Интеллектуальная оценка риска как индикатор психологического здоровья молодежи в условиях ситуаций риска и неопределенности
Современное общество характеризуют понятием «общество риска» в связи с изменчивостью и непредсказуемостью политических, социальных и эпидемиологических процессов. Пандемия COVID-19 актуализировала обращение к проблематике неопределенности и реагирования на данную ситуацию. Новые угрозы психологическому благополучию населения определяют необходимость поиска дополнительных когнитивных и личностных ресурсов, способствующих становлению психологического здоровья человека. Интеллектуальная оценка риска является малоизученным феноменом, поэтому большой интерес представляет исследование роли этого концепта в сохранении и становлении психологического здоровья молодежи в условиях неопределенности. Цель исследования - оценка и анализ взаимосвязи психологического здоровья и интеллектуальной оценки риска молодежи в условиях ситуации риска и неопределенности. Материалы и методы исследования. Выборка исследования включала 555 человек (307 - студенты вузов; 248 - работающая молодежь). Методы исследования: опросник «Спектр психологического здоровья», MHC-SF (C.L.M. Keyes, адаптация Е.Н. Осин); опросник «Шкала интеллектуальной оценки риска» (G. Craparo et al., адаптация Т.В. Корниловой, Е.М. Павловой). Использовались методы факторного и дисперсионного анализа. В результате использования факторного анализа выявлено три значимых фактора: «Когнитивноличностный ресурс», «Личностный ресурс устойчивости», «Ресурс благополучия». Введен индекс интеллектуальной оценки риска (индекс ИОР, образует единую структуру с показателями психологического здоровья). Дисперсионный анализ измеренных характеристик студенческой и работающей молодежи показал отсутствие отличий по параметрам когнитивно-личностного ресурса. Несмотря на высокие значения самоэффективности и воображения, студенты оказываются менее психологически устойчивыми, проявляют низкую степень толерантности к ситуации неопределенности и имеют более низкие показатели психологического здоровья в сравнении с выборкой работающей молодежи. Полученные результаты могут быть использованы для реализации психологических практик, направленных на развитие ресурсов психологического здоровья молодежи и ее устойчивости к воздействию рисков.
Ключевые слова
общество риска,
ситуация неопределенности,
психологическое здоровье,
студенты,
молодежь,
индекс интеллектуальной оценки риска,
самоэффективность,
воображение,
психологическое благополучиеАвторы
Левицкая Татьяна Евгеньевна | Томский государственный университет | кандидат психологических наук, заведующая кафедрой генетической и клинической психологии | levic69@mail.ru |
Назметдинова Дилара Гамзатовна | Томский государственный университет | старший преподаватель кафедры генетической и клинической психологии | dilara86@bk.ru |
Маркман Ирина Юрьевна | Томский государственный университет | студент факультета психологии | ira.markman@gmail.com |
Богомаз Сергей Александрович | Томский государственный университет | доктор психологических наук, профессор кафедры генетической и клинической психологии | bogomazsa@mail.ru |
Цехмейструк Екатерина Александровна | Томский государственный университет | кандидат психологических наук, доцент кафедры генетической и клинической психологии | mea2887@mail.ru |
Всего: 5
Ссылки
Асмолов, А. Г. (2018). Психология современности: вызовы неопределенности, сложности, разнообразия. В кн.: А.Г. Асмолов (ред.). Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен (с. 13-29). М.: ЯСК.
Борисов, Г.И. (2020). Подходы к изучению психологического благополучия. В кн.: С. Б. Малых, Т. И. Тихомирова, И.А. Ершова (ред.). Психология образования: современный вектор развития (с. 157-174). Екатеринбург: Изд-во Урал. фед. ун-та им. первого Президента России Б. Н. Ельцина.
Дубровина, И. В. (2020). Феномен "психологическое благополучие" в контексте социальной ситуации развития. Вестник практической психологии образования, 17(3), 9-21.
Дубровина, И. В. (2022). Психологическое здоровье личности как феномен. Гуманизация образования, 4, 35-43.
Корнилова, Т. В., Павлова, Е. М. (2020). Шкала интеллектуальной оценки риска и ее связь с готовностью к риску и эмоциональным интеллектом. Консультативная психология и психотерапия, 28(4), 59-78.
Маслоу, А. (1997). Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия.
Минияров, В. M., Шакурова, A. A. (2024). Ценностное отношение личности к своему психологическому здоровью: подходы к определению. Вестник университета, 3, 213-220.
Нестик, Т. А., Журавлев, А. Л. (2018). Отношение к глобальным рискам: социально-психологический анализ. Психологический журнал, 39(1), 127-138.
Осин, Е. Н., Леонтьев, Д. А. (2020). Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1, 117-142.
Рябцева, Е. В. (2021). Влияние пандемии Covid-19 на психологическое здоровье человека: обзор литературы. Инновационная наука, 8-2, 39-41.
Соколовская, Л. Б. (2012). Критерии психологического здоровья человека. В сб.: И. О. Логинова (ред.). Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с. 50-59). Красноярск: Версо.
