Активность участия в профессиональных общественных объединениях и ассоциациях в малом и среднем бизнесе как параметр субъектного потенциала регионального предпринимательства
Анализируется активность участия в профессиональных общественных объединениях и ассоциациях современного регионального малого и среднего предпринимательства на примере Томской области. На основе результатов социологического исследования демонстрируется уровень участия и вовлеченности субъектов малого и среднего бизнеса в деятельность профессиональных общественных объединений и ассоциаций в контексте проблемы институциональной развитости и субъектного потенциала малого и среднего предпринимательства региона.
Participation activity in professional public unions and associations of small and medium business as a parameter of regional entrepreneurship subject potential.pdf Процессы институционального развития малого и среднего бизнеса в со-временной России носят противоречивый и неоднозначный характер. Сего-дняшние тенденции в развитии общества, открытого внешним влияниям,сопровождаются расширением свободы деятельности так называемого«субъективного фактора». Институциональный контекст, в котором проис-ходит становление малого и среднего бизнеса, определяется мозаикой дея-тельности множества социальных субъектов (главными из которых являютсяфедеральные и региональные органы исполнительной власти), консолиди-рующихся или отталкивающихся друг от друга в процессе реализации своихинтересов. В этой связи формирование благоприятных условий для станов-ления малого и среднего предпринимательства зависит от интенций самогобизнес-сообщества, готовности объединять свои усилия и выстраивать диа-лог с властными структурами.Как показывают исследования, именно отсутствие корпоративного соз-нания и осознания общности интересов, автономность, дисперсность и замк-нутость определяют «парасоциальный» характер бизнес-среды, особенномалого бизнеса. Отсюда следуют повышенная тревожность, субъективнаясоциальная неопределенность субъектов предпринимательства. Среднийбизнес гораздо более открыт для сферы публичности, взаимодействия с вла-стью и потенциального социального влияния. Тем не менее вопросы совме-стной координации усилий в решении текущих проблем своей профессио-нальной деятельности не менее актуальны для него.В целом ассоциации предпринимателей - это не только и не столькоформа защиты интересов (режим конфронтации), сколько форма выстраива-ния своего места в обществе в режиме социального партнерства - цивили-зованного способа функционирования и развития бизнеса в рамках госу-дарства.В настоящий момент ситуация проблематизируется следующим образом.Ожидания и требования государства в отношении малого и среднего бизнеса(в частности, участие в решении социальных проблем, социальная ответст-венность, инновативность и т.д.) зачастую не находят адекватного отклика вреальной практике деятельности данных субъектов. Малый и средний бизнесможет реализовать значимые общественные функции, только выступая кол-лективным субъектом деятельности, преодолевая разобщенность путемосознания общих интересов и объединения в сообщества. Соответственно,ответ на вопрос относительно готовности субъектов малого и среднего биз-неса быть действительно инкорпорированной (осознающей свои интересы иготовой действовать сообща) социальной группой имеет вполне практиче-скую значимость, так как связан с проблемой развития гражданского обще-ства и инновационной экономики в России.Одной из гипотез нашего исследования является предположение, что де-терминантой слабого влияния предпринимательского слоя является нестолько институциональная среда, формируемая властными структурами,сколько неразвитость самого предпринимательского сознания, неготовностьпредпринимателей проявлять социально-трансформационную активность,способствуя социальным изменениям.В рамках настоящей статьи предполагается сосредоточить внимание надвух субъектных сторонах предпринимательской деятельности: мотивации иготовности к согласованным действиям.