Травма военного времени у детей: обзор исследований и постановка проблемы
Статья содержит данные теоретического анализа проблематики травмы военного времени, переживаемой детьми. В основе исследования - идея тематического моделирования, предполагающего систематический обзор зарубежных и отечественных исследований, отражающих психологические последствия войны для детей. В основу подбора материалов заложен метод случайного отбора через поиск статей в ведущих мировых базах данных через введение ключевых слов. Основной метод - содержательный анализ текстовых данных с выделением тем. Работа проводилась вручную с перекрестным просмотром экспертами (психологами и лингвистами). Всего по проблематике последствий войны для детей было найдено 85 научных статей. По каждой статье выделялись подтемы, фиксировались слова, раскрывающие их, а затем подтемы объединялись в темы. Условно было выделено 4 основных темы: психологические последствия реальной войны для детей; психологические последствия гибридной войны; особенности социализации детей в контексте войны; ресурсы устойчивости и типы психологической интервенции во время войны. Результаты исследования позволяют понять механизмы влияния последствий военных конфликтов на онтогенез ребенка, выстраивать стратегии эффективной психологической помощи «детям войны». Вместе с тем анализ научной литературы обнаружил дефицитарность комплексных исследований, отражающих психологические последствия гибридной войны на детскую психику. Это позволило прийти к выводу о необходимости исследования проблемы социализации и психологического благополучия детей, вовлеченных в гибридную войну современности, на междисциплинарном уровне, предполагающем интеграцию методологических принципов и теоретических концепций возрастной, социальной, клинической, дифференциальной психологии, психологии общения, педагогики в сочетании с комплексным эмпирическим исследованием. Представляется важным исследование влияния небоевых элементов гибридной войны (психологического, экономического, кибернетического, информационно-идеологического, информационного), оказывающих наиболее выраженное влияние на процесс социализации и психологическое благополучие детей и подростков. Необходимо на эмпирическом уровне определить специфику трудностей социализации, образа будущего и ресурсов психологического благополучия различных категорий российских детей и подростков, вовлеченных в гибридную войну (различающихся по степени близости проживания к эпицентрам военных действий; а также по степени переживания детского горя и тяжести индивидуальной травматизации).
Ключевые слова
война,
детский возраст,
дети войны,
психотравма,
травма,
психосоциальное здоровье,
ресурсы,
социализация,
временная перспектива,
психологическая помощьАвторы
Тихомирова Елена Викторовна | Костромской государственный университет | кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии | tichomirowa82@mail.ru |
Шипова Наталья Сергеевна | Костромской государственный университет | кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии | n_shipova@kosgos.ru |
Самохвалова Анна Геннадьевна | Костромской государственный университет | доктор психологических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии | a_samohvalova@kosgos.ru |
Вишневская Оксана Николаевна | Костромской государственный университет | кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и акмеологии личности | o_vishnevskaya@kosgos.ru |
Всего: 4
Ссылки
Александрова, Л. А., Дмитриева, С. О. (2024). Дети в условиях войны: обзор зарубежных исследований. Современная зарубежная психология, 139-149.
Анцыферова, Л. И. (2006). Развитие личности и проблемы геронтопсихологии (2-е изд.). М.: Ин-т психологии РАН.
Ахмедова, Х. Б. (2003). Мирные жители в условиях военных действий: личностные черты и расстройства адаптации. Психологический журнал, 3, 37-44.
Бартош, А. А. (2021). «Серые зоны» как ключевой элемент современного операционного пространства гибридной войны. Военная мысль, 2, 6-19.
Белозеров, В. К., Соловьев, А. В. (2015). Гибридная война в отечественном политическом и научном дискурсе. Власть, 9, 5-11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gibridnaya-voyna-v-otechestvennom-politicheskom-i-nauchnom-diskurse.
Букина, Н. В. (2008). Культурный код как язык культуры. Вестник Забайкальского государственного университета, 2, 69-73.
Володенков, С. В. (2015). Информационные технологии как инструмент современных гибридных войн. В сб.: Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты, сб. материалов Четвертой междунар. науч.-практ. конф. (с. 53-60). М: МПГУ.
