Реформирование системы школьного образования в СССР в 1917-1930 гг.: организационные и идеологические аспекты | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 1 (13).

Реформирование системы школьного образования в СССР в 1917-1930 гг.: организационные и идеологические аспекты

Анализируются действия советской власти по реформированию системы школьного образования в СССР в 1917-1930 гг. При этом выделены следующие аспекты: структурно-организационный, кадровый, классовый, идеологический, содержательный и методический.

The School System Reform in the USSR in 1917-1930: Organizationaland Ideological Aspects.pdf Современная ситуация в России характеризуется проведением коренныхреформ, которые затрагивают абсолютно все сферы жизнедеятельности об-щества - экономическую, политическую, социальную и др. Развивающеесяобщество требует перемен и в системе образования - как общеобразователь-ного, так и профессионального. Школа - в широком смысле этого слова -должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-эконо-мических отношений, формирования новых жизненных установок личности.Произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кри-зис существенно затормозил позитивные изменения в области реформирова-ния системы образования. В современных же условиях образование более неможет оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности,поэтому в 2002 году была принята Концепция модернизации российскогообразования, наметившая основные направления изменения системы образо-вания до 2010 года.В Концепции пересмотрены приоритеты образовательной системы Рос-сии с учетом происходящих в обществе изменений. Однако целесообразностьпроведения целого ряда намеченных мероприятий до сих пор вызывает со-мнения у многих исследователей. Кроме того, инновации в системе образо-вания (ЕГЭ, изменения в школьной программе, в системе финансированияобщеобразовательных школ и т.д.) вызывают много споров в научной и педа-гогической среде. С одной стороны, необходимость реформ назрела уже дав-но, но, с другой стороны, имеет место постоянная критика проводимой ре-формы образования.Подобное положение в области образования, характеризующееся проти-воречивостью подходов к реформированию образования, поиском новых пу-тей и программ образования, сложилось ещё в начале прошлого века с при-ходом к власти большевиков. Интересно, что события современности будутразвиваться по похожему сценарию: устранение «ошибок» (согласно новойидеологии), поиск новых путей, застой, новаторство. С 1917 по 1930 год бы-ли заложены основы для создания советской системы образования, намеченыцели и ориентиры, которых придерживалось государство при формированиисоветской школы. Перед советской властью стояла трудная задача - построе-ние нового общества, а потому требовалось избавиться от всех «пережитков»прошлого. В связи с проводимыми в данное время реформами системы обра-зования актуально изучение опыта новаторства, который имеет наша страна вэтой области. Основным исследовательским вопросом в данном контекстеявляется выяснение эволюции школьной системы, послужившей основой дляпоявления той модели школы, модернизация которой проводится с 1990-хгодов.Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать основные на-правления реформы образования, проводимой в рассматриваемый период.Можно выделить следующие аспекты: структурно-организационный, кадро-вый, классовый, идеологический, содержательный и методический. Рассмот-рение каждого из них в отдельности позволит сформировать общую картинуреформирования, основные задачи и цели - провозглашенные и действитель-ные, позволит провести анализ действий основных акторов реформ.Структурно-организационный аспект реформирования школьного об-разования в 1917-1930 гг. касался, в первую очередь, поиска новой структу-ры для среднего образования.История советской школы началась с выпущенного в 1917 году Народ-ным комиссариатом по просвещению «Обращения к населению», в которомуказывалось, что первой целью новой власти является достижение в крат-чайшие сроки всеобщей грамотности населения за счет организации сетишкол, отвечающих требованиям всеобщего обязательного бесплатного обу-чения, организации единой для всех и абсолютно светской школы и пр., атакже утвержденного 30.09.1918 г. ВЦИК «Положения о единой трудовойшколе РСФСР», призванной заменить собой все ранее существовавшие об-щеобразовательные учреждения. По данному постановлению школа предпо-лагалась двухступенчатой: первая (пятилетняя) ступень для детей от 8 до13 лет; вторая (четырехлетняя) ступень для детей от 13 до 17 лет [1. С. 47].