Половые различия в состоянии высших психических функций в период взрослости
Представлены результаты нейропсихологического анализа высших психических функций взрослых людей с учетом половой принадлежности. Показано преимущество мужчин в функциональных характеристиках передних отделов мозга и правого полушария. У женщин успешнее протекает переработка информации по левополушарному типу.
Sexual dimorphism in the state of higher mental functions in the period of adulthood.pdf Проблема половых различий в психологии получила развитие благодаря трудам Б.Г. Ананьева, который считал, что «...половой диморфизм является постоянным принципом дифференциации онтогенетической эволюции», а его характеристики относятся ко всем уровням организации - от молекулярного до организменного [1. С. 138]. Общесоматические, соматоэндокринные и нервно-психические изменения, обусловленные полом, взаимосвязаны. Структурная, биохимическая и функциональная организация мозга также зависят от пола. Половые различия обнаружены в строении целого ряда структур, расположенных в разных частях мозга. У женщин выявлен больший общий размер мозолистого тела [12, 19]. Имеются корреляции размеров отдельных частей мозолистого тела с успешностью вербальных процессов, причем эти зависимости обусловлены полом. Так, у женщин на некоторые показатели речи позитивно влияет величина задней части мозолистого тела [10]. У мужчин размеры перешейка отрицательно коррелируют с полушарными различиями в речевых функциях, связанных с каудальными речевыми зонами. Также половые различия были обнаружены в величине planum temporale, область которой вовлечена в высшие речевые функции и входит в состав зоны Вернике. Метод ядерного магнитного резонанса подтверждает большую величину planum temporale в левом полушарии у мужчин по сравнению с женщинами [18]. Правда, имеются и противоположные сведения. Они получены в посмертном исследовании срезов мозга, которое показало большую величину областей, ассоциируемых с областями Вернике и Брока в левом полушарии, у женщин [14]. Изучение клеточной организации левой planum temporale также показывает, что большая плотность серого вещества в речевых зонах обнаружена у женщин [20]. Для женщин характерно более полное взаимодействие полушарий, а для мужчин - их более выраженная асимметрия [16]. Имеются данные о сроках созревания полушарий и полушарной специализации у мальчиков и девочек. В эмбриональном периоде развития у будущих мальчиков кора правого полушария мозга толще, чем левого. У девочек быстрее развивается левое полушарие, при этом оно тормозит специализацию правого [5, 12, 13, 19]. Существуют различия во внутриполушарной организации речевых функций с учетом пола: у женщин продуктивные речевые функции соотносятся с передними областями левого полушария, тогда как у мужчин в речевых процессах участвуют как передние, так и задние отделы того же полушария [13]. Различия в строении мозга мужчин и женщин должны сопровождаться и функциональными особенностями. Э. Голдберг пишет: «...два пола ставят разный акцент на различных аспектах функциональной корковой дифференциации. В мужском мозге различия между левым и правым полушарием выражены лучше, чем в женском мозге. Но в женском мозге различия между передними и задними разделами коры выражены лучше, чем в мужском мозге» [4. С. 138]. Различная функциональная организация мозга не может не отражаться на состоянии нейрокогнитивных функций. Хорошо известно, что женщины демонстрируют преимущества в выполнении вербальных заданий. Это превосходство проявляется во всех культурах, как среди обычных испытуемых, так и среди одаренных [15]. Противоречивые данные характеризуют память. По некоторым сведениям, у женщин продуктивнее вербальная память, выше эффективность отсроченного воспроизведения [11]. Однако в других исследованиях таких различий не обнаружено [15]. А. Herlitz [11] подтверждает, что женщины лучше запоминают слова, объекты, повседневные события, но у мужчин явные преимущества при запоминании символической, пространственной информации. Превосходство мужчин в оперировании пространственными характеристиками среды выявлено и другими авторами [12, 13, 19]. Мужчины лучше следуют по какому-либо маршруту. Им требуется меньше времени на запоминание маршрута, они реже ошибаются. Однако женщины помнят большее число дорожных ориентиров, чем мужчины. Исследовались также половые различия в интеллектуальных характеристиках. По данным Е.