Профилактика социального сиротства: институционально-дискурсивный анализ
Выявляются основные факторы семейного неблагополучия и социального сиротства в современной России, а также существующие формы и методы их профилактики.
Preventing Social Orphanhood: an Attempt of Institutionaland Discourse Analysis.pdf Причины социального сиротстваАнализируя причины социального сиротства, следует отдавать себе отчётв том, что возможна различная глубина осмысления проблемы, в связи с чемнеобходимо выделить как макросоциальные, общекультурные, так и инсти-туциональные, микросоциальные и социально-психологические факторы.Наиболее глубокой причиной социального сиротства является кризис се-мейного образа жизни, связанный как со структурой приоритетов и ролевыхмоделей позднеиндустриального общества, так и с отсутствием систематиче-ской семейной политики, направленной на восстановление семейного образажизни. Важнейшими операциональными дефицитами, препятствующимивосстановлению такого образа жизни, являются: низкий уровень доходов на-селения, делающий невозможной реализацию модели однодоходной семьи,дороговизна жилья и наличие мощного теневого рынка в жилищной сфере,преобладание карьерного приоритета над фамилистическим в структуре лич-ностной мотивации (это особенно характерно для социального сиротства всреде благополучных социальных групп). К другой группе причин относитсяослабление социальной интеграции, проявляющееся в тенденциях к социаль-ной эксклюзии и ослаблению или распаду семейных связей.Обобщая результаты работы, можно выделить несколько групп причин,влияющих на воспроизводство социального сиротства во всех его модификациях.Социально-экономические факторыДействие этих факторов носит пролонгированный характер и корнямиуходит в трансформацию советской социально-экономической структуры,* Настоящая статья написана по материалам исследования, проведенного по заказу Детскогофонда «Виктория» (г. Москва) в октябре 2007 - ноябре 2008 г. в пяти регионах России: Краснодар-ском крае, Саратовской, Ленинградской, Ростовской и Томской областях. В исследовании использо-вались качественные методы: анализ документальных материалов, интервью с экспертами и предста-вителями целевой группы (семьи группы риска), кейс-стадии. Авторы данной статьи осуществлялиисследование в Томской области, в качестве пилотного региона в которой был выбран Асиновскийрайон.Нами использованы и материалы исследовательских групп, работавших в других регионах: Са-ратовской области (Е. Ярская-Смирнова, П. Романов, Н. Ловцова), Ростовской области (М. Астоянц),Краснодарского края (О. Оберемко), Ленинградской области (Ж. Цинман). Авторы признательныколлегам за возможность ознакомления с их материалами.произошедшую в 90-е годы ХХ века. Существовавшая модель ограничивалавозможности аккумуляции самостоятельных экономических и социальныхресурсов для отдельных социальных групп (например, наемные работникисельского хозяйства) и ставила их практически в тотальную зависимость отпрямых или косвенных форм государственной поддержки (жилье, образова-ние для детей и пр.). Деконструкция этой системы переместила эти группы взону риска как в экономическом, так и в социальном измерениях.В подавляющем большинстве случаев семьи, продуцирующие социальноесиротство, находятся в ситуации бедности. Можно с определенной уверенно-стью говорить о том, что формируются целые городские и сельские районы свысокой концентрацией бедности, собственно, идет процесс геттоизациибедности.Бедность не только заставляет ограничивать потребление (как показалипроведенные в регионах интервью с родителями из проблемных семей, вомногих из них отсутствуют необходимые, в соответствии с принятыми стан-дартами потребления, предметы быта, структура питания носит несбаланси-рованный характер), она порождает состояние, переживаемое как безысход-ность, «безнадега». Зачастую «выходом» из такого состояния становитсяпьянство, алкоголизация, порождающие, в свою очередь, деструктивное по-ведение.В этих условиях помещение ребенка в социальное учреждение (социаль-но-реабилитационный центр, интернат, детский дом) становится своеобраз-ным вынужденным средством «семейной экономии», причем, как явствует изинтервью, иногда родители демонстрируют уверенность, что «там ребенкулучше», поскольку удовлетворяются его витальные потребности.