Материалы семинара «Создание сложных саморазвивающихся систем: на материале проекта «Томский кластер развития образования» | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2013. № 1 (21).

Материалы семинара «Создание сложных саморазвивающихся систем: на материале проекта «Томский кластер развития образования»

Seminar: "Tomsk educational development cluster: an example of a complex self-developing system".pdf Ведущие: Дмитриева Лидия Викторовна, научный редактор сибирского экспертно-стратегического журнала «Следующий шаг», член рабочей группы проекта «Томский кластер развития образования». Ситникова Дарья Леонидовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки ТГУ. В работе семинара приняло участие 13 человек. Участники семинара: 1. Богомаз Сергей Александрович - докт. психол. наук, профессор психологического факультета ТГУ. bogomazsa@mail.ru 2. Бокова Анна Викторовна - директор АНО «Территория творческого интеллекта», аспирант ТГУ. avbokova@gmail.com 3. Дмитриева Лидия Викторовна - научный редактор сибирского экс-пертно-стратегического журнала «Следующий шаг», член рабочий группы проекта «Томский кластер развития образования». dlidiya@yandex.ru 4. Игна Ольга Николаевна - зав. кафедрой лингвистики и лингводидакти-ки ТГПУ. onigna@tspu.edu.ru 5. Куровская Лариса Валерьевна - доцент ТГУ, менеджер НУ. l_kurovskaya@mail.ru 6. Логунцев Евгений Нилович - канд. ф.-м. наук, директор ОАО «Фонд развития Заречного Технополиса». г. Заречный Свердловской области. elog@mail.ru 7. Мазур Татьяна Геннадьевна - канд. филос. наук, зам. директора по УР Бурятского филиала ТГУ, mtbi@yandex.ru 8. Пойзнер Борис Николаевич - профессор РФФ ТГУ. pznr@elefot.tsu.ru 9. Раков Сергей Юрьевич - РАНХ ГС, ст. препод., директор программы и «Школы арт-менеджеров». rakov2005@mail.ru 10. Селиховкина Екатерина Александровна - специалист по медиаком-муникациям, куратор медиафорума selikhovkina@gmail.com 11. Ситникова Дарья Леонидовна - канд. филос. наук, доцент кафедры философии и методологии науки ТГУ. ratsit@yandex.ru 12. Соснин Эдуард Анатольевич - докт. ф.-м. наук, профессор ФИТ ТГУ. ed07@sibmail.com 13. Червонный Михаил Александрович - декан ФМФ ТГПУ. mach@tspu.edu.ru Л.В. Дмитриева: Я рада, что мы собрались нетрадиционным составом, не тем, которым мы привыкли в последнее время работать по теме «Кластер развития образования». Я очень просила Дарью, чтоб к нам пришли люди, которые понимают про саморазвивающиеся системы. Поясню, зачем это нужно. В административных, политических кругах рассматривается проект кластера. Но он решается чисто организационно и формально. Безусловно, чтобы понять, насколько возможно произвести такое естественным образом складывающееся образование, как кластер, то возникает вопрос, а что нужно сделать, чтобы кластер возник. Эта дилемма стоит перед многими странами, потому что, в отличие от Кремниевой долины, где, при определенных допущениях, можно сказать, что кластер зарождался естественным образом, или другие примеры, винодельческий, кожевенный кластеры, которые являются региональными, они естественным образом появлялись исторически, а у нас такой ход - проектно попробовать создать такую организованность, которая потенциально для Томска приемлема. Потому что когда решался вопрос, какого типа кластер тут был бы органичен и естествен, то по анализу ресурсов понятно - что образовательный. Рассматривался, например, биотехнологический кластер. Но когда стали смотреть, сколько предпринимательских организаций тут занимаются биотехнологиями, оказалось, что единицы. Хотя сейчас такое концептуальное безумие творится в стране, когда буквально три сосны встречаются рядом, их уже называют кластером. Например, сейчас делается проект зоопарка за пределом Северска, так по документам я вижу, что написано, что это рекреационный кластер. Нам было важно принципиально понять, на каких ресурсах и какой деятельности здесь может быть все консолидировано. С другой стороны, перед разработчиками проекта стоял вопрос о том, почему само не складывается. Не появляется. Томск ведь всегда был научно-образовательным центром, здесь высокий потенциал, связанный с образованием, за последние 15 лет очень серьезный проход общее образование совершило. Все инновации были связаны со школой. Многое было сделано на томских инновационных экспериментальных площадках. Знаете ли вы, что у нас школой «Эврика-Развитие» выигран проект и будет спроектирована «Школа Сколково». Это политический проект, федеральных финансов под это не дается, но это дает определенный статус и представление о том, что школа, которую они спроектируют, станет пилотной площадкой для тиражирования