И. Степановой [9], уровневые оценки выше у мужчин по сравнению с женщинами. У них также больше разрыв между уровнями вербального и невербального интеллекта и лучше развито логическое мышление. У женщин выше успешность выполнения заданий на образное мышление. Половые различия проявляются и в особенностях возрастного снижения умственных способностей. Так, у женщин в первую очередь снижаются индуктивное мышление и пространственные способности, а у мужчин - речевые характеристики, такие как понимание слов, речевая беглость [17]. С учетом имеющихся в литературе сведений можно ожидать различий в состоянии высших психических функций (ВПФ) в зависимости от пола. А.Р. Лурия, основываясь на общепсихологических представлениях Л.С. Выготского, определяет высшие психические функции человека как «... сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу функционирования» [7. С. 32]. Высшие психические функции состоят из многих звеньев и объединены едиными законами формирования и функционирования, в разные возрастные периоды они имеют различный состав входящих в них звеньев, т. е. их локализация носит системный динамический характер. А.Р. Лурия рассматривал их как единицы нейропсихологического анализа. Можно сказать, что высшие психические функции объясняют связь мозга и психики. При этом с мозгом соотносится не функция в целом, а отдельные ее компоненты, обеспечиваемые нейропсихологи-ческими факторами [7]. Следует отметить, что в нейропсихологии нормы и нейропсихологии индивидуальных различий пока вообще мало данных об особенностях ВПФ у взрослых людей, не имеющих локальных мозговых поражений. Проблема половых различий в нейрокогнитивных науках изучена еще меньше. По словам Э. Голдберга, это абсолютно новая область [4]. В нашем исследовании принимали участие 90 женщин и 90 мужчин в возрасте от 21 до 55 лет. В соответствии с периодизацией Д. Бромлей этот возрастной диапазон соответствует периоду взрослости. Были использованы методы нейропсихологического обследования, разработанные А.Р. Лурией [7] и адаптированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством Т.В. Ахутиной [8]. Для оценки состояния III блока мозга применялись пробы на реакцию выбора, динамический праксис, графомоторную и реципрокную координацию, ритмы по инструкции, пересказ текста. Функции II блока мозга исследовались при помощи проб на оральный праксис, праксис позы пальцев, узнавание перцептивно сложных (зашумленных) изображений, оценку и воспроизведение ритмов, запоминание двух групп по три слова, понимание названий предметов и действий, близких по звучанию и значению, запоминание невербализуемых фигур, рисунок и копирование трехмерного объекта, понимание логико-грамматических конструкций, также применялись кубики Кооса и пробы Хэда. Статистическая обработка данных производилась с использованием описательных статистик, анализа частот и t-критерия Стьюдента. Использовался пакет программ IBM SPSS Statistics 20. В процессе обработки рассматривались количественные характеристики выполнения отдельных заданий, а также подсчитывались суммарные нейропсихологические индексы [2]. Этот прием основан на обобщенном и укрупненном подходе к анализу ВПФ, базирующемся на модели трех функциональных блоков мозга, предложенной А.Р. Лурией, и учете особенностей межполушарной асимметрии. Всего рассматривалось четыре таких укрупненных показателя: 1) индекс функций III блока мозга; 2) индекс, оценивающий функции II блока мозга; 3) индекс лево-полушарных функций; 4) индекс правополушарных функций. Кроме того, подсчитывались индексы отдельных функций: 1) серийной организации движений и речи; 2) программирования и контроля произвольных форм деятельности; 3) кинестетических функций; 4) функций переработки слуховой информации; 5) зрительного гнозиса; 6) зрительно-пространственных функций. Процедура вычисления индексов состояла в отборе наиболее информативных для каждого индекса показателей, их суммировании и последующей нормализации. В результате сравнения функций III блока мозга у мужчин и женщин были выявлены различия преимущественно в состоянии серийной организации движений. В пробах на динамический праксис по основным показателям мужчины превосходят женщин. Они лучше усваивают все предложенные двигательные программы (р < 0,05), легче автоматизируют двигательный навык (р < 0,01), реже допускают сбои при выполнении программы движений (р < 0,05). Если проанализировать индивидуальные особенности выполнения двигательной программы мужчинами и женщинами, то можно увидеть, что её усвоили с первого предъявления правой рукой 82% мужчин и лишь 56% женщин. Плавное выполнение программы свойственно 66% мужчин и 41% женщин. Безошибочное выполнение у мужчин обнаружено в 80% случаев, у женщин - в 61%. Как видно, динамический праксис у взрослых мужчин существенно лучше, чем у их сверстниц. Явных различий в состоянии функций программирования и контроля у испытуемых разного пола выявлено не было. В пробах на реакцию выбора у мужчин оказались несколько выше показатели темпа выполнения, но при этом они чаще допускали ошибки