Regressus ad infinitum в обосновании Зеноном Элейским немножественности сущего | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 4 (16).

Regressus ad infinitum в обосновании Зеноном Элейским немножественности сущего

Предлагается интерпретация одного из аргументов Зенона Элейского в пользу немножественности сущего (или немыслимости множественности) как доказательства a contrario, в котором используется regressus ad infinitum. Доказательство основывается на дилемме: элементы исходного множественного сущего либо имеют свои элементы, либо не имеют их. Если имеют, то вопрос повторяется. Таким образом, мы получаем либо regressus ad infinitum при попытке помыслить сущее как множественное или сложное, либо доходим до некоторого элемента, который является абсолютно простым, но тем не менее связан с другими элементами в некое целое. В первом случае утверждается, что помыслить такое бесконечно сложное сущее невозможно, ибо помыслить его означало бы выполнить последнее действие в бесконечном ряду действий. Во втором случае утверждается, что сущее, связанное с чемто, также связано со 'связью с чем-то', или сущее, обладающее некоторым свойством, также обладает и 'обладанием этим свойством', т.е. не является абсолютно простым, что противоречит избранной альтернативе.

The Regressus ad infinitum in Zenos of Elea argumentation for the simplicityof what is.pdf ВведениеМы хотели бы продемонстрировать возможность того, что некоторые изаргументов Зенона Элейского в пользу немножественности сущего могутинтерпретироваться как корректно (в рамках предположительно подразуме-ваемых Зеноном посылок) доказывающие тезис: «Если сущее множественно,то попытка охватить или связать его некоторым актом «правильного»связывания (или «правильного» мышления), задаваемым довольно здравымидопущениями, не будет иметь успеха». Это доказательство может интерпре-тироваться таким образом, что его посылки, хотя бы на первый взгляд, про-изводят впечатление вполне здравых, а некорректность аргументов вовсе неочевидна. Данная интерпретация противостоит большинству интерпретацийаргументации Зенона, в которых Зенону приписываются либо тривиальноошибочные умозаключения, либо очень спорные и интуитивно неприемле-мые посылки. Мы стремимся показать, что рассуждение Зенона можно ин-терпретировать как основывающееся на некоторых принципах, которые ста-ли затем очень широко обсуждаться и использоваться, представляя интересдля проблемного подхода к истории древнегреческой философии; также про-блемы, выявляемые Зеноном, представляют интерес для анализа эпистемиче-ского поиска1.1 О «проблемном подходе» см. [1]. Об «эпистемическом поиске» см. статью [2], публикуемую внастоящем номере журнала.(Plur)Ниже мы будем приводить такие формулировки предполагаемых посы-лок в рассуждениях Зенона, которые помогут сделать структуру доказа-тельств более ясной, чем она представлена в исходном греческом тексте. Помере возможности мы будем указывать на связь наших формулировок с тек-стом сохранившихся фрагментов. Однако в некоторых случаях нам придётсяпринимать посылки с целью обеспечить связность зеноновских рассуждений,в этом случае мы можем лишь предполагать, что Зенон их подразумевал, ноне прописывал в явном виде.Для всех аргументов является общим то, что они являются доказательст-вами a contrario, все они допускают одну посылку, ради обоснования того,что её допущение является абсурдным и ведутся все доказательства:(Plur) Пусть имеется множественное сущее, т.е. имеются нескольконетождественных друг другу сущих, или одно сущее, которому присущи раз-личные свойства.Положение (Plur) не вызывает споров среди исследователей. Зенона мож-но было бы назвать первым философом, у которого доказательства a contrarioвстречаются в явном и ясном виде, и до нас дошло множество свиде-тельств этого. Приведём лишь одну цитату: Зенон «на основании каждой [из эпихеремрассмотрению его как чего-то целого, содержащего части, так, как если бы изпервого следовало второе:«Другой аргумент Парменида [в изложении Порфирия]1 через дихотомиюстремился показать, что сущее есть только одно (to< o]n e{n ei+nai mo>non) [т.е.1. единственное, или 2. во всех отношениях единое, не содержащее никакоймножественности] и поэтому бесчастное (ajmerereton). Ведь, если [сущее] делимо (или разделено, diaireto>n),то разделим [его] пополам [затем оставшиеся части опять разделим пополами т.д.]. Тогда имеем две альтернативы [1]. Либо останутся некоторые послед-ние (e]scata) [т.