Значимым фактором социального неблагополучия и рисков социальногосиротства является жилищная проблема. Как показало исследование, значи-тельная часть семей либо не имеет собственного жилья (живет в арендуемыхквартирах или домах), либо занимаемое помещение не соответствует дажесанитарным нормам. Это характерно и для многих многодетных семей, детииз которых опять-таки вынужденно оказываются в интернатных учреждени-ях, либо, в худшем случае, на улице. Перспективы улучшения ситуации вданном случае практически отсутствуют, что усугубляет упомянутое чувствобезысходности. (Большинство респондентов на вопросы о необходимой по-мощи со стороны государственных структур говорили о жилье).Отсутствие работы (или неполная, эпизодическая занятость) также отно-сится к факторам, обусловливающим резкое сужение ресурсной базы семейи, как следствие, риски социального сиротства. Как показывает статистика,уровень безработицы в регионах варьируется, но в отдельных поселениях ондостаточно высок (в отдельных сельских районах Томской области достигает15-17%). Отсутствие регулярных доходов не только ограничивает потребле-ние, оно меняет модель поведения индивида, который постепенно утрачиваетчувство ответственности (в том числе за своих детей) и способность к конст-руированию временной перспективы, он начинает жить сегодняшним днем,не задумываясь о будущем. Недаром в ходе интервью с родителями вопросыо планах на будущее вызывали затруднения респондентов.Факторы социальной эксклюзииПомимо упомянутой выше эксклюзии из рынка труда, для неблагополуч-ных семей характерно исключение из систем социальной безопасности. Какпоказало исследование, многие семьи, находящиеся в зоне социального рис-ка, выпадают из сферы действия социальных служб и не могут получить не-обходимой помощи. Причиной этого зачастую является отсутствие необхо-димых документов, сложности, связанные с их получением.К этим же факторам относится «выпадение» из социальных сетей, выра-жающееся в ослаблении родственных, дружеских, соседских связей, продук-тивных контактов с местным сообществом.Социально-психологические факторыК ним, прежде всего, можно отнести кризис внутрисемейных отношений,психологическую дезинтеграцию семьи. Вероятность такого кризиса можетбыть обусловлена и названными выше социально-экономическими фактора-ми - бедностью, неустроенностью, алкоголизацией и утратой или отсутстви-ем навыков, необходимых для выполнения базовых социальных ролей: парт-нерских, родительских. (Это проявляется, в частности, в семейной жизни вы-пускников интернатных учреждений, которые по объективным причинамтаких навыков не получают).Ролевая некомпетентность родителей приводит к отчуждению в отношенияхс детьми, хаотической модели воспитания, при которой ребенок утрачивает спо-собность социальной ориентации, в том числе моральной, а иногда он становит-ся просто обузой для родителей, занятых своими проблемами (ситуация, харак-терная для семей, где мать вступает в брак с новым мужчиной).Следовательно, феномен социального сиротства напрямую связан с се-мейным неблагополучием, с существованием обширной группы, в научном инормативном дискурсе маркированной как «неблагополучные семьи», «семьигруппы риска», кризисные семьи». Основываясь на материалах проведенногоавторами исследования, проблемы, с которыми сталкиваются семьи этой ка-тегории, и их типологические характеристики можно свести к следующим:Отсутствие стабильного жилья, утраченного по разным причинам.У большинства клиентов нет жилья в собственности, а поскольку муни-ципального фонда социального жилья практически нет, разрешить жилищ-ную проблему в обозримой перспективе невозможно. Зачастую потеря жильясвязана с обманом, мошенничеством. Вот как описывает такую ситуациюодна из наших информантов - клиент патронатной службы:«У нас там квартира была в Томске на Алтайской, 126. Мы подходили к папе, чтобыквартиру не продал. Он не соглашался. Потом это ко мне долго приходили эти риэлторы,или как их там... Потом они, наверное, как-то узнали, что папа умер, к нам пришли. Ну,там у нас за квартиру задолженность была большая, за свет, за коммунальные, и за кварти-ру так. Ну, вот и мы, когда согласились, нам говорили, что вы кота в мешке покупаете. Нонам говорили, что это там Вова Морковин вот и это Лёша был, говорили, что не хрущёвку,а обратно малосемейку…. Но нас, короче, обманули и сюда привезли в посёлок» (женщи-на., 35 лет, г. Асино Томской обл., 2008)В значительной части случаев жилье, занимаемое семьей, является съем-ным, при этом часто меняется.