Социально-экономические аспекты повышения конкурентоспособностина предприятиях пищевой промышленности (на примере молочной промышленностиСаратовской области)
Конкурентоспособность промышленных предприятий играет важнейшую роль в условиях современной экономики. При этом понятие «конкурентоспособность» является комплексным и охватывает широкий круг производственных, экономических, финансовых и социальных показателей. Проблемам конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности и выявлению ключевых аспектов и путей ее повышения в ближайшей перспективе и посвящена данная статья.
The Social-Economic Points to Increase the Competitiveness of the Food IndustryEnterprises (the Example of the Dairy Ind.pdf Говоря о ключевых факторах конкурентоспособности предприятий пи-щевой промышленности, вначале необходимо остановиться на теоретическомаспекте понятия «конкуренция». Под конкуренцией в рыночной экономикепонимается совокупность экономических, организационных и социальныхпроцессов, с помощью которых предприятия стремятся повысить эффектив-ность и стабилизировать свое положение на рынке. В некотором смысле кон-куренция напоминает хаотичное броуновское движение, в котором в ролимолекул выступают сами предприятия, и является движущей силой динамич-но развивающейся рыночной системы, проявлением «невидимой руки», окоторой писал А. Смит. Конкурентоспособность - это способность отдельно-го предприятия выдержать конкурентную борьбу на рынках товаров и услуг саналогичными предприятиями, выпускающими аналогичную продукцию.Уровень конкурентоспособности предприятия и продукции является агреги-рованным показателем и определяется многими экономическими факторами,такими как издержки, прибыль, рентабельность отдельных видов продукции,формы и методы товародвижения, сроки поставки, престиж торговой марки,эффективность рекламы и ряд других. Конкурентоспособность продукции ипредприятия непосредственно влияют на конкурентоспособность отдельныхрегионов и государства в целом, однако, учитывая слишком широкий спектрвопросов в объекте исследования, считаем необходимым сделать акцент наизучении процессов на региональном уровне.Кратко рассмотрим особенности конкуренции в пищевой промышленно-сти. На наш взгляд, уникальный характер самой отрасли способствует разви-тию различных форм и методов конкурентной борьбы между предприятиями.На развитие конкуренции между предприятиями пищевой промышленности внаибольшей степени оказывают влияние следующие факторы:∗ Работа выполнена при финансовой поддержке АНО ИНОЦентр, грант К013-4-01/2005.В.В. Гусев1541) массовость и разнообразие выпускаемых продуктов питания;2) целесообразность 1 Tf3размещения производства большинства продуктовпитания
Ключевые слова
конкурентоспособность ,
пищевая промышленность Авторы
Гусев Владимир Владимирович | Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина | кандидат экономических наук, доцент кафедры антикри-зисного управления | vladgus2006@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. 312 с.
Неффт Т.Дж. Уроки лидеров. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 487 с.
Ушачев И. Устойчивое развитие агропродовольственного сектора: основные направления и проблемы // АПК: экономика, управление. 2006. № 4. С. 5-10.
Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Вопросы экономики. 2001.
Гурков И., Аврамова Е., Тубалов В. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий (по результатам массового опроса их руководителей) // Вопросы экономики. 2005. № 2. С. 40-52.
Петров В. Безопасность в еде // Российская газета. 2008. 3 дек.