е. далее неделимые или уже не разделённые] величины, наи-меньшие и неделимые (ejla>cista kai< a]toma), количеством же бесконечные(plh>qei de< a]peira), так что целое (to< o[lon) будет состоять из наименьших,количеством же бесконечных [величин]. [2.] Либо [сущее] исчезнет и в концеконцов распадётся в ничто (eijv oujdecontov) сущим по отно-шению ко всем множественным или различным сущим как conditio sine quanon их множественности, обособленности, различённости. Последнее сущее,в свою очередь, имеет сущее, «предстоящее» по отношению к нему и ко всем«предыдущим» сущим, и т.д. до бесконечности.Таким образом, 'тем, посредством чего сущие связаны' из (T&P) и по-следующих посылок, может быть: нечто целое, образуемое из этих сущих;что-то общее; пограничное между сущими (промежуточное); то, что их раз-деляет (различает). Учитывая это, введём несколько сокращений:К - компонент;С - что-то связанное из К-ов, целое, состоящее из К-ов, общее для не-скольких К-ов, промежуточное между несколькими К-ми;СК - К, связанный с другими К-ми в некоторое С.1 Ниже сам Симпликий отвергает атрибутирование этого аргумента Пармениду, полагая его ав-тором Зенона, ссылаясь при этом на Александра Афродисийского и Аристотеля (29 A 25 DK).(P≠T)Уже приняты (Plur) и (T&P).Теперь сделаем ещё одно допущение:Нечто целое не тождественно ни одной своей части, или:(PT) С не тождественно СК.Касаясь свидетельств в пользу признания Зеноном этого положения, сле-дует, прежде всего, упомянуть 29 B 3 DK = 11 Lee. В первой части этогофрагмента Зенону приписывается положение, что число сущих плюс ещё од-но сущее не может быть тождественно изначальному числу сущих. Тем са-мым Зенон запрещает возможность наличия бесконечного числа сущих, аоснованием для этого, как можно предположить, является положение «целоебольше части», поскольку положение «для любого х, если х=х, то хх+1» (по-сылка 3 в логической реконструкции первой части этого фрагмента, как этареконструкция представлена в [7. P. 262]) могло рассматриваться Зенономкак следствие этого положения1. Это крайне лаконичное рассуждение дошлодо нас в следующем виде:«eij polla> ejsti ajna>gkh tosau~ta ei+nai o[sa ejsti< kai< ou]te plei>onaaujtw~n ou]te ejla>ttona. eij de< tosau~ta> ejstin o[sa ejsti>, peperasme>na a}nei]h» - Симпликий, Комм. на Физику Аристотеля, 140, 27, 14-16, пагинацияпо 11 Lee.«Если существует много [сущих], то их должно быть [именно] столько,сколько их существует, не более и не менее. Но если их существует [именно]столько, сколько их существует, то [сущие] были бы конечны [по числу]».Помимо этого, мы имеем явную формулировку (PT) в виде «часть нетождественна целому» (to< garov e[teron ei+nai tou~ o[lou) в 29 A 22 DK =Симпликий, Комм. на Физику Аристотеля, 138, 11-12. Здесь это положениерассматривается как то, в чём Ксенократ Халкедонский «уступил» Зенону, изчего следует, что Зенон придерживался этого положения.Вообще положение «целое больше части» можно считать общепризнан-ным как для греческих философов, так и математиков. Эвклид в Началах,кн. I, также принимает это положение (Koinai< e]nnoiai, e >: Kai< to< o[lon tou~me>rouv mei~zo>n [ejstin]) [8. P. 7]. Прокл в Началах теологии, §1, 11-12 [9.P. 1], неявно ссылается на это положение, когда пытается использовать егодля обоснования конечности сущего (как мы писали выше по поводу 29 B 3DK, используемая здесь интерпретация положения «целое больше части»является спорной и не единственно возможной): «…никакое сущее не состо-1 Однако в действительности посылка 3 не следует из положения «целое больше части». «Целоебольше части» может трактоваться не как «число элементов в целом больше числа элементов в любойчасти целого», следствием чего является «х (часть) х+1 (целое)», а как «в целом содержится что-тотакое, что не содержится в любой его части». Из последней трактовкиит из бесконечного числа бесконечных (ведь невозможно быть больше бес-конечного, а [целое,] состоящее из всех [своих частей,] больше каждой [своейчасти])».(Tr)Другим довольно правдоподобным допущением является принцип «частьмоей части - моя часть», принцип транзитивности отношения «часть-целое»,который в несколько более общем виде можно записать следующим образом:(Tr) Если С №1 связывает, в числе прочего, некоторый СК, связанный по-средством С №1, который, в свою очередь, есть С №2, т.е. связывает неко-торый СК, связанный посредством С №2, то этот СК, связанный посредст-вом С №2, есть некоторый СК, связанный посредством С №1.