Первое десятилетие XXI века: константы и новации в политическойкартине мира российских детей
Анализируются константы и изменения в политической картине мира российских детей - младших школьников. Используется авторское определение понятия политической картины мира как подвижной системы связанных образов и представлений о власти и политической системе, ее структуре, механизмах и конфигурации в окружающей действительности.
Тhe first decade of the XXI-st century: constants and innovations in a politicalworld-view of Russian children.pdf Это исследование начиналось десять лет назад с найденного в Интернетеотчета об учебном исследовании «Дети и выборы в Государственную думу»[1], которое проводили студенты Санкт-Петербургского университета подруководством доц. Н.А. Головина. На сайте факультета социологии СПбГУбыло выложено несколько десятков любопытных детских рисунков о выбо-рах в Государственную думу-99. Рисунки натолкнули на размышления, а тестали руководством к действию. В тот момент автор статьи находилась вуниверситете штата Индиана (США) на научной стажировке. Окружающиеактивно обсуждали президентскую избирательную кампанию и противостоя-ние Дж. Буша и А. Гора, делали ставки на ее результаты, политическая тема-тика была актуальна для многих. В этот момент и родилась идея попроситьамериканских детей нарисовать политику [2] и попробовать понять, сущест-вует ли нечто общее в восприятии этой сферы детьми одного возраста, новоспитанных в разных политических системах. Результаты исследования ока-зались очень любопытными, и оно было продолжено в России. Сегодня с по-мощью моих коллег и студентов собрано около 500 рисунков, которые и ста-ли объектом нашего анализа.Предметом обсуждения в данной статье будут константы и изменения вполитической картине мира российских детей - младших школьников.В прошлом году первые участники этого исследования получили воз-можность принять участие в выборах. Наверное, некоторые из них этой воз-можностью воспользовались, как, впрочем, и другими возможностями реали-зовать себя в общественной или политической деятельности. В основе этихдействий или бездействия лежат представления о политике и политическойсистеме, которые формируются в процессе политической социализации. Впоследние десять лет мы имели возможность наблюдать политические кар-тины мира детей уже постсоветского поколения, на которые сегодня делаетставку общество.Мы оставляем за рамками этой статьи обсуждение вопроса о механизмахи институтах формирования политической картины мира, детальное описа-ние политической картины мира младших школьников, сравнение результа-тов российского и американского проектов. Наша цель - зафиксировать не-изменное в политической картине мира младших школьников и меняющиесякомпоненты.История постсоветской России насчитывает уже около двадцати лет.«Для понимания общества, находящегося в становлении, важнее изучать не«властные отношения», а «власть отношений» (определение А. Кохена). Дей-ствительно, не насилие первых послереволюционных лет или официальнаявласть, а новые отношения позволили к 1930-м гг. сформировать в СССР по-коление, воспринимавшее советскую власть как безусловный авторитет» [3].В современной России проблема политической поддержки режима не решенастоль эффективно, как это было в советской России. Несомненно, мы имеемдело с иными историческими условиями и политическими режимами, вместес тем следует признать, что целенаправленные усилия со стороны государст-ва (особенно в первое постсоветское десятилетие) практически отсутствова-ли. Проблема формирования позитивной политической поддержки актуальнадля утверждающего себя общества. Интересно также посмотреть, какие но-вые политические реалии нашли отражение в политической картине мирадетей.Методология и основные понятия…Человек есть мера всех вещей... В процессе своей деятельности он соз-дает, сохраняет и изменяет социальный мир. Люди сами конструируют мир,объясняя и воспринимая окружающее. Субъективные представления челове-ка о мире и о себе в нем определяют как «относительно целостную совокуп-ность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира искрепляет единство культурной традиции или какого-нибудь сообщества» [4.C. 241]. Именно картина мира определяет поведение человека, индивидуаль-ное и коллективное [5. C. 229]. Индивидуальная картина мира порождаетразличия в содержании, структуре и иерархии ценностей, установок, ориен-таций; отношении к труду, религии, семье, политике, стиль общения и пове-дения и прочее. Различия в картинах мира становятся основой для формиро-вания субкультур [6. C. 8].