Личностные особенности студентов как прогностические характеристики их готовности к инновационной деятельности | Сибирский психологический журнал. 2020. № 76. DOI: 10.17223/17267080/76/10

Личностные особенности студентов как прогностические характеристики их готовности к инновационной деятельности

Анализируются ценности, мотивация, открытость новому опыту, стили реагирования на изменения, потребность в автономии и компетентности студентов технических специальностей в контексте их готовности к инновационной деятельности. Результаты статистического анализа эмпирических данных позволяют констатировать личностную готовность студенческой молодежи к инновационной деятельности по многим параметрам. Вместе с тем у обучающихся выявлено преобладание консервативного и реализующего стилей реагирования на изменения, а также ценностей выживания. Инновационный стиль реагирования на изменения студенты выбирают в наименьшей степени.

Personal Characteristics of Students as Predictors of their Readiness to Innovate.pdf Введение Происходящие в мире изменения эволюционного и научно-технического характера затрагивают очень многие сферы жизни общества, ставят перед необходимостью качественных изменений в развитии страны, потребностью мощного рывка в усовершенствовании в соответствии с приоритетными мировыми трендами, развитием таких направлений, как цифровиза-ция разных областей деятельности, изобретение новых материалов, расширение новых отраслей экономики, разработка и внедрение умных систем управления и искусственного интеллекта. В контексте глобального цивилизационного развития инновационность становится решающей характеристикой судьбоносного выбора «нового пути» [1. С. 16]. Предполагается, что именно инновационная деятельность во многом будет способствовать прорывному преобразованию страны, обеспечит устойчивую динамику роста экономики. Ключевым пунктом программы реализации планов модернизации становится человеческий капитал -наличие людей, способных к решению задач технологического развития, специалистов с компетенциями в широком смысле слова, умеющих созда-1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00781. Н.А. Буравлева, С.А. Богомаз вать оборудование мирового уровня, с высоким инновационным потенциалом, генерирующих и реализующих новые идеи. На первый план выходит вопрос о личностных характеристиках специалистов, их способностях, умении преобразовывать свою деятельность в соответствии с происходящими изменениями [2-4]. Современная реальность ставит перед человеком задачи, связанные с умением работать в ситуациях неопределенности, большого разнообразия, сложности [5]. В связи с этим важно понять, насколько готовы молодые люди работать в новых условиях, отвечают ли их личностные особенности запросам времени, инновационной деятельности. Ряд исследователей, размышляя о сущности инновационной деятельности, обращают внимание на то, что она имеет две важные составляющие. С одной стороны, ее можно определить как средство творческого преобразования среды, с другой - как бесконечный процесс постоянного преобразования не только социальной ситуации, но и самого субъекта деятельности [6]. «Говоря об инновационной деятельности, они рассматривают не только способность человека порождать и реализовывать качественно новые идеи, но и максимальное развитие своей индивидуальности и самоактуализацию» [7. С. 170]. Инновационная деятельность возникает в связи со стремлением человека к самореализации на новом уровне. Важной основой инновационной деятельности является креативность личности [8, 9]. Деятельность подобного рода предполагает выраженность творческого отношения не только к работе, но и к жизни. Она немыслима без стремления к самосовершенствованию, самоосуществлению, поиску путей и возможностей реализации своих потенциальных возможностей. Можно утверждать, что от степени новаторства деятельности, вложения человеком своих способностей, воли, эмоций зависят не только социальная ценность его личности и общественно значимый потенциал, который он способен реализовать в своих поступках, но и характер того нового рубежа, на который он выходит в своем развитии [10]. «Инновационная деятельность включает в себя, помимо создания и реализации новых идей, еще и определенную культуру или ментальность специалиста. Так, например, представители успешного менеджмента считают, что развитие инновационной деятельности в организации возможно только при условии смены существующей ментальной модели людей с традиционной на инновационную, которая и позволит привнести инновационную деятельность в условия организаций» [7. С. 169]. Характеристики деятельности имеют глубинную социокультурную основу, зависят от устойчивых и изменчивых ментальных форм [11-13]. Существенное значение также имеют «ценностные образования, которые являются основными конституирующими (образующими) единицами сознания личности, определяют главное и относительно постоянное отношение человека к основным сферам жизни - к миру, к другим людям, к самому себе» [14-16]. Именно инновационная деятельность способствует поиску и реализации личностью резервных возможностей в себе, использованию по-новому 156 Личностные особенности студентов как прогностические характеристики своих способностей для решения усложняющихся задач, достижению при этом более высокой ступени в своем развитии. Если рассматривать инновационную деятельность человека как решение постоянно усложняющихся задач, то можно утверждать, что в этом процессе происходят постоянные изменения в его индивидных, личностных и субъектных характеристиках. Инновационная деятельность помогает человеку в создании среды для своего развития, формировании таких качеств, как умение мобилизовать себя на преодоление трудностей, прогнозировать последствия своих поступков, способствует самоутверждению личности в обществе, реализации сущностных сил человека (социальных, нравственных, профессиональных, ментальных). Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко считают, что «эпоха инновационного общественного развития предъявляет особые требования к человеку. Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо иметь определенные личностные установки, качества и ценности, позволяющие человеку эффективно участвовать в инновационных процессах» [17. С. 6]. Отличительной характеристикой личности, которая ориентирована на инновационную деятельность, является устойчивая устремленность мыслей, чувств, желаний, поступков, основанных на введении чего-то нового, на модернизацию, реформу [18]. В этой связи встает вопрос об исследовании личностных характеристик, прежде всего «инновационного потенциала, которые обусловливают инновационную деятельность. В контексте данного подхода инновационный потенциал человека понимается как личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве базального основания для инициации инновационной деятельности. По мнению В.Е. Клочко, Э.В. Галажинского, инновационный потенциал личности включает в себя: - личностные качества, такие как толерантность к неопределенности, способность к оправданному риску, ответственность, потребность в самореализации, мотивация достижения, рефлексивность, креативность (качества интеллекта, интеллектуальная инициатива); - компетенции, прежде всего такие как проектная компетенция, коммуникативная компетенция, информационная компетенция; - витальность (особенности ценностно-смысловой организации жизненного мира, жизнестойкость, суверенность, трудоспособность, мобилизационный потенциал, уровень саморегуляции, ориентация человека на определенное качество жизни)» [17. С. 10]. Сегодня, когда инновационная деятельность становится ресурсом преобразований, с неизбежностью встает вопрос о людях, которые будут формировать инновационную культуру, их личностных и профессиональных качествах. Ведь именно человеческий капитал является первостепенным по значимости для общественного и экономического развития страны, и изучение личностных особенностей людей, инициирующих инновационную деятельность, является необходимым для прогнозирования дальнейшего развития социума. 157 Н.А. Буравлева, С.А. Богомаз В этой ситуации актуализируется задача эмпирического изучения ресурсов личности, потенциальных возможностей будущих специалистов отвечать на большие вызовы, представляет интерес выявление готовности студентов к инновационной деятельности, так как сегодня обществу нужны не исполнители, а те, кто порождает идеи и реализует их, умеет определять проблему, осуществлять целеполагание, планирование, способен к профессиональному саморазвитию. Ученые утверждают, что «новая экономика выдвигает на первый план творческие потенции человека, его профессионализм и эрудицию, способность быть “избыточным”, больше тех ролей и функций, в которых он заменяем и предстает лишь очередным смертным носителем “бессмертного социального начала”. Происходит переход от технократической к антропоцентрической организации производства и труда» [1. С. 6]. В настоящее время мы наблюдаем ситуацию, когда наряду с признанием значимости психологических аспектов готовности человека отвечать на вызовы современности в науке отмечается дефицит теоретико-эмпирических исследований в данной области. На наш взгляд, важным этапом подобных исследований является изучение личностных предпосылок к инновационной деятельности студентов, которые обучаются по техническим специальностям в высших учебных заведениях. Возникает закономерный вопрос: насколько молодежь, обучающаяся в университетах, готова в качестве завтрашних специалистов к работе в новых условиях, способна к инновационной деятельности. Исходя из этого, целью нашего исследования явилось изучение личностных особенностей студентов в качестве прогностических характеристик их готовности к инновационной деятельности. Для осуществления данной цели мы считали необходимым изучить следующие особенности молодых людей: - мотивацию, целеполагание, планирование, рефлексию, открытость, удовлетворенность жизнью, потребности; - ценности, которые связаны с инновационной деятельностью, открытостью; - самооценку инновативных качеств, стили реагирования на изменения. Материалы и методы исследования С целью изучения личностных особенностей студентов с точки зрения их готовности к инновационной деятельности было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие студенты инженерной школы неразрушающего контроля и безопасности Национального исследовательского Томского политехнического университета и факультета систем управления Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (средний возраст (19,0 ± 0,7) лет; них девушек - 32%, юношей - 68%; N = 160). Процедура исследования предполагала заполне-158 Личностные особенности студентов как прогностические характеристики ние бумажных версий опросников. Участие в исследовании было добровольным и не предполагало вознаграждения. В исследовании были использованы следующие методики: - Шкала самооценки инновативных качеств личности (СИКЛ; Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко) с показателями «креативность», «склонность к риску», «ориентация на будущее» и с «индексом инновативности», который вычисляется как среднее арифметическое этих трех показателей [19]; - Опросник «Стили реагирования на изменения» (Т.Ю. Базаров, М.П. Сычева) с показателями «инновационный стиль», «консервативный стиль», «реактивный стиль» и «реализующий стиль» [20, 21]; - Опросник самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандрикова) с показателями «целеполагание» и «планирование» [22]; - Дифференциальный тест рефлексивности (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, 2014) с показателем «системная рефлексия» (модификация С.