технологий в общем образовании. И они признаны в России как одна из таких пилотных площадок. И вроде бы все это в Томске есть. Но, с другой стороны, тут как в той фразе, что все буквы отгадали, а слово не складывается. Позволю себе немного рассказать про сам проект. При этом у меня есть три хода. Сначала я контурно расскажу про проект. Во второй части мы бы из теоретических оснований посмотрели, можно ли искусственно создавать саморазвивающиеся системы и что есть эта искусственность. Что мы подразумеваем, когда кладем «само», и когда кладем «развивающееся»? Ведь когда мы не кладем под понятие «развитие» какую-то аксиологическую шкалу, то невозможно говорить про развитие. Тогда вопрос про то, что есть развитие. На втором шаге, и тут просьба ко всем, кто знаком с теорией саморазвивающихся систем, мы хотим обсудить, что важно положить в систему, чтобы она перешла на этап самоорганизации? Кластеры становятся саморегулируемыми сетями, которые позволяют мощно капитализироваться и территории, и ее участникам. Сначала я бы хотела дать наше понятие кластера. Первое, кластер - это свернутые на территории цепочки добавленной стоимости, звенья которой зависят от уровня связанности и специализации. Второе определение кластера - это концентрация связанной деятельности на локализованной территории с целью капитализации. М. Портер, родоначальник теории кластеров, говорит, что территориально для кластера 300 км - это предел. Все, что больше, это уже не кластер, а какая-то другая организованность. Невозможно создавать кластер в рамках страны. Третья важная характеристика кластера -это способ связать промышленную, инновационную, образовательную и региональную политики. Региональную - это принципиально, так как кластер разворачивается на регионе. Е.Н. Логунцев: Каков ваш статус и какова теоретическая и практическая позиция? Л.В. Дмитриева: Я принадлежу к системно-мыследеятельностному подходу, СМД-методология позволяет мне работать в проектах управления развитием. Там разработан мощный уже инструментарий. По образованию я химик и философ. Ну и методолог. Е.Н. Логунцев: А какое вы имеете отношение к кластерам? Какая связь с администрацией, которая реализует этот проект? Л.В. Дмитриева: Я являюсь одним из разработчиков проекта кластера развития образования в Томске. Е.Н. Логунцев: Это заказ администрации? Л.В. Дмитриева: Нет. Это не заказ администрации. В проекте более естественным образом все шло. Агентство стратегических инициатив при Президенте России поддерживает стратегические проекты. И они стараются сделать на них ставку. Договариваются с министерствами и ведомствами про поддержку отобранных их экспертами проектов. Мы давно размышляли методологической группой, на что в Томске можно сделать ставку, где тут потенциал, и это ведь вроде бы на поверхности - образование. Принципиально была сделана связка не просто на образование, так как образовательный кластер - это не очень понятно про что, а сделать ставку на развитие образования. Сделать такую систему, которая бы не один раз сделала проход и выработала какие-то образовательные вещи, а которая бы начала, ну как город-лаборатория, который мог бы стать пилотной площадкой для страны, апробировать и строить модели реинжиниринга существующих организаций. Где-то это будет реинжиниринг образовательных организаций, где-то модернизация. В зависимости от того, какой это университет, на каком он уровне. Этот проект должны поддержать разные министерства, не только Минобр. Например, Министерство транспорта, если мы сделаем здесь кластер, ориентированный на развитие образования, экспорт образования, то Томск не может быть транспортным тупиком. Е.Н. Логунцев: А кто этот проект реализует? Чья инициатива? Л.В. Дмитриева: Инициатива отдельной группы. Потом была создана рабочая группа при губернаторе ТО. Туда входят ректоры, проректоры, заместители губернатора, представители инновационных образовательных центров. Нам к середине декабря уже нужно, чтоб все было готово к разговору с президентом. Ситуация очень хорошая. Я помню, лет пятнадцать назад, когда у нас была тьюторская конференция, стало понятно, что обсуждать тему тью-торства можно, только если в Томске будет создано открытое университетское пространство. Обсуждать его в рамках одного факультета, где линейное расписание, просто несерьезно. 