Косвенным свидетельством признания Зеноном (Tr) является то, что Ди-хотомия, обосновывающая немыслимость движения (29 А 25 DK), очевидно,может излагаться с явным использованием этого принципа: чтобы пройтицелую дистанцию, надо пройти все её части. Следовательно, надо пройти по-ловину, для этого нужно пройти половину этой половины, поскольку частьчасти есть часть исходного целого, и т.д. до бесконечности.(¬Inf)Сделаем допущение о невозможности regressus ad infinitum:(¬Inf) Невозможно осуществить бесконечную последовательность дис-кретных актов1.Наиболее ясно Зенон заявляет (¬Inf) в качестве своей посылки в 29 А*20с DK = 3 Lee. Здесь мы читаем:«eJka>sthn gada ajpeira>kiv temei~n ajna>gkh, o[per a]topon» -Иоанн Филопон, Комм. на Физику Аристотеля, 81.72.«Ведь [если чего-то неделимого или неразделённого, абсолютно простогоединого «в собственном смысле» (kuri>wv e[n, см. выше, страница 80, строка27) не существует, то] каждую монаду (mona>da) [т.е. каждый компонент це-лого] необходимо разделить бесконечное число раз, что абсурдно».Положение (¬Inf) является предметом оживлённых дискуссий в совре-менных работах, касающихся парадоксов Зенона, хотя бо́льшая часть работпосвящена не немыслимости множественности, а низвержению парадоксов,направленных против возможности помыслить движение - Дихотомии иАхиллеса. Например, Грегори Властос писал по поводу Дихотомии:«Заявление, что выполнение бесконечной последовательности дискрет-ных актов ("В" для краткости) есть самопротиворечивое понятие, вовсе неявляется очевидно ложным. Выдающиеся современные мыслители доказыва-ли, что оно истинно. Доказали ли они это? Лёгким путём сделать это было быопределить В как "совершение всех актов в последовательности, включая по-следний". Это кажется, в итоге, тем, что Росс сделал выше, т.к. он рассматри-вает "достижение конца" находящимся в очевидном противоречии с тем фак-1 Акты «дискретны» в том смысле, что они не совпадают друг с другом. Формулировка этого по-ложения взята из [10. P. 98], см. ниже.2 Здесь и далее указания на эту работу отсылают к [11].том, что последовательность "не имеет конца" (что, в этом контексте, моглобы означать только "не имеет последнего члена"). Если бы это определениебыло обязательным, то, разумеется, выполненная бесконечная последова-тельность (которая, в случае обычных прогрессий типа Z-последователь-ностей1, не может иметь последнего члена) была бы столь же недвусмыслен-ным противоречием, как и круглый квадрат. Но В может быть определеноальтернативно, как "достижение точки, для которой более нет ни одного та-кого акта, который надлежало бы выполнить, не пропустив по пути ни одно-го акта"» [10. P. 98].Второе понимание В является, с точки зрения Г. Властоса, ключом дляустранения Дихотомии2. Однако даже если это и так, такое понимание, разу-меется, не помогает разрешить парадоксы, связанные со множественностью,хотя бы потому, что бесконечная последовательность, возникающая в этихпарадоксах, не соответствует достижению каких-либо точек3.Положение (¬Inf) является важным элементом как в парадоксах, касаю-щихся движения, так и в парадоксах, касающихся множественности. Зено-новские парадоксы, касающиеся движения, могут быть обобщены, например,может быть показано, что парадокс, родственный Дихотомии, может бытьсконструирован для мышления любой протяжённости или континуума, необязательно, чтобы таковым выступало время, и необязательно, чтобы этувеличину требовалось «пройти»4. Другим известным парадоксом, представ-ляющим собой обобщение Дихотомии или распространение её на другуюсферу, является знаменитый парадокс Льюиса Кэролла, показывающий не-возможность дедукции заключения из посылок из-за того, что в любом спи-ске посылок всякий раз обнаруживается посылка, не включённая этот список,1 Z-последовательность у Г. Властоса [10. P. 96] представляет собой последовательность отрез-ков в одном из вариантов Дихотомии: каждый отрезок, следующий после заданного, равен половинепредыдущего, находясь справа на одной прямой с предыдущим и примыкая к нему.2 Количество публикаций, посвящённых развенчанию Дихотомии и Ахиллеса, потрясает вообра-жение. Статей, опровергающих опровержения, не так много, но и они постоянно публикуются, такчто при желании на каждое классическое разоблачениечто порождает «бесконечную последовательность дискретных актов»1. Заме-тим, что рассматриваемые нами ниже аргументы против множественности,использующие regressus ad infinitum, также можно интерпретировать какобобщение или распространение Дихотомии на другую сферу.