Концептуальные основы политической доктрины русского классического либерализма
Исследования дают основания рассматривать русский либерализм как становящееся, формирующееся идейное течение, в котором можно выделить не только окончательную модель либерализма, но и его субмодели, отражающие содержание различных этапов идеологического процесса. Взгляд на русский либерализм как идеологическую доктрину, протяженную в историческом времени, позволяет корректно анализировать проблему его типологии и особенностей.
Conceptual Foundations of the Political Doctrine of the Russian ClassicalLiberalism.pdf В современной литературе существуют разные мнения по вопросу перио-дизации русского либерализма. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская полагают,что «либерализм пришел в Россию в виде просвещенного абсолютизма» и всвоей эволюции прошел три стадии: с XVIII в. по 50 - 70-е гг. XIX в.; с 50-70-х по 90-е гг. XIX в.; 3) с 90-х гг. XIX в. [1. С. 78, 214, 293]. А.В. Гоголев-ский также считает, что период зарождения и становления либеральных идейначинается в XVIII в.; при этом он подчеркивает, что политическая доктринарусского либерализма формировалась на рубеже XVIII-XIX вв., получивпервое воплощение в творчестве А.Н. Радищева [2. С. 151]. Петербургскиеисторики И.П. Лейберов, Ю.Д. Марголис, Н.К. Юрковский указывают, что сконца XVIII в. либерализм предстает как «общественное движение, в кото-ром разрабатывались более или менее законченные программы политическихреформ» [3. C. 4].Ряд специалистов соотносят генезис либерализма в России со второй по-ловиной ХІХ столетия - временем общественно-политических реформ.В.Ф. Пустарнаков обосновывает мысль о том, что оформившийся в эпохуАлександра ІІ либерализм стал сразу принимать преимущественно не класси-ческую, а постклассическую форму «нового» либерализма, хотя при этомпродолжали также существовать разновидности дворянского либерализма [1.C. 228]. В.И. Приленский предлагает считать «годом рождения либеральногонаправления в русской мысли» 1846 г., утверждая при этом, что свое наибо-лее адекватное выражение либеральные идеи находят у Кавелина, Соловьеваи Чичерина [4. C. 11]. Согласно мнению К. С. Гаджиева, либеральное миро-воззрение в России утвердилось только в конце XIX - начале XX в. [5.C. 373].Все эти суждения дают основания рассматривать русский либерализм какстановящееся, формирующееся идейное течение, в котором можно выделитьне только окончательную модель либерализма, но и его субмодели, отра-жающие содержание различных этапов идеологического процесса. Взгляд нарусский либерализм как на идеологическую доктрину, протяженную в исто-рическом времени, позволяет корректно анализировать проблему его типоло-гии и особенностей.Формирование либеральной идеологии в России начинается задолго довыступления на исторической арене страны общественно-политическогодвижения либерализма. Одним из первых его пропагандистов стала императ-рица Екатерина II. В ее произведениях можно обнаружить добросовестное,восторженное воспроизведение либеральных идей французских просветите-лей вместе с призывом к утверждению на российской почве принципов про-свещенного абсолютизма [6. Т. 3. C. 441-442]. Важную роль в распростране-нии либерально-просветительных идей сыграл ее оппонент А.Н. Радищев.Свое радикальное развитие они получили в книге «Путешествие из Петер-бурга в Москву» (1790). Он ввел в русскую политическую мысль новый ис-точник споров - вопрос о крепостном состоянии крестьян. Полемизируя спросвещенной императрицей, позволяющей себе в переписке с французскимифилософами забывать о рабском состоянии своих подданных, Радищев ут-верждал, что только свобода как естественное состояние человека можетобеспечить жизненную инициативу и материальное благосостояние граждан,в первую очередь и в конечном итоге - благо Отечества. Исходя из мысли,что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состоя-ние», политический идеал он видел в деятельности американских республи-канцев [7. Т. 3. C. 559]. При этом Радищев предостерегал государственныхдеятелей от применения радикальных методов преобразования российскойдействительности, тем самым впервые вводя в либеральное звучание консер-вативные мотивы.Восстание Пугачева и Французская революция 1789 г. рассеяли иллюзиипросвещенного абсолютизма. В этих условиях в рядах дворянской интелли-генции либеральные идеи, воспринятые от европейских учителей, подверга-лись критической обработке и, соотнесенные с российскими реалиями, нача-ли обретать конкретное содержание. Идея свободы как естественного состоя-ния человека оставалась центральной и в начале царствования Александра I.Однако, памятуя о произволе предшествующего царствования, молодыесподвижники царя ожидали подкрепления идеи свободы политическими га-рантиями, которые виделись в конституционных правах. Огромную роль вобосновании этих идей сыграл М.М. Сперанский. Опираясь на теорию есте-ственного права, он разработал первый проект политического устройстваРоссии, предусматривавший разделение властей и законодательное ограни-чение самодержавия [8. C. 118]. По существу, это был первый проект Россий-ской конституции.Однако либерально-конституционным проектам Сперанского не сужденобыло воплотиться в жизнь. Он успел осуществить лишь незначительнуючасть своих замыслов, когда его деятельность была прервана Александром I,который убоялся попыток «ограничить самодержавие» [9. C. 227]. Тем неменее идея конституционного ограничения самодержавия была подхвачена, содной стороны, аристократической олигархией, рассчитывавшей с помощьюконституции ограничить власть царя в свою пользу и закрепить свои приви-легии, с другой стороны - декабристами. Первая волна либерализма как оп-позиционного властям движения охватила дворянскую интеллигенцию посленаполеоновских войн. Она была приглушена 14 декабря 1825 г. Но и в эпохуниколаевской реакции либеральные идеи обсуждались в журналах «Москов-ский телеграф», «Телескоп», «Европеец» (1830-е гг.), в «Современнике» и«Отечественных записках» (1840-е гг.), вызревали в университетах и кружках[10. C. 56].Организационно либеральное направление развивалось в кружках мос-ковской и петербургской интеллигенции. В московский кружок в 1850-е гг.входили А.В. Станкевич, Е.Ф. Корш, В.П. Боткин, Н.Ф. Павлов,П.Н. Кудрявцев, Б.Н. Чичерин и др. Петербургский кружок, руководящее по-ложение в котором занимал К. Д. Кавелин, возник в середине 1840-х гг. Вовторой половине 1850-х гг. либерально настроенные литераторы и ученыегруппировались вокруг журналов «Русский вестник» и «Атеней». Свой вкладв разработку идей либерализма вносил и орган славянофилов - газета «Рус-ская беседа», которая вела горячий спор с «Русским вестником» [11. C. 15]. Вэто время распространялась рукописная литература либерального направле-ния: работы Чичерина «Современные задачи русской жизни», Кавелина «Го-сударственное крепостное право в России»; Герцен за рубежом издавал сбор-ники «Голоса из России», которые содержали статьи либерального направле-ния. Можно сказать, что со второй половины 50-х гг. XIX в. либеральныеидеи становятся достоянием не только немногочисленных кружков интелли-генции, но и более широких слоев. Либерализм становится фактом общест-венной жизни; вокруг этого идейного течения происходит консолидация об-щественных сил. С этого времени можно говорить о русском либерализмекак об общественном движении и направлении идейно-теоретической мысли.Разработка концептуальных основ русского либерализма падает на 50-70-е гг. XIX в. Ключевыми становятся вопросы о свободе человека, о собст-венности, о власти, о государстве, о праве, о крепостной зависимости.Рассмотрение истоков и основных этапов русского либерализма показы-вает, что у него имелись собственные история и теория, существенные пара-дигмальные черты и признаки. Некоторые аспекты русской либеральнойклассической доктрины схожи с западноевропейской, некоторые носят впол-не оригинальный характер. Последние отражают специфику исторического исоциокультурного развития пореформенной России XIX - начала XX вв. Од-на из специфических черт русского классического либерализма заключаетсяв его интеллектуальном характере. По справедливому замечанию В.