15 лет эта практика вызревала и обдумыва-лась, как же возможны эти междисциплинарные программы, мобильные, а сейчас ситуация стала распаковываться, все так хорошо складывается. Московская школа управления Сколково, где ректор Андрей Волков, на днях подвели итоги конкурса по программе «Новые лидеры высшего образования». Вместе с Министерством науки и образования они собирают программу кадрового резерва ректорского состава. Туда 5 наших вузов подавали заявки и все прошли, и мы очень этим гордимся. При этом, помимо бесплатного обучения, были поданы еще две заявки на платное обучение и тоже прошли. В итоге по программе будут учиться семь человек от Томска. Наши кандидаты очень хорошо смотрелись на фоне других. То есть наша ситуация в образовании, хоть мы тут и ругаемся, что у нас не все хорошо и не все получается, но она все же выигрышна. Руководит проектом Градировский Сергей. По содержанию работает группа участников открытого методологического семинара. Плюс административно-политические группы, которые знакомятся с материалами, которые готовит рабочая группа. Мы провели уже несколько семинаров по разным площадкам, в том числе и с общим образованием, с представителями высшего образования, когда готовились на кадровый резерв, несколько семинаров прошло в рамках инвестиционных сезонов. Содержание вводим, реагируем на какие-то изменения. Ведь одно дело - сгенерировать идею. Другое - начинать реализовывать ее. Здесь сложно, потому что если начинать инвентаризировать то, что есть в Томске в плане образовательных технологий, то очень многое надо будет дорабатывать. Докручивать. А есть то, что уже готово к экспорту. Я анализировала ситуацию с экспортом образования в Томске. С одной стороны, может, это связано с транспортным тупиком, с другой стороны, с незнанием иностранных языков. С третьей стороны, у нас очень мало программ прошло международную аттестацию и готовы работать по этим стандартам. Поэтому здесь интересная ситуация складывается, в отличие от того, что было бы, если бы мы взяли биотехнологии. Даже про ИТ-кластер говорят осторожно, в силу того, что кластер же предполагает концентрацию разных участников, которые в одном процессе задействованы, в том числе малый и средний бизнес, в том числе якорные крупные компании. Синергия чтобы была. Потому что, например, если есть кожевенный кластер, то там вся территория на этом специализируется и все в этом процессе задействованы, а что-то в кооперации на аутсорсинг отдают. С.Ю. Раков: Каков регламент круглого стола? Л.В. Дмитриева: Как я уже сказала, первым тактом я рассказываю о проекте, а, во-вторых, хотелось бы обсудить некоторые теоретические основания саморазвивающихся систем. Вчера, когда мы с А.Н. Книгиным по телефону обсуждали саморазвивающиеся системы, он высказал мне свои мысли, интуиции, в частности, сказал, что саморазвивающиеся системы в чистом виде 1 это только Бог, если он есть на самом деле. А так все системы прошли через, есть такое выражение, «волшебный пинок». Когда что-то энергично привносится извне. Вопрос тогда, а что это, и каким образом менять ситуацию. А третьим этапом я бы предложила посмотреть на материал кластеров с точки зрения теоретических проходов, хотелось бы посмотреть, а что нам нужно, какие инъекции, если мы строим кластер развития образования и если мы хотим получить саморазвивающуюся сеть. Вот в такой логике я предлагаю двигаться. С.Ю. Раков: А кто из участников будет выступать? Л.В. Дмитриева: Я думаю, что у нас все участники - выступающие. Кто что сможет. Ситуация рабочая, это пространство, где можно реально думать, встраиваться. Я не сторонник больших докладов. Это то, что касается кластера. Когда мы говорили про кластер развития образования, мы говорили, что он особого типа. Потому что, кроме как в Ду-баи, образовательных кластеров я не встретила. Обычно же образование встроено в цепочку других научно-технологических процессов как обязательный игрок. А в Томске такой мощный образовательный потенциал, что возникает вопрос, как его капитализировать. Базовым процессом этого кластера должно стать образование, нацеленное на производство, масштабную реализацию новых стандартов, форм, технологий, в том числе переход на новую технологическую платформу в сфере образования. Понятно, что новая технологическая платформа связана с новым промышленным укладом, с необходимостью создать новые рабочие высокотехнологичные места, и прочее. И второй момент про кластер развития образования. Показалось очень важным, как рассмотреть кластер с точки зрения саморазвивающихся систем. Обычно кластеры во всех схемах прорисовываются институционально и организационно. Но таким образом нельзя понять, кто будет участниками, субъектами кластера, какие процессы там будут происходить, на что направлена будет деятельность. Потому что в сети должны вступать не организации, а базовые компетенции, которые лежат на этих организованностях. У немцев есть понимание кластера как сети компетенций, где субъекты представлены