уподобления. В процессе исследования выявлены также половые особенности и в состоянии функций II блока мозга. Характеристики зрительного гнозиса у представителей обоих полов близки. Однако женщины демонстрируют тенденцию к более точному опознанию перечеркнутых изображений. Все изображения такого рода опознали 40% женщин и лишь 31% мужчин. Мужчины при этом чаще допускают вербально-перцептивные ошибки (p < 0,001), которые обусловлены трудностями соотнесения зрительного образца со словом, что можно рассматривать как показатель левополушарной слабости. Анализ зрительно-пространственных функций выявил преимущества в пользу мужчин, при этом параметры объема памяти данной модальности практически не отличаются. Половые различия касаются избирательности следов. Женщины чаще нарушают порядок следования элементов, им в большей степени свойственны изменения фигур по правополушарному типу (р < 0,05). Это ошибки, связанные с расчленением фигур, неправильной передачей линейного и углового расстояния (дизметрия), нарушениями пропорций и изменениями места деталей фигур. Также у женщин выше суммарный показатель всех типов ошибок (р < 0,05). Пробы на конструирование из кубиков Кооса позволяют оценить уровень сформированности конструктивного мышления и пространственных представлений. В целом у мужчин лучше развито конструктивное мышление, они складывают целое из частей быстрее и правильнее, а также меньше нуждаются в помощи и реже допускают ошибки несоблюдения контура образца, что свидетельствует о лучшем по сравнению с женщинами функционировании правого полушария. Все указанные различия достигают статистически значимого уровня. Анализ характера изображения трехмерного объекта и типов ошибок у мужчин и женщин дает следующую картину. Самостоятельный рисунок и копирование значительно лучше в группе испытуемых мужского пола (р < 0,001), что еще раз подтверждает преимущества в функционировании правого полушария у мужчин. Так, для них более характерно самостоятельное изображение стола без ошибок, а для женщин - неточное стереометрическое изображение стола с дизметрическими и проекционными ошибками, а также не полностью стереометрическое изображение стола, когда в проекции изображены либо крышка, либо ножки стола. Правильное копирование стола было выявлено у 54% мужчин и лишь у 26% женщин. Женщины чаще допускали координатные ошибки, т.е. неправильно ориентировали свой рисунок в пространстве листа (59 и 24% соответственно). Все это свидетельствует о лучшей сформированности у мужчин метрических, координатных и проекционных представлений, которые соотносятся с функциями правого полушария. Мужчины также лучше организуют свои движения в трехмерном пространстве, что проявляется в меньшем количестве пространственных ошибок в пробах Хэда (р < 0,05). Выявлены половые различия в показателях речевых функций. Так, анализ состояния номинативной функции речи показал, что женщины более точно называют предметы. Все изображенные предметы правильно назвали 76% женщин и только 52% мужчин. У женщин выше показатели импрессивной речи, это видно по более высоким оценкам за понимание близких по звучанию и значению названий предметов и действий (p < 0,01). Выполнение этих проб также свидетельствует о лучшей сфор-мированности у взрослых женщин фонематического восприятия. Интересно отметить, что существенных различий в показателях слухоречевой памяти выявлено не было. Не обнаружено половых различий и в переработке неречевой слуховой информации (оценка и воспроизведение ритмов). Использованная нами процедура подсчета индексов функций и суммарных индексов, соотносимых со структурно-функциональной моделью блоков мозга, предложенной А.Р. Лурией, позволяет обобщить полученные данные. Как видно, половые различия не однозначны, представители каждого пола имеют сильные и слабые стороны в состоянии высших психических функций. Однако статистически достоверного уровня достигают только отличия в состоянии функций серийной организации движений (р < 0,05) и переработки зрительно-пространственной информации (р < 0,01). И в том и в другом мужчины превосходят женщин (рис. 1). 0,25 0,2 0,15 0,1 0,05 0 -0,05 -0-3: -0,2 -0,25 Анализ показателей суммарных индексов (рис. 2) свидетельствует о наличии различий в функциях III блока мозга в пользу мужчин (р < 0,05). Из представленных выше данных видно, что эти различия обеспечиваются более успешной серийной организацией движений у представителей сильного пола. В литературе имеются сведения о том, что у женщин объем переднего мозга меньше, чем у мужчин, у последних также толще правая лобная кора [6, 4]. Лобные доли у представителей разного пола различны и функционально, причем эти различия сильнее выражены у мужчин, чем у женщин. Можно предположить, что большая эффективность и устойчивость функций передних отделов мозга у мужчин связана с их преимуществом в морфологических и функциональных характеристиках правого полушария. Состояние функций II блока мозга, обеспечивающего прием, переработку и хранение информации, не позволяет говорить о превосходстве какого-либо из полов. Это происходит потому, что некоторые функции этого блока, например зрительные и слуховые, несколько успешнее у женщин, в то время как другие функции, в первую очередь зрительно-пространственные, лучше сформированы у мужчин. Несмотря на некоторое преимущество женщин в переработке речеслуховой информации, существенных различий в показателях левополушарных возможностей у мужчин и женщин не обнаружено. Функции правого полушария достоверно лучше у мужчин (р < 0,001). И это наиболее ярко выраженные половые различия, полученные в нашем исследовании. Рис. 1. Половые различия в показателях индексов функций Рис. 2. Половые различия в показателях суммарных индексов Превосходство мужчин в состоянии правополушарных функций было отмечено и в других исследованиях [5, 15]. Согласно нашим данным, это проявляется прежде всего в более успешных зрительно-пространственных функциях, что совпадает с данными других исследователей. Согласно гормональной гипотезе в период внутриутробного развития тестостерон влияет на скорость пренатального роста полушарий, в частности угнетает развитие левого и способствует более быстрому созреванию правого полушария у мальчиков [6]. Другая гипотеза утверждает, что уже в эмбриональный период у них толще кора правого полушария [3]. Таким образом, мужчины изначально имеют преимущества в развитии правого полушария мозга. Известно, что у взрослых мужчин межполушарная асимметрия выражена сильнее, чем у женщин, это в частности проявляется и в том, что у них отмечаются различия в толщине левой и правой коры в пользу правой [4]. Наличие таких структурных и биохимических различий может объяснить и различия на функциональном уровне. Исследуемый нами период взрослости продолжителен (от 21 до 55). Д. Бромлей делит его на три этапа: раннюю, среднюю и позднюю взрослость. Это было учтено при комплектовании выборки таким образом, что она включает три группы по 60 человек, находящихся на каждом из этих этапов. Во всех группах равное количество мужчин и женщин (по 30 человек). Проанализировав половые различия с учетом этапов взрослости, мы обнаружили, что они меняются в зависимости от возраста: чем старше возрастная группа, тем более четкий характер носят половые различия. Так, в ранней взрослости они немногочисленны, имеют неравномерный характер и в основном касаются обработки информации. Женщины демонстрируют худшую избирательность следов как слухо-речевой, так и зрительно-пространственной памяти, кроме того, у них хуже сформированы проекционные представления. В средней взрослости появляются половые особенности в показателях функций III блока мозга: обнаруживается тенденция к преимуществу со стороны мужчин в способности автоматизировать двигательный навык и к лучшему программированию и контролю деятельности у женщин. Последние также оказываются успешнее в обработке слуховой информации. У мужчин на этом этапе лучше кинестетический праксис и правополушарные функции. В поздней взрослости наибольшее число различий приходится на показатели серийной организации движений и переработки полимодальной информации. Мужчины в этом возрасте демонстрируют преимущества в пространственных характеристиках, лучше передают проекционные представления при изображении трехмерного объекта, у них выше показатели конструктивного мышления и запоминания невербализуемых фигур. Женщины имеют преимущество в функциях левого полушария мозга, у них также точнее зрительное восприятие. Следует отметить также, что половые различия сопровождаются межиндивидуальной неравномерностью. В рамках общих тенденций возрастно-половой изменчивости в состоянии высших психических функций взрослых существуют и индивидуальные особенности, связанные с влиянием взаимодействия средовых и биологических факторов. Полученные данные позволяют сделать следующие выводы. На состояние высших психических функций взрослых влияет пол. Наиболее устойчивые половые различия связаны с преимуществом мужчин в уровне функционирования передних отделов и правого полушария мозга. У взрослых женщин выше показатели импрессив-ной речи и вербально-перцептивных аспектов зрительного восприятия, связанные с активностью левого полушария. В пределах изучаемого возрастного диапазона выявляется закономерность: чем старше человек, тем более очевидны половые различия. Практически все половые особенности являются половозрастными. Половые различия в состоянии высших психических функций сопровождаются межиндивидуальной неравномерностью.
