Рассматриваются история развития и современное состояние системы высшего профессионального образования России. Анализируются утверждения о необходимости сокращения числа вузов и перепроизводства гуманитариев. Показано, что данные тезисы являются во многом надуманными и связаны с нечеткостью подходов к анализу проблем сферы образования.
Informational basis of the management in the sphere of education: sociological approach.pdf Согласно отчетам ООН о развитии человека по Индексу развития человеческого потенциала Россия неуклонно движется вниз: 2004 г. - 15-е место; 2005 г. - 26-е место; 2007 г. - 41-е место; 2008 г. - 54-е место; 2010 - 65-е место [1 и др.] При этом в систему высшего профессионального образования (ВПО) Россия вкладывает менее 1% ВВП, тогда как США, Великобритания и большинство других стран группы «ведущих по уровню образования» - 34%. Эти данные свидетельствуют о явном неблагополучии в системе российского образования. На них ссылается и руководство Минобрнауки, обосновывая необходимость реформ. Больше того, бывший министр считал, что реформы уже пошли, и вопрос только в качестве реализации. «Действительно, в образовании принципиальные моменты не просто понятны, они реализованы в виде проектов и работают. Процесс пошел, назад его повернуть невозможно, даже если кто-то захочет. И меня сейчас больше интересует реформа науки, где ситуация пока другая. Здесь работа сложнее, но я думаю, что и с этим мы справимся» [2]. (Непонятно, правда, зачем тогда нужно было обсуждать проект Закона об образовании. По-видимому, для отвода глаз, тем более, что он слишком велик и громоздок для реального обсуждения. А 11 тыс. поправок - это та мутная вода, в которой можно выловить все, что угодно, сославшись при этом на «всенародное обсуждение»). В данной статье делается попытка обсудить одно из ключевых утверждений идеологов проводимых реформ высшего профессионального образования (ВПО): В стране перепроизводство гуманитариев, экономистов, юристов, «нам» нужны инженеры, математики, физики. «Для выпускников гуманитарных специальностей в стране сейчас нет рабочих мест. У нас почти 2 млн экономистов, 750 тыс. юристов, которые не востребованы» [3]. Этой проблемой заинтересовался и президент, который «призвал вузы прекратить готовить юристов и экономистов в огромных количествах, в том числе и на платной основе. Он рассказал, что накануне министр образования Андрей Фурсенко заверил его, что количество бюджетных мест для юристов и экономистов уже сокращено» [4]. «Что делают учебные заведения? Во многих местах это выглядит так: создаются платные места, организуются по этой же номенклатуре специальности, и на них идет точно такой же конкурс, потому что профессия престижная. А что делать дальше -очень многим людям наплевать, и родителям все равно: хорошее образование получил, а дальше - посмотрим, - возмутился президент. - Это, конечно, плохо для нашей страны, потому что нам катастрофически не хватает инженеров, специалистов в области точных наук, и, к сожалению, престиж этих профессий за определенные годы очень сильно поблек» [4]. Таким образом, речь о сокращении бюджетных мест для юристов и экономистов идет в контексте заботы о выпускниках. Обратим внимание на то, что речь идет о рыночной экономике, и ребята и их родители платят за то, чтобы получить соответствующее образование (или, по крайней мере, соответствующий диплом). Иначе говоря, рынок требует одного, а правительство - другого. Возникает вопрос, почему меняется баланс социальных групп, имеющих разное образование, и могут ли политические решения этот баланс регулировать? Что же показывает реальное исследование динамики численности студентов высших учебных заведений современной России? Бесспорно, численность студентов системы ВПО России, как и численность вузов, - феномен, требующий подробного изучения. За 15 лет эти показатели выросли в три раза, причем ускоренная положительная динамика наблюдается на фоне депопуляции населения. Планировали ВВП за десять лет увеличить в два раза, но это не получается (будем считать, что виной явился кризис), зато получили 3-кратное увеличение по показателю, которым государство по существу не управляло, но который безусловно воздействует на основные макропоказатели страны, в том числе и на ВВП. Решили, что это неправильно, и начали принимать срочные меры по реформированию системы ВПО. Есть в этих результатах и самом явлении некоторая мистическая составляющая. Попытаемся разобраться, что собственно, происходит. В табл. 1 в графе 2 представлены официальные данные Росстата по численности студентов высшего профессионального образования России за 1990-2009 гг. (на начало учебного года) [источники статистических данных: 5, 6]. Проведем выравнивание данных по логистической функции. Один из часто применяемых вариантов логистического тренда в общем виде отражен в формуле _ Уmax ~ У mm + у ^ t ga+bt + 1 /mii ^JJ Расчеты проведены с использованием пакета Statistika 8.0. Оценка параметров методом наименьших параметров дала следующие результаты: 4900 Val6 _ g6.34231-0.54972var + 1 + 2613 (2) Здесь: var6 - численность студентов по тренду; var5 - годы; a = 6,34231; b = - 0, 54972 - значения параметров. Выровненные значения численности студентов и отклонения выровненных значений от фактических данных по численности представлены в табл. 1 (Predicted и Residuals соответственно). Легко увидеть, что полученное уравнение тренда очень близко описывает исходные данные, этот вывод наглядно подтверждает графическое изображение полученных результатов (рис. 1). Тем не менее проверим надежность полученного уравнения с помощью F-статистики Фишера, определим расчетное значение по формуле F _
Глинский Владимир Васильевич | Новосибирский государственный университет экономики и управления | доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой статистики | stat@nsuem.ru |
Донских Олег Альбертович | Новосибирский государственный университет экономики и управления | доктор философских наук, профессор, PhD (Monash, Australia), заведующий кафедрой философии | oleg.donskikh@gmail.com |
Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики // Социология образования. 2008. №6. С. 4-20.
Коммерсанть. 2010. № 221. 30 нояб.
Фурсенко А. В России сейчас нет рабочих мест для выпускников гуманитарных специальностей. Интерфакс 8.1.2009. [Доступ: http://www.interfax.ru/society/news.asp?id=59661].
Медведев призвал вузы готовить в огромных количествах юристов и экономистов. ИТАР-ТАСС от 15.2.2011. [Доступ: http://www.itar-tass.com/level2. html?NewsID= 15955893 &PageNum=0].
Россия в цифрах: Стат. ежегодник. М.: Росстат, 2009. 890 с.
Образовательные учреждения высшего профессионального образования [Доступ: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm].
Рейтинг качества приема в российские государственные вузы. 2010 [Доступ: http://rian.ru/ratings_multimedia/20100902/271380235.html].
Союз ректоров верит в спасение науки через слияние вузов.- РБК 14.6.2012 [Доступ http://top.rbc.ru/society/14/06/2012/655044.shtml].
Выступление министра на Совете ректоров России в июле 2009 г. [Доступ: http://www.newizv.ru/lenta/104936/].