особыми компетенциями, и за счет комплементарности этих компетенций происходит увеличение капитализации региона и рост конкурентоспособности субъектов власти, т. е. в кооперации участвуют не организации, а их компетенции. В ходе работы над кластером у нас родились 2 схемы. Одну мы назвали «кластерной мандалой» Дмитриевой, а вторая - «компетентностный ускоритель» Градировского. Я чуть позже их покажу. Когда мы говорим про кластеры, встает проблема: почему не всегда удается капитализировать существующий потенциал, в Томске в том числе? Почему кооперация не всегда получается? Потому, что не всегда есть представление о четких устойчивых компетенциях. А компетенцию мы определяем как единицу устойчивого воспроизводства определенного типа деятельности. И пока не произошла четкая функционализация за счет понимания компетенций, не произошла четкая специализация организаций, невозможно говорить о распределенной деятельности, о кооперации и, следовательно, о кластере. Как это может быть организовано - можно показать на материале университетов. Такой проход может оказаться интересным. Томский кластер развития образования Функционализация университетов входящих в ядро кластера Цель проекта Создание и внедрение модели «Город-лаборатория развития образования мирового уровня» ориентированной на производство, внедрение и тиражирование за пределами региона новых образовательных концептов, стандартов, технологий, отвечающих вызолам времени и направлен' ных на решение значимых для страны задач в сфсрс новой индустриализации и развития человеческого капитала. Тайский ПКдафНМВ НЫ А Томский гогударс-пычтый ум itupcirrrr ИГДНЦНЖКНЙ fKUKJKH7tl Уникальные междисциплинарные Исследовательские (фу идамемталвиые, прикладные, зяспертно-андлнтнческие) Уиширсмышс компетенции я линии непрерывного образования обшенн жеиерные н профессии: Основные направления проекта: • «Открьпое образование* • «Рыночная капитализация компетенций» - «экспорт образования СФЕРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ натурализация» «Когнитивная кампусно- городская среда» Римок экспорта пбртпння; услуги, программы. Рмнок крйлтниит н ндустрий Вот схема - модель кластера развития образования, как мы ее попытались собрать. Такая вот мандала получилась: На схеме три растяжки, или базовые рамки, из которых строится кластер. Первое, это конкуренция и кооперация. Кооперация как возможность вынесения на аутсорсинг каких-то процессов. И конкуренция как выход на рынок. Второе, кластер занимает региональное локальное место и встроен в глобальные и осевые процессы. Третье, ориентация на техно, открытость технологическим изменениям, иначе кластер не будет конкурентоспособен. Другой момент связан с антропным фокусом, индивидуальными траекториями. Для гуманитариев здесь линия, связанная с построением новой антропологии. Что есть современный человек? Каким он может быть ресурсом? В части кооперации интересно международное образование, встроен-ность в инновационные технологические цепочки. Условие конкурентоспособности - встроенность в международные научно-исследовательские сети. Теперь про ядро кластера. В силу того, что мы говорим, что кластеру развития образования надо ориентироваться на внешнюю среду, нужно отвечать вызовам. Вот вызов настоящего момента для сферы образования, и он сейчас закреплен нормативно, но понятно, что деятельностно он пока не реализуется, это стандарт компетентностного образования. Невозможно на рынке труда предоставить реальную рабочую силу, если вы не формируете компетенции. У нас не появляются исследователи и предприниматели, если мы не формируем эти компетенции. И на рынке труда появляется очень непонятный тип профессионала, непонятно, в чем на него можно опереться деятель-ностно. Поэтому базовое ядро - это сфера капитализации компетенций. Нужно понять, что есть горизонтальная кооперация внутри, например, вузов или школ, а есть еще вертикальная кооперация - то, каким образом можно выстраивать эти цепочки. Смотрите на схему компетентностного ускорителя (антропологическая схема). Томский кластер развития образования АнТрОПОЛОГИЧеСКаЯ схема. Вертикальная н горизонтальная кооперации для построения \ I реал I та ци и и н д и вид уа л ьн ы х обра зовател ьн ы х грае кто pi j й дошкольные учереждения Серебряный возраст школы -# "•-■. г * * центры развития /' /' / университеты / ; Л инновационная ,* / инфраструктура /' П ренат ал ьный возраст Движение от пренатального возраста до серебряного проходит через разные институции. Это как такая пирамидка, можно разные звенья сюда набирать, здесь, конечно, не все структуры зафиксированы. Я потом покажу, как устроено это