Однако ничего этого не произошло. В течение последующих лет представле-ние о структуре общего образования неоднократно менялось.Разработкой основ строительства новой системы народного образованиязанялась Государственная комиссия по просвещению, организованная Декре-том от 9 ноября 1917 года. На смену введенным еще Александром I церков-но-приходским школам, уездным училищам и гимназиям приходят новыеучреждения: церковно-приходские школы заменяются сельскими, а местоуездных училищ и гимназий занимает ЕТШ - единая трудовая школа. Припоследней возникает сеть детских домов - школ для «неблагополучных»,ограничивающая их общение с «нормальными» сверстниками.В течение 1920-х годов дореволюционная структура школьного образо-вания была фактически ликвидирована. «Положением о единой трудовойшколе» и «Декларацией о единой трудовой школе» (октябрь 1918 г.) вводи-лась единая система совместного и бесплатного общего образования с двумяступенями: 1-я ступень - 5 лет обучения и 2-я ступень - 4 года обучения.Провозглашались право всех граждан на образование независимо от расовой,национальной принадлежности и социального положения, равенство в обра-зовании женщины и мужчины, школа на родном языке, безусловность свет-ского обучения, обучение на основе соединения с производительным трудом.В результате к середине 1920-х годов в РСФСР сложилась следующая систе-ма школьного образования:начальная школа (1-я ступень) с четырехлетним сроком обучения;семилетняя школа как фундамент всей школьной системы;школа 2-й ступени (девятилетняя средняя школа);фабрично-заводские семилетки - разновидность семилетней школы впромышленных центрах и районах;школа крестьянской молодежи, являющаяся продолжением школы 1-йступени для сельской молодежи;школа фабрично-заводского ученичества преимущественно для рабочих-подростков с профессиональной установкой, но с сохранением общеобразо-вательных знаний в объеме семилетней школы;рабочий факультет, дававший среднее образование рабоче-крестьянскоймолодежи, поступающей затем в своем большинстве в высшие учебные заве-дения [2].О достижениях советской власти в сфере организации и распространенияпросвещения говорит тот факт, что за короткий период, 1918-1920 годы,несмотря на трудные военные условия, в стране выросло число школ и уча-щихся. Особенно быстро росло число средних школ: в 1920/21 учебном годупо сравнению с 1914/15 учебным годом оно возросло больше чем вдвое, дос-тигнув 4163. Наиболее быстрый рост числа средних школ происходил в сель-ских местностях: в 1914/15 учебном году в сельских местностях было всего72 средние школы, а в 1920/21 учебном году сельских средних школ стало2144, и обучались в них главным образом дети крестьян [3]. Таким образом,новая структура народного образования преследовала главную цель - повы-сить доступность образования для разных слоев населения и ликвидироватьбезграмотность среди взрослого населения страны.Подготовка новых кадров. После прихода к власти коммунистическаяпартия в своей программе по народному образованию поставила задачу -«превратить школу из орудия классового господства буржуазии в орудиекоммунистического переустройства общества». Таким образом, большевикинамеревались управлять Россией, используя школу и учительство как инст-рументы своего влияния. «Судьба русской революции прямо зависит от того,как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти», - говори-лось в документах VIII съезда Российской коммунистической партии (РКП) в1918 г. [4. С. 4].В программе коммунистической партии на школу возлагалась задача«быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и провод-ником идейного, организованного воспитательного влияния пролетариата наполупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспита-ния поколения, способного окончательно установить коммунизм» [4. С. 4].Власть нуждалась в поддержке, а идеологическое влияние, осуществляемоечерез институты образования, позволяет сформировать в общественном соз-нании устойчивую веру в коммунизм и партию. Большая роль в построенииновой школы отводилась педагогам. Однако не все учителя поддержали со-ветскую власть, некоторая часть из них поддержала деятельность Всероссий-ского учительского союза, организовавшего в Москве забастовку учителей(декабрь 1917 года до марта 1918 года). Кратковременные учительские забас-товки имели место и в некоторых других городах. В декабре 1917 года былорганизован Союз учителей-интернационалистов, к весне 1918 года в кото-рый вступило более 12000 членов. В пропагандистских целях Наркомпрос иорганы народного образования на местах широко организовывали съезды,курсы и конференции учителей.