Отсутствие работы и постоянных источников заработка, низкий уро-вень общего доходаСложности с трудоустройством обусловлены как предельно малым чис-лом вакансий (прежде всего для женщин), особенно в селах и деревнях, так иличными характеристиками: низкий уровень образования и профессиональ-ной квалификации, низкая трудовая мотивация, часто - злоупотребление ал-коголем. Потому взрослым членам семьи приходится перебиваться случай-ными заработками, регулярность которых непредсказуема. Чаще всего этопомощь соседям в сельхозработах (посадка и уборка картофеля), ремонтежилья и хозяйственных построек, летом сбор и продажа дикоросов (грибы,ягоды), временная занятость на строительных работах.Распад семьи и неупорядоченный характер связейВ значительной части кризисные семьи относятся к неполным материн-ским либо к таким, где часто меняются партнеры-мужчины. Причиной распа-да семьи, если таковая когда-то существовала, чаще всего, в изложении рес-пондентов, является пьянство мужа. Но думается, что есть и некоторые нестоль явные причины: для многих женщин характерна, если можно так выра-зиться, утрата представлений о собственной ценности, безразличие, выли-вающееся в готовность «принять» любого мужчину.«ИНТЕРВЬЮЕР: Света, а муж не переехал?ИНФОРМАНТ: Муж нет, он там в станции за Басандайкой живёт со свекровкой, он щасуже с какой-то другой женщиной живет.... Потом с сожителем жила. Нигде не работала.ИНТЕРВЬЮЕР: Сколько времени?ИНФОРМАНТ: Года три с ним прожили. Потом так же вот выпивал. Всю пенсиюсвою пропивал со своим братом» (Женщина, клиент социального патронажа, 35 лет,г. Асино, 2008).Нужно учесть и то, что часто в таких семьях появляются «незапланиро-ванные» дети от каждого нового сожителя, что создает дополнительные про-блемы во внутрисемейных отношениях, деление на «своих» и «чужих».Специфический характер коммуникации, своеобразная геттоизация, свя-занная с выходом из модального большинстваСитуация эксклюзии, в которой оказываются кризисные семьи, зачастуюприводит к разрыву традиционных социальных сетей, семейных, соседских,профессиональных связей. Прежнее окружение зачастую явно или неявнодистанцируется от них. В этих условиях они формируют новое социальноепространство, выстраивая коммуникацию с себе подобными, что являетсядополнительным фактором углубления кризисной ситуации:«ИНТЕРВЬЮЕР: А соседи какие?ИНФОРМАНТ: Ну, соседи… Наташка вот, она год сидела за наркотики. Ну, она тор-говала и кололась, видать, ну, там соседка тёть Таня рассказывала. Она вот недавно осво-бодилась перед Новым годом. Но дети её были здеся в приюте, потом в детском доме. Нас-тя и Валя. Сын у неё недавно освободился. Тоже год сидел» (Женщина, клиент социально-го патронажа, 35 лет, г. Асино, 2008).Результатом становится включение в своеобразную субкультуру со спе-цифическим образом жизни, ценностными ориентациями, поведенческимистереотипами.Равнодушие к близким, незаинтересованность в их судьбеУтрата определенных статусных позиций ведет к своеобразному кризисуидентичности, утрате представления о собственной ценности, а, значит, иценности других - детей, родителей. Следствием этого является социально-ролевая дезадаптация, «утрата способности» к выполнению базовых соци-альных ролей, в частности родительских.Характерным в этом отношении является фрагмент из интервью с 35-летней женщиной, клиентом патронатной службы:«ИНФОРМАНТ: Я живу одна с ребятишками. Ну, вот старший сын у меня находитсядавно уже у свекровки…ИНТЕРВЬЮЕР: И так вы с ним и не видитесь эти шесть лет?ИНФОРМАНТ: Ну, с днём рожденья поздравляла ну…. и эта…ИНТЕРВЬЮЕР: Звоните или как?ИНФОРМАНТ: Нет просто открытку ...Поздравляю с днём рожденья, письма писала.А тут, когда вот свекровка приехала, ещё беременная была. Вот, ну чё там Колька, Колюн-чик как? Ну, поначалу спрашивал, потом не стал спрашивать про тебя. Говорю, а чё? Ну,забылся уже». (Женщина, 35 лет, г. Асино, Томская обл.).Конечно, не всем проблемным семьям свойственны подобные особенно-сти, но риски такого рода потенциально угрожают многим из них.Как же осуществляется работа с такими семьями, можно ли говорить о сло-жившейся (или, по крайней мере, складывающейся) системе профилактики се-мейного неблагополучия? На этот вопрос мы постараемся ответить ниже.Характеристика инфраструктуры профилактики социальногосиротства: основные тенденцииОбщая для всех регионов тенденция - сокращение количества интернат-ных учреждений и количества детей в них и широкое распространение се-мейных форм жизнеустройства детей: растет число семейных воспитатель-ных групп, приемных и патронатных семей, но по-прежнему самой массовойформой является установление опеки и попечительства. Нет необходимостиеще раз говорить об издержках интернатной социализации, но создается впе-чатление, что в некоторыхПроблемным является вопрос о технологиях, методах социальной профи-лактики. Как показало исследование, у большинства экспертов в ходе интер-вью вопросы о них вызывали затруднения и растерянность. Хотя, как показа-ли проведенные кейсы, на местах такие технологии развиваются и применя-ются на практике. Именно такой «точечный» опыт заслуживает особого вни-мания и изучения.