The political festival as the phenomenon of the political culture.pdf Политический праздник - явление политической культуры, поэтому объ-яснение специфики, внутренней механики праздника невозможно без рас-смотрения феномена политической культуры. А.И. Щербинин в работе «По-литическое образование» пишет о политической культуре: «Именно она обес-печивает целостность реального и ментального, связывая воедино политиче-скую систему, ее отдельные институты и процессы с политическим сознани-ем через образцы поведения, а также ожидания, установки, ценности, стиль»[1. C. 24]. Это определение политической культуры, сосредоточенное на еефункциях, представляется базовым. Нас интересует то, каким образом куль-тура осуществляет свои основные функции, как она работает в плоскости че-ловеческого восприятия - на этом самом стыке «реального и ментального».Политическая культура как поле сосредоточенной и многообразной духовнойдеятельности может служить призмой для объяснения законов и особенно-стей человеческой жизни вообще.Существует множество подходов к определению политической культуры:институциональный; аксеологический; коммуникативный; феноменологиче-ский; когнитивный; бихевиористский; системный. Стоит отметить, что эво-люция предмета политической культуры происходит по вектору от объекти-вистской традиции к субъективистской. Так, например, если изначально былопринято понимать политическую культуру как совокупность отношений поповоду чего-то, затем - как набор ценностей и установок, то сейчас в дискур-се политической культурологии наблюдается сосредоточенность на исследо-вании «внутренних» основ данного явления, основ, вытекающих из особен-ностей познавательной деятельности человека. Данную закономерностьможно объяснить тем, что подходы, ориентированные на изучение «внеш-них» проявлений культуры (институты, отношения, идеологии), лимитирова-ны, и представляется необходимым рассматривать данные внешние прояв-ления через призму когнитивных механизмов. То есть нас интересует то, ка-ким образом воспринимаются те или иные явления, как они работают и по-чему становятся культурными феноменами, каковы внутренние мотивы ихвосприятия и отношения к ним, и, исходя из всего этого, - что является ос-новной целью исследования, в чем феноменологическая сторона проблемати-ки российской праздничной культуры. И здесь неоспоримым представляетсявывод: любые культурные события, явления воспроизводятся людьми безматериальной мотивации, а значит, они имеют для человека смысл. Смысл -маркер культурного события.Глубокий анализ политической культуры, мотивов человека и обществаневозможен без анализа феноменов сознания и культуры. Здесь мы исходимиз понимающей позиции в противоположность объяснительной, исходим изтой предпосылки, что реальность нагружена смыслом.Интересной представляется точка зрения К.Ф. Завершинского по поводукогнитивных основ политической культуры. Критикуя поведенческий и ак-сеологический подходы к ее определению, исследователь делает акцент наполитической культуре как мозаике субъективных и объективных элементов.«Российской культурологии и политической философии свойственен редук-ционизм "обратной полярности", то есть склонность рассматривать культур-ный план политики в рамках изначально заданных аксеологических схем» [2.C. 20].Нами выбирается феноменологический подход как наиболее предпочти-тельный, потому что он подразумевает наличный постулат о том, что смыслявляется познаваемым и выражен в феноменах - единицах восприятия. А од-ной из базовых категорий культуры является категория смысла. И, таким обра-зом, мы понимаем культуру как набор специфических феноменов, обладающихсмыслом, который полностью оправдывает существование культуры.Без понимания глубоких механизмов и мотивов восприятия тех или иныхявлений невозможно получить подлинное и полное представление о том, какработает культура, как работают ее феномены. И здесь, помимо изучения ме-ханизмов восприятия феноменов, исходящих из самих основ и особенностейсознания, нас интересуют механизмы мышления, то есть то, каким образомданные феномены влияют на поведение человека, заставляют его воссозда-вать культурный опыт в объективной реальности. Феноменологическиепредпосылки, идущие как бы из априорного сознания, вытекающие из егоспецифики, формируют поведение, которое осуществляется за счет когни-тивных механизмов.К.Ф. Завершинский в интерпретации культурных практик (каковой явля-ется и политический праздник) делает акцент на когнитивной составляющей(которая по описанию «дорефлективного cоgito» тождественна феноменоло-гической): «Возможность культурных и политических практик укоренена нев неких "коллективных формах сознания" или физикалистских объективныхструктурах, а в содержании дорефлективного cogito (у Бурдье), в "предсозна-тельной" способности любого индивида к сознательности ("knowledgebility")(у Гидденса)» [2. C. 21]. Культура и выступает как матрица восприятия, на-личествующий опыт, и смысл нового опыта (в нашем случае политическогопраздника) будет заключаться в приращении когнитивной составляющей.