пространство. В сфере капитализации компетенций как раз происходит переход от универсальных компетенций, которые формируются, и пока они не сформированы, не происходит квантовый переход к формированию базовых профессиональных компетенций. Потому что, например, мы не можем учить управленцев, если у них не сформирована базовая организационная компетенция. И в каждой сфере деятельности мы можем такие зависимости назвать. Важно не то, чтобы вся система с детства начала учить предпринимательству, важно понять, какие универсальные компетенции должны быть сформированы на первом уровне, чтобы потом появилась возможность на следующем уровне формировать базовые профессиональные, например предпринимательские, компетенции. Ну и третий принципиальный момент - это уникальные компетенции, ориентированные на рынок и на новую ситуацию. Этот уровень образования формирует всякие межпредментые программы, модульные программы, которые могут мобильно реагировать на вызовы рынка. Но при этом всю систему не надо перестраивать. Это нереально. Пусть большие машины, такие как университеты, ответственно работают с базовыми профессиональными компетенциями, пусть готовят хороших аналитиков, исследователей, предпринимателей, инженеров, социальных практиков. Тогда уже можно компетенции этих людей «докручивать». Есть же центры развития компетенций. А уникальные как раз позволяют мобильно реагировать на вызовы среды. И тогда у нас получается, что фундамент не рушится. Ведь есть же разговоры сейчас про то, что университеты не могут реагировать на каждый чих. Но на рынке на каждый чих именно и приходится реагировать. Поэтому мне видится хорошей идея кластера, в основание которого заложены такие компетент-ностные «квантовые» переходы. И если в экономическом кластере на первом уровне - цепочки добавленной стоимости, то у нас родилось понятие - цепочки добавленных компетенций. И надо еще посмотреть, на каких участках происходит декапитализация компетенций. Например, в школе ребят учат проектному подходу, а потом в вузе это не востребовано, и ребята уезжают массово туда, где эти нормы уже есть, в Москву и Питер, например, или за границу. Мы понимали, что кроме формирования компетенций, которые формируют разные субъекты, причем важно, что тут мы берем и формальное образование и неформальное, весь бульон, все, что связано с открытым и средо-вым образованием, тут и Интернет, и ситуацию с e-learning нельзя не принимать во внимание, как мощный конкурентный вызов для системы образования. Так вот, мы понимали, что если в Томск заводится поток, связанный с экспортом образования, пусть даже хорошего компетентностного образования, и если будет выстроена городская кампусная среда, и люди, приезжая, смогут получить современные стандарты качества жизни, мы поняли, что надо вводить когнитивные среды. В городе это могут быть знаниевые, языковые кафе, где можно разговаривать, разные креативные пространства. То, как информационная среда в городе должна быть выстроена. Площадки для пробного действия. И инфраструктура качества жизни. Медики, например, были в восторге, они говорили, что ни в одном образовательном проекте с ними не разговаривали про то, что если мы не улучшим инфраструктуру здоровья, то это будет просто безумие, мы будем до 35 лет в образование человека вкладывать бешеные деньги, а через 5 лет люди начнут болеть. В этом плане инфраструктура спорта, здоровья, услуги, мобильность рассматриваются как важные аспекты в проекте образовательного кластера. Вот такие два ядра получаются, это компетентностное образование и выстраивание среды, которая будет и провоцировать, и представлять новые стандарты качества жизни. Ведь, действительно, если студент приедет и не получит тут нового качества жизни и представления о собственной успешности, понимания, что тут будет привлекательная территория... Плюс еще вот эти два пространства (кольца) на схеме. Мы точно понимали: для того, чтобы все указанное выше заработало, надо ресурсно обеспечить переход от внутренних систем конкуренции и кооперации ко всем этим внешним ориентирам, указанным на схеме. Это институты развития, которые предоставляют разного типа ресурсы: знаниевые, финансовые, информационные, человеческие. В частности, мы проделали анализ, на каких этапах и за счет каких источников наши инвестиционные компании могут подключаться к проекту. Важно разворачивать сферу образования, и разработки там так же, как сейчас инновационо-технологические разработки, живут. И второй момент, точно стало понятно, что в сферу важно вводить какие-то новые институты, центры открытого образовательного пространства. Открытость тут и внешним вызовам, и открытость