СЛОВО РЕДАКТОРА.pdf Вы удивитесь, но, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), медицина - самая популярная наука в мире. На ее долю приходится более 50% всех защищаемых докторских диссертаций. И только во Франции, Канаде и Китае наибольшее число докторов наук работает в сфере естественных наук, высоких технологий, инжиниринга и мате- матики. Итак, в России в приоритете медицинская наука! Нам бы, врачам и пациентам, радоваться! Хорошая перспектива для нашего населения. Но эта информация относительного характера. А что же внутри медицинской науки? Существу- ет Международная классификация образования, принятая ООН в 2011 г. Согласно ей, наиболь- шее количество докторов наук сосредоточено сегодня в самых богатых и развитых странах. Вроде бы все понятно и не вызывает вопросов! Подготовка высококвалифицированных науч- ных кадров требует много времени и денег. Молодым ученым, например врачам, требуется получить высшее медицинское образование, потратить еще 5-6 лет на выполнение научной работы на степень PhD (аналог кандидата меди- цинских наук в России), без которой они не имеют возможности планировать никакой серь- езной карьеры, например, работать над доктор- ской диссертацией. Нельзя не учитывать и того факта, что уже и в Российской Федерации обу- чение в докторантуре фактически стало плат- ным. Это касается всего, вплоть до оплаты док- торантом, из личных средств, выполнения мно- гих фрагментов запланированного им научного исследования. Основная проблема для многих стран, в том числе и для России - дефицит научных кадров! Медицинская наука не может находиться в сто- роне от этой проблемы. К тому же, по причине низкой оплаты труда талантливые молодые доктора наук все больше участвуют в разовых проектах зарубежных исследовательских центров. С одной стороны, это хорошо. Речь идет о весь- ма эффективном взаимодействии специалистов разных стран и научных школ! Однако для Рос- сии это не всегда хорошо, поскольку подрывает- ся качество национальной науки. Существует реальная угроза для устойчивости и успешности любой научной школы - потеря преемственно- сти научных поколений. Проблему научных кад- ров богатые страны решают просто - привлека- ют в свои научные центры специалистов из раз- вивающихся стран, где высшее образование не очень дорогое, а молодых амбиционных людей, не имеющих возможности реализовать свои амбиции на родине, много. Что в результате? По данным ОЭСР, в 2014 г. степень доктора наук получили в США 67 449 человек, в Герма- нии - 28 147, в Великобритании - 25 020, в Ин- дии - 24 300, в Японии - 16 039 специалистов. Далее по убыванию следуют Франция, Южная Корея, Испания, Италия, Австралия, Чехия, Ав- стрия. Россия в этом рейтинге занимает 22-е ме- сто (подготовлено всего 2 223 кандидата наук)! И это на фоне многочисленных обвинений наших соискателей в плагиате и даже отзывов ученых степеней через много лет после защиты диссертаций! Как всегда, «Что делать»? Впер- вые ничего не могу посоветовать. Может быть вы, дорогие читатели, поделитесь с редакцией свежими идеями?
| Байтингер Владимир Фёдорович | АНО «НИИ микрохирургии», г. Томск; ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, г. Красноярск | | |