POSSIBILITY OF THE ARTISTIC FORMATION IN CONTEXT COM-PETENSHION APPROACH .pdf Современные представления об эффективности педагогической деятельности связаны с переоценкой результативности образования. Целью образования становится не заранее определенный набор «знаний, умений и навыков», а сам человек в совокупности его развивающихся потребностей. Качество образования определяется тем, насколько оно ориентировано на актуализацию и развитие личностно-образовательных потребностей и способностей в разных областях деятельности и культуры. Задача качественного образования - поиск способов максимального развития и усложнения индивидуальных образовательных потребностей. Если деятельность не основана на собственной потребности, собственном желании личности, она оказывается функционированием в рамках чужой деятельности. Решить поставленную задачу можно при создании условий для образовательного диалога личности, находящей себя на пересечении разных культур.Современный кризис просветительской парадигмы в образовании обусловлен несколькими причинами. Во-первых, при современных темпах информационного обновления знаниевое обучение «вечным истинам» становится недостаточным без умения обновлять культурный опыт. Во-вторых, при наличии современных способов хранения информации образованию необходимо отказаться от ориентации на усвоение истин «про запас», а обучать способам их получения. В-третьих, приоритет самостоятельности и субъектности индивида требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать личностный потенциал.В отличие от знаниевого компетентностный подход становится приоритетным в силу его связи с междисциплинарностью образования. Именно междисциплинарность способствует тому, чтобы информационной сумме профессиональных знаний предпочитать умение видеть свою профессиональную деятельность в разносторонней связи с различными сферами культуры и разрешать проблемы на основе гибкого мышления. Модель выпускника - это совокупность компетенций, относящихся к различным сторонам развития личности. Компетентность предполагает овладение на основе развитой мотивации определенным кругом знаний, освоение способов деятельности, нали-чие опыта и способностей к творчеству в сфере рассматриваемой компетенции. Сторонники компетентностного подхода определяют компетентность как способ существования знаний и умений, образованности, соответствующей личностной самореализации, нахождению собственного места в мире. Компетентностное образование обеспечивает максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.В контексте компетентностного подхода выделяют ключевые компетенции, которые и квалифицируют этот способ образования как междисциплинарный, поскольку представляют содержание образования не только в его конкретной предметности, но включают в себя и надпредметные знания, к которым относятся: владение языком культуры (общекультурная компетенция), готовность и способность понимать других, строить общение адекватно ситуации (коммуникативность); усвоение норм и способов социального взаимодействия и трудовой деятельности (социально-трудовая); компетенция в сфере личного самоопределения (опыт самопознания, ценности).Что касается художественного образования, то в этой области ключевые компетенции формируются под влиянием семьи, общеобразовательной и художественной школы и пр. Преподавание ориентируется на то, чтобы формировать содержательные компетенции в процессе изучения учебных предметов, в частности композиции, или цветоведения. Они прописываются в программе в разделе «Ожидаемые результаты». Для учреждений художественного образования понятие «выпускник» корректируется целевым предназначением деятельности - развивать мотивы личности к познанию и творчеству, обеспечивать необходимые условия для личностного развития. Проблема определения понятия «выпускник» не сводится к объему усвоенных знаний, умений и навыков, а включает опыт творческой деятельности. Образовательная область «Искусство» незаменима для развития каждого ребенка как цельного и творческого человека. Другие учебные предметы развивают почти исключительно рациональную сторону психики ребенка, его способность решать познавательные задачи. И только искусство может развивать чувства детей: душевную чуткость, эмоциональную отзывчивость, нравственную, ценностную сферы. Холодный интеллектуал с неразвитой эмоциональностью - явление чрезвычайно опасное.Современные психолого-педагогические исследования в разработке стандартов школьного образования исходят из культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С. Выготского и рассматривают образование как институт социализации личности. В контексте культурно-исторического системно-деятельностного подхода выделяются, во-первых, основные задачи образования как института социализации, во-вторых, набор ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского общества. К числу основных задач образования как института социализации относятся: приобщение к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры; овладение универсальными способами принятия решений в различных жизненных ситуациях; уменьшение вероятности рисков, социальной дезадаптации и нарушения здоровья подрастающего поколения.