Проведенное исследование опирается на активистский подход, болееадекватный современным реалиям развития общества, отражающий динами-ческие характеристики общественных процессов. Деятельностный, или «ак-тивистский» («субъектный»), подход, как его называет В. Ядов, разрабаты-вается такими признанными в мировой науке исследователями, какП. Штомпка, М. Арчер, Э. Гидденс, П. Бурдье и др. В контекстетов, которые связаны не только с особенностями социальных субъектов, но ис социоструктурными факторами и ограничениями, которые субъекты невсегда могут преодолеть.Проявление зрелой субъектности включает в себя способность данногосубъекта изменять сложившиеся социальные структуры, а не просто воспро-изводить существующие социокультурные отношения. Это значит, что соци-альный субъект своей деятельностью инициирует, прежде всего, инноватив-ные процессы в обществе, частным случае которых может выступать ситуа-ция, когда в социальной системе в течение какого-то времени не происходитникаких изменений. Социальные субъекты, получившие в современномдифференцированном обществе больше степеней свободы и возможностейдействовать независимо относительно сложившихся социальных структур,постоянно включены в контекст социальных процессов, которые они спо-собны направлять или сдерживать.Наращивание субъектного потенциала малого и среднего бизнеса прохо-дит некий путь: от индивидуальной активности (внутренняя мотивацияпредпринимательской деятельности) до общественной деятельности (выпол-нение определенных функций по социально-экономических развитию обще-ства). Выполнение функций - это внешнее проявление свойств феномена вреальной системе отношений. В контексте активистского видения уместнообращение к функциональному подходу к явлению предпринимательства(Й.А. Шумпетер, П. Друкер). В отличие от функционалистской позиции, рас-сматривающей феномен с точки зрения вклада в сохранение социальнойсистемы, функциональный подход ориентирован на проблему развития ивыявляет роль субъектов в процессах общественных изменений. Й. Шумпе-тер [2] видел роль предпринимателя в поиске и создании инновационныхвозможностей и комбинаций в экономике. В инновациях он видел источникразвития экономических систем, возможность ускоренного преодоленияэкономического спада через активизацию радикальных технико-экономических u1089 нововведенийтельности, организационно-правовой форме, месту регистрации и размеру(микро-, малые, средние) субъектов предпринимательской деятельности.Выборочная совокупность составила 700 субъектов малого и среднего пред-принимательства;Во-вторых, фокус-группа с привлечением участников - представителейследующих групп стейкхолдеров: молодежь (не старше 30 лет), выразившаяжелание заниматься предпринимательской деятельностью; молодежь (нестарше 30 лет), занимающаяся предпринимательской деятельностью; пред-ставители субъектов малого и среднего предпринимательства; представите-ли инфраструктуры поддержки предпринимательства; представители науч-но-образовательного комплекса Томской области, изучающие вопросы раз-вития предпринимательства. Всего было проведено пять фокус-групп.Представим полученные результаты.Мотивация предпринимательской деятельностиАвторы рассматривают мотивацию предпринимательской деятельностикак важный фактор, детерминирующий субъектный потенциал, обществен-ную активность предпринимательского слоя.Мотивация предпринимательской деятельности отражена в исследовани-ях М. Вебера и В. Зомбарта. М. Вебер указывал на профессиональное при-звание как движущую силу экономической активности [4]. Сегодня ее мож-но назвать «самореализацией», служением Делу.В. Зомбарт обратил внимание на такие качества, как духовная свобода,воля к действию, упорство и постоянство в преследовании целей и др. [5].Д. Макклеланд, проведя научно обоснованные эксперименты, выявил спе-цифику ориентации предпринимателей, которая заключается в высокомуровне мотивации достижения, которую он определял как соревнование ссуществующими стандартами [6]. Интегрируя классические концепции,можно утверждать, что в основе предпринимательской мотивации - цен-ность свободы, которая актуализируется в контексте становления рыночныхформ хозяйствования и гражданского общества.Таким образом, ядром мотивационнойВ целом все позиции получили вполне сравнимые распределения отве-тов, что свидетельствует о разновекторном характере предпринимательскоймотивации. В среде предпринимателей отсутствует единая нормативная мо-дель бизнесмена, задающая в качестве образца для подражания доминирую-щий тип мотива ведения предпринимательской деятельности.