Students Judgements About Social Justice: the Gender Aspect(the Case of Social Work Specialty at Tomsk State University).pdf В современное время одним из актуальных направлений социальной ра-боты является гендерно-чувствительная теория и практика социальной рабо-ты, которая подразумевает оказание социальной помощи клиентам, учитываяих гендерную принадлежность и идентичность.Одним из исследователей в рамках гендерно-чувствительного подхода втеории социальной работы является Е.Р. Ярская-Смирнова [1, 2]. Она счита-ет, что в современных условиях императивом общественного развития вы-ступает социальная справедливость, которая предполагает соблюдение правчеловека и преодоление всех видов дискриминации, в том числе и гендерной,т.е. ущемления прав людей по признаку пола [3].Если соотнести понятия «справедливость» и «равенство», то справедли-вость не будет означать равенства в получении ресурсов, но лишь равенствоперед принципом [4. С. 8]. «Равенство» носит более объективный характер, вотличие от «справедливости», которая более субъективна и эмоциональноокрашена. Так, равное может субъективно оцениваться как несправедливое, анеравное - как справедливое.Понятие «справедливость» охватывает как абстрактную нравственнуюидею, так и реальные отношения людей [5. С. 3]. Под социальной справедли-востью в статье будут подразумеваться отношения между людьми (междумужчинами и женщинами) по поводу (пере)распределения ресурсов, харак-тер и/или результат которых маркируются в обществе как «справедливые».С одной стороны, понимание справедливости человеком в конкретныхситуациях всегда субъективно, но, с другой стороны, индивидуальные пред-ставления о справедливости, несмотря на свою субъективность, опираются напринятые в данном обществе культурные нормы [6. С. 103].В современной России, в которой происходит трансформация традицион-ных гендерных ролей, особо актуально обозначить социальную справедли-вость по отношению к мужчинам и женщинам, «глазами» мужчин и женщин,тем более, если они являются будущими специалистами в области социаль-ной работы.Нами рассматриваются представления мужчин и женщин - студентов,обучающихся по специальности «социальная работа», о социальной справед-ливости, определения ими самого понятия «социальная справедливость»,восприятия ситуаций из личного и социального опыта как справедливых илинесправедливых.Цель статьи - выявить динамику представлений о социальной справедли-вости в гендерном аспекте на основе анализа сочинений студентов - соци-альных работников, обучающихся на 3-м курсе в 2003-2005 и 2008-2010 го-дах.Вследствие имеющихся недостаточности исследовательских материаловв рамках обозначенной проблемы, в статье анализируются содержание и при-оритеты субъективных смыслов, касающихся гендерных представлений осоциальной справедливости.Методика исследованияКачественное исследование проводилось посредством дискурсивногоанализа сочинений1 студентов 3-го курса, обучающихся по специальности«социальная работа» в ТГУ в 2003-2005 и 2008-2010 годах. Условно назовемпервую подгруппу - «А», а вторую - «Б» соответственно.Гендерный дискурсивный анализ [7] предполагал выделение устойчивыхсвязей между полом людей, описываемых в сочинениях, и их качествами,ресурсами, социальными позициями в разнообразных ситуациях и отношени-ях. Таким образом, основным атрибутом являлся пол описываемых людей, всоответствии с которым рассматривались все остальные атрибуты (ресурсы,функции, качества и др.).Задачей студентов было описать своё понимание, согласиться или не со-гласиться и высказать собственное мнение на фразу: «Что справедливо длямужчин, то несправедливо для женщин, и наоборот: что справедливо дляженщин, то несправедливо для мужчин».Всего было проанализировано 72 сочинения студентов (А - 31; Б - 42).Среди респондентов преобладали представительницы женского пола: 67 де-вушек и всего 5 юношей (А - 3 мужчины; Б - 2 мужчины), что обусловленопреобладанием женщинРезультаты исследованияПосредством решения задач, поставленных в исследовании, были опре-делены основные черты представлений респондентов о социальной справед-ливости в гендерном аспекте.Что понимается под «социальной справедливостью»?«Социальная справедливость» в понимании респондентов как из под-группы «А», так и из подгруппы «Б» - это, прежде всего, нормативно-правовая категория: «Справедливая ситуация - это ситуация оправданная…«Справедливость» можно отнести к понятию норма» (А). Поступать спра-ведливо - значит следовать нормам, доминирующим в обществе.