Возможности художественного образования в контексте компетентностного подхода103К ценностным нормативным характеристикам личности, которые проектируются в системе образования, можно отнести: формирование гражданской идентичности, осознание себя гражданином российского общества, понимание и уважение ценностей иных культур, осознание своей сопричастности к судьбам человечества; активное содействие развитию миролюбия, готовность сотрудничать, вести диалог, способствующий укреплению толерантности и духовного единства, критичность и самостоятельность мышления, переживание подлинности своего Я.Размышления В.В. Давыдова, создателя теории развивающего обучения, актуальны для понимания роли и значения художественного образования. Автор определяет критерии личности через наличие творческих возможностей, называет те психологические черты, которые характеризуют личностный уровень индивида. Основной чертой он называет потребность индивида в активном созидании, когда именно эта личностная характеристика подчиняет себе другие потребительские предпочтения.Идея всестороннего развития личности сегодня особенно актуальна. Актуален в этом отношении и междисциплинарный подход. Незаменимыми возможностями для развития личности обладает художественное образование, специфика которого состоит в том, что оно тесно связано с художественной культурой народа и способствует формированию и развитию не только личностного интеллекта, но и целостной структуры личности, её духовности, творческой индивидуальности и эмоционального богатства.Концепция определяет содержание и основные принципы художественного образования: формирование профессиональных и личностных компе-тентностей (культурно-исторической, художественно-практической), художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов; формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития личности; формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями искусства и навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия её в качестве неотъемлемой части жизни.Таким образом, художественное образование, универсальный язык культуры способствуют формированию междисциплинарной, общекультурной компетентности личности, успешности ее социализации и воспитания российского самосознания.Междисциплинарность преподавания расширяет возможности личностной самоактуализации. Самоактуализация, в свою очередь, выражает интеллектуальную, эмоциональную и волевую готовность человека реализовать свои возможности наиболее полно в соответствии со своими способностями. В педагогике жизненная самореализация может быть рассмотрена в качестве цели образования при условии, если человек осознанно и глубоко верит в эту жизненную цель, верит в свое индивидуально неповторимое предназначение, видит в нем высший смысл жизни; осознает свои способности, интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими; ощущает себя частью природы, человеческого сообщества, обладает знаниями, умениями, навыками и творческими способностями, позволяющими ему наиболее полно реализовать себя в профессиональной деятельности и общественных отношениях; способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям.Вторая и важнейшая возможность художественного образования -приобретение опыта творческой деятельности. К условиям успешности творчества обучающихся педагогические исследования выделяют: преимущественную ориентацию педагога на субъектный опыт ученика; непременное использование рефлексивных процедур; учет индивидуальных особенностей при дифференцировании педагогических воздействий и т.д. Роль образовательного учреждения в освоении детьми ценностей культуры определяется культурой отношений, которая в решающей мере зависит от личности учителя. Профессионализм учителя в художественном образовании имеет особенности, которые обусловлены предметом, в данном случае - искусством. Для преподавателя искусства особенно важно неравнодушное отношение к своему делу. Он должен иметь успешный опыт самостоятельной творческой деятельности. Взаимодействие, взаимоотношения педагога и ученика в системе художественного образования можно квалифицировать как со-творчество. Результаты проведенного нами исследования убедительно свидетельствуют о наибольшей значимости, с точки зрения преподавателей изобразительного искусства, показателей, характеризующих гуманные качества личности. Из сорока пяти показателей два, по-разному сформулированные, но по сути аналогичные, при суммарной оценке всех педагогов-участников опроса набрали одинаковое количество баллов и вышли на первое место: гуманные качества личности (тактичность, терпимость, уважительное отношение к воспитанникам) и наличие педагогического такта, соблюдение меры в общении с детьми, в требованиях к ним. Данный факт свидетельствует о том, что преобладающее внимание к гуманным качествам личности проявляют педагоги дополнительного образования. Именно наличие гуманистической позиции педагога оказывает влияние на один из значимых показателей эффективности работы педагога дополнительного образования - сохранность контингента.Таким образом, художественное образование обладает богатыми возможностями для реализации целей образования в контексте современного междисциплинарного компетентностного подхода. В процессе освоения художественного образования происходит не только формирование специальных (или предметных, содержательных) компетенций, но и становление ключевых компетенций.
Долгих Надежда Николаевна | Томский государственный университет | кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства | |