Внешнее позиционирование инновационного города какмуниципальная стратегия
На фоне исторических преимуществ и уникальных возможностей старинного университетского города рассматривается потенциал внешнего позиционирования инновационной территории на основе муниципальной стратегии. Показаны ресурсы, проблемы и потенциал в условиях конкуренции имиджей как одного из феноменов XXI века.
External positioning an innovative city as municipal strategy.pdf Начнем с того, что Томск - это бывшая столица огромной губернии, объ-единявшей территории от Восточного Казахстана до Красноярского края,куда входили и современные Томская, Новосибирская, Кемеровская области.С этим прошлым связаны большие амбиции Томска и притязания томичей наособую роль в стране. Томск, основанный в 1604 г. по Указу Бориса Годуно-ва, - исторический город, богатый памятниками деревянной и каменной ар-хитектуры XVIII-XIX вв., которые широко известны и узнаваемы как в Рос-сии, так и за рубежом. Прошлое всегда рядом с томичами. На сегодняшнийдень Томск является единственным городом в России, где сохранилась фоно-вая деревянная застройка, отражающая усадебное устройство улиц города.Сегодня город готовит пакет документов для включения целого историческо-го района «Татарская слобода» в охранный список ЮНЕСКО. Начиная с2005 г., администрация города ведет активную работу по восстановлениюпамятников архитектуры в дереве. Разработана отдельная целевая программа,по которой в течение 5 лет мы планируем отреставрировать 701 здание, в томчисле 109 памятников федерального и регионального значения. Судьбы лю-дей, связанные с Томском, неотделимы от общероссийской (и не только) ис-тории. Возьмем лишь одну легенду. Немалый интерес к Томску со стороныроссийской и мировой общественности вызван фактом проживания здесь всередине XIX в. старца Федора Кузьмича. По романовской легенде, возник-шей ещё при жизни старца, он считается императором Александром I, инсце-нировавшим свою смерть и ставшим скитальцем. В Казанском храме Богоро-дице-Алексиевского мужского монастыря находится резная рака с мощамисвятого Феодора Томского. Администрация города подготовила инвестици-онный проект «Императорский квартал», предполагающий восстановлениеусадьбы купца Хромова и кельи Фёдора Кузьмича.Мостиком между прошлым, настоящим и будущим служит то, что Томскявляется крупным образовательным, научным и инновационным цен-тром России. В Томске 9 вузов, в том числе первый за Уралом Томский госу-дарственный университет, 15 НИИ. При этом два томских университета,классический и политехнический, имеют статус национальных исследова-тельских. В 2006 г. первой в России начала работу особая экономическая зонатехнико-внедренческого типа «Томск». Логично, что Томск по праву считаетсямолодежной столицей России. В нем учатся и живут 100 тысяч студентов, тоесть каждый пятый житель города. Несомненно, Томск знаменит своим пер-вым за Уралом государственным университетом, учрежденным постановлени-ем Государственного Совета Российской империи 16 мая 1878 г.ТГУ имеет статус национального исследовательского университета Рос-сии. Гордость университета - Научная библиотека, в которой хранится более4 миллионов экземпляров книг, и Сибирский ботанический сад, заложенныйв XIX веке, известный уникальными для северных регионов планеты расти-тельными фондами, насчитывающими 6000 видов, форм и сортов. В ТГУучились и работали около 100 членов РАН и РАМН и академий наук другихгосударств, свыше 250 лауреатов Государственной премии, 2 лауреата Нобе-левской премии. В 2007 г. в ТГУ установлен «Скиф Cyberia» - самый мощ-ный компьютер в странах СНГ и Восточной Европы.От того, какой образ города Томска возникает в представлении у различ-ных финансово-экономических субъектов, у политической, управленческой икультурной элиты страны, региона; насколько позитивно воспринимают го-род Томск его жители и гости, зависит возможность мобилизации имеющих-ся и привлечения дополнительных ресурсов.Предварительный анализ, проведенный специалистами, показал, что се-годня Томск широко известен, пожалуй, уникальным деревянным кружевом,и только отчасти - научным комплексом и недавно созданной особой эконо-мической зоной. К сожалению, наши старые бренды - «Сибирские Афины»(термин князя Константина Вяземского, 1891 г.), «Умный город» (экс-мэрАлександр Макаров), «Медийная аномалия» (бывший генеральный секретарьСоюза журналистов России Игорь Яковенко) - живут своей жизнью, и о нихзнают преимущественно томичи.Между тем мэрия ставит задачу рекламировать имидж города и за преде-лами Томска. Сейчас в стране сложилась ситуация, когда города стали кон-курировать за привлечение государственных и частных инвестиций, за тех-нологии, высокие места в рейтингах, а главное - за трудовые ресурсы.