Общение как сфера самоутверждения старших школьников
На основе исследования 269 старшеклассников (91 - учащиеся сельской школы, 178- городской) обследованы с помощью двух методик: «попарного ранжирования различных сфер самоутверждения» и «фокусированной беседы» для выявления представлений о самоутвердившемся и нссамоутвсрдившсмся человеке. Обсуждаются результаты данного исследования.
Dialogue as asphere of the self-determination ofthe senior pupils.pdf В настоящее время проблема общения активно развивается во многих областях психологической науки: в социальной психологии - межличностное общение, механизмы и закономерности общения между группами; в психологии рекламы - общение между покупателями и продавцами; в психологии управления - общение между начальником и подчиненным. Каждая из отраслей психологии дает конструктивное понимание общения. Однако несмотря на разработанность понятия общения, в психологии нет единого понимания данной проблемы. Сегодня существует много подходов к понятию общения: - сложный, многоплановый процесс, порождаемый потребностями в совместной деятельности; - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера [8]; - специфический вид деятельности, направленный на согласование и объединение усилий двух или более людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата [3]. Каждый из этих подходов развивается самостоятельно, одновременно дополняя другие подходы. Множество подходов и их уникальность говорят о сложности изучения данного феномена. На наш взгляд, своеобразным интегратором указанных подходов к понятию общения является определение его как сферы самоутверждения. Понятие «самоутверждение» является производным от более широкого понятия «сфера жизнедеятельности» [5]. Акцентируя внимание на деятельностной стороне жизни, мы рассматриваем общение как сферу самоутверждения в качестве специфического вида деятельности, которая субьектна, целенаправленна, осознанна. Дадим краткий анализ понятия самоутверждения. Самоутверждение несет в себе два смысловых конструкта: «само» и «утверждение». Смысловой компонент «сам» означает принадлежность чего-либо субъекту; значимость каких-либо качеств, процессов для субъекта; представленность данного явления в сознании субьектна либо непосредственно, либо опосредованно. Смысловой компонент «утверждение» проанализируем, опираясь на словарь С.И. Ожегова [6], где дается толкование ряда однокоренных слов рассматриваемого понятия, таких как твердь, утверждаться и т.д. Твердь - твердое основание, опора. Утверждаться - прочно укрепиться, установиться; убедиться в чем-нибудь, твердо увериться. Самоутверждение - утверждение себя, своей личности, своего значения. Следуя логико-семантическому анализу, мы пришли к выводу, что самоутверждение - это специфический вид деятельности по укреплению, упрочнению человека себя в себе самом. Е.П. Никитин, Н.С. Харламенкова в своей работе «Феномен человеческого «самоутверждения» подчеркивали, что самоутверждение - есть «выражение глубоких сущностных слоев» рассматриваемого феномена, которое «с необходимостью проходит внутри «Я» человека». Именно такое понимание данного феномена снижает оценочное отношение к рассматриваемому явлению как негативному или позитивному. В действительности самоутверждение нейтрально. И отношение к нему как к реальности определяет выбор способа самоутверждения. Наиболее ярко это можно наблюдать в общении как сфере самоутверждения. Так, Л.А. Петровская [7] считает, что существует «истинное» и «ложное» самоутверждения в общении. «Ложное» самоутверждение, по ее мнению, обладает следующими признаками: агрессивная критика недостатков других людей; чувство превосходства в контактах с другими людьми; ориентация на мнение других людей; торопливое и догматичное отбрасывание точек зрения, не совпадающих с собственными. Характеристиками «истинного» самоутверждения является ориентированность человека на свое «Я», свои возможности и силы; ориентированность на личность другого человека. В самом деле, «ложное» самоутверждение - это неорганизованный и неуправляемый процесс. Для того чтобы общение стало сферой самоутверждения, истинным самоутверждением, данный процесс должен быть целенаправленным, сознательным, субъектным. Говоря о столь высоких критериях общения как сферы самоутверждения, мы имеем в виду диалог как организованное пространство общения. Чтобы организовать это пространство необходимо, по мнению Т.А. Николаевой и Ж.О. Андреевой, владеть, по крайней мере, семью искусствами ведения диалога: 1. «Искусство слова» - умение ясно и точно формулировать свою мысль. 