«Когда у учителя нет выдержанной классовой линии, школа теряет своевоспитательное назначение, перестает быть крепостью, агентурой советскойвласти», - так понималось значение школы представителями советской вла-сти [5. С. 123-124]. Заслужить доверие учителей стремились с первых днейсоветской власти. Так, А.В. Луначарский в своем обращении (29 октября1917 г.) говорил о необходимости «внимательного отношения к педагогам»,что в первую очередь касалось того, что надо учитывать их мнение по поводуготовящихся нововведений. Кроме того, Луначарский обращает внимание наматериальные трудности педагогов в стране [6. С. 156-159]. Уже в 1918 годубыло издано постановление Совета Народных Комиссаров, которое устанав-ливало прибавку заработной платы народным учителям до 100 рублей в ме-сяц (за ноябрь-декабрь 1917 года) и назначало месячный оклад в 150-200 рублей, начиная с января 1918 года [3].В связи с быстрым ростом сети школ остро встал вопрос о подготовке но-вых учительских кадров. В дореволюционной системе народного образова-ния преподаватели средней школы комплектовались напрямую выпускника-ми университетов без какой-либо специальной подготовки. К концу 1920 го-да в РСФСР было 57 высших педагогических учебных заведений, в которыхобучалось свыше 10 тысяч студентов, 154 трехгодичных педагогических кур-са для подготовки учителей школы 1-й ступени и 90 одногодичных педагоги-ческих курсов с 24 тысячами учащихся [5. С. 464]. В учебные планы педаго-гических курсов были включены социология, политэкономия, история социа-лизма, Советская Конституция, основные принципы единой трудовой школы.Почти все учительские институты были преобразованы в высшие педагоги-ческие учебные заведения для подготовки учителей школ 2-й ступени; былиоткрыты новые педагогические институты.Таким образом, заслужить доверие педагогов советская власть стреми-лась, проводя активную разъяснительную и идеологическую работу средиучителей, а также провозглашая более прогрессивные принципы организациинародного образования.Преодоление классовости в советской школе. При реформированиисистемы образования одной из главных задач являлось преодоление классо-вости. В данном случае можно выделить 3 основных направления: во-первых,под преодолением классовости советская власть понимала компенсационную(или позитивную) дискриминацию, то есть предоставление преимуществен-ных прав в области образования детям крестьян и рабочих. Новая школадолжна была стать основой для справедливого общества, где каждый можетрассчитывать на получение бесплатного образования, в то время как «всястарая школа, будучи целиком пропитана классовым духом, давала знаниятолько детям буржуазии. В этих школах молодое поколение рабочих и кре-стьян не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах той же бур-жуазии. Воспитывали их так, чтобы создавать для неё пригодных слуг», - такотзывался о старой школе В.И. Ленин на Всероссийском съезде РоссийскогоКоммунистического союза молодежи 2 октября 1920 г. [8. С. 298-318].С другой стороны, фактически преодоление классовости означало вне-дрение в советское общество «правильной», коммунистической идеологии, ашколе в этом случае отводилась первостепенная роль. В число основных по-казателей, по которым оценивалось развитие советской школы, были вклю-чены данные по преодолению классовости, показывающие количество мест вобразовании, занятых детьми крестьян и рабочих. «Школа должна быть про-водником идейного, организационного, воспитательного влияния пролета-риата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целяхвоспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм», -так была сформулирована одна из основных задач советской школы в про-грамме РКП(б) в марте 1919 года [9. С. 18].В программе также провозглашался курс на развитие следующих основшкольного и просветительского дела, в частности, среди поставленных задачбыли следующие:введение бесплатного и обязательного общего и политехнического обра-зования для всех детей до 17 лет;создание сети дошкольных учреждений;полное осуществление принципов единой трудовой школы (преподаваниена родном языке, совместное обучение мальчиков и девочек, светское обра-зование, свободное от религиозного влияния);снабжение учащихся за счет государства;подготовка новых кадров, «проникнутых идеями коммунизма»;развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей и исполь-зование для этой цели аппарата и средств государственной власти [9. С. 18].