Economic Typology of Goods and the Possibilitiesof Collective Action.pdf Коллективное действие - это один из важнейших концептов политиче-ской социологии, особенно применительно к проблеме политической ста-бильности и политических изменений. Однако классическая социологияпредставляет социальное действие как действие исключительно человека илисоциальной группы и принимает во внимание в качестве причин и последст-вий подобной активности человека без участия вещного мира2. Классическоеопределение коллективного действия звучит так: «совместные действия (илибездействие) людей, преследующих общие интересы» [3. Р. 5]. Но если в этоопределение добавить «не-человеков» - вещи, технологии, - как изменитсянаше представление о коллективном действии? Ведь, как вполне правомерноутверждает Бруно Латур, именно участие вещей в каждодневных социальныхвзаимодействиях отличает человека от обезьяны [4].Подобная постановка проблемы о связи материального мира и коллек-тивного действия не нова. Например, в своей статье, посвященной колектив-ному действию применительно к материальному окружению городского хо-зяйства в России, финский социолог Р. Алапуро пишет: «Если мы действи-тельно хотим понять, каким образом человеческие существа «переплетают-ся» с не-человеческими ценностями и вещами, как тогда необходимо изме-1 Статья написана при поддержке Академии Финляндии (грант 208170). Некоторые положениятекста опубликованы в: Bytchkova O., Popova E. Things and People in the Housing and Utility SectorReform in Russia, 1991-2006. In: Kharkhordin O. and Alapuro R. (eds.) Political Theory and CommunityBuilding in Post-Soviet Russia. London and New York: Routledge Press, 2010. P. 87-138.Авторы выражают благодарность проф. О. Хархордину и проф. Р. Алапуро за плодотворные дис-куссии и всестороннее обсуждение полученных выводов.2 См. подобную критику господствующей социологической парадигмы у представителей так на-зываемого материалистического поворота в современной социологии: Б. Латура, Дж. Лоу, К. Кнорр-Цетины [1, 2].нить наше видение коллективного действия, чтобы включить этот аспект вкруг наших понятий? Следует отметить, что необходимость соответствующе-го переопределения представляется вполне очевидной в России, где преобра-зования в материальном измерении выразились чрезвычайно ярко» [5]. Мы, всвою очередь, пытаемся понять, как различные виды собственности, предста-вленные в классических экономических теориях, зависят от природы вещей,и сформулируем предположения о возможных типах колективного действиядля разного типа вещей.Связь коллективного действия и понимания различий в природе вещейпозволяет по-новому подойти к проблеме управления и распоряжения огра-ниченными ресурсами, которые в поле политики и государственного управ-ления используются совместно. Как утверждают экономические теории со-вместной, коллективной, общей, публичной собственности, именно потреб-ность в управлении и распределении подобных видов собственности порож-дает государство. Мы совершим экскурс в социологическую литературу,описывающую данную проблематику, применительно к проблеме коллектив-ного действия.Первым, кто обратил внимание на связь между коллективным действиеми материальными благами, был Манкур Олсон [6]. Олсон связал возмож-ность/невозможность коллективного действия с характером получаемого вего результате блага: делимое или нет, общее или частное. Классическаяформулировка парадокса «безбилетника» связана с благами, названными имобщественными (или коллективными), т.е. инклюзивными и неделимыми.Суть парадокса проста. Если член коллектива может получить благо, избегаяплаты за него (финансовой или участия в политических акциях), согласнологике рационального актора, он будет избегать участия в коллективном дей-ствии. Например, если есть профсоюз, отстаивающий права профессиональ-ной группы, то при отсутствии дополнительных стимулов к участию индивидбудет избегать членства в профсоюзе, поскольку повышениерассматривать коллективное действие в парадигме экономических типологийсобственности.Природа и разделение товаровНе существует общераспространенного определения товаров в экономи-ческой литературе. Более того, понятия «товар», «вещь», «предмет» обычнорассматриваются как одни и те же категории. В экономической литературе«товар» - нечто, что может быть потреблено, или то, что увеличивает выго-ды, а следовательно, и то, что может быть продано на рынке. Он может бытьпредставлен как физический объект или вещь, которую можно увидеть (на-пример, в макроэкономике), и сосчитать или это может быть одновременноосязаемым объектом/вещью и неосязаемой услугой (например, в микроэко-номике) [8, 9]. Карл Менгер, основатель австрийской школы экономики, вво-дит следующие различия между «вещью» и «товаром»: «Предметы, которыенаходятся в непосредственной связи с удовлетворением человеческих по-требностей, мы определяем как полезные вещи [Nutzlichkeiten]… Для того,чтобы вещь стала товаром, или, другими словами, приобрела характер това-ра, в ней должны одновременно сочетаться следующие четыре предпосылки:1) потребность в ней человека;2) такое свойство, как способность вещи быть привнесенной в каузальнуюсвязь с удовлетворением этой потребности;3) знание человека об этой непосредственной связи;4) владение этой вещью, достаточное для того, чтобы направить ее наудовлетворение потребности.