В гендерном аспекте проблема справедливости заключается в том, какиеправа имеют мужчины и женщины в современном обществе, кто и что можети должен делать: «вероятно, высказывание построено на противопоставле-нии социальных ролей мужчины и женщины, их обязанностей и прав в семьеи по отношению друг к другу…» (А); «… есть какие-то вещи, которые длямужчин допустимы, а для женщин нет, и наоборот» (Б), «Общество всегдапредъявляло к мужчинам и женщинам разные ожидания, а, следовательно, итребования» (Б).Если провести параллели мнений респондентов с философской теорети-ческой мыслью, то данное понимание справедливости можно проследить ужев работах Платона: «Справедливость будет и сделает справедливым государ-ство - преданность своему делу у всех сословий - дельцов, помощников истражей, причем каждое из них будет выполнять то, что ему свойственно»[8]. В сочинениях также анализируются сферы деятельности и занятия, кото-рые, по мнению респондентов, свойственно (справедливо) выполнять муж-чинам и женщинам.Примечательно, что в подгруппе «Б» наметилась тенденция восприятиясправедливости в морально-этическом аспекте: «Справедливость для каждо-го своя, но это не значит, что у мужчин и женщин эти понятия различны»(Б); «… у каждого человека своя система ценностей и необязательно всемравняться друг на друга. Каждый человек видит этот мир по-своему, видитв нем хорошее и плохое, в соответствии с этим он судит о справедливо-сти…» (Б). Такое личностно-ориентированное понимание справедливостиявляется базисом для формирования гендерно-чувствительной практики со-циальных работников.1. Перераспределяемые ресурсыВ большинстве случаев при анализе респондентами справедливости в со-временном обществе внимание сосредоточивается не на материальных, а насоциальных ресурсах, таких как:а) властные полномочия (А, Б): «Мужчина имеет гораздо больше прав. Арешает многое, но на него ложится ответственность», «…Мужчины хо-тят чувствовать власть над женщиной, в семье, и считает несправедли-вым, если женщина «помыкает» мужчиной…» (А); «Если мужчина сильнее,если в нашем обществе ему отдается право главенствовать» (Б); «Так чтосправедливо что мужчина главный и может позволить себе командовать иуправлять» (Б).б) распределение профессиональных функций (Б): «…справедливо, чтобымужчина работал на тяжелых работах, а женщина нет» (Б).в) возможность профессиональной карьеры (А, Б): «Мужчина чаще, чемженщина занимает руководящие посты, имеет возможность быстро про-двигаться по карьерной лестнице. Женщина же такой возможности не име-ет из-за того, что она обременена домашним хозяйством…» (А); «… в планекарьерного роста при назначении на более-менее престижные, руководящиедолжности, предпочтение отдается мужчине» (Б).г) распределение семейных обязанностей (А, Б): «Женщина, как храни-тельница очага стремится создать комфорт в семье и если она долго поки-дает её, стремится как можно скорее вернуться в семью, ей там хорошо.Мужчина же изначально более оторван от семьи, он «добытчик», поэтомуу него нет такого как у женщины стремления в семью…» (А); «Женщинадолжна вести домашнее хозяйство, а мужчина нет» (Б); «Для женщинсправедливо воспитывать детей, ухаживать за ними, выполнять домашнююработу, готовить вкусную пищу, а для мужчин справедливо работать и за-рабатывать деньги» (Б).д) интересы, хобби (А): «…то что интересно для женщин, то не инте-ресно мужчинам» (А); «…конечно, ценности разные. Ему - футбол, ей -платья» (А).е) свобода половых отношений (Б): «мужчины могут изменять, иметьнескольких половых партнеров, женщины нет» (Б); «Мужчинам можноиметь большое количество партнеров, а женщине нельзя что тоже в какой-то мере не справедливо» (Б).ж) возможность «поблажек» (Б): «… для мужчин не справедливо бытьслабохарактерным слюнтяем. Женщинам можно иногда» (Б); «Женщинамво многих конфликтных, неоднозначных ситуациях можно повести себячисто по «женски»: похлопать глазками, изобразить недоумение, изумление(пробить на жалость)» (Б); «Мужчинам позволено больше, им «прощаются»обществом некоторые их действия» (Б).