Символические компоненты политического режима в Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 3 (15).

Символические компоненты политического режима в Российской Федерации

Политический режим рассматривается как частный случай политической системы, значимым компонентов которого является символика государства. Прослеживаются исторические истоки, варианты трансформации и характеристики герба, флага, гимна, государственных наград и праздников. Сделан вывод о связи государственной символики с господствующей идеологией и ее типических чертах: эклектичности, доминировании клерикальных, милитаристских, имперских мотивов.

The Siberian Academy for Public Administration.pdf Происхождение (от французского regime - управление, или латинскогоregimen - направление, кормило власти, правление) и смысл понятия «поли-тический режим» достаточно очевидны. Режим трактуется как «государст-венный строй», «метод правления», «образ правления», «способ функциони-рования властного порядка», «установленный порядок деятельности», «усло-вия деятельности», «совокупность средств и методов осуществления эконо-мической и политической власти господствующего класса».Очевидно, что все эти определения достаточно сходны и одновременнотрактуют понятие весьма неоднозначно. Это проистекает, как совершенносправедливо указывают авторы фундаментальных «Категорий политическойнауки» [1. С. 153], из наличия, по крайней мере, трех нюансов рассмотрениярежима - как политического строя в целом; как альтернативы; как источникаправления, т.е. власти.В первом случае режим рассматривается как метод управления, комплексэлементов институционального, социологического и идеологического поряд-ков, образующих политическую власть конкретной страны на определенныйпериод. В этом понимании выражаются формально-юридический и консти-туционный аспекты организации политической системы, характеризующиеструктуру государственной власти, например режим Пятой Республики воФранции или режим современного российского государства.Второе определение характеризует открытые для изменений переменныепараметры политического строя, в том числе его социально-экономическиеоснования - например, режим шоковой терапии, монетаристский режим, ре-жим «нулевых годов».Наконец, режим как источник правления, как властный авторитет, опре-деляющий политический строй, рассматривается через призму конкретногополитического персонажа, например режим Ельцина.Использование подобного подхода позволяет нам в применении к совре-менной российской действительности говорить о конституционно деклари-рованной и реально функционирующей политическойкретных хронологических рамках («нулевые годы»), о процессе дистанциро-вания от той системы, что существовала в 90-е годы прошлого века, наконец,о режиме Владимира Путина - генерального актора новой системы. Избраниев 2008 г. президентом Д. Медведева в принципе не изменило содержание ре-жима, придав ему внешне дуалистическую форму «тандемократии».Все исследователи политического режима, от античных мыслителей дополитологов современности, рассматривают его либо как составную часть,либо как частный случай политической системы. Второе наблюдение связанос растущим пониманием исследователями поликомпонентности, мультифак-торности режима как системы.Под системой (гр. systema - целое, составленное из частей; соединение)понимается множество закономерно связанных друг с другом элементов(предметов, явлений, процессов), которые складываются в целостное образо-вание с новым качеством. Элементы системы характеризуются постоянным иустойчивым взаимодействием [2. С. 43] и являются переменными, независи-мо от характера и степени их связи [3. С. 323].Устойчивыми компонентами рассматриваемого режима являются вполнеопределенный базис - рентная (сырьевая) экономика - и соответствующаяему надстройка в ее политическом (этакратическая «вертикаль власти», авто-ритарно-олигархические тенденции), социальном (резко дифференцирован-ное по доходам население с доминированием патерналистских настроений изачаточным гражданским обществом), идеологическом (консерватизм, эта-тизм, пуризм, клерикализм), культурном (гламурно-патриотический кич)проявлениях.Аналитическое исследование режима невозможно без учета социокуль-турных факторов: традиций, ценностей, самоидентификации общественногосознания. Нельзя забывать вывод Истона о том, что предложение ценностей инавязывание их большинству членов общества в качестве обязательных явля-ется базовой функцией политической системы [3. С. 323-324]Рассматривая символику как компонент всех трех указанных ипостасейполитического режима Российской Федерации, нельзя не отметить такуювсеобъемлющую черту, как культурный синкретизм - в символике как госу-дарства, так и конкретных политических персоналий и кланов причудливопереплелись атрибуты монархическо-имперского и советско-коммуни-стического прошлого с некоторыми элементами трансформационного-транзитного характера. Это особенно явно прослеживается в подборе госу-дарственных символов Российской Федерации.