Н.Г. Щербинина в статье «Символическое конструирование мифо-героической политической реальности России» цитирует А. Шюца: «Консти-тутивный характер реальности, согласно А. Шюцу, состоит в том, что реаль-ность конституируется когнитивным стилем. Специфический когнитивныйстиль, таким образом, - это совокупность тех отличительных черт реально-сти, которыми мы наделяeм некую область значений» [3. C. 18]. СогласноА. Шюцу, в когнитивной плоскости происходит построение модифицирован-ных реальностей с расширенными границами значений. И здесь одну изглавных ролей играет «мир фантазмов и воображения». Обоснованным явля-ется предположение, что культура как отдельный способ познания и являетсяэтим миром.Феноменологический подход в противоположность когнитивному сам посебе сконцентрирован на феноменах. Феномены - более глубокие механиз-мы, интенции относительно среды. Когнитивные механизмы - это то миро-восприятие, которое появляется после обработки феноменов и вырабатываетопределенное мышление и поведение относительно них в среде. Здесь насинтересуют оба понятия. Стоит отметить, что многими учеными данные ка-тегории отождествляются, как плоскости одного и того же субъективногополя.М. Фуко исследует смену эпох и различные понимания безумства во всеэпохи. В данной связи Фуко говорит о том, что у каждого общества свой ре-жим истины. Истина - то, что происходит на самом деле. И каждое обществоимеет свои фильтры истины, которые формируют механизмы смыслообразо-вания относительно нее.Далее Фуко говорит о субъективном элементе системы, не называя, одна-ко, это ни культурой, ни как-либо еще. Он говорит о том, что познание, коимпронизана вовсе не одна элита, а все общество, претерпевает некоторыетрансформации. Точнее, трансформируется понимание, данное в процессепознания, затем, в соответствии с изменившимся пониманием, общество,субъект, элита начинают трансформировать истину, то есть объективнуюдействительность [4. C. 234].Можем предположить, что трансформация понимания у него связана странсформацией смысла, то есть осуществляется его наращивание, кон-фликтное преобразование. А значит, в подобных изменениях участвуют, пре-жде всего, культурные механизмы. В случае социальных изменений сознаниевынуждено собирать окружающий мир в себе как бы заново, это происходитвместе с наделением явлений новым смыслом. Одной из функций культурыявляется адаптация человека к социальным изменениямтурного. Артемьева указывает на то, что в данном процессе происходит се-мантическое восприятие образа. Затем нагружается сенсорная система субъ-екта, и восприятие «выкачивает» из объекта смысл, считывает его. Далее про-исходит «разоблачение» знака, то есть смысл сверяется с уже существующейсмысловой матрицей, опытом. Он может быть противоречащим и соответст-вующим. В зависимости от этого, а также от продуктивности нового опытасмысл либо пополняет существующий опыт и еще раз утверждает его, либообнаруживает для себя новую смысловую ячейку [6. C. 134]. Вообще, длячеловека делать систематически то, что он привык, является одной из основощущения безопасности. И в этом состоит антропологическая обоснован-ность смысла. Утверждать один и тот же смысл - утверждать стабильность.В культурном опыте происходит аналогичное смыслообразование посредст-вом семантического узнавания. Спецификой является то, что культура самапо себе представляет готовые смысловые конструкты, что облегчает деятель-ность сознания. Культурные феномены связаны с неким внутренним опытом,они отсылают к истории, к достижениям государства (как, например, полити-ческие праздники), при этом сами по себе несут готовый смысл, презентуе-мый в символике, лозунгах, идеях и прочем, что составляет семантическуюмодель. Сознание считывает знаки, обращается к внутреннему опыту, сен-сорная система (в терминологии Артемьевой) нагружает культурный фено-мен положительным смыслом, помещая его, таким образом, в пласт уже су-ществующего положительного опыта. Так происходит воспроизводство куль-туры. И таким образом, с точки зрения технологии одной из основных задач впостроении культуры является формирование узнаваемой и монолитной се-мантической структуры, связанной с базовым смыслом.В культуре осуществляется коммуникация по поводу смысла посредст-вом культурных единиц, феноменов и артефактов. Именно благодаря симво-лической коммуникации как одному из основных элементов политическойкультуры происходит селекция ценностей. И политический праздник в своейритуалистической форме представляет яркий пример артефакта (и феноменасо стороны сознания), включающий и символические формы, и политическиецели, и специфические лишь для него механизмы работы со смыслом. Смыслноминально всегда облачен в ценности.