Ворошилова, Ю. И. (2021). Дети в Интернете: проблема распространения идеологии терроризма, экстремизма, скулшутинга в социальных сетях. В сб.: Профилактика и противодействие экстремизму и терроризму в информационной среде как условие обеспечения гармонизации межнациональных и этноконфессиональных отношений,. сб. материалов Ш Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (с. 133139). Абакан: Хакас. гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова.
Гатальская, Г. В., Джиганская, К. Н. (2016). Феноменология переживаний и успешность адаптации вынужденных мигрантов. Российский психологический журнал, 13(3), 10-25.
Дымова, Е. Н. (2021). Ретроспективный анализ посттравматического стресса в годы Великой Отечественной войны. Клиническая и специальная психология, 10(3), 1-16. doi: 10.17759/cpse.2021100301.
Ерёмина, Л. Ю. (2011). Система социально-психологической работы с детьми, переживающими последствия чрезвычайных ситуаций. Системная психология и социология, 4(2), 61-71.
Журавлева, Л. А., Зарубина, Е. В., Ручкин, А. В., Симачкова, Н. Н., Чупина, И. П. (2022). Современная информационная война. Образование и право, 9, 18-26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/covremennaya-informatsionnaya-voyna.
Захарова, Н. М., Милехина, А. В. (2019). Особенности психических и поведенческих нарушений у детей, освобожденных из иракской тюрьмы. Психология и право, 9(4), 225-235. doi: 10.17759/psylaw.2019090416.
Захарова, Н. М., Цветкова, М. Г. (2020). Психические и поведенческие нарушения у мирного населения региона, подвергшегося локальным военным действиям. Психология и право, 10(4), 185-197.
Изместьев, П. И. (1911). Из области военной психологии. Варшава: Варш. эстетич. тип.
Ильницкий, А. М. (2021). Ментальная война России. Военная мысль, 8, 19-33.
Караяни, А. Г., Караяни, Ю. М. (2015). Страх на войне: деструктивный фактор или психологический ресурс? Российский психологический журнал, 12(1), 100-114.
Ковалевская, А. П. (2020). Влияние экстремальной ситуации военного конфликта на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста. Вестник ВятГУ, 2, 142-149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-ekstremalnoy-situatsii-voennogo-konfliktana-emotsionalnoe-sostoyanie-detey-doshkolnogo-vozrasta.
Коренев, Н. М., Лебец, И. С., Толмачева, С. Р., Никонова, В. В., Проскурина, Т. Ю., Матковская, Т. Н. (2017). Состояние соматического и психического здоровья детей из зоны антитеррористической операции. Здоровье ребенка, 12(1), 1-5.
Кривко, М. А. (2018). Концептуализация понятия «гибридная война» в социальнофилософских исследованиях. Управленческое консультирование, 7(115), 43-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualizatsiya-ponyatiya-gibridnaya-voyna-v-sotsialno-filosofskih-issledovaniyah.
Ксенофонтов, В. А. (2022). Гибридная агрессия как тенденция социального насилия. «Вышэйшая школа»: навукова-метадычны i публицистичны часопiс, 1, 45-51.
Кудорс, А. (2015). Гибридная война: новый вызов безопасности Европы: информационная справка. URL: http://www.parleu2015.lv/files/cfsp-csdp/wg3-hybrid-war-background-notes-fr.pdf.
Лотман, Ю. М. (2010). Семиосфера. СПб.: Исскуство-СПБ.
Маркова, М. В., Марков, А. Р., Агишева, Н. К., Мартыненко, С. А. (2017). Информационно-психологическая война как макросоциальный стрессовый фактор развития дезадаптивных состояний у гражданского населения: патогенетическая модель и основы психокоррекции. Психиатрия, психотерапия и клиническая психология, S(4), 534-546.
Миличевич, Н. М., Миленович, М. Б., Маркович, Д. (2016). Война и психотравма: размышления о психиатрических потерях в войнах ХХ столетия. Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования, 1(7), 40-45.