Казалось бы, исходя из данных статистики и мнений экспертов, особенноруководителей, картина складывается вполне благополучная, свидетельст-вующая о продуктивности деятельности социальных служб и развитии се-мейных форм жизнеустройства детей (что большинством экспертов включа-ется в понятие профилактики социального сиротства). Действительно, вовсех регионах существует сформированная законодательная база, концепциипрофилактики сиротства, растет инфраструктура профилактики, число учре-ждений, включенных в эту деятельность, многократно обруганная интернат-ная система сжимается, сокращается, расцветают семейные формы жизнеуст-ройства (приемные семьи, патронатные семьи), но эти меры, совершенноправильные и необходимые, не ведут к заметному снижению масштабов со-циального сиротства, числа неблагополучных семей, являющихся его по-ставщиками.Основные параметры, определяющие контекст профилактической рабо-ты, условно можно разделить на три группы: институциональные (организа-ционные), «технологические» и «дискурсивные».Институциональные Артикуляция проблемы и начало системной работы по профилактикесиротства. Так, в Томске она направленно ведется с 2000 г. Ресурсная база: наличие/отсутствие необходимой (либо уже имеющей-ся) сети учреждений - приюты, детские дома, центры по работе с семьями ипр.), объем и направленность финансирования профилактической деятель-ности. Законодательно-нормативная «обеспеченность» профилактическойдеятельности в регионе, наличие законов и программ, определяющих профи-лактику семейного неблагополучия и сиротства. Распределение ответственности между ведомствами, есть ли единоекоординирующее начало, кем представлено, характер взаимодействия и меж-ведомственные барьеры. (Как показало исследование, в реальности это взаи-модействие не регламентировано и его осуществление строится прежде всегона личных контактах). Наличие и возможности участия в профилактической деятельностиобщественных организаций (НКО).Технологические Кадровая обеспеченность служб профилактики, система профессио-нального отбора и подготовки Наличие/отсутствие апробированных технологий профилактическойработы как организационного, так и психолого-педагогического плана. Технологии выявления семей группы риска (что вообще понимаетсяпод «рисками», критерии отнесения) и работы с ними.Дискурсивные «Политическая воля» как руководства региона, так и отдельных акто-ров (ориентация на комплексное решение проблемы сиротства или ориента-ция на ведомственные интересы). Различное «наполнение» понятия «профилактика», обусловливающееакценты, приоритеты деятельности:- изъятие из кровной семьи и устройство в замещающие семьи, либо про-филактика в точном смысле - работа с биологическими семьями;- контрольно-репрессивный дискурс («надзирать и наказывать»), либореабилитационный - воссоздание адаптационного потенциала семей, матери-альная, психолого-педагогическая помощь.Описание организации системы профилактики социального сиротствацелесообразно начать с того, что же понимается под «профилактикой». Здра-вый смысл подсказывает, что профилактика отличается от терапии как ис-правления уже состоявшихся случаев. Иными словами, наступает до момен-та, когда ребёнок уже превратился в сироту и его нужно возвращать в роди-тельскую семью или искать альтернативную форму жизнеустройства.Анализ практик профилактики между тем свидетельствует, что, несмотряна различение экспертами собственно профилактики (в вышеуказанномсмысле) и работы в области жизнеустройства состоявшихся социальных си-рот, преобладает и подразумевается под профилактикой именно последнее.Передовыми формами профилактики считаются семейные формы жизнеуст-ройства, в особенности приемные семьи, под устаревшими и подлежащимидемонтажу - интернатные формы, например детские дома. Основным пре-имуществом семейных форм является то, что они позволяют предотвратитьвторичное социальное сиротство, то есть не допустить его наследования, по-скольку дети могут усвоить семейные ролевые модели. В то же время экспер-ты обратили внимание на то, что сокращение числа интернатных учрежденийможет быть связано и со стремлением к экономии бюджетных средств и яв-ляется самоцелью.