В этой связи нам необходимо сформировать образ Томска как города ши-роких жизненных перспектив, города, где удобно жить, работать и отдыхать,где лучше всех учат и лечат. Тем более что выдумывать здесь про себя намничего не надо - нужно просто рассказать о себе стране и миру. Для повы-шения привлекательности нам необходимо позиционировать Томск как городбудущего.Внешнее позиционирование Томска является важной составной частьюмуниципальной политики, и для ее реализации разработана городская целе-вая программа «Внешнее позиционирование Томска». Ее основные цели: продвижение позитивного имиджа Томска; создание условий для широкой интеграции Томска в межрегиональные,общероссийские и мировые экономические, политические и культурные про-цессы; развитие разносторонних внешних связей Томска, повышение их ре-зультативности и эффективности; обеспечение роста местного самосознания и городского патриотизма.Реализация этой цели и вытекающих из нее задач предполагает дос-тижение комплексного результата, который включает следующие со-ставляющие части: сформирован устойчивый позитивный образ Томска в соответствии сосновной дифференцирующей идеей «Томск - город-форум»; увеличен объем внешних инвестиций; активизированы внешние связи города; увеличены объемы принимающего туризма; увеличено количество иногородних студентов в томских вузах; увеличен приток квалифицированных кадров из других регионов; городская символика Томска известна и узнаваема.Однако «текучая современность», как ее называл З. Бауман, вносит своиизменения в программу. Сейчас мы ведём ее корректировку и наполняемновыми проектами. В частности, в 2011 г. провели выставку-презентациюинвестиционных проектов на Экономическом форуме в Красноярске (инвест-кафе) и инвестиционные сезоны «iTomsk» в московском офисе компанииDeloitte &Toush.В 2010 г. в мэрии создан Совет по внешнему позиционированию Томска.Этот орган стал механизмом взаимодействия органов власти, бизнеса и об-щественности по вопросам внешнего позиционирования Томска. Своей глав-ной задачей совет ставит выработку концепции развития внешних связей го-рода, рекламу имиджа города и его основных брендов. Для решения такойнепростой и важной для развития Томска задачи объединились ученые том-ских университетов, руководители крупнейших медиахолдингов, рекламныхкомпаний и пресс-служб, депутаты, чиновники.Направления работы Совета условно делятся на: креативное - созданиеузнаваемой символики Томска, проведение рекламных мероприятий, PR-про-грамм, работа с основными направлениями позиционирования, которые бу-дут выявлены в ходе исследований. Разработка и производство презентаци-онной полиграфическойВпервые проект INNO TOMSK'2020 был представлен широкой обществен-ности на экономическом форуме в Красноярске в феврале 2011 г. Сейчас оннаходится на рассмотрении Правительства РФ. Создание федерального цен-тра позволит позиционировать Томск в соответствии с выбранной концепци-ей и привлечь в регион инвестиции, размер которых, по оценкам экспертов,может достичь 66 миллиардов рублей. В рамках подготовки проекта прове-ден масштабный анализ ресурсов Томска, определены конкурентные пре-имущества, сформулированы результаты реализации проекта для региона истраны в целом.Федеральный центр образования, исследований и разработок - это терри-тория (инновационный кластер), где формируется уникальная среда взаимо-действия институтов инновационной направленности с особым образом ор-ганизованным жизненным пространством, а также поощряется инновацион-ное мышление и креативный способ жизни и работы людей.Ключевые результаты проекта для Томска Качественный человеческий ресурс для удовлетворения спроса на ин-новации со стороны крупных государственных и частных компаний. Высокая плотность и вовлеченность инноваторов в процесс ускоренно-го прикладного использования результатов научных исследований и разрабо-ток. Комфортные условия для жизни и деятельности, предполагающие ар-хитектуру и инфраструктуру современного города.Ключевые результаты проекта для России Повышение статуса России в мировой инновационной системе. Экономический эффект (от преобразования cуществующих либо созда-ния новых прорывных технологий). Максимально открытая интернациональная социальная среда за счетвзаимовыгодного международного сотрудничества и кооперации. Тиражирование модели федерального центра в других инновационноактивных регионах России.ПредпосылкиДля создания федерального центра в Томске имеются как базовые,так и дополнительные предпосылкиБазовые предпосылки (конкурентные преимущества) - это: СогласованнаяДополнительные предпосылки: Исторически сформировавшаяся особая креативная среда (функцио-нальность, культура, толерантность). Наличие профессиональной команды, имеющей с 1995 года историюуспеха по формированию новых отраслей экономики (газовая отрасль, ИКТ,электронное приборостроение и др.). Поддержка федерального экспертного сообщества.