Помимо просвещения крестьян и рабочих и внедрения новой идеологии,в работе по преодолению классовости существовало ещё одно, не менее зна-чимое направление - селекция и ограничение чуждых для советского обще-ства элементов. О справедливости школьной системы в советское время су-дили по доле обучающихся крестьян и рабочих среди учеников школ и вузов.Сравнительно большое количество мест в системе образования ещё долгоевремя будут занимать «прочие» (буржуазные) элементы советского общества.Данный факт оценивался отрицательно, поскольку в этом случае продолжаласуществовать опасность антикоммунистической и религиозной пропаганды(чем выше ступень образования - тем доля учащихся рабочих и крестьян су-щественно снижается: например, в 1926/27 гг. среди учеников школы 1-йступени было 78,9% крестьян и 9,5% рабочих, а в школе 2-й ступени - 24,7%крестьян и 15,2% рабочих) [10. С. 115]. Постепенно буржуазные элементыбудут вытесняться из сферы высшего образования и из педагогической сфе-ры. Таким образом, преодоление классовости на деле превратилось в явнуюили скрытую дискриминацию в отношении «чуждых» элементов советскогообщества - бывшей буржуазии.Идеологический аспект реформы. В первую очередь школа рассматри-валась как идеологический инструмент: воспитание «нового человека» не-возможно без проведения коренных преобразований в «устаревшей» системеобразования. Поэтому на начальном этапе (1917 - начало 30-х гг.) главной зада-чей, стоявшей перед большевиками в области просвещения, было устранениепережитков империализма и классовости в рамках школьного образования.В 1918 году вышел ряд правительственных документов, которые должныбыли стать законодательной основой школьной реформы: об отделениицеркви от государства и школы от церкви, о праве нерусских народов откры-вать учебно-воспитательные учреждения с преподаванием на родном языке, овведении во всех типах школ совместного обучения и др. Формирующаяся наданном этапе система воспитывает, прежде всего, члена коллектива, жерт-вующего собственными интересами в пользу общественных.В частности, идеи растворения личности в коллективе прослеживаются вработах главных идеологов советского образования П.П. Блонского иН.К. Крупской. Несмотря на то, что одним из недостатков старой школыН.К. Крупская считала отсутствие личностного фактора (учитель относится ксвоим ученикам как к единой массе), в своих работах она, по сути, призывалак полному подчинению личности школьника окружающему его коллективусверстников: «Юные пионеры стремятся воспитать в своих членах коллекти-вистические истины, потребность разделять и радость, и горе с коллективом,привычку не отделять своих интересов от интересов коллектива, мыслитьсебя членом коллектива, воспитать в своих членах коллективистические на-выки, то есть умение работать и действовать коллективно, организованно,подчиняя свою волю коллективу» [11. С. 3].Одним из методов идеологической пропаганды была активная критикапрежней власти и всего, что было с ней связано. Что же по-настоящему новоепредложили сами большевики? Т.Ю. Красовицкая считает, что «новым сталото, что они интерпретировали культуру согласно марксистской методологиикак надстроечный фактор по отношению к базисному (экономическому) фак-тору. Культура - это средство достижения цели, а не цель сама по себе. ВэтомНаибольшим авторитетом в деле образования среди большевиков счита-лась Н.К. Крупская. В анналах советской педагогики ее считают главнымтеоретиком советской системы образования. Самой крупной работой Круп-ской, опубликованной осенью 1917 г., была большая статья «Народное обра-зование и демократия», в которой она предложила марксистскую трактовкуистории европейской школы и педагогики, чем нанесла несомненный вредвсей отечественной педагогической науке [13. С. 461].Основная цель работы - проследить развитие идеи совмещения произво-дительного труда с умственным развитием учащихся. В данной работеН. Крупская приводит идеи Маркса, Ж.-Ж. Руссо, Песталоцци, Оуэна и др.,опираясь на которые она приходит к выводу о необходимости перехода от«школы учебы» к трудовой школе. Параллельно с этим Н.К. Крупская под-робно рассматривает историю эксплуатации детского труда на заводах ифабриках в европейских странах.