Причины сбоев «административного 0иu1076 дискурсасемья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющаядетей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где ро-дители или законные представители несовершеннолетних не исполняют сво-их обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или)отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними» [1].Также в профессиональном дискурсе используются понятия «семьи груп-пы риска», «семьи, оказавшиеся в трудной (сложной) жизненной ситуации»,«семейное неблагополучие», «неблагополучные семьи» и некоторые другие.Однако указанные понятия в законе не определены, а приведенные вышеформулировки относительно «социально опасного положения» также допус-кают достаточно различные толкования. В практике служб социальной защи-ты дефицит определённости восполняется за счёт ведомственных докумен-тов. Например, в Саратовской области понятие «социально опасное положе-ние семьи» имеет детальное наполнение и право фиксации данного статуса вотношении конкретной семьи делегировано Комиссиям по делам несовер-шеннолетних (КДН) на основании межведомственного консилиума. В то жевремя эксперты отмечают, что ведомственные трактовки понятий не тольконе облегчают им работу, но в ряде случаев, напротив, запутывают их. Так, водной из федеральных форм отчётности к одной категории отнесены (пере-числены через запятую) семьи многодетные, неполные, имеющие детей в со-циально опасном положении или родителей, пренебрегающих своими обя-занностями. Плюсом является то, что иногда вполне работоспособные крите-рии разрабатывают сами учреждения, занимающиеся с социальными сирота-ми, например Асиновский социально-реабилитационный центр для несовер-шеннолетних (СРЦН), расположенный в Томской области. Естественно, этовозможно благодаря личной инициативе сотрудников. Операциональные ти-пологии разработаны и в других регионах, например учёными в Ростовской иСаратовской областях.Следующая проблема связана с тем, кто и на каких основаниях ведёт учётнеблагополучных семей и детей и как потом возможен доступ к собраннымданным. Так, в Ростовской области выявлением и учётом неблагополучныхсемей занимается Министерство общего и профессионального образования, авыявлением и учётом беспризорных и безнадзорных детей - Министерствотруда и социального развития. При этом даже для сотрудников данных мини-стерств, занимающихся в силу служебных обязанностей социальными сиро-тами, доступ к соответствующим банкам данных далеко не всегда возможен.Основаниями для постановки на учёт детей (для КДН Ростовской облас-ти) являются бродяжничество, попрошайничество, жестокое обращение всемье, уходы из дома, пренебрежение родительскими обязанностями, право-нарушения детей. У части детей, поставленных на учёт, неработающие роди-тели, родители-аддикты, что тоже может служить косвенными критериямидля привлечения внимания социальных служб к соответствующей семье иребёнку. Однако очевидно, что перечисленные выше индикаторы работают,только если о семье (ребёнке) поступил какой-либо сигнал. Иными словами,действует принцип, сохранившийся со времён древнеримского правосудия:работа начинается, когда есть обращение. Но проблема долгое время можетсуществовать вне поля зрения работников социальных служб, и случай никакне фиксируется. Возможно сознательное «завышение издержек» для получе-ния официальных документов и решений чиновниками соответствующихведомств.Таким образом, необходимы, во-первых, непротиворечивая система опе-рациональных понятий, во-вторых, доступность соответствующих баз дан-ных для специалистов, в-третьих, мониторинги территорий с целью преодо-ления недостатков принципа «работа по обращению». Эффективности рабо-ты будет способствовать преодоление межведомственной разобщённости.Как в этой связи выглядит ранняя профилактика социального сиротства?Например, согласно существующим в Саратовской области инструкциям ра-бота начинается с фиксации нарушений режима беременными, посещающи-ми женские консультации, и информации о намерении отказаться от ребёнка,поступающей в органы опеки или центры «Семья» от персонала консульта-ций. Такой порядок логичен, но существует, к сожалению, только формально,поскольку медицинские учреждения, как правило, воздерживаются от взаи-модействия с другими учреждениями, связанными с профилактикой соци-ального сиротства. Формальным основанием является сохранение врачебнойтайны. Фактической причиной, по мнению исследователей, является стрем-ление персонала ограничить сферу своей деятельности сугубо медицинскимивопросами. В свою очередь, сами консультации и роддома не могут заставитьженщин обращаться в органы опеки или другие инстанции, способные