Филенко, И. А., Богомаз, С. А. (2022). Изменение характеристик регуляторных процессов и ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях пандемии. Сибирский психологический журнал, 83, 46-66.
Филоненко, И. С. (2022). Апробация методики "Индивидуальная модель психологического здоровья". Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Психология, 2(32), 63-73.
Хисариева, Н. А. (2022). Взаимосвязь психологического здоровья и адаптированности студентов к вузу. Вестник магистратуры, 2-1(125), 104-110.
Шестова, М. А. (2021). Связи эмоциональной сферы и толерантности к неопределенности с продуктивными стратегиями принятия решений. Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки, 18(3), 145-156.
Alwan, M. H. (2023). Impact of COVID-19 on Dental Students'. Psychological Health, 8(2), 6-12.
Baizhumanova, B., Berdibayeva, S., Arzymbetova, S., Garber, A., Duanayeva, S. & Kulzhabayeva, L. (2024). Role of Stress and Resilience in the Psychological Health of Students Studying Abroad. The Open Psychology Journal, 17: e18743501309040.
Bokhan, T. G., Galazhinsky, E. V., Leontiev, D. A., Rasskazova, E. I., Terekhina, O. V., Ulyanich, A. L.,... & Vidyakina, T. A. (2021). Covid-19 and subjective well-being: perceived impact, positive psychological resources and protective behavior. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 18(2), 259-275.
Craparo, G., Magnano, P., Paolillo, A. & Costantino, V. (2018). The Subjective Risk Intelligence Scale. The development of a new scale to measure a new construct. Current Psychology, 37(4), 966-981.
Deb, S., Dorji, N., Kar, S., Sunny, A. M., Deb, S., Ghosh, S., & Chakraborty, S. (2023). COVID-19 and stress of Indian youth: An association with background, on-line mode of teaching, resilience and hope. Journal of Affective Disorders Reports, 12, 100502.
Evans, D. (2012). Risk Intelligence: How to Live with Uncertainty. London: Atlantic Books.
Harwood, L. (2020). Pandemic Uncertainty: Considerations for Nephrology Nurses. Nephrology Nursing Journal, 47(2), 127-130.
Kharel, I., Shrestha, P., Maharjan, L., Pandit, R., Malla-Pradhan, R., & Paudel, M. (2024). Depression, Anxiety and Stress of COVID-19 among Bachelor students in Health Science Colleges of Kathmandu. Morgan Journal of Interdisciplinary Research Studies, 1(1), 15-24.
Lamers, S. M. A., Westerhof, G. J., Bohlmeijer, E. T., ten Klooster, P. M. & Keyes, C. L. M. (2011). Evaluating the Psychometric Properties of the Mental Health Continuum-Short Form (MHC-SF). Journal of Clinical Psychology, 67(1), 99-110.
Li, Z., Liang, X., Liao, J., Li, M. J., Ji, F. B. & Xiao, W. (2022). Technologies to support the psychological health and well-being of social workers in China, Research Result. Sociology and Management, 8(4), 47-56.
Magnano, P., Santisi, G., Zammitti, A., Zarbo, R., Scuderi, V. E., Valenti, G. D. & Faraci, P. (2022). The Relationship between Subjective Risk Intelligence and Courage with Working Performance: The Potential Mediating Effect of Workplace Social Courage. European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education, 12, 431-444.
Park, C. L. (2020). Religiousness and meaning making following stressful life events. In The science of religion, spirituality, and existentialism (pp. 273-285). Academic Press.
Pfattheicher, S., Nockur, L., Böhm, R., Sassenrath, C. & Petersen, M. (2020). The emotional path to action: Empathy promotes physical distancing during the COVID-19 pandemic. Psychological Science, 31(11), 1363-1373.
Santosha, S., Tiwari, V., Chand, S., Dikkatwar, M., Roy, S. & Bindu, R. (2024). Factors Affecting Psychological Health in the COVID-19 Pandemic. Current Psychiatry Research and Reviews, 20.
Slovic, P., & Peters, E. (2006). Risk perception and affect. Current Directions in Psychological Science, 15(6), 322-325.
Wolf, L. J., Haddock, G., Manstead, A. S., & Maio, G. R. (2020). The importance of (shared) human values for containing the COVID-19 pandemic. British Journal of Social Psychology, 59(3), 618-627.
Żemojtel-Piotrowska, M., Piotrowski, J. P., Osin, E. N., Cieciuch, J., Adams, B. G., Ardi, R.,... & Maltby, J. (2018). The mental health continuum-short form: The structure and application for cross-cultural studies-A 38 nation study. Journal of Clinical Psychology, 74(6), 1034-1052.
Zhang, D. C. (2019). Development and validation of the General Risk Propensity Scale (GRiPS). Journal of Behavioral Decision Making, 32, 152-167.
Zhu, C., Shengmei, P., Liu, J. I. & Duan, Q. (2024). Current Progress, Challenges and Prospects in the Development of COVID-19 Vaccines. Drugs, 84(4).