з) свобода выражения эмоций (Б): «С самогомощью которых отношения мужчин и женщин (в контексте (пе-ре)распределения ресурсов) маркируются в качестве «справедливых»:а) Эгалитарный механизм. Справедливыми считаются отношения по по-воду (пере)распределения ресурсов, характер или результат которых обозна-чается как «справедливый» вследствие равного (пере)распределения ресурсовмежду участниками (в данном случае мужчинами и женщинами). При этомзаметна разница у подгрупп в понимании равенства между мужчинами иженщинами:Мнения подгруппы «А» скорее носят гендерно-нейтральный характер:«Они оба (мужчина и женщина) всего лишь люди, а люди должны иметь оди-наковые права и обязанности, значит мужчина и женщина абсолютно рав-ны во всем. При этом сразу вспоминаются случаи когда женщину называютслабой, а мужчину сильным (женщина ищет защиты у мужчины и вместе сней получает зависимость). А в нашем современном мире невозможны от-ношения мужчины и женщины, когда кто-либо от кого-либо зависит - этоугнетение своего партнера…» (А);Многие высказывания респондентов из подгруппы «Б» являются гендер-но-чувствительными: «…нужно … не делать мужчин и женщин бесполыми всоциальном смысле - т.е. гендерные особенности сознания мужчин и жен-щин являются ключевым моментом определения границ равноправия, а, сле-довательно, справедливости и несправедливости отнесения чего-либо по от-ношению к мужчинам и женщинам» (Б); «Мы разные изначально, мы уст-роены по-другому, мыслим мы тоже не всегда одинаково. Но разве можнодумать, что кто то лучше, а кто то хуже?!» (Б).б) Традиционный (патриархатный) механизм, согласно которому спра-ведливыми считаются отношения по поводу (пере)распределения ресурсов,характер и результат которых обозначаются в качестве «справедливых»вследствие качественно и/или количественно большего получения ресурсовмужчинами и, соответственно, меньшего - женщинами. Приверженцы данно-го принципа естьВероятно, эта закономерность иллюстрирует противоречие гендерной си-туации в России. На макроуровне справедливым признается равенство муж-чин и женщин (Конституция РФ). Но если рассматривать ситуацию на мик-роуровне, то по-прежнему сильны гендерные стереотипы, которые оправды-вают неравные социальные позиции мужчин и женщин.Таким образом, при анализе динамики мнений студентов, обучающихсяпо специальности «социальная работа», о гендерном содержании социальнойсправедливости выявлены следующие тенденции: респонденты стали рассматривать понятие «справедливость» как внормативно-правовом, так и в морально-этическом личностно-ориенти-рованном аспекте; при описании перераспределяемых ресурсов студенты стали выделятьне только преимущества и выгоды мужчин, но и женщин. Женщина переста-ет восприниматься как исключительно угнетаемая и дискриминируемая; новшеством во мнениях студентов 2008-2010 гг. стала гендерно-чувствительная позиция в отношении механизма справедливости: справедли-вым стало признаваться равенство мужчин и женщин при сохранении ген-дерного разнообразия. Хотя сохраняется мнение о необходимости патриар-хатного устройства общества.В целом, указанные тенденции свидетельствуют о формировании потен-циала гендерно-чувствительной практики респондентов в качестве специали-стов в сфере социальной работы.Проведенное исследование помогло очертить круг проблем, касающихсяпредставлений о социальной справедливости в гендерном аспекте. Получен-ные данные не дают конечных результатов, а ставят большое количество во-просов, требующих анализа. Каким образом складываются гендерные пред-ставления о социальной справедливости? Какие факторы влияют на этотпроцесс? Какие агенты формируют эти представления? С помощью какихмеханизмов осуществляется этот процесс?Также интересным представляется выявление понимания социальнойсправедливости в гендерном аспекте в общностях, где преобладают
Ярская-Смирнова Е.Р. Мужество инвалидности // О муже(N)ственности: Сборник статей / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 106-125.
Ярская-Смирнова Е.Р. Стигма «инвалидной» сексуальности // В поисках сексуальности: Сб. статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 223- 244.
Ярская-Смирнова Е.Р. Гендерно-чувствительная социальная работа: теория и практика // Гендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания на региональном уровне. Саратов: Научная книга, 2003. С. 145-153.
Мусхелишвили Н.Л., Сергеев В.М., Шрейдер Ю.А. Ценностная рефлексия и конфликты в разделенном обществе // Вопросы философии. 1996. № 11. С. 8.
Пирогов Г.Г., Ефимов Е.А. Социальная справедливость: генезис идей // Социологические исследования. 2008. № 9. С. 3.
Алишев Б. С., Аникеенок О. А. Студенты о справедливости в сфере распределения // Социологические исследования. 2007. № 11. С. 103.
Здравомыслова Е., Герасимова Е., Троян Н. Гендерные стереотипы в дошкольной детской литературе: русские сказки // Преображение. 1998. № 6. С. 8-19.
Платон Филеб. Государство. Тимей. Критий. М.: Мысль, 1999. 655 с.