В. Шело-хаева, русский либерализм представлял собой «особый тип интеллектуально-го либерализма»; его возникновение и формирование происходили, «преждевсего, на теоретическом уровне», что позволило российским либералам соз-дать «рациональную теоретическую модель современного либерализма, ко-торая по ряду параметров превосходила западные образцы» [12. C. 36].Либерализм - доктрина, признающая «свободу личности наиболее зна-чимой моральной и политической ценностью» [13. C. 7]. Русский либерализмотстаивал эту установку, быть может, решительней, чем западноевропейский.Для российских либералов эта ценность имела не только теоретическое, но ивполне конкретное социальное содержание, не замечать которое после Ради-щева просвещенной дворянской интеллигенции было уже невозможно. Тео-ретическое обоснование либеральным принципам дали профессора-правоведы К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин. Оценивая социальные традициирусской истории в контексте либеральной идеи, Кавелин писал: «Для наро-дов, призванных ко всемирно-историческому действованию в новом мире,такое существование без начала личности невозможно», ибо именно «лич-ность, сознающая сама по себе свое бесконечное, безусловное достоинство,есть необходимое условие всякого духовного развития народа» [14. C. 153].Отсюда следовал вывод о том, что сами законы развития общества подразу-мевают «появление и рост личности». Этим всеобщим законам подчиняется иистория России. Вместе с тем ученый признавал, что историческое развитиеРоссии и Европы имело разные социальные основания. Исходным историче-ским основанием России был родовой строй. Но, исчерпав свои жизненныевозможности, он, в конечном счете, был предопределен государственнымначалом. Появление государства в качестве прогрессивной объединяющейсилы означало выход на историческую арену личности, прообразом которойстал Петр Великий.Таким образом, личностное начало, согласно Кавелину, выявилось в Рос-сии позже, чем в Европе, пройдя через распад родового быта, патриархальнойсемьи и возникновение сильного государства; следовательно, существенныеразличия между Россией и Европой относятся лишь к прошлому. Вступив напуть общемирового развития, Россия стала подчиняться тем же историческимзаконам, которые определяют развитие Европы на пути обретения индивиду-альной свободы и достижения социального равенства, и поэтому «цель, зада-ча, стремления, дальнейший путь один» [14. C. 66].К аналогичной идее о решающей роли личности в общемировом развитиипришел и Чичерин. Для него данная идея стала определяющей как в общефи-лософском, так и в политико-правовом плане. Только признание абсолютнойценности самой личности, считал русский ученый, позволяет обосноватьподлинное значение нравственных начал человека и делает его не толькосвободным, но и нравственно ответственнымС пониманием свободы с правовой точки зрения была связана и полити-ческая программа либералов - требования свободы совести, гласности, неза-висимости суда и презумпции невиновности, беспрепятственного проявлениячастной инициативы в хозяйственной деятельности, незыблемости частнойсобственности и др. Все эти постулаты, закрепленные в системе положитель-ного права, составляют то, что называется гражданскими свободами. Онислужат основой цивилизованного общества и являются его высшей ценно-стью. В определении свободы русский либерализм воспринял не только за-падные идеи, но и российскую гуманистическую традицию, «…в частности,категория справедливости дополнилась понятием правды, несущим большойнравственный потенциал» [16. Т. 2. C. 409]. Конечно, российские либералыпрекрасно понимали, что говорить о гражданском обществе в России можнолишь в смысле долженствования. Первые шаги на пути к нему они связывалис осуществлением реформ.В контексте изложенных воззрений одним из центральных был вопрос осоотношении гражданских и политических прав. Считалось, что граждан-ские права гарантируют всем людям равные возможности в достижении це-лей роста материального благосостояния, освобождая тем самым интеллектдля творчества и культурного созидания. Они же воспитывают народ и под-готавливают его к политическому участию. Вот почему реформы следуетначинать с установления основ гражданского общества. «Преобразования,вводящие прочный, разумный и законный порядок в стране взамен произволаи хаоса, по самому существу дела должны предшествовать политическимгарантиям» [17. C. 153].