Ключевые слова
высшие психические функции,
половой диморфизм,
серийная организация движений,
зрительный гнозис,
зрительно-пространственные функции,
лево- и правополушарные функции,
higher mental functions,
sexual dimorphism,
serial organisation of motor acts,
visual gnosis,
visual-spatial functions,
sinistrocerebral and dextrocerebral functionsАвторы
| Фотекова Татьяна Анатольевна | Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан) | доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и клинической психологии | fotekova@yandex.ru |
| Кичеева Анастасия Олеговна | Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан) | ассистент кафедры общей и клинической психологии | amina_aimova@mail.ru |
Всего: 2
Ссылки
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М. : Питер, 2010. 288 с.
Ахутина Т.В. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / под ред. Е.Д. Хомской, В.А. Москвина. Москва ; Оренбург, 2000.
Голдберг Э. Парадоксы мудрости: революционный взгляд на мышление человека : пер. с англ. М. : Поколение, 2007. 384 с.
Голдберг Э. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство и цивилизация : пер. с англ. М. : Смысл, 2003. 335 с.
Грошев И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. Москва : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. 464 с.
Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб. : Речь, 2005. 368 с.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. СПб., 2008.
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под общ. ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. М., 2008.
Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб., 2000. 288 с.
Cognition and the corpus callosum: verbal fluency, visuospatial ability, and language lateralisation related to midsagittal surface areas of callosal subregions / М. Hines, L. Chiu, L.A. McAdams, P.M. Bentler, L. Lipcamon // Behav. Neurosci. 1992. Vol. 10
Herlitz A., Nilson L.-G., Backman L. Gender differences in episodic memory // Memory Cogn. 1997. Vol. 25, № 6. P. 801-811.
Holloway R.L., de Lacoste M.C. Sexual dimorphism in the human corpus callosum: An extension and replication study // Human Neurobiology. 1986. Vol. 5. P. 87-91.
Kimura D., Harshman R.A. Sex differences in brain organization for verbal and non-verbal function // Prog. Brain Res. 1984. Vol. 61. P. 423-441.
Kimura D. Sex differences in cerebral organization for speech and praxis functions // Can. J. Psychol. 1983. Vol. 37. P. 19-35.
Maccoby E.E., Jaklin C.N. The psychology of sex differences. Standford, 1978. 634 p.
Ray W.J. Spatial abilities, sex differences and EEG functioning // Neuropsychologic 1981. Vol. 19, № 5. P. 97-107.
Schaie K. W. The Seattle Longitudinal Study: A twenty-one year exploration of psychometric development. N.Y., 1983.
Weinberger D.R. Gender differences in the normal lateralization of the supratem-poral cortex - MRI surface-rendering morphometry of Heschl's // Cereb. Cortex. 1994. Vol. 4, № 2. P. 107-108.
Witelson S.F. Hand and sex diferences in the isthmus and genu of the human corpus callosum // Brain. 1989. Vol. 112. P. 799-835.
Witelson S.F., Glezer I.I., Kigar D.L. Women have greater density of neurons in posterior temporal cortex // J. Neurosci. 1995. Vol. 15. P. 3418-3428.