В данной работе Н.К. Крупская приходит к выводу о необходимости пе-рехода от «школы учебы» к трудовой школе. Параллельно с этим Н.К. Круп-ская подробно рассматривает историю эксплуатации детского труда на заво-дах и фабриках в европейских странах. Однако данная критика заканчиваетсяпредложением «бороться не с привлечением детей к производительному тру-ду, а с капиталистической эксплуатацией этого труда» [14. С. 81]. Таким об-разом, возникает явное противоречие: автор выступает против эксплуатациидетского труда, приводя в доказательство последствия, к которым это приво-дит (ухудшение здоровья детей, нарушение в развитии), и в то же времяпредлагает привлечь всех учащихся детей к производительному труду - что сэкономической точки зрения является очень выгодным для страны.Вопросам единой трудовой школы и трудового воспитания посвятил своитруды и П.П. Блонский, который подробно разработал содержание и методи-ки преподавания в данных заведениях. Если в работах Н.К. Крупской оче-видно прослеживается политический и идеологический интерес введениятрудовой школы, то работа П.П. Блонского, наоборот, более приближена креальной педагогической практике. Так, автор основательно разбирает во-прос необходимости введения трудового воспитания у школьников. Основ-ной смысл данной новации он видит в том, что, «получая трудовое воспита-ние, ребенок развивается как существо, умеющее заставлять природу слу-жить человеческим потребностям. Трудовое воспитание есть воспитание вла-стелина природы. Цель образования - введение ребенка во владение совре-менной индустриальной культурой» [15. С. 7].Позднее эти идеи нашли свое воплощение на практике. Так, в теоретиче-ском разделе ежедневника учителя цель трудовой школы была сформулиро-вана следующим образом: «Воспитывать полезного члена общества, жизне-радостного, здорового, работоспособного, проникнутого общественными ин-стинктами, обладающего организационными навыками, … стойкого борца заидеалы рабочего класса, умелого строителя коммунистического общества».Для реализации поставленной цели предполагалось «…приобрести знания инавык в определенной профессии, в определенной области промышленно-сти» [16].В работах Н.К. Крупской и П.П. Блонского много внимания уделеносравнению традиционной школы (или «школы учебы», как называет её На-дежда Константиновна) с трудовой школой, школой трудового воспитания. Кнедостаткам традиционной школы они отнесли:- излишнюю теоретизированность, оторванность от практической дея-тельности- «бумажный» метод обучения- то, что в результате получается не умелый, понимающий весь процесс вцелом, инициативный, самостоятельный рабочий, а просто послушный, ис-полнительный и необученный чернорабочий, которого на фабрике или заводенеобходимо будет всему учить заново.Кроме того, по мнению П.П. Блонского, в силу того, что в программетрадиционной школы числятся оторванные от реальности предметы, такиекак латынь и риторика, в результате она «воспитывает людей с аристократи-ческим презрением к народной массе».Однако, несмотря на внешне прогрессивную направленность программыразвития новой школы, предложенной Н.К. Крупской и П.П. Блонским, под-держки у многих учителей страны она не получила. Педагоги отмечали «пе-рекос» школы в сторону трудовой деятельности, во многом утилитарный ха-рактер планировавшегося образования. Известный педагог И.М. Гревс отме-чал, что сам по себе физический труд не может быть поставлен во главу угла.Задача школы - дать знания, развить мышление. Физический труд должениметь место в общеобразовательной школе, но играя не самостоятельную, аслужебную роль. Находившиеся в эмиграции В.В. Зеньковский и С.И. Гессенупрекали советскую школу в противопоставлении материализма идеализму.«Всякое навязывание одной "единственно правильной", "наиболее жизнен-ной" идеологии уродует человека и отвращает его от духовности истины», -говорили они [13. С. 456]. Таким образом, критики новой концепции школыполагали, что нельзя построить подлинно демократическую школу, отбрасы-вая культуру прошлого, идеалы и традиции, накопленные мировой и русскойпедагогическойприродой как объектом этой деятельности и общественной жизнью как след-ствием трудовой деятельности. При комплексном построении учебных про-грамм предметная система обучения практически ликвидировалась. Наиболееполно комплексный подход был реализован в учебных программах для школ1-й ступени, где содержание традиционных учебных предметов объединя-лось вокруг той или иной комплексной темы: «Наш город», «Наша деревня»,«Праздник 1 Мая» и т.