Митина, О. В., Евдокименко, А. С. (2010). Методу: анализа текста: методологические основания и программная реализация. Психология. Психофизиология, 40(216), 2938.
Михеев, Е. А., Нестик, Т. А. (2019). Использование технологий искусственного интеллекта в информационной и психологической войне. Психология субкультуры: феноменология и современные тенденции развития. Европейские труды социальных и поведенческих наук, 64, 406-412. doi: 10.15405/epsbs.2019.07.53.
Новикова, Е. В. (2019). Психологические последствия психотравмирующих событий военного конфликта. Медико-социальные проблемы семьи, 24(1), 57-65.
Олейник, А. Д. (2017). Психологические последствия войн для детей. В сб.: Международно-правовые и социально-психологические последствия мировых войн : материалы II Межвуз. науч.-практ. конф. на английском языке (с. 94-101). М.: Междунар. юрид. ин-т.
Панишева, О. В., Логинов, А. В. (2016). Особенности социализации, обучения и воспитания «детей войны». Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР вXXI веке, 2, 352-360.
Петрова, Е. А. (2016). Влияние детского травматического опыта на формирование психопатологической симптоматики взрослых людей. Вестник Новгородского государ-ственногоуниверситетата. Сер. Педагогические науки, 2(93), 88-91.
Портнова, А. А. (2011). Особенности клинических проявлений посттравматического стрессового расстройства у детей. В кн.: З. И. Кекелидзе (ред.). Психиатрия чрезвычайных ситуаций: руководство. (2-е изд.) (с. 248-275). М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского.
Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. (2009). Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации. Психологическая наука и образование, 14(3), 5-12.
Рыблова, М. А., Кринко, Е. Ф., Хлынина Т. П., Архипова, Е. В., Курилла, И. И., Назарова, М. П. (2015). Детство и война: культура повседневности, механизмы адаптации и практики выживания детей в условиях Великой Отечественной войны (на материалах Сталинградской битвы). Волгоград: Изд-во Волгоград. филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС.
Сенявская, Е. С. (1999). Психология войны в ХХ в.: исторический опыт России. М.: РОССПЭН.
Сухов, А. Н. (2022). Социально-психологический анализ информационной безопасности. Психология и педагогика служебной деятельности, 1, 79-85. doi: 10.24412/2658-638X-2022-1-79-85.
Тарабрина, Н. В., Быховец, Ю. В. (2014). Террористическая угроза: теоретикоэмпирическое исследование. М.: Ин-т психологии РАН.
Тарабрина, Н. В., Хажуев, И. С. (2016). Психологические последствия переживания интенсивного стресса участниками контртеррористической операции и гражданским населением. В кн.: А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова (ред.). Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия и совладание (с. 179-192). М.: Ин-т психологии РАН.
Тоффлер, Э. (2002) Шок будущего. М.: ACT.
Финогенова, Т. А., Березина, Т. Н., Литвинова, А. В., Рыбцов С.А. (2023). Влияние разных видов стресса на биопсихологический возраст. Современная зарубежная психология, 12 (3). 41-51. doi: 10.17759/jmfp.20231203.
Харитонова, Е. В. (2020). Мобилизация морального духа и психологического состояния в годы Великой Отечественной войны. Психологический журнал, 41(3), 5-17. URL: https://psy.jes.su/s020595920009318-5-1/. doi: 10.31857/S020595920009318-5.
Яхшиян, О. Ю. (2019). Русский культурный (цивилизационный) код: идентичность и политика. Вестник ГУУ, 10, 52-58.
Akgul, G., Ergin, D. A., & Qok, F. (2023). The resilience and coping strategies in immigrant and non-immigrant adolescents and identity development. British Journal of Guidance & Counselling. Advance online publication. doi: 10.1080/03069885.2023.2224931.
Al-Yagon, M., Garbi, L., & Rich, Y. (2023). Children's resilience to ongoing border attacks: The role of father, mother, and child resources. Child Psychiatry and Human Development, 54(4), 1015-1026. doi: 10.1007/s10578-021-01303-6.