Только когда все четыре характеристики будут представлены одно-временно, вещь сможет стать товаром. Но в том случае, если даже одноусловие не будет выполнено, вещь не может приобретать черты товарно-сти [Guterqualitat], и вещь, уже владеющая ими, утратит свой характертотчас же, если хотя бы одно из четырех необходимых условий будет ут-рачено…» [8. Р. 52].Таким образом, осязаемость вещи, столь важная для нашей книги, за-трагивающей инфраструктурный аспект политики, важна и для экономи-ки. Также важно для нас предложение Менгера о разделении товаров нареальные и воображаемые. Это различие было отмечено еще Аристотелем(De Anima III. 10. 433 а 25-38), и оно основано на том, возникает потреб-ность в результате рационального обдумывания или она связана с ирра-циональностью: «Существуют особые ситуации, когда вещи не связаны снепосредственным удовлетворением человеческих потребностей, но тем неменее о них говорят как о товарах. Это случается (1) когда атрибуты или ка-чества ошибочно приписаны вещам, которые на самом деле ими не характе-ризуются, или (2) когда ошибочно допускают существование несуществую-щих человеческих потребностей. В обоих случаях мы должны разделятьсвойства, которые в реальности не соотносятся с уже описанными чертами,теми, что определяют вещь как товар, но эти свойства вещей продолжаютсуществовать только во мнениях людей. К вещам второго класса мы можемотнести: орудия, инструменты, статуи, здания и т.д., которые используютсяязычниками для поклонения идолам, сюда же относятся инструменты дляпыток и т.п. Такие вещи, которым основные характеристики товаров могутбыть приписаны только в воображении, или вещи, возникающие из вообра-жаемых потребностей, соответственно, могут быть названы воображаемымитоварами» [8. Р. 53].Вслед за К. Менгером современные исследования публичной политикитрактуют товары очень широко, как «любую вещь, от которой индивиды мо-гут получить либо удовлетворение, либо огорчение» и как «различные про-дукты и услуги, которые можно потребить, обменять, продать, либо сделатьдоступными всему обществу» [10. Р. 68, 119].История и современные классификации товаровКак показано во многих учебниках (11), основной теорией общественныхтоваров считается теория Пола Самуэлсона. Однако, как указывает сам Саму-элсон, многие экономисты до него сталкивались с проблемой публичных,или, как они их называли, коллективных или общественных товаров. Первоеупоминание публичных товаров встречается у А. Смита в работе «Здоровьенаций». Он указывает, что существуют публичные товары, которые могутбыть созданы только государством: «[Обязанность суверена] создавать иподдерживать публичные институты и те публичные работы… создание иподдержание которых нельзя ожидать от отдельных индивидов или их не-большой группы» (Книга 5).К идеям Смита не обращались почти в течение целого века, и они вновьполучили распространение в экономической теории лишь в конце 19-го сто-летия. Эмиль Сакс, австрийский экономист, предложил классификацию, ос-нованную на принципах делимости, и определил «общественный продукт,неделимость которого не препятствует увеличению личных выгод, напримертеатральное представление» [Sax, 1887, 208; цит. по: 12. Р. 218-219]. Сакстакже предложил отличия между двумя видами коллективных потребностей:«те выгоды, которые можно будет использовать каждому индивиду» и «соб-ственно коллективные потребности», «где индивидуальные выгоды не опре-делены» [Sax 1924; цит. по: 13. Р. 178].Другими отцами-основателями теории публичных товаров считаютитальянского экономиста Уго Маццолу и Курта Викселла, австрийского эко-номиста, которые обсуждали вопросы формирования стоимости публичныхтоваров (хотя ими и не был объяснен концепт) (Mazzola, 1890; Wicksell,1898). Другой итальянский экономист Джованни Монтемартини (1900), рас-сматривая концепт публичных и коллективных потребностей, заявил, что «несуществует публичных или коллективных потребностей в прямом смыслеслова, как противопоставления индивидуальным потребностям. Это всегдареальные индивиды, подсчитывающие преимущества и выгоды от возложен-ного на общество производства определенных товаров… Исторически такназываемые публичные или коллективные потребности изменяются; нет кол-лективных потребностей, которые носили бы универсальный характер вовремени и пространстве». [Montemartini, 1900; цит. по: 13. Р. 151]. Однакоедва ли Монтемартини, как и других исследователей, можно считать первы-ми исследователями публичных потребностей и товаров, поскольку их рабо-ты не носили всеобъемлющего характера.Другой итальянский экономист, Энрико Бароне (1912), продолжалрассмотрение этих же вопросов и заметил существование «общей потреб-ности» (например, в хлебе) и «коллективной потребности» (например, вовнутренней безопасности). Как и Сакс, он использовал принцип делимо-сти как основание для классификации товаров и установил: «Мы будемназывать публичными потребностями те, которые обеспечиваются госу-дарством в любой стране и в любое время… Таким образом, определен-ные публичные потребности могут быть разделены на две большие кате-гории: те, которые существуют, и те, которые не поддаются индивидуаль-ным и специфическим требованиям и гибкому разделению» [Barone, 1912;цит. по: 13. Р. 165].