FROM THE EDITOR.pdf УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ! Мы живем во времена очень быстрого развития IT-технологий в различных сферах нашей деятельности, в том числе в медицине. Высокое качество медицинской помощи в России и развитых странах мира пытаются достигнуть путем внедрения данных технологий в практику, однако на первых этапах они достаточно дороги. Постоянный рост финансовых затрат на современные медицинские технологии становится огромной проблемой как для пациентов, так и для медицинских учреждений. Решением этой проблемы, а именно, определением путей достижения оптимального соотношения цены и качества медицинской помощи занимаются Научно-исследовательский институт здоровья («Health Research Institute») и крупная международная сеть компаний, предлагающая свои услуги в области консалтинга и аудита («Price water house Coopers»). В конце 2018 г. они опубликовали свои отчеты по прогнозу и рекомендациям по развитию мировых систем здравоохранения, которые могли бы помочь в разрешении большого количества накопив-шихся здесь проблем. Определенные надежды они возлагают на внедрение технологий искусственного интеллекта со встроенными базами данных в делопроизводство, плановоэкономическую деятельность, бухгалтерский учет. Это приведет к сокращению штата соответствующих работников и удешевлению медицинской помощи. Вторым направлением для снижения стоимости медицинской помощи было предложено расширение сферы услуг виртуальной медицины посредством различных приложений в смартфонах. Полагают, что это позволит надежно контролировать, например, консервативное лечение пациента, основываясь на его медицинских данных, когда пациент и его лечащий врач находятся практически на постоянной Интернет-связи. Довольно эффективной и недорогой стала специальная австралийская платформа по лечению пожилых людей на дому. Эксперты пришли к заключению, что не только искусственный интеллект, но просто изменение отношения к пациенту, индивидуальный подход к нему улучшат качество оказания медицинской помощи. Были выделены пять основных рекомендаций, предполагающих фокусирование внимания врача на состоянии здоровья пациента, основываясь на медицинских данных: 1) эффективное взаимодействие между врачом и пациентом; 2) индивидуальный подход; 3) создание комфортных условий для пациента, в том числе предоставление удобных часов для посещения врача, получение результатов анализов без повторной записи на прием к врачу и т.д.; 4) применение современных технологий и назначение только проверенных лекарственных препаратов; 5) предоставление льгот пациенту. После ознакомления с вышеприведенными докладами и рекомендациями по повышению качества медицинской помощи и ее удешевления возникает ощущение, что они уже были сформулированы давным-давно знаменитым французским писателем-сказочником Антуаном де Сент Экзюпери. А пока А. Миркин (советский, российский журналист) современную ситуацию оценивает так: «Кладбища богатеют, когда нищают больницы». А может быть, А. Миркин не прав? Ведь ни все у нас так плохо! С уважением, главный редактор, заслуженный врач РФ, профессор В.Ф. Байтингер