ока-зать им помощь и повлиять на решение об отказе от ребёнка. Должность пси-холога, способного работать с подобными случаями, имеется в медицинскихучреждениях не всегда, либо занимается сотрудником, не имеющим необхо-димой профессиональной квалификации. (Медицинское ведомство оказалосьсамым проблемным во всех регионах как в экспертных оценках межведомст-венного взаимодействия, так и в отношении сотрудничества с исследовате-лями. Однако, как будет видно ниже, межведомственное взаимодействиевесьма«Второй шанс» ранней профилактики (пока ещё в точном смысле слова)возникает при поступлении ребёнка в школу. При наборе детей в первыйкласс ведётся отслеживание семей, их классификация и присвоение «стату-сов». В дальнейшем работники образовательного учреждения курируют про-блемные семьи и проблемных детей, действуя в основном путем бесед и по-сещений. Основным рычагом здесь (как и ранее) является угроза лишенияродительских прав, которая может быть доведена до родителей. Соответст-венно, профилактическая работа оказывается эффективной, если такие праваимеют для родителей ценность.Образовательное учреждение также является источником сигналов длядругих органов: опеки и попечительства, КДН, ОПДН, СРЦН. Однако когдаподобные сигналы (например, о предполагаемом жестоком обращении илипренебрежении родительскими обязанностями) имеют место, ситуация, какправило, требует уже не профилактики, а реабилитации.Фактически профилактика и заменяется реабилитацией, причём и о реа-билитации можно говорить лишь с некоторой натяжкой. Так, эффективноймерой, побуждающей родителей включиться в процесс реабилитации, экс-пертам видится ограничение родительских прав. Однако эта мера применяет-ся гораздо реже, чем лишение, и, таким образом, работа социальных службактивизируется, «когда дело уже доведено до суда».Наши эксперты неоднократно отмечали наследуемость социального си-ротства. Поэтому, критерием эффективности профилактики может служитьпрерывание «наследования», недопущение вторичного социального сиротст-ва. Отсюда следует необходимость продолжения профилактики до периоданаступления родительства, а молодёжь, имеющую опыт социального сирот-ства, целесообразно считать потенциальной целевой группой. Это, однако, неозначает, что следует считать её приоритетной. Эксперты указывают на то,что профилактику вторичного социального сиротства следует начинать какможно раньше, в детском возрасте. Оптимальной формой является семейноеустройство и усвоение детьми семейных ролевых моделей.Среди технологий работы, используемых основными агентами профилак-тики (прежде всего, КДН, СРЦН, которые могут относиться к различным ве-домствам, отчасти образовательные учреждения), преобладают: «программ-но-целевой метод» (фактически, работа с потенциально проблемными семья-ми с помощью тренингов, образовательных акций и т.д.), участковый (терри-ториальный) принцип работы (при этом у различных ведомств участки раз-ные, не совпадающие друг с другом), «уговоры и запугивания».Анализируя субъективную (экспертную) оценку качества работы системыи разных агентов профилактики, следует учитывать, что на неё всегда оказы-вала влияние ведомственная принадлежность информанта. Именно его ве-домство оказывалось самым компетентным и результативным. Тем не менеенаибольшую погружённость в проблему продемонстрировали сотрудникиСРЦ (ведомственная принадлежность может различаться) и КДН, в некото-рых регионах - представители системы образования. Эксперты практическиединодушно оценивают как самый «отзывчивый» и гибкий третий сектор,степень влияния которого в регионах напрямую зависит от позиции властныхструктур и развитости гражданского общества (она везде невысока). Участиемедиков в межведомственном взаимодействии «минимально» во всех регио-нах. Неоднозначную оценку получили правоохранительные органы. С однойстороны, они ценные помощники в работе с проблемными семьями (участко-вый обеспечит и доступ и защиту специалистам других ведомств), с другой -они же являются основными агентами стигматизации, «снижающими дове-рие к усилиям государства». Заметим, что во взаимодействиях с исследовате-лями милиция оказалась достаточно контактной, но в наибольшей степениприверженной карательно-контролирующей парадигме (что понятно).Выше представлено описание работы существующей системы профилак-тики социального сиротства. Со всеми недостатками система именно такова,и, в большей или меньшей степени, она воспроизводится во всех регионах.Однако практически во всех регионах есть несистемные элементы, практики,инициативы, представляющие собой точки роста.Формы и методы профилактической работы с неблагополучнымисемьями в сельской местности (по материалам кейс-стади Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (СРЦН) г. АсиноТомской области)*Особенности профилактики социального сиротства в условиях селаОбщий характер деятельности, ее цели, направленность, выбор тех илииных форм и методов работы с семьями во многом определяются социально-территориальным контекстом региона. Социальная работа с семьями в усло-виях малых городах и сельской местности существенно отличается от тако-вой в крупном городе. Поэтому патронатное сопровождение семей группыриска в сельской местности обусловливается действием ряда специфическихфакторов.1. Большая территориальная разбросанность, отдаленность отдельных сели деревень, что создает проблемы доступности, большие временные затраты,транспортные расходы.2. Сложная ситуация на рынке труда, отсутствие работы и низкий уро-вень оплаты труда, делающий даже имеющиеся вакансии малопривлекатель-ными. Особенно характерным это4. Массовое распространение пьянства, затрагивающее не только взрос-лых членов семьи, но и детей.В этой связи особенно интересно рассмотреть специфику практик профи-лактической работы, учитывающих особенности села и, в частности, сель-ских неблагополучных семей.Мы исходили из того, что практика представляет собой повторяющиеся,рутинизированные действия, являющиеся результатом адаптации субъектив-но интерпретируемых организационных норм и правил в соответствии с из-меняющимся ситуативным и локальным контекстом. Успешная практикапредставляет собой структурированное действие, однако постоянно обнов-ляемое. Обновление обусловлено изменением не столько целей и задач орга-низации, реализующей практику, но и контекста, в котором практика разво-рачивается. В то же время именно неизменность цели и её отчётливое виде-ние вместе с умением подбирать средства в соответствии с меняющимисявнешними условиями и есть важное условие успешности работы.Асиновский СРЦН (далее - Центр) был избран для углубленного изуче-ния на основании рекомендаций экспертов, по отзывам которых данное уч-реждение не только является одним из самых успешных в Томской области вотношении работы с социальными сиротами и профилактики социальногосиротства, но и может располагать не вполне формализованными «лучшимипрактиками».Социально-реабилитационный центр был создан в Асине в 1994 году.Учреждение открывалось как социальный приют, ориентированный на дос-таточно рутинные формы деятельности: круглосуточный стационар для детейи группы дневного пребывания.Собственно служба социального патронажа (официальное название -«Служба групп дневного пребывания и социального патронажа») была соз-дана в сентябре 2005 года. Социальным патронажем семей занимается 10 че-ловек.Применительно к контексту исследования, обусловленному спецификойдеятельности Асиновского СРЦ, понятие «патронаж семей группы риска» мыможем рассматривать в широком и групп дневного пребывания; службы сопровождения семейных воспитательных групп; летнего оздоровительного лагеря для детей; летних трудовых бригад для подростков из проблемных семей и их ро-дителей.В таком контексте патронаж включает в себя как собственно профилак-тику возможного социального сиротства, так и работу «со свершившимсяфактом», связанную с мерами уголовного и административного воздействияпо отношению к родителям (подготовка материалов для лишения/огра-ничения родительских прав и т.п.), реабилитационной и коррекционной по-мощью детям из таких семей, определением их жизнеустройства.В узком смысле патронаж связан с сопровождением семей, оказавшихсяв сложной жизненной ситуации с целью предотвращения деструктивныхпроцессов, содействия укреплению семьи, профилактики рисков семейногонеблагополучия и социального сиротства. Это, прежде всего, социальная,консультативная, психолого-педагогическая помощь проблемным сельскимсемьям, предоставляемая специалистами Службы социального патронажа.Собственно, в этом аспекте социальный патронаж представляет собой формуранней профилактики социального сиротства.Как упоминалось выше, эта служба включает в себя социальных педаго-гов, педагогов-психологов, логопеда, участковых специалистов по социаль-ной работе, в случае необходимости к деятельности подключаются другиеспециалисты: медики, психиатры, юристы.Клиентами социального патронажа являются: семьи и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; дети, возвращенные в свою семью после реабилитации в Центре, пре-бывания в стационарном отделении; семьи, имеющие несовершеннолетних детей, испытывающие трудно-сти в воспитании и общении; семьи, имеющие опекаемых детей, в которых сложилась трудная пси-хологическая ситуация; семьи, имеющие детей-инвалидов; семьи, временно нуждающиеся в помощи отдельных специалистов.