Среди англоговорящих авторов Ховард Боуэн был одним из первых эко-номистов, кто предложил собственную классификацию товаров. Как он пока-зал в работе 1943 года: «Экономические товары могут быть двух видов: ин-дивидуальные товары и общественные…Индивидуальные товары характери-зуются делимостью. Они могут быть разделены на маленькие части, эксклю-зивное владение которыми может принадлежать отдельным личностям (на-пример, морковь, швейная машина, парикмахерские услуги)… Обществен-ные товары, с другой стороны, неделимы на отдельные части, владение кото-рыми может быть индивидуальным… Общественные товары… удовлетво-ряют коллективным и политическим требованиям в большей степени, чеминдивидуальным» [14. Р. 27].Таблица 1. Классификация товаров в экономической литературеИСКЛЮЧЕНИЕЛегкоИСКЛЮЧЕНИЕСложноСОРЕВНОВАТЕЛЬ-НОСТЬКонкурент-ный/ограниченныйЧастные товары(имеющий предел товар, про-изводимый для выгоды)Еда, одежда, машины…Общественные товары (конечныйпо природе или производимыйчеловеком товар со свободнымдоступом)Вода, выгон, пастбище, ирригаци-онная система, животный мир)СОРЕВНОВАТЕЛЬ-НОСТЬНесоревновательный/бесконечный ресурспредельная стоимостьпроизводства для доба-вочного потребителя рав-ны DЎ нулютовара, т.е. «предельная стоимость поставки товара дополнительному потре-бителю равна либо не равна нулю» [15. Р. 621]. Вторая черта - существует ливозможность исключить кого-нибудь из числа потребителей товара и каковацена этого. В литературе эти свойства принято называть конкуренцией и ис-ключением [15, 16, 17].В табл. 1 представлена классификация товаров, используемая Э. Остром вшироко известном учебнике по общей экономике и общественному выбору[7. Р. 241]. Она разделила товары по двум вышеуказанным критериям: конку-ренция, тип ресурса и исключение в потреблении.Пристальное внимание в литературе традиционно уделялось определе-нию публичных и частных товаров, и они обычно рассматриваются как про-тивоположности на шкале характеристик собственности. «Выгоды от пуб-личных, или социальных, товаров отличаются от выгод от исключительноличных товаров, поскольку они подвержены эффектам внешнего потребле-ния в большей степени, чем индивидуальные товары» [18. Р. 151]. Другоеопределение публичных товаров подчеркивает источник и ресурсные харак-теристики товаров: это «товары, выгодные для всех потребителей, но рынокможет поставлять их, а может и не поставлять» [15. Р. 621]; также это «те по-требительские товары, которые произведены однажды, но их потреблениеодним не уменьшает их доступности для других» [19. Р. 329]; «товар можносчитать публичным, если он по своей природе является доступным для всех;если их использует один, то могут использовать и другие» [20. Р. 107].Внимание к групповым товарам было значительно меньше. Но если мыбудем отталкиваться от Корнеса и Сандлера [21. Р. 159-161], то увидим сле-дующее. Четыре аспекта групповых товаров отличают их от исключительнопубличных: во-первых, в отличие от общественных товаров, потреблениекоторых может быть ненамеренным, непроизвольным, групповые использу-ются добровольно; члены группы (клуба) относят себя к этим группам, пото-му что ожидают выгод от этого членства. Основное правило здесь - доступ-ность групповых товаров. Во-вторых, клубы частично разделяют характери-стику соревновательности общественных товаров, например, связанные сразвлечением, теннисными клубами, бассейнами. В-третьих, основная чертаклубов - наличие эксклюзивного механизма, при котором нормы использо-вания потребителем могут быть рассчитаны и не члены и неплательщики мо-гут быть отстранены от потребления. В-четвертых, в отношении приема вгруппу для потребления групповых товаров принимаются два типа реше-ний - решения членов (тех, кто является участником) включать или не вклю-чать и условный выбор (сколько долей товара должно быть произведено). Вслучае публичных товаров подобные решения могут быть только условными,потому что членство здесь - для всего населения в целом.Основная проблема общественных товаров - их размеры или их физиче-ские характеристики, которые делают их дорогостоящими, но их невозможноисключить из индивидуального потребления. В отличие от исключительнопубличных товаров общественные товары могут быть истощены и загрязне-ны, если не вводить ограничения по их использованию.Стоит заметить, однако, что существуют некоторые проблемы относи-тельно сказанного выше. Во-первых, не существует строгой договоренностив экономической литературе о видах товаров. Например, Масгрэйв [12] иСтроц [19] называют публичными общественные товары, а Самуэлсон [18]говорит о коллективных товарах (в настоящее время складывается традицияопределять коллективные и общественные товары как отдельные категории;смотри раздел ниже). Биккерс и Вильямс [10] представляют групповые това-ры в качестве тех, за которые надо платить (т.е. индивиды могут иметь сти-мул для производства таких товаров и взимать плату за их использование).Во-вторых, существуют различные интерпретации отношений междуэтими четырьмя категориями товаров. Групповые и общественные товарымогут иногда включать одну из граней определения публичных товаров. Вэтом случае классификация товаров основывается на возможности их рас-пространения через рынок [16. Р. 57]. Товары определяются тогда как личные(ограниченные и продаваемые на рынке) или публичные (все другие товары,продажа которых невозможна на рынке, включая групповые, общественные,публичные товары из табл. 1). Товары также можно классифицировать в за-висимости от их потребления и воспроизводства. В этом случае они будутподразделяться на ограниченные и неограниченные товары [16. Р. 58]. Пуб-личные товары здесь включают только групповые и публичные товары изтабл. 