Annan, J., & Blattman, C. (2008). The psychological resilience of youth in northern Uganda: Survey of War Affected Youth. Research Brief, 2. Retrieved from: www.sway-uganda.org/ SWAY.RB2.pdf.
Attanayake, V., McKay, R., Joffres, M., Singh, S., Burkle, F., Jr, & Mills, E. (2009). Prevalence of mental disorders among children exposed to war: a systematic review of 7,920 children. Medicine, Conflict, and Survival, 25(1), 4-19. doi: 10.1080/13623690802568913.
Barrett, L. F., Adolphs, R., Marsella, S., Martinez, A. M., &Pollak, S. D. (2019). Emotional expressions reconsidered: challenges to inferring emotion from human facial movements. Psychological Science in the Public Interest, 20(1), 1-68. doi: 10.1177/1529100619832930.
Bar-Tal, D., Diamond, A., & Nasie, M. (2016). Political socialization of young children in intractable conflicts.International Journal of Behavioral Development, 41(3), 415-425.
Benotman, N., & Malik, N. (2016). The children of Islamic State. Quilliam. Retrieved from: https://f.hypotheses.org/wp-content/blogs.dir/2725/files/2016/04/the-children-of-islamic-state.pdf.
Berents, H. (2019). “This is my story”: Children’s war memoirs and challenging protectionist discourses.International Review of the Red Cross, 101(911), 459-479. doi: 10.1017/S1816383120000120.
Betancourt, T. S., & Khan, K. T. (2008). The mental health of children affected by armed conflict: protective processes and pathways to resilience.International Review of Psychiatry, 20(3), 317-328. doi: 10.1080/09540260802090363.
Brajsa-Zganec, A. (2005). The long-term effects of war experiences on children's depression in the Republic of Croatia. Child Abuse & Neglect, 29(1).
Bronfenbrenner, U. (1979). The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Brown, F. L., de Graaff, A. M., Annan, J., & Betancourt, T. S. (2017). Annual Research Review: Breaking cycles of violence - a systematic review and common practice elements analysis of psychosocial interventions for children and youth affected by armed conflict. Journal of Child Psychology and Psychiatry, and Allied Disciplines, 58(4), 507-524. doi: 10.1111/jcpp.12671.
Burgin, D., Anagnostopoulos, D., Board and Policy Division of ESCAP, Vitiello, B., Sukale, T., Schmid, M., & Fegert, J. M. (2022). Impact of war and forced displacement on children's mental health-multilevel, needs-oriented, and trauma-informed approaches. European Child & Adolescent Psychiatry, 31(6), 845-853. doi: 10.1007/s00787-022-01974-z.
Castro-Vale, I., Severo, M., Carvalho, D., & Mota-Cardoso, R. (2019).Intergenerational transmission of war-related trauma assessed 40 years after exposure. Annals of General Psychiatry, 18, 14. doi: 10.1186/s12991-019-0238-2.
Catani, C. (2018). Mental health of children living in war zones: a risk and protection perspective. World Psychiatry, 17(1), 104-105. doi: 10.1002/wps.20496.
Chatterjee, A., Kovalishina, M., William Rawlins, K., & Zhang, C. (Apr. 4, 2024). Chronicles of Conflict: A Psychological Overview of the Impacts of War. Oxjournal. Retrieved from https://www.oxjoumal.org/chronicles-of-conflict-a-psychological-overview-of-the-impacts-of-war/.
Coric, M. K., Klaric, M., Petrov, B., Mihic, N. (2016). Psychological and behavioral problems in children of war veterans with Post Traumatic Stress Disorder. European Journal of Psychiatry, 30(3), 219-230.
Crilley, R., & Chatterje-Doody, P. N. (2021). Government disinformation in war and conflict. Routledge EBooks, 242-252. doi: 10.4324/9781003004431-27.
DeAngelis, T. (2019). The legacy of trauma. Monitor on Psychology, 50(2), 36.
Denov, M., & Shevell, M. C. (2018). Social work practice with war-affected children and families: the importance of family, culture, arts, and participatory approaches. Journal of Family Social Work, 22(1), 1-16. doi: 10.1080/10522158.2019.1546809.
