INTERDISCIPLINARY APPROACH IN THE PROFESSIONALLY MAKING SUPPORT OF «YOUNG PEOPLE ORGANIZATIONAL MANAGEMENT» SPECIALTY ST.pdf В последнее время в образовании распространенным стал метод сопровождения, который определяется как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора (Е.И. Казакова, Т.М. Калинина). Чем же вызвана актуальность данного метода? Прежде всего, вызовами времени и новым качеством социальности. В современной литературе высказывается мнение о том, что «современная социокультурная реальность - динамичная, неустойчивая в своих калейдоскопически меняющихся коммуникативных конфигурациях... передается во все социальные практики, в практику университетского образования, в том числе меняя его фундаментальное и гуманитарно настроенное содержание» [1. С. 20]. Фундаментальность современного университетского знания понимается как «коммуникативная рациональность», ориентирующая на междисциплинарность научного знания, существующего «как сцепление и переплетение научных дисциплин», и «вызывает новую - коммуникативную - дидактику, формирующую коммуникативное (фасетное) зрение» [1. С. 22]. Возникновение теории и практики сопровождения также обусловлено и новым антропологическим видением: выделением в качестве значимого понятия понятия саморазвития, трактуемого как фундаментальная способность субъекта становиться и быть подлинным субъектом своего образования, своей собственной жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Новое антропологическое видение характеризуется приданием серьёзного значения формированию умения самостоятельного самоопределения субъекта, его социальной активности. Таким образом, позиция сопровождающего необходима в условиях междисциплинарности, коммуникативности научного знания для обострения «фасетного» [1. С. 22] зрения, определения контекстуальных смыслов, осуществлении выбора, то есть организации процесса автокоммуникации.Сопровождение образовательного процесса в литературе рассматривается в нескольких контекстах: как открытое общение (И.Д. Фрумин, В.И. Слободчиков); как включение обучающегося в реальные отношения с окружающим миром (Н.И. Монахова, В.В. Лебединского, К.Д. Радина); как особая сфера деятельности по приобщению личности к социальным инравственным ценностям (А.В. Мудрик); как направление деятельности педагога в самоопределении молодежи и как создание условий для продуктивного решения развития личности (П.А. Эльканов, С.Н. Чистяков); наконец, как «целостный комплекс», предполагающий модель поддержки, модель психолого-педагогического обеспечения (Г. Бардиер, И. Розман, Т. Чередникова).На факультете психологии Томского госуниверситета была разработана и апробирована модель образовательного сопровождения личностных стратегий профессионального становления студентов специальности «организация работы с молодежью». Во-первых, это вызвано тем, что специальность является новой не только на факультете, но и в системе высшего образования в целом: ни один российский вуз еще не сделал выпуска студентов по данной специальности. Поэтому у студентов нет пока четкого представления о будущем рынке труда и его требованиях к специалистам по работе с молодежью. Во-вторых, это первый курс очно-заочной формы обучения со всеми проблемами студенческой адаптации. Таким образом, процесс сопровождения был направлен на оптимальную адаптацию и успешное личностное включение студентов в профессионально-образовательное пространство университета. Годичный цикл сопровождения был условно разбит на три модуля в соответствии с тремя сессиями студентов очно-заочной формы обучения.Цель первого модуля - оформление студентом индивидуального образовательного заказа. Достижение цели осуществляется через погружение в будущую специальность. Началось оно с курса «Введение в специальность», в рамках которого было организовано посещение потенциальных рабочих мест в организациях разного типа. Студенты познакомились со спецификой работы с молодежью в ОАО «Томсктрансгаз», в общественной организации «Сибирь СПИД-помощь», в Молодежном парламенте, областной и городской администрациях, Государственной думе Томской области. После посещения была организована групповая и индивидуальная рефлексия в форме обсуждения на семинаре эссе каждого студента, написанного после посещения.Параллельно читался раздел курса «Введение в специальность», где был представлен весь пакет федеральных и региональных нормативных документов по молодежной политике. Такое «начало» позволило увидеть студентам практику и теорию, тактику и стратегию работы с молодежью, места востребованности их как специалистов, специфику работы с разными молодежными целевыми группами.Завершился процесс погружения деловой игрой1, цель которой - сформировать образовательный заказ студентов через проявление их образовательных установок и представлений. В процессе групповой работы студентами был создан «Портрет специалиста по работе с молодежью», методом рейтингового голосования определены его 24 профессиональные компетенции. На основе данного рейтинга каждым участником игры в соответствии с уровнем владения компетенциями была составлена индивидуальная образовательная карта специалиста по работе с молодежью. Эта карта и становится началом индивидуальной образовательной стратегии студента, которая будет корректироваться на протяжении всего времени обучения в университете. Первый модуль заканчивается индивидуальными образовательными консультациями куратора/менеджера специальности, которые направлены на конкретизацию индивидуального образовательного заказа, своеобразную привязку его к образовательному пространству университета и ресурсам местного сообщества.