1, т.е. это неконкурентные товары. Согласно Масгрэйву, их главное от-личие от общественных товаров (соревновательных, но их потребление не-возможно ограничить) детерминировано различными условиями эффектив-ного использования ресурсов [16. Р. 58]. Существует классификация товаровкак шкалы, на краях которой расположены исключительно личные товары, содной стороны, и только публичные - с другой, и все остальные товары как«промежуточные публичные товары» [22] или «смешанные товары» [18].Более того, ведутся споры об определенных категориях товаров, которыеможно отнести более чем к одному типу. Данный тип товара различнымиавторами может быть интерпретирован как совершенно иной. Например, в товремясимости от исследовательских задач и предпочтений в большей степени, чемустановлены самой природой.Принцип делимости и концепт публичных товаров в неоклассическойэкономической теорииКак указывалось выше, Самуэлсон считается первым исследователем, ко-торый ввел концепт «публичных товаров» в неоклассическую экономиче-скую теорию. Он развил эту теорию в трех работах. В работе 1954 года онвводит концепт публичных, или, как он называет их, общественных товаров.Его основным критерием классификации товаров был принцип физическойделимости, который он позднее сформулировал как неконкурентную собст-венность. Он полагал, что существует две категории товаров: товары личногопотребления, «которые могут быть разделены между различными индивида-ми», и товары коллективного потребления, «которые получают все в общест-ве, осознавая, что индивидуальное потребление такого товара не исключаетлюбого другого индивидуального потребления этого товара» [24. Р. 387].Позднее, отвечая на критические замечания [см.: 22, 25], Самуэлсонпредложил другие уточненные классификации для его категоризации. В ра-боте 1955 года он объяснил, что его основная цель заключалась в том, чтобыпредставить «математическое описание теории общественных затрат, котораяразрабатывалась итальянскими, австрийскими и скандинавскими исследова-телями в последние 75 лет» [24. Р. 359], и соотнести ее с первыми исследова-ниями, в которых развитие получили те же идеи: «Показывая историю разви-тия подобных теорий, я надеюсь, что настоящая работа внесет ясность поотношению к более ранним авторам… За исключением авторов, которых яцитирую, и важных неопубликованных идей доктора Масгрэйва, в литерату-ре существует много темных мест» (Samuelson, 1955. Р. 355).Он подтвердил различия между личным потреблением товара, «подобнохлебу, который полностью может быть разделен между двумя и более лично-стями даже в том случае, если один получит больше, чем другой», и публич-ным потреблением, «таким, как уличныйчто признанное право незаконного расселения и почтительное отношение киндивидуализму сформировали отличия в реальных доходах семей. Тогдаздесь на этой планете в первый раз было создано правительство» [18. Р. 332-333].В этой работе он предложил исследователям «идти от полярных случаевисключительно личных и публичных товаров к созданию комплексной моде-ли, которая учтет подсчеты всех внешних, косвенных эффектов, а также эф-фектов совместного потребления» [18. Р. 335].Исключаемость и групповые товарыПолярные классификации, предложенные Самуэлсоном, были сильнораскритикованы в дальнейших исследованиях. Баханан [26] исследовал ис-ключительность публичных товаров, как они были определены Самуэлсономв 1954 году, и предположил, что многие товары не могут быть настолько чет-ко классифицированы. Некоторые публичные товары могут иметь выгоды«исключительности». Баханан утверждал, что возможно существование«клубов», которые исключают членов общества через механизм, подобныйвзиманию налогов или пошлин [там же. C. 5]. Истоки этой теории можнонайти в работах А.С. Пигоу [Pigou, 1920, цит. по: 26] и Ф. Найта [27] о по-шлинах и сборах на переполненных дорогах. Другим основателем теорииклубных товаров считается Чарли Тайбоут [28] с его моделью «голосованияступнями», которая объясняет отношения между юридическим размером ме-стных правительств и добровольной мобилизацией или членскими решения-ми, которые являются главной характеристикой группового товара. РичардМасгрэйв также упоминает «принцип исключения», когда он говорит о спо-собностях продавцов исключать потенциальных покупателей от товаров иуслуг, как только они заплатят оговоренную цену [16].Баханан впервые развивает теорию групповых товаров в работе 1965 го-да. Согласно его позиции, «теория клубов» или «классификация потреблениятолько как собственности для членов группы» была упущена в общих иссле-дованиях, касающихся типов товаров: «Ежедневный опыт показывает, чтосуществуют некоторое наиболее предпочитаемое или «оптимальное» членст-во почти по каждому виду деятельности, в которую мы включены, и что эточленство изменяется в зависимости от экономических факторов. Европейскиеотели имеют больше разделяемых ванных комнат, чем их американские эк-виваленты. Общества со средним и низким доходами организуют общие бас-сейны для плавания; общества с высоким доходом стремятся к частному вла-дению бассейнами» [26. Р. 1].