Ember, C. R., & Ember, M. (1994). War, socialization, and interpersonal violence: A crosscultural study. Journal of Conflict Resolution, 38, 620-646.
Etinger, L., & Strom, A. (1973). Mortality and Morbidity After Excessive Stress: A Follow-up Investigation of Norwegian Concentration Camp Survivors. New York: Humanities Press.
Gatalskaya, G. V., & Dzhiganskaya, K. N. (2016). Fenomenologiya perezhivaniy i uspeshnost' adaptatsii vynuzhdennykh migrantov [Phenomenology of experiences and success of adaptation of forced migrants]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal, 13(3), 10-25.
Gorman-Smith, D. &Tolan, P. (2003). Positive Adaptation among Youth Exposed to Community Violence. In S. S. Luthar (ed), Resilience and Vulnerability: Adaptation in the Context of Childhood Adversities (рр. 392-413). Cambridge University Press. doi: 10.1017/CBO9780511615788.018.
Gross, M. L., Canetti, D., & Vashdi, D. R. (2016). The psychological effects of cyber terrorism. Bulletin of the Atomic Scientists, 72(5), 284-291. doi: 10.1080/00963402.2016.1216502.
Guina, J., Baker, M., Stinson, K., Maust, J., Coles, J., & Broderick, P. (2017) Should Posttraumatic Stress Be a Disorder or a Specifier? Towards Improved Nosology Within the DSM Categorical Classification System. Current Psychiatry Reports, 19, 66. doi: 10.1007/s11920-017-0821-7.
Halevi, G., Djalovski, A., Vengrober, A., & Feldman, R. (2016). Risk and resilience trajectories in war-exposed children across the first decade of life. Journal of Child Psychology and Psychiatry, and Allied Disciplines, 57(10), 1183-1193. doi: 10.1111/jcpp.12622.
Hall, B. J., Tol, W. A., Jordans, M. J., Bass, J., & de Jong, J. T. (2014). Understanding resilience in armed conflict: social resources and mental health of children in Burundi. Social Science & Medicine, 114, 121-128. doi: 10.1016/j.socscimed.2014.05.042.
Harvanek, Z. M., Fogelman, N., Xu, K., & Sinha, R. (2021). Psychological and biological resilience modulates the effects of stress on epigenetic aging. Translational Psychiatry, 11(1). doi: 10.1038/s41398-021-01735-7.
Hasanovic, M. (2011). Psychological consequences of war-traumatized children and adolescents in Bosnia and Herzegovina. ActaMedicaAcademica, 40(1), 45-66.
Hazer, L., & Gredeback, G. (2023). The effects of war, displacement, and trauma on child development. Humanities and Social Sciences Communications, 10, 909. doi: 10.1057/s41599-023-02438-8.
Ilnitskiy, A. M. (2021). Mental'naya voyna Rossii [Russia's mental war]. Voennaya mysl', 8, 19-33.
Izmestiev, P. I. (1911). Iz oblasti voennoy psikhologii [From the Field of Military Psychology]. Warsaw: Varsh. estetich. tip.
Jensen, P. S., & Shaw, J. (1993). Children as Victims of War: Current Knowledge and Future Research Needs. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 32(4), 697-708. doi: 10.1097/00004583-199307000-00001.
Karajani, A. G., & Karajani, Yu. M. (2015). Strakh na voyne: destruktivnyy faktor ili psikhologicheskiy resurs? [Fear in war: a destructive factor or a psychological resource?]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal, 12(1), 100-114.
Klaric, M., Klaric, B., Stevanovic, A., Grkovic, J., & Jonovska, S. (2007). Psychological consequences of war trauma and postwar social stressors in women in Bosnia and Herzegovina. Croatian Medical Journal, 48(2), 167-176.
Klingman, A. (2002). Children under stress of war. In A. M. La Greca, W. K. Silverman, E. M. Vernberg, & M. C. Roberts (Eds.), Helping Children Cope with Disasters and Terrorism (pp. 359-380). American Psychological Association. doi: 10.1037/10454-015.