Старейший из государственных символов - герб. Государственный гербРоссийской Федерации был утвержден Указом президента от 30 ноября1993 г. В основу его был положен традиционный для российской историисимвол двуглавого орла. Однако в отличие от царского герба, где орел былчерного цвета и помещался на золотом фоне, современный гербовый орелимеет золотой цвет и расположен на красном поле. Федеральным конститу-ционным законом от 25 декабря 2000 г. герб был окончательно легитимиро-ван. Напомним, что двуглавый орел был воспринят в 1497 г. в качестве госу-дарственного герба Московской Руси после вступления Ивана III в брак сСофьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора, нетолько как символ принадлежности государства как к Западу (Европе), так ик Востоку (Азия). Принятием герба утверждался постулат о Москве и Рос-сийском государстве как о Третьем Риме. В современных условиях эта кон-цепция имеет достаточное число сторонников как среди политиков, так исреди рядовых граждан.Вторым по старшинству атрибутом государственной символики являетсянациональный флаг.Допетровская Русь не знала единого государственного флага: собствен-ные стяги, хоругви и штандарты имел каждый из монархов. Используемоесегодня бело-бирюзово-красное полотнище в качестве общенациональногофлага появилось при Петре I (1705 г.). Несмотря на отсутствие в истории имонархической России, и современной Российской Федерации официальноготолкования цветового решения флага, имеется много достаточно популярныхобъяснений. Например, ряд геральдистов объясняют цвета флага сочетаниемнародного и государственного начал. Белый цвет символизирует мир, чисто-ту, правду, «нетленное совершенство», а также (в прошлом) монархическийхарактер власти; синий - веру и верность, постоянство, благородство; крас-ный - кровь народа, пролитую за Отечество. Существуют объяснения трех-цветности как символа единства трех восточнославянских народов, как сим-вола святой Троицы, как признания трех стихий и т. п.В 1858 г. Александр II, не отменяя общенационального государственноготриколора, по предложению немецкого геральдиста барона Кене высочайшеутвердил гербовые (геральдические) цвета имперского триколора - черный,желтый (золотой), белый (серебряный), что соответствовало цветам государ-ственного герба. Однако новый флаг не прижился, и уже Александр III пове-лел «употреблять исключительно» бело-сине-красный триколор. В такомвиде флаг России просуществовал до 1917 г. и был восстановлен в качествегосударственного символа в России Верховным Советом РСФСР 22 августа1991 г. и Указом Президента от 11 декабря 1993 г., а окончательно утвержденФедеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. [4].Вместе с тем не исчезли из политического обихода и другие знаменныесимволы прошлых эпох. Так, Указом Президента Российской Федерации от15 апреля 1996 года предусматривается, что в дни государственных праздни-ков, дни воинской славы и при проведении воинских ритуалов и массовыхмероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, наряду сГосударственным флагом (триколором) используется Знамя Победы - крас-ное полотнище с изображением в верхнем углу пятиконечной звезды.К другим атрибутам знаменной символики следует отнести Штандарт Пре-зидента РФ и учрежденные 13 марта 2001 г. личные штандарты министров обо-роны, юстиции, МЧС, директоров СВР, ФСБ, ФС ЖДВ1, ФПС, руководителяФСО, генерального директора ФАПСИ, введенные Законом РФ 29 декабря2000 г. знамена Вооруженных Сил (чего не было ни в царские, ни в советскиевремена), их видов и родов (ВМФ, СВ, ВВС, Космических войск), специальных1 Федеральная служба железнодорожных войск упразднена 9 марта 2004 г.войск, (ФСО, ФСНП, Внутренних войск МВД, войск ФПС, Железнодорожныхвойск, войск ФАПСИ, войск Гражданской обороны)2.Позднее всего российское государство приобрело музыкальную символи-ку. Работа над новым гимном России велась в соответствии с постановлениемСовета Министров РСФСР от 11 мая 1990 г., положившим в основу музы-кальной редакции гимна «Патриотическую песню» М. Глинки, впервые про-звучавшую в качестве гимна России 23 ноября 1990 г. и утвержденную в та-ком качестве постановлением III Съезда народных депутатов РСФСР и Ука-зом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 года. Однако ра-ботавшая с февраля 1993 г. конкурсная комиссия по обсуждению проектатекста гимна отвергла все (свыше 6 тысяч) поступившие заявки [5]. В марте1999 г. Государственная дума, а в 2000 году новоизбранный президент В. Пу-тин высказались за сохранение музыкальной редакции советского гимна, имузыка А. Александрова была утверждена 25 декабря 2000 г. Федеральнымконституционным законом «О Государственном гимне Российской Федера-ции». 