INTERDISCIPLINARITY IN PREPARATION OF EXPERTS AT FACULTY OF ECONOMY AND MANAGEMENT OF THE SIBERIAN BRANCH OF THE INTERNA.pdf Эпоха глобализации весьма зримо воздействует на высшее образование во всех странах мира, и в этом отношении Россия отнюдь не является исключением. Речь идет не только и не столько о самоочевидных последствиях процессов глобализации, сколько об изменении самой парадигмы университетского образования, о возникновении в высшей школе новых образцов, норм, ориентиров и мотиваций. Изменения базовых парадигм восприятия мира, связанные с процессами глобализации (перманентность изменений, нестабильность, сокращение географических пространств, новые типы взаимодействия локальных и глобальных практик, возникновение горизонтальных сетевых структур, виртуализация реальности, гибридизация культурных феноменов и др.), привели к формированию концепции знания, существенно отличной от предшествующей. Можно говорить о формировании нового «идеального типа» (в смысле Вебера) университетского образования, преобразующего университетскую структуру и превращающего университет в нечто иное по сравнению с его классической формой. Если прежде знание, наука опирались на просветительскую картину мира и рассматривались в плане абсолютной ценности, то отныне возобладало понятие «полезного знания» (useful knowledge), сфокусированного лишь на экономически выгодный результат.Это ведет к «перенастройке» системы университетского образования, изменяет образ ученых (равно как и преподавателей), как людей, приобщенных к недоступным истинам, превращает их в группу экспертов - субъектов рыночных отношений. Современный университет - не храм науки, a market place в самом широком смысле этого понятия. Вступление университетов в эпоху глобализации способствовало возникновению разнообразных виртуальных форм знания и образования, противостоящих фундаментальности в традиционном смысле этого слова. Доминирование хорошо обоснованных теорий исчезает, уступая место искусственно гибридизируемым форматам практических навыков и технологий с ограниченной зоной социальной ответственности. Подобные гибриды - яркие по форме, привлекательные, хорошо упакованные - легко разрушаются, распадаются на составные части, но зато столь же быстро возникают в новой конфигурации. На фоне этогоМеждисциплинарность в подготовке специалистов на факультете экономики и управления 81фундаментальные знания вытесняются на периферию, приобретают, если угодно, эзотерический характер, представляя интерес для немногих и. соответственно, обслуживая их интересы.Multidisciplinary и Interdisciplinary - вот два самых популярных понятия, циркулирующих в западных университетах. Они означают, что практически ни один традиционный предмет преподавания, традиционная специальность или область знания в чистом виде больше не устраивают. Постоянно и в большом числе требуются новые составные образовательные продукты, гибриды, ориентированные на необычность, неповторимость, уникальность, раскрывающие свои новые потребительские качества на рынке профессий. На поиски новых комбинаций и междисциплинарного синтеза направлены усилия современных вузов. Характерно, что перспективные работодатели более не нуждаются в выпускниках университетов, обладающих фундаментальным знанием. Сегодня востребованы умение динамичного перенастраивания на различные программы, владение базовыми умениями, обладание общим уровнем культуры.Скажем, мало кого устраивает традиционная фундаментальная экономика. Она не собирает необходимого числа специализирующихся студентов. Весьма ограничены и возможности применения чисто экономического знания по окончании вуза. Факультет экономики и управления Сибирского филиала Международного института в городе Новокузнецке Кемеровской области (СФ МИЭП) уже не может конкурировать с другими факультетами по числу привлеченных студентов и объемам внешнего внебюджетного финансирования. Поэтому в вузе традиционная факультетская структура нашла свое спасение в принципе междисциплинарности при построении учебных планов по четырем специальностям: «Финансы и кредит», «Бухучет, анализ и аудит», «Менеджмент организации», «Маркетинг». Многие дисциплины Государственного образовательного стандарта вышеуказанных экономических специальностей отныне соединяются в конкретном учебном плане одной специальности с последующим присуждением экономической квалификации экономиста, менеджера, маркетолога.В образовательных стандартах этих экономических специальностей включена такая мультидисциплина, как «Психология и педагогика». Это обусловлено тем, что одной из важнейших составляющих современного обучения является развитие лидерского потенциала личности. Время требует не только высококвалифицированных специалистов, но и самореализованных личностей, с лидерской направленностью, способных в быстроменяющемся мире оперативно принимать решения. Лидерство предполагает достижение успеха как жизненной стратегии, которая воплощается в действиях, обеспечивающих эффективность вложений. Стратегия лидера, в свою очередь, делится на две составляющие: экзистенциональную и профессиональную. И задача учебной мультидисциплины «Психология и педагогика» - выработка экзистенциальной стратегии лидера. Параллельно студент овладевает конкретными инструментами менеджмента, а также пластом знаний, без которых он не сможет состояться как профессионал.