Laine-Frigren, T. (2022). Traumatized Children in Hungary After World War II. In Kivimaki, V., & Leese, P. (Eds.) Trauma, Experience and Narrative in Europe after World War II. Palgrave Studies in the History of Experience. Palgrave Macmillan, Cham. doi: 10.1007/978-3-030-84663-3_6.
Lauren, K., & Malinen, A. (2021). Shame and silences: children’s emotional experiences of insecurity and violence in postwar Finnish families. Social History, 46(2), 193-220. doi: 10.1080/03071022.2021.1892314.
Liu, M. (2017). War and Children. American Journal of Psychiatry Residents' Journal, 12, 3-5. doi: 10.1176/appi. ajp-rj.2017.120702.
Macksoud, M. S., & Aber, J. L. (1996). The War Experiences and Psychosocial Development of Children in Lebanon. Child Development, 67(1), 70-88. doi: 10.1111/J.1467-8624.1996.tb01720.x. 10.1111/j.1467-8624.1996.tb01720.x.
Macksoud, M. S., Dyregrov, A., &Raundalen, M. (1993). Traumatic War Experiences and Their Effects on Children. In J. P. Wilson., & B. Raphael (Eds.), International Handbook of Traumatic Stress Syndromes. The Plenum Series on Stress and Coping. Boston: Springer, MA. doi: 10.1007/978-1-4615-2820-3_52.
Maftei, A., Danila, O., & Mairean, C. (2022). The war next-door-A pilot study on Romanian adolescents’ psychological reactions to potentially traumatic experiences generated by the Russian invasion of Ukraine. Frontiers in Psychology, 13, 31-43. doi: 10.3389/fpsyg.2022.1051152.
Manstead, A. S. R., Frijda, N., & Fischer, A. (Eds.). (2004). Feelings and emotions: The Amsterdam symposium. Cambridge University Press. doi: 10.1017/CBO9780511806582.
Marcin Mamon, M. (2018). The Lost Children of ISIS. Foreign Policy. Retrieved from http://foreignpolicy.com/2018/01/02/the-lost-children-of-isis.
Mouton, M. (2015). Missing, Lost, and Displaced Children in Postwar Germany: The Great Struggle to Provide for the War’s Youngest Victims. Central European History, 48(1), 5378. http://www.Jstor.org/stable/43965116.
Murthy, R. S, & Lakshminarayana, R. (2006). Mental health consequences of war: a brief review of research findings. World Psychiatry, 5(1), 25-30.
Norbeck, J. S. (1984). Modification of life event questionnaires for use with female respondents. Research in Nursing & Health, 7(1), 61-71. doi: 10.1002/nur.4770070110.
Peam, J. (2003). Children and war. Paediatr Child Health, 39(3), 166-172.
Peltonen, K., Qouta, S., Diab, M., & Punamaki, R.-L. (2014). Resilience among children in war: The role of multilevel social factors. Traumatology, 20(4), 232-240. doi: 10.1037/h0099830.
Prasad, A. N., & Prasad, P. L. (2009). Children in Conflict Zones. Medical Journal Armed Forces India, 65(2), 166-169. doi: 10.1016/S0377-1237(09)80134-2.
Punamaki, R.-L., Palosaari, E., Diab, M., Peltonen, K., & Qouta, S. R. (2015). Trajectories of posttraumatic stress symptoms (PTSS) after major war among Palestinian children: Trauma, familyand child-related predictors. Journal of Affective Disorders, 172(Feb), 133-140. doi: 10.1016/j.jad.2014.09.021.
Raccanello, D., Burro, R., Aristovnik, A., Ravselj, D., Umek, L., Vicentini, G., Tomazevic, N. (2024). Coping and emotions of global higher education students to the Ukraine war worldwide. Scientific Reports, 14, 1-11. doi: 10.1038/s41598-024-59009-3.
Regnoli, G. M., Tiano, G., & De Rosa, B. (2023). Italian Adaptation and Validation of the Fear of War Scale and the Impact of the Fear of War on Young Italian Adults’ Mental Health. Social Sciences, 12(12), 643. doi: 10.3390/socsci12120643.
Reidy, C. M., Taylor, L. K., Merrilees, C.E., Ajdukovic, D., Biruski, D. C., & Cummingset, E. M. (2015). The political socialization of youth in a post-conflict community.International Journal of InterculturalRelations, 45. doi: 10.1016/j.ijintrel.2014.12.005.
Rometsch-Ogioun, E., Sount, C., Denkinger, J. K., Windthorst, P., Nikendei, C., Kindermann, D., Junne, F. (2018). Psychological Burden in Female, Iraqi Refugees Who Suffered Extreme Violence by the “Islamic State”: The Perspective of Care Providers. Frontiers in Psychiatry, 8(9), 562. doi: 10.3389/fpsyt.2018.00562.
Sagbakken, M., Bregard, I.M., & Varvin, S. (2020). The Past, the Present, and the Future: A Qualitative Study Exploring How Refugees' Experience of Time Influences Their Mental Health and Well-Being. Frontiers in Sociology, 5(46). doi: 10.3389/fsoc.2020.00046.
Samara, M., Hammuda, S., Vostanis, P., El-Khodary, B., & Al-Dewik, N. (2020). Children’s prolonged exposure to the toxic stress of war trauma in the Middle East. The BMJ, 371:m3155. doi: 10.1136/bmj.m3155.
Santa Barbara, J. (2006). Impact of war on children and imperative to end war. Croatian Medical Journal, 47(6), 891-894.
Senyavskaya, E. S. (1999). Psikhologiya voyny v XX v.: istoricheskiy opyt Rossii [Psychology of War in the Twentieth Century: Russia's Historical Experience]. Moscow: ROSSPEN.
Slone, M., & Shoshani, A. (2017). Children affected by war and armed conflict: Parental protective factors and resistance to mental health symptoms. Frontiers in Psychology, 8, Article 1397. doi: 10.3389/fpsyg.2017.01397.
Solomon, Z., Mikulincer, M., Ohry, A., & Ginzburg, K. (2021). Prior trauma, PTSD long-term trajectories, and risk for PTSD during the COVID-19 pandemic: A 29-year longitudinal study. Journal ofPsychiatric Research, 141, 140-145. doi: 10.1016/j.jpsychires.2021.06.031.
Thabet, A. A., & Vostanis, P. (2000). Post traumatic stress disorder reactions in children of war: a longitudinal study. Child Abuse & Neglect, 24(2), 291-298. doi: 10.1016/s0145-2134(99)00127-1.
Tselishcheva, Z. A. (2022). Aktual'nye voprosy informatsionnoy bezopasnosti molodezhi v usloviyakh gibridnoy voyny [Topical issues of information security of youth in the context of hybrid war].Interaktivnaya nauka, 10(75), 43-45.
Tu, H.-F., Skalkidou, A., Lindskog, M., & Gredeback, G. (2021). Maternal childhood trauma and perinatal distress are related to infants’ focused attention from 6 to 18 months. Scientific Reports, 11(1). doi: 10.1038/s41598-021-03568-2.
Wanless, J. B. (2018) Under ISIS, the Children Struggling in Iraq.International Rescue Committee. Retrieved from https://www.rescue.org/article/born-under-isis-children-struggling-iraq.
Werner, E. E. (2012). Children and war: risk, resilience, and recovery. Development and Psychopathology, 24(2), 553-558. doi: 10.1017/S0954579412000156.
Zhang, N., Lee, S. K., Zhang, J., Piehler, T., & Gewirtz, A. (2020). Growth trajectories of parental emotion socialization and child adjustment following a military parenting intervention: A randomized controlled trial. Developmental Psychology, 56(3), 652-663. doi: 10.1037/dev0000837.
Ziv, A., Kruglanski, A. W., & Shulman, S. (1974). Children's psychological reactions to wartime stress. Journal of Personality and Social Psychology, 50(1), 24-30. doi: 10.1037/h0036611.
Целищева, З. А. (2022). Актуальные вопросы информационной безопасности молодежи в условиях гибридной войны. Интерактивная наука, 10(75), 43-45.