Современные философы дискутируют также и по поводу множества дру-гих парадоксов, конструируемых по образцу Дихотомии, возникновение ко-торых возможно благодаря положению (¬Inf)2. Например, рассматриваетсястена, состоящая из слоёв, такая, что толщина слоёв задаётся Z-последо-вательностью. С той стороны стены, с которой толщина слоёв стремится кнулю, в стену кидают мяч. Принимается, что мяч, если он отскакивает от сте-ны, отскакивает именно от первого слоя, встретившегося на его пути, т.е. отпоследнего слоя, описываемого последним членом Z-последовательности.Спрашивается: отскочит ли мяч от стены, учитывая, что последнего членабесконечной последовательности не существует?3 Другим примером являетсякуб, построенный из горизонтальных слоёв, окрашенных в чередующиесяцвета, толщина которых задаётся Z-последовательностью . Если наблюдательпосмотрит на куб, то какой цвет верхней грани он увидит? Аналогично стро-ится напоминающий луковицу шар, сферические слои которого уменьшаютсяв соответствии с Z-последовательностью по мере удаления от центра4. Обсу-ждение аналогичного парадокса также ведётся на примере так называемой«лампы Томсона», которая включена в течение первых 0,5 с, выключена впоследующие 0,25 с, включена в течение 0,125 с и т.д., в соответствии с Z-по-следовательностью. Спрашивается: будет ли лампа светить, если наблюда-тель посмотрит на неё через 2 с после того, как она впервые была включена?5Все эти парадоксы, включая рассматриваемые ниже парадоксы, касающиесямножественности, основываются на положении (¬Inf), которое можно счи-тать следствием «противоречия выполнения последовательности ходов, ко-торая не имеет предела для выполнения» [Cave, 2007. P. 109].Исходная дилеммаУже приняты допущения (Plur), (T&P), (PT), (Tr) и (¬Inf). Рассмотримдилемму: элементы исходного вводимым (Plur) множественного сущего, азначит, по (T&P), СК-ы некоторого С, либо (первый «рог» дилеммы, см. при-водимые ниже рассуждения (a), (a.), (a..), (a...)) делимы или разделены(diaireto>n), т.е. являются некоторым С, связывающим свои СК-ы, либо(второй «рог» дилеммы, см. приводимое ниже рассуждение в (b)) неделимыили не разделены (ajdiai>reton, ajmere>v, a]tomon), т.е. не являются некоторымС, связывающим свои СК-ы6. Видно, что в данном контексте было бы точнее1 См. [23. P. 278-280].2 Современное обсуждение излагаемых ниже парадоксов было многим обязано монографии [24].3 См. [25. P. 622-633].4 См. [26. P. 19].5 См. [27. Р. 1-13]. Обсуждение и попытки разрешить такие парадоксы с использованием семан-тики возможных миров см. в [28. Р. 765-784].6 Для понимания структуры аргументов Зенона против множественности большое значение име-ет попытка, предпринятая Г. Ли, систематизировать эти аргументы в комментариях к своему собра-нию фрагментов Зенона в [6. P. 22-34].говорить не о «делимости» и «неделимости», а об «актуальной разделённо-сти» и об «отсутствии актуальной разделённости». Разделённость здесь по-нимается «логически», а не «физически», т.е. разделённость означает наличиеаспектов, выделяемых хотя бы мысленно.Первый «рог» дилеммы(a) Аргументация присутствует в 29 А *20а DK = 1 Lee, 29 А *20b DK = 2Lee, 29 А *20c DK = 3 Lee. Если СК-ы исходного С имеют свои собственныеСК-ы, то можно неограниченное число раз повторять вопрос: имеют ли по-следние СК-ы свои собственные СК-ы? Если после конечного числа ответовмы доходим до «неделимого», то рассуждение о нём приведено в (b). Если жепосле конечного числа ответов мы не доходим до «неделимого», то, примышлении С, мы вынуждены мыслить бесконечную последовательность дис-кретных актов мышления, выделяющих в очередном С связываемые имСК-ы. Если принимаются (PT) и (Tr), то получаем бесконечный ряд дис-кретных актов (хотя бы мысленного) выделения СК-ов, таких, что каждыйпоследующий член этого ряда не тождествен ни одному из предыдущих.Данный результат полагается Зеноном явно абсурдным. Можно предполо-жить, что в 3 Lee эта «абсурдность» является следствиемсумма ненулевых величин даст бесконечную величину, что также противоре-чит исходному допущению. Доказательство представлено в 10.8-10 Lee1.