Политические свободы - продолжение гражданских свобод и в опреде-ленном смысле их дополнение и гарантия. Государство в соответствии спринципом «правды» призвано внести поправку в этот бесстрастно уравни-тельный «устой» гражданского общества, компенсируя исходное неравенст-во, поощряя и вознаграждая отдельных граждан за особые заслуги перед об-ществом. Русский либерализм, таким образом, никогда не отрывал экономи-ку и политику от права. Вместе с тем российские либералы настаивали наприоритете закона перед политической властью. Будучи в большинстве сво-ем юристами, они защищали верховенство правового закона как высшуюценность среди принципов нормального государственного устройства. По-следовательно отстаивая приоритет права, либералы связывали его с идеейсильного государства, способного проводить необходимые реформы, обеспе-чивая порядок в стране. Отсюда их пристальное внимание к идее государст-венности, активные усилия по разработке концепции правовой государствен-ности.Таковы концептуальные основы политической доктрины русского клас-сического либерализма. Ее восприятие и развитие нашло продолжение в сле-дующем поколении, которое положило начало «новому», социальному либе-рализму, в котором классические положения нашли свое яркое завершение.
Ключевые слова
приоритет закона,
идея сильного государства,
концепция правовой государственности,
Priority of law,
the idea of a strong state,
the legal concept of statehoodАвторы
Карипов Балташ Нурмухамбетович | Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры ИСПУ факультета политологии, доцент кафедры философии Кокшетауского государственного университета им. Ш.Ш. Уалиханова Министерства образования и науки Республики Казахстан (г. Кокшетау) | bkaripov@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Либерализм в России / под ред. В.Ф. Пустарнакова, И.Ф. Худушина. М.: Изд-во ИФ РАН, 1996.
Гоголевский А.В. Очерки истории русского либерализма XIX - начала XX века. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996.
Лейберов И.П., Марголис Ю.Д., Юрковский Н.К. Традиции демократии и либерализма в России // Вопросы истории. 1996. № 2. С. 3-15.
Приленский В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М.: Изд- во ИФ РАН, 1995.
Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: учебник для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 1997.
Переписка российской императрицы Екатерины и господина Вольтера // Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т. 3: Политическая мысль в России: X - первая половина XIX в. М.: Мысль, 1997. С. 441-442.
Радищев А.Н. О самодержавстве // Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т. 3: Политическая мысль в России: X - первая половина XIX в. М.: Мысль, 1997. С. 558-559.
Сперанский М.М. Проекты и записки. Подготовили к печати А.И. Копанев и М.В. Кукушкина / под ред. С.Н. Валка. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
Томсинов В.А. М.М. Сперанский. М.: Молодая гвардия, 2006.
Русское общество 40-50 годов XIX в. Ч. 2: Воспоминания Б.Н. Чичерина. М.: Изд-во МГУ, 1991.
Сухов А.Д. Столетняя дискуссия: западничество и самобытность в русской философии. М.: Изд-во ИФ РАН, 1998.
Шелохаев В.В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема // Вопросы истории. 1998. № 4. С. 26-42.
Шапиро И. Введение в типологию либерализма // Полис. 1994. № 3. С. 7-12.
Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт древней России // К.Д. Кавелин. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М.: Правда, 1989. С. 11-67.
Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России. СПб.: Типография «Товарищества Печатного Станка», 1906.
Сиземская И.Н. Гуманистический потенциал русского либерализма // Человек - Философия - Гуманизм: Тезисы, докл. и выст. Первого Российского философского конгресса (4- 7 июня 1997 г.): в 7 т. Т. 2: Философская мысль в России: традиция и современность. СПб., 1997. С. 407-417.
Кавелин К.Д. Дворянство и освобождение крестьянства // К.Д. Кавелин. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М.: Правда, 1989. С. 124-157.