А. Богомаза); - Шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер; в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина, 2008) с показателем «удовлетворенность жизнью»; - Индекс личностной готовности к деятельности (Индекс ЛГД), который представляет собой среднее арифметическое значение нормативных показателей «целеполагание», «планирование», «рефлексия» и «удовлетворенность жизнью» (С.А. Богомаз, 2014); - Шкала «Открытость» опросника «Большая пятерка» (Big Five Questionnaire, BFQ; Caprara, Barbaranelli, Borgogni, 1993) с показателями «открытость знаниям (культуре)», «открытость опыту» и с «индексом открытость», который вычисляется как среднее арифметическое этих двух показателей [23]; - Шкала «Потребность в автономии, компетентности и связанности с другими людьми» (K.M. Sheldon, J.C. Hilpert; в апробации Д.А. Леонтьева) с «индексом самодетерминации», который вычисляется как среднее арифметическое этих трех показателей [24]; - Шкалы академической мотивации (The Academic Motivation Scale, AMS; Т.О. Гордеева, О.А. Сычев и Е.Н. Осин на основе Шкалы академической мотивации Валлеранда) с показателями «мотивация познания», «мотивация достижения», «мотивация саморазвития», «мотивация самоуважения», «интроецированная и экстернальная мотивации», «амотивация» [25]; - Модифицированный опросник ценностей Р. Инглхарта (в адаптации Р.К. Хабибулина) с показателями «традиционные ценности - рационально / секулярные ценности (ценности модернизма)» (T/S-RV) и «ценности выживания - ценности самовыражения» (S/S-EV); - Методика Ш. Шварца «Портретный ценностный опросник - Пересмотренный» (Portrait Values Questionnaire - Revised; PVQ-R) (Шварц, 2012; модификация К.В. Сугоняева) с метаценностями «открытость», «самоутверждение», «сохранение» и «самоопределение» [26, 27]. В ходе исследования проводилась статистическая обработка данных с использованием лицензионного пакета Statistica 6.0, применялись описа-159 Н.А. Буравлева, С.А. Богомаз тельная статистика (оценивались среднее значение, стандартное отклонение, асимметрия и эксцесс), корреляционный (коэффициент корреляции Пирсона), дисперсионный анализ и прямой пошаговый регрессионный анализ. Результаты исследования Т ак как деятельность во многом определяется индивидуальными особенностями личности, проведенное нами эмпирическое исследование было посвящено изучению личностных свойств студентов с точки зрения их готовности к инновационной деятельности. В соответствии с этим молодые люди были продиагностированы по методикам, перечисленным выше (табл. 1). Таблица 1 Описательная статистика параметров личностных особенностей студентов (N = 160), баллы Параметры личностных особенностей студентов Среднее значение Ст. откл. Асиммет рия Эксцесс Креативность 3,56 0,75 -0,27 -0,20 Склонность к риску 3,22 0,75 -0,03 -0,05 Ориентация на будущее 3,32 0,69 0,02 0,00 Индекс инновативности 3,38 0,59 0,05 -0,06 Консервативный стиль 16,67 3,91 -0,36 0,41 Инновационный стиль 13,33 3,91 0,36 0,41 Реактивный стиль 13,91 4,14 0,37 1,19 Реализующий стиль 16,09 4,14 -0,37 1,19 Целеполагание 3,65 0,81 -0,93 1,35 Планирование 3,14 1,04 -0,24 -0,78 Рефлексия 3,92 0,63 -0,80 0,89 Удовлетворенность жизнью 2,97 0,86 -0,01 -0,01 Индекс ЛГД 3,42 0,60 -0,69 0,94 Открытость знаниям 3,10 5,59 -0,33 -0,43 Открытость опыту 3,68 5,32 -0,22 0,36 Индекс открытости 3,39 4,47 -0,37 0,03 Потребность во взаимосвязи с другими людьми 0,30 0,63 -0,12 0,53 Потребность в компетентности 0,67 0,52 -0,16 0,23 Потребность в автономии 0,16 0,52 -0,10 -0,40 Индекс самодетерминации 0,38 0,46 0,04 0,12 Примечание. Индекс ЛГД - индекс личностной готовности к деятельности. При анализе результатов исследования было выявлено, что такая важная основа инновационной деятельности, как креативность, у молодых людей выше среднего (3,56 балла), т.е. студентов отличают способность творчески подходить к решению различных проблемы, готовность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления. К характеристикам личности, предрасположенной к инновационной деятельности, относятся также такие критерии, как склонность к риску, смелое отношение к неизвестному, способность действовать в нестабильной 160 Личностные особенности студентов как прогностические характеристики среде, открытость всему новому, стремление к разнообразию, активный поиск новых возможностей. Результаты диагностики свидетельствуют, что критерий «склонность к риску» у студентов выше среднего - 3,22 балла, что показывает их готовность вкладывать психологические и материальные ресурсы в инновации, способность чувствовать себя комфортно в нестабильной среде. Эмпирическое исследование выявило, что показатель «ориентация на будущее», отражающий убежденность личности в том, что изменения - это путь к успеху, характеризующий склонность человека активно искать новые возможности, отсутствие страха совершать ошибки и конструктивную реакцию на них, нацеленность на будущее, составил 3,32 балла. Интегральный индекс инновативности - 3,38 балла, он показывает, что внутренняя готовность к восприятию нового у студентов выше среднего. Помимо этого, нами были исследованы стили реагирования на изменения у студентов. Выяснилось, что самый распространенный стиль реагирования на изменения у молодых людей - консервативный (16,67 балла), второе место занимает реализующий стиль (16,09 балла), реже используется студентами реактивный стиль реагирования на изменения (13,91 балла), инновационный стиль у студентов на последнем месте (13,33 балла). Обращает на себя внимание параметр «планирование» (3,14 балла), который ниже параметров «целеполагание» (3,65 балла) и «рефлексия» (3,92 балла). При изучении параметра «удовлетворенность жизнью», который оценивает уровень субъективного благополучия, выяснилось, что