Структурное сходство (а) и ДихотомииЗаметим, что бесконечный ряд дискретных актов, полученный в (а), стро-ится способом, сходным со способом построения того ряда, который описы-вается в Дихотомии (29 А 25 DK = Аристотель, Физика Z, 9, 239 b 10-112):«Первый [аргумент] - о невозможности движения, так как перемещающееся[нечто] прежде должно дойти до половины [дистанции, которую следуетпреодолеть, перед тем, как дойти] до конца». В обоих случаях наличие чего-то целого (или С, в общем случае) влечёт наличие другого целого, такого, чтовторое целое не совпадает с первым целым (PT), а часть фиксированнойчасти есть часть того целого, компонентом которого является эта фиксиро-ванная часть (Tr). Иначе говоря, если первое целое записать в виде N1(у, z,…), а второе - в виде N2(x, w, …), где у, z, … - компоненты целого N1(у, z, …)или 'всё то, что связывается в целое' N1(у, z, …), а x, w, … - компонентыцелого N2(x, w, …), то порождение бесконечного ряда подпадает под схему:(Nex1) (∀у) (∀z) (∀…) (∀N1) [N1(у, z, …)  (∃x) (∃w) (∃N2) N2(x, w, …)].Теперь допустим, что хотя бы какое-нибудь целое, или, в общем случае,С, имеет место или мыслится. Это является следствием (Plur) и (T&P). Видно,что в этом случае (Nex1) порождает бесконечный ряд N1(…), N2(…), N3(…),… . Используя (PT) и (Tr), получаем важное свойство этого ряда:(Ineq) Ni(…)  Nj(…), где i≥1, j≥1, ij.Неформально положение (Ineq) можно записать следующим образом:Для бесконечной последовательности каждый последующий член этойпоследовательности (который можно рассматривать как акт, связываю-щий что-то с чем-то в единое целое, такое что связываемые компонентыимеют что-то общее друг с другом, или его можно рассматривать как су-щее, являющееся результатом этого связывающего акта) не совпадает ни содним из предыдущих членов этой последовательности.Положение (Ineq) гарантирует именно бесконечный регресс, его выпол-нение означает невозможность повторения одного и того же члена ряда неог-раниченное число раз, признание чего «бесконечным регрессом» могло бывызвать обоснованные сомнения.Для обоих рассматриваемых случаев (Дихотомия и выделение части изцелого в 1, 2, 3 Lee, как описано в (а)) можно построить схему, подпадающуюпод (Nex1), но более подробно описывающую рассматриваемые процедуры -дихотомии и выделения части из части:(Nex2) (∀у) (∀z) (∀…) (∀N1) [N1(у, z, …)  (∃x) (∃w) (∃…) (∃N2) N1(у,N2(x, w, …), …)].1 Формулировки положений (a..) и (a...) могут использовать не сомнительный «результат после-довательного деления отрезка на бесконечное число частей», а «результат одновременного деленияотрезка в каждой точке» [22. P. 48-49]. Однако в настоящей статье у нас нет возможности подробноанализировать логику и тексты доказательств (a.), (a..) и (a...). Поэтому ниже мы сосредоточимсятолько на (а).2 Здесь и далее ссылка на это работу даётся по [29].Видно, что вместо z из N1(у, z, …) в антецеденте в консеквенте подстав-лено N2(x, w, …). Теперь будем интерпретировать каждое Ni(…) как нечтоцелое или С. Тогда схема (Nex2) описывает случай Дихотомии, в которомцелое, состоящее из двух частей, представляется как целое, состоящее изпервой части и второй части, которая, в свою очередь, состоит из двух частей.Также схема (Nex2) пригодна и для описания (а), ведь в (а) на каждом шаге мыотказываемся признать неделимость получившегося компонента целого в рас-сматриваемом сейчас первом «роге» дилеммы (в Дихотомии нет нужды каж-дый раз спрашивать, состоит ли из частей получившийся фрагмент исходнойдистанции, ибо любой отрезок полагается состоящим из частей).Однако, по (¬Inf), бесконечная последовательность различных актов, ге-нерирующих, в соответствии с (Nex1) и (Nex2), каждый раз новые связи илиновые целые (их различие доказывается из (PT) и (Tr), поэтому (Ineq) вы-полнено для (Nex2) так же, как оно выполнено для (Nex2), ведь (Nex2) под-падает под (Nex1)), не может быть осуществлена. Следовательно, допущениео бесконечной делимости (скорее, бесконечной разделённости) С придётсяотбросить. Часть какого-либо целого не может содержать части, содержащиечасти, и т.д. до бесконечности; ряд вложенных друг в друга частей обяза-тельно должен «фундироваться» чем-то, более не содержащим частей, такчто этот ряд не должен быть бесконечным1.Второй «рог» дилеммы(b) Примем исходное допущение: пусть СК-ы исходного множественногосущего, составляющее некое С, неделимы, т.