Цель второго модуля - выполнение своего индивидуального образовательного заказа, реализация, осуществление, апробация составных элементов своей индивидуальной образовательной стратегии. Содержание сопровождения в данном модуле направлено на организацию оптимальных каналов, успешных встреч студентов со своим профессиональным и личностным будущим путем осуществления ими социальных действий и профессиональных проб. Студенты самостоятельно включаются в организацию реального социального действия, направленного на решение конкретной социальной проблемы (общественные акции, добровольчество), в организацию реальных социально-профессиональных проб, которые дают возможность попробовать себя в профессиональном качестве во время учебы в вузе (студенческие профессиональные сообщества и объединения). Социально-профессиональные пробы и социальные действия осуществляются методом социального проектирования, которое составляет основное содержание индивидуальных образовательных стратегий студентов. Так, например, студенты по специальности «организация работы с молодежью» (ОРМ) участвовали в организации Студенческого форума, диагностической игры для первоклассников томских детских домов в рамках программы «Одаренные дети» фонда «Виктория», деятельности студенческого Агентства поддержки молодой семьи ТГУ.1 Разработчик сценария деловой игры для менеджеров - Г.Н. Прозументова. Используемый сценарий был адаптирован к специальности «организация работы с молодежью».Параллельно пробной деятельности студенты в рамках научно-исследовательского практикума знакомятся с научно-исследовательскими жанрами, овладевают исследовательскими умениями и навыками проектирования, выбирают тему курсового исследования, работают с научными руководителями. Результатом второго модуля является осуществление пробно-поисковой деятельности, которая характеризуется инициативной коммуникацией на основе собственной активности, является эффективным средством попадания студента в образовательную реальность [2, 3].Цель третьего модуля - оформление и предъявление результатов: курсовых исследований, проектов (индивидуальных и групповых), профессиональных и социальных проб. Подавляющее большинство курсовых исследований были выполнены на практическом материале в процессе осуществления профессиональных и социальных проб и имели прикладное значение, то есть были использованы в реальной социальной и профессиональной деятельности. Защита курсовых проектов была публичной и представляла большой интерес как в содержательном, так и в методическом плане. Кроме того, студенты работали над групповым социально-профессиональным проектом - сбор материалов и подготовка сборника об общественных студенческих организациях Томского госуниверситета «Социально-активный университет». Результаты исследовательской и практической работы представлялись на семинарах, конференциях, форумах (Молодежный карьерный форум, XII Всероссийская тьюторская конференция, Учсиб 2008, Студенческий форум). Оформляется и публично предъявляется портфолио каждым студентом и портфолио группы со всеми социально значимыми и признанными проектами, достижениями, поощрениями и планами на будущий год.Все три модуля сопровождались тренинговыми занятиями (тренинг знакомства, тренинг самопознания), о также групповым и индивидуальным ко-учингом. Коучинг - это определенный вид сопровождения, которое помогает студентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Коуч предполагает, что у «ученика» уже есть все, что нужно для решения задачи, но он это пока по каким-то причинам не использует. Соответственно, задача коуча - помочь человеку «раскопать» в себе те ресурсы, которые нужны ему в данный момент, и начать применять их на практике. Посредством процесса коучинга студент может углубить свои знания, улучшить свой коэффициент полезного действия и повысить качество жизни.И вновь модуль первый с целью корректировки образовательного заказа и индивидуальной образовательной стратегии. В начале следующего учебного года проводится деловая игра «Корректировка образовательного заказа и индивидуальных карт образовательного профиля специалиста». После этого сразу осуществляются индивидуальные образовательные консультации, где уточняются/изменяются темы курсовых исследований, выбираются места для психолого-педагогической практики, определяются курсы по выбору. Как отметили сами студенты, благодаря процессу сопровождения у них конкретизировались представления о специальности «организация работы с молодежью», усилилась мотивация на будущую профессию и внутренняя образовательная мотивация. Следует зафиксировать еще раз, что речь идет о студентах-первокурсниках, в большинстве своем вчерашних школьниках, причем очно-заочной формы обучения.Кстати, активная позиция, которую заняли студенты ОРМ в университете, создала такой положительный имидж, что на данную специальность пожелали перевестись студенты с других факультетов и даже с дневной формы обучения.Итак, разработана и апробирована модель сопровождения в образовании, включающая педагогический, психологический и социальный компонент. Такая модель является своеобразной междисциплинарной надстройкой над содержанием учебных курсов и дисциплин, которая реализовывается через технологии сопровождения личностного и профессионального становления студентов в учебном процессе вуза. При этом сопровождение дает возможность студенту не только воспринимать знание как междисциплинарное, но и конструировать его контекстуально в процессе коммуникации и автокоммуникации в образовательном пространстве.
Сырямкина Екатерина Гавриловна | Томский государственный университет | кандидат философских наук, доцент факультета психологии | seg@post.tomica.ru |
Петрова Г.И. Ностальгия по классике университета: возможность оправдания и реальность перспективы // Классический университет в неклассическое время: Труды Том. гос. унта. Т. 269. Сер. культурологическая. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. С. 20-23.
Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.thetutor.ru/pro/articles02.html>
Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук: Материалы для сравнительного анализа. М., 1995.