Из представленных в табл. 1 с небольшим отрывом «лидирует» мотив«Тяжелый труд, но без него не прожить» - 30%. Для респондентов, вы-бравших данный вариант ответа, предпринимательская деятельность, по-видимому, является безальтернативным жизненным укладом. Схожий посодержанию мотив «Привычный образ жизни» также распространен в пред-принимательской среде региона - 27%. Такой тип мотивации может бытьобозначен как «естественный». Здесь нет романтизации собственного труда,но такая позиция указывает на глубокую субъективную укорененность про-фессии в жизненном укладе. Распространенность естественного типа свиде-тельствует о сформированности и устойчивости определенного ядра, фунда-мента бизнес-слоя.Примечательно, что «Способом выживания» предпринимательская дея-тельность субъективно является для четверти опрошенных - 21%. Это«адаптивный» тип мотивации ведения предпринимательской деятельности.Его доминирование наблюдается у тех предпринимателей, кто начал зани-маться бизнесом из-за необходимости «заработать на кусок хлеба», а не попризванию. Но и в этом случае нельзя такую декларацию понимать в бук-вальном смысле. Результаты фокус-групп и экспертных интервью показали,что эти люди работают на рынке давно и добровольно от своего статуса неоткажутся.Сугубо целерациональный мотив занятия предпринимательством в каче-стве «Наиболее эффективного пути достижения личного успеха» распро-странен у чуть менее трети опрошенных - 28%. Такой «достижительный»тип мотивации присутствует у тех, кто занимается бизнесом, чтобы статьбогатым, престижным и т.д.Наконец, достаточнозуемые ответы. В данном случае вполне очевидно, что абсолютное большин-ство предпринимателей (82%) считают свою деятельность заслуживающейуважения. Однако интерпретация данных экспертных интервью и фокус-групп показывает: в действительности все сложнее. Столь высокий процентответивших утвердительно объясняется не только пониманием роли и значе-ния предпринимательства в обществе среди самих предпринимателей, но искрытой обидой, поскольку, по их мнению, уважение к ним носит сугубодекларативный характер, и это в лучшем случае.В целом данные табл. 2 вполне отражают тот факт, что слова, обозна-чающие принадлежность к бизнесу, перестали однозначно вызывать нега-тивные ассоциации как в публичном дискурсе, так и в обыденной повсе-дневной речи. Хотя результаты фокус-групп свидетельствуют, что этогонельзя сказать о самооценке предпринимателей «в зеркале» общественногомнения. В данном случае она достаточно низка: предприниматели в целомговорят о недостаточном уважении к себе как со стороны органов власти, таки со стороны населения.Необходимо отметить, что самооценка предпринимателей связана с осо-бенностями локальной поселенческой структуры. В больших городских му-ниципальных образованиях региона (г. Томск, г. Северск) процент положи-тельных ответов ниже, чем в большинстве сельских.В городе это может быть связано с эффектом «затерянности в толпе», ко-гда бизнес просто не замечают. Эффект при этом усиливается и «внесоци-альностью» самого малого бизнеса с его минимальным радиусом влияния навласть, интенцией на замкнутость и автономность. В этом отношении сред-ний бизнес существенно отличается. Он объективно попадает в «зону соци-ального влияния», а значит, в поле политических интересов, контактов с вла-стными структурами, включенности в социальное партнерство и др.В селе это проявляется иначе. Социальная самооценка малого бизнесаздесь достаточно высока. Предприниматели села осознают свою социальнуюзначимость, аргументируя ее тем, что именно они пополняют налоговуюКонкретная роль общественных объединений предпринимателей заклю-чается, во-первых, в том, что они являются эффективной коммуникативнойплощадкой как внутри предпринимательского сообщества, так и вне его, по-зволяя сформировать и выражать солидарную позицию в процессе взаимо-действия с властью и другими общественными структурами. Во-вторых, вобъединении и сплочении предпринимателей в единую социальную группу,члены которой способны сообща отстаивать общие интересы.Для анализа состояния общественных объединений предпринимателей вТомской области обратимся к данным количественного опроса предприни-мателей, а также мнениям экспертов и участников фокус-групп.