Особенности репрезентации тела в зависимости от профессиональной направленности | Сибирский психологический журнал. 2004. № 20.

Особенности репрезентации тела в зависимости от профессиональной направленности

Features of representation of the body, depending on the professional orientation.pdf Наша работа видится нам актуальной с двух точек зрения. С одной стороны, в последние годы (начиная с 80-х) исследователями активно изучаются процессы ментальной репрезентации, ее особенности, виды, структура и пр., поэтому работа выполняется в рамках когнитивного подхода. С другой стороны, в психологии зарождается новое направление. Это психология телесности. Ее возникновению предшествовало ин тенсивное развитие психосоматического подхода в медицине. Поскольку психология телесности имеет свои корни в клинической психологии, ряд понятий она заимствовала именно оттуда, в частности понятие «психосоматика». Однако обращение к этому понятию в рамках медицины рассматривается как однозначное указание на наличие патологических явлений в соматической сфере человека, связанных с воздействием психологических факторов. При таком подходе за рамками научного анализа оказывается обширная область психосоматических проявлений в норме. Исследователи, разрабатывающие новый подход в психологии, при рассмотрении особенностей развития телесности говорят не только о физическом и психическом развитии, но и выделяют особую линию развития -психосоматическую. Содержанием этого процесса являются освоение знаково-символических форм регуляции, трансформирующей природно-заданные потребности (пить, есть и др.); телесные функции (дыхание, реакция боли) и новые психосоматические феномены (образ тела, образ боли, самочувствие). Опираясь на концепцию культурно-исторического развития JI.C. Выготского, психологи считают, что психология телесности имеет свой особый феноменологический план (в который включаются не только психосоматические расстройства, но и феномены нормы, их возрастная динамика, психологические механизмы развития телесности), социокультурно-детерминированный и развивающийся сопряженно с психическим развитием. На наш взгляд, новизна исследования заключается в изучении образа тела в рамках нового подхода - психологии телесности. Кроме того, особенности репрезентации тела исследуются в сравнении - сопоставляются особенности медицинской и психологической интерпретаций. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что студенты-медики и студенты-психологи будут демонстрировать различные особенности вербальной и образной репрезентации тела. В исследовании принимало участие 25 студенток 4-х курсов лечебного факультета Пермской государственной медицинской академии и 26 студенток фило-софско-социологического факультета специальности «Психология» Пермского государственного университета. В исследовании использовались качественные методы - свободный ассоциативный эксперимент и проективная методика «Рисунок человека». Математическая обработка осуществлялась с помощью пакета программ Statistica 6.0 (корреляционный анализ, Спирмен; критерий Манна - Уитни). В связи с целью исследования (изучить особенности репрезентации тела в зависимости от профессиональной направленности) были выделены такие задачи: выявить особенности вербальной и образной репрезентации тела у студентов-психологов и студентов-медиков; сравнить особенности вербальной и образной репрезентации тела у студентов-психологов и студентов-медиков; выявить различия в особенностях репрезентации тела у студентов-психологов и студентов-медиков; сделать вывод о приверженности студентов-медиков и студентов-психологов адаптационной или антропоцентрической интерпретации здоровья. Итогом проделанной работы были следующие выводы. Предположение о различиях в характере рисовании фигур практически не подтвердилось: у психологов на 3 рисунка с неприятием больше, на 4 рисунка с размытой половой идентичностью (в т.ч. инфантильные) больше, реалистичных рисунков на 2 меньше. Мысль о более частом обращении студентов-медиков к блоку категорий «физиология» и студентов-психологов к категориям «эмоциональная реакция» и «метафора» подтвердилась частично. Медики и психологи одинаково часто обращались к категориям «внешние характеристики» и «функция», к категории «эмоциональная сфера». Психологи в два раза чаще обращались к категории «метафора». Идея о тенденции с тудентов к тому или иному эталону в понимании здоровья подтвердилась частично. С одной стороны, медики демонстрируют тенденцию к медицинской интерпретации тела. Однако эту же тенденцию демонстрирую!' и психологи. С другой стороны, медики демонстрируют интерес к психологической реальности, который но своему уровню примерно равнозначен интересу психологов. Таким образом, можно говорить о тенденции в объяснении телесной реальности к адаптационной модели у студенток обеих выборок. По результатам корреляционного анализа у психологов была обнаружена большая представленность в сознании вербального компонента описания своего тела. На наш взгляд, это связано с особенностями образования. В ассоциативном эксперименте психологи использовали больше слов, относящихся к образной сфере (метафоры), а в рисуночной методике больше использовали сильный нажим и более детально прорисовывали руки. Медики же чаще обращались к категориям типа «внешние характеристики», «связь с другими органами» и «связь с предметами, людьми»; чаще пользовались штриховкой и рисовали женские фигуры. Особенности различий были проинтерпретированы с двух позиций -специфика профессионального образования и обусловленность ситуацией исследования. Мы считаем актуальным и перспективным продолжение изучения феномена телесности. Исследование позволило выявить некоторые из особенностей репрезентации тела в зависимости от профессиональной направленности, но это всего лишь предварительные результаты. В исследовании в этом году нам хотелось рас-cMoipeib особенности репрезентации в зависимости от характера деятельности. С этой целью мы предполагаем сопоставить выборку из психосоматических больных, балерин балета толстых и оперного театра (или студентов- 1анцоров колледжа культуры) и выборку нормы. В качестве методов предполагается использовать опросник самоо! ношения к телу, ассоциативный эксперимен т и проекпшныи рисунок человека.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сафарова А.И.Пермский государственный университет
Всего: 1

Ссылки

 Особенности репрезентации тела в зависимости от профессиональной направленности | Сибирский психологический журнал. 2004. № 20.

Особенности репрезентации тела в зависимости от профессиональной направленности | Сибирский психологический журнал. 2004. № 20.