Мы предлагаем использовать понятие «политическая картина мира» дляобозначения существующей в индивидуальном сознании подвижной системысвязанных образов и представлений о власти и политической системе, ееструктуре, механизмах и конфигурации в окружающей действительности.Своеобразным каркасом политической картины мира являются определенныекогнитивные схемы, в то же время политическая картина мира имеет эмо-циональную окраску и временной вектор (картина прошлого, настоящего ибудущего).Политическая картина мира «встроена» в более масштабные образования.Во-первых, она является частью общей картины мира человека. Во-вторых,она неразрывно связана с картиной мира социального, в частности, с пред-ставлениями о том, какова социальная структура общества, как оно функцио-нирует, что нужно делать, чтобы достичь успеха и т.п. Политическая картинамира формируется в процессе социализации как часть этих более масштаб-ных представлений.Политическая картина мира представляет собой уникальное отображениеполитической сферы в индивидуальном сознании. Фрагменты социально-политического опыта «осаждаются» неповторимым образом, образуют уни-кальную конфигурацию индивидуального субъективного мира. В детскомвозрасте происходит формирование своеобразного эмоционального и когни-тивного каркаса, который служит основанием для действий и «осаждения»опыта в будущем - в молодости и зрелом возрасте. Политическая картинамира детей представляет собой образы, отражающие постепенное осмысле-ние ребенком окружающего социального мира и его политического сегмента.В целом политическая система функционирует эффективно только тогда,когда граждане позитивно воспринимают власть и оказывают ей психологи-ческое содействие, идентифицируя себя с этой властью [7]. Репертуар поло-жительных образов власти и других компонентов политической системыформируется в детстве. Причем первоначально происходит его эмоциональ-ное насыщение в сознании ребенка или подростка. Именно «политики времендетства и школьного возраста» наиболее «ярко окрашены» в эмоциональномплане [8. C. 40].В нашем исследовании нельзя обойти вопрос о возрасте респондентов.Вопрос об уместности исследования политической социализации подросткови ее результатов обсуждается среди политологов и психологов по меньшеймере 35 лет [9. C. 322]. По мнению Дж. Торни-Пурта, одним из источниковмеждисциплинарного непонимания служит то, что для большинства психо-логов несомненно, что все происходящее после 12 лет не имеет особого зна-чения, а политологи убеждены в том, что не так уж и важно все, что происхо-дит до 18 лет [9. C. 323]. Она же приводит в своей работе цитату из исследо-вания Салливана, Ран и Рандольфа [10. C. 23-47]: «Политологи часто выска-зывают мнение, что поскольку между моделями политического мышления иповедения детей и подростков нет прямой зависимости с поведением взрос-лых, то исследование политической социализации бессмысленно. Мы дума-ем, что это чрезвычайно узкая точка зрения. Возрастная психология соединя-ет структуру и содержание, мысль и действие, которые предшествуют на-стоящему… понимание настоящего не может быть отделено от пониманияпрошлого и для личностей, и для социальных и политических масс» [9.C. 23]. Международное исследование социализации подростков показало, чтов 14 лет многие молодые люди уже принадлежат той политической культуре,которую они разделяют со взрослыми [9. C. 323]. Сформированные в процес-се первичной социализации представления о политической системе и ее от-дельных компонентах представляют собой «фоновые» психологические фак-торы восприятия политики во взрослом возрасте, то есть являются одними изнаиболее стабильных и почти не поддающихся изменению механизмов вос-приятия власти [11. C. 332].МетодикаДля описания политической картины мира детей был использован методконтент-анализа детских рисунков о политике. Метод анализа рисунков ши-роко применяется в различных отраслях психологии [12], для исследованиясоциальных объектов [13]. Существует опыт использования рисуночных тес-тов для анализа образа власти [8]. Однако для анализа политической картинымира младших школьников и ее изменений пока он не применялся.Между тем именно с помощью этой методики мы получили богатый эм-пирический материал о представлениях детей о сфере политического, при-чем, в отличие от других используемых методик (интервью и анкетирования),получили ее в визуальной форме, что очень важно в аспекте анализа «карти-ны» мира. Данная методика фиксирует два рода объектов: во-первых, лично-стные характеристики респондента, во-вторых, отношение респондента к ис-следуемым объектам действительности (к политике). Если обычно в психо-логии проективные техники используются для анализа первой группы объек-тов, то есть личности, то социальные психологи показали возможность изу-чения именно социальных объектов, то есть их смыслов, находящихся в соз-нании человека с помощью таких тестов. Основная проблема заключается винтерпретации полученных результатов. Т. Фаломеева и О. Бартенева пред-ложили технику стандартизации интерпретации рисунков, показав, что: во-первых, определенные характеристики рисунка специфичны для отраженияиндивидуальных особенностей субъекта восприятия, другие же - для отра-жения образа социального объекта; во-вторых, различные характеристикирисунка отражают принципиально разные аспекты восприятия социальногообъекта (эмоциональную, когнитивную, мотивационную составляющие).Таким образом, в анализе рисунка мы уделяли внимание: композиции,которая отражает свойства структуры объекта (сформированность, устойчи-вость, конфликтность или гармоничность); формам, используемым в рисунке,которые отражают когнитивную составляющую образов, передают свойствасамого объекта (открытость, закрытость, активность, пассивность) присутст-вующим в рисунке предметным образам, раскрывающим личностные смыс-лы, которыми респонденты наделяют данный объект восприятия; категориицвета, так как она универсальна для выражения самых различных характери-стик образа.Эмпирическая база исследованияРисунки были собраны автором в 2000-2009 гг. в Краснодаре и Красно-дарском крае, а также в других субъектах РФ (Москва, Пермь и др.). Вимеющейся сегодня базе данных представлено около 500 рисунков. Следуетотметить, что выборка исследования отличается от репрезентативной. Она невыравнивалась относительно разных типов школ, престижности, статуса ро-дителей и прочих факторов. Учитывая это, в данном исследовании мы отдаемпредпочтение качественному анализу рисунков, позволяющему реконструи-ровать политический сегмент картины мира младших школьников, понятьего структуру и содержательное наполнение. Поскольку выборка нерепрезен-тативна относительно детской популяции, частота встречаемости тех илииных компонентов не дает полного представления об их распространенности.В то же время мы считаем, что особенности нашей выборки не сужают воз-можный спектр оценок, иначе говоря, воспроизводят широту представленийо политике. Этот разброс качественный анализ позволяет зафиксировать.Обсуждение результатовАнализ рисунков показывает, что в политической картине мира детейприсутствуют: базисные понятийные и символические концепты обществен-но-политической системы, прежде всего, ключевое для политики понятие«власть» и его символическая составляющая; событийный ряд; актуальныепроблемы социально-политической сферы и пути их решения; образы значи-мых политических акторов: институтов и персон; геополитическая компо-нента; образ «Я» в политике.Символы в политической картине мираВ политической картине мира детей базисные концепты политическойсистемы отражены символично. В первую очередь, это национальная симво-лика, изображения государственного флага (рис. 1) и герба страны (рис. 2).Отметим, что символизм - сущностная черта детской картины мира. В ри-сунках американских детей национально-государственные и партийные сим-волы также встречаются довольно часто. Использование в рисунках нацио-нально-государственной символики, на наш взгляд, говорит о том, что детизнакомы с символами государственной власти (рис. 3) и в большинстве слу-чаев могут их верно воспроизводить. Высокая частота повторений, упомина-ний символов позволяет сделать вывод о том, что они являются знакомым изначимым сюжетом в картине мира ребенка.Рис. 1. Флаг Рис. 2. ГербТенденцией последнего десятилетия стало появление наряду с нацио-нальной символикой символики региональной и локальной. Например, детив Краснодарском крае рисуют флаг и герб Кубани. В последние два года детистали изображать и символику муниципальных образований (например, гербгорода Краснодара). Постепенно выстраивается вертикаль глобальное - на-циональное - региональное - муниципальное. Демонстрация локальной ирегиональной идентичности происходит через персоналии и символы(рис. 4). В рисунках российских детей с 2004 года региональная компонента(лидеры, символы, лозунги, событийный ряд) присутствует и усиливается скаждым годом (рис. 5). Очевидно, это связано с введением соответствующихкомпонентов в учебные образовательные программы детских дошкольныхучреждений и начальной школы. Локальная составляющая (символы, лидерыи события муниципальной жизни) начала проявляться в некоторых рисункахдвух последних лет. Предположительно, это можно связать с более активнымпозиционированием (в первую очередь в СМИ) органов муниципальной вла-сти, а также с их (органов) активностью, которую дети могут наблюдать(прежде всего, праздники - День города, семьи и пр.).Символами политического мира для детей также являются некоторые«незыблемые» константы - правительственные здания. В рисунках амери-канских детей - это Белый дом и Капитолий, российские дети чаще всего ри-суют Кремль и Красную площадь (рис. 6), Белый дом (Правительство РФ),здание Государственной думы. Эти изображения отражают представлениядетей о власти как иерархии субъектов (здания «власти» всегда выше, боль-ше, масштабнее других). Их можно интерпретировать также как характери-стику самой власти и степени ее открытости/закрытости: на рисунках отсут-ствуют или наглухо закрыты окна и двери. «Правительственные» здания, какправило, окружены стеной, в которой нет входа, ворот и т.п. Интересен одинрисунок - исключение из этого правила. Ребенок нарисовал церковь, тща-тельно обозначив открытые окна и дверь, широкий подъезд и ступени. В по-литической картине мира детей власть закрыта, существует отдельно, внеобщества. За исследуемый период эти представления не изменились.Рис. 7. МедведьКроме национально-государственной, в картине мира детей присутствуетпартийная символика. Этот компонент также можно отнести в «константам»картины мира. Он присутствует в рисунках американских детей (они рисуютслона и осла). Российские дети также отображают политические партии всвоих рисунках. Обнаруживается несколько тенденций. Во-первых, партий-ные символы в рисунках встречаются реже, чем национально-государ-твенные. Во-вторых, они динамично отражают изменение партийно-политической спектра реальной политической системы. Если в начале нашихисследования 2000-2002 гг. в детских рисунках был отражен основной пар-тийно-политический спектр («Яблоко», ЛДПР, КПРФ, РНЕ, партии власти),то рисунки последних лет содержат только изображения медведя на фонероссийского флага (рис. 7).Рис. 8. ДеньгиС середины 2000-х в рисунках российских детей мы обнаруживаем новыйсимвол - деньги (в подавляющем случае - доллары). В ответ на просьбу на-рисовать политику мы получаем рисунки, в которых присутствуют банки,люди, перевозящие мешки денег, купюры (рис. 8). Доминирующим цветом врисунках становится зеленый цвет.Символы отражают ключевой концепт политической картина мира - кон-цепт власти. Характерной чертой детских представлений о власти является ееперсонификация. Отражение персонифицированного образа власти имеет рядособенностей. В рисунках российских детей «палитра» современных полити-ков включает в себя все уровни власти: политиков федерального уровня (пре-зидента, премьера, лидеров политических партий), политиков региональногоуровня (губернатора), руководителей муниципальных образований (мэра) илидеров зарубежных стран. Так, в нашем исследовании среди политиков фе-дерального уровня встречаются Владимир Путин, Дмитрий Медведев (с2008 г.) (рис. 9), Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов, Григорий Яв-линский; региональных политиков «представляет» Александр Ткачев, поли-тиков муниципального уровня - Владимир Евланов (мэр Краснодара); лиде-ров зарубежных стран - Джордж Буш, Усама Бен Ладен, Александр Лука-шенко. Очевидно, что рисунки с изображением действующих президентовили кандидатов на их пост в период предвыборных кампаний («головы» по-литической системы) отражают массовые стереотипы и ожидания взрослых.Как правило, это положительные образы. В то же время в этом сегменте по-литической картины мира российских детей отсутствуют ретроориентации.Если американские дети в качестве персон, олицетворяющих политику, так-же изображают «отцов-основателей» (Джорджа Вашингтона, Авраама Лин-кольна), то в более чем пятистах российских рисунках нет ни одного истори-ческого персонажа. Однако палитра реальных политических персон в рос-сийских рисунках гораздо богаче и далеко выходит за рамки президентскойвласти, демонстрируя тенденцию своеобразной «децентрализации» власти, тоесть понимание того, что, кроме президента, во власти есть и другие власт-ные фигуры, среди которых он (президент) все же наиболее важный. Обра-щает на себя внимание тот факт, что на рисунках представлены только теперсоны, которые представляют государство, или политические лидеры, ужекооптированные в государственные структуры.Рис. 9. ТандемОднако большая часть рисунков детей о политике «безлюдна». Чаще все-го политику символизируют столы (круглые или прямоугольные), за которы-ми никого нет.В картине мира детей власть уже представлена как иерархическое взаи-модействие. В рисунках властные отношения как способ неравного взаимо-действия субъектов политики связываются, прежде всего, с фигурами прези-дента или кандидата на его место. Иногда это реальные персонажи. В боль-шинстве рисунков - безымянные фигуры, олицетворяющие власть, - напри-мер, некто, выступающий перед народом.В рисунках детей представлены все уровни власти: федеральный, регио-нальный (уровень субъектов) и муниципальный. Иерархичность властнойструктуры видна и в персонах политиков, олицетворяющих власть: прези-дент, премьер, руководитель региона (губернатор), руководители муници-пальных образований (мэры) и даже лидеры зарубежных стран.Несмотря на тенденцию «развертывания» вертикали в политической кар-тине мира детей, которую мы наблюдаем в детских рисунках второй полови-ны 2000-х годов, подавляющее большинство символов, лидеров и иных сю-жетов отражает федеральный уровень власти, то есть «голову» политическойсистемы. К слову сказать, «хвост» политической системы (фигура защитникаправопорядка) есть не более чем в пяти из пятиста рисунков.Восприятие детьми властных отношений как иерархии демонстрируютсюжеты в рисунках, отражающие властные ресурсы и привилегии. По часто-те упоминания на первом месте стоят деньги как властный ресурс; на вто-ром - сила (оружие, военная техника, войска). По нашим наблюдениям, «ми-литаристских» сюжетов в рисунках детей по сравнению с началом 2000-хстановится меньше, и они сегодня напрямую связаны и воспроизводят собы-тийный контент СМИ. Поскольку восприятие власти и политики в этом воз-расте персонифицировано, наиболее ярко сюжет о привилегиях проиллюст-рирован был в нескольких (единичных) рисунках, героем которых стал В.Путин (в период его президентства): «дом Путина», «дача Путина», «гаражПутина», «машина Путина», «автобус Путина Дэу 090» и даже «жена Пути-на». Справедливости ради следует отметить, что эти рисунки в эмоциональ-ном и оценочном контексте были позитивными, в то время как остальныесюжеты о привилегиях, героями которых были другие политики или простодепутаты, несут в себе очевидную негативную оценку.Спектр участников общественно-политического процесса за послед-ние десять лет сужается в политической картине мира 9-12-летних. В конце1990-х - начале 2000-х дети рисовали символику всех политических партий -активных участников избирательного процесса (тема актуализируется в ри-сунках в год избирательных кампаний). В последние 3-4 года подавляющеебольшинство рисунков, содержащих партийную символику, посвящены«Единой России». Некоторые рисунки можно интерпретировать как отраже-ние в детской картине мира тенденции слияния государственных и партий-ных структур. Например, на одном из рисунков 2008 года надпись «Выборы2007 года за единую государственную партию». В соответствии с классиче-ской теорией политической поддержки образ партии власти позитивно окра-шен. Например, на одном из рисунков вместо названия «Единая Россия» -надпись «Любимая Россия». Общественные ассоциации представлены толькона одном рисунке с изображением сбора средств для диких животных эколо-гической организацией. На рисунке надпись «Взносы для диких животных» ипроцесс сбора средств.Таким образом, в политической картине мира младших школьников об-щество как некоторая ассоциация свободных граждан, способных артикули-ровать и защищать свои интересы, практически отсутствует. Что это? Зако-номерный этап формирования политической картины мира или отражениероссийских реалий? Разобраться в этом вопросе помогут дальнейшие компа-ративные исследования.Механизм взаимодействия власти и обществаАнализ рисунков позволяет сделать вывод о том, что в политической кар-тине мира представлено субъект-объектное взаимодействие власти и общест-ва, субъектом этих отношенийвыступает власть. Этот выводподтверждается, во-первых,уже упоминавшимся вышефактом, что образы власти вдетских рисунках встречаютсячаще, чем образы общества.Во-вторых, образы власти нарисунках всегда отличаютсябольшим масштабом, чем ос-тальные изображения, не отно-сящиеся к власти. В этомсмысле показательным приме-ров является рисунок, которыйназван «Путин-дрессировщик»(рис. 10). На рисунке изобра-жен Путин (президент) на аре-не цирка, его фигура занимает2/3 листа. Перед ним в образедрессированных животных (со-бачек, кошечек) сидят полити-ки (Жириновский, Явлинский,Касьянов - фамилии указаныавтором рисунка). Вообще вдетских рисунках сюжет, изо-бражающий политику как театрмарионеток или цирк, не единичен и повторяется в разные периоды нашегоисследования.В политической картине мира детей отражен широкий спектр властноговзаимодействия: от конфликта до сотрудничества. Конфликтные взаимо-действия представлены рисунками с изображением военных, воюющих людей,оружия и боевых действий (международного или внутреннего масштаба).Конфликтная составляющая в политической картине мира доминировала в на-чале 2000-х гг., в рисунках последних лет таких образов становится меньше.АттитьюдыИнтересно, что среди этой небольшой группы рисунков, отражающей«исключение» из классической теории формирования политической под-держки, мы наблюдаем отличия в рисунках американских и российских де-Рис. 10. Дрессировщиктей. Негативное отношение к политике в американских рисунках представле-но лишь одним примером, отражающим ретроориентации. Мальчик, афро-американец, нарисовал американский флаг простреленный в 4 местах, и подним два пистолета. Когда его попросили объяснить содержание, он ответил,что это простреленный флаг, потому что идет «гражданская война между Се-вером и Югом». Учительница попросила его конкретизировать рисунок, и онпродолжил этот сюжет, нарисовав повешенного, убитого, раненого, стре-ляющих друг в друга людей. Однако этот рисунок, хотя и является показа-тельным примером негативного отношения к политической системе, обу-словленного, прежде всего, социальным статусом семьи (безработные роди-тели), на наш взгляд, не может рассматриваться больше, чем пример.В то же время в рисунках российских детей палитра объектов, на которыенаправлены негативные аттитьюды, гораздо шире. Среди них: «политика» какконцепт (например, рисунок, изображающий политику как театр марионеток);негативные результаты деятельности политиков; негативное отношение к «по-литикам» как социальной роли (например, на рисунке, состоящем из двух час-тей, ребенок рисует жизнь и процветание депутатов и простого народа и со-провождает это подписью «Найди два отличия»). Вероятно, мы наблюдаемособенность формирования политической картины мира в политической сис-теме, которая только строит «стабильность». В российском кейсе суммарныйвектор влияния агентов политической социализации, демонстрирующих нетолько позитивную политическую поддержку, оказывается сильнее.Актуальный общественно-политический контекстВ детских рисунках мы наблюдаем также актуализацию событий регио-нального или муниципального уровней. Их всех объединяет сильная эмоцио-нальная (позитивная или негативная) доминанта в повестке дня. Например,гибель подводной лодки «Курск» (рис. 11), пожар в доме престарелых, побе-да Сочи как столицы Олимпийских игр 2014 г. (рис. 12), объединение муни-ципальных образований.Рис. 11. КурскГеографический образ и геополитическая компонентаЧасть рисунков позволяет также говорить о начале формирования геопо-литической компоненты политической картины мира, то есть представленийо глобальном устройстве мира и местестраны в нем (рис. 13). Геополитиче-ская компонента политической картинымира включает представления о местестраны на международной арене,друзьях и врагах, о векторах геополи-тического развития (рис. 14). Анализрисунков позволяет говорить о том, чтов политической картине мира детейпредставлены основные «игроки» намеждународной арене: Россия, США,Германия. Как правило, изображая уча-стников международных отношений,дети рисуют либо лидеров (персонифи-кация), либо государственную симво-лику. Как уже упоминалось выше, те-кущие международные события могутактуализировать этот компонент поли-тической картины мира и давать воз-можность демонстрации политическихПоведение человека вполитике определяетсяобразом Я в политиче-ской картине мира. Вмладшем школьном воз-расте этот образ тольконачинает формироваться.Он заметен в гендерныхпроекциях (женщина-президент на рисункедевочки) или (чаще все-го) в типичном для ре-бенка этого возраста эго-центричном взгляде наполитику как часть ок-ружающего мира (чтотакое политика? - это я(мой дом, моя школа, место работы моих родителей) с российским флагом!)Анализ детских рисунков позволяет не только описать структуру и со-держание политической картины мира, но и зафиксировать отражение основ-ных социализирующих факторов: средств массовой информации, системыобразования, семьи.Одной из характеристик картины мира выступают ее наличие / отсутст-вие и характер ретроориентаций. Исследователи, например, отмечают [14.C. 75] инверсивный характер политической картины мира старших поколе-ний россиян. Причем чем старше респонденты, тем позитивнее их ретроори-ентации. Для политической картины мира детей в изучаемый период харак-терно то, что исторические сюжеты в них практически отсутствуют. Это осо-бенно показательно, если сравнить рисунки с рисунками американских свер-стников. В американских рисунках представлены исторические персонажи(Линкольн, Вашингтон), памятники-символы (статуя Свободы), историческиесобытия (Гражданская война). В рисунках российских детей этой линиипрактически нет. Мы не встретили ни одного исторического персонажа, ниодного исторического сюжета. Только на 2 рисунках были изображены па-мятники (героям Великой Отечественной войны на Мамаевом кургане). Нанаш взгляд, мы фиксируем некоторую тенденцию, характерную для молодогопоколения. «…Новое русское настоящее, как правило, не ощущает себя про-должением прошлого, его наследием и преемником в социокультурном от-ношении» [15. C. 104]. Поскольку «в российском политическом сознании ис-тория не актуализирована как всеобщий опыт, она воспринимается как про-тиворечивый, абстрактный образ», ребенок младшего школьного возраста этусложную конструкцию отразить, а еще и связать с политическим настоящимне может. Этот аспект, на наш взгляд, гораздо важнее, чем просто фиксацияособенности или проблемы в историческом образовании российских школь-ников. Без исторической компоненты практически невозможно формирова-ние гармоничного, непротиворечивого образа своей страны. В этом смысле втриаде хронотопа, которую, развивая М.М. Бахтина, Д.Г. Горин определяеткак единство времени, пространства и смысла, исключается понятие времени,и весь конструкт распадается.Очевидно, что пока система образования и воспитания не справляется сэтой задачей, на вооружении у современных педагогов нет наработок, срав-нимых по концептуальности и эффективности с советскими аналогами [15.C. 15-27].