22 марта 2001 г. был утвержден текст гимна на стихи все того жеС. Михалкова.В еще большей степени эклектична система государственных наградРоссийской Федерации, которая (на 1 января 2011 г.) включала в себя званиеГероя Российской Федерации, 15 орденов, 15 медалей, 2 знака отличия и 59почетных званий Российской Федерации. Эклектичность системы выражает-ся не только в использовании имперских, советских и современных россий-ских наград, но и в их дизайне - в сочетании христианских четырехконечныхкреста и звезды с восьмиконечной («вифлеемской») и пятиконечной (пента-грамма) богоборческой коммунистической и одновременно масонской звез-дами [6. С. 51; 7. С. 53].Еще в большей степени эклектизм ощущается во все растущем массивеведомственных наград, для названия которых используются как типично со-ветские формулы (медали ФМС «За добросовестный труд» и «За заслуги»,ведомственные медали Федерального агентства по рыболовству «За заслуги вразвитии рыбного хозяйства России» I и II степени и «Ветеран рыбного хо-зяйства России»), так и достаточно архаичные, заимствованные из опыта цар-ской России (медаль ФМС «За усердие»). В названиях наград общеграждан-ского плана явно превалирует военная терминология (орден Саратовской об-ласти «За стойкость и героизм», орден «Доблесть Кузбасса», Почетный знакгубернатора Мурманской области «За доблестную службу в Заполярье»).Некоторые политики полагают некорректным присвоение высшим награ-дам государства имен православных святых (Андрея Первозванного и Геор-гия) только одной (хоть и самой многочисленной) конфессии. Им возражают,что символы других конфессий и этносов используются в государственнойсимволике (в том числе и наградах) субъектов Федерации, что подчеркиваетфедеративный характер построения нашей страны.Так, еще в первые годы существования СССР свои государственные на-грады (ордена и медали) имели практически все союзные республики. В2 Федеральная пограничная служба, ФАПСИ и Федеральная служба налоговой полиции упразд-нены 11 марта 2003 г.дальнейшем система государственных наград была централизована, а пред-ложения Л. Берия ввести ордена республиканского значения в 1953 г. офици-ально были признаны не только ошибочными, но и антигосударственными.Однако в условиях современного демократического государства ряд респуб-лик - субъектов РФ учредил свои собственные государственные награды.Так, в 1994 г. был учрежден Орден Республики Тыва3; Республика Саха(Якутия) в феврале 1997 г. учредила орден «Полярная звезда», почти одно-временно учрежден орден «Тан Чолмон» («Утренняя звезда») в РеспубликеАлтай, в 1999 г. была учреждена медаль Республики Татарстан «Материнскаяслава». Другие республики в качестве наград используют систему почетныхзваний. В 1997 г. в Республике Алтай учреждены звания «Эл кайчы» («На-родный сказитель) и «Быйанду эне» («Почитаемая мать», вручается за рож-дение и воспитание 5 и более детей).Следует отметить и все более возрастающее количество наград негосу-дарственных институтов. По иерархии Совета по общественным наградамРоссийской геральдической палаты к высшим общественным наградам РФотносятся ордена «Слава России», Петра Великого, «Золотая звезда за вер-ность России», «За возрождение России», «Почетный гость России», «Завклад в Победу», «За профессиональную честь, достоинство и почетную де-ловую репутацию», «За заслуги перед Обществом», знак ордена Св. Алексан-дра Невского «За труды и Отечество», наградной крест «Защитнику Отчест-ва». Все отмеченные выше приметы эклектизма, клерикализма и милитариза-ции видны и в этой совокупности наград.Эклектична и совокупность государственных праздников России, «днейвоинской славы» и так называемых памятных дат, где причудливо перепле-тены церковно-религиозные (Рождество Христово, День Крещения Руси),советско-коммунистические (День защитника Отечества - бывший День Со-ветской армии, Международный женский день, Праздник Весны и Труда -бывший День солидарности трудящихся, День Победы, День Великой Ок-тябрьской социалистической революции 1917 г.) и новоизобретенные (ДеньРоссии (12 июня), День памяти и скорби (22 июня), День партизан и под-польщиков (29 июня), День народного единства (4 ноября), День солидарно-сти в борьбе с терроризмом (3 сентября), День Героев Отечества (9 декабря)праздники. Сохраняется и регулярно расширяется череда так называемыхпрофессиональных праздников, причем зачастую одна и та же отраслеваякорпорация имеет несколько праздников (13 января - День Российской печа-ти, 3 мая - Всемирный день свободы печати, 5 мая - День Советской печати).Всего государством установлено более двухсот праздников, отмечаемых вРоссии (последним по времени 11 сентября 2009 г. был установлен День про-граммиста, отмечаемый в 256-й день года - 13 сентября или, если год висо-косный, - 12 сентября). Как представляется, процесс «изобретения традиций»(по выражению Эрика Хобсбаума), организованный современным правящимклассом, носит мозаичный, клиповый, слабо адаптированный к ментальностироссиян характер. Не случайно, День национального единства, учрежденный«в память освобождения Москвы от польских интервентов» четыре века на-3 Просто Орден, без указания его названия.зад, воспринимается радикально-националистическими организациями типаРНЕ, ДПНИ или «Славянского союза» как день «русских маршей», муфтиемРавилем Гайнутдином - как праздник единства двух крупнейших народовРФ, который олицетворяет подвиг русского князя Дмитрия Пожарского иэтнического татарина Козьмы Минина, коммунистами - как попытка отме-нить традионное празднование дня революции, а большинством россиян -как неожиданный выходной день.Помимо государства, в символике политического режима непосредствен-ное участие принимают и негосударственные институции - прежде всего по-литические партии, религиозные конфессии, общественные ассоциации, биз-нес-структуры.Тема партийной символики требует отдельного рассмотрения [см., на-пример: 8. С. 7-8; 9. С. 60-63]. Здесь же отметим влияние символики лишьдвух партий России - «Единой России» и КПРФ (символика других партий,даже старейших ЛДПР и «Яблока», большинству граждан не известна), - наформирование международного имиджа государства. Если традиционныйантикоммунизм западного общества в какой-то мере сбалансирован сего-дняшним широким распространением левых взглядов и символика россий-ских коммунистов (красные звезда и знамя, серп и молот) воспринимаетсядостаточно адекватно, то эмблематика «партии власти» - белый, а затем бу-рый медведь, - вызывает негативное впечатление, что во многом связано сфольклорным амплуа медведя в ментальности западных народов: в отличиеот русского фольклора у них медведь - всегда отрицательный персонаж. По-добное отношение, кстати, вполне сопоставимо с нашим восприятием неко-торых символов других народов - осла у Демократической партии США иливоющего волка у тюркских и вайнахских народов.Свои награды имеют и конфессиональные структуры. Согласно Положе-нию о наградах Русской Православной Церкви (октябрь 2004 г.) в РПЦ20 орденов и медалей, названных именами святых, и орден для награжденияглав государств, правительств и церквей - орден «Славы и Чести». Высшейнаградой РПЦ является орден Святого апостола Андрей Первозванного (уч-режден в 1998 г.).Высшей мусульманской наградой в РФ является орден «Аль Фахр» (По-чета), учрежденный Советом муфтиев России в 2003 г.Уже отмеченные выше черты эклектизма и клерикализма наиболее ярко,по нашему мнению, нашли свое выражение в «назначении» православныхсвятых покровителями как всего «российского воинства» (Дмитрий Донскойи Георгий Победоносец), так и отдельных видов и родов войск: Георгий По-бедоносец - у Сухопутных войск, Савва Сторожевский - для ВВС, сразу троесвятых - апостол Андрей, Николай Чудотворец и адмирал Федор Ушаков -для ВМФ. Покровительство Ракетным войскам стратегического назначениявозложено на Илью Муромца и великомученицу Варвару, воздушно-десантным войскам - Илью Пророка. Бывшие российские государи князь Да-ниил Московский и равноапостольный князь Владимир курируют соответст-венно Инженерные и Внутренние войска. Дефицит милитаризированных свя-тых приводит к тому, что ряд святых покровительствуют сразу двум разно-видностям войск: Федор Ушаков - флоту и Дальней авиации ВВС, Илья Му-ромец - ракетчикам и пограничникам.Имплицитная связь символических компонентов с идеологией правящегорежима проявляется не только в официально-консервативной аксиологии«Единой России» (патриотизм, пуризм, державность/имперскость, клерика-лизм и т.п.), но и в стилистическом эклектизме. Борис Дубин, введший в на-учный оборот понятие «гламуризация публичности», отмечает, что ее глав-ная цель - унификация через церемониальные процедуры [10. С. 12-13]. Этосопрягается и с так называемой «теоремой» Айзека Томаса: «Если нечтопринято за реальность, оно становится реальностью в своих последствиях».Подобная реализация, впрочем, приводит порой к очень странным результа-там, среди которых проект двухголового аиста в качестве эмблемы сочинскойолимпиады - лишь забавная частность.