В начале обратимся к количественным показателям, отражающим сте-пень вовлеченности предпринимателей в общественные объединения(табл. 3).Таблица 3Степень вовлеченности предпринимателей в профессиональные и отраслевые общественныеобъединения (или ассоциации) (в %)2008 2010Не состоят в общественных объединениях и ассоциациях 64 83Состоят формально 11 5Планируют стать участником 9 4Состоят и активно участвуют в деятельности общественных объеди-нений и ассоциаций 7 6Другое 1 1Нет ответа 8 1Значительное большинство респондентов (83%) сегодня не состоит ни вкаком общественном объединении предпринимателей. По сравнению с ре-зультатами 2008 г., значение показателя продемонстрировало снижение чис-ла предпринимателей, каким-либо образом включенных в общественныеобъединения или ассоциации предпринимателей.В то же время анализ динамики результатов демонстрирует неоднознач-ность картины и свидетельствует о следующем:- во-первых, практически не изменилось количество активно участвую-щих в деятельности членов общественных объединений и ассоциаций в об-щем массиве опрошенных респондентов - 7% в 2008-м и 6% в 2010 году.Это означает, что «ядро» социально активных предпринимателей хоть и немногочисленно, но достаточно стабильно;- во-вторых, практически в два раза снизилосьциальных членов, которые не имеют четкой и однозначной мотивации соб-ственного участия в общественных объединениях и ассоциациях.Таблица 4Характер мотивации и степень вовлеченности в деятельность общественных объединений иассоциаций предпринимателей (в %)Способвыжи-ванияПривычныйобраз жизниТворческая,интереснаяработаЭффективныйпуть дости-жения лично-го успехаТяжелыйтруд, нобез негоне про-житьЗатрудняюсьответитьСостоят иактивноучаствуютв деятель-ности об-ществен-ных объе-динений иассоциаций7 6 5 6 8 6Состоятформально 3 6 4 8 4 0Планируютстать уча-стником5 4 5 1 6 0Не состоятв общест-венныхобъедине-ниях и ас-социациях85 83 86 85 82 94Другое 0 1 0 0 0 0При анализе взаимосвязей между характером мотивации и степенью вовле-ченности в объединения и ассоциации предпринимателей был выявлен фактотсутствия связи между индивидуальными интенциями и социальной активно-стью. Индивидуальные интенции не являются условием формирования инкор-порированности предпринимателей, проявленной через их членство в общест-венных объединениях и ассоциациях. Пока представители малого и среднегобизнеса, несмотря на выраженность достижительных мотивационных устано-вок, не осознают себя группой, которая может влиять на ход социальных про-цессов. Типичными являются высказывания, полученные в ходе проведенияфокус-групп: «Что я могу из своей норки видеть?»; «Для власти мы не полно-правные члены общества, а так, какой-то слой бактерий».Нельзя говорить о том, что общественные объединения и ассоциации пред-принимателей вырастают из индивидуальной достижительной активностипредпринимателей, которые объединяются, чтобы кооперироваться и отстаи-вать свои интересы. Активность предпринимателей локализуется в пределах ихузкой профессиональной деятельности, готовность к кооперации и согласован-ным действиям является слабо выраженной. Кооперации также препятствуетповышенная конкурентность предпринимательской среды.Кроме того, необходимо отметить различия в степени вовлеченности вдеятельность общественных объединений и ассоциаций в зависимости отвида экономической деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.Данные демонстрируют, что в большинстве сфер экономической дея-тельности довольно низок процент предпринимателей, состоящих в общест-венных объединениях и ассоциациях. Из массовых сфер наименее включеныв общественные объединения и ассоциации предприниматели, занимающие-ся торговлей и ремонтом - 87%. Это объяснимо тем, что значительное боль-шинство субъектов малого и среднего бизнеса, работающих в данной сфере,представляют собой микробизнес, который ориентирован на обслуживаниеповседневных потребностей местного населения и функционирует в рамкахустойчивых моделей ведения бизнеса (покупка оптом - продажа в розницу).Для них нет острой необходимости объединяться в ассоциации для того,чтобы взаимодействовать с органами власти, и каждый старается решать те-кущие проблемы в одиночку.