правил игры, и декларация целей, называемая целерациональностью. Ну, вот на примере кожевенного или литейного кластера: если я понимаю, что мне нужна маленькая какая-то деталь, я точно знаю, к кому я пойду. А вот представить себе такое в Томске -сложно. Конечно, примерно есть это, когда ты уже хорошо знаешь людей и их понимаешь. Я несколько лет занималась физматшколой при университете, и рядовой разговор был с родителями, когда они спрашивали, а куда лучше поступать ребенку, если он хочет, например, в ИТ. Что выбрать - ТПУ, ТГУ, ТУСУР? Пришлось разбираться, чтобы ответить, что если вы хотите хард - то вам туда, софт - сюда, больше теоретической подготовки - туда. И важно, чтоб появлялись такие прорисованные карты, какие-то Интернет-источники, где открыто декларируются цели, намерения, реальный потенциал и компетенции разных образовательных структур и мест, которые включены в кластер. Вот пример института открытого образовательного пространства. Как один из таких институтов мы обсуждаем муниципальный тьюторский центр или центр образовательной логистики. Он будет собирать карту ресурсов из всех доступных источников. Сюда входит и то, что в Томске, и то, что лежит в Интернет-сети. Ведь сейчас и Массачусетский университет, и Гарвард делают мощные открытые программы. Это EdX - бесплатное образование. Это хороший ход, когда они начинают привлекать потом уже и в платные форматы образования. С этим точно придется работать и считаться. Этот тьютор-ский центр призван помочь простроить индивидуальные траектории, плюс показать, как устроено образовательное пространство нашего региона, что есть в Интернете, какие есть практики, стажировки. Должна быть создана полная база образовательных ресурсов. Второй момент связан с институтами образовательного пространства. Обсуждаются центры миграции. Там адаптация, обучение русскому языку. Также центры трансфера технологий в образовании. У нас же все проекты, которые делаются, они такие домашние, кустарные. А если мы говорим про следующий этап тиражирования, то, конечно, их по-другому придется выстраивать. Задача получается очень сложная. Причем это же не просто кластер образования, а кластер развития образования. Если бы мы не ввели рамку экспорта и рамку масштабирования и тиражирования, то мы бы не получили внутренний механизм развития. Получился бы только один шаг. Кто знает, в 2001 г. в Томске был мощный мегапроект, Томская область стала пилотной площадкой в мегапроекте «Развитие образования в России». Великолепный был проект! Полностью перестроили систему повышения квалификации на ресурсах инновационных школ, на ресурсах вузов. И все, кто могли, свои модули в программах оформили и представили. Но сейчас экспертиза школ показывает, что шаг был один сделан ... а дальше сомасштабного хода не получилось. А нам ведь наши инновационные разработки в образовании принципиально сделать именно таким образом, чтобы они были связаны с компетентностью площадок, организаций. Моя знакомая, которая долго работала в Кремниевой долине, однажды сказала, что единицей инновационного развития, безусловно, является не продукт, не технология, а компания, готовая их постоянно производить. Ведь она же является источником, генератором. И это ценно. Один раз произвести - это еще не компетенция. То есть компанию как инновационную характеризует не один какой-то ее инновационный продукт, а вообще ее способность постоянно новые продукты производить и внедрять. И это компетенция. Вот так видится модель. Есть вопросы? Е.Н. Логунцев: Что еще, помимо тьюторского центра, туда может входить? Л.В. Дмитриева: Тьюторский центр; институт, который бы занимался технологиями в образовании. Там еще ряд положен. Е.Н. Логунцев: У вашей структуры базовая основа - это то, что вы называете когнитивной средой? Это что, какая-то площадка, где-нибудь за городом? Л.В. Дмитриева: Нет-нет. Это очень хороший вопрос. Обсуждалась же ситуация выноса кампуса на левобережье. Но мне кажется, что центр Томска настолько приспособлен, чтобы стать городом-университетом, что нужно скорее менять центр города, чтобы он стал кампусом, а не выносить кампус за пределы города. Делать его здесь, на Московском тракте. И этот вариант сейчас обсуждается. Все эти неформальные потоки, они же не могут жить изолированно. Если вы вынесете их туда, они там будут жить изолированно, атомизируются, улетят куда-то в космос. Еще бы убедить, что в Томске, как компактном городе, не надо строить безумные небоскребы из стекла и бетона, а надо начинать понимать специфику города, гений места. Тогда бы здесь появлялся приятный университетский город. Например, сделать улочки так, чтобы там можно