Ключевые слова

политический режим, политическая система, символика, идеология, political regime, political system, symbolism, ideology

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Малышев Александр ЮрьевичСибирская академия государственной службыкандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой политических наук и технологийAlex1952@ngs.ru
Всего: 1

Ссылки

Категории политической науки: Учебник / под ред. А.Ю. Мельвиля. М.: МГИМО. РОС- СПЭН, 2002.
Берталанфи Л. фон. Общая теория систем - обзор проблем и результатов // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1969. С. 30-54.
Истон Д. Категории системного анализа политики // Политология: Хрестоматия / сост.: проф. М.А.Василик, доц. М.С.Вершинин. М.: Гардарики, 2000. С. 319-331.
Государственная символика Российской Федерации: Конституция РФ. Гос. гимн РФ. Гос. герб РФ. Гос. флаг РФ. М.: Экзамен, 2001.
Косич И. Все слушают стоя… // Российская газета. 2000. 10 окт.
Телегин С. Крест и пентаграмма // Политический журнал. 2005. № 17. С. 50-52.
Вилинбахо Г. Награды - это социальный регулятор // Политический журнал. 2005. №17. С.53.
Малышев А.Ю. Организационные вопросы деятельности партий в России. Новосибирск: СибАГС, 1995. С. 7-8.
Малинкин А. Подпольный обком награждает… // Политический журнал. 2005. №17. С. 60-63.
Дубин Б. Режим разобщения // Pro et Contra. 2009. № 1. С. 6-19.
 Символические компоненты политического режима в Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 3 (15).

Символические компоненты политического режима в Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 3 (15).

Полнотекстовая версия