д.В программах 1923-1927 гг. предусматривались различные уровни такихкомплексов - полной интеграции (начальная школа), комбинирования (инте-грация на уровне отдельных разделов учебного предмета в 5-7-е классах),координации изучения предметов в старших классах.А.В. Луначарский об этих программах писал следующее: «Это есть нечтов полном смысле замечательное. Это такая вещь, которая, если мы сумеем ееразвить, будет иметь всемирное значение». Ему вторил М.Н. Покровский:«Марксистский подход к преподаванию чрезвычайно облегчается принятой внаших учебных планах комплексной системой. Она как нельзя лучше способ-ствует превращению обучения в средство распространения известного миро-воззрения. Марксистским мировоззрением может, при комплексной системе,быть проникнут каждый урок, каждая беседа с учащимися» [1].Первый опыт реализации новых программ показал, что они хотя и помо-гали устанавливать связь между школой и жизнью, привлекать учащихся кактивной общественной деятельности, однако не обеспечивали овладенияучащимися систематическими знаниями и формирования у них учебных на-выков. В результате в 1927/28 учебном году были введены программы ГУСав новой редакции - первые обязательные для всех школ государственныепрограммы. Они предполагали сочетание комплексного и предметного обу-чения.Оценивая комплексные программы ГУСа, следует подчеркнуть, что в техисторических условиях программы ГУСа хотя и вводили в учебный процессновое содержание, необходимое для решения идеологических и политиче-ских задач, поставленных перед школой, однако интересы формирующейсяличности в них практически игнорировались. Комплексное построение учеб-ных программ явно мешало овладению учащимися основами наук [13.С. 463].Большинство учителей-профессионалов не приняло комплексного по-строения учебных планов и программ, что нашло отражение в выступлениях,прозвучавших на I Всесоюзном съезде учителей (1925), где программы ГУСабыли подвергнуты острой критике. Спустя 30 лет, в одной из «установоч-ных» статей в 1955 г. известный историк педагогики и методолог Ф.Ф. Коро-лев характеризовал деятельность ряда педагогов и деятелей Наркомпроса в1920-е годы как «самоновейшие прожектерские выдумки буржуазной педаго-гики, сдобренные революционной фразеологией и модными этикетками» [1].Однако главной задачей Наркомпроса и органов народного образованияоставалась реализация идеи политехнического образования и связи обучениядетей с производительным трудом. Принцип политехнизма проявлялся встремлении к максимальному соединению обучения с производительнымтрудом, который должен был иметь общественно значимый характер, но да-леко не всегда соответствовал возрастным особенностям учащихся. В1927 году труд был введен в школу как особый предмет обучения [13. С. 463-464].Изменения в методике преподавания. Как уже говорилось ранее, соз-дание советской школы предусматривало становление не только нового со-держания, но и новых методов общего образования, что выражалось в появ-лении новых учебных программ, учебной литературе для учащихся и мето-дических пособий для учителей.Так, основной формой организации учебной работы в начальной и сред-ней школе с 1920-х годов постепенно становился урок со строго определен-ным расписанием занятий и твердым составом учащихся при ведущей ролиучителя. Значительные изменения вносились в практику учета знаний уча-щихся: преподаватель должен был в ходе учебного процесса внимательноизучать каждого ученика и на этой основе в конце каждой четверти состав-лять характеристику его успеваемости по своему предмету. После долгогоперерыва была признана целесообразной дифференцированная оценка зна-ний учащихся, что нашло отражение во введении системы отметок: отлично,хорошо, посредственно, плохо, очень плохо. Серьезное внимание стало уде-ляться подготовке стабильных, постоянных учебников по всем предметам. Впериод действия комплексных программ таких учебников не было. Уже к1933/34 учебному году школа получила учебники по математике, физике,химии, зоологии, обществоведению, географии, истории, литературе [11.С. 465].