза. Часто структурные формы, связанные, например, с дрейфом отдельных понятий и методов, бывают достаточно конструктивны. Междисциплинарность помогает преодолеть кризисные ситуации, возникающие в каких-то закрытых науках. Так, например, для развития политологии очень важное значение имело преодоление господства институционального подхода с помощью налаживания междисциплинарных контактов с культурологией, психологией, лингвистикой, феноменологией.Рассматриваемый учебный курс комплексно охватывает различные аспекты проблем гражданского общества в России: социально-философские, социально-исторические, социально-экономические, социокультурные, социально-психологические, аксиологические и собственно политические. В результате через проблематику гражданского общества формируется междисциплинарное пространство, и систематизируются знания студентов по многим дисциплинам как сугубо политологического, так и социогуманитар-ного порядка в целом: истории философии, истории политических учений, политической философии, политической культуре, сравнительной политологии, политической психологии, политической социологии, политическим системам, политическим отношениям и политическим процессам в современной России. Конструктивным является обобщение широкого спектра литературы, так или иначе касающейся проблем гражданского общества не только по политологии, но и по философии, истории, социологии, правоведению. Системный характер курса отвечает потребностям комплексного, междисциплинарного подхода в образовании.Курс опирается на классические и современные концепции гражданского общества, базируется на новейших концепциях демократии, гражданской культуры, правового государства, политических процессов, теории коммуникации и самоорганизации. На этой основе дается целостный анализ современного российского общества и оценивается его индекс гражданственности. В результате категориально-понятийный аппарат является открытым и отражает междисциплинарную специфику. Основные понятия курса рассматриваются и используются в различных аспектах: от социально-философского до конкретно-исторического. Логика построения курса восходит от рассмотрения вопросов фундаментального порядка к анализу российской специфики; фундаментальная составляющая коррелируется с конкретно-историческим и даже прикладным характером его основных вопросов. Каждой теме курса соответствуют определенные научные и дидактические методы. Кроме общенаучных (логико-аналитического, структурно-функционального и системно-синергетического) подходов, используются и конкретно-научные (исторический, соцщокультурный, политико-психологический, цивилизацион-ный, социологический). Компаративистская и междисциплинарная направленность курса развивает у студентов навыки системного и сравнительного анализа политических явлений и процессов в их динамике и сложности, а также формирует междисциплинарную оптику исследования и междисциплинарное мышление.

Ключевые слова

civil society , political science , interdisciplinary strategy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Буковская Наталья Васильевна Томский государственный университет кандидат философских наук, доцент кафедры политологии философского факультета nvsi@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Буковская Н.В. Проблемы гражданского общества в современной России: Учеб. пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. 186 с.
Буковская Н.В. Междисциплинарная стратегия открытого образования // Университетское социально-экономическое образование: связь с наукой и новые методики преподавания: Матер. науч.-практ. конф. Томск: Том. гос. ун-т, 2004. C. 51-54.
Буковская Н.В. Междисциплинарная коммуникация социогуманитарного знания: эвристика процесса и метода // Социальное знание в поисках идентичности. Томск: Водолей, 1999. C. 30-34.
 МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: УЧЕБНЫЙ КУРС «ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»             | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2008. № 3 (4).

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: УЧЕБНЫЙ КУРС «ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2008. № 3 (4).

Полнотекстовая версия