е. являются чем-то «немножест-венным», не содержащим своих собственных СК-ов. Это означает, что нечто«неделимое», не связывающее никаких СК-ов, связывается в некое С. Но этоневозможно для Зенона. Мы предполагаем, что это невозможно потому, чтоЗенон неявно принимал следующее допущение:(Indiv) Для любого P, для любого S сказать «S имеет свойство P» означа-ет сказать «P входит в состав S / конституирует S / принадлежит S / со-держится в S / связывается в S / является некоторым СК для S как некоегоС, связывающего свои компоненты».В случае принятия (Indiv) обоснование неприемлемости допущения о не-разложимости компонентов исходного множественного сущего можно пред-ставить в следующем виде. Пусть а входит в состав чего-то. Иначе говоря,пусть а имеет свойство D «входить в состав чего-то». Допустим, что некое а«неделимо», т.е. а не является С, связывающим свои СК-ы. Используя (Indiv),получаем противоречие этому допущению. Действительно, по (Indiv), «аимеет свойство D» влечёт «D является некоторым СК, для а как некоего С,связывающего свои К-ы»2. Таким образом, мы вынуждены отказаться от до-1 Ср. с «аксиомой фундирования» из ZF, запрещающей бесконечное число множеств, последова-тельно вложенных в фиксированное множество.2 Положение (Indiv) можно рассматривать как независимую аксиому, отражающую интуицию:быть свойством некоей вещи - входить в состав этой вещи, которая благодаря этому может рассмат-риваться как нечто целое, содержащее компоненты. Возможно, Зенон счёл бы контринтуитивным ипоэтому неприемлемым утверждение о существовании или мыслимости такого объекта, который несодержит никаких компонентов, но может быть компонентом чего-то. Поэтому Зенон мог бы не со-пущения, что множественное сущее состоит из далее неразложимых компо-нентов1.Поскольку выше, в (а), было показано, что сущее не может состоять так-же и из разложимых компонентов, то допущение о множественности сущего(Plur) следует отбросить, Q.E.D2.Тексты, содержащие (а) и (b)Способ рассуждения, основывающийся на (а) и (b), очень хорошо подтвер-ждён сохранившимися фрагментами. Возможно, Зенон говорит о «неопредели-мости одного» (29 А 16 DK), исходя именно из (Indiv): то, что является одним иединым во всех отношениях, является неделимым, а неделимому невозможноничего предицировать, его невозможно как-либо охарактеризовать.Доказательство (b) можно усмотреть в рассуждении из 29 А *20с = 3 Lee,Иоанн Филопон, Комм. на Физику Аристотеля, 3-4, пагинация по 3 Lee, гдеЗенон пишет: «…если нет ни одного полностью (во всех отношениях, абсо-лютно, в собственном смысле) "одного" (kuri>wv e[n), то нет и многого, ведь'многое' (ta< pollagkeitai) из многих "одних"». Однимиз вариантов интерпретации этого высказывания является признание Зено-ном, что «совершенно единые» и «неделимые» единицы нельзя связать вочто-либо, ибо они не будут «собственно единицами», т.е. будут содержать всебе что-то, какие-то части.Ниже, в этом же фрагменте 3 Lee, мы видим рассуждение, в котором (а) и(b) рассматриваются вместе:«Каждая единица [т.е. компонент, входящий в состав многого или чего-тоцелого] тогда [т.е. в том случае, если существует множество] либо есть еди-ная и неделимая [или неразделённая] (ajdiai>retov), либо сама делится намножество [единиц]. Тогда если каждая единица есть единая и неделимая[или неразделённая] (ajdiai>retov), то всё [или целое] (to< pa~n) состоит из не-гласиться с «аксиомой пустого множества» из ZF. Широко известное неоплатоническое учение обабсолютном Едином или абсолютно простом Едином, как и положено учению, приписывает Единомунекоторые характеристики. Однако обладание предикатами, с точки зрения Плотина и других нео-платоников, противоречит абсолютной простоте Единого. Это часто отмечаемое в неоплатоническихтекстах противоречие обусловлено явным или неявным признанием неоплатониками чего-то подоб-ного положению (Indiv). Признание Единого как «неизречимого» и «сверхмысленного» также можнопредставить как следствие нежелания отказаться от (Indiv).1 Заметим , что имеются интерпретации, отклоняющие второй «рог» без использования (Indiv).Например, С. Мэкин [30. P. 227] полагает, что для Зенона часть наследует все свойства целого, по-этому, если целое разделено, то такова и часть, и т.д. до бесконечности. Это допущение не можетдаже претендовать на «очевидность», в отличие от (Indiv). Другим способом отклонить второй «рог»является отправная точка интерпретации из [22. P. 43], что если сущее имеет величину и всюду дели-мо, которое также неочевидно и не следует из (Plur).2 В качестве вывода из доказательств (а) и (b) можно трактовать утверждение Зеноном абсолют-ного единства, неразличённости и беспредельности всего сущего (29 A 30 DK). Если Зенон придер-живался трактовки сущего как 'того, что существует в мышлении', то в этом фрагменте утвержда-ется та же немыслимость различий (а значит, и суждений) «правильным» мышлением, которую, снашей точки зрения, пытался доказать Парменид. Наиболее значимыми текстами для такой нашейинтерпретации Парменида являются 28 В 3; 4.1 DK. См. об этом подробнее в [31. P. 292-294; 32.