Ведущее место в советской школе занимает коммунистическое воспита-ние учащихся, усвоение ими политических знаний как на уроках, так и в про-цессе внеклассной и внешкольной работы. Так, на уроках обществоведения в1920-е годы учащимся школ 2-й ступени давались элементарные знания ополитическом устройстве СССР, их знакомили с революционным движениемв России и на Западе, с историей Коммунистической партии. Преподавателиобщественно-исторических дисциплин давали учащимся основные политиче-ские понятия согласно новой идеологии, воспитывали политическое сознаниеучеников. Предполагалось, что все это пробудит у учащихся интерес к строи-тельству нового общества, основанного на коммунистической идеологии.Таким образом, первые годы советской власти в основном были посвя-щены поиску новых путей развития образования в соответствии с большеви-стской идеологией. Этот период характеризуется неоднозначным отношени-ем к различным нововведениям, процессом отрицания всего старого, попыт-ками создания школы труда вместо школы учебы. Среди населения проводи-лась активная пропаганда коммунистической идеологии, выражавшаяся, вчастности, в предоставлении преимущественных прав во всех сферах обще-ства, в том числе и в образовании, крестьянам и рабочим. Данная компенса-ционная дискриминация отразилась и на содержании образования, и на егокадровом составе: большое внимание стало уделяться классовому происхож-дению учителей и педагогов. За основу советской системы образования, та-ким образом, была взята модель единой трудовой школы, главными принци-пами которой являлись принцип политехнизма и идеологическая направлен-ность воспитания подрастающего поколения страны.

Ключевые слова

школьное образование, СССР, реформы

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Быкова Елена ЮрьевнаТомский государственный университетсоискатель кафедры социальной работы философского факультетаfancy_brain@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Логвинов И. И. Об истории нашей школы и ее сегодняшних бедах // Новое в психологопедагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008. № 1. 116 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/
Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. Советская школа и педагогика в период восстановления народного хозяйства и социалистической индустриализации (1921- 1930) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://student.km.ru/
Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/
О начальной и средней школе // За высокое качество советской школы. Л.: Издание облполитпросветцентра, 1934. 80 с.
Тов. Кучинский // Трения по поводу доклада А.К. Аболина «На новых путях». М.; Л.: Работник просвещения, 1929. 210 с.
Луначарский А.В. Обращение народного комиссара по просвещению 29 октября 1917 года // Сборник декретов. Вып. 1. 250 с.
Высшие педагогические курсы // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. / Гл. ред. И.А. Каиров. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1964. С. 464; - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://frontiers.nsc.ru/
Ленин В.И. Задачи союзов молодежи (Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического союза молодежи 2 октября 1920 г.) // Полн. собр. соч. Т. 41. С. 298-318.
Программа РКП(Б) 18-23 марта 1919 г. // Народное образование в СССР. Общеобразо- вательная школа: Сборник документов 1917-1973 гг. / Сост. А.А. Абакумов и др. М., 1974. С. 18.
Авербах Л. На путях культурной революции. 2-е изд. М.; Л.: Московский рабочий, 1928. 150 с.
Детское коммунистическое движение: Сборник статей и речей Крупской, Ярославского, Бухарина и др. М.: Молодая гвардия, 1926. 144 с.
Красовицкая Т.Ю. Идеи Н.К. Крупской и их роль в истории большевистского эксперимента // Новый исторический вестник. 2002. №1(6). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nivestnik.ru/
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. акад. РАО А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.
Крупская Н. Народное образование и демократия. М.: Книгоиздательство «Коммунист», 1919. 132 с.
Блонский П.П. Трудовая школа. Ч. 1-2. М.: Литературно-издательский отдел Народного комиссариата по просвещению, 1919. 180 с.
Хомякова К. Развитие представления о школьной дисциплине в советский и постсоветский периоды // Первое сентября. 2001/25/5 [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// his.1september.ru/
 Реформирование системы школьного образования в СССР в 1917-1930 гг.: организационные и идеологические аспекты | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 1 (13).

Реформирование системы школьного образования в СССР в 1917-1930 гг.: организационные и идеологические аспекты | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 1 (13).

Полнотекстовая версия