Для базового понимания сущности явления праздника необходимо обра-титься к аксеологическому подходу. Если понимать праздник в его институ-циональной природе, то он сфокусирован на ценности, которая уже несетсмысл в природе феноменологической. Так, например, К. Жигульский в ра-боте «Праздник и культура» в аспекте изучения природы праздника делалакцент на определенных ценностных основаниях группы. То есть праздникактуален тогда, когда актуальны те или иные ценности. Празднику имма-нентно присуща определенная ценностная канва. «Чтобы возник праздник,необходимо существование ценности, признанной в данной группе и выхо-дящей за рамки праздника; последний только актуализирует, напоминает,проявляет ее, выступает как форма почитания ценности» [7. C. 103]. Дейст-вительно, праздник создает определенную картину мира через влияние навосприятие реальности фактической. Ценность есть представление об иде-альном состоянии общества, системы, порядка. Очевидно, что ценность вданной связи является необходимым материалом для изображения праздни-ком желательного видения мира. «Обязанность празднования прямо вытекаетиз принадлежности к группе и признания как основных, так и вторичных ееценностей, как идеи праздника, так и формы празднования. Вследствие этогопраздник выполняет множество общественных функций - объединения, при-мирения, сплочения людей, возобновления общественных связей…» [7.C. 104].А.И. Щербинин в статье «Коммуникативная природа политическогопраздника» акцентировал внимание на той стороне данного социального яв-ления, которая неразрывно связана с сакральными основаниями общества.Праздник непременно сопровождается переживаниями, это сближает людей водном способе чувствования. Также автор исследования делает акцент не наинституциональной, а на коммуникативной природе праздника, полемизируяв данном ракурсе с В.Н. Топоровым (представитель институциональногоподхода). «Именно ритуалы, а не насущные и надзирающие институты, какни парадоксально, объясняют сущность социального порядка, а также егоустойчивость. В этом кроется, на наш взгляд, особая социализирующая эф-фективность праздников. Во-вторых, 'каждый включается целиком', узыгруппы становятся теснее, снимая проблемы межличностных и межгруппо-вых барьеров коммуникации…» [8. C. 17]. Таким образом, феноменологиче-ская природа праздника заключается в том, что он представляет собой ком-муникацию по поводу смысла, закрепленную в особом феноменальном мире.Интересным представляется подход Н.Г. Щербининой. Исследователь отаксеологического подхода переходит к феноменологическому, указывая нато, что ценности - прежде всего объекты восприятия и феномены. В статье«Ценности, миф и лидер как символические политические формы» автор пи-шет о схематичной природе ценностей: «Структура ценностного мира зави-сит от природы ценностей, являющихся схемами сознания. Перед нами куль-турно-символические схемы упрощенногополитический праздник является механизмом опосредованного преобразова-ния социальной реальности.Праздничный мир всегда символичен. Это одна из основных черт празд-ника как феномена. Э. Кассирер говорит о том, что символические формыодновременно вуалируют мир реальности, но, с другой стороны, презентуютиной мир под видом очевидного, что насыщает восприятие в процессе позна-ния [11. C. 205]. Эстетика в празднике - сила наблюдения. Символ и смысл -дихотомия, сама по себе создает напряжение, рождающее религиозное чувст-во. В политическом же празднике в случае эффективной работы символа ана-логом религиозного чувства выступает чувства доверия к власти, патриотизм.При помощи символических форм праздником формируется особое вос-приятие времени и пространства. М. Озуф в исследовании «Революционныйпраздник» акцентировала внимание на празднике как символе новой эпохи.В случае перелома праздник фиксирует ценность нового порядка, а новыйпраздничный календарь закрепляет постреволюционный порядок и служитему каркасом [12. C. 345]. Таким образом, праздник легитимизирует новыйполитический режим. Здесь время останавливается, и в моменте праздникаактуализируются чаяния, представления об идеальном, происходит необхо-димая социальная разрядка. В данном аспекте праздник отображает способвосприятия мира как переживания, как приобретения духовного опыта вприобщении ко всеобщему. Индивид, включенный в празднование, ритуаль-но фиксирует определенное отношение к обществу, истории, конструируетновый смысл.В.П. Даркевич в исследовании праздничной культуры Средневековья де-лает акцент на символах и их соответствии антропологическим структурам.