Как он заявляет, в то время как многие товары будут классифицироватьсякак личные, мало товаров, если они вообще существуют, будут исключитель-но публичными. Он предлагает отказаться от полярной дифференциации то-варов, сформулированной Самуэлсоном, основанной на принципе делимости,и «ввести функцию использования товаров, пролегающую между двумя эти-ми крайностями»: «Интересны случаи тех товаров и услуг, в потреблениекоторых вовлекается некоторая «общественность», где оптимальное разделе-ние на группы - это более чем один человек или семья и меньше, чем беско-нечность. Степень «публичности» ограничена. Центральный вопрос теорииклубных товаров - что определяет границы, пределы членства таким обра-зом, чтобы говорить, что величина наиболее желательной стоимости и разме-ры потребления установлены» [26. Р. 1].Для Баханана основное правило классификации товаров - размер отдель-ных групп. «Для любого товара или услуги не имеет значения его установ-ленное место на шкале публичного - личного, выгода или полезность, кото-рую индивид получает от потребления, зависит от числа других людей, с кемон должен разделить его выгоды» [26. Р. 3]. Личные товары предполагаютпотребление одним человеком или семьей; групповые товары допускают по-требление мелкими группами, публичные товары предполагают потреблениенеограниченно большими группами.Исключаемость и общественные/общие товарыОбщие товары (common goods) представляют собой особый тип конкури-рующих, но не исключаемых из потребления товаров. Главное отличие меж-ду общими и другими видами товаров, таких как групповые или публичныетовары, в том, что они ограничены и, таким образом, порождают конкурен-цию между пользователями, но в отличие от личных товаров они не могутбыть просто исключены из потребления из-за их величины и поэтому не мо-гут быть субъектом рыночного регулирования: «Подобно исключительнопубличным товарам, общие можно разделить, но в отличие от личных това-ров, они либо не могут быть, либо, в силу ряда причин, не распределяютсямежду отдельными потребителями. Как использование личных товаров, так ииспользование общих характеризуется индивидуальными потребителями,которые присваивают его собственную долю в общем потоке прибыли (фер-мер качает воду, корова ест траву), способствует тому, чтобы его доля выгодбыла недоступной для других» [29. Р. 41-42].Существуют различные стратегии по решению задачи исключительностии сверхпотребления для таких типов товаров, например, через централизо-ванное управление и принуждение (в этом случае они определяются как пуб-личные товары) либо создание частной собственности (тогда определяютсякак личные товары) [23, 30, 31]. В некоторых случаях, особенно для сторон-них наблюдателей, общие товары имеют внешний вид частной собственно-сти. Теоретически любой общий товар может быть разделен с физической исоциальной точек зрения на меньшие части. В этом случае режим собствен-ности (индивидуальная или общая) будет позволять этим маленьким частям«общего» функционировать как обычный частный товар. Таким образом, то-вар может находиться под единым управлением и режимом собственности, итогда он может быть исключен из потребления запретом на использование.Однако для общества этот товар, хотя и имеет вид публичного товара длялюбого члена общества, имеющего относительную свободу, становится со-циально ограниченным в отношении доступа к ресурсной системе.Изучение «общего» впервые началось в биологических и демографиче-ских исследованиях, преимущественно через обсуждение трагедии общно-сти; этот концепт описывает конфликт за ресурсы между индивидуальнымиинтересами и общим товаром или коллективным действием, создающимипроблемы чрезмерного использования природных ресурсов [32]. Такое виде-ние впервые было представлено в 1833 году Вильямом Форестером Ллойдом,который занимался изучением вопросов прироста населения. История, кото-рую он использует, показывает, как свободный доступ и неконтролируемоепотребление драгоценностей разрушают эти ценности из-за чрезмерного по-требления.В теории рационального выбора такие результаты объясняются стремле-нием индивида максимизировать выгоды от потребления; как рациональныйагент, каждый индивид мотивируется максимизацией собственного исполь-зования товара, притом, что цены за использование распределялись междувсеми, кто имеет доступ к ресурсу. В экономической литературе вопросы со-вместной собственности были подняты лишь в середине 1950-х годов. Дваэкономиста, Г. Скотт Гордон в 1954 году и Энтони Скотт в 1955 году, прове-ли экономический анализ общества рыболовов, как классический примерпользования общими товарами/вещами: «Рыболовные ресурсы по своей при-роде являются всеобщими, но они не уникальны, поэтому подобные пробле-мы встречаются и в других отраслях промышленности, связанных с природ-ными ресурсами, таких как производство нефтепродуктов, охота и т.д.» [33.Р. 124].Они показывают, что, если индивиды будут вылавливать слишком многорыбы без регулирующих действий по ограничению потребления, это приве-дет к вымиранию рыбных пород и потерям возможной экономической при-были: «Ничем не примечательное наблюдение, что для природных ресурсов -как для всех других видов природных богатств - «то, что принадлежит всем,не принадлежит никому». Никто не станет экономить и сберегать ресурсы,если только он не будет уверен в получении некоторой доли прибыли от егодеятельности» [34. Р. 116].