В целом низкий уровень вовлеченности субъектов малого и среднегобизнеса в общественные объединения объективно связан с разнопланово-стью сфер деятельности. В этих условиях осознание общих интересов стано-вится затруднительным, что демонстрируется мнениями экспертов и участ-ников фокус-групп: «А на какой основе объединяться-то, собственно гово-ря? Взаимодействовать, чтобы работать над совместным проектом,деньги зарабатывать?». «Для чего сорганизоваться? Власть знает об этихпроблемах. Вот в этом вся беда и трагедия».В то же время общественная активность предпринимателей значительновозрастает, когда появляется необходимость постоянного взаимодействия сорганами власти. Это происходит в тех сферах, субъекты малого и среднегобизнеса которых действуют в условиях повышенного административногоконтроля (необходимость лицензирования, соблюдения государственныхстандартов выпуска продукции или оказания услуг и т.д.): здравоохранение,транспорт и связь, строительство, гостиницы и рестораны, операции с не-движимым имуществом, аренда и оказание услуг. В результате именно вэтих сферах концентрируются активно действующие профессиональныеобъединения и ассоциации предпринимателей. Ярким примером являетсясфера здравоохранения, где, по данным опроса, степень членства предпри-нимателей в общественных объединениях составляет 75%.Высказывания предпринимателей, сделанные в ходе фокус-групп, под-тверждают факт зависимости степени общественной активности предприни-мателей от вида экономической деятельности:«Ассоциации у нас есть, они должны быть, но, как правило, у нас ониобъединяют достаточно богатые отрасли: строительные… Туда же надовнести взнос - 30 тыс. Может, это и немного, но понимаете ли, всегда ас-социации - это должны быть деньги, должны быть кадры - ассоциациядолжна работать. И, как правило, ассоциация должна быть по интересам,по какой-то профессиональной направленности. У нас медцентр, например,работает на высоком уровне. Какие стоматологи, с каким образованиеммогут выполнять лицензионные виды работ? Оказывается, с 2004 года ас-социация стоматологов принимала вот такие виды, требования, и они [ор-ганы власти] их утверждали, к ним прислушивались. И когда у нас законо-дательная база «пшик», то такие ассоциации предпринимательские и поинтересам - они могут предложить государству что-то дополнить. А насегодняшнем этапе, когда разговор получается очень разноплановый… Ас-социации нужны, но, наверное, в зависимости от вида бизнеса».Таким образом, сами предприниматели подчеркивают, что деятельностьобщественных объединений и ассоциаций будет активна тогда, когда естьвзаимодействие с органами власти и ведется реальный учет мнений и пред-ложений предпринимательского объединения.Тем не менее на уровне реальных практик предпринимателей по вы-страиванию взаимоотношений с органами власти превалирует пассивнаяпозиция и односторонние ожидания, что кто-либо их объединит: «Это сде-лать можно, но надо людей объединять между собой».Консолидация предпринимателей для отстаивания групповых интересовможет принимать формы как конфронтации, так и диалога. Можно конста-тировать, что неготовность значительной части предпринимателей стать ак-тивными участниками цивилизованного взаимодействия с органами власти вкачестве членов общественных объединений проявляется как в аспекте от-стаивания групповых интересов, так и в сфере налаживания социально-партнерских отношений со структурами власти.Показательна цитата участника фокус-группы (инфраструктура бизнеса):«Как в цивилизованной стране, если что-то предпринимается в отношениикого-то, эти кто-то соберутся, придут и спросят с представителей вла-сти: «Извините, вы чиновники, вы работаете на нас и делаете такие вещи,которые нас не устраивают». И они добьются правды. У нас обратныйполучается процесс: директива сверху пришла, она такая, какая она есть,поругались, поматерились, все осталось как есть. И стали думать, как ееобойти. Не таким образом, что можно все изменить».Возможная причина сложившейся ситуации - пассивность предпринима-телей и недоверие к возможностям общественных объединений оказыватьвлияние на власть на фоне отсутствия информированности субъектов малогои среднего бизнеса о реальных успехах предпринимательских общественныхструктур. В этой связи показательно следующее мнение предпринимателя-участника фокус-группы: «- Но поскольку в наших условиях это [повлиятьна власть] сделать практически нереально... Кто-то бы привел мне пример,что под давлением ассоциации власти, хотя бы региональные, или поселко-вые, вынесли какие-нибудь постановления.