Лоббирование региональных и этнических интересов в инвестиционной политике Саратовской области | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2013. № 1 (21).

Лоббирование региональных и этнических интересов в инвестиционной политике Саратовской области

Описывается многоуровневая модель взаимоотношений государства и гражданского общества, позволяющая обеспечить эффективный диалог власти и общества при непосредственном участии национальных общественных объединений в целях социально-экономического развития народов Саратовской области. Автором предложена система интегрированных коммуникаций в инвестиционной политике, которая позволяет повысить степень согласованности действий всех участников по формированию благоприятного инвестиционного климата.

Lobbying of regional and ethnic interests in investment policy of the Saratov region.pdf Учитывая размеры территории России и разнообразие экономической ситуации и конкурентных преимуществ регионов, основная работа по привлечению инвестиций должна проводиться на региональном уровне и в соответствии с региональными приоритетами. Создание единой стратегии инвестиционного развития такой страны, как Россия, малоэффективно. Однако создание единой стратегии инвестиционного развития эффективно в рамках региона. Основной задачей политики привлечения инвестиций на федеральном уровне должно быть оказание поддержки и создание инструментов, которые регионы могли бы использовать для осуществления своей политики в этой сфере. Важнейшей задачей является также проведение мероприятий, направленных на улучшение имиджа России на международных рынках, и совершенствование инвестиционного климата в стране в целом. Следует подчеркнуть, что деятельность по привлечению инвестиций на федеральном уровне естественным образом ограничивается узким набором секторов, которым уделяется приоритетное значение в масштабах страны. При реализации социально-экономической политики на региональном уровне формирование стратегии инвестиционного развития должно быть приоритетным, и этому вопросу должно уделяться первостепенное внимание. Автор исследования полагает, что в Саратовской области необходимо обеспечить благоприятный инвестиционный климат, на формирование которого могут повлиять следующие этносоциальные факторы: - стабильные межэтнические и межконфессиональные отношения; - социально-экономическая адаптация мигрантов и вынужденных переселенцев; - институт семейного предпринимательства, основанный на развитии традиционных форм хозяйствования народов, проживающих на территории Саратовской области; - устойчивая нормативно-правовая база; - информационное обеспечение деятельности субъектов инвестиционной политики. Увеличения объема иностранных инвестиций в Саратовскую область можно достичь путем совершенствования взаимодействия государства и гражданского общества в инвестиционной политике региона путем расширения социально-экономического сотрудничества со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Согласно результатам исследований инвестиционного потенциала СНГ, проведенных Международной организацией кредиторов (WOC), совокупный ВВП стран СНГ увеличился в шесть раз за последние 10 лет. За тот же период инвестиционный капитал торгово-экономического азиатского блока АПТА (Азиатско-Тихоокеанское Соглашение) вырос в 4 раза, а в развитых странах его не удалось даже удвоить [1]. В. А. Ташпеков, президент Саратовской региональной общественной организации «Ассоциация поволжских казахов», в своем сообщении цитирует экс-министра инвестиционной политики Саратовской области И.И. Блохину: «Национальные общественные организации являются базовым фактором межнациональной стабильности, уникальным инструментом по формированию взаимоотношений Саратовской области со странами ближнего и дальнего зарубежья» [2]. Для реализации стратегии социально-экономического развития народов Саратовской области, обозначенной в «Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года», необходимо развитие равноправного партнерства государства и гражданского общества в инвестиционной политике региона. Федеральные инструменты являются необходимым стартовым дополнением, но не заменой регионального взаимодействия государства и гражданского общества в инвестиционной политике региона [3]. Проведенный анализ показал, что Саратовская область обладает уникальным географическим местоположением, человеческим капиталом, которые определяют конкурентные преимущества региона, правильная активизация которых приведет к социальному и экономическому росту региона. В основе инвестиционного и экономического роста лежит необходимость построения многоуровневой модели взаимоотношений государства и гражданского общества: 1. На муниципальном уровне модель объединяет самодеятельные общественные организации, органы местного самоуправления, бизнес-сообщество, местные СМИ, а также в ней учтен социальный капитал муниципального образования. Человеческий капитал выступает основным фактором формирования инвестиционного пространства региона, в котором взаимодействуют элементы системы. Для всех элементов системы предусмотрены процедуры прямой и обратной связи, а также опосредованного диалога через самодеятельные общественные организации. 2. На региональном уровне институты гражданского общества выступают посредническими структурами, с помощью которых органы исполнительной власти региона строят диалог с народами Саратовской области. Одним из элементов данной модели являются коммуникативные технологии. Комплекс коммуникаций гражданского общества и государства представляет собой сочетание основных компонентов: - консультативные формы (всенародное обсуждение, общественные слушания, общественная экспертиза, гражданские жюри, гражданский ворк-шоп); - Government Relations-менеджмент (паблисити, лоббирование, работа со СМИ, событийные GR, рекламное сопровождение GR); - массовые публичные акции (демонстрация, митинг, шествие, пикет, забастовка). Основным видом коммуникаций во взаимодействии органов власти и гражданского общества являются консультативные формы общественного участия. Всенародное обсуждение заключается в добровольном участии граждан в обсуждении всем населением проектов решений государственных органов (органов местного самоуправления), а также важных вопросов жизни государства или территории. Оно может осуществляться в письменной и устной формах. Граждане могут реализовать свое право на участие во всенародном обсуждении, собрании, митинге. Одной из наиболее структурированных и формализованных консультативных форм непосредственного участия граждан в управлении на территории являются общественные слушания, на которые приглашаются представители органов власти, эксперты и специалисты по обсуждаемой тематике, СМИ. Общественная экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов власти в целях оценки нормативно-правовых актов и их проектов с точки зрения их эффективности, целесообразности и справедливости, по вопросам охраны окружающей среды. Также к консультативным формам общественного участия следует отнести создание экспертных и общественных советов, действующих на регулярной основе. Гражданские жюри представляют собой консультационные общественные коллегии, формируемые из непрофессиональных присяжных, уполномоченных рассмотреть какой-либо общественно важный вопрос. Граждане, представляющие различные слои общества и группы населения, выбираются репрезентативно из числа заявивших о желании участвовать [4]. Гражданский воркшоп - это метод определения потребностей общественности, основанный на проведении фокус-групп с представителями различных слоев населения, используется в работе органов власти для более точного учета мнения населения и повышения эффективности принятия решений. Гражданское жюри и гражданский воркшоп, новые для российских условий методы учета мнений граждан при принятии решений, позволяют налаживать диалогово-паритетные взаимоотношения власти и общества [5]. Сфера связей с органами власти - Government Relations (GR) направлена на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между всеми субъектами инвестиционной политики. Взаимодействие с органами власти автор рассматривает как тождественное лоббизму. Лоббирование - процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения [6]. В качестве основных инструментов GR выступают контакты со СМИ: полномасштабные кампании по проблемам, ведение постоянной рубрики в СМИ, интерактивные дебаты. Одним из перспективных, активно развивающихся направлений GR являются событийные GR (флеш-моб). Широко в инвестиционной политике используются приемы паблисити - стимулирования инвестиционной активности посредством обычных публикаций и сообщений, в которых не применяются специальные рекламные приемы, так как эта информация сама по себе представляет ценность для адресата сообщений. К инструментам прямых GR можно отнести письма депутатам и представителям исполнительной власти с обращениями, сбор подписей под обращениями к депутатам и представителям исполнительной власти по проблемам, использование общественных приемных, «горячих телефонов». К рекламному сопровождению GR можно отнести издание и распространение информационных материалов, брошюр, газет, листовок, плакатов, социальной рекламы. К массовым политическим акциям относятся инициирование и проведение пикетов, митингов, шествий, демонстраций. Таблица Сравнительная характеристика основных коммуникативных технологий общественного участия Достоинства | Недостатки Консультативные формы общественного участия Содержат явное побуждение к принятию положительного политического решения; Привлекают внимание органов власти, предлагая им какую-либо уступку; Делают четкое предложение незамедлительно принять политическое решение Невозможность постоянного применения; Высокие расходы на содержание советов, проведение мероприятий требует более тщательной проработки схемы финансирования данных форм общественного участия Связи с органами власти (GR) В большинстве случаев предоставляют достоверную информацию; Воспринимаются более объективно, чем информация, идущая опосредованно; Охватывают широкий круг потенциальных инвесторов и определенных целевых аудиторий; Создают возможность для эффектного представления инвестиционного потенциала конкретной территории Высокая стоимость отдельных GR-мероприятий; Нерегулярность, разовость публикаций; Существует проблема объективной оценки эффективности реализуемых GR-мероприятий Рекламное соп] эовождение GR Доносит информацию; Хорошо сочетается с другими элементами коммуникаций; Может многократно повторяться для одной и той же аудитории Реклама не способна на диалог; Стандартизованность рекламных обращений не позволяет найти индивидуальный подход; Не может обойтись без бесполезной аудитории, то есть тех, кому она не предназначена; Требует больших общих расходов Массовые политические акции Вызывают ответную реакцию со стороны органов власти; Может приспосабливаться к требованиям; Содержит четкие требования Высокие издержки Каждый элемент комплекса коммуникаций обладает своими специфическими приемами и методами. Однако очень часто в инвестиционной политике элементы коммуникаций трудно выделить и использовать в чистом виде, так как от этого теряется результативность в достижении общей коммуникационной цели органов власти. Интегрированные коммуникации в инвестиционной политике направлены на достижение единой цели - содействовать успешному решению стратегических и тактических задач реализации общей стратегической концепции региона. В инвестиционной политике необходимо наиболее эффективное сочетание всех элементов коммуникации, а не выбор одного из них. Каждый элемент коммуникации должен применяться строго по назначению с учетом тех ограничений, которые он сам на себя накладывает. Для этого необходимо определить сильные и слабые стороны каждого элемента (таблица). Таким образом, важность различных коммуникативных технологий общественного участия в инвестиционной политике региона отличается для разных заинтересованных групп. Концепция планирования коммуникаций должна исходить из необходимости оценки стратегической роли их компонентов и поиска их оптимального сочетания в процессе. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что GR в системе интегрированных коммуникаций играет важную роль по управлению единым коммуникативным процессом общественности, его координации, формированию и поддержанию высокого уровня удовлетворенности населения в течение длительного времени, что является мерой успеха реализации инвестиционной политики региона. Построение в регионе системы интегрированных коммуникаций в области инвестиционной политики позволяет усилить воздействие на повышение инвестиционной привлекательности региона и повысить степень согласованности действий всех участников по развитию инвестиционной политики, дает возможность объединить транслируемые сообщения и конкурентные преимущества региона, позволяя представить инвестиционный процесс во всей его целостности. В настоящее время в Саратовской области действует достаточно много консультативно-совещательных советов, к участию в которых приглашены представители общественных национальных объединений. Однако далеко не все из них можно отнести к категории общественных советов. Большинство имеют межведомственный статус, состоят из государственных служащих или же являются по своей сути экспертными советами, в состав которых входит ограниченное число ученых. В соответствии с Орхусской конвенцией «совершенствование доступа к информации и участие общественности в процессе принятия решений повышает качество принятия решений и процесса их осуществления, способствует улучшению информированности общественности о ... проблемах, предоставляет общественности возможность выражать свою озабоченность и позволяет государственным органам вести должный учет таких интересов» [7]. Под общественными советами понимаются образования с участием представителей общественности, которые имеют внутреннюю формализованную структуру, за которыми государственные органы закрепляют определенные полномочия и с которыми консультируются по вопросам принятия и исполнения государственных решений. Общественные советы являются одним из механизмов общественного участия. Главным отличием общественных советов является большая вовлеченность граждан в работу руководящих органов, это могут быть органы местной, законодательной или исполнительной власти [8]. Главная цель общественных советов есть и остается «цивилизованный лоббизм» общественных интересов: выявление наиболее важных общественных проблем, разработка проектов их решения и реализация последних путем публичного давления на власть. Однако главная составляющая успеха институтов гражданского общества оценивается степенью их близости к населению [9]. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что органы власти готовы вести диалог с представителями общественности. Многие из них выступают «за» привлечение общественников к участию не только социокультурных, но и экономических проблем народов Саратовской области, и, в частности, к решению проблем в инвестиционной сфере региона. По мнению автора исследования, именно Общественная палата РФ в настоящий момент наиболее соответствует принципам развитого гражданского общества и, следовательно, может стать «трибуной» для реализации гражданских инициатив, способной представлять и продвигать во власти значимые общественные интересы в инвестиционной сфере, социально-экономическом развитии народов Саратовской области. Авторский подход к построению многоуровневой модели взаимодействия государства и гражданского общества в инвестиционной политике региона заключается в развитии и укреплении роли Общественной палаты Саратовской области в решении социально-экономических проблем народов Саратовской области. Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, проживающих на территории области, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти области и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности. Общественная палата Саратовской области способствует построению эффективного диалога между властью и «заинтересованными сторонами»: институтами гражданского общества, бизнес-структурами регионального и федерального уровней, правительственными и неправительственными организациями стран СНГ и дальнего зарубежья. В составе Общественной палаты целесообразно создание Комиссии по инвестиционной политике, которая бы обеспечивала взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления Саратовской области с общественностью региона при формировании и реализации инвестиционной политики. Также автор исследования полагает, что Общественная палата может выступить инициатором создания в регионе Консультативного общественного совета по социально-экономическому развитию народов Саратовской области. Цель деятельности данного Совета - обеспечение взаимодействия Правительства Саратовской области с общественностью региона при определении приоритетов социально-экономического развития народов, формировании и реализации социально значимых инвестиционных проектов. Совет должен быть ориентирован на решение следующих проблем: - улучшение социально-экономического положения народов Саратовской области; - развитие сотрудничества в торгово-экономической и социальной сферах со странами СНГ и ближнего зарубежья; - устранение социальных и экономических причин межнациональной напряженности. Функции: - содействие развитию гражданских инициатив, - организация процесса публичных консультаций и обсуждений, - проведение экспертной оценки, - предоставление аналитической информации. Задачи: - общественная экспертиза наиболее приоритетных проектов правовых актов, планов и программ Правительства Саратовской области в сфере социально-экономического развития народов региона; - выработка предложений по реализации, обеспечению и защите социально-экономических и инвестиционных интересов народов Саратовской области, а также мигрантов и вынужденных переселенцев; - поощрение гражданских и общественных инициатив; - содействие воспитанию в молодом поколении чувства гражданской ответственности, патриотизма, толерантности; - привлечение общественности к взаимодействию с исполнительными органами власти региона. Особо следует подчеркнуть, что данный Совет должен тесно взаимодействовать с иными общественными объединениями города: Молодежный совет Саратовской области, Совет молодых ученых и специалистов Саратовской области, Общественные советы при ГУ МВД России по Саратовской области, Общественный совет при Уполномоченном по правам человека в Саратовской области по вопросам защиты прав мигрантов, Общественный совет при Саратовской областной Думе, общественно-консультативные советы муниципальных образований Саратовской области и г. Саратова. Автор исследования полагает, что необходимо разработать и утвердить «Регламент взаимодействия Общественного совета с заинтересованными сторонами», по аналогии с Европейскими стандартами. Консультативный общественный совет по социально-экономическому развитию народов Саратовской области должен как можно более полно представлять различные общественные интересы по рассматриваемым вопросам. В этих целях в состав Совета следует включить представителей реально действующих на территории области общественных национальных объединений. Что касается состава и порядка формирования совета, в его состав обязательно должны входить представители независимых общественных объединений, представители СМИ, отдельные граждане, эксперты и специалисты в указанных областях. Отметим, так как деятельность Совета ориентирована, в частности, на решение проблем мигрантов, то допускается, что членами Совета могут быть подданные иностранных государств, соответствующие требованиям Федеральной миграционной службы, то есть проживающие на территории Саратовской области в течение определенного периода времени. Самодеятельная работа консультативного Совета позволит избежать монополизации деятельности совета уполномоченным органом власти, при котором функционирует объединение, игнорирования предложений лидеров общественных объединений и других проблем, встречающихся, когда советы открываются при органах власти. Назначение по одному члену от общественных национальных объединений региона позволит избежать избирательности по отношению к лидерам НКО, принимающим участие в деятельности Совета. Следует вывод, что эффективный диалог власти и общества при непосредственном участии национальных общественных объединений позволит обеспечить лоббирование региональных и этнических интересов в инвестиционной политике Саратовской области в целях социально-экономического развития народов региона. Предложенная система интегрированных коммуникаций в инвестиционной политике позволяет усилить воздействие на повышение инвестиционной привлекательности региона и повысить степень согласованности действий всех участников по развитию инвестиционной политики.