было общаться. Какие-то коворкинг-места, где можно и работать и тусить. Как могут быть сделаны университетские остановки? У нас сибирская специфика, нужны места закрытые, холодно, студенты, как в Европе, не могут постоянно высыпать на улицу и сидеть на лужайках. Как устроить кампусные площадки, чтоб в них были возможны перетекания межвузовские? Сейчас каждый ректор говорит: да мы сами свой кампус отстроим. Но надо же понимать, что необходима межвузовская, межпредметная синергия. Я сейчас смотрю, как живут студенты в Питере, в Петергофе, это 2 часа до центра города. Там все перемешано, физики живут с философами, математики с филологами и экономистами, такой мощный микс. И это хорошо, они начинают друг друга умощнять. Это совершенно другая среда. Д.Л. Ситникова: А можно немного назад, про субъекта. Субъект - кто? Кто делать-то это все будет? Л.В. Дмитриева: Акторы кластера. Если мы говорим, что кластер собирается на компетенциях, то в основании игроки, связанные с высшим образованием, средним образованием, со школами. Сейчас же в Томске уже сложились инновационные образовательные сети. И центры, имеющие вокруг себя сети, - их уже довольно много. Тут и Эврика, и Академлицей, и Ассамблея уже вокруг себя 70 регионов собрала, Центр планирования карьеры, Региональный центр развития образования. С.Ю. Раков: Правильно я понимаю, что акторы кластера - это разные организации и их сети? Л.В. Дмитриева: В плане общего образования - да. Я хочу перечислить: еще есть вузы, научные центры, элементы инновационной инфраструктуры; те, кто занимается кадровой дистрибуцией; институты неформального образования; тренинговые центры; административно-политические институты; операторы городского развития; бизнес; промышленные компании и ассоциации; средовые проекты и инфраструктурные проекты. С.Ю. Раков: Какие формы организованностей составляют кластер? Л.В. Дмитриева: Это сеть. Сеть компетенций. Носителями компетенций являются организации, антропоструктуры - проектные и творческие группы. Е.Н. Логунцев: Но если это сеть компетенций, то кластер по факту уже есть. Л.В. Дмитриева: Есть для него ресурсы. Но сам кластер еще нужно сделать. С.Ю. Раков: Вы будете отходить от традиционной логики и языка и формировать нечто новое, правильно? Образовательные программы являются тут площадками. Это не организации. Это что-то новое. Как это назвать? Что это такое? М.А. Червонный: Новые функции этих организаций, правильно? Новые функции этих сетей? Л.В. Дмитриева: Ну да, но на следующем шаге ты должен понимать, кто у тебя реализует эту программу. В программе все равно будут участники, может быть, какие-то люди, организации. Е.Н. Логунцев: Это вопрос принципиальный, вы-то его прошли уже, но есть те, кто не проходил. М.А. Червонный: Могу я своим видением поделиться? Я не совсем соавтор, но некоторое понимание для себя сложил. Вот есть университеты, которые когда-то существовали с малой эффективностью в области академической мобильности. Теперь эта функция у них появилась. Можно спрогнозировать, например, что будет расти академическая мобильность школьников. Это уже происходит. Вот, к примеру, ОАЭ такие программы создает. Но очень сложно представить себе внутрироссийскую мобильность школьников или академическую мобильность наших школьников за рубежом, тот же обмен, но не когда просто поездка, а когда обмен, наши к ним приехали, а они к нам. На целую четверть, например. Это представить себе очень сложно, потому что никаких приемов, методик оценки результатов нет. А когда возвращаешься с результатами обучения, то как они засчитываются здесь? Это уже в высшем образовании произошло, и скоро это будет стучаться и в среднюю школу. Другой вопрос - а кто примет на себя ответственность сопровождать? Какие новые роли у социальных институтов появятся? Представим себе такую среду, где вдруг мы начинаем обучение, а часть детей уже уехала в Кемерово учиться. И возвращаются обновленными, с новыми образовательными эффектами. Это вполне возможно. Почему же нельзя транслировать эту ситуацию на то, что мы представляем как образовательный кластер. Я приведу пример. Мы приезжаем в Таджикистан. А до этого там побывал федеральный университет. Со всеми своими возможностями, функциями, набором представлений о среде города, образовательной среде города Красноярска, т.