он немного выше среднего значения (2,97 балла). Он показывает интеллектуальную оценку человеком удовлетворенности различными сферами своей жизни и эмоциональное самопринятие. При этом индекс личностной готовности к деятельности (индекс ЛГД) у молодых людей достаточно высокий - 3,42 балла. По результатам исследования, представленным в табл. 1, мы видим, что у студентов параметр «открытость опыту» (3,68 балла) преобладает над параметром «открытость знаниям» (3,10 балла); индекс открытости -3,39 балла. Параметр «открытость знаниям» свидетельствует о том, что личность проявляет большой интерес к новой информации, овладению новым знанием. Параметр «открытость опыту» оценивает такие характеристики человека, как положительное отношение к вызовам, способность рассматривать происходящее с разных точек зрения, по-новому, как непредвзятое отношение к иным культурам, стилям и способам жизни. Открытость опыту является важным предиктором способности к обучению. Люди, более открытые опыту, демонстрируют положительное отношение к обучению, проявляют более высокие способности и мотивацию к обучению. Значимыми характеристиками личности являются потребности в автономии, компетентности и связанности с другими людьми. Они являются важными предпосылками оптимального функционирования индивида, продуктивного характера внутренней мотивации, субъективного благополучия. При анализе результатов диагностики было выявлено, что среди 161 Н.А. Буравлева, С.А. Богомаз трех критериев самый низкое значение имеет потребность в автономии, т.е. склонность индивида быть самому инициатором своих действий, активности, выбора - 0,16 балла. Показатель «потребность во взаимосвязи с другими людьми» - 0,30 балла, он свидетельствует о том, что у молодых людей не наблюдается ярко выраженного стремления быть частью группы, снижена потребность включенности в отношения с другими людьми, установлению основательных отношений с окружающими. Потребность в компетентности среди трех показателей (потребность в автономии, компетентности и связанности с другими людьми) имеет для студентов самое важное значение - 0,67 балла, что показывает стремление личности быть компетентным как в различных сферах деятельности, так и в личностном плане, способным справляться с задачами разного уровня сложности. При этом индекс самодетерминации у молодых людей имеет невысокое значение (0,38 балла). Составляющей нашего исследования было изучение мотивации к учебной деятельности студентов, так как известно, что мотивы деятельности имеют различную содержательную наполненность и отличаются по таким критериям, как интенсивность, место, занимаемое в иерархии. Соотношение этих критериев и содержательная наполненность мотивации во многом определяют деятельность человека. При этом существенное значение имеет выявление соразмерности внутренней и внешней мотивации. Как мы видим по результатам диагностики, внутренняя мотивация у студентов преобладает над внешней, имеет более высокие баллы (табл. 2). Т аблица 2 Описательная статистика параметров мотивации учебной деятельности студентов (N = 160), баллы Вид мотивации Среднее значение Ст. откл. Асимметрия Эксцесс Познания 13,99 3,24 -0,76 0,56 Достижения 13,00 3,63 -0,29 -0,43 Саморазвития 13,62 3,59 -0,48 -0,07 Самоуважения 12,59 4,09 -0,28 -0,72 Интроецированная 11,94 3,73 -0,14 -0,48 Экстернальная 11,02 3,95 0,04 -0,77 Амотивация 8,85 4,15 0,82 -0,04 Анализ результатов исследования по методике «Шкалы академической мотивации» (The Academic Motivation Scale, AMS) свидетельствует, что самые высокие баллы имеют мотивация познания, мотивация саморазвития, мотивация достижения. При этом наиболее значимой мотивацией учебной деятельности у обучающихся является мотивация к познанию (13,99 балла). Это показывает, что студентами в процессе обучения в первую очередь движут стремление узнать новое, интерес к процессу познания. Важным мотивом в учебной деятельности является также мотивация саморазвития (13,62 балла), т.е. в процессе в учебной деятельности студенты стремятся к развитию своего потенциала в рамках учебной дея-162 Личностные особенности студентов как прогностические характеристики тельности, способностей, компетентности. Третью позицию по значимости занимает мотивация достижения (13,00 баллов), которая характеризует стремление личности добиваться высоких результатов в учебе, успешно решать трудные задачи. Весомое значение для обучающихся имеет мотивация самоуважения (12,59 балла). Этот параметр указывает на то, что для студентов существенным является ощущение собственной значимости и повышения самооценки за счет достижений в учебе. К внешним показателям мотивации относится интроецированная мотивация (11,94 балла), которая свидетельствует о том, что основным побудительным мотивом в обучении студентов является ощущение долга и стыда перед собой и другими значимыми людьми. В ходе исследования выявлено, что экстернальная мотивация (11,02 балла) имеет менее существенное значение для молодых людей в процессе учебной деятельности. Этот вид мотивации характеризует учебную деятельность как вынужденную, когда человек учится, чтобы избежать проблем, а необходимость учебы диктуется социальными требованиями, при этом потребность в автономии максимально фрустрируется. Минимальное значение среди всех видов мотивации к учебной деятельности имеет амотивация (8,85 балла), которая выявляет отсутствие интереса и осмысленности учебной деятельности. Таким образом, анализ параметров мотивации свидетельствует о том, что внутренняя мотивация у молодых людей преобладает над внешней. При анализе результатов исследования ценностей студентов по методике «Модифицированный опросник ценностей» Р. Инглхарта (адаптирован Р.К. Хабибулиным) выявлено, что студенты выбирают в большей степени ценности шкалы «ценности выживания - ценности самовыражения» ((S/S-EV; среднее значение 4,44 балла), в то время как ценности шкалы «традиционные ценности - рационально / секулярные ценности (ценности модернизма)» (T/S-RV) проявляются у них в меньшей степени (среднее значение 4,13 балла). При этом средний показатель шкалы «ценности выживания - ценности самовыражения» свидетельствует о том, что для молодых людей более значимы ценности финансового благополучия, накопления ресурсов, традиционного распределения гендерных ролей, некоторой авторитарности, неприятия маргинальности и чужеродности (табл. 3). Т аблица 3 Описательная статистика параметров ценностных ориентаций студентов (N = 160), баллы Показатели Среднее значение Ст. откл. Асиммет рия Эксцесс Традиционные ценности -ценности модернизма 4,13 0,91 0,34 -0,16 Ценности выживания -ценности самовыражения 4,44 0,79 -0,58 0,92 Метаценности открытости 4,00 0,58 -0,15 -0,52 Метаценности самоутверждения 3,46 0,62 -0,10 -0,24 Метаценности сохранения 3,55 0,54 -0,02 0,22 Метаценности самоопределения 4,01 0,55 -0,62 0,90 163 Н.А. Буравлева, С.А. Богомаз По методике Ш. Шварца «Портретный ценностный опросник - Пересмотренный» (Portrait Values Questionnaire - Revised; PVQ-R) нами было обнаружено, что среди четырех параметров (открытость, самоутверждение, сохранение, самоопределение) у респондентов преобладают метаценности самоопределения (4,01 балла) и открытости (4,00 балла). На третьем месте у молодых людей - метаценность сохранения (3,55 балла), на последнем - метаценность самоутверждения (3,46 балла). Результаты корреляционного анализа (табл. 4) показали, что такая характеристика ценностей личности, как открытость изменениям, коррелирует с показателем креативность (г = 0,504 при р < 0,000), ориентацией на будущее (г = 0,319 при р < 0,000), связана с индексом инновации (г = 0,492 при р < 0,000), открытостью знаниям (r = 0,352 при р < 0,000), открытостью опыту г = 0,499 при р < 0,000. Т аблица 4 Результаты корреляционного анализа показателей личностных особенностей студентов Шкалы опросников Самостоятельность поступков Самостоятельность мысли Стимуляция £ PO О n о u Достижения Власть Традиции Открытость изменениям Креативность (СИКЛ) ,480 ,206 ,484 ,252 ,293 ,260 ,084 0,504 p=,000 p=,009 p=,000 p=,001 p=,000 p=,001 p=,289 p=,000 Риск ради успеха (СИКЛ) ,307 ,157 ,296 ,184 ,098 ,115 ,006 ,256 p=,000 p=,047 p=,000 p=,019 p=,214 p=,148 p=,937 -a II о о Ориентация на будущее (СИКЛ) ,288 ,165 ,291 ,198 ,123 ,120 -,070 0,319 p=,000 p=,036 p=,000 p=,012 p=,119 p=,129 p=,378 p=,000 Интегральный индекс иннова-тивности (СИКЛ) 0,451 0,235 0,460 ,269 ,232 ,214 ,012 0,492 p=,000 р=0,003 р=0,003 p=,001 p=,003 p=,007 p=,880 p=,000 Консервативный стиль -,260 -,113 -,473 -,238 -,118 -,141 ,301 - ,375 p=,001 p=,154 p=,000 p=,002 p=,136 p=,074 p=,000 p=,000 Инновационный стиль ,260 ,113 ,473 ,238 ,118 ,141 -,301 ,376 ■o II О о p=,154 p=,000 ■o II о s p=,136 p=,074 p=,000 p=,000 Реактивный стиль -,362 -,099 -,383 -,056 -,021 -,062 -,010 - ,368 p=,000 p=211 p=,000 p=,476 p=,785 p=,436 р=,899 p=,000 Реализующий стиль ,363 ,099 ,383 ,056 ,021 ,062 -,010 ,367 p=,000 p=211 p=,000 p=,476 p=,785 p=,436 Р=,817 p=,000 Открытость знаниям ,162 ,418 ,234 ,171 ,078 ,175 ,220 0,352 р=,040 р=,001 ■o II О s р=,030 р=,324 р=,026 р=,005 p=,000 Открытость опыту ,235 0,468 0.462 ,295 ,277 ,041 ,317 0,499 -о II О s 1 © О -a II о о р=,000 р=,000 р=,608 р=,000 p=,000 Индекс самодетерминации ,087 ,357 ,239 ,101 ,235 ,032 ,210 ,294 р=, 273 p=,001 р=,002 р=,204 р=,003 р=,687 р=,008 p=,000 Потребность в автономии ,059 0,301 ,231 ,066 ,197 ,029 ,271 ,253 р=,462 p=,001 •a II о s р=,406 р=,013 р=,717 •а II О о •a II О о 164 Личностные особенности студентов как прогностические характеристики Окончание табл. 4 Шкалы опросников Самостоятельность поступков Самостоятельность мысли Стимуляция S 05 О п 0) [-ч Достижения Власть Традиции Открытость изменениям Потребность в компетентности ,055 0,363 ,185 ,144 ,221 -,066 ,189 ,261 р=,491 p=,001 р=,019 р=,070 р=,005 р=,410 р=,017 p=,001 Мотивация достижения r=0,314 r=0,467 ,121 ,026 ,082 ,023 ,224 ,369 -о II о о p=,001 р=,128 р=,748 р=,302 р=,777 р=,004 -о II о о Мотивация саморазвития r=0,422 r=0,426 ,221 ,066 ,265 ,180 ,154 ,457 p=,001 p=,001 р=,005 р=,409 р=,001 р=,023 р=,051 p=,001 Мотивация познания r=0,313 r=0,373 ,170 ,093 ,149 ,191 ,209 ,367 p=,000 p=,001 р=,031 р=,907 р=,060 р=,015 р=,008 p=,001 Мотивация самоуважения ,368 ,194 ,231 ,128 ,290 ,200 ,086 ,336 р=,000 р=,013 -о II о S р=,105 р=,000 р=,011 р=,276 р=,000 Обшцй показатель мотивации 0,427 0,447 ,233 ,059 ,249 ,185 ,205 ,474 p=,001 p=,001 р=,003 р=,453 р=,001 р=,019 р=,009 р=,000 При соотнесении результатов исследования по методикам «Портретный ценностный опросник - Пересмотренный» (Ш. Шварц), «Шкала самооценки инновативных качеств личности» (СИКЛ; Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко) было установлено, что креативность, т.е. готовность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать нестандартные проблемы имеет положительную корреляцию с параметрами «самостоятельность мысли» (г = 0,206 при р < 0,009), «самостоятельность поступка», «стимуляция» (г = 0,480, г = 0,484 соответственно при р < 0,000), т.е. ценностями, отражающими стремление к новизне и глубоким переживаниям, самостоятельностью поступков. Интегральный индекс инновативности, отражающий внутреннюю готовность личности к восприятию нового, имеет положительную корреляцию с параметрами «стимуляция» и «самостоятельность мысли» (г = 0,460 и г = 0,235 соответственно при р < 0,003) и «самостоятельность поступков» (г = 0,451 при р < 0,000). Помимо этого, параметр «ориентация на будущее» (убежденность, что изменения - это путь к успеху, склонность активно искать новые возможности, отсутствие страха совершать ошибки и конструктивная реакция на них) имеет положительную корреляцию со стимуляцией (г = 0,291 при р < 0,000) и самостоятельностью поступков (г = 0,288 при р < 0,000). Корреляционный анализ результатов диагностики по методикам Шкала «Открытость» опросника «Большая пятерка» (Big Five Questionnaire - BFQ; Саргага, Barbaranelli, Borgogni, 1993), Шкала «Потребность в автономии, компетентности и связанности с другими людьми» (K.M. Sheldon, J.C. Hilpert; в апробации Д.А. Леонтьева) и ценностей по методике Ш. Шварца «Порт-165 Н.А. Буравлева, С.А. Богомаз ретный ценностный опросник - Пересмотренный» выявил, что самостоятельность мысли в большей степени связана с открытостью опыту (г = 0,468 при р < 0,001), чем с открытостью знаниям (г = 0,418 при р < 0,001). Кроме того, стимуляция положительно коррелирует с открытостью опыту (г = 0,462 при р < 0,001). Положительная корреляция была выявлена между параметрами «самостоятельность мысли» и «потребность в компетентности», т.е. стремлением индивида чувствовать себя продуктивным деятелем, который способен справляться с задачами разного уровня сложности, и потребностью быть компетентным как в различных сферах деятельности, так и в личностном плане (г = 0,363 при р < 0,001). Самостоятельность мысли имеет значимые положительные корреляции с несколькими личностными особенностями респондентов. Так, например, с коэффициентом г = 0,301 при р < 0,001 взаимосвязаны самостоятельность мысли и потребность в автономии, т.е. стремление человека самостоятельно контролировать собственные действия и поведение, стремление чувствовать выбор и собственную детерминацию своего поведения, потребность ощущать себя субъектом, источником предпринимаемой активности. Самостоятельность мысли и индекс самодетерминации имеют положительную корреляцию: г = 0,357 при р < 0,001. Сопоставление результатов диагностики по методикам Ш. Шварца «Портретный ценностный опросник - Пересмотренный» и «Стили реагирования на изменения» (Т.Ю. Базаров, М.П. Сычева) показывает, что значимым параметром для различных стилей реагирования на изменения является стимуляция. Так, консервативный и реактивный стили реагирования на изменения отрицательно коррелируют со стимуляцией (г = -0,473, г = -0,383 соответственно при р < 0,000) и положительно - с инновационным и реализующим стилями реагирования на изменения (г = 0,473, г = 0,383 соответственно при р < 0,000). Кроме того, самостоятельность поступка имеет значимую корреляцию с реализующим стилем реагирования на изменения: г = 0,363 при р < 0,000. Анализ результатов выявил, что такие ценности, как самостоятельность мысли и самостоятельность поступков, имеют положительную корреляционную связь с мотивацией студентов к учебной деятельности. Так, самостоятельность мысли и мотивация достижения, мотивация саморазвития, мотивация познания имеют коэффициенты корреляции г = 0,467, г = 0,426 и г = 0,373 соответственно при р < 0,001, самостоятельность поступков и мотивация достижения, мотивация саморазвития, мотивация самоуважения -г = 0,314, г = 0,422 и г = 0,368 при р < 0,001, самостоятельность поступков и мотивация познания - г = 0,313 при р < 0,000. Общий показатель мотивации во многом определяется самостоятельностью мысли (г = 0,447) и самостоятельностью поступков (г = 0,427) при р < 0,001. С ценностью «открытость изменениям» положительно коррелируют параметры мотивации, например открытость и мотивация познания, мотивация достижения, мотивация саморазвития - г = 0,367, г = 0,369, г = 0,457 соответственно при р < 0,001. То есть параметры внутренней мотивации 166 Личностные особенности студентов как прогностические характеристики студентов, такие как стремление узнать новое, интерес к процессу познания, решению трудных задач, желание добиться максимально высоких результатов в учебе, развитие своего потенциала в рамках учебной деятельности, в большой степени связаны с ценностью «открытость». Обсуждение результатов исследования Личностными предпосылками к инновационной деятельности человека являются такие качества, как самодиагностика и самоконтроль, самоуправление и самодисциплина, а также умение решать внешние социальные проблемы, чувствительность к нестандартным ситуациям. Помимо этого, значимыми характеристиками человека для осуществления инновационной деятельности служат способность осуществлять поиск, выделение и формулирование задачи, генерирование гипотез, касающихся способов ее решения, нахождение и формулирование решений, интерпретация и популяризация результатов [28]. При самооценке своих инновативных качеств студенты оценили выше среднего наличие у себя креативности, ориентации на будущее, готовности к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления. При анализе результатов исследования нами выявлено, что такие свойства, как склонность к риску и риск ради успеха, у молодых людей выше среднего. Это предполагает, что они способны действовать в неоднозначных ситуациях, незамедлительно реагировать на внешние изменения, гибко регулировать свою активность в соответствии со значимостью преобразований, принимать решения о том, как действовать в ситуациях неопределенности и риска. Готовность к риску достаточно тесно связана с представлением человека о себе как источнике дальнейших перемен в условиях непредсказуемости. Это является значимой составляющей инновационной деятельности, и результаты диагностики показывают наличие потенциала в ее осуществлении у респондентов. Необходимо отметить, что у студентов преобладает консервативный стиль реагирования на изменения, второе место занимает реализующий стиль, третье - реактивный, а инновационный стиль находится на последнем месте, т.е. студенты предпочитают стабильность изменениям, редко видят необходимость в преобразованиях. Они считают, что старый порядок по определению лучше нового, могут оказывать скрытое сопротивление нововведениям. Реорганизации, как правило, вызывают у них, скорее, отрицательные эмоции. Вторая позиция реализующего стиля реагирования говорит о том, что молодые люди принимают нововведения при условии, если видят в них объективную необходимость или личную выгоду. Люди с таким видом реагирования на изменения являются хорошими реализаторами трансформаций. Они сочетают в себе разумность и осторожность, свойственную консерваторам, и готовность к новому, присущую инноваторам. Они не сторонники принимать любую идею и, как правило, продолжают дорабатывать старые идеи и развивать идеи, предложенные инноваторами [20, 21]. 167 Н.А. Буравлева, С.А. Богомаз При сопоставлении таких характеристик личности, как целеполагание, рефлексия и планирование, оказалось, что умение планировать свою деятельность у студентов на последнем месте. Это очень значимый фактор организации, эффективности деятельности, показатель развитости такого качества личности, как самоорганизация. Достигать поставленных целей, быть эффективным в деятельности без этого очень трудно. Значимыми характеристиками для личности с точки зрения инноватив-ности являются рефлексия, целеполагание, которые у обучающихся выше среднего значения. Эти параметры свидетельствуют о том, что студенты могут эффективно оценивать свои мысли, поступки, анализировать их и изменять, а также понимать других людей. Они способны к саморегуляции, мобилизации личностных и интеллектуальных ресурсов в трудных ситуациях. Индекс личностной готовности к деятельности, который у студентов выше среднего, показывает, что студенты готовы к деятельности. При этом мы видим, что у студентов преобладает параметр «открытость опыту» (3,68 балла) над параметром «открытость знаниям» (3,10 балла). Открытость является личностной характеристикой, описывающей способность человека адекватно принимать идеи, ситуации и окружающих, даже если они принципиально новые или необычные, предпочитать разнообразие. Открытые люди, как правило, более коммуникабельны, способны к результативным формам взаимодействия. Открытость в том числе определяет степень личностной зрелости, постоянное стремление к развитию и совершенствованию, быстрое, мобильное реагирование на происходящие изменения. Это как раз те качества, которые необходимы современному профессионалу при взаимодействии с другими людьми, работе в команде, потенциал для проявления инновативных качеств личности в деятельности. Преобладание показателя «открытость опыту» над параметром «открытость знаниям» свидетельствует также о том, что в мире, который изобилует информацией, молодые люди испытывают некий дисбаланс между огромным потоком информации и имеющимся опытом. Открытость опыту указывает на способность воспринимать новые идеи, непредвзято оценивать действительность, быть свободным от установившихся схем и клише. Человек, открытый опыту, представляет собой не застывшую сущность, а процесс становления, готов учиться, открывать новое, ценит опыт преодоления различных преград. Это важная составляющая в саморазвитии, самоактуализации, самоосуществлении личности. Открытость опыту - это в том числе процесс создания самого себя, готовность человека осознавать то, что происходит в нем, в окружающих людях и жизни. Открытость опыту в контексте исследуемой темы отражает положительный прогноз в личностном развитии и профессиональном становлении будущих специалистов, а также способствует социализации молодых людей в самом широком ее понимании - как в освоени

Ключевые слова

инновационная деятельность, инновативность, стиль реагирования на изменения, развитие личности, готовность к деятельности, самодетерминация, мотивация, открытость опыту, открытость знаниям, ценности, innovation activity, innovativeness, style of reaction to changes, personal development, readiness for activity, self-determination, motivation, openness to experience, openness to knowledge, values

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Буравлева Наталья АнатольевнаТомский государственный педагогический университеткандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования и дефектологииburavljova-nata-bn@rambler.ru
Богомаз Сергей АлександровичТомский государственный университетдоктор психологических наук, профессор кафедры организационной психологииbogomazsa@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Аршинов В.И. На пути к наблюдателю-конструктору инновационной сложности // Инновационная сложность / отв. ред. Е.Н. Князева. СПб. : Алетейя, 2016. С. 15-37.
Яголковский С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. М. : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2011. 270 с.
Stock R.M., von Hippel E., Gillert N.L. Impacts of personality traits on consumer inno vation success // Research Policy. 2016. Vol. 45, № 4. P. 757-769. DOI: 10.1016/j.respol.2015.12.002.
Кроупли Д.Х., Кроупли А.Дж. Психология инноваций в организациях. Харьков : Гуманитарный центр, 2019. 348 с.
Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности, разнообразия // Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен / под общ. ред. А.Г. Асмолова. М. : Изд. Дом ЯСК, 2019. С. 13-26.
Пахно И.В. Инновационная активность и новообразования личности: метасистемный подход // Психология в экономике и управлении. 2015. Т. 7, № 1. С. 16-25. DOI: 10.17150/2225 -7845.2015.7(1).16-25.
Ваулина Т.А. Современные подходы к определению понятия «инновационное пове дение» // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340. С. 168-171.
Атаманова И.В., Богомаз С.А. Личностная готовность современной вузовской моло дежи к деятельности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф, 19-20 ноября 2018 г. / под ред. Ю.П. Поваренкова. Ярославль : РИО Ярослав. гос. пед. ун-та, 2018. Ч. I. С. 134-137.
