From the editor.pdf ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ! Наш новый номер журнала готовится в предверии важного для нашей страны события — выборов Президента Российской академии наук. Эти выборы особенные, поскольку острейший длительный кризис, поразивший как Академию так и всю российскую науку, достиг своей критической точки. Это будет выбор к возрождению или к распаду! Времена, когда могущество государства определялось количеством штыков и конных соединений, закончились в начале минувшего столетия. Далее могущество и величие государства стало определяться только уровнем технического прогресса, который невозможен без постоянного развития науки на всех ее направлениях! Понятно, что без восполнения науки высококвалифицированными научными кадрами ни о каком возрождении говорить не приходится. Однако уже сегодня надо признать, что система подготовки молодых ученых мирового уровня в нашей стране практически разрушена. Речь идет о деградации не только среднего, но и высшего образования. Результаты реформы отечественного образования налицо! Недавно проведенная акция «Тотальный диктант» показала всеобщую потрясающую неграмотность российских граждан. Акция проходила одновременно на всей территории России, в 180 городах и поселках, когда более 32 тысяч человек согласились добровольно написать относительно несложный диктант. Без ошибок это сумели сделать лишь 400 добровольцев, т. е. чуть более 1 %. Сегодня практически вся российская практическая медицина держится на плечах бывших выпускников советских медицинских институтов. Сегодняшние выпускники медицинских университетов и академий —слабые для них конкуренты. Подготовка современных российских врачей не выдерживает никакой критики. Медицинские вузы часто заняты несвойственной для них работой. Учебный процесс и его совершенствование подменены научно-исследовательской работой. Вероятно, так оценивают вузы! Что в итоге? При особом внимании государства к научно-исследовательской работе Академий и вузов Россия за последние 20 лет «из лидера превратилась в догоняющего ». В год — не более 25 тыс. научных публикаций российских ученых (Thomson Reuters). РФ в начале 1990-х гг. была лидером среди стран, образовавших затем БРИКС. Сегодня РФ среди этих стран занимает последнее место: Бразилия и Индия уже 10 лет демонстрируют значительный стабильный рост числа научных публикаций, а в Китае число их растет почти по экспоненте! Число публикаций уже не зависит от финансирования науки в РФ. Финансирование сегодня достаточно, но должно было быть достаточным еще вчера! Не надо обливать грязью наше советское прошлое, в том числе образование! Оно было лучшим в мире. По части образования надо признать его деградацию именно в современных условиях. Как всегда — «Что делать?». Посмотреть хотя бы на опыт соседней Белоруссии! Например, в области IT-технологий. За последние 6 лет экспорт программного обеспечения из Белоруссии вырос на 2000 %. Этому способствовало освобождение белорусских компаний, занимающихся программированием, от всех налогов и таможенных пошлин. Налог на зарплату физических лиц у них — 9 %. У нас— кратно выше! Но главное — это наша (ученых) востребованность либо ее формирование. В стране, где в основном правит сырьевая экономика, наука мало востребована. Мы хотим хорошо работать и получать адекватную оценку за свою работу! Вы согласны с этим? С уважением, Главный редактор, Заслуженный врач РФ, профессор В. Ф. Байтингер