The second students anthropological reading.pdf НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ ВТОРЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯВ ноябре 2010 г. на философском факультете Томского государственного университета прошли Вторые студенческие антропологические чтения. На этот раз интерес вызвала проблема «Философско-антропологические изме-рения современной социальной реальности». В «Чтениях» приняли участие студенты 2, 3 и 5-го курсов.Ещё не очень обеспокоенные проблемой трудоустройства, студенты младших курсов высказывали свои суждения о современных антропологиче-ских ситуациях в таких категориях, как «счастье», «забота», «экзистенци-альный покой», «креативность», «творчество». Содержательное наполнение названные категории получали на конкретном материале не только совре-менной действительности. Просматривалась антропологическая проблема-тика в истории философии, начиная от Аристотеля. Однако чувствовалось, что к 3-му курсу возникает особое студенческое настроение, связанное с во-просами: «Быть или не быть» на философском факультете?», «Что факультет да ёт дл я т ого, ч тобы п осл е окончания можн о бы ло бы н ай ти св оё профес -сиона льное место, самоопредели ться?», «Есть ли смысл бы ть?», «Как воз-можно счастье?» и пр. Младший курс искал поддержки у старшекурсников.5-й курс, чьей заслугой и можно считать состоявшиеся «Чтения», обра-тился к пока внешним для студента обстоятельствам - теоретическому ис-следованию современного информационного общества, имеющего тенден-цию к перерастанию в общество знания. Для обсуждения использовались другие категории и обнаруживали своё значение другие конкретные приме-ры. Студенты обеспокоены, ибо перспектива рисуется в терминах «дина-мичность», «мобильность», «непрогнозируемость развития», «неопределён-ность», «нелинейность», «коммуникация» и др. Такие характеристики со-временной культуры = культуры информационного общества, безусловно, переносятся и на состояние профессиональной сферы. Лейтмотивом звучала идея относительно того, что современная модель профессии не может бази-роваться на устойчивом профессиональном опыте. Скорее наоборот, про-фессия сегодня требует отказа от груза тех знаний и навыков, которые в ди-намике профессионального мира могут стать обузой в работе. Чтобы стать хорошим профессионалом, надо научиться постоянно быть другим, овладеть антропологическими практиками самотрансформации. Какое образование может быть адекватным так поставленной проблеме? Чему следует учиться в университете? Если сумме конкретных знаний, то зачем они в ситуации их неустойчивости? Какова роль философского факультета в такой социокуль-турной ситуации?Общий вывод обсуждения проблемы оказался следующим: философский факультет в силу ориентированности образования на методологические и общетеоретические вопросы даёт базовые знания, которые обеспечиваютВторые с туденческие антропологические чтения161любому специалисту возможность в течение собственной профессиональной деятельности себя трансформировать и адаптироваться под те изменения культурного и профессионального характера, которые требуются временем.Проф. С.С. Аванесов, проф. Г.И. Петрова -ведущие Вторых студенческихантропологических чтений
Аванесов Сергей Сергеевич | Томский государственный университет | доктор философских наук, профессор, декан философского факультета | iskiteam@yandex.ru |
Петрова Галина Ивановна | ФсФ ТГУ | доктор философских наук, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии | seminar_2008@mail.ru |