«Праздновать - значило коллективно ощущать целостность мира. Праздник -особое время, вернее перерыв в нормальном круговороте времени, когда, го-воря радостное "да" конкретному событию, говорили "да" жизни и миру какединому целому» [13. C. 132]. Символическая целостность, образующаяся впраздничной подготовке, инсценировке, составляет готовый образ непрагма-тического мира.Пространство праздника - особая реальность, нагруженная смыслом, ко-торый автоматически отделяет праздничную толпу от непраздничной, здесьобнаруживает себя обозначенное еще К. Шмидтом ментальное противостоя-ние «друг/враг», что необходимо для актуализации идентичности и формиро-вания патриотического чувства. Праздничный календарь, в свою очередь,представляет особый временной каркас, который закрепляет новый порядок.Политический праздник способен воссоздавать в себе то или иное событиепрошлого в ценностном ключе и таким образом, выражаясь словамиД. фон Гелдерна, установить «необходимые фреймы, позволяющие упро-стить восприятие реальности на основе темпорального ощущения» [14. P. 85].В случае эффективной работы праздника темпоральное восприятие реально-сти опирается на календарное закрепление памятных дат. И таким образом,преобразование коллективной памяти происходит повсеместно, параллельнолинейному вектору времени. А.И. Щербинин в статье «Красный день кален-даря: формирование матрицы восприятия политического времени в России»,ссылаясь на точку зрения историка П. Нора, заключает: «Календарь находит-ся на границе истории и памяти, превращая первую во вторую, задавая траек-торию восприятия истории (и политики, как истории креативной)» [15. C. 62].Праздничное время воспринимается как время игровое. Праздника ждут,к нему готовятся, и, таким образом, влияние данного явления распространя-ется на повседневность - в случае наличия в обществе единого и эффектив-ного праздничного календаря. Очевидным представляется то, что основойпраздничного календаря выступают конкретные исторические события (ДеньПобеды, День космонавтики, 1 Мая). Проще говоря, праздник не можетвзяться из ниоткуда. И в данной связи раскрывается еще одна функцияпраздника как механизма работы со смыслом - а именно, праздник работает спрошлым. Политический праздник прямо или косвенно связан с историей.Даже если он не несёт однозначно маркированной смысловой структурыпреобразования настоящего, он отсылает к историческому контексту. Есливоспринимать историю как то, что происходит в настоящем и из настоящего.В данной связи политический праздник может восприниматься нами как ме-ханизм работы с памятью: во-первых, как способ работы с историческим ма-териалом непосредственно и, во-вторых, как инициация определенной сим-волической стабильности. Календарность праздника здесь имеет дополни-тельный смысл, ведь временная модель, которая воссоздается в креативноммире, обладает священным и автобиографическим смыслом. Опыт праздно-вания - это опыт и коллективный и автобиографический одновременно. Издесь интересной представляется точка зрения Х. Вельцера по поводу авто-биографичности памяти: «Память вообще связана не столько с прошлым,сколько с настоящим. Как и все прочие системы памяти, автобиографическаяпамять представляет собой функциональную систему, задача которой - по-могать человеку справляться с жизнью в настоящем» [16].И.И. Глебова дает следующее определение: «Образ прошлого - информа-ционно-коммуникативная модель прошлого, затребованная современностьюподают на уроках истории. Историческое сознание обнаруживает не толькокогнитивные, но и эмоциональные измерения, которые могут находиться скогнитивными в резком противоречии. Иными словами, знания об истории иупотребление этих знаний - не одно и то же» [16].Так, Л.А. Фадеева в своей статье «Матрица памяти, политики и простран-ства» исследует роль коллективной памяти (которая проявляет себя в явле-нии политического праздника). Автор придерживается убеждения, что «об-щества создают для себя истории посредством материальной репрезентациипрошлого на тех или иных публичных площадках» [18. C. 183]. Праздник вданной связи отражает ценность коммуникации на фоне воспроизводстваидеалов. Обществу и каждому индивиду в отдельности нужна та или инаяотправная точка, ценностная плоскость в сознании.Автор культурологического исследования "The Festive state" Д. Гусс рас-сматривает праздник как статичную форму, через которую проходят образыреальности, а человечество со временем смотрит в новое отражение и учится,приобретает ценности. «В какой бы реальности ни находился праздник - этокультурная инсталляция, через которую на протяжении веков проходят соци-альные изменения, переведенные на язык смысла» [19. P. 234]. Далее авторзаключает, что параллельность двух историй осуществляется за счет поме-щения в рамку тех или иных событий, но по сути помещенный в рамку кусо-чек продолжает являться частью этого фона. То есть человек, участвующий впразднике, должен быть включенным в эту реальность. Реальность подготав-ливает индивида к акту оценивания, конструированию смысла.