В работе службы выделяется 2 основных направления: городской и по-селковый патронаж (бригады экстренной социальной помощи).Городской патронаж ориентирован на население районного центра,г. Асино*:«Вот как я уже говорила, он делится на городской и поселковый. Городской - мы ус-ловно разделили карту нашего города на шесть участков, и за каждым участком закреплёнспециалист по социальной работе, который входит в семью... выявляет. Составили мы та-кой единый банк данных этих семей. Мы его составляли из сведений, полученных из орга-нов опеки, центра социальной поддержки населения, социальных педагогов школ, участ-ковых педиатров, ОПДН. Вот, да? На каждом участке есть свой паспорт» (РуководительСРЦН, женщина, около 50 лет, г. Асино, Томская обл., 2008).* Хотя Асино номинально является городом, но, как мы уже отмечали, это поселение малоурба-низированное, с сохранением, скорее, сельского коммуникативного пространства и образа жизни.В условиях небольшого города такой патронаж оказывается достаточноэффективным, в силу относительно низкой латентности семейного неблаго-получия (все друг друга знают) и возможности оперативной координациидеятельности различных ведомств (хотя, как будет сказано ниже, проблемыздесь есть).Общая цель поселкового патронажа - оказание помощи и поддержкисемьям и детям, проживающим в отдаленных населенных пунктах, оказав-шимся в трудной жизненной ситуации, с которой они не могут справитьсясамостоятельно.Поселковый социальный патронаж представляет собой регулярную (наопределенный срок) планомерную помощь семьям. Средний срок пребыва-ния на патронаже: от 3 месяцев до полугода. Непосредственно патронажосуществляется выездными бригадами экстренной социальной помощи. Всостав бригады экстренной социальной помощи входят: социальный педагог;педагог-психолог; учитель-логопед.На местах организатором встреч с нуждающимися семьями выступаетучастковый специалист по социальной работе, знающий ситуацию и прово-дящий предварительную работу с семьями. В ходе первой встречи с семьейосуществляется своеобразная экспресс-диагностика, после которой определя-ется дальнейшее направление работы с ней, необходимые виды помощи.Можно обратить внимание на несколько факторов, определяющих эффектив-ность деятельности выездных бригад. Во-первых, это действие «эффекта по-стороннего»:«Понимаете, здесь еще смысл в том, что мы - со стороны. Они нас могут послушать.Например, семье требуется помощь логопедическая или медицинская, а мама не хочет. Ееучастковый специалист не может убедить - он свой, местный, мало ли что он говорит, чтоон там понимает. А тут специалисты приехали, у них взгляд со стороны. И к нам они при-слушиваются. Соглашаются, что так будет лучше для них» (Специалист службы социаль-ного патронажа СРЦН, женщина, около 35 лет, г. Асино, Томской обл., 2008).Во-вторых, выявление проблемных семей и воздействиеТехнологии патронатной работы с семьями, формы профилактикисоциального сиротстваВ целом на профилактику социального сиротства и реабилитацию про-блемных семей направлена деятельность всех структурных подразделенийЦентра. Но если говорить о семьях, которые еще не оказались в состоянииглубокого кризиса, родители в которых не лишены родительских прав, то сними работает, прежде всего, служба социального патронажа.Одной из функций службы социального патронажа является выявлениепроблемных семей как в г. Асино, так и в сельских районах. В этом отноше-нии система межведомственного взаимодействия работает, сказывается какнебольшой размер города, так и устоявшиеся личные контакты.Этапы работы с семьейПервый этап - это знакомство с семьей и общая диагностика ее состоя-ния. Сотрудники патронажной службы, с помощью других структур (школа,органы соцзащиты, КДН, милиция) собирают информацию о семье, ее поло-жении, после чего осуществляется визи
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 175
Ключевые слова
неблагополучные семьи, социальное сиротство, профилактикаАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Рыкун Артем Юрьевич | Томский государственный университет | доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы философского факультета | a_rykun@mail.ru |
Южанинов Константин Михайлович | Томский государственный университет | кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы философского факультета | ukm55@yandex.ru |
Ссылки