- Если нет прецедентов, то, значит, этим не надо заниматься?- Надо воздействовать на органы власти и пытаться изменить законо-дательство».Таким образом, можно сделать вывод о том, что в бизнес-среде домини-руют выжидательные настроения относительно необходимости участия вобщественных объединениях и ассоциациях. При этом катализатором консо-лидации предпринимателей может выступить власть. С одной стороны,власть воспринимается как некая «вражеская структура»: «В первую очередь,от кого нам нужно защищаться? В первую очередь, нужно защищаться отнаших властей. Главное, кто на нас нападает, - власти». В этой связи об-щественная активность предпринимателей будет увеличиваться с увеличе-нием негативного воздействия властей на сферу малого и среднего бизнеса.С другой стороны, со стороны предпринимательского сообщества ожидает-ся, что органы власти выступят инициатором конструктивного диалога ссубъектами малого и среднего бизнеса, что будет мотивировать предприни-мателей активно участвовать в деятельности общественных объединений иассоциаций.Подводя итог анализа состояния общественных объединений и ассоциа-ций, можно сформулировать следующие выводы.1. На фоне наличия ядра социально активных предпринимателей в целомможно констатировать достаточно низкую степень вовлеченности предпри-нимателей в общественные объединения и ассоциации.2. Общественные объединения и ассоциации более представительны иактивны в тех сферах, где существует объективная необходимость постоян-ного взаимодействия с государством.3. Развитию вовлеченности в общественные объединения и ассоциациипредпринимателей мешают главным образом два фактора:- во-первых, замкнутость на текущих проблемах собственного бизнеса,автономность профессиональной деятельности, отсутствие чувства корпора-тивизма у самих предпринимателей, которые не осознают полезности длябизнеса своего участия в общественных объединениях и ассоциациях;- во-вторых, органы власти не прикладывают достаточно усилий дляразвития общественных объединений и ассоциаций. В настоящее времявласть не готова поделиться функциями регулирования сферы малого исреднего бизнеса с общественными объединениями предпринимателей, чтопрепятствует их развитию.Эти факторы, по сути, отражают проблему дефицита доверия между вла-стью и субъектами малого и среднего бизнеса.Таким образом, можно констатировать, что субъектный потенциал мало-го и среднеготели считают более эффективными теневые практики решения проблем (порезультатам нашего исследования, 48 % предпринимателей решают пробле-мы с помощью личных связей и знакомств, предполагающих экономию вре-мени и ресурсов).В этой связи в среднесрочной перспективе можно ожидать, что именногосударство будет в первую очередь выступать в качестве катализатора про-цессов объединения предпринимателей. Государство будет выступать субъ-ектом конструирования общественной активности через угрозу как фактороппозиционной консолидации (увеличение налогов, регулирование) или че-рез реальное делегирование (доверие).
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 274
Ключевые слова
предпринимательство, субъектный потенциал, общественные объединения и ассоциации, Enterprenership, Subject potential, Public unions and associationsАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Кашпур Виталий Викторович | Национальный исследовательский Томский государственный университет | доцент, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой социологии философского факультета | vitkashpur@mail.ru |
Негруль Светлана Валерьевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии философского факультета | svetlight@bk.ru |
Ссылки
Ядов В.А. Теоретическая социология в России: проблемы и решения // Общество и экономика. 1999. № 3-4. С. 312-322.
Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
Друкер П.Ф. Бизнес и инновации: пер. с англ. К. Головинский. М.: Вильямс, 2007. 432 с.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61-272.
Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека: пер. с нем. М.: Наука, 1994. 443 с.
McClelland D.C. The Achieving Society. Princeton, N. J.: Van Nostrand, 1961.