2. «Искусство порождать, формулировать и задавать вопросы». Переход от вопросов к окружающим людям к вопросам к самому себе. 3. «Искусство слушать и слышать». Слушать, то есть умение уважительно относиться к точке зрения другого человека. Слышать, то есть понять смысл, суть, уметь фиксировать чужие точки зрения адекватно. 4. «Искусство аргументации». Разнообразность, корректность в выборе доказательств, умение предложить контраргументы. 5. Информированность участников диалога. 6. «Искусство создания творческой атмосферы». Умение создать атмосферу эмпатии, понимания, принятия. 7. «Искусство компромисса». Умение найти взаимоприемлемые варианты для сторон, придерживающихся противоположных позиций. Таким образом, диалог позволяет организовать пространство общения, сделать самоутверждение деятель-ностным. Однако ведение диалога это не просто овладение некоторыми умениями и навыками, это глубокий и уникальный феномен человеческого общения, сущностные стороны которого раскрыты в философском творчестве М.М. Бахтина [4]. Диалог, по М.М. Бахтину [1], это сотворчество понимающих, сотворение себя, т.е., со-творчество означает творение себя и другого в единстве. Причем «правда», содержание такого со-творчества лежит не в каждом участнике диалога, а между ними. То есть мы говорим не просто о самоутверждении, а о со-утверждении в общении. Условием со-утверждения и самоутверждения каждого человека является ответственность за самоутверждение в общении как за «поступок». И ответственность каждого определяется ответственностью другого. Таким образом, суть самоутверждения в диалоге и заключается в «со-творчестве понимающих», когда оно приобретает черты целенаправленности, субъектности, осознанности, черты организованного пространства общения. Однако в реальной жизни достичь такого уровня организации пространства общения достаточно сложно. Субъектами организации пространства общения в нашем исследовании явились старшие школьники, так как именно старший школьный возраст является сензи-тивным для развития эффективного общения. Выборка нашего исследования составила 269 человек, из которых 91 - испытуемые из сельской школы, 178 - учащиеся средней школы № 60 г. Кирова. Возраст испытуемых составил 15-18 лет. Нами были использованы следующие методики: Попарное ранжирование различных сфер самоутверждения. Фокусированная беседа, направленная на выявление представлений у испытуемых о самоутвердившемся и не самоутвердившемся человеке. Целью нашего исследования является выявление наличного состояния общения как сферы самоутверждения. Первая методика направлена на выявление ведущей сферы самоутверждения у старшеклассников. Испытуемым предлагались бланки (таблица), где перечислены 11 сфер самоутверждения. Инструкция состояла в трех вопросах: В чем бы ты хотел достичь превосходства? В чем ты реально успешен? В чем от тебя ожидают успеха? Задача испытуемых заключалась в сравнении каждой сферы самоутверждения с остальными в соответствии с предложенными вопросами. Результаты данной методики можно свести в следующую диаграмму (рис. 1). Таблица верждение Я НСУ СУ + 1 Учебная деятельность 2 Спортивные достижения 3 Внешняя выразительность 4 Финансовая состоятельность 5 Обладание собственной территорией 6 Способность пойти на риск 7 Свобода в поведении 8 Любимое дело 9 Обладание желанной вещью 10 Способность к общению 11 Умение отстаивать собственное мнение Рис. 1. Выбор общения как ведущей сферы самоутверждения у старших школьников 67% испытуемых выбрали общение как ведущую сферу самоутверждения, что свидетельствует об актуальности данной сферы в жизни старших школьников и необходимости самоутверждения в ней. Фокусированная беседа проводилась с целью выявления представлений о самоутвердившемся и не самоутвердившемся человеке. Данная методика проходила в индивидуальном порядке, что давало более полные сведения о представлениях старшеклассников. Однако в процессе качественного анализа этой методики выяснилось, что за «внешним благополучием» скрывается ряд проблем: - процесс общения понимается поверхностно и узко; - среди мотивов самоутверждения ведущими являются жажда превосходства или стремление заслужить признание; - арсенал средств для реализации общения небогат. Данные результаты свидетельствуют о важности развития у старших школьников понимания общения как специфического вида деятельности в организованном пространстве диалога. Для нас эта проблема остается актуальной и является основой для дальнейшей практической разработки.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 176
Ключевые слова
Авторы
Список пуст
Ссылки
Общение как сфера самоутверждения старших школьников | Сибирский психологический журнал. 2001. № 14-15.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 2384
Вы можете добавить статью