Petrakis P.E., Kostis P.C., Kafka K.I. Secular stagnation, faltering innovation, and high uncertainty: New-era entrepreneurship appraisal using knowledge-based thinking // Journal of Business Research. 2016. Vol. 69 (5). P. 1909-1913. DOI: 10.1016/j.jbusres.2015.10.078.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Инновационный потенциал личности: системноантропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325. С. 146-151.
Taylor S.P. What Is Innovation? A Study of the Definitions, Academic Models and Applicability of Innovation to an Example of Social Housing in England // Open Journal of Social Sciences. 2017. Vol. 5. P. 128-146. DOI: 10.4236/jss.2017.511010.
Yuan F., Woodman R.W. Innovative behavior in the workplace: the role of performance and image outcome expectations // Academy of Management Journal. 2017. Vol. 53, № 2. Р. 323-342. DOI: 10.5465/amj.2010.49388995.
Martins L.L., Rindova V.P., Greenbaum B.E. Unlocking the hidden value of concepts: a cognitive approach to business model innovation // Strategic Entrepreneurship Journal. 2015. № 9. P. 99-117. DOI: 10.1002/sej.1191.
Tsai S.D., Pan Chung-Yu, Chiang Hong-Quei. Shifting the mental model and emerging innovative behavior // Action research of a quality management system E: CO Issue. 2004. Vol. 6, № 4. Р. 28-39. DOI: 10.17357.d85975a0e311e51f5de1b3a08183d383.
Schwartz S.H. An Overview of the Schwartz theory of basic values // Online Readings in Psychology and Culture. 2012. Vol. 2 (1). Р. 1-20. DOI: 10.9707/2307-0919.1116.
Schwartz S.H., Cieciuch J., Vecchione M., Torres C., Dirilen-Gumus O., Butenko T. Value tradeoffs propel and inhibit behavior: Validating the 19 refined values in four countries // European Journal of Social Psychoology. 2017. № 47 (3). P. 241-258. DOI: 10.1002/ejsp.2228.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Исследование инновационного потенциала личности: концептуальные основания // Сибирский психологический журнал. 2009. № 3. С. 6-12.
Jong Jeroen P.J., Hartog Deanne N. Den How leaders influence employees’ innovative behavior // European Journal of Innovation Management. 2007. Vol. 10, № 1. Р. 41-64. DOI: 10.1108/14601060710720546.
Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Методика исследования отношения личности к инновациям // Альманах современной науки и образования. Тамбов : Грамота, 2009. № 4 (23), ч. II. C. 89-96.
Базаров Т.Ю., Сычева М.П. Создание и апробация опросника «Стили реагирования на изменения» // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 25. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.11.2019).
Колантаевская А.А., Гришина Н.В., Базаров Т.Ю. Стилевые особенности самодетерминации в ситуации жизненных изменений // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 4. С. 51-62. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2016.404
Мандрикова Е.Ю. Разработка Опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 87-111.
Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Неяскина Ю.Ю., Дорфман Л.Я., Александрова Л.А. Операционализация пятифакторной модели личностных черт на российской выборке // Психологическая диагностика. 2015. № 3. С. 80-104.
Sheldon K.M., Hilpert J.C. The balanced measure of psychological needs (BMPN) scale: an alternative domain general measure of need satisfaction // Motivation and Emotion. 2012. Vol. 36, is. 4. P. 439-451. DOI :10.1007/s11031-012-9279-4.
Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2002. С. 47-102.
Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб. : Речь, 2004. 70 с.
Сугоняев К.В. Исследование психометрических характеристик «Опросника ценностных портретов» Ш. Шварца в адаптации В. Карандашева и его доработка // Актуальные проблемы эргономики, обитаемости и психологического сопровождения персонала объектов специального назначения : материалы II межотрасл. науч.- практ. конф., 8 декабря 2016 г, Одинцово Московской обл. / под ред. С.Е. Таразевича. Королев : ПСТМ, 2018. С. 186-198.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск : Том. гос. ун-т, 2009. 240 с.
Bogomaz S.A., Kozlova N.V., Atamanova I.V. University students' personal and professional development: the socio-cultural environment effect // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. № 214. P. 552-558. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.759.
Атаманова И.В., Богомаз С.А., Бойко Е.А., Иванова Е.А., Перикова Е.И. Личностно-средовое взаимодействие: сравнительный анализ ценностных ориентаций современной российской молодежи // Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегиональной идентичности и позитивного образа малой родины : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск, 27-30 июня 2019 г. / отв. ред. А.Д. Карнышев, В.А. Решетников. Иркутск : Изд-во Иркут гос. ун-та, 2019. С. 297-303.
Atamanova I., Bogomaz S., Filippova T., Ivanova E. Modern university youth: key factors of personal and professional development: a cross-cultural study // Book of Abstracts XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2-5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). M. : Moscow University Press, 2019. P. 479-480.
Inglehart R., Foa R., Welzel C., Peterson C. Social Change, Freedom and Rising Happiness: a Global Perspective // Perspectives on Psychological Science. 2008. Vol. 3, № 4. P. 264-285.
Галажинский Э.В. Перспективные направления психологического обеспечения образовательных проектов в регионе с высоким инновационным потенциалом // Психология образования. 2008. № 8. С. 4-10.
 Личностные особенности студентов как прогностические характеристики их готовности к инновационной деятельности | Сибирский психологический журнал. 2020. № 76. DOI: 10.17223/17267080/76/10

Личностные особенности студентов как прогностические характеристики их готовности к инновационной деятельности | Сибирский психологический журнал. 2020. № 76. DOI: 10.17223/17267080/76/10