Анализ политической картины мира 9-12-летних детей в последнее деся-тилетие показывает, что в этом возрасте уже имеют место представления ополитике. В политической картине мира находит свое отражение и занимаетключевую позицию образ власти. В картине мира детей власть символична иперсонифицирована. В представлениях детей отражены и другие участникиполитического процесса: политические партии, бизнес-элиты («олигархи») иобщество. В течение последних десяти лет практически не изменился образвласти как пространства, закрытого, далекого от «народа». В политическойкартине мира детей также присутствует отражение актуального социально-политического контекста (калькирующего контент СМИ), присутствуют гео-графические образы страны и отражение геополитических представлений.Нам не удалось зафиксировать кардинальных структурных измененийполитической картины мира. Однако можно с уверенностью говорить, чтоизменения в политической системе достаточно оперативно находят свое от-ражение в детской картине мира. Яркими иллюстрациями этого являютсяначавшиеся в последние годы и уже нашедшие свое отражение в картине ми-ра детей процессы вертикальной дифференциации образа власти, суженияпартийного спектра и всей публичной сферы.Представления о политике - политическая картина мира по мере взросле-ния человека дополняется и детализируется. Ключ к пониманию жизненныхпрактик лежит в анализе жизненных миров изучаемых людей. Думается, изу-чение политической картины мира субъекта в процессе его взросления будетвесьма продуктивно для понимания многообразия современных обществен-но-политических практик в России.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 185
Ключевые слова
картина мира, политическая картина мира, политическая социализация, world-view, political world-view, political socializationАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Самаркина Ирина Владимировна | Кубанский государственный университет (г. Краснодар) | кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики и государственного управления | smrkn@mail.ru |
Ссылки
Дети и выборы в Государственную думу. Отчет об учебном исследовании 1998/99 учеб- ного года совместно c факультетом социологии Билефельдского университета. Руководители: Головин Н.А., Сибирев В.А. эл. документ. - Доступ: http://www. soc.pu.ru /materials/ golovin/ ui_2000/
Samarkina I., Lyzogub I. 2001. How American Children Imagine Politics: A Content Analysis Pictures drawn by Children 9-11 years of age. - Public Policy Research Newsletter. Center for Governmental Services at Indiana State University, Terre Haute, Indiana, the USA. Spring. Vol. X, № 3.
Щербинин А.И. Тоталитарная индоктринация: у истоков системы. Политические праздники и игры // Полис. 1998. № 5. С. 79-96.
Гуревич П.С. Культурология. М.: Знание, 1995.
Гуревич А.Я. М. Блок и «Апология истории» // Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986. С. 170-208.
Цветущая сложность: разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов / Науч. ред. К.Б. Соколов. СПб.: Алетейя, 2004.
Easton D., Dennis J. Children and Political System. N.Y.: McGraw-Hill, 1969.
Образы власти: От Ельцина до Путина / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.
Торни-Пурта Дж. Политическая социализация подростков в изменяющемся контексте: Международное исследование в духе Невитта Сэнфорда // Политическая психология. Хрестоматия / Сост. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 316-329.
Sallivan J., Rahn W., Rudolph T. The contours of political psychology: Situating research on political information processing. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.
Преснякова Л.А. Структура личностного восприятия власти // Политическая психология. Хрестоматия / Сост. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 330-342.
Мельникова О.Т. Качественные методы в решении практических социально- психологических задач // Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл, 1996.
Фоломеева Т.В., Бартенева О.М. Опыт применения проективной методики «Психоло- гический рисунок» в исследовании восприятия социальных объектов // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2000. № 2. С. 27-39.
Андреенкова А.В. Постматериалистические / материалистические ценности в России // Социс. 1994. №11. С. 73-82.
Глебова И.И. Политическая культура России: образы прошлого и современность. М.: Наука, 2006.
Щербинин А.И. Конструирование образа (на примере выстраивания концепта Родины) // АртМаркетинг. 2009. №4 (28). С. 19-27.