В 1968 году в работе «Трагедия общности» концепт был расширен эколо-гом Г. Хардином. Как и В. Ллойд, Хардин в первую очередь интересовалсявопросами населения и, особенно, проблемой роста населения в большейстепени, чем экономическим анализом общественного. Однако он сфокуси-ровал вниманиестаду и настолько быстро, насколько это возможно (поспевая раньше другихпастухов), что означает, что ограниченные ресурсы общественных земельбудут быстро исчерпаны: «В этом и трагедия. Каждый человек погружен всистему, которая принуждает его увеличивать свое стадо без ограничений.Гибель и крушение - это предназначение, к которому все люди движутся,каждый, преследуя только свои собственные интересы в обществе, убежден вдоступности общих вещей. Их доступнсть принесет гибель всему» [30.Р. 1244].По мнению Хардина, это заключение продолжает знаменитое утвержде-ние А. Смита, согласно которому индивиды стремятся только к достижениюсобственных целей, но, действуя таким образом, они неосознанно действуютв рамках общественного интереса. Ситуации с общими вещами показывают,что индивидуальные интересы не всегда получают ожидаемое оптимальноерешение, и действие, направленное на удовлетворение индивидуальных ин-тересов, не всегда будет способствовать увеличению публичного товара.Хардин предложил два решения этой трагедии: централизованное при-нуждение, т.е. «взаимное принуждение для взаимного согласия», и ясно оп-ределенные права собственности, которые впоследствии будут интерпрети-рованы многими исследователями как аргумент в пользу приватизации.Этот взгляд на поведение акторов, стремящихся к максимизации прибылив обществе, развивался в исследованиях Гордона, Скотта, Хардина и сталипредметом дальнейшего анализа во многих экономических и правовых рабо-тах [см. обзор: 31, 32, 37]. Обычно проблемы совместной собственности ар-тикулировались в рамках теории игр и представлялись как игра под названи-ем «Дилемма узника», которая предлагала мошенничество и максимальноеиспользование в качестве лучших методов действий для членов общностей.Предсказания трагедии подтверждались многими эмпирическими работами, вкоторых исследовались массовая вырубка лесов в тропических странах иуничтожение пород рыб во всем мире. Обычные решенияну, время и технологии использования. Такая политика эффективна в уста-новке ограничений; они способствуют созданию таких ограничений, которыене являются слишком слабыми (что ведет к чрезмерному использованию и, вконечном счете, к уничтожению ценных ресурсов) и слишком строгими (ко-торые необоснованно занижают выгоды от исполь-зования).Сегодня не существует консенсуса относительно лучшего способа управ-ления совместной собственностью. Режим индивидуальной собственностикритикуется как менее эффективный и менее справедливый, чем общей соб-ственности [39]. Правительственное регулирование было успешным в неко-торых случаях (таких, как выделение средств на поддержку окружающейсреды в США), но эффективность этих методов широко обсуждается из-за ихвысокой стоимости и негибкости. В то время как КРсНП способны эффек-тивно действовать на местном уровне, они не способны на решение проблемв больших масштабах, таких, как загрязнение воздуха.Возможно, не настолько существенно, что исследования общих вещейне стремятся соответствовать римским категориям собственности. Напри-мер, Бромлей [40. Р. 4], Рандж [41. Р. 18], Хесс и Остром [37. Р. 121] ука-зывают на то, что res nullius, или «никому не принадлежащая собствен-ность», может быть легко идентифицирована как один из типов общест-венных товаров, а именно как ресурсы с открытым доступом или нерегу-лируемая общая собственность, описанная Хардином. Как заявляют они, атакже другие исследователи общего, модель Хардина пригодна только дляресурсов со свободным доступом, «где невозможно отстранить посторон-них от их использования. Это невозможно без развития коммуникации,взаимодействия и взаимного доверия как институционализированных об-разцов поведения среди дольщиков, преследующих только собственныеинтересы» [42]. Вслед за Хардином исследователи показали, что возможентакой порядок в отношении общественных ресурсов, при котором потреб-ление может эффективно регулироваться, он определяетсяЧто отличает общие товары и КРиНП? Термины имеют близкое значениеи относятся к тем материальным предметам, которые могут принадлежатьвсем. Однако первый термин «общность» - более широкое понятие, вклю-чающее рассуждения о демократическом духе общих вещей. Ресурсы обще-ственного фонда (КРиНП) - специфическая категория, которая описываетсякак тип конкурентных неисключающих экономических товаров: «Общий то-вар: понятие общих вещей связано с идеей демократического процесса, сво-бодой слова и свободой интерпретации информации… Оно относилось к па-лате Британского Парламента, представляющей нетитулованных граждан, и ксельскохозяйственным полям Англии и Европы прежде, чем они были поде-лены и огорожены. В США общность соотносится с публичным пространст-вом таким, как городская площадь Новой Англии, обеденные залы студенче-ских городков, и соотносится с концептом «общественного» товара» [37.Р. 115].