Психолого-педагогические программы в нашем вузе начинаются с установочного тренинга, цели которого - наладить коммуникацию в группе, ос-О.А. Затепякин, Н.И. Влах82 воить понятие личной эффективности и активности, попробовать себя в групповом взаимодействии. Установочный тренинг призван создать готовность студентов ответственно работать, реализовывать собственные задачи и потребности, эффективно взаимодействовать, видеть рядом личностную уникальность и неповторимость другого, вносить свой вклад в общее обогащение. Мы исходим из того, что лидерство - не формальная функция, а обеспечение полноценности жизни. Институт формирует свои услуги, стремясь дать ответ на все потребности современного преуспевающего человека: потребность в экономических знаниях, в инструментах управления, в понимании психологии коллектива, диагностике и развитии потенциала молодых сотрудников, в самопознании, в высоком качестве жизни, в самовосстановлении и саморазвитии, здоровом образе жизни, в плодотворных личных и социальных коммуникациях, в инструментах создания своей dream-team. Поэтому обучение в нашем институте построено по принципу целостной системы, призванной привести к гармонии все аспекты деятельности лидера.В этом контексте учебная дисциплина «Психология и педагогика» органично входит в образовательную среду, которую организуют межпредметные связи, и играет в ней особую, развивающую роль. Общая задача психологии и педагогики - показать будущему специалисту его сильные и слабые стороны, помочь раскрыть ресурсы личности, научить адекватной коммуникации путем расширения коммуникативного репертуара личности. Дисциплина «Психология и педагогика» помогает студентам овладеть методиками работы с подчиненными, учитывать их личностные характерологические особенности, включать в процесс управления воспитывающие моменты.Междисциплинарность становится принципом профессиональной подготовки по вышеуказанным специальностям. Так, специальности «Экономика труда» и «Социология труда» трансформировались в общую мультидисцип-лину «Экономика и социология труда», которая призвана обеспечить универсальную - личностную и профессиональную - подготовку. Межпредметные связи помогают уйти от предметцентрического подхода, от разделения главных и второстепенных предметов.Не исключается, что в скорой перспективе специалитет как самостоятельный образовательный уровень начнет отмирать, уступая место динамичным междисциплинарным профессиональным программам на базе бакалавриата, открывающимся и закрывающимся в соответствии с запросами внешнего рынка и опирающимся на подвижный состав преподавателей, привлекаемых на договорной основе. Это требует и нового типа преподавателя - специалиста в нескольких смежных областях знания, умеющего легко перенастраивать преподавание. В практике СФ МИЭП каждый преподаватель ведет от шести до двенадцати учебных дисциплин. Все они востребованы на рынке труда.Для нас представляет интерес новый в российской педагогической практике вид методического пособия - «проблемно-тематический курс» (ПТК). Он организует исследовательскую работу студента (являющуюся сердцевиной учебного процесса СФ МИЭП) и дает возможность преподавателю направлять ее в русло самостоятельного творческого осмысления учебного плана. ПТК включает в себя, во-первых, практические задания, развивающие логическое мышление у обучающегося, во-вторых, поисковые задания, обучающие студентов работать с большими информационными массивами, и, в-третьих, проблемные задания, поставленные так, чтобы пригласить студента к их самостоятельному осмыслению на основе изучения рекомендуемой литературы. Сформулированная проблематика, как правило, не имеет однозначного ответа и предлагает студенту разработать свое понимание этих проблем с учетом поставленных вопросов или рассуждений и обосновать свою точку зрения. ПТК представляет собой единое целостное оригинальное методическое пособие, в структуре которого предлагается раздел «Литература», состоящий из трех подразделов - «Нормативно-правовая литература», «Основная литература» и «Дополнительная литература». В последнем подразделе предлагается литература по смежным дисциплинам, где исследуемая проблематика рассматривается в отличных от предмета изучаемой дисциплины ракурсах, что позволяет студенту, используя междисциплинарный подход, решить неоднозначно поставленную проблему.Рассмотренный опыт преподавания экономических дисциплин не требуют оценки по принципу «хорошо - плохо», «нравится - не нравится». Он диктуется практикой современной системы высшего образования.
Затепякин Олег Аркадьевич | Сибирский филиал Международного института экономики и права | кандидат педагогических наук, доцент факультета экономики и управления | |
Влах Надежда Ивановна | Сибирский филиал Международного института экономики и права | кандидат медицинских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин | |