System cognitology as a way of knowledge.pdf УДК 165.194:167Т.В. НовиковаСИСТЕМНАЯ КОГНИТОЛОГИЯ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯТермин «системная когнитология» обозначает область исследований, в которой представления философии и психологии о естественных познавательных процессах соотносятся с идеями системного подхода как методологии познания. Цель исследования - выработать технологию извлечения знаний об объекте или предмете из информационных источников, ориентированную на системную организацию познавательной деятельности.Ключевые слова: системный подход, когнитивные теории, когнитивные технологии.Объём и содержание понятия «системная когнитология»В исследованиях познавательной деятельности человека можно выде-лить область, в которой представления когнитологии соотносятся с дости-жениями системного подхода как методологии познания [1]. Со стороны когнитивных наук в эту область входит понятие когнитивных структур, а из системного подхода - понятие модели-основания для декомпозиции [2, 3]. Для обозначения данной области предлагается использовать термин «сис-темная когнитология». Цель исследований - разработка моделей для извле-чения знаний из информационных источников, которые обеспечат систем-ность познавательной деятельности. С точки зрения системного подхода получим задачу накопления наборов моделей-оснований для системного описания объектов различной природы [3. С. 278]. С позиций когнитологии можно говорить о создании когнитивной технологии [4].Когнитивные структуры определяются как психические образования, в пространстве которых, по словам К.Г. Юнга, мышление, «следуя своим соб-ственным законам, приводит данные содержания представлений в понятий-ную связь» [5. С. 578]. Это - мыслительные образы, категории, стереотипы, установки, убеждения, представления о ценностях [6]. На основе когнитив-ных структур происходит восприятие содержаний, их категоризация, асси-миляция и апперцепция, формируется мотив к познанию, осуществляется выбор объекта и отбор информации. Считается, что информация из окру-жающего мира извлекается, используется и запоминается субъектом в той мере и в такой форме, как это позволяют имеющиеся когнитивные структу-ры [7]. Одни структуры даны человеку от рождения, другие обеспечиваются научением, третьи - результат личного опыта. По мере познания мира ког-нитивные структуры развиваются. Более того, человек мотивирован на раз-витие своих когнитивных структур только потому, что ему необходимо ориентироваться в окружающей среде [6].Представления о роли когнитивных структур и моделей системного подхода в познании соприкасаются в понимании методологического значе-ния категорий.Философия рассматривает категориальную структуру мышления, кото-рая, «выражая как бы каркас мира», имеет методологическую ценность, яв-Т.В. Новикова 46ляясь «основным интеллектуальным средством философского познания как бытия, так и результатов конкретно-научного и художественного его отра-жения». Категории определяются «узловыми пунктами познания, ступень-ками, моментами проникновения мышления в сущность вещей». Их при-менение необходимо при исследовании явлений и природы, и общества, и мышления [8]. В когнитивной психологии умение мыслить категориально ассоциируется со способностью к организации, обобщению и, как следст-вие, быстрой обработке больших объёмов разнообразной информации. Ка-тегория представляется как психический образ реальных объектов опреде-лённого типа. Нейробиологи соотносят категорию с комбинацией нейронов, которая в результате частой активации оформилась в целостное образова-ние - паттерн. Субъект мысленно обозначает этот паттерн и использует для распознавания объектов при неполной информации или для выделения су-щественных признаков ситуации или предмета. Для построения системной когнитологии как способа познания наиболее четким понятием является категоризация - психический процесс отнесения единичного объекта, собы-тия, переживания к некоторому классу. В качестве класса могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т.п. [9].В основе системного подхода лежит задача описания объекта как систе-мы. Это означает, что отвечающая цели исследования «предметная проек-ция объекта» [10] должна содержать в себе информацию обо всех элемен-тах, связях и внешних отношениях, без которых его существование как обо-собленного и целесообразного целого с заданными свойствами и функциями становится невозможным. Такое описание строится на основе заведомо полной модели, которая по способу применения напоминает фрейм. Эле-менты модели интерпретируются как слоты - пустые поименованные ячей-ки, которые изображают сущности предметной области и заполняются по мере приобретения знаний. Категории сущностей, включаемые в модель, обосновываются теоретически и отражают системные свойства объекта. Изучение объекта осуществляется методом декомпозиции, когда в разде-ляемом целом отыскиваются части, соответствующие элементам модели. Обозначенные в слотах категории играют роль подсказок и направляют ис-следователя к необходимым источникам информации. В результате объект представляется как система, которая является конкретным воплощением модели. Заметим, что в определении категоризация представляется как классификация. В этой связи остановимся на различии между классифика-цией и декомпозицией. Классификация учитывает свойства объектов, но не рассматривает отношения между ними. Поэтому можно сказать, что клас-сификация выполняется на корпускулярных (популяционных, гомогенных) системах [11]. Объект декомпозиции - жёсткие (организменные, гетероген-ные) системы. Главное в таких системах - связи, которые обеспечивают их целостность, целесообразность и функциональность. Чем более разнообраз-ны связи, тем труднее познаваема система. Поэтому модель-основание для декомпозиции должна привлекать особое внимание исследователя к изуче-нию внутренних взаимодействий и актуальной среды системы. Так достига-ется системная организация познавательной деятельности по заранее задан-Системная когнитология как способ познания47ной модели. Обращаясь к философии, можно провести аналогию с «транс-цендентальной дедукцией категорий» и «априорным знанием» И. Канта [12]. В терминах психологии с привлечением метафоры «искусственный интеллект» [12] модель-основание для декомпозиции можно назвать внеш-ней или искусственной когнитивной структурой.Активная методологическая ценность категорий реализуется в функции целенаправленного поиска информации. В поле внутренних когнитивных структур мотивация познавательного процесса, выбор объекта и отбор ин-формации обусловлены естественными состояниями психики субъекта. Мо-тивация трактуется психологией как следствие напряжения, которое возни-кает в результате расхождения между тем, что человек способен понять в настоящий момент, и тем, что ему необходимо понять для того, чтобы разо-браться в ситуации или приобрести знания о предмете. Выбор объекта по-знания и отбор информации осуществляются в соответствии с потребно-стью человека в переживании когнитивной согласованности, когда он не обращает внимания на информацию, не соответствующую уже сформиро-ванным убеждениям, и выискивает информацию, им соответствующую [6]. Иными словами, познавательный процесс инициируется, когда субъект сталкивается с чем-то новым для себя. Однако объяснить и понять это новое он пытается, исходя из имеющихся когнитивных структур. Внешняя когни-тивная структура мотивирует, ориентирует и организует информацион-но-поисковую деятельность потому, что она сконструирована специально под заданную цель. Назовём эту структуру системной когнитивной моде-лью. В отличие от естественных когнитивных структур, которые могут и не осознаваться субъектом, системные модели разрабатываются целенаправ-ленно и заучиваются в профессиональном образовании.Общая схема системного познавательного процессаСистемное описание объекта строится в четырёх уровнях абстракции: формальная, содержательная, концептуальная и информационная модели. Формальная модель подбирается из общей теории систем и её предметных интерпретаций. Например, теория динамических систем, теория управле-ния, синергетика, теория социальных, биологических и иных систем.Так, схема любой деятельности человека использовалась К. Марксом в «Капитале» для анализа процесса труда. Схема автоматического регулиро-вания - модель теории управления. Другие примеры: термодинамическая система, модель хаотической динамики, информационно-насыщенная сис-тема [13]. Содержательная модель конструируется путём заполнения слотов формальной модели понятиями, обозначающими типы сущностей пред-метной области и типы связей между этими сущностями. Например, функ-циональная система П.К. Анохина является конкретизацией модели тео-рии управления применительно к человеческому организму [14]. Модель для анализа учебного процесса, в которой объектом деятельности являет-ся учащийся, субъектом - преподаватель, средствами - изучаемый пред-мет и технические средства обучения, построена на основе общей схемы процесса труда [15]. Содержательная модель оформляется в виде фрейма и используется для построения концептуальной модели. Содержание кон-Т.В. Новикова 48цептуальной модели составляют наименования видов реализаций, прояв-лений и свойств типов сущностей. На четвёртом уровне объект идентифи-цируется. Концептуальная модель наполняется количественными и каче-ственными характеристиками конкретных реализаций, проявлений, значе-ниями свойств. Это - информационная модель. На концептуальном уровне можно строить предположения о функциональной зависимости между свойствами объектов. А на уровне информационной модели - формиро-вать выборки наблюдений с конкретными значениями свойств, вычислять статистики и проверять гипотезы.Примеры системных когнитивных моделейДекомпозиция мотивационно-поведенческой сферы личности Мотивационно-поведенческая сфера личности рассматривалась с точки зрения когнитивной терапии наркотической зависимости. Для её описания продуктивной оказалась модель системного подхода к исследованию и про-ектированию объектов [2]. Категории модели отражают последовательность этапов анализа: проблемной ситуации, целей, функций, структуры, ресурсов и внешних условий. На уровне проблемной ситуации изучено понятие про-блемного состояния индивида. В результате обозначились категории: на-п ряжен и е, т реб ующее ра зря дки ; п от ре бн ост ь, уд овле тв орен и е которой м о-жет снять напряжение. Целям сопоставлены категории целепредставления и выделены понятия неосознаваемых и осознаваемых образов желаемого со-стояния. Это - изначальный образ, образ опыта удовлетворения, представ-ления о потребностях и о том, что доступно или недоступно. Изучение по-нятий по литературным источникам дало перечень категорий целеполага-ния: желания, влечения, ценностные ориентации, смысловые системы. На уровне функций введены мотивы как побуждения к действиям по удовле-творению желаний, влечений, получению ценностей и реализации смыслов. Представления о недоступном рассмотрены как фактор блокады потребно-стей, их вытеснения в бессознательное и как следствие - источник негатив-ной бессознательной мотивации. Структурам поставлены в соответствие психические образования, которые обусловливают выбор действия. Это -установки, механизмы экстраверсии и интроверсии, психологические функ-ции (по К.Г. Юнгу) в осознаваемом и неосознаваемом их проявлении. Пере-ход активности во внешний мир обозначен этапом выбора поведения. Здесь рассмотрены акты сознательного выбора, которые поддаются или не под-даются волевому контролю, и выбора, обусловленного неосознаваемыми влечениями. Патологическое влечение к психически-активным веществам классифицировано как неосознаваемый выбор. Последующие уровни опре-деляют поведение субъекта во внешнем мире, которое проявляется в дейст-виях, целях и выборе объектов. Результат поведения - приобретённые цен-ности, которые влияют на внутреннее проблемное состояние, замыкая в мо-дели обратную связь. Действия, цели, отношения к объектам и представле-ния о ценностях исследуются в терапии для обнаружения неадаптивных когниций и выработки мотива к лечению зависимости. Термин «неадаптив-ная когниция» применяется к любой мысли, вызывающей неадекватные бо-лезненные эмоции и затрудняющей решение какой-либо проблемы [16].Системная когнитология как способ познания49Декомпозиция жизнедеятельности организмаПоследовательность «цель, функция, структура, ресурс, внешние усло-вия» можно использовать для описания жизнедеятельности организма. Ос-новной источник информации - книга «Гомеостаз» под редакцией советско-го патофизиолога, академика П.Д. Горизонтова [17]. Жизнедеятельность представляется как совокупность процессов, которые осуществляются на физиологическом, клеточном и биохимическом уровнях, относятся к бес-сознательной активности и имеют цель - сохранение гомеостаза. Способ достижения цели - приспособление. Приспособление рассматривается как система, элементами которой являются компенсаторно-приспособительные реакции. Эти реакции обеспечивают метаболизм, защиту, адаптацию и ком-пенсацию и реализуются посредством физиологических функций. Физиоло-гические функции выполняются на основе жизнедеятельности клеток. Та-ким образом, на уровне функций мы имеем четыре подуровня: 1) приспособление; 2) метаболизм, защита, адаптация и компенсация; 3) физиологические функции; 4) функции клеток. Структурный уровень представляют процессы обновления клеток и внутриклеточных структур. На уровне ресурсов - синтез и распад веществ. Проблемным ситуациям соот-ветствуют отклонения гомеостаза, которые являются неотъемлемым атри-бутом жизни и обусловлены естественным обменом веществ, внешней рабо-той, влияниями среды, стресс-воздействиями и т.д. Таким образом, от мак-роскопического описания гомеостаза в виде набора параметров, сохраняю-щих своё постоянство, мы переходим к микроскопическому, отражающему сбалансированное сосуществование процессов синтеза и распада. Это озна-чает, что организм можно представить как динамическую систему, элемен-тами которой являются биохимические реакции и события, их инициирую-щие. И действительно, по определению Перрета, «жизнь есть потенциально способная к воспроизведению открытая система сопряжённых органических реакций, катализируемых последовательно и почти изотермично сложными и специфичными органическими катализаторами, которые сами вырабаты-ваются этой системой» (цит. по [18. С. 111]).Динамически процесс поддержания гомеостаза в медицине и биологии моделируется как процесс управления. Поэтому его декомпозицию предла-гается выполнить на основе модели пяти способов управления: программ-ное, циклическое, параметрическое, по структуре, по цели [19]. Для описа-ния циклического управления (метода проб и ошибок) привлечена модель функциональной системы П.К. Анохина [14]. Адаптивное поведение орга-низма представлено моделью информационно-насыщенной динамической системы И. Пригожина [13]. На основе предложенных моделей обоснована концепция обучения системному мышлению в медицине.Декомпозиция системы отношений предприятия со средой В предыдущих примерах использовался аналитический метод познания, когда декомпозиции подвергается внутреннее содержание объекта. Систем-ный подход применяет также синтетический метод - познание системы че-рез изучение её отношений со средой. В этом случае объект рассматривает-ся как целое и выполняется декомпозиция среды. Определяются элементыТ.В. Новикова 50метасистемы, частью которой объект является. Выясняются связи и отно-шения объекта с этими элементами. В результате раскрываются роль, функ-ция и назначение объекта в среде.Предприятие является системой социальной деятельности. Поэтому описание его метасистемы можно строить исходя из категорий основных подсистем социальной деятельности [2]. Это - управление, производство, население и природа. С подсистемой «производство» предприятие вступает в экономико-технологические отношения, связанные с осуществлением циклов воспроизводства и создания стоимости [20, 21]. С блоком «населе-ние» у предприятия складываются отношения типа «спрос - предложение». С подсистемой «природа» - отношения экологические, связанные с охраной и рациональным использованием природных ресурсов. В подсистеме «управление» предприятие выступает как организационная система. Мо-дель-основание для декомпозиции среды функционирования организацион-ной системы включает в себя вышестоящие, нижестоящие системы и «су-щественную среду» [22]. Обязательным в модели является элемент, предпи-сывающий учитывать собственные интересы предприятия во всех внешних связях и видах деятельности. С вышестоящими организациями исследуемая система имеет отношения подчинения. Цели и ограничения, задаваемые вышестоящими системами, являются обязательными для исполнения. К вышестоящим системам относятся местные, федеральные административ-ные органы и компоненты институциональной среды - устойчивые, повсе-местно используемые, формальные и неформальные правила и нормы (за-коны, договоры, положения, кодексы поведения, обычаи), которые содержат условия проведения и ограничения действий, отношений, а также факторы принуждения [20]. Здесь же определяются различные системы профессио-нальных знаний, задающие пределы возможностей по осуществлению целей (медицина, техника и др.). Цели деятельности по отношению к вышестоя-щим системам формулируются в терминах исполнения решений, распоря-жений, законов, норм и т.п. Нижестоящую систему образуют объекты, в отношении которых исследуемая система может действовать целенаправ-ленно в своих интересах и делать выбор. Это - поставщики, потребители, партнёры, союзники, подведомственные организации. В отношениях с ни-жестоящими системами ставятся цели оптимального выбора и управления. В существенную среду включаются объекты, к которым бизнес должен адаптироваться, чтобы обеспечить своё выживание и конкурентоспособ-ность. Сюда относятся: предприятия, выпускающие аналогичные виды про-дукции и возможные заменители, представители мировых тенденций и лучших деловых моделей в данной отрасли, потенциальные конкуренты, финансовые структуры, транспортная, энергетическая и информационная инфраструктуры. Всё это, наряду с природой, климатом и так называемыми «невидимыми институтами» [21. С. 37], образует условия функционирова-ния. По отношению к элементам существенной среды управленческая дея-тельность имеет целью приспособление, которое является пассивным и ак-тивным. В первом случае субъект просто реагирует на события, во втором -отбирает в среде объекты, связанные с рисками возникновения проблем, и наблюдает за ними с целью выполнения предупреждающих действий.Системная когнитология как способ познания51В собственных интересах исследуемая система должна действовать так, чтобы создаваемая в бизнесе добавленная стоимость приносила пользу всем участникам процесса, превращалась для них в добавленную ценность. Здесь можно говорить, например, о создании дружественной для коллектива кор-поративной институциональной среды [21]. Отношения предприятия со сред ой в этом случае приобретают ф орму «ин тер ес ов э кон омически х » [8]. Целью деятельности является оптимизация полезности. В результате полу-чим формальную модель первого уровня декомпозиции среды функциони-рования предприятия. Содержательная модель составляется как перечень конкретных видов объектов из подсистем «производство», «население», «природа» и «управление» на основе отношений, представленных в фор-мальной модели.На втором уровне в блоках «производств о», «население», «природа » и «управление» выделяются системы типов: «объекты», «проекты», «процес-сы» и «среды» [23]. К системам объектного типа относятся предприятия, организации, регионы и т.п. Эти системы ограничены в пространстве и имеют неограниченную длительность функционирования. Их миссия - ор-ганизация разнородных элементов в единое целое в ходе систематического производства продукции. Проект - система, которая создаётся внутри объ-екта для осуществления заданной цели. Действие проекта ограничено в про-странстве и во времени. Миссия проектных систем определяется как инно-вационная трансформация, энергетическая подпитка других видов систем. Процесс в отличие от проекта возникает спонтанно, естественным образом, когда что-либо в мире выходит из равновесия. Пример процесса - инфля-ция. Процесс не имеет конкретной пространственной локализации и распро-страняется как «диффузия изменений (инноваций)». Подобно диффузии, процесс ограничен во времени. Миссия процессных систем - гармонизация деятельности и состояния других систем. Термином «среды» обозначены межобъектные среды и институты, стимулирующие «правильное» поведе-ние объектов. Это - закон одательство, Интернет, почта, торговля, банков-ская система. Миссия средовых систем - коммуникация и координация, создание условий для обмена между другими системами.Для определения конкретных объектных, проектных, процессных и сре-довых систем, с которыми связана исследуемая система, предлагается рас-смотреть следующие типы отношений: союзнические, партнёрские, конку-рентные, конфликтные и нейтральные [24]. Союзнические отношения скла-дываются для совместной деятельности между субъектами, каждый из ко-торых способен самостоятельно производить конечный продукт этой дея-тельности. Субъекты вступают в партнёрские отношения, если цель дея-тельности достижима только в результате их совместных действий. Конку-рентами являются субъекты, действующие отдельно друг от друга и сопер-ничающие за получение одной и той же части внешнего мира (клиентов, ресурсов, территории, положения на рынке и др.). Конфликтные отношения имеют субъекты, стремящиеся уничтожить (опорочить, дискредитировать) друг друга. В рыночной экономике это так называемая «недобросовестная конкуренция» [20]. Нейтральные отношения сводятся к взаимному обменуТ.В. Новикова 52сообщениями, информацией для сведения, добровольному и свободному от обязательств сотрудничеству.Таким образом, на втором уровне формальная модель для изучения сис-темы отношений предприятия со средой образует четыре ветви, исходящие из подсистем «производство», «население», «природа» и «управление». В каждой подсистеме определяются классы объектных, проектных, процесс-ных и средовых систем. Содержательная модель формируется из конкрет-ных видов систем каждого класса, с которыми исследуемая система имеет союзнические, партнёрские, конкурентные, конфликтные и нейтральные отношения.ЗаключениеОбъединение системной методологии с когнитивными теориями разви-вает гуманитарные технологии [25], которые не имитируют мышление че-ловека, как в системах искусственного интеллекта, а помогают ему скон-центрироваться в правильном направлении информационного поиска и да-ют подсказки, активизирующие эвристические процессы. Переход к осоз-нанно системным познавательным процедурам обеспечивает «предзадан-ность продуцируемого знания», организует незнание в систему с имеющи-мися знаниями [12]. В результате повышается эффективность когнитивных усилий человека, развивается способность системного мышления [19]. Предмет конкретного научного исследования обычно охватывает только часть системной когнитивной модели. Однако эта часть неизбежно несёт в себе информацию о целом. Поэтому на связях части и целого можно стро-ить гипотезы относительно свойств исследуемого объекта. Это помогает планировать эксперименты и подбирать модели для статистической обра-ботки данных. Предлагаемый метод полезен и для системной практики - в разработке проектов развития корпоративных информационных систем [21], реинжиниринге бизнес-процессов [26], проектировании организаций и со-вершенствовании управления системами социальной деятельности [22].Литература1..Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 1600 с.2..Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных автоматизированных систем управления / Б.А. Гладких, В.М. Люханов, Ф.И. Перегудов и др.; под ред. Ф.И. Перегудова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1976. 244 с.3..Перегудов Ф.И. Основы системного анализа: Учеб. 3-е изд. / Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко. Томск: Изд-во НТЛ, 2001. 396 с.За когнитивными науками и технологиями - будущее. Итоги III Междунар. конф. по когнитивной науке. Москва, 20-25 июня 2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruscenter.ru/2227.html/ ( дата обращения: 29.09.2009).1..Юнг К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. М.: Университетская книга, 1997. 716 с.2..Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. 5-е изд. / Р. Фрэнкин. СПб.: Питер, 2003. 651 с.Чуприкова Н.И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучение и интеллект [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1990/905/905031.htm/ ( дата обращения: 29.09.2009).Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. Режим доступа: (дата обращения: 29.09.2009).1..Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. 494 с.1.Системная когнитология как способ познания5310.Щедровицкий П.Г. Лекция 1. «СМД-методология и философия практики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения: 29.09.2009).11..Геодакян В.А. Организация систем - живых и неживых / В.А. Геодакян // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука, 1970. С. 49-62.Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. 3-е изд., испр. Минск: Книжный дом, 2003. 1280 с. Режим доступа: (дата обращения: 29.09.2009).11..Николис Г. Познание сложного. Введение: Пер. с англ. / Г. Николис, И. Пригожин. М.: Мир, 1990. 344 с.14.Анохин П.К. Общая теория функциональных систем организма / П.К. Анохин // Прогресс биологической и медицинской кибернетики. М.: Медицина, 1974. С. 52-110.15.Перегудов Ф. Системная деятельность и образование / Ф. Перегудов // Информатикаи образование. 1990. №1. С. 3-7.16.Клиническая психология. Словарь. Статья «Когнитивная психотерапия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.slovari.yandex.ru/ ( дата обращения: 29.09.2009).17..Гомеостаз / Под ред. П.Д. Горизонтова. М.: Медицина, 1981. 576 с.18..Бернал Дж.Д. Молекулярная структура, биохимическая функция и эволюция / Дж.Д. Бернал // Теоретическая и математическая биология: Пер. с англ. М.: Мир, 1968. С. 110-153.19..Новикова Т.В. Системное мышление в медицине / Т.В. Новикова // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 2006-2007. Вып. 33; под ред. Ю.С. Попкова, В.Н. Садовского, А.Е. Семечкина и др. М.: КомКнига, 2007. С. 340-359.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь [Электронный ресурс]. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с. Режим доступа: (дата обращения: 28.09.2009).17..Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2005. 958 с.18..Системное проектирование АСУ хозяйством области / Ф.И. Перегудов, Б.А. Гладких, А.А. Савенко и др.; под общ. ред. Ф.И. Перегудова. М.: Статистика, 1977. 159 с.19..Клейнер Г.Б. Стратегия гармоничного развития экономики России / Г.Б. Клейнер // Доклад на IV Междунар. науч. конф. «Инновационное развитие и экономический рост», Москва, РУАН, 6 ноября 2008 г. М., 2008.20.Горский Ю.М. Гомеостатика: модели, свойства, патологии / Ю.М. Горский, В.И. Астафьев, В.П. Казначеев и др. // Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. С. 20-67.Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения: 02.10.2009).17..Хаммер М. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Дж. Чампи; пер. с англ. Ю.Е. Корнилович. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. 304 с.
Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 1600 с.
Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных автоматизированных систем управления / Б.А. Гладких, В.М. Люханов, Ф.И. Перегудов и др.; под ред. Ф.И. Перегудова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1976. 244 с.
Перегудов Ф.И. Основы системного анализа: Учеб. 3-е изд. / Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко. Томск: Изд-во НТЛ, 2001. 396 с.
За когнитивными науками и технологиями - будущее. Итоги III Междунар. конф. по когнитивной науке. Москва, 20-25 июня 2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruscenter.ru/2227.html/ ( <http://www.ruscenter.ru/2227.html/>дата обращения: 29.09.2009).
Юнг К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. М.: Университетская книга, 1997. 716 с.
Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. 5-е изд. / Р. Фрэнкин. СПб.: Питер, 2003. 651 с.
Чуприкова Н.И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучение и интеллект [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1990/905/905031.htm/ ( <http://www.voppsy.ru/issues/1990/905/905031.htm/>дата обращения: 29.09.2009).
Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. Режим доступа: <http://www.slovari.yandex.ru/> (дата обращения: 29.09.2009).
Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
Щедровицкий П.Г. Лекция 1. «СМД-методология и философия практики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.shkp.ru/lib/archive/family/1989/2/>(дата обращения: 29.09.2009).
Геодакян В.А. Организация систем - живых и неживых / В.А. Геодакян // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука, 1970. С. 49-62.
Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. 3-е изд., испр. Минск: Книжный дом, 2003. 1280 с. Режим доступа: <http://www.slovari.yandex.ru/> (дата обращения: 29.09.2009).
Николис Г. Познание сложного. Введение: Пер. с англ. / Г. Николис, И. Пригожин. М.: Мир, 1990. 344 с.
Анохин П.К. Общая теория функциональных систем организма / П.К. Анохин // Прогресс биологической и медицинской кибернетики. М.: Медицина, 1974. С. 52-110.
Перегудов Ф. Системная деятельность и образование / Ф. Перегудов // Информатика и образование. 1990. №1. С. 3-7.
Клиническая психология. Словарь. Статья «Когнитивная психотерапия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.slovari.yandex.ru/ ( <http://www.slovari.yandex.ru/>дата обращения: 29.09.2009).
Гомеостаз / Под ред. П.Д. Горизонтова. М.: Медицина, 1981. 576 с.
Бернал Дж.Д. Молекулярная структура, биохимическая функция и эволюция / Дж.Д. Бернал // Теоретическая и математическая биология: Пер. с англ. М.: Мир, 1968. С. 110-153.
Новикова Т.В. Системное мышление в медицине / Т.В. Новикова // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 2006-2007. Вып. 33; под ред. Ю.С. Попкова, В.Н. Садовского, А.Е. Семечкина и др. М.: КомКнига, 2007. С. 340-359.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь [Электронный ресурс]. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с. Режим доступа: <http://www.slovari.yandex.ru/> (дата обращения: 28.09.2009).
Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2005. 958 с.
Системное проектирование АСУ хозяйством области / Ф.И. Перегудов, Б.А. Гладких, А.А. Савенко и др.; под общ. ред. Ф.И. Перегудова. М.: Статистика, 1977. 159 с.
Клейнер Г.Б. Стратегия гармоничного развития экономики России / Г.Б. Клейнер // Доклад на IV Междунар. науч. конф. «Инновационное развитие и экономический рост», Москва, РУАН, 6 ноября 2008 г. М., 2008.
Горский Ю.М. Гомеостатика: модели, свойства, патологии / Ю.М. Горский, В.И. Астафьев, В.П. Казначеев и др. // Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. С. 20-67.
Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.slovari.yandex.ru/> (дата обращения: 02.10.2009).
Хаммер М. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Дж. Чампи; пер. с англ. Ю.Е. Корнилович. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. 304 с.