«Ресурс общественного фонда, или конкурентные ресурсы с неограни-ченным потреблением, частично соотносится с тем, что экономисты называ-ют «публичным товаром», главное сходство - в трудностях развития физиче-ских и институциональных способов исключения лиц, использующих «пуб-личный товар»… Во-вторых, продукты и ресурсы совпадают с тем, что эко-номисты называют «частными товарами», характеристикой которых являетсяличное потребление, вычитаемое от общего количества, доступного для дру-гих. Таким образом, ресурсы общественного фонда производят проблемыперенаселения, сверхпотребления, загрязнения и потенциального разруше-ния, исключая случаи, когда ограничители потребления и пользования про-думаны и навязаны» [37. Р. 120].Дополнительные виды товаров и их специфические чертыВ экономике существуют другие виды товаров, которые не вполне соот-носятся с принятым условным разделением, представленным выше. Коллек-тивные, или социальные, товары - один из таких типов. Такой товар можетбыть рассмотрендержки исторических городов, уважение к национальным праздникам, по-вышенное внимание к окружающей среде, образованию или искусству» [43.Р. 452]. Подобное определение формулирует два вопроса: первый, кем и ка-ким образом эти интересы обнаруживаются, и второй, использование кон-цепта «община». Предлагая ответ только на первый вопрос, Масгрэйв пола-гал: «Развивая общественные отношения, люди создают ассоциации, осно-ванные на добродетели и взаимной симпатии. Группы людей формируютобщественные связи, например, разделяя исторические или культурные тра-диции, которые выступают как способы идентификации. Индивид будет за-щищать не только свой дом, но и присоединяется к остальным для защитынашей территории или нашей деревни. Благодаря таким общим интересам иценностям могут возникать общие потребности, потребности, которые инди-виды чувствуют обязательным поддерживать как члены общины» [15. Р. 84].Хотя это достаточно интересный концепт, с его использованием возника-ет ряд проблем. Во-первых, данный концепт совершенно неясный и неопре-деленный. Во-вторых, Масгрэйв не объясняет, как экономисты могут его ис-пользовать при анализе, например, бюджетного процесса. В-третьих, он отка-зался от использования данного понятия в конце параграфа, где велось обсу-ждение общинных потребностей. Он говорит, что «реализация и поддержа-ние этих общинных отношений и ценностей не способствуют распределениюресурсов на основе обсуждения общинного интереса в большей степени, чемна основе индивидуальных предпочтений. Таким образом, нет необходимо-сти извиняться в том, что наш анализ публичного обеспечения основываетсяна индивидуалистической предпосылке» [16. Р. 84].Вывод относительно концепта «товары по заслуге» исходит их рассмот-рения общинных потребностей, которые способствуют появлению таких то-варов: «Существует множество примеров, когда политический курс в боль-шей степени стремится ограничить, чем удовлетворить индивидуальныепредпочтения. Многие товары могут рассматриваться как «по заслуге», в товремя как другие остаются обычными… Различия между товарами, которыеустанавливают социальную характеристику (положительную или отрица-тельную) либо рассматриваются нейтрально, не должны смешиваться с лич-ными и общественными товарами. Товары по заслуге исходят из такого раз-деления» [16. Р. 85].Как и в случае с общинными потребностями, в экономическом анализенет единого мнения относительно концепта «заслуженных товаров». Как ука-зывает Масгрэйв, довольно сложно интегрировать данный термин в сущест-вующий анализ. «Частично в нем присутствует доминирование элит, с другойстороны, в нем отражается и господство общинных интересов. Тот факт, чтоданные интересы не удобны для традиционного анализа (что не указывает нато, что он совершенно невозможен!), не опровергает их существования» [43.Р. 86]. Однако это последний аргумент, предложенный Масгрэйвом, которыйне уточнил, что именно понимать под заслуженными и общинными товара-ми, вследствие чего эти понятия не являются широко принятыми в литерату-ре по экономическому и общественному выбору; их наличие справедливоигнорируется во многих исследованиях. В нескольких работах обсуждают ипредлагают различные интерпретации товаров по заслуге; однако большаячасть их них использует этот концепт исключительно в области фискальнойтеории [22, 44].Формы коллективного действия для разного типа благПонятно, что за
Вахштайн В. (ред.). 2006. Социология вещей. М.: Территория будущего.
Latour B. 2005. Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network-Theory. Oxford: Oxford University Press.
Tilly, Charles. 1978. From Mobilization to Revolution. Reading, MA: Addison-Wesley.
Латур Б. 2006. Надежды конструктивизма. В: Социология вещей. М.: Территория будущего.
Alapuro R. 2010. Goods, Res Publica, Actor-Networks and Collective Action. In: Kharkhordin O. and Alapuro R. (eds.) Political Theory and Community Building in Post-Soviet Russia. London and New York: Routledge Press.
Olson M. 1965. The Logic of Collective Action: Public Goods and the Theory of Groups. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Ostrom E. 2003. How Types of Goods and Property Rights Jointly Affect Collective Action // Journal of Theoretical Politics, Vol. 15: 3.
Menger C. 1950. Principles of economics. Translated by James Dingwall and Bert F. Hoselitz. Glencoe, IL: The Free Press.