Поясним, что это не просто амбиции провинциального толка. Инноваци-онное развитие - главный приоритет государственной региональной полити-ки (10 лет назад в Томской области принята первая в России Стратегия инно-вационного развития, созданы развитая инновационная инфраструктура ипредпринимательская среда). Томские университеты - лидеры российскоговысшего образования, ведущие подготовку специалистов по 300 техническими технологическим специальностям, из которых 60 связаны с приоритетныминаправлениями модернизации и технологического развития страны. Преоб-ладание прикладной науки обеспечивает коммерциализацию технологий,налицо развитая сеть зарубежных партнеров томских университетов, этоуниверситеты Великобритании, Франции, Германии, Китая, Японии, Австра-лии, Израиля, Нидерландов, Индии и другие.С точки зрения человеческого капитала Томск - один из самых молодыхгородов России по возрасту населения (56% студентов томских вузов - ино-городние, в том числе 9% - иностранные студенты из 30 стран мира). Он зна-чительное превосходит конкурентов по числу молодых ученых и изобрета-телей, выигрывающих международные гранты. Высокое качество профессор-ско-преподавательского состава (по концентрации научных сотрудниковвысшей квалификации - 1-е место в России).В Томске реально успешно работают свыше 400 инновационных компа-ний, в том числе 100 промышленных и свыше 300 малых научно-внедренческих предприятий. Развивается Особая экономическая зона техни-ко-внедренческого типа (54 резидента, в том числе 7 с участием иностранно-го капитала). Формируется «инновационный пояс» компаний наукоемкогобизнеса при томских университетах и НИИ (20 предприятий на 1 марта2010 г.). 26-27 мая 2011 г. Томск уже в 14-й раз был столицей межрегиональ-ного общения. Инновационный форум Томска традиционно посещают прави-тельственные делегации, руководители министерств и многих федеральныхслужб, корпораций, крупнейших компаний, представители многих регионовРоссии и делегации из зарубежных стран.Последние годы мы стали свидетелями беспрецедентного развитиясредств коммуникации. Следуя тенденциям времени, работа по освещениюхода предыдущего форума была выстроена на новом уровне. В период подго-товки и проведения форума специально созданный сайт форума посетилипользователи из 50 стран мира и 79 городов России.XIII Томский инновационный форум INNOVUS был первым форумом вРоссии, проведение которого освещалось в сервисе Twitter. Организаторыиспользовали ленту #innovus, которая была открыта для пополнения участ-никами форума и теми, кто следили за событиями форума через on-line-трансляции круглых столов и панельных дискуссий. В дни форума модерато-рами микроблога и участниками было опубликовано более 600 комментариево дискуссиях, проходящих на площадках форума. Окостеневшие коммуника-ции, как показывает практика, отмирают. Во время XIV Томского иннова-ционного форума INNOVUS прошла конференция TEDxTomsk по аме-риканской лицензии TED. Отметим, что TED - мероприятие, которое соби-рает мировых мыслителей и деятелей. Доклады публикуются на сайтеTED.com, где уже размещено более 700 выступлений. Среди спикеров TEDчислятся Билл Гейтс, Эл Гор, бывший президент США Билл Клинтон, Нобе-левский лауреат Джеймс Уотсон, певец Боно, премьер-министр Великобри-тании Гордон Браун, режиссер Джеймс Камерон и другие. Содержание вы-ступлений касается науки, бизнеса, искусства и так далее. Формат конферен-ции становится все более популярным. Его отличие - соединение знаний иэмоций. Участники обменялись идеями в рамках темы «Работа над ошибка-ми» («Сибирское агентство новостей» 4.04.2011).Томск выбрал для себя сценарий инновационной модели развития города,предполагающей формирование сильной, оперативно реагирующей на изме-нения экономики, стабилизацию социальной сферы. Базой подобной моделипотенциально может служить такой ресурс, как региональная система обра-зования, способная стать основой инновационной инфраструктуры. Важней-шим критерием реализуемости инновационной модели является креативныйпотенциал города, а ключевым условием, способствующим реализации моде-ли креативного города, - политическая воля и желание местной и региональ-ной власти поддержать соответствующий проект.Сложно заглядывать в будущее, но нам представляется, что в самое бли-жайшее время мы будем свидетелями появления множества новых россий-ских городов. «Новых» не в смысле новых ячеек расселения и размещениясредств производства, а в смысле парада новых и ярких городских идентич-ностей, городских смыслов. Согласимся с мнением молодых ученых из Ряза-ни, что внешнее позиционирование - «довольно низкозатратная
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 163
Ключевые слова
имидж, город, инновации, внешнее позиционирование, стратегия, муниципальная политика, image, a city of innovation, external positioning, strategy, municipal politicsАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Севостьянов Алексей Владимирович | Мэрия г. Томска | заместитель мэра по информационной политике | seva@admin.tomsk.ru |
Ссылки