С. 128-129; 33. С. 124, прим. 20; 34]. О существовании всего мыслящегося (или немыслимости не-сущего) у Парменида см. [34. С. 88-92]. О возможном использовании Парменидом regressus ad infinitumсм. [32. С. 125-139; 35. С. 82-88; 33. С. 119-121].делимых (ajto>mwn) величин. Если же [единицы ещё] и сами делятся (diairou~ntai), то опять о каждой разделившийся монаде (tw~n diairoume>nwnmana>dwn) спросим то же самое [т.е. спросим, делится ли она на множествокомпонентов]. И так далее до бесконечности. Таким образом, всё [или целое](to< pa~n) будет бесконечное число раз бесконечным (ajpeira>kiv a]peiron),если бы сущие были множественными (eij polla< ei]h ta< o]nta) [явная ссылкана (Plur), как на допущение для доказательства a contrario]. Если же это [т.е.сущего бесконечным] абсурдно, то, следовательно, сущее есть единственное(mo>nwv), и также сущее не может быть многим. Ведь [если чего-то неделимо-го или неразделённого, абсолютно простого единого «в собственном смысле»(kuri>wv e[n, см. выше, 3 Lee, строка 3) не существует, то] каждую монаду(mona>da) [т.е. каждый компонент целого] необходимо разделить бесконечноечисло раз, что абсурдно [как мы указывали выше, последнее предложениеможно рассматривать как ссылку на (¬Inf)]» - Иоанн Филопон, Комм. на Фи-зику Аристотеля = 3 Lee, 7-14, пагинация по 3 Lee.Обоснование (а), использующее regressus ad infinitum, сходный с зада-ваемым (Nex2), можно усмотреть также и в одном из вариантов перевода иистолкования рассуждения из 29 B 1 DK = 10 Lee = Симпликий, Комм. наФизику Аристотеля, 140, 34, 3-8, пагинация по 10 Lee. Здесь говорится, чтонечто множественное (Plur), а значит, и целое (T&P), всегда имеет некий «пе-редний» (tou~ prou>contov) компонент, который не может быть абсолютнопростым (Indiv), а значит, опять является чем-то целым, имеющим некий«передний» компонент. Далее, в 6-8, утверждается, что указанные предпо-сылки задают regressus ad infinitum.Также regressus ad infinitum используется Зеноном и в другом фрагменте,хотя Зенон здесь и не рассматривает его как основание для невозможностипомыслить множественное (и имеющее величину, как здесь, вероятно, подра-зумевается) сущее1:«Если многие [сущие] суть, [то] сущие бесконечны [по числу], ведь все-гда в промежутке (metaxugeqov) [т.е. не может рас-сматриваться как нечто связанное с чем-либо во что-то целое] на том основа-нии, что каждое из [предполагаемых] многих [сущих после разложения их доабсолютно простых, единых и далее не разложимых элементов] тождествен-но самому себе и [есть только лишь] одно [ведь, если бы одно было связано счем-либо, то оно, по (Indiv), было бы уже не только одним, но также и чем-томножественным, целым] (…eJautw~| taujto

Ключевые слова

Зенон Элейский, единое и многое, regressus ad infinitum, часть и целое, величина и континуум, Zeno of Elea, the one and the many, regressus ad infinitum, part and the whole, magnitude and continuum

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Берестов Игорь ВладимировичИнститут философии и права СО РАН (г. Новосибирск)кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора истории философииberestoviv@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Вольф М.Н., Берестов И.В. Проблемный подход к исследованию древнегреческой философии // SCHOLE: Философское антиковедение и классическая традиция. 2007. Т. 1, вып. 2. С. 203-246.
Вольф М.Н. Эпистемический поиск в диалоге Платона «Менон» // Наст. кн.
Die Fragmente der Vorsokratiker / Diels H., Kranz W., ed. (=DK). Griechisch und deutsch H. Diels; elfte Auflage herausgegeben W. Kranz. V. I. Zurich, Berlin: Weidmannsche verlagsbuchhandlung, 1964.
Simplicii in Aristotelis physicorum libros octo commentaria, libri 1-4. Vol. 1 // Commentaria in Aristotelem Graeca. Vol. 9. Berlin: Reimer, 1882.
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Под ред. А.В. Лебедева. М.: Наука, 1989.
Lee H.P.D. Zeno of Elea. Cambridge: CUP, 1936.
Peterson S. Zeno's Second Argument against Plurality // Journal of the History of Philosophy. 1978. Vol. 16. P. 261-270.