Ключевые слова

гражданское общество, общественные национальные объединения, интегрированные коммуникации, civil society, the public national associations, the integrated communications

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Евстифеева Александра РахманкуловнаПоволжский институт управления им. П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Саратов)старший преподаватель кафедры антикризисного управленияa.evstifeeva@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Всестороннее сотрудничество со странами СНГ остается приоритетом России // Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. 18.03.2011. http://r
Ташпеков В.А. Идут ли инвестиции в область? // Общественная палата Саратовской области. 18.10.2011
Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года. Утв. Постановлением Правительства области от 11 августа 2011 года № 420-П.
Корноушкин А.Б. Гражданские жюри как форма совещательной демократии: сущность и необходимость институализации // Государство и право: теория и практика: материалы между-нар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой
Герасимова Г. Связи с общественностью как социальный механизм взаимодействия власти и общества // Власть. 2008. №9. С. 33-36.
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. М., 2009. Профессиональный портал о лоббизме и GR. - URL: http://www.lobbying.ru/
Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», Орхус, Дания, 23-25 июня 1998. - URL: http://www.unece.org/env/pp/documents/cep43r.pdf
Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2010 год.- М.: Общественная палата Российской Федерации, 2010.
Государство и гражданское общество: практика эффективного взаимодействия. Международный опыт: сб. ст. и докл. / Сост. Е.Б. Тонкачёва, Г.Б. Черепок. Минск: ФУАинформ, 2009.
 Лоббирование региональных и этнических интересов в инвестиционной политике Саратовской области | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2013. № 1 (21).

Лоббирование региональных и этнических интересов в инвестиционной политике Саратовской области | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2013. № 1 (21).

Полнотекстовая версия