Gould J.P. and Ferguson C.E. 1980. Microeconomic theory. 5th ed. Homewood, IL: Richard D. Irwin.
Bickers K. N. and Williams J.T. 2001. Public policy analysis: A political economy approach. New York: Houghton Mnifflin Company.
Luenberger D. G. 1995. Microeconomic theory. New York: McGraw-Hill.
Musgrave R.A. 1939. The voluntary exchange theory of public economy // Quarterly Journal of Economics LIII: 213-217.
Musgrave R.A. and Peacock A.T., eds. 1958. Classics in the theory of public finance. New York: The Macmillan Company.
Bowen H. R. 1943. The interpretation of voting in the allocation of economic resources // Quarterly Journal of Economics. LVIII: 27-49.
Pindyck R. S. and Rubinfeld D.L. 2001. Microeconomics. 5th edition. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall.
Musgrave R. A. 1980. Public finance in theory and practice. 3rd ed. New York: McGraw-Hill Book Company.
Luenberger D. G. 1995. Microeconomic theory. New York: McGraw-Hill.
Samuelson P. A. 1958. Aspects of public expenditure theories // The Review of Economics and Statistics 40, 4: 332-338.
Strotz R. H. 1958. Two propositions related to public goods // The Review of Economics and Statistics 40, 4: 329-331.
Feldman A. 1980. Welfare economics and social choice theory. Boston: Martinus Nijhoff Publishing.
Cornes R. and Sandler T. 1986. The theory of externalities, public goods, and club goods. Cambridge: Cambridge University Press.
Colm G. 1956. Comments on Samuelson's Theory of Public Finance // Review of Economics and Statistics 38, 4: 408-412.
Coase R. H. 1974. The Lighthouse in Economics // Journal of Law and Economics 17 (2): 357-376
Samuelson P. A. 1954. The pure theory of public expenditure // The Review of Economics and Statistics 36, 4: 387-389.
Margolis J. 1955. A Comment on the Pure Theory of Public Expenditure // Review of Economics and Statistics 36, 4: 347-349.
Buchanan J. M. 1968. Demand and supply of public goods. Chicago, IL: Markham.
Knight F. 1924. Some fallacies in the interpretation of social cost // Quarterly Journal of Economics 38: 582-606.
Tiebout Ch. M. 1956. A pure theory of local expenditures // Journal of Political Economy 64: 416-424.
Oakerson R. J. 1992. Analysing the commons: The framework // Making the Commons Work: Theory, Practice and Policy, ed. Bromley, Daniel W, 41-59. San Francisco: ICS Press.
Hardin G. 1968. The tragedy of commons. Science 162: 1243-1248.
Ostrom E. 1990. Governing the commons: The evolution of institutions for collective action. Cambridge: Cambridge University Press.
Hess Ch. 2000. Is there anything new under the sun? A discussion and survey of studies on new commons and the Internet. Paper presented at the 8th biennial conference of the International Association for the Study of Common Property, May 31-June 4, 2000. <http:// dlc.dlib. indiana. edu/archive/00000512/00/iascp2000.pdf> (доступ 12 октября 2006).
Gordon H. S. 1954. The economic theory of a common-property resource: The fishery // Journal of Political Economy 62, 2: 124-142.
Scott A. 1955. The fishery: The objectives of sole ownership // Journal of Political Economy 63, 2: 116-124.
Posner R. A. 1977. Economic analysis of law. Boston: Little, Brown.
Ophuls W. 1973. Leviathan or oblivion? // Toward a steady-state economy, edited by Herman E. Daly. San Francisco: W.H. Freeman and Company.
Hess Ch. and E. Ostrom. 2003. Ideas, artifacts, and facilities; information as a common-pool resource // Law and Contemporary Problems 66: 111-145.
Bromley D. W., ed. 1992. Making the Commons Work: Theory, Practice and Policy. San Francisco: ICS Press.
Ostrom E. et al., eds. 2002. The drama of commons. Commission on Behavioral and Social Sciences and Education. Washington, DC: National Academy Press.
Bromley D. W., ed. 1992. Making the Commons Work: Theory, Practice and Policy. San Francisco: ICS Press.
Runge C. F. 1992. Common property and collective action in economic development // Making the commons work: Theory, practice and policy, ed. Daniel W. Bromley, 17-40. San Francisco: Institute for Contemporary Studies.
Rosin Th. 1998. The Street as Public Commons: A Cross-Cultural Comparative Framework for Studying Waste and Traffic in India. Paper presented at "Crossing Boundaries," the seventh annual conference of the International Association for the Study of Common Property, June 10-14, in Vancouver, British Columbia.
Musgrave R.A. 1987. Merit goods // The New Palgrave. A dictionary of Economics, ed. J. Eatwell, M. Milgate and P. Newman, 452-453. London: Macmillan.
Head J. 1966. On merit goods // Finanzarchiv 25, 1: 1-29.
Brey Ph. 1997. Philosophy of technology meets social constructivism // Society for Philosophy and Technology 2, 3-4:35-67.
Winner L. ed. 1992. Democracy in a technological society. Deventer, Netherlands: Kluwer.