е. Красноярский федеральный университет побывал там. А мы приехали с эклектикой, с набором, для того, чтобы сказать, что мы хотели бы видеть ваших абитуриентов среди наших лучших студентов, студентов города Томска. Как это организовать? Пока это сложно представить, пока все разрозненно. Хотя мы и говорим, что есть рамка консорциума, в нем случилось некое большое предложение. Хотелось бы, чтобы эти предложения разрабатывались в неких лабораториях, таких, как представила Лидия. Я бы на таких примерах продемонстрировал. Но вот что у меня расходится. Я вижу, что есть разное понимание кластеров и есть разные определения. Когда несколько лет назад я прикоснулся к кластерному анализу, я обнаружил, что есть статистические методы обработки: это когда есть большие элементы, они складываются в некие системы, системы могут быть как открытые, так и закрытые, со своими действующими статистическими законами. Но открытые системы существуют по определенным законам эволюции, когда есть точки бифуркации, и т.д. Кластеры - это вроде как однородные элементы. Они могут и с двумя, и с тремя участниками по какому-то признаку сосуществовать. Например, то же кожевенное дело. А вот в ситуации образовательного кластера, когда элементы вроде бы однородны, давайте объединим их в кластер, но какой синергетический эффект будет? Какой миграционный эффект? Вообще, какой эффект того, что мы называем самоорганизацией в открытых системах? То есть это кластер особого типа, который можно назвать открытой структурой, которая развивается по законам самоорганизации. Тогда да, это тогда действительно кластер. Лаборатория, которая несет развитие. И тогда мы транслируем свое развитие на Россию и т.д. Я так понимаю. Л.В. Дмитриева: Делаем шаг развития, его оформляем. М.А. Червонный: То есть это кластер особого типа, где четко заложен механизм саморазвивающихся образовательных систем. Да? С.Ю. Раков: Не срастется. Потому что там, внутри, организованные системы. Даже заорганизованные, я бы сказал, системы. М.А. Червонный: Ну, не знаю. Как раз последняя статья И.Д.Фрумина мне показалась актуальной, по поводу отношений университетов. Действительно, за 20-30 лет в мировой практике появились известные университеты, которые самоорганизовались так, что превратились в такую губку, которая все впитывает: и таланты, и компании. И это превосходит все то, что было наработано столетиями. Есть три главных элемента в ведущих мировых университетах: деньги, привлечение таланта и управление. Можно этим ограничиться, сказать, что в нашей системе этого не хватает, и, получив их, сказать, что и не надо ничего больше. Л.В. Дмитриева: Тогда бы отрабатывался только сценарий экспорта образования. Но стало понятно, что не на чем пока серьезно экспорт образования строить. М.А. Червонный: Такую задачу точно поставят кластеру извне, как ее ставят федеральным университетам. Томску скажут: вы должны стать центром мирового уровня. Е.Н. Логунцев: Из вашего рассказа в принципе понятно, к чему вы склоняетесь, так на чем же вы остановились? Это организация? С иерархией или без, но организация? Или это ассоциация? Тут тоже понятно, в Томске есть кому ассоциироваться, и плюсы будут видны. Но каковы схемы организации или самоорганизации того или другого, либо это какая-то комбинация типа симбиоза? Или у вас по принципу «как получится»? Б.Н. Пойзнер: Можно я перебью? Я попытаюсь ответить цитатой. Дело в том, что еще в 1976 г. появилась публикация Геодакяна, надо вам напомнить принцип В. А. Геодакяна (рисует на доске). Представим себе, что это у нас изменчивая недружелюбная внешняя среда. А вот это вот - система. Она может быть саморегулирующейся, самоорганизующейся. А принцип Геодакяна утверждает следующее: чтобы наша система в недружелюбной изменчивой среде эволюционировала, она должна обеспечивать так называемую синергию кластера. Что здесь понимается под кластером? Я дам дремучее определение, данное еще в 70-е гг. Кластер - это некая сумма элементов, выделенная из множества по наличию одного или большего количества общих признаков. Согласно принципу Геодакяна, чтобы эта система была устойчива к внешним воздействиям, нужно, чтобы она содержала минимум 2 противоположным образом ориентированных подкла-стера. Один условно можно назвать консервативным, а другой - рисково-оперативным. Это как «Ж» и «М» в истории человечества. Женская функция - в том, чтобы сохранять генетическое наследство. А мужская - осваивать пространство. Они охотники, авантюристы. Мальчиков всегда больше, чем девочек, рождается,

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

 Материалы семинара «Создание сложных саморазвивающихся систем: на материале проекта «Томский кластер развития образования» | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2013. № 1 (21).

Материалы семинара «Создание сложных саморазвивающихся систем: на материале проекта «Томский кластер развития образования» | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2013. № 1 (21).

Полнотекстовая версия