Euclid. Elements of Geometry / The Greek text from Euclidis Elementa, edidit et Latine interpretatus est I.L. Heiberg, in aedibus B.G. Teubneri, 1883-1885. Edited, and provided with a modern English translation, by Richard Fitzpatrick. 2007.
Proclus. The Elements of Theology: a Revised Text with Translation, Introduction and Commentary (2-d ed.) / Ed. by E.R. Dodds. Oxford: Clarendon Press, 1992.
Vlastos G. Zeno's Race Course // Journal of the History of Philosophy. 1966. Vol. 4, Iss. 2. P. 95-108.
Ioannis Philoponi in Aristotelis physicorum libros octo commentaria, libri 1-3. Vol. 1 // Commentaria in Aristotelem Graeca. Vol. 16. Berlin: Reimer, 1887.
Russell B. Our Knowledge of the External World (rev. ed.). London: Allen & Unwin, 1926.
Russell B. Principles of Mathematics (2-d ed.). New York: W.W. Norton & Company, 1937.
Keiser N. Russell's Paradox and the Residual Achilles // Apeiron. 1972. Vol. 6, Iss. 1. P. 39-48.
Cave P. With and Without End // Philosophical Investigations. 2007. Vol. 30. Iss. 2. P. 105- 126.
Papa-Grimaldi A. Why Mathematical Solutions of Zeno's Paradoxes Miss the Point: Zeno's One and Many Relation and Parmenides' Prohibition // Review of Metaphysics. 1996. Vol. 50, Iss. 2. P. 299-314.
Sainsbury R.M. Paradoxes (3-d ed.). Cambridge: CUP, 2009.
Zeno's Paradoxes / Ed. by W. C. Salmon. New York: Bobbs Merrill, 1970.
McLaughlin W.I. and Miller S.L. An Epistemological Use of Nonstandard Analysis to Answer Zeno's Objections Against Motion// Synthese. 1992. Vol. 92. P. 371-384.
Black M. The Nature of Mathematics. Paterson: New Jersey,1959.
Aristote. De la generation et de la corruption / Ed. par C. Mugler. Paris: Les Belles Lettres, 1966.
Abraham W.E. The Nature of Zeno's Argument Against Plurality in 29 B 1 DK // Phronesis. 1972. Vol. 17. P. 40-52.
Carroll L. What the Tortoise Said to Achilles // Mind. 1895. Vol. 4, № 14. P. 278-280.
Benardete J. A. Infinity: An Essay in Metaphysics. Oxford: Clarendon Press, 1964.
Hawthorne J. Before-Effect and Zeno Causality // Nous. 2000. Vol. 34. P. 622-633.
Prosser S. Zeno Objects and Supervenience // Analysis. 2009. Vol. 69, Iss. 1. P. 18-26.
Thomson J. Tasks and Super-Tasks // Analysis. 1954. Vol. 15. P. 1-13.
Benacerraf P. Tasks, Supertasks, and the Modern Eleatics // Journal of Philosophy. 1962. Vol. 59. P. 765-784.
Aristotelis physica / Ed. by W.D. Ross. Oxford: Clarendon Press, 1966.
Makin S. Zeno on Plurality // Phronesis. 1982. Vol. 27. P. 223-238.
Barrington J. Parmenides' "The Way of Truth" // Journal of the History of Philosophy. 1973. Vol. 11. P. 287-298.
Берестов И.В. Возможные посылки Парменида: (7) «два способа мышления» как способ преодоления парадоксальности самореферентных положений у Парменида // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер. Философия. 2010а. Т. 8, вып. 1. С. 125-139.
Берестов И.В. Возможные посылки Парменида: (9) обоснование немыслимости различий «правильным» мышлением через признание соотнесённости акта мышления и 'того, что мыслится' // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер. Философия. 2010в. Т. 8, вып. 4. С. 119-127.
Берестов И.В. Принцип «неразличимости тождественных» в парменидовском обосновании немыслимости множественности и различий в сущем // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер. Философия. 2011. Т. 9, вып. 3. (в печати).
Берестов И.В. Возможные посылки Парменида: (8) достоинства и недостатки «разведения способов мышления» в интерпретациях фрагментов его поэмы // Вестн. Новосиб. гос. ун- та. Сер. Философия. 2010б. Т. 8, вып. 2. С. 82-88.
Aristotle. Metaphysics. In 2 vols. / Ed. by W.D. Ross. Oxford: Clarendon Press, 1970.
Grunbaum A. Modern Science and Zeno's Paradoxes. Middletown, CT: Wesleyan University Press, 1967.
 <i>Regressus ad infinitum </i>в обосновании Зеноном Элейским немножественности сущего | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 4 (16).

Regressus ad infinitum в обосновании Зеноном Элейским немножественности сущего | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 4 (16).

Полнотекстовая версия