М. Деннис заключил: «Политический праздник - это и есть свершениеистории. Вне своей актуализации истории не существует» [20. P. 21]. Инте-ресным представляется суждение П. Бурдье о том, что существуют некото-рые виды искусства (сферы общественной жизни), «где культурные продук-ты наделены аурой свершившейся легитимации - музыка, скульптура, лите-ратура, театр» [11. C. 50]. Праздник как вид культурной продукцииновые ценности, которые необходимо зафиксировать в празднике. И в даннойсвязи праздник играет роль конструктора новой картины реальности.А.И. Щербинин в статье «Политический праздник и трансформация режима»,цитируя М.М. Бахтина, акцентировал внимание на актуальности праздниковв переходных обществах и на такой функции праздника, как трансляция но-вых ценностей. «Праздник - дитя пороговых состояний, с его привлекатель-ной формой становится одним из активных элементов структурирования но-вого мира, потому что он всегда 'наилучшим образом сплавлял рациональноес чувственным, временное с вечным, стихийное с цивилизованным…» [21.C. 112]. Таким образом, еще одним важным аспектом праздника как социаль-ного явления выступает то, что праздник гармонизирует социальные преоб-разования, как бы объясняет путем трансляции новых ценностей сущностьнового социального порядка. «В условиях перехода все механизмы легити-мации нацелены на 'перезагрузку' ценностно-политических параметров сис-темы» [21. C. 121]. Одним из таких механизмов является идеальная модельполитического праздника. И здесь политический праздник через нагнетаниеэмоций способен сглаживать травматический эффект от социальной транс-формации, работать с историей.Итак, политическая культура представляет собой набор феноменов. Вданной связи главным и позволяющим дать наиболее полное представление освоих основаниях является феноменологическое измерение культуры, то естьсектор, включающий вопросы о том, как те или иные явления становятсяэлементами культуры, каковы внутренние человеческие мотивы воспроиз-водства культурного опыта. То есть общим для всех этих вопросов являетсяизучение того, как воспринимается то или иное явление, то есть его феноме-нологическая природа. И в данной связи неизбежным представляется рас-смотрение категории смысла. Те или иные явления оцениваются сознанием сточки зрения смысла и только тогда попадают в сферу культурного. Полити-ческий праздник в данной связи как культурное явление предпочтительнорассматривать в качестве механизма работы со смыслом
Щербинин А.И. Политическое образование: Учеб. пособие. М.: Весь мир, 2005.
Завершинский К.Ф. Когнитивные основания политической культуры: опыт методологической рефлексии // Полис. 2002. №3. С. 19-28.
Щербинина Н.Г. Символическое конструирование мифо-героической политической реальности России // Вестник Том. ун-та. Философия, социология, политология. 2008. № 2 (3). С. 18-37.
Фуко М. Интеллектуалы и власть. М.: Праксис, 2003.
Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004.
Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2004.
Жигульский К. Праздник и культура. М.: Прогресс, 1985.
Щербинин А.И. Коммуникативная природа праздника // Политический маркетинг. 2007. № 6. С. 5-25.
Щербинина Н.Г. Ценности, миф и лидер как символические политические формы // Проблемы политических ценностей в условиях трансформации режима: Научн. ежегодник Томского МИОН-2003 / Ред. А.И. Щербинин. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. С. 6-46.
Завершинскй К.Ф. Пространство и время «гражданского общества» России // Вестник Том. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2008. №2(3). С. 3-35.
Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1: Язык. М.: Академический проект, 2011.
Озуф М. Революционный праздник. М.: Прогресс, 1981.
Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М.: Наука, 1988.
Geldern J. Bolshevik Festivals, 1917-1920. University of California Press, 1993. 266 p.
Щербинин А.И. Красный день календаря: формирование матрицы восприятия политического времени в России // Вестник Том. ун-та. Философия, социология, политология.2008. №2(3). С. 52-69.
Вельцер Х. Память как арена политической борьбы [Электрон. ресурс]// Неприкосновенный запас: интернет-издание. 2005. №2. - Режим доступа: http://magazines. russ.ru/ nz/ 2005/ 2/vel3html
Глебова И.И. Политическая культура России: образы прошлого и современность. М., 2006.
Фадеева Л.А. Матрица памяти, политики и пространства // Полис. 2006. №3. С. 18-33.
Guss D. Festive state. Berkeley, Calif.: University of California Press, 2000.
Щербинин А. И. Политический праздник и трансформация режима // Проблемы политических ценностей в условиях трансформации режима.Томск, 2004. С. 109-127.
Dennis, Mathew. Red, White and Blue Letter Day. London, 2002.